Научная статья на тему 'ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА СИМВОЛИЗАЦИИ УСПЕХА РЕЦ. НА КН.: БАКУМЕНКО Г. В. ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА СИМВОЛОВ УСПЕХА: НА МАТЕРИАЛЕ СТАТИСТИКИ КИНОПРОКАТА / Г. В. БАКУМЕНКО; ПРЕДИСЛ. В. Б. ХРАМОВ. МОСКВА: САМ ПОЛИГРАФИСТ, 2021. ISBN 978-5-00166-423-9'

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА СИМВОЛИЗАЦИИ УСПЕХА РЕЦ. НА КН.: БАКУМЕНКО Г. В. ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА СИМВОЛОВ УСПЕХА: НА МАТЕРИАЛЕ СТАТИСТИКИ КИНОПРОКАТА / Г. В. БАКУМЕНКО; ПРЕДИСЛ. В. Б. ХРАМОВ. МОСКВА: САМ ПОЛИГРАФИСТ, 2021. ISBN 978-5-00166-423-9 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗАЦИЯ УСПЕХА / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КИНОКОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шлыкова Ольга Владимировна

Рецензируемая монография посвящена раскрытию эвристического потенциала когнитивной модели процесса символизации успеха. Работа основана на материале, который по большей части имеет отношение к наследию мирового кинематографа (фильмы-лидеры глобального рейтинга кассовых сборов). Обосновывая необходимость исследования, рецензент обращает внимание на бессистемное и одностороннее отношение к феномену успеха в российской научной литературе. Отмечено выявление исследователем взаимосвязи содержания кинофильмов мирового проката и изменения ценности коллективной и индивидуальной деятельности в рамках массовой культуры. Указывается, что разработанная автором модель подразумевает деление символов успеха на социоцентричные и персоноцентричные. Отмечается, что экстраполяция полученных результатов на некоторые сферы коммуникативных отношений носит дискуссионный характер. Делается вывод о значительном потенциале авторских разработок и о возможной их применимости к анализу политического популизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шлыкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTIC POTENTIAL OF THE COGNITIVE MODEL OF THE SOCIOCULTURAL PROCESS OF SYMBOLIZING SUCCESS BOOK REVIEW: BAKUMENKO, G.V. (2021) VALUE DYNAMICS OF SYMBOLS OF SUCCESS: BASED ON FILM DISTRIBUTION STATISTICS. FOREWORD BY V.B. KHRAMOV. MOSCOW: SAM POLIGRAFIST, ISBN 978-5-00166-423-9

The monograph under review discloses the heuristic potential of the cognitive model of the process of symbolizing success. The work is based on empirical material that relates or is likely to relate to the heritage of world cinema (films that are leaders in the global box office rankings). Justifying the relevance of the study, the author of the review emphasizes the great importance of cinematic communication for international cultural relations. At the same time, the need for the study under review is predetermined by a haphazard and one-sided attitude to the phenomenon of success in Russian scientific literature. The reviewer notes that the researcher identified the relationship between the content of films distributed worldwide and the change in the value of collective and individual activity within the framework of popular culture. The reviewer describes the author’s methodology, identifies his connections with the approaches used in the field of humanitarian knowledge. The reviewer points out the originality of the cognitive model the author developed; the model is based on the division of symbols of success into sociocentric and personocentric. The reviewer notes that the author concentrates on the general value dynamics of the symbols of success, which allows him to attribute the category “success” in the aggregate of various cultural orders. The reviewer determines that the use of culturological attribution within the framework of typologization is a factor that strengthens the author’s logic. The reviewer assesses the author’s cognitive model positively; however, she observes that the extrapolation of the obtained results to some areas of communication is controversial. The reviewer concludes that the author’s developments have significant analytical and predictive potential, and can be applied to the scientific analysis of political populism.

