Научная статья на тему 'Еврейское образование в поликультурном пространстве независисмой Украины: Всеукраинский, Каменец-Подольский региональный контекст'

Еврейское образование в поликультурном пространстве независисмой Украины: Всеукраинский, Каменец-Подольский региональный контекст Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савчук В. А.

В статье анализируется процессы становления еврейского образования в независимой Украине с учетом региональной традиции. Указывается, что она имеет исторические корни, своеобразие и выступает важным фактором в гармонизации межэтнической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейское образование в поликультурном пространстве независисмой Украины: Всеукраинский, Каменец-Подольский региональный контекст»

4. A treatise on the law of ways, including highways turnpike roads and tails, private rights of way, bridges, and ferries / ed. by Humphry W. Woolrych. - L., 1829.

5. English local government: the story of the king's highway / ed. By S. and B. Webb. - London, 1913.

6. Сванидзе А.А. Город в системе коммуникаций // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1: Феномен средневекового урбанизма / РАН. Ин-т всеобщ. истории; отв. ред. А.А. Сванидзе. - М., 1999.

7. Select Charters and other illustrations of English Constitutional History from the earliest times to the reign of Edward the first / Ed. by W. Stubbs. -Oxford, 1884.

8. Tenures of land and customs of manor; originally collected by Thomas Blount and republished with large additions and improvements in 1784 and 1815 / ed. by W.C. Hazlitt. - London, 1874.

9. Bouvier's law dictionary and concise encyclopedia by John Bouvier / ed. by F. Rawle. - Kansas City, 1914. - Vol. II.

10. The Saxons in England; a history of the English commonwealth till the period of the Norman conquest by John Mitchel Kemble / ed. by Walter de Gray Birch. - London, 1876. - Vol. II.

11. England in the fifteenth century/ ed. by W. Denton. - London, 1888.

12. Statutes of the Realm of England / Ed. by A. Luders, T. Tomlins. - L., 1810-1828. - Vol. 4.

13. Tudor Constitutional Documents and Commentary / ed. by C.R. Elton. -Cambridge, 1960.

ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕЗАВИСИСМОЙ УКРАИНЫ: ВСЕУКРАИНСКИЙ, КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

© Савчук В.А.*

Каменец-Подольский национальный университет им. Ивана Огиенко, Украина, г. Каменец-Подольский

В статье анализируется процессы становления еврейского образования в независимой Украине с учетом региональной традиции. Указывается, что она имеет исторические корни, своеобразие и выступает важным фактором в гармонизации межэтнической жизни.

Начало XX века было периодом, когда закладывались фундаментальные принципы, оказавшие влияние на развитие образования и культуры Украи-

* Проректор по международным связям, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

ны в дальнейшие времена. Именно тогда определились принципиально новые рычаги культурно-просветительного процесса, которые имеют все большее значение и в современных условиях. История образования и культуры XX ст. - это время сложного и противоречивого развития, которое, с одной стороны, все теснее и глубже втягивает Украину в общемировой культурно-просветительный процесс, а, с другой - в военных и общественно-политических коллизиях ломало фундаментальные принципы национально-народного существования, уничтожал творении культуры и самих ее носителей - как творцов материального благосостояния, так и представителей духовной сферы: художников, ученых, педагогов, религиозных деятелей и тому подобное.

Украинцы и евреи проживали рядом достаточно долгое время, и отношения между ними нельзя назвать безоблачными. Периоды мирного сосуществования, тесного сотрудничества сменялись периодами безразличия, а то и всплеском противостояния, которое иногда приводило к конфликтам. Это особенно ярко проявилось в периоды революционных потрясений, когда на поверхность выплескивались все противоречия, накопившиеся в обществе. В XX веке наиболее ярко это отобразилось в событиях украинской национально-демократической революции, с марта 1917 до апреля 1918 года, когда возникла и существовала украинския Центральная Рада.

