Научная статья на тему 'Еврейские типографии в Казани в конце ХIХ начале ХХ века'

Еврейские типографии в Казани в конце ХIХ начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БАЗА КАЗАНИ / ЕВРЕЙСКИЕ ПЕЧАТНИ / ПЕЧАТНЫЕ РАБОТЫ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / КНИЖНЫЙ РЕПЕРТУАР / РRINTING BASE OF KAZAN / JEWISH PRINTING ESTABLISHMENTS / PRINTING WORKS / PUBLISHING PRODUCTION / BOOK REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдельганеева Г. Г.

В статье прослеживается развитие еврейских заведений печати Казани конца ХIХ начала ХХ в. Излагается история их возникновения, деятельность, приводятся биографические сведения о владельцах, статистические данные печатаной продукции, прослеживается судьба после 1917 г. Материал изложен на основе архивных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JEWISH PRINTING HOUSES IN KAZAN IN THE LATE NINETEENTH EARLY TWENTIETH CENTURY

In the article traces the development of Jewish print institutions of Kazan in the late nineteenth early twentieth century. The history of their origin, their activities are stated, biographic data on owners, statistical data of printed matter are resulted; the destiny after 1917 is traced. The material is stated on the basis of archival sources.

Текст научной работы на тему «Еврейские типографии в Казани в конце ХIХ начале ХХ века»

УДК 002

Г.Г. Габдельганеева ЕВРЕЙСКИЕ ТИПОГРАФИИ В КАЗАНИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В статье прослеживается развитие еврейских заведений печати Казани конца XIX - начала ХХ в. Излагается история их возникновения, деятельность, приводятся биографические сведения о владельцах, статистические данные печатаной продукции, прослеживается судьба после 1917 г. Материал изложен на основе архивных источников.

Ключевые слова: полиграфическая база Казани, еврейские печатни, печатные работы, издательская продукция, книжный репертуар.

G.G.Gabdelganeeva the Jewish printing houses in kazan in the late nineteenth - early twentieth

century

In the article traces the development of Jewish print institutions of Kazan in the late nineteenth - early twentieth century. The history of their origin, their activities are stated, biographic data on owners, statistical data of printed matter are resulted; the destiny after 1917 is traced. The material is stated on the basis of archival sources.

Keywords: printing base of Kazan, Jewish printing establishments, printing works, publishing production, book repertoire.

Полиграфическая база, связанная с производством книги, - одно из направлений истории казанского книжного дела. Ее начало относится к 1800 г. и связано с Азиатской типографией, открытой при Первой казанской гимназии. В 1804 г. в городе открылась типография губернского правления, в 1809 г. - типография Казанского университета, в конце 30-начале 40-х гг. появились первые частные заведения печати, развитие которых относится ко второй половине XIX в. К концу столетия в Казани функционировало до 20 заведений печати, в начале XX в. - до 35. Среди них - достаточно крупные предприятия печати (ИН^аритонова, В.М. Ключникова, Б.Л.Домбровского), типографии и литографии среднего звена (ИС.Перова, Л.А.Антонова, А.А. Родионова и др.), мелкие заведения, в составе которых выделяются граверно-каучуковые мастерские, совмещенные с типографиями, принадлежавшие переселенцам-евреям. Их владельцы, вынужденно покидавшие родные края, оставляли нередко налаженное дело. Переселившись в Казань, они с большим трудом добивались разрешения на открытие собственного предприятия, довольствуясь, как правило, малым.

Редким исключением стал один из первых представителей таких переселенцев - Давид Маркович Гран. По неизвестным нам причинам в конце 1890-х гг. он перебрался из Самары в Казань и занял место управляющего в типографии «ученого управителя» П.И.Кидалинского, открытой в 1898 г. (свид. от 28 марта) на Поперечно-Владимирской улице, в собственном доме [340]. В распоряжении 14 работников (5 наборщиков, по 2 накладчика и вертельщика, машинист, печатник, 3 ученика) имелось две скоропечатных машины, американка, типографский станок и прочее оборудование, св. 43 пуд. шрифта) [343, л.20].

