Научная статья на тему 'Еврейский путешественник как культурно-исторический феномен в средние века'

Еврейский путешественник как культурно-исторический феномен в средние века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
еврейский средневековый путешественник / Элдад Данит / Вениамин Тудельский / Петтахия из Регенсбурга / Jewish medieval traveler / Eldad the Danite / Benjamin of Tudela / Petachia of Ratisbon

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репина Юлия Олеговна

Немногочисленные сохранившиеся путевые заметки еврейских путешественников средних веков редко попадают под внимание современных исследователей. В статье же анализируются сочинения основных еврейских путешественников средневековья, которые представляются в качестве важнейших свидетельств эпохи. Чем в основном занимались евреи в средние века и почему их тянуло к путешествиям? Каковы были цели еврейских путешествий? В статье подчеркивается роль еврейского путешественника как медиатора культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish Traveler as the Cultural and Historical Phenomenon in the Middle ages

The rare diaries and notes of the Jewish travelers in the Middle ages are very little investigated. In the present article the works of the important Jewish travelers come under analysis and are shown as the major documents of the times. What were the basic Jewish occupations in the Middle ages? Why did the Jews have a sought after travel? What were their major aims? In the article the role of the Jewish traveler as the mediator of cultures is highlighted.

Текст научной работы на тему «Еврейский путешественник как культурно-исторический феномен в средние века»

Ю. О. Репина

еврейский путешественник как культурно-исторический феномен в средние века

Еврейский путешественник — заметный персонаж в истории. Начиная с библейских времен евреи передвигаются по свету во всех направлениях, причем изначально не по своей воле. Первым путешествием можно назвать путь из Ура Халдейского в Палестину и Египет, а затем обратно, в Святую землю. После этого последовали насильственные переселения в Ассирию, Вавилонию и Египет, а позднее и в самые дальние закоулки Римской империи. Но евреи неизменно возвращались ^КЧ^П]1, в свои владенья, в Землю Обетованную, получается, они как бы всегда совершали путешествие из дома домой. Диаспора распространилась далеко за пределы Палестины еще до разрушения Храма. После Вавилонского плена большинство еврейского населения всегда было сосредоточено за границами Палестины, а не в ее пределах. Известно высказывание о диаспоре еврейской предсказательницы II в. до н. э.: «Каждая земля полна вами, и каждое море»2. Филон Александрийский, Сенека, а также автор «Деяний святых апостолов» указывают на распространение евреев по всему миру.

Кочевник или поселенец, беженец или завоеватель, изгнанник или колонист, купец или ученый, бездомный или паломник, коллекционер или посол — сколько было евреев и ситуаций, в которых они оказывались, столько и целей путешествия. Интерес к миру, к соседним и дальним странам воспитывался через Писание, через чтение знаменитых глав из Исайи и Иеремии, богатых древними географическими описаниями. Два языка (как минимум), изучаемые с детства как необходимое условие существования в смешанном обществе, способствовали тому, что в любом незнакомом обществе еврей без труда налаживал контакты. Из этих корней выросли два главных еврейских занятия на протяжении истории — торговля и перевод. Естественно предположить, что такие профессии толкали к путешествиям.

Путешествие для еврея было, пожалуй, более трудным занятием, чем для христианина или мусульманина. Необходимо было придерживаться правил кашрута,

1 (ивр.) — букв. «в их землю, страну».

2 Jewish Travellers, edited with an introduction by Elkan Nathan Adler. — London, 1930. — P. xi.

230

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 3

не передвигаться в субботу, соблюдать религиозные посты, обходить опасные и запрещенные европейскими законами места. С другой стороны, евреям было проще, чем многим другим, ведь они владели обычно более чем двумя языками, а значит, легче вступали в контакты. Кроме того, они зачастую были людьми состоятельными и приносили своими странствиями выгоду не только себе, но и хозяевам земли, а значит, были желанными гостями.

