Научная статья на тему 'Еврейские литературные общества в культурной жизни С.-Петербурга'

Еврейские литературные общества в культурной жизни С.-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Евгения Певзнер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейские литературные общества в культурной жизни С.-Петербурга»

Евгения Певзнер

Еврейские литературные общества в культурной жизни С.-Петербурга

Работа посвящена деятельности петербургских еврейских литературных обществ, действовавших с 1908 по 1921 годы.

Исследованием этих обществ занимался М. Бейзер, но он не использовал архив Общества И.Л. Переца в ЦГИА СПБ. Очень краткое описание этих Обществ имеется у В. Гессена,

B.Кельнера, В. Лебедевой-Каплан, А. Тумановой и Г. Элиас-берг1. Следует отметить, что В. Гессен не упоминает о Еврейском Литературно-Художественном Обществе им. И.Л. Переца, а А.Туманова пишет, что это Общество было организовано в 1914 году, тогда как это Общество появилось в 1916 г.

После революции 1905 г., в кругах еврейской молодежи почувствовалась сильная потребность в широкой национально-культурной работе и важным делом стало возрождение литературы на иврите и идише. Инициаторами Еврейского Литературного Общества были С.М.Гинзбург из редакции идишской газеты «Фрайнд», А.Д.Идельсон из сионистского еженедельника «Рассвет» и некоторые другие писатели и политики, например, депутат Думы, адвокат Л.Н. Нисселович, проведший через инстанции Устав Общества2.

12 октября 1908 г. состоялось учредительное собрание Еврейского Литературного Общества. На нем был избран Комитет, в который вошли известные ученые, писатели и общественные деятели, такие как, С.А. Ан-ский, Ю.И. Гессен,

C.М. Гинзбург, С.М. Дубнов, А.Д. Идельсон, М.Н. Крейнин, М.И. Кулишер, Л.А. Сев и М.Л. Тривус. Целью Общества, согласно Уставу, было содействие изучению и развитию научной и изящной еврейской литературы на иврите, идише и других языках. Предполагалось устраивать беседы и чтения на русском, иврите и идише, публичные собрания, лекции, доклады, спектакли, концерты и литературные вечера. Также предполагалось издавать и распространять журналы,

газеты, книги, брошюры по интересующим Общество вопросам. Планировали открытие библиотек, музеев, выставок. Предполагалось выдавать пособия еврейским литераторам, артистам и художникам. К тому времени, в члены Общества | записалось уже около 120 человек3.

Открывая собрание, С.М. Дубнов призывал к усилению вер культурной работы после упадка политической и напомнил, ® что именно в эпохи реакций литература призвана стоять на § страже и подготовлять новый подъем общественности. На ® этом собрании впервые была поставлена языковая проблема. С.М.Дубнов выдвинул принцип равноправия для всех | трех языков4.

* Первые рефераты касались вопроса о языках. С.А. Ан-ский

§ был согласен с С.М. Дубновым о неизбежности трехъязычия в еврейской литературе. Его оппонент, «идишист» Н. Штиф, возражал против тезиса равноправия трех языков, признавая равноправными только два еврейских языка. С.М. Дубнову пришлось защищать права русского языка в еврейской литературе против идишистов и гебраистов, доказывая, что нельзя отнимать национально-культурное орудие у огромных слоев еврейской интеллигенции, говорившей и читавшей по-русски. Он допускал, что в национальном смысле еврейский и русский языки неравноценны, но они должны быть признаны равноправными как культурные орудия5.

Общество вызвало большой интерес. Если на Учредительном Собрании в октябре 1908 г. было 112 человек, то к 1 декабря 1909 г. записалось уже 565. До 1 января 1910 года в Обществе перебывало 855 членов. По социальному составу Общество отличалось большим разнообразием6.

Деятельность Общества в С.-Петербурге заключилась в устройстве литературных собеседований на идише и русском языках для членов Общества и публичных литературных вечеров. Часть собеседований была посвящена общим вопросам еврейской культуры и литературы.

Многие собрания Общества были посвящены юбилеям еврейских писателей и деятелей культуры.