Однако должность управляющего для Д.М. Гран оказалась временной. В 1900 г. на Проломной ул., в доме Лисицына (затем - на Гостинодворской) он открыл собственную типографию (свид. от 31 января), постепенно расширяя производство, в котором, по данным на 1901 г., было занято 7 работников. Решение о начале в Казани собственного дела было не случайным. До переезда в Казань Д.М.Гран был достаточно успешным владельцем небольшой типографии. Свою деятельность в Казани он начал, думается, с изучения местного книжного рынка, использовав для этой цели должность управляющего в типографии П.И. Кидалинского. Казалось бы, нет необходимости открывать в Казани новое заведение печати. Тем не менее, Д.М. Гран решил рискнуть, вполне справедливо полагая, что умело налаженное производство станет прибыльным, поскольку спрос на книгу и печать в Казани традиционно высок и не всегда удовлетворяется в полной мере или должным образом. Действительно, в таком крупном губернском городе, как Казань, круг издателей - заказчиков типографий был широк. В печатной продукции нуждались органы местного самоуправления, многочисленные учебные заведения, прочие учреждения и структуры. Учитывая данный факт, Д.М.Гран организовал собственное дело, а вскоре расширил его за счет типографии, в которой непродолжительное время служил управляющим.

Предприятие П.И. Кидалинского, выпустив 1901 г. 30 наименований книг, в октябре 1902 г. было продано нижегородскому купцу А.М.Петрову и стало функционировать под вывеской «Типография товарищества Труд». Эту типографию в 1905 г. приобрел Д.М.Гран (свид. от 18 августа), став, таким образом, владельцем двух заведений печати - «Типографии Д.М.Гран» и «Труд». В типографии, открытой ранее (в 1900 г.), в 1908 г. была организована переплетная мастерская и вскоре - литография, и в том же или в следующем году эти заведения были объединены.

Новая печатня под вывеской «Коммерческая типография Труд» располагалось на Большой Проломной улице, в доме Смирновой. По данным на 1915 г., в производстве было занято 36 работников (фактор, метранпаж, 14 наборщиков, по 4 машиниста, накладчика и переплетчика, по 3 печатника и ученика, корректор, конторщик и 2 сторожа) [345, л.30; 248, л.14]. Типография, таким образом, относилась к предприятиям среднего звена, о чем свидетельствуют и приведенные ниже показатели выпуска книжной продукции.

Двадцать седьмого марта 1910 г. Д.М.Гран (уже - казанский купец) получил свидетельство на издание ежедневной газеты «Казанская копейка», которую стал печатать в собственной типографии. До 1906 г. книжные изданий в ней были случайными (одно издание вышло в 1901 г., 13 - в 1904 г.). Их активное печатание стало осуществляться после слияния двух типографий (Д.М.Гран и А.М.Петрова). Отныне ежегодно в среднем стало выпускаться по 55 названий книг и брошюр: официально-ведомственных, научных, учебных, популярных, справочных, производственно-практических. Появился круг постоянных заказчиков. Среди них - Казанский ветеринарный институт, издания которого («Ученые записки....», научные и учебные труды, официально-ведомственные материалы) систематически выпускались в данной типографии. По количеству выпущенных в 1901-1917 гг. изданий (665 названий) типография среди печатных заведений Казани занимает шестое место, уступая типографиям: университета, Б.Л.Домбровского, И.Н.Харитонова, губернского правления, Л.П.Антонова. Учитывая, что типография Л.П.Антонова в 1908 г. прекратила свою деятельность, а типография Д.М.Гран, напротив, начала работать в полную силу, правомерно говорить не о шестом, а о пятом месте этой типографии.

Типография была достаточно стабильной и продолжала функционировать после 1917 г., в отличие от большинства других заведений печати, под вывесками «Труд», затем - «Гран и К° », находясь в распоряжении Запасной армии республики и под управлением прежнего владельца. В ноябре 1919 г. она была национализирована [414, л.48].

Граверу Ицеку Кивовичу Иссерлису, шкловскому мещанину, переехавшему в Казань из Костромы, принадлежала скоропечатня (или «электрограверно-каучуковое заведение», как она называлась в отдельные годы), открытая в 1901 г. (свид. от 15 августа). Она располагалась вначале на Проломной улице, в собственном доме владельца [346], в 1907 г. была переведена на Поперечно-Воскресенскую ул., в д. Шамиля, затем - Пермяковой. Мелкое заведение печати, в котором трудилось 34 работника, выпустило всего 4 издания (1910-1912 гг.), занимаясь преимущественно изготовлением штемпелей. Одно издание - «Образцы шрифта в каучуковом заведении Исерлис» (1910, тираж 500 экз.) -собственное. Предприятие оставалось действующим по 1919 г., пока не было национализировано и включено в Первую советскую типографию. Однако в 1920 г. бывшему владельцу удалось вернуться к работе, уже в новом качестве - заведующего каучуково-граверной мастерской «Татпечати», которую он возглавлял по 1929 г. [422, л. 12].