С распространением ислама после 632 г., мир разделился на мусульманский и христианский. Одной частью цивилизованного мира правили халифаты: Каирский, Дамасский и халифат Кордовы, другая часть принадлежала восточной и западной Византийской империи. Именно в таких исторических условиях на заре Средних веков евреи начали совершать путешествия, торговые и не только.

С XII в. в христианской среде распространяется легенда о Вечном жиде — Агасфере, чье имя можно считать своеобразным «прозвищем» еврейского путешественника. Почему возникла такая легенда? Ответ на этот вопрос поможет нам не только уяснить отношения между средневековым христианством и иудаизмом, но, возможно, приблизит нас к пониманию метафизических аспектов появления феномена еврейского путешественника в Средние века. Слово «Агасфер» (лат. АЬавиегив) — стилизованное библейское имя, возможно, произвольно заимствованное из ветхозаветной легенды об Эсфири, где еврейским КП^ПП^ ‘АЬа8Ьшёгб8Ь’ передаётся имя персидского царя Ксеркса. В более ранних версиях христианской легенды встречаются и другие имена — Эспера-Диос («надейся на Бога», «ожидающий Бога»), Бутадеус («ударивший Бога»), Картафил («сторож претория»?). Согласно наиболее распространенной легенде, некий еврей-ремесленник во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе, оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть, и безжалостно велел идти дальше. За это еврей был по своим же словам осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей, ему было отказано в покое могилы. С тех пор Агасфер безостановочно скитается по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок. Диалог Агасфера и Христа обычно представлен, с разными вариациями, во всех версиях: «Иди, чего медлишь?» — «Я могу медлить. Но труднее будет медлить тебе, ожидая моего прихода»; либо «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути) — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти».

В легенде об Агасфере нашли отражение несколько культурных аспектов средневекового мировоззрения. Во-первых, в легенде прослеживаются отголоски мировоззрения патриархально-родового строя, когда богам приписывались те же обычаи мести, что царили среди человеческого общества, а именно: кара за проступок или преступление выражалась в вечном скитании или вечных муках человека, согрешившего против божества. Уместно упомянуть здесь легенду о Прометее, вечно терзаемом хищной птицей, и о Сизифе, обреченном бесконечно поднимать на гору камень, и, наконец, о персонаже немецких средневековых легенд Тангейзере и о «Летучем голландце», который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Как и две последние, легенда об Агасфере возникла, по-видимому, при столкновении христианства с остатками языческих верований. При этом мотив мести сохраняется в новохристианской легенде. Во-вторых, на возникновение легенды оказали влияние

религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются эсхатологической развязки (согласно Библии, таковы Енох3 и Илия4), и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа5. Так, в легенде прослеживается реминисценция ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Господь обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни6. В-третьих, в легенде об Агасфере нашли отражение и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям. В них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность. Кроме того, евреи представлялись как бы «живой реликвией» историй Ветхого и Нового заветов, очевидцами Иисуса и его убийцами. Но все же сохранялись надежды, что в эсхатологическом будущем наследники древнего обетования примирятся с Богом через обращение к Христу (чего, собственно, как очевидно, дожидается Агасфер). Все эти моменты межрелигиозных отношений закреплены в Библии7, а продолжены в средневековых легендах8. В фольклорной традиции Агасфер оказывается в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча (например Рюбецаль, горный дух средневековых легенд). Как и они, наш легендарный персонаж необходимо выступает то жутким и опасным, то готовым на помощь и добрым. Вообще двойной парадокс — структурный принцип данной легенды: тёмное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в случае с Агасфером оборачивается проклятием, а проклятие — милостью, шансом искупления.