Уже 20 ноября 1908 г. под председательством редактора газеты »Дер Фрайнд» С.М. Гинзбурга состоялось многолюдное

собрание членов ЕЛО, посвященное 25-летнему юбилею литературной деятельности известного еврейского беллетриста Шолом-Алейхема. Литератор М.С. Ривесман прочитал на идише свое стихотворение, посвященное юбиляру. Были прочитаны С.Л. Цинбергом и К.Ш. Чемеринским доклады на С идише, посвященные Шолом-Алейхему. Литератор С.Я. Ро- | зенфельд прочитал полученное ЕЛО в рукописи, нигде еще не ® напечатанное новое произведение Шолом-Алейхема «Шмуэл в Шмелькис и его юбилей», в котором автор, со свойственным | ему юмором подводил итог своей двадцатипятилетней дея- й тельности. Кроме того, М.С. Ривесманом был прочтен рас- ° сказ юбиляра «Der beidem»7. в

27 декабря 1909 г. состоялось заседание ЕЛО, посвя- е щенное 25-летнему юбилею литературной деятельности ст С.А. Ан-ского. На Собрании присутствовали А.Г. Горнфельд, о Д.Я. Айзман и другие видные писатели. Заседание открылось докладом С.М. Гинзбурга: «К 25-летию литературной деятельности С.А. Ан-ского». Кроме него, были заслушаны выступления С.Л. Цинберга и М.Д. Рывкина, посвященные Ан-скому8.

К 100-летию со дня рождения А. Мапу был прочитан С.М. Гинзбургом доклад «Памяти Мапу»9. Памяти Якова Гордина был посвящен доклад Н.Прилуцкого на идише на собрании ЕЛО 27 сентября 1909 года «Яков Гордин, как личность и писатель»10.

Торжественное Собрание членов ЕЛО по случаю 75-летия известного еврейского писателя Абрамовича (Менделе Мойхер-Сфорим) привлекло массу членов Общества (свыше 800 человек). Оно состоялось 26 декабря 1910 года. На Собрании С.Л. Цинберг прочитал на идише доклад о произведениях Абрамовича11.

Кроме того, на Собраниях ЕЛО были прочитаны доклады, посвященные еврейским писателям. Доктор Х.Д. Гуревич сделал доклад на тему «Экономические типы в произведениях Шолом-Алейхема»12.

Г-жой Р. Кацнельсон на русском языке был прочитан доклад «Бялик, как поэт красоты», А. Литваком на идише -«Хасидизм в новейшей еврейской литературе (Перец, Бер-

дичевский, Иегуда Штейнберг)», доктор философии Г.Я. Полонский прочитал доклад на тему «Генрих Гейне и его время», С.Л. Цинбергом был прочитан доклад «Урий Ковнер -еврейский Писарев»13. | Часть собеседований сопровождалась чтением лучших ху-

дожественных произведений еврейских писателей: Х.Н. Бя-лика, Шолом-Алейхема, Ш. Аша, М.З. Фейерберга, С.А. Ан-ее ского и др. Нужно отметить значительный успех таких чте-| ний, привлекавших большое число слушателей. Общее коли® чество бесед за 1908-1909 годы было 15 с 3125 посещениями;

наибольшее число посещений было 440, наименьшее - 110, в | среднем - 20814.

* Кроме еврейской литературы, обсуждались произведения

§ польских писателей о евреях, т.к. в польской литературе еврейская тема была достаточно популярна, поскольку евреи всегда играли важную роль в польской жизни. Так, С.С. Дуб-новой был сделан доклад «Евреи в произведениях Элизы Ожешко»15.

И.А. Клейнманом был прочитан доклад на тему: «Еврейство в творчестве польского символиста Ст. Выспянского»16.

Собрание ЕЛО, состоявшееся 21 ноября 1910 года, было посвящено истории русско-еврейской журналистики17.

Еврейскому вопросу в современной польской прессе был посвящен доклад И.А. Клейнмана18.

Приехавший в С.-Петербург по приглашению ЕЛО, еврейский писатель И.Л. Перец 3 апреля 1911 г. прочел лекцию «О еврейском театре», а 7 апреля 1911 г. состоялся доклад И.Л. Переца в ЕЛО в Петербурге на тему: «Народность и хасидизм», иллюстрированный отрывками из своих произве-

дений19.

17 марта 1911 года ЕЛО в Петербурге устроило Общее Собрание в честь юбилея д-ра А.Я. Гаркави. Юбиляр был избран почетным членом Общества, а затем И.Ю.Марконом был прочитан реферат о научной деятельности юбиляра20.

Были доклады, посвященные деятелям еврейской культуры, так, известный скульптор И.Я. Гинцбург сделал доклад о М.М. Антокольском, а также сделал сообщение о современных скульпторах-евреях: Н.Л. Аронсоне и др.21

Приезжавший в 1909 г. в С.-Петербург доктор Б.С. Мосин-зон, преподаватель Еврейской гимназии в Яффе прочел доклад «О еврейской культурной деятельности в Палестине». К реферату были сделаны дополнения М.П. Каганом и д-ром Л.И. Кацнельсоном, совершившими поездку по Палестине22. С Одно из заседаний ЕЛО было посвящено еврейской музы- о ке. Был заслушан доклад М.С. Ривесмана «Еврейская песня в 0 прошлом и настоящем»23. §

Кроме литературных тем, затрагивались вопросы еврей- | ской жизни. С.Л. Цинбергом был прочитан доклад на тему: й «Ассимиляция евреев в Западной Европе». В прениях при- ° няли участие С.М. Дубнов и г. Гольдштейн24. е

Общественным течениям в русском еврействе был посвя- ре щен доклад И.М. Бикермана25. ст

О течениях в западноевропейском еврействе доложил во Н. Соколов (на идише). Д-р Н. Бирнбаум прочел в ЕЛО доклад на тему «Восточное и западное еврейство» (на идише), а Г.Б. Столпнер -«Три понимания еврейской национальной проблемы»26.