Текст научной работы на тему «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА СИМВОЛИЗАЦИИ УСПЕХА РЕЦ. НА КН.: БАКУМЕНКО Г. В. ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА СИМВОЛОВ УСПЕХА: НА МАТЕРИАЛЕ СТАТИСТИКИ КИНОПРОКАТА / Г. В. БАКУМЕНКО; ПРЕДИСЛ. В. Б. ХРАМОВ. МОСКВА: САМ ПОЛИГРАФИСТ, 2021. ISBN 978-5-00166-423-9»

книжное ревю:

рецензии и обзоры

Book reviews

ШЛЫКОВА Ольга Владимировна

доктор культурологии, профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация Olga V. SHLYKOVA Dr. Sci. (Theory and History of Culture), Prof., Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, olgashlykova@yandex.ru

УДК: [17.024.4:064.2]:004.81 ГРНТИ: 13.61.11 ВАК: 24.00.01

DOI: 10.36343/SB.2021.28.4.008

Эвристический потенциал

когнитивной модели социокультурного процесса символизации успеха

Рец. на кн.:

Бакуменко Г. В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката / Г. В. Бакуменко; предисл. В. Б. Храмов. Москва: Сам Полиграфист, 2021. ISBN 978-5-00166-423-9

Heuristic Potential of the Cognitive Model of the Sociocultural Process of Symbolizing Success

Book Review:

Bakumenko, G.V. (2021) Value Dynamics of Symbols of Success: Based on Film Distribution Statistics. Foreword by V.B. Khramov. Moscow: Sam Poligrafist, ISBN 978-5-00166-423-9

Рецензируемая монография посвящена раскрытию эвристического потенциала когнитивной модели процесса символизации успеха. Работа основана на материале, который по большей части имеет отношение к наследию мирового кинематографа (фильмы-лидеры глобального рейтинга кассовых сборов). Обосновывая необходимость исследования, рецензент обращает внимание на бессистемное и одностороннее отношение к феномену успеха в российской научной литературе. Отмечено выявление исследователем взаимосвязи содержания кинофильмов мирового проката и изменения ценности коллективной и индивидуальной деятельности

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2021 № 4 '

в рамках массовой культуры. Указывается, что разработанная автором модель подразумевает деление символов успеха на социоцентричные и персоноцентричные. Отмечается, что экстраполяция полученных результатов на некоторые сферы коммуникативных отношений носит дискуссионный характер. Делается вывод о значительном потенциале авторских разработок и о возможной их применимости к анализу политического популизма.

Ключевые слова: символизация успеха, когнитивная модель, социокультурный процесс, ценностная динамика, современная культура, массовая культура, социальная коммуникация, кинокоммуникация, культурное потребление, эвристический потенциал.

На страницах рубрики «Книжное ревю: рецензии и обзоры» журнала «Наследие веков» стало хорошей традицией представлять новинки научной литературы. Монография Геннадия Владимировича Бакуменко «Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката» [1] — своего рода экспертный отклик на редакторский призыв посвятить тематическую рубрику отдельного номера журнала в 2021 г. проблемам международных культурных связей в современном мире [3].

Кинокоммуникация с момента своего появления и по сей день выступает средством международных культурных связей. В подтверждении актуальности темы исследования Г. В. Бакуменко цитирует профессора культурологии, директора Центра критических и культурных исследований Университета Квинсленда (Брисбен, Австралия) Грэма Тернера, автора одного из авторитетнейших изданий, которое было переиздано 4 раза [6]. Сложно не согласиться с утверждением, что контроль над кинокоммуникацией представляет собой особый рычаг управления международными культурными связями, ведь «добиться контроля над повседневной репрезентацией мира для нации,— по мысли Тернера,— значит приобрести крепкую власть над представлением индивидов о себе и друг о друге» [цит. по: 1, с. 14]. Именно это и делает массовый кинематограф — формирует смысловые и ценностные корреляты представлений людей о себе, других людях и окружающей реальности.

Материалом книги послужили результаты академического диссертационного исследования Геннадия Владимировича, хотя проблема изучения социокультурного про-

цесса символизации успеха обозначена уже в первой монографии автора по материалам дипломного проекта выпускника кафедры теории и истории культуры имени А. И. Ма-наенкова Краснодарского государственного университета культуры и искусств (ныне института культуры). Безусловно, этот факт сам по себе указывает на значительные результаты работы кафедры. Отдельно следует отметить вклад учителей и наставников, научной школы, выразителем которой выступает и сам автор монографии, неординарно мыслящий ученый.

Диссонанс значимости символизации успеха во взаимоотношениях людей, а особенно в межкультурных контактах, с односторонностью и бессистемностью исследований этого феномена в отечественной научной литературе послужил толчком кропотливого многолетнего труда Г. В. Бакуменко [2] [4], очередной этап которого резюмируется в рецензируемой книге.