В 1900 или 1901 г. в Казани обосновался полоцкий мещанин Моисей (Мовши) Менделевич Кривин. Будучи резчиком печатей, он в мае 1902 г. получает разрешение на производство каучуковых штемпелей, а в ноябре 1904 г. возбуждает ходатайство об открытии небольшой типографии для производства мелких печатных работ. Не дождавшись ответа, в марте следующего года он вновь подает прошение и получает, наконец, разрешение на обзаведение типографией (свид. от 15 октября), которую размещает в здании Городского пассажа (в 1914 г. переводит на Проломную ул., в д. Стахеева) под вывеской «Фабрика каучуковых штемпелей и граверно-резное заведение» [233].

М.М.Кривин считался искусным мастером, и подтверждение тому - награды, полученные им еще до переезда в Казань (среди них - золотая медаль, врученная на выставке в Ростове-на-Дону в 1873 г.).

В типографии, помимо мастера, трудились наборщик и печатник, выполнялись мелкие, акцидентные работы. Первые книги (4 названия) вышли только в 1909 г. Вероятно, приступить к книгопечатанию владельцу удалось только после того, как было налажено производство штемпелей. Доход от мастерской позволил принимать заказы на печатные работы, которые в целом были незначительны. По 1916 г. типография выпустила 29 названий изданий (одно издание - в 1911 г., три - в 1912 г., по шесть - в 1913 и в 1915 гг. г., семь - в 1914 г., два - в 1916 г.).

Уместно привести некоторые сведения о М.М.Кривине. Будучи владельцем «типографско-гравер-ного» заведения, М.М.Кривин активно занимался политической деятельностью. По сведениям Казанского жандармского управления, он состоял членом Казанской группы социалистов-сионистов [293]. По агентурным данным, в частности, было выявлено, что в марте 1908 г. М.М.Кривин вместе с другими лицами организовал в городе кружок еврейской социал-демократической рабочей партии, которая функционировала под названием «Поалей Цион».

Уместно привести некоторые данные об этой организации. Еврейская социал-демократическая

рабочая партия «Паолей Цион» на территории России образована в 1900-1901 гг. в Екатеринославе, в 1901-1902 гг. такие организации появились в Варшаве, Вильно, Витебске, Одессе и других городах. Одни из них объявляли себя марксистскими, другие - народническими. На основе кружков «Поалей Цион» в России в 1904-1906 гг. были созданы Сионистско-социалистическая рабочая партия, Социалаистическая еврейская рабочая партия, Еврейская территориалистическая рабочая партия.

Во время обыска, проведенного полицией в заведении и на квартире М.МКривина, прямых улик о его причастности к организации обнаружить не удалось. Тем не менее, гравер был взят под негласный надзор полиции [271]. Удалось ему избежать ответственности и ранее (в феврале 1906 г.), когда в результате полицейского обыска в заведении М.МКривина были обнаружены еврейская библиотека и книжный склад сионистов. Вот опись изданий и рукописей, изъятых полицией в ходе обыска: брошюра (как подчеркивалось, преступная) под названием «Они заговорили» (с печатью Казанского комитета РСДРП), четыре тетради с рукописями о социал-демократическом движении в России, девять печатных брошюр на еврейском языке и две тетради на еврейском и русском языках, две печатные и одна литографированная брошюры на еврейском языке, рукопись «Устава общества сионистов Цион», письма из Москвы, отчеты по еврейскому книжному складу, разного рода рукописи, свидетельства, заметки и пр.

Наличие запрещенной литературы владелец объяснил так: это остатки, переданные ему на хранение кружком сионистов, функционировавшим в Казани ранее и имевшим свой книжный склад и библиотеку, в которой преступных книг не было обнаружено (в основном беллетристика, издания по истории и политике). М.М.Кривину в этот раз удалось доказать свою непричастность к запрещенной сионистской организации и избежать ответственности. Тем не менее, обнаруженные документы свидетельствовали, что их владелец занялся политической деятельностью сразу по переезду в Казань. В «Поалей Цион» состояла и супруга М.М. Кривина Д.Д.Кривина, которая, отбывая в Казани наказание за участие в подпольной работе, была заключена под стражу.

В дальнейшем политическая и общественная деятельность М.МКривина была не менее активной. В 1914 г. он стал членом правления «Общества просвещения евреев» (функционировало в Казани), в 1917 г. - гласным Казанской городской думы от еврейской РСДРП («Поалей Цион»), в 1922 г. -председателем правления Еврорабочего коммунистического клуба им. К.Маркса и т.д. [436]. Что касается профессиональной деятельности, то с момента открытия типографии Управления ЦИК и Совнаркома ТАССР (1927) М.МКривин состоял ее заведующим.