Были открыты отделения ЕЛО в разных городах. До 1 января 1910 года были открыты 34 отделения. Например, в таких городах, как Баку, Бердичев, Варшава, Екатеринослав, Киев, Минск, Одесса, Томск27.

Помощь Комитета провинциальным отделениям заключалась в организации Лекционного Бюро и оказании юридической помощи. К концу 1909 года Лекционное Бюро заручилось согласием на поездки по провинции со стороны: С. А. Ан-ского, г-жи С.С. Дубновой, Ш. Нигера, И.Л. Переца, Г.Я. Полонского, М.Д. Ривкина, Б.М. Фрумкина, С.Л. Цинберга. В Лекционное Бюро поступили запросы не только отделений Общества, но и от других просветительских организаций. В начале 1910 г. Семен Ан-ский проводил объезд отделений ЕЛО с лекцией на тему «Духовный антисемитизм в Европе»28.

Решено было печатать и рассылать в Отделения наиболее интересные и содержательные доклады29.

Чтобы помочь еврейским читателям изучать еврейскую литературу и историю, Комитет решил заняться составлением систематических каталогов и программ для домашнего

чтения по еврейской литературе и истории на всех языках. К этой работе была привлечена значительная группа членов Общества, главным образом учащиеся высших учебных заведений. Руководство и редакцию взяли на себя С.А. Ан-| ский, Ю.И. Гессен, С.М. Дубнов, А.Д. Идельсон, Г.Я. Красный, С.Г. Лозинский, Я.Н. Теплицкий, С.Л. Цинберг и др. В каталоге предполагались следующие отделы: 1) Изящная лите-щ ратура для взрослых (оригинальная и переводная) на иври-§ те, идише и русском языках, 2) Критика (художественная), ® 3) Публицистика, 4) Научно-исторический отдел, 5) Научный ^ и общеобразовательный отдел (на иврите и идише), 6) Дет-| ский отдел30.

? 23 января 1911 года состоялось годичное Общее Собра-

§ ние ЕЛО, на котором был заслушан доклад о деятельности Общества за 1910 год31. За отчетный период было всего 13 Собраний (9 на русском и 4 на идише). В течение 1910 года было открыто в провинции 51 Отделение ЕЛО. Лекционное Бюро командировало 5 лекторов с 9 докладами (из них 2 на идише). Писаных докладов на идише было разослано в 95 мест. Продолжались работы Каталожной Комиссии и предприняты меры к открытию в Петербурге еврейской читальни и курсов по истории и литературе32.

25 апреля 1910 года в Театре Комедии Санкт-Петербурга состоялся спектакль на идише, исполненный любителями драматического искусства при ЕЛО Санкт-Петербурга33.

В марте 1911 года Комитет ЕЛО объявил конкурс на лучшие книги для детей на идише34.

Помощь нуждающимся еврейским писателям не составляла основную часть работы Общества, однако, к 1910 году было выдано ссуд и пособий литераторам на сумму 545 рублей, полученную путем специального сбора и устройства литературного вечера35.

Членов Общества на конец 1910 года было 837. На пособия нуждающимся еврейским литераторам в отчетном году было выдано 351 рубль 45 копеек36.

В Министерство Внутренних Дел в С.-Петербурге стали поступать письма от градоначальников Чернигова, Ростова на Дону, Витебска и других городов, в которых были от-

крыты филиалы ЕЛО, с просьбой закрыть эти филиалы, т.к. члены этих обществ могли обсуждать на своих собраниях не только проблемы литературы, но и политические проблемы. 1 июля 1911 года ЕЛО было закрыто37.

Однако, уже к концу 1911 года, было организовано Еврей- С ское Литературно-Научное Общество, которое продолжило о работу ЕЛО. 11 декабря 1911 года состоялось Учредительное 0 Собрание этого Общества. Собрание открыл один из учре- вв дителей нового Общества С.М. Гинзбург. Общество поста- | вило целью содействовать изучению и развитию научной и ей изящной еврейской литературы на иврите, идише и других ко языках. Для этого предполагалось устраивать беседы, чтения ев для членов Общества, публичные собрания, курсы для изуче- е ния еврейской литературы и истории. В Комитет Общества были избраны известные ученые, литераторы, обществен- о ные деятели М.Г. Айзенштадт, С.А. Ан-ский, С.М. Гинзбург, С.М. Дубнов, А.М. Зельдов, А.Д. Идельсон, С.Л. Каменец-кий, М.Н. Крейнин, Д.С. Пасманик, А.И. Раппопорт, М.С. Ри-весман, С.Л. Цинберг38.

