Научная статья на тему 'ЕВРЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР В АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ УКРАИНЫ'

ЕВРЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР В АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР В АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ УКРАИНЫ»

Лариса Вахнина (Киев)

ЕВРЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР В АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ УКРАИНЫ

Научные исследования в области изучения традиционной культуры и фольклора национальных меньшинств в 20-40-е гг. XX в. связаны в основном с деятельностью Этнографической комиссии, которая была создана в 1920-е в системе Украинской академии наук (УАН или ВУАН). В архивах Киева и Одессы сохранилось большое количество различных материалов, среди которых важное место занимают источники, связанные с традиционной еврейской культурой. Все они требуют сегодня нового освещения и оценки как по отношению к украинским материалам, так и к материалам, касающимся истории, культуры и фольклора национальных меньшинств.

До открытия в 1936 г. Института украинского фольклора (с 1944 г. - Институт искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук УССР, а с 1991 г. - Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского Национальной академии наук Украины, ИИФЭ НАНУ) собиранием и изучением традиционных материалов занимались различные комиссии, кабинеты и музеи, которые вели также и научную работу. Деятельность Этнографической комиссии, которую возглавлял академик А.М. Ло-бода, имела наиболее систематический характер и была разнообразной. Одновременно в 1921 г. были созданы также Краеведческая комиссия с многочисленными этнографическими секциями и Музей антропологии и этнологии им. Ф.К. Вовка в Киеве.

Результаты деятельности каждой из этих институций можно найти в многочисленных публикациях тех лет, на страницах таких изданий, как «Етнограф1чнний вюник» (в 1925-1932 гг. вышло 10 номеров) и «Бюлетень Етнографiчноl комки ВУАН» (1926-1930 гг., 16 номеров). Нельзя не упомянуть и «Матерiали до етнолоп!» (три тома, изданные в 1929-1931 гг.). В перечисленных изданиях постоянно публикуются статьи и материалы, касающиеся фольклористи-

ки, этнологии, народно-декоративного искусства, а также многочисленные методические материалы, в частности программы и инструкции по собиранию материалов (в том числе еврейских).

У истоков создания Этнографической комиссии стояли такие известные исследователи, как академики В.М. Жирмунский, К.В. Квитка, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы, К. Рыхлик, В. Кравченко, П.Н. Попов, М.П. Гайдай. Ими был осуществлен целый ряд различных исследований, которые имели междисциплинарный характер и касались как культуры украинского этноса, так и ее связей с культурами других народов, проживающих на Украине.

До сегодняшнего дня значительный интерес представляют материалы, собранные в то время; часть из них сохраняется в Киеве в рукописных фондах ИИФЭ НАНУ, а также в Институте рукописей Национальной Библиотеки имени Вернадского и других архивах Украины.

В 1920-1930-е гг. на Украине, как и в других республиках бывшего СССР проводился «эксперимент» по созданию национальных районов и округов. В 1928 г. на Украине действуют более 3500 национальных школ, 500 национальных клубов, национальные сельсоветы и органы юстиции1.

Соответственно создаются кафедры и отделения в высших учебных заведениях, целью которых была подготовка кадров для национальных вузов. Так, в Житомире при Институте народного образования действуют семинары по национальным культурам, которыми руководит проф. К. Рыхлик. Параллельно была создана кафедра еврейской культуры; на языках нацменьшинств печатаются различные издания, функционируют национальные театры и клубы. При этом нельзя не отметить: все, что было связано с культурой и образованием, имело в те годы соответственную идеологическую окраску, исполняя политический заказ сталинского режима, который уже в начале 1930-х гг. ликвидирует почти все упомянутые учреждения.

Важную роль в то время играла научная и собирательская деятельность Кабинета национальных меньшинств, который был создан в 1929 г. при Этнографической комиссии УАН. Основной сферой его деятельности было комплексное изучение всех этнических групп Украины (в том числе евреев), собирание среди сельского и городского населения исторических, демографических, этнографических и фольклорных материалов (при Кабинете сбором материалов занимались специальные отделы, работой которых руководили известные исследователи - члены Этнографической Комиссии).

Показательной в этом отношении была научная деятельность М.Я. Береговского и К.В. Квитки, которые уделяли особое внимание

изучению традиционной еврейской культуры на Украине. Большая часть материалов еврейского отдела касается районов, где в то время компактно проживало еврейское население; представлена информация о данных переписи 1926 г. в Волынском округе, куда в то время входила Житомирская обл. В еврейском отделе также было сосредоточено огромное количество материалов статистического характера, которые и сегодня остаются ценным демографическим источником. Это, прежде всего, списки поселений в разных регионах Центральной Украины, списки национальных сельсоветов. Это уникальные фотографии, которые требуют идентификации.

