Б01: 10.31249/аре/2022.02.12
Щербакова Ю.А.1, 2022
Евро-атлантический вектор во внешней политике Словацкой Республики
Аннотация. В статье рассматриваются обстоятельства вступления Словацкой Республики в НАТО. Отмечаются особенности этого процесса, отличающие его от процесса вступления в Североатлантический альянс трех других бывших социалистических стран - Чехии, Венгрии и Польши. Автор выделяет два периода в становлении Словакии как члена НАТО. В 19941998 гг., когда у власти в стране находилось правительство Владимира Мечиара, внешняя и внутренняя политика которого критиковалась западными державами как недемократическая, наблюдалось некоторое замедление интеграции Словакии в евро-атлантические структуры. С приходом к власти после парламентских выборов 1998 г. прозападно ориентированной оппозиции во главе с Микулашем Дзуриндой Словакия начала энергично продвигать евро-атлантическое направление в своей внешней политике, и в 2004 г. она стала членом НАТО.
Тем не менее одобрение членства в Альянсе не является всеобщим в словацком обществе: в стране существуют отдельные политические силы, выступающие за выход Словацкой Республики из НАТО. При этом словацкий президент Зузана Чапутова, премьер-министр Петер Пеллегрини, а также словацкий парламент неоднократно, особенно в последнее время, выражали поддержку евро-
1 Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).
атлантической ориентации страны, рассматривая членство в НАТО не только с точки зрения обеспечения безопасности, но как свидетельство принадлежности Словакии к сообществу демократических государств.
Ключевые слова: Словацкая Республика, НАТО, демократия, Оборонная стратегия Словакии (2021), Стратегия безопасности Словакии (2021).
Сразу же после «бархатного развода» с Чехией и провозглашения независимости в январе 1993 г. Словацкая Республика заявила о своем намерении присоединиться к Евро-Атлантическому сообществу. Премьер-министр Владимир Мечиар и президент Михал Ковач посетили с официальными визитами штаб-квартиру НАТО соответственно 23 февраля и 4 ноября 1993 г. Одной из главных задач внешней политики нового государства было провозглашено вступление в НАТО и ЕС. Однако, в отличие от других стран - участниц Вишеградской группы (V4 - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), Словацкая Республика в 1999 г. не вошла в группу стран «четвертого расширения» НАТО. Правительство Словакии, определяющее курс внутренней и внешней политики страны и ответственное перед парламентом, несмотря на неоднократные заявления о приоритетности вступления в НАТО, на деле в соответствии с позицией правящей коалиции проводило политику, подвергавшуюся критике со стороны европейских стран. В 1994-1998 гг. Словакия имела в Европе репутацию «проблемной страны с антидемократическими устоями». На Мадридском саммите НАТО в июле 1997 г. политика, проводимая правительством В. Мечиара, была названа неприемлемой, и Словакия не только не получила приглашения в НАТО, подобно ее партнерам по Више-градской группе, но даже не была названа вероятным кандидатом на вступление в Альянс на следующем этапе его расширения [Wolf, 1999].
Последовавшие события показали, что для присоединения к евро-атлантическим структурам Словакия имела такие же возможности, как Чехия, Польша и Венгрия; требовалось лишь провести политические и экономические преобразования. Но политическое руководство Словацкой Республики во главе с ее премьер-222
министром В. Мечиаром (Народная партия - Движение за демократическую Словакию), которое пришло к власти после выборов в 1994 г., не воспользовалось предоставившимися возможностями в полной мере. И хотя все словацкие правительства 1994-1998 гг. выражали желание, чтобы Словакия стала членом НАТО, входившие в их состав представители Словацкой народной партии и Объединения рабочих Словакии открыто занимали антинатовские позиции.
В целом внешняя политика, проводившаяся Словацкой Республикой в 1994-1998 гг., сводилась к попыткам найти своего рода баланс между Западом и Россией (подробнее см.: [Щербакова, 2008]).
Ситуация изменилась после прихода к власти в 1998 г. правительства во главе с христианским демократом Микулашем Дзу-риндой, которое провозгласило курс на интеграцию Словакии в евро-атлантические структуры безопасности. В соответствии с принятым в июне 1999 г. на Вашингтонском саммите Планом действий по членству в НАТО правительство Словакии утвердило Программу по подготовке страны к вступлению в Североатлантический альянс. В октябре того же года правительство одобрило План действий по членству в НАТО.