Деятельность ЕЛНО также ограничилась организацией Собраний, посвященных вопросам еврейской литературы.

ЕЛНО ограничило сферу своей деятельности только С.Петербургом.

ЕЛНО, как и ЕЛО, также устраивало Собрания, посвященные юбилеям еврейских писателей.

18 марта 1912 года ЕЛНО отмечало 30-летний юбилей литературной деятельности еврейского писателя Бен-Ами. После краткого слова председателя Собрания С.М. Гинзбурга, выступил Д.С. Пасманик с речью «Об идейном влиянии Бен-

Ами»39.

30 декабря 1912 года состоялось Собрание членов ЕЛНО, посвященное 25-летнему юбилею литературно-общественной деятельности Х. Житловского, проживавшего в то время в Нью-Йорке. На Собрании были заслушаны два доклада: С. Ан-ского и И.Р. Ефройкина, посвященные характеристике личности и литературно-общественной деятельности юбиляра. С отдельными приветственными речами выступили Х.Н.Бялик, Д.С.Пасманик и С.Л.Цинберг.40

11 марта 1914 года состоялось собеседование членов ЕЛНО, посвященное 25-летнему юбилею литературной деятельности Ахад Гаама. С докладами выступили С.М.Дубнов, С.Л.Цинберг и г. Бертольди41. | В 1915 году было устроено Собрание, посвященное памяти

писателя И.Л.Переца42.

6 апреля 1916 года Еврейское Литературно-Научное Обще-ее ство чествовало память Переца по случаю первой годовщины § его смерти. Собрание открылось краткой речью И.В. Яшун-® ского. И.И. Гринберг поделился своими воспоминаниями о Переце. С.Л. Цинберг прочитал затем стихотворение в про-| зе, посвященное памяти Переца. Все ораторы говорили на ? идише43.

§ В январе 1912 года состоялись 2 общих собрания, на кото-

рых были прочитаны 2 доклада: С.Л.Цинбергом «Еврейская интеллигенция в произведениях Г.Д. Номберга» и доклад И.А. Клейнмана «Станислав Выспянский и евреи»44. 4 февраля 1912 года состоялось собрание ЕЛНО, на котором был выслушан доклад М.С.Ривесмана «Дети в произведениях Шолом-Алейхема». Доклад был прочитан на идише. Докладчик указал на большие заслуги Шолом-Алейхема в создании детской литературы и литературы о детях45.

4 ноября 1912 года ЕЛНО в С.-Петербурге праздновало 50-летний юбилей периодической печати на идише. Было устроено Собрание, на котором С.Л.Цинберг поделился с присутствовавшими сведениями о первом еженедельнике на идише «Кол Мевассер», начавшем в 1862 году выходить в виде приложения к газете на иврите «Гамелиц»46.

15 апреля 1912 года в С.-Петербурге состоялось Собрание членов ЕЛНО, посвященное молодой еврейской беллетристике. С.Л.Цинберг прочел вступительное слово, после чего М.С.Ривесман и Фельтенштейн читали произведения З.И. Онойхи, Вендрова и др.47

Творчеству Бялика был посвящен доклад М.С. Ривесмана48.

21 февраля 1917 года состоялось собрание Еврейского Литературно-Научного Общества. Председательствовал С.И. Хоронжицкий. Был заслушан доклад А.Г. Друинова «О еврейском народном юморе». Докладчик предоставил вни-

манию публики только часть собранного им богатого мате-

риала49.

18 декабря 1912 года в С.-Петербурге состоялось многолюдное Собрание ЕЛНО, на котором академик И.Я. Гинцбург

прочел интересный доклад, посвященный памяти М.М. Ан- С

токольского по случаю исполнившегося в конце лета 1912 г. |

10-летия со дня его кончины. Докладчик иллюстрировал свое н

сообщение световыми картинками на экране. Были показаны в

работы Антокольского, а также других еврейских скульпто- о|

ров - Аронсона, Бернштама, самого Гинцбурга и др.50 С

6 октября 1913 года академик И.Гинцбург прочел свою ° пьесу из еврейской жизни «У сына»51. в

На Собраниях ЕЛНО также обсуждался вопрос о еврей- ре

ских языках. ст

22 сентября 1913 года состоялось Собрание членов ЕЛНО, о на котором И.Р.Ефройкин прочел доклад: «Воинствующий гебраизм»52.

26 января 1914 года в ЕЛНО С.М.Дубновым был прочитан доклад на тему «Проблемы литературного языка в истории

евреев»53.