Со второй половины XIII в. легенда об Агасфере просачивается в историческую хронику, а «Вечный жид» становится излюбленным персонажем. В литературе легенда, вернее ее вымышленное продолжение, переживает несколько стадий. Начинается все с уверенности в покаянии грешника. Так, по рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа. По словам священника, имя его Картафил, он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведёт жизнь аскета и молчальника. При встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту. В литературе XV в. акцент с раскаяния Агасфера переносится на его наказание. Например, распространено поверье, что он непрерывно ходит вокруг столба в подземелье, или живёт в заточении, за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех, входящих к нему: «Идёт ли уже человек с крестом?» В XVII в., с выходом анонимной народной книги «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер» (в ней впервые герой легенды получает это имя), образ Агасфера тяготеет над воображением целой

3 Быт. 5:24.

4 2 Цар. (4 Цар.) 2:11.

5 Ср.: Матф. 16, 28.

6 Быт. 4:10-15.

7 Ср.: Захар. 12:10, Ос. 1:7, Малах. 4:5, Матф. 17:10; Деян. 2:22-47.

8 См.: Мифологический словарь / Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: «Советская энциклопедия»,

1990.

эпохи. Так, зафиксированы случаи «появления» Вечного жида: в 1603 г. его «видели» горожане Любека, в 1642 г. он «приходит» в Лейпциг; его «видят» в Шампани, в Бове и т. д. В XVIII в. истории о Вечном жиде становятся предметом всеобщих насмешек, а легенда об Агасфере как предмет веры уходит в деревенский фольклор. Зато образ Агасфера превращается в популярный предмет творческой фантазии. К нему обращаются многие видные писатели: И. В. Гёте, К. Ф. Д. Шубарт, Г. Х. Андерсен, А. Дюма, Ян Потоцкий... В философской драме «Агасфер» (1833) Э. Кине превратил странствующего Жида в символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново.

Итак, анализ легенды об Агасфере привел нас к возможности суммировать некоторым образом отношения средневековых христиан к евреям, и более узко, к еврейским путешественникам: в евреях видели людей без родины, скитальцев, удивительным образом сумевших сберечь культурную и религиозную самобытность, сохранить свое единство. Они представлялись грешниками, убийцами Христа, осквернителями Закона Божьего, но при этом и носителями древнего Завета, гипотетически способными «одуматься» благодаря силе притеснений и мучений (ниспосланных Богом как проклятие, а на деле чинимых в самих средневековых государствах духовенством и властью). Именно тем, что в христианском сознании господствовала идея евреев-грешников, заслуживающих наказаний, которая подпитывалась верой в справедливость этого наказания и возможность положительного для них (христиан) исхода, объясняется сложившееся положение евреев в средневековом мире, со всеми ограничениями, притеснениями, ограниченной сферой занятий и так далее. Таким образом, мы подвели метафизическую основу под дальнейшее изложение.

Рассказ о занятиях евреев в средневековом обществе позволяет проследить доступную и разрешенную сферу еврейской деятельности, а это, в свою очередь, поможет нам с большей легкостью установить причину того, почему евреи столь массово занимались торговлей и, в конечном счете, почему их привлекали дальние земли.

Интересно, что сведения о еврейских профессиях мы черпаем как раз из записей самого знаменитого еврейского путешественника средних веков — Вениамина из Ту-делы. Его дневник9 предоставляет нам ценный и самый ранний материал, касающийся торговли в Европе, Азии, Африке XII в. Наравне с торговлей, Вениамина интересовала повседневная жизнь евреев в странах, которые он посещал, поэтому она в его записях оригинально переплетается со скрупулезными отчетами о том, какие товары покупает и продает город. Отправившись в путь из Сарагосы через Каталонию, Вениамин посетил южную часть Франции, Италию, Грецию, острова Эгейского моря, Родос, Кипр, Сицилию, Сирию, Палестину и Персию. В обратный путь он отправился через острова Индийского океана, посетил прибрежные города в Йемене, Египте, Сицилии и Кастилии. Вернулся он целым и невредимым почти через 14 лет.