После 1917 г. типография М.М.Кривина (как «маломощная») не была национализирована и функционировала как кооперативно-промысловое товарищество, под вывеской «Трудовая артель "Штемпель"». В 1928 г., после проверки артели специально созданной комиссией, она была признана "лжекооперативной" и ликвидирована [420]. Дочь (Елена Моисеевна Кривина) выбрала специальность отца: по данным на 1929 г., она значилась среди работников «Татполиграфа» [424].

Небольшой типографией владела Фаина Исаевна Окунь. Рогачевская мещанка (Могилевская губерния), она переехала в Казань из Сарапула вместе с семьей где-то в 1902 г., а в начале 1906 г. получила разрешение на открытие мастерской по изготовлению каучуковых штемпелей (свид. от 28 января) [234]. По сведениям Казанского временного комитета по делам печати за 1908 г., в Астрахани имелась скоропечатня минского мещанина Исаака Окуня, по всей вероятности - отца Ф.И.Окунь [323]. Владелица заведения оказалась, таким образом, далеко не новичком в основанном на новом месте деле, что подтверждается дальнейшими событиями.

Вскоре к данной мастерской она присоединила типографию, свидетельство на содержание которой получила 13 июня 1907 г. Отныне заведение на Большой Проломной улице, в доме Красникова функционирует под вывеской «Скоропечатня и каучуковое заведение», в котором было в 1908 - 1916 гг. было выпущено 66 названий книг. Предприятие оставалось действующим и после 1917 г. В 1921 г. типография Ф.И. Окунь вошла в Первую гостипографию, а оборудование было использовано на «нужды обороны» [418, л.4].

В конце 1923 г. супруг Ф.И.Окунь Илья Самойлович Окунь возбуждает ходатайство о включении его в члены книгоиздательства «Труд», желая соучаствовать в аренде типографии Татсовнархоза, однако получает отказ [430, л.24]. Тогда он открывает мастерскую штемпелей и печатей (1923 г., Большая Проломная ул., д. 54), при которой начинают выполняться мелкие печатные работы. В 1928 г. владелец вместе с сыном (В.И.Окунь) дополнительно приобретает типографию «Объединение», открытую ранее П.Я.Казаковцевым (до переезда в Казань тот содержал типографию в Омске) и В.А.Стрельцовым в 1926 г., где печатает мелкие брошюры и бланки [334].

В конце 1909 г. в Казани появилась еще одна скоропечатня, владелец которой - типограф и гравер, полоцкий мещанин Моисей Мордухович Татарский, - перебрался в Казань из Симбирска вместе с

семьей в 1898 г. Отец М.М.Татарского М.Я.Татарский открыл в городе граверную мастерскую (свид. от 3 августа 1898 г.) [126], которая после его смерти (в 1904 г.) перешла к сыну. В 1896 г. М.М.Татарский возбуждает ходатайство о приобретении для мастерской «американки» и шрифта для производства мелких печатных работ, которое отклоняется вследствие его причастности к партии кадетов [152, л.7], причем со времени подачи ходатайства и ответа на него проходит целых 9 месяцев. В начале 1909 г. М.М.Татарский возбуждает повторное ходатайство, однако уже на открытие небольшой типографии для производства мелких печатных работ в целях, как указывалось, «содержания семьи», поскольку мастерская не приносила прибыли [179]. На этот раз разрешение было дано, однако, спустя 8 месяцев после подачи заявления. Вновь открытое предприятие в первое время располагалось на Большой Проломной улице (в здании Государственного банка), под вывеской «Типография», в дальнейшем - в доме Докучаева, под вывеской «Скоропечатня и каучуково-граверное заведение». По данным на 1915 г., в штате заведения состояли 4 работника (по два наборщика и печатника) [238].В 1910 - 1916 гг. вышло 25 названий книг (одно название в 1910 г., по 2 названия в 1911 и 12 гг., три - в 14 г., шесть - в 15 г. и 9 -в 1916).

Заведение функционировало и после 1917 г. (под вывеской «Штемпель и печать»). В 1921 г. оно было национализировано и вошло в состав Пятой гостипографии.