Также были прочитаны доклады, посвященные еврейской жизни.

И.А.Клейнман прочел доклад «Польско-еврейские отношения текущего момента»54., Б.Г. Столпнер - «Еврейство в историко-психологических характеристиках»55, г. Бертоль-ди - «О проблемах еврейского свободомыслия»56, Д.С. Пас-маник - «Проблемы высшего образования для еврейства».57

16 сентября 1912 г в С.-Петербурге состоялось собеседование членов ЕЛНО, на котором С.М. Гинзбург прочел доклад «Из эпохи Отечественной войны 1912 г.»58.

10 января 1916 года состоялось в Петрограде собрание членов Еврейского Литературно-Научного Общества, на котором Я.Д.Лещинский прочитал доклад о положении беженцев в Туле. В живой, образной речи на идише он повторил то, что им было изложено в очерке под названием «В новой черте», напечатанном в «Еврейской неделе» в № 259.

7 февраля 1916 года состоялось Общее Собрание ЕЛНО, на котором И.В. Яшунский прочитал краткий отчет о деятель-

ности Общества за 1915 г. Ввиду военного времени, деятельность Общества ограничилась устройством бесед для членов Общества. Таких бесед в 1915 г. было 10. Из них одна была посвящена памяти И.Л. Переца. Это собрание было устроено | вскоре после смерти писателя.

На одном из собраний Еврейского Литературно-Научного Общества в 1916 года И.А. Клейнман прочитал очередной ее доклад «О современных польско-еврейских отношениях». § На этот раз докладчик ознакомил собравшихся с заключи® тельной главой этой эпопеи, чреватой своими важными по-следствиями60.

| ЕЛНО прекратило свою деятельность в феврале 1917 г.61

* Кроме этих двух Обществ, в 1916 г. было организовано

§ Еврейское Литературно-Художественное Общество имени И. Переца. Учредителями Общества явились присяжный поверенный Л.М. Айзенберг, депутат Государственной Думы М.Х. Бомаш и литератор В.С. Мандель. Целью нового Общества было изучение и развитие литературы на идише и еврейского театра. Учредительное Собрание Общества состоялось 24 апреля 1916 года62.

27 апреля состоялось первое заседание Комитета ЕЛХО. Председателем Комитета был избран М.Н. Крейнин, товарищем председателя - С.Л. Цинберг, казначеем - Л.М. Айзенберг, секретарем - И.Р. Ефройкин. Комитет решил образовать 3 Комиссии: 1) по исследованию идиша и идишской литературы, 2) по созданию беллетристической и научно-популярной литературы, 3) финансовую. Первая Комиссия должна была составить план издания ежегодника под названием «Пинкас», посвященного вопросам идиша и идишской литературы63.

Памяти Шолом-Алейхема было посвящено Собрание ЕЛХО 22 мая 1916 года. Было решено создать литературный фонд И.Л. Переца, на средства которого Общество собиралось издавать народную научно-популярную литературу. Общество решило издать следующие сочинения: 1) Общую историю с начала 19 века до наших дней, 2) Историю России, 3) Государственный порядок вообще и государственный порядок в России в частности, 4) Самоуправление и админи-

страция вообще и в России в частности, 5) История Польши и Литвы, 6) Политическая география, 7) История древних восточных народов, 8) Экономическая история России, 9) Государственный бюджет и налоги, 10) Основы физики и химии, 11) История евреев России и Польши, 12) Евреи в наше С время в разных странах, 13) История хасидизма, 14) Древняя | история евреев, 15) История еврейской литературы. Наряду о с научными изданиями Общество собиралось выпустить и в беллетристические произведения64. о|

Следующее Собрание Общества состоялось 18 сентября С 1916 года, на котором С.Л. Цинберг произнес речь, посвя- ° щенную памяти С.Г. Фруга и Ш. Нигер прочитал доклад «Ев- в рейская интеллигенция и еврейская литература»65. ре

На заседании ЕЛХО 29 декабря 1916 г. Правление ЕЛХО т отчиталось за первые 8 месяцев существования Общества. во Правление занималось в основном организационной работой. Велась подготовительная работа по организации филиалов в других городах. Правление приступило к изданию систематической Энциклопедии общего еврейского знания

на идише66.

9 февраля 1917 г. на Собрании ЕЛХО была заслушана речь И.В. Яшунского, посвященная памяти д-ра Л.И.Каценельсона, а С.Л. Цинберг сделал сообщение на тему «Настоящая народная литература»67.

29 марта 1917 г. ЕЛХО принимало участие в торжественном собрании, посвященном второй годовщине смерти И.Л. Переца. На собрании была принята резолюция, что в свободной России, еврейский народ, совместно с другими народами, получит все правовые гарантии и институты, которые необходимы для того, чтобы он мог свободно пользоваться своим языком и удовлетворять все свои культурные потребности68.