Итак, о каких же занятиях евреев повествует нам бывалый путешественник? Купцы всех языков и национальностей, в том числе большая колония невероятно богатых и активных еврейских торговцев, наводнили город Монпелье на юге Франции — крупнейший центр торговли между Италией и Левантом10, а также Марсель и почти все портовые города Средиземноморья. Регенсбург — торговый центр другого

9 Лучшее на сегодняшний день издание, которым в основном пользовался автор статьи: The Itinerary of R. Benjamin of Tudela, ed. A. Asher, 2 vol., London, 1840-41.

10 Левант — общее название стран восточной части Средиземного моря.

направления, также облюбовали евреи-купцы, они же осуществляли обмен товарами между Польшей и Германией. Помимо проведения торговых операций между странами и городами, евреи, конечно, торговали и на местных ярмарках и рынках. Ученые евреи в большом количестве жили на Средиземноморье, т. к. именно там находились знаменитые раввинистические школы. С XI в. город Нарбонна во Франции также становится крупным центром еврейской учености. Религиозное чувство подстрекало евреев отправляться учиться мудрости у авторитетов, таких, как Раши, — а это снова путешествия! Евреи-ремесленники встречаются Вениамину не только в больших городах, где они имели монополию на свои занятия, но и в городишках, где проживала всего одна или несколько еврейских семей (к примеру, в городе Яффа в Палестине он обнаруживает лишь одного еврея, и он красильщик). Любимым занятием евреев в большинстве областей была окраска тканей. В Азии, в Италии, в Сирии и в Палестине евреи все сплошь красильщики. На Сицилии почти полностью в руках евреев было сосредоточено производство шелковых тканей, которые они экспортировали в Италию и Францию. Обработка стекла — еще одно любимое еврейское занятие во все времена, и даже странно, что, занимаясь им столь долгое время, они не привнесли в это искусство ничего нового. Зато они преуспели в усовершенствовании механических приборов, изобретя водные часы. Некоторые евреи владели искусством иллюстрации и художественного переплета, но, скорее всего, научились этому у монахов. Безусловно, кузнечное дело пользовалось популярностью среди евреев. Искусством обработки золота и серебра они владели в совершенстве. С XV в. евреи находят себя в книгопечатании.

Торговцы тканями и шерстью составляют как бы отдельную профессию среди евреев. На первый план здесь выходят евреи Испании. В качестве своего торгового союзника они имели Британию, в которой производство шерсти и ткани стало основным видом промышленности. В XIV в. евреи из Рима начинают активно торговать тканями. Исторически производством тканей евреи занимались крайне редко, во-первых, потому, что во многих областях им было запрещено это делать (как, например, на Майорке), во-вторых, потому, что в Талмуде ткачество названо унизительным занятием11. Однако в Средние века евреи частенько становились портными и неплохо поднаторели в этом занятии. Любопытно, что в IX в. евреи-портные мастерили ризы для римских епископов.

Евреи-пекари были необходимостью, т. к. ни один религиозный еврей не согласился бы есть хлеб, испеченный гоем. То же самое относится к вину. Евреи-виноделы поставляли свою продукцию не только соплеменникам, но и христианам для церковных обрядов. В Азии и южной Европе, в Германии и Франции евреи владели виноградниками.

До начала XIII в., когда к ним были применены жесткие ограничительные законы, евреи свободно занимаются практически любой деятельностью, каждая из которой имеет связь с путешествиями и передвижениями. Рассеянная по всей Европе еврейская община нуждалась в контактах, в обмене продукцией, в совместных занятиях. Проводниками по этой империи были еврейские купцы — связующие нити как между евреями и общинами, так и между не евреями. Очень активно еврейская торговля процветает до XI в. С этого же времени усиливаются торговые города — Генуя, Вене-

11 Известно, что, начиная с древнейших времен, в Палестине ткани, используемые для пошива одежды, ввозились из других мест.

