Научная статья на тему 'Еврейские школы Москвы: культура и традиции'

Еврейские школы Москвы: культура и традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ МОСКВЫ / JEWISH SCHOOLS OF MOSCOW / ЕВРЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / JEWISH TRADITION / ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JEWISH CULTURE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ / EMOTIONAL WELL-BEING OF CHILDREN / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ГРАФИКИ УСПЕШНОСТИ / SOCIAL SKILLS DYNAMIC CHARTS OF SUCCESS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / RELIGIOUS STUDIES / ИУДАИЗМ / JUDAISM / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ПРОБЛЕМА АНТИСЕМИТИЗМА / THE PROBLEM OF ANTI-SEMITISM / INDIVIDUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Эльвира Айсеновна

Статья посвящена престижным еврейским школам Москвы, среди них школа для одаренных детей, школа по подготовке будущих лидеров, религиозная школа, технологическая гимназия с программой инклюзивного образования, школа для мальчиков «Месивта», в которых процесс обучения и воспитания детей отличается разнообразием и оригинальностью. Цель данной статьи привлечь внимание учащихся и родителей к еврейским школам, для того чтобы они могли сделать выбор какой-либо из них для своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish schools in Moscow: culture and traditions

The Article is devoted to a prestigious Jewish schools of Moscow, among them a school for gifted children, school for the training of future leaders, religious school, technological high school with inclusive education programme, school for boys «Mesivta», in which the process of education and upbringing of children is characterized by variety and originality. The purpose of this article to attract the attention of students and parents to Jewish schools, so that they could make a choice any of them for your child.

Текст научной работы на тему «Еврейские школы Москвы: культура и традиции»

ЕВРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ МОСКВЫ: КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Эльвира Айсеновна Аксёнова, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития РАО, доктор педагогических наук, профессор

• еврейские школы Москвы • еврейские традиции • еврейская культура • индивидуальное образование • эмоциональное благополучие детей • социальные навыки • динамические графики успешности • религиозные дисциплины • иудаизм • инклюзивное образование

• проблема антисемитизма

Ещё пару десятилетий назад выражение «еврейская школа» означало учебное заведение с углублённым изучением английского языка, физики, математики. В списках окончивших эти школы числились талантливые выпускники. Сегодня еврейские школы Москвы представляют собой палитру на любой вкус, а, следовательно, выбор достаточно разнообразен. Представим наиболее престижные из них.

Школа для одарённых детей «Мир интеллекта». По убеждению её директора Евгения Филатова, среди детей встречаются одарённые, мотивированные и гениальные. Одарённые дети — это дети с высоким познавательным интересом и умением легко выдавать собственные оригинальные решения. Мотивированные дети хорошо усваивают чужие идеи, а одарённые генерируют свои. И вот этим — одарённым — детям, как правило, некомфортно в обычных общеобразовательных школах. Гениальные дети, по мнению Е. Филатова, могут быть полусумасшедшими, многие из них асоциальны, такого ребёнка вообще не надо учить, ему нужно дать возможность учиться самому, но ни в коем случае не дома. Он должен жить в доброжелательной среде, среди людей.

Технология создания вундеркиндов в этой школе начинается с младших классов. Наполняемость классов здесь очень малая, и это позволяет учителям с каждым ребёнком работать индивидуально. Соответственно, огромное значение придаётся индивидуальному образованию. По мнению педагогов школы, на тройку каждый ребёнок обязан знать всё, но что-то он должен знать на пять с плюсом.

Основным показателем работы школы являются результаты проводимых олимпиад и конкурсов. Если в обычных школах они проводятся только при наличии времени и при отсутствии помехи учебному плану, то в этой школе они являются основным показателем работы всего педагогического коллектива.

Необычным здесь можно считать отбор детей на обучение. Прежде всего выясняется главное — хочет ли ребёнок учиться. По словам директора школы, есть такие дети, которым вообще ничего не интересно (примерно 20%), для них важно лишь играть и общаться, в школе им становится некомфортно. Другим важным вопросом в воспитании этой категории детей является преодоление возможного конфликта с внешним миром. По мнению педагогов этой школы, если ребёнок знает, что он наделён способностями, что он талантлив, то ему не нужно ничего доказывать самому себе, он ведёт себя уверенно. И эта уверенность передаётся даже на расстоянии.