14 января 1918 г. состоялось Общее Собрание ЕЛХО. Революция прервала работу, намеченную в 1916 году: 1) создание фонда имени Переца и 2) подготовки издания народной библиотеки на идише по всем отраслям еврейской литературы. Удалось выпустить только сборник, посвященный памяти Шолом-Алейхема с иллюстрациями. Общество раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работало план будущей деятельности: продолжать работу по созданию народной библиотеки, ограничиваясь, главным образом, подготовкой материала до того времени, когда будут лучшие условия для печатания книг, для чего необходимо | усилить сборы на фонд имени И.Л. Переца. Кроме того, Общество планировало издавать книги для детей. Было решено а, посылать инструкторов в провинции для организации куль-ее турной работы, а также лекторов, выписать еврейские книги | из Америки для еврейских библиотек, помогать еврейским ® студенческим кружкам и т.д. Был переизбран Комитет Общества, в него вошли: А.Вайтер, И.И.Гольдберг, З. Калманович, | Б. Лапидус, Н. Миркин, Ш. Нигер, С.Л. Цинберг, Н. Штиф, * И.В. Яшунский, в кандидаты: З. Кисельгоф и М. Вайнрайх69. § 15 мая 1919 года на Общем Собрании служащих и сотруд-

ников ЕЛХО был избран Комитет служащих и сотрудников Общества для отстаивания их профессиональных интересов, для установления фактического контроля над деятельностью Правления Общества и для создания тесной связи с профессиональными организациями трудящихся. Председателем Комитета был избран И.В. Яшунский, секретарем Эль-

штейн70.

В 1919 году Общество было сосредоточено на подготовке издания Народной Энциклопедии на идише и издании Народной Библии. Но из-за трудностей с книгопечатанием этот проект не осуществился. Был проведен ряд заседаний и истрачены все деньги, но ни один том не вышел.71

Чтобы систематически получать субсидии от Наркомпро-са, в 1919 г. ЕЛХО совместно с Еврейским Обществом Поощрения Художеств, Обществом Еврейской Народной Музыки и Еврейским Театральным Обществом предприняли попытку создания Культур-Лиги. Во главе ее встал бундовский журналист Давид Чертков. Еврейский Комиссариат, однако, не разрешил организацию Культур-Лиги, найдя ее состав «контрреволюционным»72.

30 сентября 1919 года Общество было зарегистрировано Подотделом Гражданских Дел Петрогубуправления., но никаких материалов о его дальнейшей деятельности не найде-

Весной 1921 г. Еврейский Отдел Петрогубнаца ликвидировал Общество имени Переца74.

Таким образом, представители еврейской интеллигенции и общественные деятели создали литературные общества для изучения и популяризации еврейской литературы и театра, однако политическая нестабильность и отсутствие средств о не позволили им осуществить задуманное. н

Деятельность Обществ сводилась, в основном, к чтению лекций и докладов о литературе, искусстве, истории, современной жизни евреев, привлекших большое количество слушателей.

Еврейские литературные Общества внесли определенный вклад в культурную жизнь евреев С.-Петербурга.

Бейзер М. Евреи в Петербурге.//http: www.jhistory.nfurman.com Бейзер М. Евреи Ленинграда. Национальная жизнь и советизация. 1917-1939. М.-Иерусалим: Гешарим, 1999. С. 325-327. Гессен В.Ю. К истории евреев: 300 лет в Санкт-Петербурге. СПБ, Издательство СПБ ИИ РАН, Нестор-История, 2005. С.105-106, 152. Кельнер В.Е. Миссионер Истории. Жизнь и труды Семена Марковича Дубнова. СПб, Изд.дом. Мир, 2008. С.408-409, 435-437. Лебедева-Каплан В.Л. Три письма из 1919 г. (Из истории еврейской культуры Петрограда). // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: Сб. научных трудов. СПб, 1993. С.134-147. Туманова А.С. Еврейские общественные организации в годы Первой Мировой войны (на примере Тамбовской губернии). //Мировой кризис 1914-1920 годов и судьба восточно-европейского еврейства. М., РОССПЭН, 2005. С.124-141. Элиасберг Г.А. «...Один из прежнего Петербурга». С.Л. Цинберг - историк еврейской литературы, критик и публицист. М., РГГУ, 2005. С.64, 83-84, 86-87, 298-303.

Дубнов С.М. Книга жизни. Материалы для истории моего времени. Воспоминания и размышления. Иерусалим-М., Гешарим-Мосты Культуры, 2004. С.323.

Речь. № 248. 16 октября 1908 года. С.4. Устав ЕЛО. СПб, 1908 год. С.1-2. Дубнов С.М. Ук.соч. С.323.