В марте 2001 г. парламент Словацкой Республики принял новую Стратегию безопасности. В документе нашли свое отражение текущие изменения в международной расстановке сил, а также были обозначены обязательства Словакии по вступлению в НАТО. В ноябре 2002 г. на Пражском саммите Словацкую Республику вместе с шестью другими государствами-кандидатами пригласили начать переговоры о вступлении в Североатлантический союз. Наконец, после двух раундов обсуждений, правительство Словакии в марте 2003 г. утвердило Письмо о намерениях, подтверждавшее готовность официальной Братиславы присоединиться к НАТО [Правительство Словакии ..., 2003].
Премьер-министр Словакии М. Дзуринда выразил надежду, что процесс, связанный с вступлением страны в НАТО, «пройдет в парламенте быстро и гладко». Он заверил, что Словакия еще до превращения в полноправного члена НАТО проведет существенную реформу своих вооруженных сил. Министр иностранных дел
Э. Кукан сообщил членам правительства, что Словакия выделит в бюджет Альянса в 2004 г. 120 млн словацких крон (1 доллар США равен 39 кронам), а в 2005 г. - 180 млн словацких крон [Правительство Словакии ..., 2003].
В интервью братиславской газете «Правда» представитель Министерства обороны Словацкой Республики Ю. Дюрина сообщил, что в 2002 г. из госбюджета Словакии на проведение информационной кампании в поддержку вступления страны в НАТО было выделено более 700 тыс. долл. США. По его словам, главная цель этой акции - обеспечить поддержку более 60% населения страны в вопросе присоединения Словакии к Североатлантическому альянсу. Ю. Дюрина отметил, что, согласно опросам общественного мнения, однозначно за присоединение Словакии к НАТО высказываются лишь 27,8% словаков. При этом в целом с идеей о вступлении страны в Альянс согласны 33,2% граждан республики, 11 - категорически против этого, а 19,6% опрошенных согласны с этим не полностью [Словакия не жалеет ..., 2002].
Средства на подготовку рекламных роликов, телепрограмм, передач и статей получили государственный телеканал СТВ, некоторые частные телеканалы, Словацкое радио, многие центральные и региональные печатные издания. Так, популярная частная телекомпания «Маркиза» получила почти 7 млн крон. За эти деньги она трижды в сутки выпускала в эфир программы, в которых известные представители культуры, науки и бизнеса агитировали сограждан за вступление страны в НАТО. Особое внимание уделялось электронным СМИ, которым принадлежит ключевая роль в формировании общественного мнения [Ibid.].
2 марта 2004 г. генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер официально пригласил семь государств-кандидатов стать членами Альянса. На церемонии в Вашингтоне 29 марта 2004 г. Словацкая Республика стала полноправным членом НАТО. При этом Словакия взяла на себя обязательство реформировать свои вооруженные силы и обновить их материально-техническую базу в соответствии с требованиями, которые предъявляются ко всем армиям стран - участниц НАТО. Она стремилась создать высокопрофессиональные, мобильные, хорошо обученные воинские
подразделения. С января 2006 г. словацкая армия стала полностью профессиональной. Были созданы специальные подразделения повышенной готовности, способные участвовать в различных миссиях Альянса [Взаимодействие ..., 2022].
Словацкая Республика принимала активное участие в операциях НАТО на Балканах (в составе сил IFOR, SFOR, KFOR), в Афганистане и Ираке, словацкий воинский контингент вошел в состав Сил быстрого реагирования НАТО. В рамках НАТО словацкие военные специалисты в основном занимаются проблемами, связанными с зашцтой от оружия массового уничтожения (ОМУ) и проведением минно-инженерных работ. В Словакии находится несколько учебных центров для военнослужащих из стран - участниц НАТО, где готовят специалистов по защите от ОМУ и по противодействию терроризму [Ibid.].
Словакия выступает за дальнейшее расширение НАТО и ЕС, рассчитывая, что этот процесс позволит преобразовывать европейское политическое пространство и сделать его более предсказуемым. Она оказывает помощь Украине, Сербии, Боснии и Герцеговине в их продвижении по пути вступления в Североатлантический альянс [Ibid.].