ция, а также начинается Реконкиста в Испании. Все это подталкивает евреев к тому, чтобы искать новые занятия. А так как евреи Западной Европы не могли входить в гильдии, единственным путем для многих становится ростовщичество. С XIII в., задавленные ограничительными законами, евреи перестали быть мобильными по части торговли. Зато с этого времени появляются новые цели — паломнический долг, любопытство к окружающему миру, поиск единоверцев. Но время свободных путешествий длилось недолго. Наступала пора очередных насильственных переселений. Изгнание еврейских общин из Европы, начавшееся в XIV в., лишило евреев дома и даже возможности привезти на Родину свои впечатления. Изгнание из Испании поставило точку в прежней и начало новую страницу истории, в том числе истории еврейских путешествий.

В заключение стоит сказать, что феномен путешествия — один из ярчайших символов Средневековья, представлявшийся до этого темным закрытым миром. Проводниками в этом мире, одними из пролагателей троп, оказались средневековые евреи, которых традиционно представляют запертыми в европейских гетто. Нельзя однозначно сказать, имели ли еврейские путешественники преимущество перед христианскими и мусульманскими: иногда — да, иногда — нет. Но бесспорно одно — в любых условиях, под любой властью, евреи стремились вырваться из обычной жизни, увидеть мир, встретить единоверцев и, поскитавшись по свету, вернуться, чтобы рассказать свои истории внукам и описать в дневниках. Так распространялись знания, и новые веяния посещали еврейские общины. Именно такими путями знания о тех веках дошли и до нас.

Посол или переводчик, купец или паломник, скитающийся интеллектуал или отчаянный искатель приключений, еврей-путешественник оказался не только персонажем еврейской истории; наряду с нищенствующими монахами, миссионерами, первооткрывателями, странствующими рыцарями, бродячими актерами, разбойниками и пиратами, он дополнил колоритную картину средневекового мира. Сферы деятельности еврея-путешественника составляют неотъемлемую часть жизни средневековых городов, необходимое условие существования папских и королевских дворов, обязательный этап развития мировой экономики.

литература

1. Мифологический словарь / Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М., 1990.

2. Три еврейских путешественника. Русские переводы источников с исправлениями и дополненными комментариями Марголина П. В. / Ред. Зеленина Г. — М., 2004.

3. Abrahams I. Jewish life in the Middle Ages. — New York, 1969.

4. Adler E. Jewish Travellers in the Middle Ages. — New York, 1987.

5. Arnold T. W. Arab travelers and merchants 1000-1500 // History of Civilization / ed. C. K. Ogden. — London, 1996.

6. China. Encyclopedia of World Trade: From Ancient Times to the Present / ed. Cynthia Clark Northrup, vol. 1. — NY, 2005.

7. Goitein S. D. A Mediterranean Society: the Jewish communities of the Arab world as portrayed in the documents of Cairo Geniza, vol. I Economic Foundations. — Berkeley, 1967-1993. — 6 v.

8. Jewish Travellers / edited with an introduction by Elkan Nathan Adler. — London, 1930.

9. Kizilov M. Hebrew and Yiddish Travel Writing // In A Bibliography of East European Travel Writing on Europe (East Looks West, vol. 3). Edited by Wendy Bracewell and Alex Drace-Francis. Budapest / New York: CEU. 2008. 229-241.

10. Rabinowitz L. Jewish Merchant Adventurers: A Study of the Radanites. — London: Edward Goldston, 1948.

11. The Art, Science, and Technology of Medieval Travel / ed. R. Bork and A. Kann. — London,

2008.

12. The Itinerary of R. Benjamin of Tudela / ed. A. Asher, 2 vol. — London, 1840-1841.

13. nra’i ’tin, »cnY?n,os- aoyrn w? -i’ ora’i / y? s’ :ni ’7, ya nymn iasnn, mr...»n:’ i)... am-»- mi nY?- n:ni n ’np: sy?in’’a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.