Проблема еврейского образования во время независимой Украины в широком понимании включает такие аспекты, как отношение еврейской интеллигенции конца XIX - нач. XX ст. к украинскому вопросу, роль Киева как центра еврейского образования и культуры (книгопечатание, пресса, театр, образовательные заведения); осмысление еврейской мыслью (политологического, историографического, педагогического) спектра вопросов, связанных с утверждением украинской государственности и местом в ней евреев, - в частности, проблемы национальной идентичности, национально-культурной автономии, языкового вопроса и тому подобное. К этой проблематике принадлежат также такие вопросы, как солидарность евреев УНР и ЗУНР, отношения еврейской мысли к процессу Шварцбарда, освещение периода Директории в еврейской художественной литературе СССР, в частности в контексте антисионистской кампании 1960-1980-х годов. Тема еврейского образования периода национально-освободительного движения в Украине, времени Директории в еврейском культурном дискурсе требуют междисциплинарных исследований, координации усилий ученых Украины, Израиля, украинской и еврейской диаспоры Запада. Наступило время соединить усилие историков, культурологов, литературоведов, политологов, психологов и совместными усилиями разработать программу изучения этого драматического, но в то же время богатого содержанием периода во взаимоотношениях украинского и еврейского народов.

Известно, что на вопрос украинско-еврейских взаимоотношений в Советском Союзе было наложено табу или он рассматривался под углом зрения критики «альянса украинского буржуазного национализма и сионизма»,

в результате чего появились такие «шедевры» советской публицистики на исторические темы, как «Тризуб и звезда Давида», «Дикая полынь» и тому подобное. В Украине внимание ученых в первую очередь привлекают события политической истории - публикация документов (В.Сергийчук, Н. Ри-баков); монографические исследования В. Гусева и А. Наймана, посвященные политическим партиям, культурно-просветительным обществам, организациям и общественным объединениям. История еврейской образовательной мысли того периода, анализ дискуссий в печати, в ассоциациях и организациях типа «Культур-Лиги» или «Тарбут» требует досконального знания обоих еврейских языков(идишу и ивриту), основательной подготовки по истории еврейского образования и культуры. Понятно, что за несколько лет развития студий из юдаики в Украине подготовить специалистов такого уровня невозможно. В Израиле изучение развития еврейского образования и культуры времени национальной революции в Украине лишь начинается.

Образовательная и культуротворческая активность евреев времени национально-освободительного движения в Украине не была изолированным явлением в пространстве и во времени, а является неотъемлемой составной частью этнокультурных и этнополитических процессов первой половины XX века. Второй по значимости после проблемы украинско-еврейского сотрудничества и международного контекста национально-освободительных движений в Украине выступает проблема национальной идентичности евреев Украины в этот период. Начали ли евреи Южной России и Галичины осознавать себя украинскими евреями? Насколько распространенным и прочным было подобное самоопределение?

Конечно, для подавляющего большинства еврейского населения украинских земель самоидентификация «украинские евреи» оставалась нехарактерной, но с культурно-исторической точки зрения это понятие имеет значительно более длинную историю, чем кажется с точки зрения современной перспективы и, следовательно, требует дополнительного исследования. К сожалению, до сих пор еще не написан обобщающий исторический образовательно-культурный очерк деятельности еврейских культурных организаций, издательств, прессы, школьничества, хотя бы по крайней мере для Киева за период 1917-1920-х гг. это можно было бы сделать. Как известно, в Киеве выдавалось в 1917 - 30 % от всего количества изданий языком идиш на территории бывшей Русской империи, в 1918 г. - 33 %, в 1919 р. - 40 %, в 1920 р. - 65 % и в 1921 р. - 45 %.

Огромный интерес для истории еврейского образования имели педагогические эксперименты периода создания системы светского еврейского образования: от детских садиков к народным университетам, языками иврит (Б. Дипур) и идиш (Т. Каждан), что имели позже значительное влияние на создание сети еврейских образовательных заведений в Восточной Европе межвоенного периода(система школ «ЦЕНЮ» и «Тарбут»), развитие еврейского школьничества в Палестине, в странах Северной и Южной Америки.