В свою очередь, Соединенные Штаты приняли решение предоставить Словацкой Республике 46 млн долл. для модернизации авиабаз словацких ВВС. В интервью Словацкому радио пресс-секретарь Министерства обороны Словакии Д. Цапакова сообщила, что эти ассигнования будут использованы для модернизации авиабазы Кухине на западе республики, а также авиабазы Слиач в центральной части страны (в частности, для ремонта взлетно-посадочных полос и увеличения мощностей по складированию авиационного топлива). Именно эти авиабазы использует авиация стран - участниц НАТО во время проводящихся в Словакии учений [США выделит ..., 2018].
В апреле 2018 г. Государственный департамент США одобрил продажу Словакии 14 истребителей F-16 на сумму 2,91 млрд долл. В сделанном по этому поводу заявлении указывалось, что Словакия запросила покупку 14 новых истребителей, поскольку
стремится полностью обновить свой военный авиапарк, ранее состоявший из 12 МиГ-29 [США выделит ..., 2018].
Референдум по вопросу о вступлении страны в НАТО в Словакии не проводился. Опросы общественного мнения, проводившиеся в Венгрии, Чехии и Словакии, показывают, что Словакия, с одной стороны, является второй (после Венгрии) наиболее еврооп-тимистичной страной в группе (вдобавок это единственная страна в У4, принявшая евро), с другой - выказывает самую высокую склонность к пророссийской ориентации - 12% (что, впрочем, все равно почти вдвое меньше поддержки прозападной ориентации -23%), с третьей стороны - демонстрирует самый высокий уровень антиамериканизма, с четвертой - самую высокую (50%) поддержку членства страны в НАТО. Большинство респондентов (52%) хотят, чтобы Словакия находилась вне традиционного разделения между Востоком и Западом, где-то посередине между ними [БЬгедпа Бигора ..., 2016, 8. 6].
При этом отдельные представители словацкой политической элиты выступают за выход страны из Североатлантического альянса. Так, экс-премьер Словакии, бывший словацкий министр юстиции Ян Чарногурский в интервью газете «Известия» в октябре 2017 г. заявил: «Словакия должна покинуть ряды НАТО, потому что Альянс никоим образом не охраняет нашу страну. У Словакии ни с одной страной мира нет конфронтации. А некие разногласия, например с Венгрией, эффективнее решаются на уровне ЕС. Членство в НАТО лишь втягивает Братиславу в искусственно созданный конфликт с Россией - страной, с которой большинство словаков хотят иметь дружеские отношения. При этом конфронтация с Москвой является результатом борьбы за мировую гегемонию со стороны США. Более того, НАТО не способно обеспечить безопасность Европе в целом, если говорить о таких актуальных угрозах, как международный терроризм или наплыв мигрантов в Европу. Поэтому весьма возможно, что в течение 10 лет Словакия выйдет из НАТО» [Чарногурский, 2017].
За проведение референдума о выходе Словакии из НАТО также выступала парламентская оппозиция - праворадикальная партия «Котлеба - Народная партия Наша Словакия», собиравшая
подписи под петицией о проведении референдума по этому поводу. Согласно Конституции Словакии, для проведения референдума нужно собрать 350 тыс. подписей. Председатель отделения партии района Чадца Жилинского края Ф. Дрозд в мае 2017 г. сообщил, что половину подписей партия уже собрала [Словакия собирает ..., 2017].
Недовольство членством Словакии в НАТО проявилось и на многочисленных митингах (не связанных с деятельностью партии «Котлеба - Народная партия Наша Словакия»), проходивших по всей стране после того, как в 2017 г. в Братиславе был открыт новый командный штаб НАТО. Участники митингов выступали против размещения в Словацкой Республике иностранных военных баз и военнослужащих, а также против того, чтобы территория страны использовалась для транзитного перемещения войск НАТО, предназначенных для усиления восточного фланга Альянса [там же]
Тем не менее, несмотря на недовольство, которое проявляют граждане Словакии и отдельные представители словацкой политической элиты по поводу членства страны в НАТО, Словацкая Республика планирует до 2030 г. потратить примерно 6,5 млрд евро на модернизацию своих вооруженных сил. Расходы на оборону предполагается увеличить с 1,2% ВВП в 2019 г. до 1,6% в 2020 г. и до 2,0% к 2024 г. [Словакия отложила ..., 2018].
