Научная статья на тему 'Евреи в годы Великой Отечественной войны'

Евреи в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2312
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СТАЛИНСКАЯ ДИКТАТУРА / АНТИСЕМИТИЗМ / ПАРТИЗАНСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ХОЛОКОСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евреи в годы Великой Отечественной войны»

ЗАПАД-ВОСТОК

Про союзников знали, ждали открытия второго фронта. Черчилля не боготворили, считали, что он затягивает с помощью нашей стране. В политике-то мы хорошо ориентировались!

Что укрепляло Ваш дух в трудное время? Как Вы узнали о Победе, какие чувства испытывали в тот момент?

Мама ждала дома. Еще желание жить и учиться. Вера в победу. Об этом радостном событии узнала в землянке, в своем подразделении. Сообщил старший сержант, прибежал, кричит: «Победа! Победа! Победа!». Радость, слезы... Отме-тить-то, конечно, нечем было, единственное желание - домой!

К нам приходили политработники, агитировали учиться, остаться в Москве, на этот же прожектор работать звали, в структуры МВД, в аэропорт Внуково -понятно, народ мы проверенный, коммунисты.

Стали готовиться к демобилизации. Были составлены списки, кто с какого вокзала отправляется. Нам выдали одеяла, по паре простыней, взяли и те домашние вещи, которые сохранились с довоенных времен, у меня, помню, сарафанчик полотняный был. Набралась небольшая коробка. Туда я и дневничок свой положила -блокнот с записями, которые делала во время службы.

Демобилизовалась я не с Кировской областью, а с москвичами, так как решила остаться в Москве. Мы с двумя подругами устраивались на работу в аэропорт Внуково. Я и все свои вещи оставила там, ничего с собой не взяла. Домой поехала, чтобы повидаться с родными. А приехала в Йошкар-Олу, пришла в горком партии, меня сразу же отправили на завод «Торгмаш», где избрали в состав партийного бюро, а затем я стала секретарем комитета комсомола завода. И хотя потом мне пришел официальный вызов в Москву, из Йошкар-Олы меня уже не отпустили. Так все мои «военные трофеи», а самое главное, записи затерялись. Вся моя последующая трудовая жизнь была связана с партийной, советской и комсомольской работой в Марийской республике.

—СЗ-------------------------- Примечания

1 Сенявская Е. С. Военно-историческая антропология - новая отрасль исторической науки // Отечественная история. 2002. № 4. С. 135-145. См. также: Мировые войны ХХ века: в 4 кн. Кн. 3: Вторая мировая война: ист. очерк. М.: Наука, 2005. С. 210-229.

2 Исключением в этом отношении может быть исследование Е.С. Сенявской «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (М., 1999), где женской проблематике на войне посвящена специальная глава.

3 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

4 Они защищали Родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. полиграфкомбината, 2004. С. 661.

В.Я. Гинзбург, Ф.В. Гинзбург Евреи в годы Великой Отечественной войны

При сталинской диктатуре и в последующее время, когда антисемитизм властвовал на государственном уровне, участие евреев в Отечественной войне долго замалчивалось. Публикуемые материалы дают относительно полную картину о степени участия советских евреев в Великой Отечественной войне.

В Советском Союзе в границах 1939 года жило три миллиона советских евреев - 1,8 % всего населения. Из них, в основном, и призывались евреи в Советскую

142

К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Армию. Те евреи, 1 млн 888 тысяч, кто жил на территориях, присоединенных в 1939 году, как правило, просто не успели попасть в армию - слишком стремительно наступали немцы, и слишком быстро отступала наша армия в июне-июле 1941 года. Из этих людей фашисты уничтожили 1 млн 621 тысячу человек.

Всего в армию во время войны были призваны, как минимум, 450 тысяч евреев. Это составляло 15 % еврейского населения, по максимальным оценкам -501 тысячу. 16,7 % - это 1/10 еврейского населения того времени. Погибли на фронтах и умерли от ран 142,5 тысячи (по максимальным оценкам - 198 тысяч). Это составляет, соответственно, 1,64 % или же 2,22 % от общего числа бойцов Красной Армии, павших в войну. По числу погибших на фронте евреи на пятом месте среди народов СССР - после русских (66,4 %), украинцев (15,89 %), белорусов (2,92 %) и татар (2,17 %). Это примерно соответствует общим пропорциям данных народов в населении СССР. Литовская и 43-я латвийская стрелковые дивизии были в основном укомплектованы евреями.

Несмотря на директиву секретаря ЦК и МК ВКП(б) А.С. Щербакова, ближайшего друга и соратника Сталина, об ограничении награждений евреев, около 200 тысяч бойцов и командиров-евреев были награждены боевыми орденами (при том, что власти им явно не попустительствовали).