Именно время Директории обозначено попытками осмысления еврейской мыслью первых итогов украинско-еврейского сотрудничества.

В 1919-1920-х гг. выходят печатью труды, посвященные проблемам национально-культурной автономии, обеспечению языковых прав евреев при условиях демократической государственности. До этих суток принадлежат и попытки осмыслить причины погромов и даже их влияния на психику (серия статей в пелагическом журнале «Шул ун лебн» в 1919 году). Первые шаги были сделаны в области историографии украинско-еврейских взаимоотношений, в частности периоду Хмельнитчины и Гайдаматчины. Известный ориенталист И. Израельсон, автор перевода русским языком произведений И. Флавия, один из экспертов во время процесса Бейлиса пишет в 1919 г первый научный биобиблиографический очерк, посвященный Натану Гановеру - автору хроники «Йевен Мецула» периода Хмельнитчины. Позже, в 1929 г, рукопись И. Изра-ельсона была напечатана в трудах 1ВО («Исторические записи» за редакцией И. Чериковера) вместе с единственным известным нам еврейским источником периода Гайдаматчины - хроникой «Маасе гдола ми Уман в МьУкраша», что в 1920 г. было подготовлено к печати С. Дубновым. В 1920-ые годы в Украине в частности на Подольи было создано несколько десятков польских, еврейских советских культурно-просветительных заведений: сельбудов, изб-читален, клубов, библиотек. Одновременно местной властью проводилась активная борьба против несоветских польских и еврейских организаций культурничества. В Каменце-Подольском в середине 1920-х гг. действовали два еврейских ликбеза и две школы для малообразованных. Их главной задачей была ликвидация неграмотности среди необразованных евреев [3].

С самих первых дней своего пребывания в Каменце-Подольском местные органы советской власти провели целый ряд мероприятий относительно привлечения национальных меньшинств к «советскому строительству». В городском совете и исполкоме начали деятельность специальные комиссии и бюро для работы с польским, еврейским и русским населением. В своей работе они преследовали в первую очередь несколько политических задач: поставить под партийный и советский контроль национальные меньшинства города, вычистить во время специальных проверок все «антисоветские элементы» среди местных поляков и евреев, создать сеть образовательских и заведений культурничества, через которые можно было бы воспитывать детей в духе преданности коммунистическим идеалам.

Особенно большое внимание городской властью было уделено созданию сети образовательных заведений для национальных меньшинств. Состоянием на июнь в 1921 г. в Каменце-Подольском функционировало 11 украинских школ, в которых учились 2204 ученика и работало 150 учителей, 3 русских (1058 учеников, 50 учителей), 4 еврейских (620 учеников, 32 учителя), 3 польских (227 учеников, 24 учителя) [1].

Кроме начальных и семилетних национальных школ, в Каменце-Подоль-ском некоторое время работала еврейская профессиональная технико-инду-

стриальная школа. Она имела отделения механическое, деревообрабатывающее, слесарное токарное и мебельное. К занятиям в профшколе в 20-х г. допускались ученики в возрасте 16-18 лет - преимущественно выходцы из бедных еврейских ремесленных семей. Учеба в профшколе длилась 3 года. Ученики изучали техническую механику, металловедение, физику, украинский язык, обществоведение. Однако, работе заведения мешало то, что часто проводились так называемые «чистки», результатом которых было исключение из школы многих учеников из семей так называемого «нетрудового элемента». В конце концов в 1930 г. еврейская профшкола прекратила свою деятельность [2].

Действовало также несколько интернатов для беспризорных украинских и еврейских детей, чьи родители погибли во время гражданской войны, пропали без вести или выехали за границу. В последующие годы количество еврейских учебных заведений на Подолье уменьшились, что было связано с тогдашней общей культурно-просветительной политикой советского правительства в УССР. В течение следующих лет была проведенная реорганизация учебных заведений города, переведены их учебные программы на устав единственной трудовой школы. Многих педагогов еврейских школ, которые не соответствовали требованиям советской трудовой школы, было освобождено от работы в школе. Одновременно власть начала широкое наступление на еврейские нелегальные школы города(хедеры и ешиботи).