Единодушную поддержку евро-атлантической ориентации словацкой внешней политики выразили победившие на выборах 2019 г. президент Словакии Зузана Чапутова (социально-либеральная проевропейская партия «Прогрессивная Словакия»), спикер национального парламента Андрей Данко (националистическая Словацкая национальная партия) и премьер Петер Пеллегрини (левоцентристская партия «Курс - социальная демократия»), в июне 2019 г. подписавшие совместную декларацию, подтверждающую внешнеполитическую ориентацию Словацкой Республики на Евросоюз и НАТО. Тем самым они присоединились к опубликованной в октябре 2017 г. Совместной декларации конституционных должностных лиц о приоритете членства Словакии в ЕС и НАТО.
В декларации 2017 г. говорилось: «Стратегическим интересам Словацкой Республики соответствует неукоснительное следо-
вание проевропейской и проатлантической ориентации. Членство в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора представляет собой основу безопасности, стабильности и процветания нашей страны; соответствует ценностям демократии, верховенства закона и основных прав и свобод человека, которые лежат в основе нашего государства; оно является выражением ци-вилизационной принадлежности Словацкой Республики, усиливает ее внешнеполитическое влияние и поддерживает ее развитие. Однако в последние годы в Словакии был утрачен широкий политический консенсус по этим основополагающим вопросам. На политической сцене открыто высказываются мнения против более глубокого сотрудничества Словакии в ЕС, против европейского проекта как такового, а также мнения, ставящие под сомнение членство в Североатлантическом альянсе и выполнение своих обязательств перед нашими союзниками» [УуЫа8ете ..., 2017].
В декларации 2019 г. было сказано, что конституционные представители органов власти уверены, что будущее Словакии связано с ее пребыванием в ядре ЕС при постоянном расширении зоны евро, а также выражалось намерение укреплять безопасность словацких граждан и поддерживать выполнение союзнических обязательств, включая достижение «целевого показателя» расходов на оборону в размере 1,6% ВВП к 2020 г. [РпЫ^ете ..., 2019].
Еще одним доказательством преимущественно евро-атлантической внешнеполитической ориентации Словакии стали документы, принятые Национальным советом Словацкой Республики (словацким парламентом) в январе 2021 г., - Оборонная стратегия и Стратегия безопасности Словацкой Республики. Впервые за 16 лет эти документы были одобрены не только правительством, но и парламентом.
В Стратегии безопасности Словакии отмечается, что в настоящее время глобальная безопасность находится под угрозой, что оказывает непосредственное влияние на безопасность и устойчивость Словацкой Республики. В этих условиях Словакия заявляет о поддержке соблюдения принципов и норм международного права и декларирует свою принадлежность к Организации Объединенных Наций. США рассматриваются как стратегический союз-
ник Словакии в НАТО. В документе выражается желание развивать отношения с Россией, хотя отмечается, что конфронтационный подход РФ к взаимодействиям в военной сфере, сфере безопасности и политической сфере является серьезным вызовом безопасности для всего евро-атлантического региона. Китай рассматривается как важный партнер в решении глобальных проблем, а также как экономический и технологический конкурент и системный соперник ЕС. Документ поддержали 77 депутатов из 122 присутствующих, 14 проголосовали против и 31 воздержался [BezpeCnostna ..., 2021].
В Оборонной стратегии Словакии говорится, что основной целью оборонной политики Словацкой Республики является сохранение ее суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Словакия считает коллективную оборону в рамках НАТО наиболее эффективным способом обороны. «Членство в НАТО и Европейском союзе позволяет Словацкой Республике совместно с другими союзниками и партнерами создавать силы и выделять средства, которые она была бы не в состоянии обеспечить самостоятельно», - говорится в документе. Из 120 присутствующих депутатов 108 поддержали документ, 11 выступили против и один воздержался [ОЬгаппа ..., 2021].