В рукописных фондах ИИФЭ НАНУ сохраняются многочисленные ценные для современных исследователей материалы и документы, касающиеся изучения традиционной еврейской культуры на Украине в 20-е-30-е гг. XX в., большинство из которых до сих пор малоизвестны и не опубликованы, кроме записей музыкального еврейского фольклора бывшего сотрудника Этнографической комиссии и затем Института украинского фольклора М.Я. Береговско-го. Его статьи и материалы о еврейском фольклоре печатаются в издании «Етнограф1чний вкник», а затем выходят отдельными книгами в Москве2.

В начале 1928 г. в системе Всеукраинской Академии Наук была организована и активно проявила себя научно-исследовательская кафедра еврейской культуры, документы которой также сохранились.

Кабинет музыкального фольклора был создан в октябре 1929 г. при Этнографической секции Института Еврейской пролетарской культуры при ВУАН. Руководителем кабинета музыкального фольклора был М.Я. Береговский, отчеты которого также сохраняются в рукописных фондах ИИФЭ НАНУ. Основной задачей Кабинета было собирание и изучение еврейского музыкального фольклора, которая успешно была выполнена. Следует отметить, что в штатном расписании кабинета числилось только 2 сотрудника - заведующий кабинетом и лаборант. Как видим из отчета М.Я. Береговского, на 1 января 1933 г. фонотека Кабинета состояла из 751 валика с записью 1500 музыкальных фольклорных произведений различных жанров. В свою очередь фонотека делилась на несколько подразделов: фонд кабинета - более 300 валиков; фонд композитора Ю.Д. Энгеля, переданный Кабинету музыкального фольклора в 1930 г. его дочерью (29 фонографических валиков - записи 1912 г. во время его фольклорной экспедиции на Волынь); фонд бывшего Еврейского историко-этнографического общества в Ленинграде - около 400 валиков (записи 1912-1914 гг.). Фольклористическую деятельность ком-

позитора Ю.Д. Энгеля широко и детально осветила современная исследовательница еврейской музыкальной культуры Л.В. Шолохова в статье «У истоков еврейской музыкальной фольклористики на

3

Украине» .

В этот фонд также входили фонотеки бывшего Общества еврейской народной музыки (Петербург, 1908-1918) и Еврейского истори-ко-этнографического музея, а также Еврейского историко-этногра-фического общества в Ленинграде, которое было закрыто в 1930 г., а материалы его были переданы Институту еврейской культуры.

При Кабинете музыкального фольклора был организован и Музыкальный фольклорный архив, где собранные материалы хранились переписанными на специальных формулярах с указанием, как мы видим из отчета М.Я. Береговского, «оригинальной тональности, в которой они написаны или записаны в оригинале. Это сделано для того, чтобы облегчить исследовательскую (сравнительную) работу над вариантами, отдельными музыкальными выразительными элементами и т.д.»4. Музыкальный архив насчитывал около 800 единиц рукописей.

В архивных фондах Кабинета сохранялись: архив композитора Ю.Д. Энгеля; музыкальный архив Общества еврейской народной музыки; музыкальный архив бывшей музыкальной секции "Культур Лиги" (Киевской еврейской общественной организации, созданной в 1918 г.); целый ряд рукописных нотных тетрадей и иных документов, а также фотографий (еврейских профессиональных музыкантов, канторов и пр.).

Наиболее важной сферой деятельности Кабинета было проведение полевых исследований. Так, под руководством М.Я. Береговского в 1920-е-1930-е гг. состоялось 4 экспедиционных выезда - в Бе-лоцерковский р-н Киевской обл., в Славуту - в 1929 г. и в Одессу и Умань - в 1930 г.

Результаты исследований были обобщены М.Я. Береговским в работе «Чужомовш й рiзномовнi тсш евре!в Укра'ши, Бшорусп й Польщт5, которая кроме анализа материалов включала 36 песенных записей. В издательстве «Музгиз» в Москве на еврейском и русском языках параллельно готовится к печати сборник «Л^Иег шиг1к. Folklor», первую часть составляли 15-17 печатных листов. В отчете М.Я. Береговского упоминается о подготовке к печати и 2-й части издания.