Категория «успех», безусловно, имеет символическую природу несмотря на то, что может быть связана с конкретной событийностью, физическими и психическими переживаниями людей. Многозначность этой категории в повседневных и теоретических дискурсах свидетельствует о ее динамичности.

Поэтому в монографии сам аспект изучения процедуры символизации успеха как объективного процесса, приводящего многозначную символическую категорию к ценностной и смысловой определенности, представляется оригинальным решением, отличающимся новизной и своевременностью. Исследовательский подход не вызывает сомнений как в теоретическом плане развития отечественной

наследие векш 2021 № 4

культурологии, так и в практическом аспекте применения полученных результатов и апробированных методов в диагностировании и проектировании тенденций развития современной культуры при решении стратегических задач культурной политики и проблем межкультурной интеграции.

В работе применен комплекс теоретических и конкретно-научных методов, позволивший обозначить взаимосвязь художественного содержания популярных кинофильмов мирового проката с тенденциями изменений ценности коллективной и индивидуальной деятельности в пространстве массовой культуры. Совокупность методов подчинена логике типологии двух видов целерациональной деятельности и двух порядков символов успеха, выступающих ее культурными детерминантами, мотиваторами. Рост популярности символов успеха одного порядка, выраженных художественным содержанием кинофильмов, автором понимается как тенденция социокультурного процесса символизации успеха. Это позволяет рассматривать предложенный концептуальный конструкт (социокультурный процесс символизации успеха) в качестве теоретической типологической модели, фиксирующей и описывающей реальные изменения ценности коллективной и индивидуальной деятельности в обществе.

Междисциплинарный культурологический подход позволил автору соединить системные представления о культуре (В. С. Сте-пин, А.Я. Флиер и др.), диалогическую ее концепцию (М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. С. Ахи-езер и др.) и семиотический инструментарий отечественной науки (С.С.Аверинцев, Ю. М. Лотман, Ю. Г. Цивьян и др.) с исследованиями социокультурной динамики, коммуникации и кинематографа за рубежом (Г. Ари-старко, Р. Арнхейм, А. Базен, Л. Бакстер, Р. Барт, Г. Блумер, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Ж. Делез, У Джеймс, С.Жижек, З.Кракауэр, Р. Т. Крэйг, К. Левин, К. Леви-Стросс, Э. Лич и др.).

Символическое пространство культуры является результатом социальной коммуникации, но вместе с тем конкретные коммуникативные практики обусловливаются богатством символического ресурса культуры. Они, являясь видом деятельности по освоению

человеком окружающей действительности, выступают связующим звеном между идеальными и материальными сферами культуры. Поэтому данный подход согласуется с дея-тельностным и семиотическим, развивая их.

Предположив, что ценностная динамика символов успеха в культуре является слабо изученным объективным социокультурным процессом, относящимся к проявлению закономерностей культурогенеза, автор выбирает определенный ракурс его рассмотрения: «на хорошо известном эмпирическом материале, в качестве которого взяты фильмы мирового проката, вошедшие в десятку лидеров кассовых сборов последнего времени» [1, с. 13]. Для этого и потребовалась авторская когнитивная модель социокультурного процесса символизации успеха, построенная на дихотомии социоцентричных и персоноцен-тричных символов успеха. Оригинальное решение позволило автору избежать затертых в вековом диспуте «Восток-Запад» стереотипов и штампов восприятия действительности, основанных на идеализации индивидуализма и/или коллективизма.

Подчеркнув, что существуют представления об абсолютных ценностях, Г. В. Бакуменко намеренно избегает этой узкой аксиологической области и акцентирует внимание на сфере коммуникации, где «символы успеха существуют процессуально и в движении реализуют свои функции в той или иной над-биологической программе деятельности» [1, с. 18]. В целом исследование сконцентрировано на перманентной ценностной динамике символов успеха [1, с. 94]. Этот ракурс позволяет автору применить культурологическую атрибуцию в собственной расширенной трактовке [1, с. 23-26; 94-95]: первоначально к атрибутированию категории «успех» в совокупности культурных порядков, к которым ученый относит и области теоретических исследований, и историко-культурные локации повседневного дискурса, а затем — к анализу рассредоточенности социоцентричных и пер-соноцентричных символов успеха по фабулам фильмов, лидирующих в кассовых сборах, о которых можно судить, опираясь на открытые статистические данные Box Office Mojo (IMDb. Inc) [1, с. 179-258].