Словацкая Республика, ставшая суверенным государством в 1993 г. после «мирного распада» Чехословакии, с первых дней своего существования заявила о намерении вступить в НАТО. Однако в 1994-1998 гг. процесс присоединения страны к Североатлантическому альянсу несколько замедлился из-за недовольства ведущих западных стран внутренней и внешней политикой, которую проводило правительство Владимира Мечиара.
Ситуация кардинально изменилась после парламентских выборов 1998 г., когда к власти в стране пришло правительство Микулаша Дзуринды - политика, известного своими проамериканскими взглядами. Словакия твердо и решительно встала на путь присоединения к НАТО, на что указывает ряд официальных
документов, принятых ее парламентом и правительством. И хотя результаты опросов общественного мнения, выступления граждан, а также позиция отдельных словацких политиков свидетельствуют о том, что идея о членстве Словацкой Республики в НАТО не пользуется безусловным одобрением в обществе, представители высшей политической элиты страны в последнее время определенно и неоднократно высказывались в поддержку евро-атлантической ориентации словацкой внешней политики. Сторонники этого подхода рассматривают членство страны в НАТО не только с точки зрения обеспечения безопасности, но прежде всего как свидетельство цивилизационной принадлежности Словацкой Республики к сообществу демократических государств.
Литература
Взаимодействие Словакии и НАТО / НАТО. - Брюссель, 2022. -URL: Ьйрв://нато.рф/ги/ slovakia.html (дата обращения: 26.02.2022).
Правительство Словакии единогласно утвердило документы о вступлении страны в НАТО // РИА Новости. - Москва, 2003. - 27.03. -URL: https://ria.ru/20030327/356700.html (дата обращения: 26.02.2022).
Словакия не жалеет денег на вступление в НАТО // Podrobnosti. -Киев, 2002. - 30.01. - Access denied from Russian Fédération IP-addresses. -URL: https://podrobnosti.ua/14301-slovakija-ne-zhaleet-deneg-na-vstuplenie-v-nato.html (дата обращения: 26.02.2022).
Словакия отложила решение о замене российских истребителей // Европейская правда. - Киев, 2018. - 20.06. - URL: https://www.eurointegra tion. com.ua/rus/news/2018/06/20/7083394/ (дата обращения: 26.02.2022).
Словакия собирает голоса за выход из НАТО // Известия. - Москва, 2017. - 18.05. - URL: https://iz.ru/news/707840 (дата обращения: 26.02.2022).
США выделит 46 млн долларов Словакии : НАТО укрепляет «восточное крыло» // Военное обозрение. - Москва, 2018. - 19.04. - URL: https://topwar.ru/140169-ssha-vydelit-46-mIn-dollarov-slovakii-nato-ukreply aet-vostochnoe-krylo.html (дата обращения: 26.02.2022).
Чарногурский Я. НАТО втягивает страны альянса в конфликт с Москвой : интервью / / Известия. - Москва, 2017. - 24.10. - URL: https://iz.ru/660302/dmitrii-laru/nato-vtiagivaet-strany-aliansa-v-konflikt-s-moskvoi (дата обращения: 26.02.2022).
Щербакова Ю.А. Место Словакии в современном мире : геополитический аспект // Восточная Европа в современной геополитике / РАН, ИНИОН. - Москва, 2008. - С. 150-163.
Bezpecnostna strategia Slovenskej republiky / Narodnou radou Slovenskej republiky. - Bratislava, 2021. - 27.01. - 23 s. - URL: https://www.nbu.gov.sk/wp-content/uploads/urad/Bezpecnostna-strategia-SR-2021.pdf (date of access: 26.02.2022).
Obranna strategia Slovenskej republiky / Narodnou radou Slovenskej republiky. - Bratislava, 2021. - 27.01. - 15 s. - URL: https://www.nbu.gov. sk/wp-content/uploads/urad/Obranna-strategia-SR-2021.pdf (date of access: 26.02.2022).