В 1923 г. М.М.Татарскому удалось получить разрешение на содержание мастерской каучуковых штемпелей и типографии под вывеской «Печать» (на Рыбно-рядской ул., д. 58, затем на Чернышевской ул., д. 23). Вскоре совладельцем заведения и компаньоном М.М.Татарского стал Давид Григорьвич Нотариус, содержатель «Еврейско-русской скоропечатни» под вывеской «Давид Нотариус и К», открытой в 1916 г. [400]. Одиннадцатого ноября 1923 г. новая мастерская с переплетной (имелись «американка», «бостонка», тискальный станок) была зарегистрирована как действующая [425, л.7]. В 1925 г. «Печать» была переведена на Большую Проломную улицу, а 20 мая 1925 г. от владельцев поступило заявление о разделе имущества, согласно которому производство штемпелей и печатей оставалось за М.М. Татарским, а к Д.Г.Нотариусу переходила типография с правом производства штемпельных работ. В 1929 г. мастерская М.М.Татарского продолжала функционировать (в производстве были заняты мастер и ученик).

«Еврейско-русская скоропечатня "Давид Нотариус и К"» (открыта, как отмечалось, в 1916 г.) размещалась на Рыбнорядской улице, в доме Алфимова. Каких-либо книжных изданий, выпущенных данным предприятием, не выявлено; возможно, здесь выполнялись акцидентные работы (печатались бланки, этикетки и т. п.). До 1919 г. заведение функционировало под прежней вывеской («Давид Нотариус и К°»), называясь переплетной и скоропечатней, из чего следует, что в нем стали выполняться переплетные работы. В 1919 г. на базе предприятия была создана трудовая артель «Печать». После отделения от М.М.Татарского Д.Г. Нотариус добивается разрешения на производство типографских и каучуково-штемпельных работ, которыми занимался (выполнял работы вулканизатора) вместе с печатниками А.Л.Генциным и Димакиным.

К числу мелких относилась и типография крестьянина Свияжского уезда Петра Ивановича Широкова, открытая на Московской улице, в доме Ерлыкина в 1908 г. (свид. от 18 апреля) [323, л.18]. Владелец заведения был печатником и линовальщиком, отсюда не случайна вывеска «Типография и линовальное заведение», каталог шрифтов которого был издан в том же (1908) году, как и «Реклама типографии Широкова». В производстве в отдельные годы было занято от 3, изредка - до 7 работников (в 1915 г., например, наблюдалось четыре наборщика, печатник, переплетчик и линовальщик). В 1908 -1917 гг. в типографии вышло 33 названия изданий, в том числе 9 - в 1916 г., по 5 - в 1909 г. и 1917 г., по 3 - в 1908 г. и 1914 г., по 2 - в остальные годы, за исключением 1913 г., когда книги здесь не печатались. После национализации в 1920 г. оборудование и материалы были переданы в Первую советскую типографию, а сын прежнего вла-дельца (Л.П. Широков) трудоустроился в одну из государственных типографий [415, л.35]. В 1925 г. жена П.И.Широкова (Юста Семеновна Широкова) добивается разрешения на открытие типографии «Труженик», которая после ее смерти перешла к сыну [435].

Печатные работы производились и в цинкографии «Рембрандт», организованной в 1913 г. на базе художественной типографии А.Х.Симсона. Книги в ней печатались в течение двух лет, однако за столь короткое время было выпущено 76 изданий (52 - в 1916 г. и 24 - в 1917 г.). В ноябре 1919 г. цинкографию реквизировали и передали в ведение Госиздата, создав на ее основе цинкографию издательства [408].

Источники

1. НА РТ. Ф. 1 Канцелярия казанского губернатора. - Оп. 4. - Д. 1536.

2. Там же. 1- Оп. 4. - Д. 2050, л.7.

3. Там же. 1-4- Д. 3784.

4. Там же. 1-4- Д. 5631.

5. Там же. 1-4- Д. 6166.

6. Там же. 1-4- Д. 6373.

7. Там же. 1-4- Д. 6530.

8. Там же. 1-6- Д. 385.

9. 199 Казанское жандармское управление. - Оп. 1. - Д. 343.

10. 420 Казанский временный комитет по делам печати. - Оп. 1. - Д. 94, л.18.

11. Там же.420 - Оп. 1. - Д. 296.

12. 505 Заведующий типографиями, литографиями, фотографиями, книжной торговлей и библиотеками для чтения в Казанской губернии. - Оп. 1. - Д. 30.

13. Там же. 505-1- Д. 44.

14. Там же. 505-1- Д. 50.

15. ФР 5852 НКВД ТАССР. - Оп. 1. - Д. 698.

16. ФР 5852 -1 - Д. 387, л.24.

17. ФР 5852 -1 - Д. 751.

18. ФР 828 Управление гос. объединения полиграфпромышленности «Татполиграф». - Оп. 1. - Д. 21.

19. ФР 828-1- Д. 60.

20. ФР 828-1- Д. 113, л.35.

21. ФР 828-1- Д. 154, л.4.

22. ФР 828-1- Д. 336.

23. ФР 828-1- Д. 349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.