Примечательно, что в этой школе престижно быть умным, и не престижно кому-то мешать, нарушать дисциплину или совершать асоциальные поступки. Дети очень бережно относятся ко всему, что их окружает в школе, - как к учебным средствам обучения, так и к интерьеру. К примеру, никому из них в голову не придёт испортить висящую на стене картину или разбить красивую вазу. Если такое случится нечаянно, дети будут очень переживать, но сделать это сознательно для них дикость. Во всём чувствуется позитивный настрой детей, всё в школе пронизано их положительными эмоциями. Даже на переменах они никогда

не шумят, не ведут себя агрессивно. У одарённых детей нет потребности в избыточной энергии на переменах, они реализуют себя в учебном процессе.

Поскольку дети учатся увлечённо, важно, по мнению педагогов, чтобы они не замыкались только на учёбе и не оставались постоянно в стенах школы. Они должны знакомиться с окружающим миром, поэтому для них регулярно устраиваются экскурсии в парки, музеи и библиотеки. Кроме того, им хочется общаться со своими одноклассниками, а учителю следует научить их дружить, что это важнее, чем заставить выучить урок. И воспитывать их нужно каждую минуту, каждым уроком. К примеру, их увлечение сегодня компьютерами пресекается родителями, которые требуют от ребёнка, чтобы он больше внимания уделял школьным предметам, больше читал. Самый простой способ в этом направлении, считает учитель начальных классов Ольга Викторовна Филатова, увлечь детей диафильмами.

Учителя этой школы уверены, что их детям легко будет выходить в мир. Духовные учителя этой школы очень положительно влияют на светских учителей, помогая им становиться спокойнее, задумываться о происходящем, пересматривать своё поведение по отношению к коллегам и детям.

«Мир интеллекта» - школа светская, но поскольку она еврейская, то здесь большое значение придаётся еврейской традиции, есть уроки иврита, возможность помолиться, здесь соблюдаются еврейские праздники; во всём присутствует дух еврейской культуры.

Школа лидерства «Лаудер Эц-Хаим» № 1621. Слово «лидерство», по убеждению директора школы Юлии Ясинской, стало одним из самых часто повторяемых у детей, после слов «ок», «мама», «почему». Вообще идея лидерства сегодня, похоже, захватила весь мир. Крупные корпорации вкладывают большие средства в организацию и проведение тренингов и семинаров на эту тему; воспитание лидера рассматривается как инвестиция в будущее компании, сообщества, мира. Поэтому педагогический коллектив этой школы понимает потребность развития у детей лидерских ка-

честв, подготовки будущих лидеров, руководителей, управленцев, но вовсе не ставит перед собой цель — вырастить из каждого маленького ребёнка топ-менеджера или генерального директора. Главная задача школы, по мнению её директора, — научить детей управлять своей жизнью.

Как показывает статистика, большинство людей в мире равнодушны по отношению к собственной жизни. Обладая замечательными способностями и талантами, они зачастую позволяют манипулировать собой, не готовы отстаивать собственные убеждения, не умеют планировать свою жизнь, ставить долгосрочные цели, правильно применять собственные умения. По мнению Юлии Ясинской, самые большие проблемы в нашем обществе стоят не перед экономикой, а в деле воспитания молодёжи. Сегодня на детей оказывают постоянное давление сверстники и средства массовой информации, заставляя их становиться не такими, какими они являются в реальной жизни и хотят быть в глубине своей души, а «крутыми», то есть отчаянными, дерзкими, смелыми, «горячими», имеющими большой авторитет в своей среде и много денег [интернет-портал otvet.mail.ru>question 75833704]. Для того чтобы стать «крутыми», они должны изменить свой образ жизни, своё поведение и своё мышление; они должны носить одежду определённого вида или вращаться, как говорят сейчас современные подростки на своём языке сленгов, - «тусоваться» - в кругу определённых людей. Всё это ведёт в общей массе к обезличиванию человека, следовательно, ответственность ложится на педагогов: внимательный, восприимчивый учитель может изменить такую ситуацию. И очень поможет и поддержит современных родителей, которых заботит не только успеваемость детей в школе, но и их эмоциональное благополучие: многие из них считают приобретённые социальные навыки более важными, нежели хорошие знания по математике или естественным наукам. Кроме того, в Школе лидерства учат детей контролировать собственные достижения, к примеру, с помощью динамических графиков успешности.

Ещё одна замечательная традиция Школы лидерства «Лаудер Эц-Хаим» № 1621: высокопрофессиональные педагоги строят

свою воспитательную работу в трёх направлениях: Правильное, доброе поведение/ Darah eretz — Высокое качество обучения — Радость^т11а — эти названия на иврите служат путеводной звездой многим добропорядочным евреям.