Важность собирания и публикации еврейского фольклора отмечали и известные украинские фольклористы, например К.В. Квитка, который возглавлял Кабинет музыкального фольклора при ВУАН.

Именно по его указанию, как отмечает сам М.Я. Береговский, Кабинетом музыкального фольклора при Этнографической секции Института еврейской пролетарской культуры при ВУАН готовится первый печатный сборник «Еврейский музыкальный фольклор», «который был лично просмотрен К. Квиткой в рукописи». Во «Введении» в уже опубликованной книге среди благодарностей опять упоминается имя К.В. Квитки: «Многими ценными указаниями я обязан руководителю кабинета музыкальной этнографии Всеукраинской

академии наук проф. Кл.В. Квитке, за что приношу ему благодар-

6

ность» .

М.Я. Береговский сотрудничал со многими собирателями фольклора на местах, как упомянутый в этом же издании собиратель еврейского словесного фольклора Ш. Купершмидт из Белой Церкви, где в мае-июне 1929 г. при его содействии была организована первая музыкально-фольклорная экспедиция. Как отмечает М.Я. Бере-говский, «тов. Ш. Купершмид записал словесные тексты всех песен, которые я фотографировал в Белой Церкви»7. Эти записи вошли в издание, опубликованное в Москве.

М.Я. Береговский проявляет интерес также и к бытовой культуре, обычаям и музыкальному фольклору караимов, проживающих на Украине. Без указания даты сохранилась рукопись его исследования на украинском языке «Музыка в быту караимов» (31 а.л.) а также рукопись «Караимско-татарские песни» (45 а.л., 1933 г.). Эти материалы также, безусловно, заслуживают внимания и публикации, тем более что в последнее время интерес как к еврейской, так и к караимской культуре на Украине значительно возрос.

Десятилетняя собирательская и научная деятельность М.Я. Бере-говского (к сожалению, в послевоенные годы его научная деятельность прекратилась) стала открытием для современных исследователей еврейской музыкальной культуры и фольклора. К его материалам возвращаются лишь в начале 1980-х годов, когда в Москве снова выходит в свет его книга «Еврейская инструментальная музыка» (1982). В 1992 г. в Петербурге состоялась 1-я Международная конференция к 100-летию М.Я. Береговского. Его записи стали известны и изданы также в Израиле.

Следует отметить, что многие украинские фольклористы того времени записывали не только произведения украинского фольклора, но и фольклор других национальностей, проживающих на Украине. Собиратели и исследователи, объединенные под руководством известного украинского фольклориста-музыковеда К.В. Квитки (мужа известной украинской поэтессы Леси Украинки, с которой он

совместно осуществлял записи украинского фольклора на валики) в Кабинете музыкальной этнографии и в Кабинете национальных меньшинств Украины, систематически записывали образцы еврейского фольклора в различных регионах Украины. Это подтверждают, прежде всего, планы и отчеты упомянутых Кабинетов, которые хранятся в рукописных фондах ИИФЭ НАНУ.

Особенно заслуживает внимания деятельность известных украинских фольклористов, исследователей фольклора национальных меньшинств М.П. Гайдая и В. Харкова (рукопись «Еврейские народные песни» - 3 а.л., 5 а.л.)8.

Кабинет Музыкальной этнографии принимал участие в Международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в 1927 г., его печатные труды и выставка народных музыкальных инструментов из киевских музеев была представлена в Берлине.

Среди украинских фольклористов, которые понимали необходимость собирательской работы на местах, следует назвать Василия Кравченко. Организаторская деятельность этого украинского фольклориста и этнолога из Житомира была колоссальной. Он не только сам собрал огромное количество материалов, связанных с традициями, бытом и верованиями еврейских общин Украины, проживающих в различных регионах, но и способствовал организации собирательской деятельности на местах. Личные записи В. Кравченко относятся к довольно продолжительному периоду - с 1917 по 1932 г. Они отличаются большим разнообразием и пестротой, что отметила академик НАН Украины А. Скрипник9.

В первую группу входят записи еврейского фольклора, в основном на идише, некоторые тексты имеют авторский характер с характерной для того времени идеологической окраской, как, например разные варианты «песни о тракторе». Однако ряд материалов представляет огромную ценность именно своей аутентичностью, как, например, записи свадебного еврейского обряда в с. Бехи на Житомирщине, где в еврейские народные традиции привнесен характерный украинский колорит. К сожалению, записанные исследователем материалы представляют сегодня фактически утраченные на Украине традиции.