Prihlasenie sa najvyssich ustavnych cinitel'ov k spolocnemu vyhlaseniu ustavnych Cinitel'ov k prioritam clenstva Slovenskej republiky v Europskej unii a Severoatlantickej aliancii / Kancelaria prezidenta SR. - Bratislava, 2019. -27.06. - URL: https://www.prezident.sk/article/prihlasenie-sa-najvyssich-ustavnych-ciniteov-k-spolocnemu-vyhlaseniu-ustavnych-ciniteov-k-prioritam-clenstva-slovenskej-republiky-v-europskej-unii-a-severoatlantickej-aliancii-pod pisane-23-oktobra-2017-v-bratislave/ (date of access: 26.02.2022).
Stredna Europa pod palbou ruskej propagandy : skumanie postojov verejnosti v Cechach, Mad'arsku a na Slovensku / GLOBSEC Policy Institute. -Bratislava, 2016. - 14 s. - URL: https://www.globsec.org/wp-content/ uploads/2017/09/globsec_trends_2016_sk.pdf (date of access: 26.02.2022).
Vyhlasenie ustavnych Cinitel'ov k prioritam Clenstva Slovenskej republiky v Europskej unii a v Severoatlantickej aliancii / Urad vlady Slovenskej republiky. - Bratislava, 2017. - 23.10. - URL: https://www.vlada. gov. sk//vyhlasenie-ustavnych-cinitelov-k-prioritam-clenstva-slovenskej-repub liky-v-europskej-unii-a-v-severoatlantickej-aliancii/ (date of access: 26.02.2022).
Wolf K. Slovensko do NATO nevstupuje. Proc? // iDNES. - Bratislava, 1999. - 12.03. - URL: https://www.idnes.cz/zpravy/zahranicni/slovensko-do-nato-nevstupuje-proc. A_990312_142820_zahranicni_kub (date of access: 26.02.2022
DOI: 10.31249/ape/2022.02.12
Shcherbakova Yu.A.1, 2022 The Euro-Atlantic vector in the foreign policy of the Slovak Republic
Abstract. The article deals with the circumstances of the Slovak Republic's accession to NATO. The peculiarities of this processare noted,
1 Shcherbakova Yuliya Aleksandrovna - Ph.D. in History, Senior Researcher INIONRAS (juli.bak@mail. ru).
which distinguish it from the accession to the North Atlantic Alliance of three other former socialist countries - the Czech Republic, Hungary and Poland. The author distinguishes two periods in the formation of Slovakia as a member of NATO. In 1994-1998, when the government of Vladimir Meciar, whose foreign and domestic policy was criticized by Western countries as undemocratic, was in power, there was some slowdown in Slovakia's integration into Euro-Atlantic structures. In 1998, as a result of parliamentary elections pro-Western politicians led by Mikulas Dzurinda came to power, and Slovakia began to vigorously promote the Euro-Atlantic orientation in its foreign policy, and in 2004 it became a member of NATO.
However, the approval of membership in the Alliance is not total in Slovak society: there are various political forces in the country that advocate the withdrawal of the Slovak Republic from NATO. At the same time, Slovak President Zuzana Caputova, Prime Minister Peter Pellegrini, as well as the Slovak Parliament have repeatedly, especially recently, expressed support for the country's Euro-Atlantic orientation, considering NATO membership not only in terms of security, but as a proof of Slovakia's belonging to the community of democratic states.
Keywords: Slovak Republic, NATO, democracy, Defense Strategy of Slovakia (2021), Security Strategy of Slovakia (2021).
References
Bezpecnostna strategia Slovenskej republiky. (2021) / Narodnou radou Slovenskej republiky. - Bratislava. - 27.01. - 23 p. - URL: https://www.nbu. gov.sk/wp-content/uploads/urad/Bezpecnostna-strategia-SR-2021.pdf (date of access: 26.02.2022).
Charnogursky Ya. (2017). NATO is dragging the countries of the Alliance into a conflict with Moscow: an interview [NATO vtyagivaet strany al'yansa v konflikt s Moskvoi: interv'yu] // Izvestiya. - Moscow. - 24.10. - URL: https://iz.ru/660302/dmitrii-laru/nato-vtiagivaet-strany-aliansa-v-konflikt-s-moskvoi (date of access: 26.02.2022).
Cooperation between Slovakia and NATO [Vzaimodeistvie Slovakii i NATO]. (2022) / NATO. - Brussels. - URL: https://HaTo.p^/ru/slovakia.html (date of access: 26.02.2022).