Первое направление затрагивает сферу развития эмоционального интеллекта детей, а именно — способствует развитию у них творческих навыков, умению работать в команде, взаимодействовать с людьми разного происхождения, относиться с уважением к своему партнёру.

Второе направление — достижение качественного образования — детей связано с требованиями к современной школе: школа должна быть востребованной и нужной обществу.

Третье направление — формировать у детей радость жизни, и это вовсе не праздное веселье, это интерес к собственной судьбе, помноженный на уверенность в способности справиться с любой учебной задачей. При этом педагоги не исключают, что ученики должны понимать, что у них есть право на ошибку: ошибка — это всего лишь способ интеллектуального и личностного развития. И если дети окружены заботой педагогов, верой в их силы и способности, то даже те, кто испытывает трудности в обучении, обретают уверенность в том, что они могут достичь желаемых результатов. К примеру, преподавание иврита сопровождается соблюдением традиций Торы (Тора — это законы жизни евреев), организацией еврейских праздников, ношением кипы (см. значение этого слова ниже). «Некоторые дети вначале воспринимали это как ограничение своей свободы. Но постепенно поняли, что эти правила их просто дисциплинируют», считает Марина Исааковна Грушевская, учитель иврита и традиций.

Коллектив этой школы работает с большим энтузиазмом, и как одна сплочённая команда: в любом проекте участвуют все учителя, завучи, директор, и это огромная поддержка в совместной работе.

Не менее интересно организована религиозная школа — хедер «Решит-Хохма», возглавляет которую раввин Элияу Исраэли.

Это учитель в бывшей военной форме, служивший в армии в должности «солдат-учитель». Окончив педагогический курс в системе Министерства просвещения Израиля, он преподавал в школе в Иерусалиме. Служба в должности «солдат-учитель» предполагала также оказание помощи преподавательскому составу в школах на периферии. И когда в Иерусалиме ему неожиданно предложили должность преподавателя, он был несказанно счастлив. Оказавшись в Москве, Элияу Исраэли получил необходимое для преподавания в хедере образование и стал учителем в «Решит-Хохма». Через несколько месяцев директор этой школы передал ему свои полномочия, и он возглавил отдел воспитания и образования, а затем стал и директором этой школы.

«На мой взгляд, в России школа воспринимается как место для передачи информации, - считает Э. Исраэли. — Мы стараемся давать детям необходимые знания в рамках школьной программы, но главным считаем прежде всего воспитание. Мы воспитываем учеников каждую минуту, каждую секунду. Приоритетным в воспитательном процессе является иудаизм, мы постоянно прививаем детям полезные привычки, жизненную философию». Это, по утверждению директора, река, в которой ученики плавают целыми днями. Еврей должен быть религиозным и соблюдать субботу (по-еврейски Шаббат, это седьмой день недели), то есть в седьмой день недели — Шаббат — следует отдыхать и молиться Богу. Такое сочетание в учебном процессе — светское и религиозное — вполне возможно.

Заметим, что борьба между светскими и религиозными дисциплинами существует исключительно в Израиле. Когда религиозные евреи поняли, что сионизм сопряжён с ассимиляцией (с лат.аээЫЫю — слияние, усвоение), появилась группа раввинов (священников) из «Агудат-Исраэль» (всемирное религиозное движение ортодоксальных евреев, отстаивающих устои религии и традиции еврейского общества), которые решили превратить школы в место, где преподаются исключительно религиозные дисциплины. Однако в России такой проблемы не существует.

По терминологии раввина Бен-Иш-Хая, есть вещи разрешённые и запрещённые.

Разрешённые — это информативные школьные дисциплины. Запрещённые — это мнения, противоречащие идеологии Торы. Иногда их приходится изучать в школах. «Мы не делаем из детей роботов, - говорит Элияу Исраэли. — Школьная атмосфера помогает понять, что необходимо изучать «для души», а что — для интеллекта, потому что так требует программа обучения. Можно сформулировать наш подход следующим образом: мы передаём информацию в смягчённом варианте».