Вторую группу составляют в основном устные рассказы о евреях на украинском языке. Их можно отнести к такому характерному жанру украинского фольклора, как былички. Интересно, что во многих из них мы можем увидеть традиционные стереотипы образов «своего» и «чужого» в фольклорном восприятии соседних культур. На основе текстологического анализа можно рассмотреть различные

уровни стыков между украинской и еврейской культурами, которые сосуществуют в одном пространственном и временном измерениях, в местах смешанного расселения. Показательно, что украинцы всегда ценили чувство юмора у евреев, обыгрывали его и доказательством этому является огромное количество тех же быличек, например «О Янкеле», «О том, как еврей нашел способ усмирить злую жену», «О том, как Рабе победил нахала и проучил его, кто такой настоящий еврей». Юмористически представлены и сами герои -«Про те, як Мошко ошукав кагал», «Откуда у евреев пейсы?» и др. В. Кравченко записал также целый ряд рассказов о верованиях, связанных с Судным днем, мацой и еврейскими обычаями и праздниками, а также с еврейским календарем. Как видим, материалы В. Кравченко имеют особую ценность и для современной украинской фольклористики и заслуживают отдельного рассмотрения.

До сих пор мало известной остается и его переписка с различными музейными и культурными учреждениями, касающаяся собирания еврейского фольклора и обычаев.

В рукописных фондах ИИФЭ НАНУ сохранился «пятилетний план исследования нацменьшинств Волыни» Волынского краеведческого музея на 1929-1934 гг. Характерно, что многие музеи обращались к В. Кравченко с письмами, в которых содержались просьбы о консультациях. Интерес для историков украинской и еврейской фольклористики представляет его переписка с Бердичевским социально-историческим музеем, Первым Всеукраинским музеем еврейской культуры в Одессе. Переписка В. Кравченко только с Одесским музеем за 1928-1929 гг. составляет 123 л.

Аналогичная переписка проводилась и с представителями местных властей тех регионов, где компактно проживало еврейское население. Следует отметить, что она стала постоянной фактически с начала 1920-х гг., когда была образована Этнографическая комиссия ВУАН. В рукописных фондах сохраняется переписка В. Кравченко с Кодлянским еврейским советом за 1923 г.10, с Бердичевским социально-историческим музеем11, с Первым Всеукраинским музеем еврейской культуры в Одессе12.

Дополнительные материалы о Первом Всеукраинском музее еврейской культуры имени Менделе Мойхер-Сфорима, расположенном в Одессе по ул. Бебеля, нам удалось в последнее время найти в Государственном архиве Одесской области. Среди них «Объяснительная записка» к отчету музея еврейской культуры с 1/Х 1928 г. по 30/Х 1929 г. об открытии музея, его посетителях, штатах, количестве экспонатов, инвентаризации и каталогизации. Вначале музей был

открыт для посетителей только 2 раза в неделю по 4 часа в день, поскольку открытие его - 1 мая 1928 г. совпало с началом отпусков. В остальные дни в музей «допускались для осмотра приезжие, особенно из-за границы. Эти посещения нами не регистрировались, но их было не мало», - отмечают в «Объяснительной записке» директор Рубштейн и делопроизводитель Гарбер13. Основное внимание дирекция и научные сотрудники музея уделяли, прежде всего, сбору материалов, среди которых важное место занимала традиционная еврейская культура и фольклор. Отдельную статью в «Годовом отчете» составляет научно-исследовательская работа, которая включает научные экспедиции, перечень научных трудов сотрудников музея и издательскую деятельность. Интерес представляет детальный перечень экспедиций, свидетельствующий об огромной собирательской деятельности. Всего за один год после создания музея были проведены полевые исследования не только в Одесской обл., но практически во всех регионах Украины - в места, где компактно проживало в те годы еврейское население. В архивных источниках упоминаются экспедиции в Киевскую, Житомирскую, Хмельницкую области (а также обследование еврейской культуры в различных городах и поселках: Киев, Каменец-Подольский, Проскуров, Черкассы, Канев, Златополье, Николаев, Кременчуг, Ржищев, Переяслав, Дунаевцы, Сатанов, Волочиск и другие населенные пункты Украины). Конечно, в центре внимания была и Одесса.