Дубнов С.М. Ук.соч. С.323. Дубнова-Эрлих С. Жизнь и творчество С.М.Дубнова. //http: www.tululu.ru.

Дубнов С.М. Ук.соч С.323-324. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С.5. ПерельманА.Ф. Еврейский Мир.// Воспоминания. СПб, Европейский Дом, 2009. С.77-78.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 4-5.

fco

0

01 »2 о а

4

в е

о

н

у

о сц

Речь. № 285. СПБ, 22 ноября 1908 года. С. 5. «Чета» (идиш). Речь. № 356. СПБ, 29 декабря 1909 года. С. 4. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6

Речь. № 267. СПБ, 29 сентября 1909 года. С. 4. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6 Речь. № 355. СПБ, 28 декабря 1910 года. С. 4. Речь. № 302. СПБ, 3 ноября 1910 года. С. 5.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6

Там же.

Речь. № 266. СПБ, 28 сентября 1910 года. С. 4.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №6. СПБ, апрель 1911 года. С.132.

Речь. № 322. СПБ, 21 ноября 1910 года. С. 4. Дубнов С.М. Ук. соч. С.339-340. Хроника и сообщения. //Вестник ОПЕ. № 2. 1910 год. С.114. Речь. № 287. 19 октября 1910 года. С.4.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. № 6. СПБ, апрель 1911 года. С.132-133. Дубнов С.М. Ук.соч. С. 344. Дубнова-Эрлих С. Ук. соч. // http:www.tululu.ru.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №5 . СПБ, март 1911 года. С.121.

Речь. № 344. СПБ, 15 декабря 1909 года С. 4. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6

Речь. № 281. СПБ, 13 октября 1909 года. С. 4. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 6

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 5.

Речь. №14. СПБ, 15 января 1909 года. С.4. Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 5. Речь. № 102. СПБ, 14 апреля 1910 года. С. 4.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. № 4.СПБ, февраль 1911 года. С.104-105.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 11-12.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

13-14. Литературно-художественная хроника. // Еврейская неделя. № 3. 1910 год. С. 24 .

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 14.

Там же. С. 8-9.

Хроника и сообщения.// Вестник ОПЕ. № 4. СПБ, февраль 1911 года. ! С. 104. §

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. № 5. СПБ, март о

fco

1911 года. С. 118.

Еврейская неделя. № 3. СПБ, 1910 год. С. 24 . S

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №6. СПБ, апрель 1911 года. С. 131.

Отчет о деятельности Еврейского Литературного Общества со времени его основания 12 октября 1908 года до 1 января 1910 года. СПБ, 1910. С. 14.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. № 5. СПБ. март 1911 года. С.118.

Письмо Черниговского губернатора в Департамент Полиции от 26.03. 1911 года // РГИА, Ф. 1284, оп.187, д.19, л.93 (маш.). Письмо Витебского губернатора министру внутренних дел от 30 апреля 1911 года.// Там же, л.95-96(маш.). Письмо Черниговского губернатора в Департамент Полиции от 20.05.1911 года. // Там же, л.97 (маш.). Письмо Департамента Общих Дел МВД Витебскому губернатору от 7.06.1911 года. // Там же, л.99(маш.). Письмо Департамента Общих Дел МВД С.-Петербургскому градоначальнику от 7.06.1911 года.// Там же, л.100(маш.). Письмо Департамента Общих Дел МВД Черниговскому губернатору от 7.06.1911 года. // Там же, л.101 (маш.). Письмо градоначальника Ростова на Дону в МВД от 13.06.1911 года. // Там же, л.102(маш.). Письмо Комитета ЕЛО С.-Петербургскому градоначальнику от 01.07. 1911 года. // Там же, л.103 (маш.). Письмо Департамента Общих Дел МВД градоначальнику Ростова на Дону от 6.07.1911 года. // Там же, л.104 (маш.). Письмо С.-Петербургского градоначальника в Департамент Общих Дел МВД от 26.07.1911 года. // Там же, л.105(маш.). Дубнов С.М. Ук. соч. С 347. Дубнова-Эрлих С. http: www.tululu.ru. Толстой И.И. Дневник. 1906-1916. СПБ, Европейский дом, 1997. С.370.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. №10 . Декабрь

1911 года. С.130. Устав ЕЛНО // ЦГИА СПБ, Ф.287, оп.1, д.225, л.1 (маш.). Заявление ЕЛНО в управление С.-Петербургского Градоначальства от 24.12.1911. // ЦГИА СПБ, Ф. 287, оп.1, д. 225, л. 27 (рук.). Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №13. СПБ, март

1912 года. С. 131.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №19.СПБ, январь

1913 года. С. 114.

Культурно-просветительская хроника. //Вестник еврейского просвещения. №29. СПБ, март 1914 года. С. 114-115.