Что касается отбора учеников в упомянутый хедер: здесь не существует критериев, в хедер могут записаться все желающие. Вам нужна религиозная атмосфера? Вот вопрос, на который должны ответить абитуриенты. «Добро пожаловать!» - отвечают педагоги этой школы. «Но случаются и такие ситуации, - отмечает Элияу Исраэли, -когда приходится подстраиваться под каждого ученика, дети приходят из разных семей, с разным уровнем религиозности. При этом есть евреи, которые хотят, чтобы их дети учились в обычных школах, но иногда знакомились с иудаизмом, есть родители, которые отдают детей в еврейские нерелигиозные школы. А есть и те, которые отводят детей к нам, - ради упомянутого сочетания секулярного (светского) и религиозного».

О том, какой должна быть атмосфера в еврейской школе и какова миссия родителей в воспитании добропорядочного человека, немало интересного можно почерпнуть из советов и рекомендаций раввина Йосефа Херсонского, основателя и раввина общины под названием «Среди своих».

Больше, чем образованием, современная школа занимается становлением личности и социализацией, убеждён он. Если у родителей нет цели сформировать ребёнка как истинного еврея (с соблюдением им Торы), они могут отдать его в обычную школу. Но если такая цель есть, другого пути, кроме как еврейская школа, просто не существует.

Родителям, которые не могут отдать ребёнка в подходящее учебное заведение, Й. Херсонский советует рассмотреть возможность домашнего образования, хотя бы на один год. Во-первых, ребёнок за меньшее время может пройти больший объём учебно-

го материала, а во-вторых, он формируется в здоровой домашней атмосфере. Вопрос также касается формирования детской психики. «Мир вокруг жесток, - утверждает раввин Й. Херсонский, - но это не означает, что мы должны отправлять детей в неправильную среду, в то время, когда идёт процесс их формирования. Большинство взрослых людей страдают от сколиоза (деформации, искривления позвоночника) и, например, от унижений. Означает ли это, что нужно заранее искривлять ребёнку спину и унижать его с детства?»

Если родители выбирают между более религиозной и менее религиозной, но более качественной школой, то, по совету раввина, надо помнить о том, что миру нужны хорошие евреи, а хороших учёных в мире и так много, необязательно евреев. Если ребёнок имеет склонность к спорту и не создан стать нобелевским лауреатом по математике, не стоит требовать от него решения сложных задач. И наоборот, бессмысленно требовать от мальчика со скрипкой, чтобы он стал чемпионом по боксу.

Немало рекомендаций даёт раввин и родителям, которые отдают детей в школу с продлённым режимом. Сдать ребёнка на полдня, по его мнению, очень удобно, особенно для тех, кто строит карьеру. «Но если вы думаете, что делегировали воспитательную работу учителям и о ней забыли, то в какой-то момент рискуете забыть и о ребёнке. Не бросайте своих детей!»

Образование, по мнению Й. Херсонского, должно быть индивидуально ориентированным - «индивидуально пошитым». «У одного из моих сыновей творческое мышление, и я бы сократил ему точные науки до какого-то минимума, а у другого сына острый ум, и ему было бы неплохо с утра до вечера заниматься физикой и математикой», - признался он.

Очень важен, по его мнению, верный баланс между свободным образованием и строгой системой образования: с одной стороны, он не против методики свободного образования, в этих условиях иногда добиваются значительных результатов, чем строгими рамками обучения; насилие, однозначно, для ребёнка вредно. С другой стороны, в школе должна быть система.

Большое значение Й. Херсонский придаёт и дополнительному образованию. Согласно Талмуду (многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), отец обязан научить ребёнка трём вещам: самостоятельному изучению Торы, способу зарабатывать и плаванию. Почему именно плаванию? Плавание мудрецы привели лишь как пример умения выживать.

Обратим внимание на еврейскую школу в Москве, которая ориентирована на обучение информатики и технологии. Она так и называется — гимназия № 1540 (ОРТ)

(образование, ресурсы, технология). В этой гимназии учатся и обычные дети, и дети с нарушениями в развитии, дети-инвалиды, то есть осуществляется ещё и инклюзивное образование. Здесь активно преподаются информационные технологии, а поскольку в школе есть компьютеры, то имеются и дети с аутистическими расстройствами (аутист — погруженный в себя, замкнутый, с выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения). На уроках информатики эти дети обычно самые успешные, а на других уроках им приходится очень сложно.

«Из-за появления мобильных телефонов, Интернета и информатизации образовалось большое непонимание между родителями и детьми, - утверждает Софья Александровна Розенблюм, психолог упомянутой гимназии, - родители не могут понять, что это действительно другие дети, но мы не до конца поняли, в чём именно они другие». Софья Александровна сетует на то, что родители зачастую перекладывают на учителей воспитание своих детей. Но школа не может справиться со всеми сторонами воспитания, например, привить ребёнку любовь к чтению могут только родители. Школа может помочь семье или как минимум не навредить ей, не сломать ребёнка.