В настоящее время в Украине осуществляются мероприятия относительно сохранения духовного наследия, в частности, традиционных культур этносов и народов, которые населяют Украину. Немало сделано и в создании единого общегосударственного культурного пространства, правового поля, утверждении украинского языка как важного фактора развития образования, культуры и искусства. Определяя свой путь развития образования и культуры, украинский народ не чурался и не чурается подражать лучшим достижениям своих исторических соседей, приобретения европейских народов. Рядом с проблемой сохранения народной культуры, духовного наследия прошлых поколений возникают и решаются вопросы интеграции на фундаментах общечеловеческих ценностей, которые объединяют нас в европейское, мировое культурное сообщество. В настоящее время в Украине функционирует 327 школ для детей румынской, венгерской, польской, еврейской национальностей. В 132 школах открыто 412 классов для детей болгарской, крымскотатарской, греческой национальностей. Организовано 900 факультативных групп для изучения болгарской, крымскотатарского, гагаузского, польского, новогреческого, еврейского, словацкого и чешского языков [6, с. 3].

Учитывая большой вклад еврейского народа в развитие мировой, в частности и украинской культуры, важность дальнейшей поддержки духовного взаимообогащения двух народов и в связи с 135-летием от дня рождения величайшего еврейского писателя Шолом-Алейхема Министерство образования Украины разработало мероприятия, которые прошли с большим успехом на заре независимости Украины.

Таблица 1

№ Мероприятия Срок выполнения Исполнители

1 Осуществить мероприятия относительно ознакомления ученической и студенческой молодежи с произведениями Шолом-Алейхема. 1994 Органы управление и учреждения образования

2 Предусмотреть издание произведений Шолом-Алейхема в серии «Школьная библиотека» 1994 Институт системных исследований образования Украины

3 Провести беседы, уроки литературные вечера, круглые столы посвящены 135-летию от дня рождение Шолом-Алейхема 1994 март Органы управления и учреждения образования

4 Организовать пересмотр художественных и документально-хроникальных фильмов, представлений созданных за произведениями Шолом-Алейхема В течении года Органы управления и учреждения образования

5 Организовать пересмотр учениками и студентами художественных выставок, посвященных культуре еврейского народа 1994 Органы управления и учреждения образования

6 Участвовать в подготовке и проведении научно-практической конференции(согласно плана Министерства Украины по делам национальностей и миграции), посвященной 135-летию от дня рождения видатного письменника Шо-лом-Алейхема. Органы управления и учреждения образования

Источник: [5].

В 2003 году в странах бывшего СССР работали 83 еврейских общеобразовательные школы. При этом в 2001-2002 учебных годах их было 74. Большинство школ расположено в России и Украине. Процесс открытия дневных школ происходил в достаточной степени синхронно. Начиная с 2000 года все больше новых школ открывалось в Украине. Сегодня на территории бывшего Советского Союза насчитывается несколько десятков вузов, которые специализируются на проблеме преподавания истории и культуры еврейской цивилизации или включают в свои учебные программы отдельные курсы из иудаики [4, с. 1-2].

Список литературы:

1. Вют Кам'янець-Подшьського ВРК. - 1921. - 11 червня.

2. ДАХО. - Ф. 641. - Оп. 1. - Спр. 1. - Арк. 1.

3. ДАХО. - Ф.р. 5. - Оп. 1. - Спр. 725. - Арк. 29.

4. Еврейские средние школы на постсоветском пространстве // Евреи Евразии. Наука и культура. - 2003. - № 2. - С. 1-2.

5. Мшстру освии Республши Крим, начальникам обласних, Кшвсько! та Севастопольсько! мюьких держадмшстрацш. 19.11.93. №1/9-190. - Перший заступник мшстра А.Г. По^бний.

6. Про додатковi заходи на виконання Закону «Про мови в Украшськш РСР» в системi Мшосвпи Укра!ни // Наказ Мтстерства освии Укра!ни. -1992. - № 123. - С. З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.