Obranna strategia Slovenskej republiky. (2021) / Narodnou radou Slovenskej republiky. - Bratislava. - 27.01. - 15 p. - URL: https://www.nbu. gov.sk/wp-content/uploads/urad/Obranna-strategia-SR-2021.pdf (date of access: 26.02.2022).
Prihläsenie sa najvyssich ustavnych cinitel'ov k spolocnemu vyhlaseniu ustavnych cinitel'ov k prioritam Clenstva Slovenskej republiky v Europskej unii a Severoatlantickej aliancii. (2019) / Kanceläria prezidenta SR. - Bratislava. -27.06. - URL: https://www.prezident.sk/article/prihlasenie-sa-najvyssich-ustavnych-ciniteov-k-spolocnemu-vyhlaseniu-ustavnych-ciniteov-k-prioritam-clenstva-slovenskej-republiky-v-europskej-unii-a-severoatlantickej-aliancii-pod pisane-23-oktobra-2017-v-bratislave/ (date of access: 26.02.2022).
Shcherbakova Yu.A. (2008). The place of Slovakia in the modern world : geopolitical aspect [Mesto Slovakii v sovremennom mire : geopoliticheskii aspekt] // Eastern Europe in modern geopolitics / RAS, INION. - Moscow. - P. 150-163.
Slovakia collects votes for leaving NATO [Slovakiya sobiraet golosa za vykhod iz NATO]. (2017) // Izvestia. - Moscow. - 18.05. - URL: https://iz.ru/ news/707840 (date of access: 26.02.2022).
Slovakia postponed the decision to replace Russian fighters [Slovakiya otlozhila reshenie o zamene rossiiskikh istrebitelei]. (2018) // Evropeiskaya pravda. -Kyiv. - 20.06. - URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/ 2018/06/20/7083394/ (date of access: 26.02.2022).
Slovakia spares no expense in joining NATO [Slovakiya ne zhaleet deneg na vstuplenie v NATO]. (2002) // Podrobnosti. - Kyiv. - 30.01. - (Access denied from Russian Federation IP-addresses). - URL: https://podrobnosti.ua/14301-slovakija-ne-zhaleet-deneg-na-vstuplenie-v-nato.html (date of access: 26.02.2022).
Strednä Europa pod palbou ruskej propagandy : skumanie postojov verejnosti v Cechäch, Mad'arsku a na Slovensku. (2016) / GLOBSEC Policy Institute. - Bratislava. - 14 p. - URL: https://www.globsec.org/wp-content/ uploads/2017/09/globsec_trends_2016_sk.pdf (date of access: 26.02.2022).
The Government of Slovakia unanimously approved the documents on the country's accession to NATO [Pravitel'stvo Slovakii edinoglasno utverdilo dokumenty o vstuplenii strany v NATO]. (2003) // RIA Novosti. - Moscow. -27.03. - URL: https://ria.ru/20030327/356700.html (date of access: 26.02.2022).
US will allocate 46 million dollars to Slovakia : NATO strengthens the «eastern wing» [SShA vydelit 46 mln dollarov Slovakii: NATO ukreplyaet «vostoch-noe krylo»]. (2018) // Military Review. - Moscow. - 19.04. - URL: https:// topwar.ru/140169-ssha-vydelit-46-mln-dollarov-slovakii-nato-ukreplyaet-vosto chnoe-krylo.html (date of access: 26.02.2022).
Vyhläsenie ustavnych Cinitel'ov k prioritam Clenstva Slovenskej republiky v Europskej unii a v Severoatlantickej aliancii. (2017) / Urad vlädy Slovenskej republiky. - Bratislava. - 23.10. - URL: https://www.vlada. gov. sk//vyhlasenie-ustavnych-cinitelov-k-prioritam-clenstva-slovenskej-repub liky-v-europskej-unii-a-v-severoatlantickej-aliancii/ (date of access: 26.02.2022).
Wolf K. (1999). Slovensko do NATO nevstupuje. Proc? // iDNES. -Bratislava. - 12.03. - URL: https://www.idnes.cz/zpravy/zahranicni/slovens ko-do-nato-nevstupuje-proc.A_990312_142820_zahranicni_kub (date of access: 26.02.2022).