Сегодня в Москве идёт реформа системы образования под названием «оптимизация». Но педагогика — это не сфера услуг, по словам Софьи Александровны, такой тезис порочен. Нельзя воспринимать школу через призму экономической эффективности. Те требования, которые предъявляются сейчас к школе, не совсем согласуются с педагогической задачей. Так же отрицательно она от-

носится к ЕГЭ. Введение ЕГЭ, как показывает опыт школы, неплохая идея, но она плохо реализована. Из-за этого учителя находятся в состоянии стресса и неминуемо передают это состояние ученикам, а те отвечают на это отсутствием мотивации.

В школе-гимназии № 1540 однозначно создана более мягкая атмосфера, чем в других школах, но в этом, по убеждению С.А. Розенблюм, ничего страшного нет. Если ребёнка напитать любовью, он не станет избалованным, он просто получит ресурс на всю жизнь. Родители, которые хотят, чтобы их дети с самого раннего возраста умели жить в «волчьей стае», умели кусаться и царапаться, имеют возможность найти в Москве другие учебные заведения.

Как уже сказано выше, в школе-гимназии № 1540 осуществляется процесс по программе инклюзивного образования. Здесь занимаются аутичные дети, а также слабослышащие и слабовидящие. Эту программу ввели в школе в 2006 году при поддержке еврейских организаций «Джойнт» и «Сохнут». И ещё: дети этой школы не стесняются своей национальности, и это позитивно отражается на их учёбе, на их поведении.

Предмет «Технология» очень нравится здешним детям, потому что их учат на уроках изобретать. Учитель «Технологии» Борис Зеликович Бронштейн старается помочь детям самостоятельно развиваться, внедряя в учебный процесс разнообразные технологические игры, разрабатывая интересные программы. С помощью разных технологий дети изготавливают эскизы к еврейским праздникам или фигуры на 3D-принтере.

Познакомимся ещё с одной еврейской школой Москвы — школой для мальчиков «Месивта». Психолог этой школы Алла Товстопят вот уже 10 лет работает в этой школе и решает множество проблем, в том числе и проблемы преодоления разного рода конфликтных ситуаций. Например, если возникает конфликтная ситуация между педагогом и детьми и требуется вмешательство психолога, то в этом случае психолог старается поддержать ребёнка, даже если конфликт произошёл по его вине. «В конфликте между ребёнком и взрослым,

взрослый всегда сильнее», - убеждена психолог Алла Товстопят.

Примечательно, что в школе «Месивта» сложился настоящий коллектив единомышленников. На уровне интуиции каждый педагог чувствует нового человека, который приходит в этот педагогический коллектив, — приживётся он в этой школе или нет. Неслучайно завуч этой школы как-то сказала: «В нашей школе есть Бог». И ещё очень интересный факт: мальчиков, как известно, должны воспитывать мужчины, а в этой школе педагогический коллектив состоит из 90% мужчин.

Антисемитизм, как известно, большая проблема. Но мальчики этой школы сегодня практически не сталкиваются с проявлениями антисемитизма, хотя ходят по городу в цицес (кисточки, прикрепляемые к молитвенному покрывалу) и кипах (традиционный еврейский мужской головной убор). Раньше бывали драки, но в последние годы этого не наблюдается.

Воспитательный процесс в школе для мальчиков «Месивта» достоин пристального

внимания. Во-первых, здесь не оказывают никакого давления на детей. Их не заставляют заучивать исторические даты и всевозможные подробности, если они им не нужны для экзамена. Случается, что дети грубят учителю, и за это их наказывают, но ни один учитель не позволит себе нагрубить ребёнку, как это бывает в обычных школах. И учитель не имеет права срываться на детях, например, если у него плохое настроение или он считает свой предмет главным.

В заключение заметим, что учебно-воспитательный процесс в московских еврейских школах нельзя считать чем-то уникальным. Впечатляет прежде всего процесс воспитания в этих школах: отношение к детям педагогов — доброе, внимательное, заботливое, учитывающее все этапы формирования детской психики, способности и таланты детей, уровень их развития (в том числе и детей с нарушениями в развитии). Здесь учителя и дети — друзья, и это, пожалуй, самый правильный путь к воспитанию будущих счастливых граждан нашей огромной многонациональной отчизны. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.