Среди материалов, которые хранились в музее, 5000 единиц составляли документы Одесского Общества распространения образования среди евреев в России. Экспозиция в музее часто менялась, поэтому трудно указать общее количество экспонатов, хотя такая цифра присутствует в «Годовом отчете» - около 15 000. Согласно «Годовому отчету музея», с 1 октября 1928 г. до 1 октября 1929 г. музей посетило 1378 человек (из них 769 с организованными экскурсиями и 609 - индивидуально). Сегодня определенный интерес может представлять также информация о фиксации в то время социального статуса посетителей, разделение их на рабочих, крестьян, служащих, учеников, красноармейцев и других. Характерно, что на первом месте были учащиеся (как групповые, так и индивидуальные посещения), затем служащие, затем рабочие. Среди крестьян, посетивших музей индивидуально - 19 человек и двое красноармейцев.

Годовой отчет музея, как свидетельствует сопроводительная записка и печать о получении его, был направлен «Одеську Окнарос-в^у». К сожалению, до конца не удалось выяснить судьбу его экспонатов и архивных материалов, часть из них находится в архивах Одессы и Киева.

Большинство упомянутых источников и материалов, представленных в нашей публикации, несомненно, представляют интерес для истории еврейского фольклора на Украине, который возрождается сегодня, как и другие национальные культуры, в независимом Украинском государстве. Расширяются научные связи с фольклористами и этнологами из Израиля. В 2007 г. ИИФЭ НАНУ издана книга старшего научного сотрудника Хайфского университета Ларисы Фиалковой «Коли гори сходяться. Нарис укра'шсько^зра'шьських фольклорних взаемин», а в 2008 г. - специальный выпуск журнала «Народна творчють та етнографiя», посвященный израильской этнологии (№ 4), который стал для украинских читателей настоящим открытием научных свершений современного Израиля. Лариса Фи-алкова стала научным координатором и редактором с израильской стороны, Лариса Вахнина и Леся Мушкетик - от Украины. «Исследование современных украинско-израильских культурных связей сегодня сравнительно новая сфера интересов украинских этнологов и фольклористов ИИФЭ им. М.Ф. Рыльского, однако именно сегодня культурное и научное сотрудничество отличается открытостью и изменением стереотипов», - отметила во вступительной статье к этому номеру главный редактор журнала акад. Анна Скрипник14.

Систематический поиск малоизвестных материалов и записей еврейского фольклора из архивных источников в Украине, а также их публикация остаются по-прежнему актуальными.

Примечания

1 Рукописные фонды Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского НАН Украины (далее - ИИФЭ НАНУ). Ф. 7-6. Ед. хр. 31.

2 Береговский М. Чужомовш й рiзномовнi шсш в евре!в Укра!ни, Бшоруси й Польщi // Етнографiчний вюник. Ки!в, 1930. Кн. 9. С. 37-51; он же. Еврейский музыкальный фольклор. Т. 1 / Под общ. ред. М. Винера. М., 1934; он же. Еврейская народная инструментальная музыка. М., 1982.

3 Шолохова Л.В. Бм витоюв еврейсько! музично! фольклористики в Украш // Шд одним небом. Фольклор етногав Укра!ни / Упорядники Л.К. Вахнша, Л.Г. Муш-кетик, В.А. Юзвенко. Кив, 1996. С. 79-85.

4 Рукописные фонды ИИФЭ НАНУ. Ф. 7-6. Ед. хр. 31.

5 Етнографiчний вюник. Ки!в, 1930. Кн. 9. С. 37-51.

6 Бегеговский М. Еврейский музыкальный фольклор. С. 28.

7 Там же. С. 29.

8 Рукописные фонды ИИФЭ НАНУ. Ф. 8-13. Ед. хр. 151.

9 См.: Скрипник Г. З iсторil украшсько! етнографп. Кшв, 2002. С. 52-78 (в главе «Етнографiчна дiяльнiсть Василя Кравченка»); см. также предисловие «Життепис i наукова бiографiя Василя Кравченка» к впервые опубликованному ИИФЭ им. М.Ф. Рыльского НАНУ собранию сочинений известного этнолога и краеведа (Ва-

силь Кравченко. Зiбрання творiв. Т. 1. Етнографiчна спадщина Василя Кравченка. Кшв, 2007. С. 9-25).

10 Ф. 15-4. Ед. хр. 258.

11 Ф. 15-4. Ед. хр. 470.

12 Ф. 15-4. Ед. хр. 478.

13 Государственный архив Одесской области. Ф. 134. Д. 1643. Л. 36.

14 Скрипник Г. Актуальш проблеми украшсько-йрашьських наукових студш // Народна творчють та етнографiя. 1зра1льска етнолопя. 2008. № 4. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.