наследие веков 2021 № 4

В монографии развивается тема эвристического потенциала, широко применяемая исследователями (в частности А. Я. Флиером), но до последнего времени остающаяся слабо отрефлексированной культурологической атрибуцией. В представляемой монографии она комплексно использована в рамках типо-логизации и является скрепляющим, центрирующим логику автора методом.

Автором предложен теоретический конструкт «социокультурный процесс символизации успеха», раскрывающий совокупность постоянно протекающих социальных практик мотивации целеполагания деятельности индивида, групп и масс общества посредством символических форм как одну из небиологических программ жизнедеятельности. Данный конструкт рассматривается на предмет соотнесения его эвристического потенциала с устоявшимися в науке представлениями о принципах культурогенеза. При этом делается вывод, что его методологическая значимость заключается в возможности ти-пологизации векторов развития культуры, влияющих на мотивации целеполагания деятельности индивида, групп и масс общества. По отношению к приоритету коллективных форм взаимодействия такая мотивация идентифицируется как социоцентризм, а к ценности персональной автономии индивида — как персоноцентризм [1, с. 166].

Интересна экспертная оценка потенциала кинематографа как одного из сегментов культурной жизни современного общества в контексте эвристического потенциала концепта «социокультурный процесс символизации успеха». При этом установлено, что, опираясь на анализ художественного содержания массива кинофильмов, можно говорить о тенденциях ценностно-смысловой динамики символов успеха, выражающих признаки общесистемных изменений в культуре, диагностируя социоцентризм или персоноцентризм как типологические характеристики этих изменений. В работе анализируется логика ранжирования количественных показателей кинопроцесса, осуществляется классификация массива популярных фильмов и их анализ.

И хотя небесспорны некоторые обобщения автора, связанные с экстраполяцией

полученных результатов на различные области коммуникативных отношений, очевидно, что в монографии предложена эвристически ценная когнитивная модель социокультурного процесса символизации успеха, являющаяся формальной абстракцией сложных социально-психологических процессов. Эта модель воспроизводит некоторые основные принципы распространения и потребления символов успеха в массовой культуре, но отнюдь не исчерпывает многообразия социальной коммуникации. В этом смысле ценно обращение автора к реляционной теории коммуникации Л. Бакстер [1, с. 83-84] и метамодели коммуникации Р. Крэйга [1, с. 82-83; 93]. В частности, обратим внимание на то обстоятельство, что выдающийся американский теоретик коммуникативисти-ки остается сторонником теоретического плюрализма, обладающего значительным потенциалом в прикладном плане преодоления межкультурных противоречий и конфликтов [5].

Предложенная в монографии модель обладает аналитическим и прогностическим потенциалом наблюдения доминирующих тенденции символизации успеха в массовой культуре. Представляется, что она может быть применима и к анализу политического популизма. Однако, к примеру, проблемы управления связаны, как правило, с преодолением доминирующих тенденций, с эффективным использованием ресурсной базы для формирования факторов развития общества в наиболее рациональном направлении, которое может представлять собой как раз непопулярную альтернативу доминирующим в массовой культуре стереотипам.

Закрытие кинотеатров, период пандемии новой коронавирусной инфекции, а также постнормальный этап развития общества способствует выходу фильмов на стриминго-вых платформах и соответствующих сервисах по запросу. С развитием цифрового потребления данных видов культурных ресурсов и услуг неизбежно будут разрабатываться стратегии привлечения и сохранения аудитории в условиях неопределенности, стремительно развивающих новые форматы творческих институций. Уверены, что это станет основой

Наследие векш

2021 № 4

для новых интересных исследований, посвященных эвристическому потенциалу когни-

Использованная литература:

1. Бакуменко Г. В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката / предисл. В. Б. Храмов. М.: Сам Полиграфист, 2021.

2. Бакуменко Г. В., Коваленко Т. В. Памятники Великой Отечественной войны: символизация успеха и вопросы реконструкции историко-культурного наследия // Наследие веков. 2015. № 1 (1). С. 80-89.

3. Бычкова О. И., Гуцалов А. А. Вступительное слово редактора специальной рубрики 13 [Электронный ресурс] // Наследие веков. 2021. № 1. URL: http:// heritage-magazine.com/index.php/HC/2021_1_Editorial (дата обращения: 12.12.2021).

тивной модели социокультурного процесса символизации успеха.