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

р

р

в е

о

н

у

о сц

Памяти И.Л.Переца // Рассвет. № 14. Пг., 5 апреля 1915 года. С. 30. Мар. Памяти И.Л.Переца // Рассвет. № 15. Пг., 12 апреля 1915 года. С. 20-22. Памяти Переца // Еврейская неделя. Пг., 1916 год. № 16-17. С. 68-69. Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. № 11. СПБ, январь 1912 года. С. 119.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. №12. СПБ, февраль 1912 года. С. 127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. № 17. СПБ, ноябрь 1912 года. С. 151.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. №14. СПБ, Апрель 1912 года. С. 123.

Культурно-просветительская хроника // Вестник еврейского просвещения. № 25. СПБ, ноябрь 1913 года. С. 93.

В Еврейском Литературно-Научном Обществе // Еврейская неделя. №10-11. Пг., 1917 год. С. 41.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. № 19. СПБ, январь 1913 года. С.113.

Хроника и сообщения // Вестник еврейского просвещения. № 24. СПБ, октябрь 1913 года. С. 113. Там же.

Культурно-просветительская хроника. //Вестник еврейского просвещения. № 27. СПБ, январь 1914 года. С.66.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. № 17. СПБ, ноябрь 1912 года. С. 150.

Культурно-просветительская хроника.// Вестник ОПЕ. №18. СПБ, декабрь 1912 года. С. 103.

Хроника. // Вестник еврейского просвещения. № 22. СПБ, апрель 1913 года. С. 132.

Культурно-просветительская хроника. //Вестник еврейского просвещения. № 27. СПБ, январь 1914 года. С. 66.

Культурно-просветительская хроника // Вестник ОПЕ. № 16. СПБ, октябрь 1912 года. С.115.

В Еврейском Научно-Литературном Обществе // Еврейская неделя. № 4. Пг., 1916 год. С. 35.

В Еврейском Научно-Литературном Обществе // Еврейская неделя. № 14-15. Пг., 1916 год. С. 40.-41.

Бейзер М. Евреи Ленинграда. Национальная жизнь и советизация. 19171939. М.-Иерусалим: Гешарим, 1999. С.326.

Учредительное Собрание Еврейского Литературно-Художественного Общества.//Еврейская неделя. Петроград, 1916. № 18. С. 47-48. Устав ЕЛХО. СПБ, 1916 год. С. 1.

В Еврейском Литературно-Художественном Обществе // Еврейская неделя. Пг., 1916. № 19. С. 22.

В Еврейском Литературно-Художественном Обществе // Еврейская неделя. Пг., 1916. №23. С. 31-32.

В Еврейском Литературно-Художественном Обществе // Еврейская неделя. Пг., 1916. № 41. С. 25-26.

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

Ьз

Литературно-художественное Общество имени Переца.// Вестник Еврейского Просвещения. № 1-2. Пг., 1917 год. С. 112.

В Еврейском Литературно-Художественном Обществе.// Еврейская неделя. Пг., 1917. №8. С.25.

Памяти Переца. // Еврейская неделя. Пг., 1917. №14-15.С.44-46. В Обществе имени И.Л.Переца.// Еврейская неделя. Пг.,, 1918. № 3-4. С. 26. о

Протокол Общего Собрания служащих и сотрудников ЕЛХО от 15 мая § 1919 года // ЦГИА СПБ, ф. 1720, оп. 1, д. 2, л.1(маш.). I

Протокол Общего Собрания служащих и сотрудников ЕЛХО от 10 июня р 1919 года // Там же, д.2, л.5(рук.). Бейзер М. Евреи Ленинграда. 1917- о 1939. Национальная жизнь и советизация. М.-Иерусалим: Гешарим, 1999. й С. 311. ''

Письмо Ривесмана М.С. Брамсону А.М. от 20 июля 1919 года.//ЦГАЛИ е СПБ, ф.311, оп.1, д.1, л.8-9, 11 (рук.). Лебедева-Каплан В.Л. Три письма из и 1919 г. (Из истории еврейской культуры Петрограда). // История евреев ° в России. Проблемы источниковедения и историографии: Сб. научных с трудов. СПб., 1993. С.136. Бейзер М. Евреи Ленинграда. 1917-1939. На- | циональная жизнь и советизация. М.-Иерусалим: Гешарим, 1999. С. 326 °

Еврейское Литературно-Художественное Общество.//ЦГА СПБ, ф.1001, оп.9, д.1, л.43 (рук.).

Деятельность Петроградского Отдела национальных меньшинств за февраль-май 1921 года.//ЦГА СПБ, ф.75, оп.1, д.58, л.28(маш.). Бейзер М. Евреи Ленинграда. 1917-1939. Национальная жизнь и советизация. М.Иерусалим: Гешарим, 1999. С. 327.

66

67

68

69

70

71

72

73

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.