Научная статья на тему 'Эвристическая трансформация Восточного декора'

Эвристическая трансформация Восточного декора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОР / ВОСТОЧНЫЙ ДЕКОР / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОСТОЧНОГО ДЕКОРА / ТРАДИЦИОННЫЕ КОСТЮМЫ / КОСТЮМЫ КИТАЯ / СЦЕНИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ / КИТАЙСКИЕ ХАЛАТЫ / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФРАГМЕНТАЦИИ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Благова Татьяна Юрьевна, Полтавченко Николай Григорьевич

Receptions with which help it is possible to transform an ethnic decor are shown, achieving the new interpretations, new sounding, a modern kind of products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвристическая трансформация Восточного декора»

Т.Ю. Благова, Н.Г. Полтавченко

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОСТОЧНОГО ДЕКОРА

Receptions with which help it is possible to transform an ethnic decor are shown, achieving the new interpretations, new sounding, a modern kind of products.

В качестве источника для творческой работы студент Н.Г. Полтавченко выбрал традиционный костюм Китая. После долгих поисков в библиотеках и в Интернете были найдены яркие костюмы Пекинской оперы [3, 4]. Они красочны и богаты, в них обилие вышивки, фантастические головные уборы и аксессуары, необыкновенные символы.

В Китае значение символов передавались от поколения к поколению, благодаря этому до наших дней дошла древняя символика, заложенная в костюмах, декоре, театральном гриме. По костюму и его декоративному убранству можно определить общественное положение, жизненный уровень, характер и моральный облик персонажа. Для различных персонажей строго установлены определенные головные уборы. Их декор и цвет были глубоко символичны.

Символика цвета Китая основана на пяти основных цветах, они соотносятся с пятью первоэлементами: дерево — зеленый, огонь — красный, металл - белый, вода - синий, земля - желтый. Китайцы, изображая пять стихий, используют их в костюмах, стилизуют в вышивках и аппликациях [2].

В процессе изучения костюмов Пекинской оперы было выявлено, что национальная символика цвета в них выражена очень ярко. Для творческой работы Полтавченко выбрал головной убор и выполнил его копию, затем разработал авторскую коллекцию головных уборов.

Творческое проектирование осуществлялось на основе эвристических методов, которые помогают дизайнеру осуществить трансформацию источника, развить новые идеи и создать новые формы. При проектировании коллекции головных уборов в процессе авторской интерпретации были использованы следующие эвристические методы: мультиплицирование (повторение элемента -модели г, д на рис. 1 — кокошник, форма затылочной части шапочки китайского чиновника); аналогия - использование красных шариков - символа Солнца в Китае (модели б, в), авторская стилизация - изменение формы и декора кокошника (модель д).

На придворных китайских халатах часто встречаются дракон и среда его обитания — облака, приносящие дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распознавать китайское влияние в искусстве народов Приамурья. Например, на их халатах используется изображение чешуи дракона, облаков, волн (рис. 2, 3) [1].

г, д

Рис. 1. Коллекция головных уборов «Театр восковых кукол». Н. Полтавченко (2009 г.), рук. - доц. Т.Ю. Благова.

В то же время у народов Приамурья имеются традиции самобытного декоративного искусства. Они хорошо сохранились в художественных изделиях из ткани, рыбьей кожи, бересты. Женщины изготовляли одежду и головные уборы, украшенные орнаментом, используя при этом разнообразные технико-художественные приемы, - такие как вышивка и аппликация, тиснение и роспись, плетение и меховая мозаика. Чтобы получить орнамент, рукодельница складывала

гармошкой берестяную ленту и ножом вырезала один мотив. Когда лента расправлялась, получался длинный монолитный орнамент. Спирально-ленточные замысловатые орнаменты приамурских народов таят древнюю мудрость, символику и магический смысл. В завитках ленточного узора угадываются стилизованные изображения зверей, рыб, птиц, змей, драконов, тигров, медведей... Из дали веков пришил эти образы, передающие веру людей в особую силу могучих обитателей окружающего мира [1]. В настоящее время древняя символика орнаментальных мотивов почти забыта, и узор воспринимается лишь как декоративное украшение.

Рис. 2. Спиралевидное изображение волн на китайских халатах.

Рис. 3. Спиралевидные орнаменты на халатах народов Приамурья.

Н.Г. Полтавченко этот орнамент заинтересовал своей необычностью. Стала рассматриваться возможность его использования в современной спортивной трикотажной одежде в качестве принтов. Была разработана коллекция мужских водолазок с принтами в виде орнаментов народов Приамурья. А с целью актуализации орнаментов их трансформировали - изменили толщину, использовали фрагментацию, добавили элементы татуировки.

В процессе поиска узоров татуировки и изучения причин ее возникновения выяснилось, что она была распространена на островах Полинезии. Оттуда она попала в Новую Зеландию, к племени маори, которые создали самую сложную культуру нанесения и чтения татуировок. Если народы, создававшие ткань и одежду из нее, наносили всю информацию в основном в виде вышивки и орнаментов, то полинезийцы, не имевшие скотоводства и земледелия, могли нанести ее только на собственную кожу. Татуировались все части тела. Орнаменты несли информацию о статусе и положении человека в обществе. Удаление татуировок означало, что человек был изгнан из этого общества.

Что касается характера татуировочных узоров, то обращает на себя внимание их сходство с узорами, покрывающими глиняную посуду, циновки, шкуры и другие предметы обихода. Это свидетельствует, что основным мотивом нанесения узоров на тело было стремление людей к украшательству. Это и позволяет многим исследователям рассматривать процесс татуирования как составную часть исторического процесса возникновения одежды.

В начале нашего столетия татуировщики впервые обратились к орнаментам племенной татуировки - так появился стиль «трайбл». Трайбл представляет собой угловатый орнамент, который характерен для племенных татуировок различных этносов. Этот термин был использован в названии новой коллекции (рис. 5).

Рис. 5. Коллекция мужской одежды «Трайбл».

Н. Полтавченко (2010 г.), рук. - доц. Т.Ю. Благова.

Причиной современной популярности татуировки, на наш взгляд, является многовековой колорит орнамента, его интенсивная эмоциональная нагрузка (динамика линий вызывает эстетическое наслаждение), поэтому возникла идея сплава необычного орнамента народов Приамурья и приемов татуировки.

Кроме элементов татуировки, в трансформации применялись эвристические методы фрагментации (вычленения части орнамента), гиперболизации (преувеличения), изменения толщины линий, перестановки (использование в нехарактерных местах), параллельного повторения со сдвигом, перекомпоновки элементов узора, кардинального изменения цветовой гаммы.

Эвристические приемы позволяют манипулировать наработанными вековыми узорами, изменять их, актуализируя и получая новые эффекты. Старинные орнаменты в современном дизайне привлекают внимание потребителей к древнему искусству. В то же время это искусство - прекрасная основа для развития современного творчества.

1. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. - Хабаровск, 1982.

2. Сычев, Л., Сычев, В. Китайский костюм. Символика, история. - М., 1975.

3. http://www.operaphoto.ru.

4. http://www.museum.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.