References:

1. Bakumenko, G.V. (2021) Tsennostnaya dinamika simvolov uspekha: na materiale statistiki kinoprokata [Value Dynamics of Symbols of Success: Based on Film Distribution Statistics]. Moscow: Sam Poligrafist.

2. Bakumenko, G.V. & Kovalenko, T.V. (2015) Monuments of the Great Patriotic War: The Symbolization of Success and the Issues of Preservation of Historical and Cultural Heritage. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 1 (1). pp. 80-89. (In Russian).

3. Bychkova, O.I. & Gutsalov, A.A. (2021) Editorial. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 1. [Online] Available

Olga V. SHLYKOVA

Dr. Sci. (Theory and History of Culture), Prof., Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, olgashlykova@yandex.ru

Heuristic Potential of the Cognitive Model

of the Sociocultural Process of Symbolizing Success

Abstract. The monograph under review discloses the heuristic potential of the cognitive model of the process of symbolizing success. The work is based on empirical material that relates or is likely to relate to the heritage of world cinema (films that are leaders in the global box office rankings). Justifying the relevance of the study, the author of the review emphasizes the great importance of cinematic communication for international cultural relations. At the same time, the need for the study under review is predetermined by a haphazard and one-sided attitude to the phenomenon of success in Russian scientific literature. The reviewer notes that the researcher identified the relationship between the content of films distributed worldwide and the change in the value of collective and individual activity within the framework of popular culture. The reviewer describes the author's methodology, identifies his connections with the approaches used in the field of humanitarian knowledge. The reviewer points out the originality of the cognitive model the author developed; the model is based on the division of symbols of success into sociocentric and personocentric. The reviewer notes that the author concentrates on the general value dynamics of the symbols of success, which allows him to attribute the category "success" in the aggregate of various cultural orders. The reviewer determines that the use of culturological attribution within the framework of typologization is a factor that strengthens the author's logic. The reviewer assesses the author's cognitive model positively; however, she observes that the extrapolation of the obtained results to some areas of communication is controversial. The reviewer concludes that the author's developments have significant analytical and predictive potential, and can be applied to the scientific analysis of political populism.

Keywords: symbolization of success, cognitive model, sociocultural process, value dynamics, modern culture, popular culture, social communication, cinema communication, cultural consumption, heuristic potential.

Наследие веков

2021 № 4

4. Горлова И. И., Бакуменко Г. В., Коваленко Т. В. История как культурный текст: к вопросу о методе интерпретации символов успеха в культуре // Право и практика. 2017. № 1. С. 183-188.

5. Craig R. T., Xiong B. Traditions of Communication Theory and the Potential for Multicultural Dialogue // Journal of Multicultural Discourses. 2021. 2 Dec. DOI: https://doi.org /10.1080/17447143.2021.2009487.

6. Turner G. Film as Social Practice (Studies in Culture and Communication). 4th ed. London: Routledge, 2006.

from: http://heritage-magazine.com/index.php/

HC/2021_1_Editorial (Accessed: 12.12.2021). (In Russian).

4. Gorlova, I.I., Bakumenko, G.V. & Kovalenko, T.V. (2017) Istoriya kak kul'turnyy tekst: k voprosu o metode interpretatsii simvolov uspekha v kul'ture [History as a Cultural Text: On the Question of the Method of Interpreting the Symbols of Success in Culture]. Pravo ipraktika - Law and Practice. 1. pp. 183-188.

5. Craig, R.T. & Xiong, B. (2021) Traditions of Communication Theory and the Potential for Multicultural Dialogue. Journal of Multicultural Discourses. 2. DOI: 10.1080/17447143.2021.2009487

6. Turner, G. (2006) Film as Social Practice (Studies in Culture and Communication). 4th ed. London: Routledge.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Шлыкова, О. В. Эвристический потенциал когнитивной модели социокультурного процесса символизации успеха / О. В. Шлыкова // Наследие веков. - 2021. - № 4. - С. 116-121. DOI: 10.36343ySB.2021.28.4008 - Рец. на кн. Бакуменко Г. В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката / Г. В. Бакуменко; предисл. В. Б. Храмов. Москва: Сам Полиграфист, 2021.

Full bibliographic reference to the article:

Shlykova, O. V. (2021) Heuristic Potential of the Cognitive Model of the Sociocultural Process of Symbolizing Success. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 4. pp. 116-121. (In Russian). DOI: 10.36343./SB.2021.28.4.008

наследие векш 2021 № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.