В годы войны звания «Герой Советского Союза» были удостоены 135 человек (треть из них - посмертно), а всего этой награды удостоилось 157 евреев - из 11 тысяч героев. Известны три еврея, ставшие дважды Героями Советского Союза. Первый - летчик, командующий ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Яков Смуш-кевич. Он был необоснованно арестован в мае 1941 г. и расстрелян в октябре этого же года. Второй - Давид Драгунский, полковник, а впоследствии генерал-полковник. Фашисты расстреляли его мать, отца, двух сестер. В боях на фронте погибли и два его брата. 30 апреля 1945 года танковая бригада Драгунского соединилась с танковым корпусом еврея Семена Кривошеина. Берлин был окружен. За эти бои Драгунский получит вторую Звезду Героя, а Кривошеин - первую. Третий - Моисей Марьяновский. 14 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

По официальным данным, по количеству героев евреи занимают пятое место после русских, украинцев, белорусов и татар. И если считать тех героев, которые значились русскими, но были рождены еврейскими матерями (согласно иудейской религии, евреем считается только тот, кто рожден еврейской матерью), то в процентном отношении к населению евреи занимают второе место после русских (третье место на душу населения).

Среди Героев Советского Союза - Цезарь Львович Куников - легендарный майор, первым высадившийся со своим отрядом в 300 человек морских десантников на «Малую землю». На его могиле в Новороссийске горит огонь вечной славы, а о куниковцах сложили легенды и песни.

Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича в военные и послевоенные годы знала вся страна. Пионерские дружины боролись за право носить его имя. Командир-подводник, капитан-лейтенант уничтожил 13 вражеских судов и в 29 лет стал самым молодым комдивом и кавторангом. На флоте было только пять подлодок, удостоенных за храбрость и боевые заслуги звания гвардейских, и лишь три - награжденных орденом Красного Знамени.

Грудь Израиля Фисановича украшали не только орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, но и «Морской крест» - орден

143

ЗАПАД-ВОСТОК

военно-морских сил США «за исключительную смелость, инициативу и преданность своему делу».

Именем Фисановича были названы улицы в Киеве и Мурманске, а музеи боевой славы его М-172 были открыты в Харькове, Ленинграде, Киеве, Екатеринбурге.

И еще два примера о героях. В начале 1943 года старший лейтенант подводник Самуил Богород был назначен командиром подводной лодки Щ-310. В первом же боевом походе он потопил немецкий транспортер «Франц Рудольф», перевозивший боевую технику и военные грузы. В районе датского острова Борнхольм он прорвался через вражеское минное поле, преодолел сопротивление сторожевых кораблей, потопил два транспорта и торпедировал паром «Дойчланд», на котором в результате взрыва погибли до 900 фашистских солдат и офицеров. Всего его подводной лодкой было потоплено 7 вражеских кораблей.

Герой Советского Союза Полина Гельман служила штурманом на самолете По-2 (немцы прозвали их «рус-фанер»). 860 боевых вылетов при боевом налете 1058 часов, 113 тонн бомб, сброшенных по вражеским целям.

Среди героев - Лев Г итман, разведчик, один из первых форсировавший Днепр, Натан Стратиевский - стрелок-радист, Иосиф Юфа - командир подразделения «Катюш» и др.

Более трехсот евреев вели эту войну в чине генерала, а тысячи евреев (примерно 25 тысяч) сражались в партизанских отрядах Белоруссии, Литвы, России и Украины. Около 10 партизанских отрядов были еврейскими. Многие их тех, кто сражались в партизанских отрядах, бежали из гетто. На Украине действовали еврейские партизанские отряды и группы под командованием Линдера, Гиндель-мана, Конещука и других.

По меньшей мере, семь партизанских отрядов были созданы при прямом участии подпольщиков Минского гетто, одного из самых больших в Европе. 106-й отряд под командованием Ефима Фойгельмана был полностью еврейским. Здесь действовала широко разветвленная сеть сопротивления, связанная с партизанами и городским подпольем. Отряд увеличивался с каждым днем, в нем было до 700 человек, а в боевом строю - 137. Партизаны не только отбивались, но и преследовали захватчиков. 40 фашистов были убиты, несколько десятков были пленены. У одного убитого нашли планшетку с картой. На карте было помечено расположение отряда и написано «Юден отряд, мало вооружен».

Константин Левин, который стал впоследствии, по мнению известного поэта Евгения Евтушенко, одним из лучших поэтов фронтового поколения, в годы войны командовал взводом сорокапятимиллиметровых противотанковых пушек. В такой артиллерии мало кто выживал, от того ее прозвали «прощай, Родина». Левин был дважды награжден орденами Отечественной войны и дважды ранен: сначала в голову, затем ему миной оторвало ногу.

Многие евреи возглавляли крупные партизанские объединения. Так, руководителем подполья Минска был Исай Казинец. Под его руководством проведено более ста диверсионных операций. 7 января 1942 года Исай Казинец был повешен в городском сквере Минска. И только в 1965 году ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Символом сопротивления евреи бывшего СССР называют семнадцатилетнюю Машу Брускину. Она стала первой, публично казненной фашистами подпольщицей на оккупированной советской территории. Маша работала в лазарете для

144

К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

советских военнопленных и помогала бежать оттуда выздоравливающим. Один из пойманных беглецов выдал девушку и ее товарищей. 26 октября 1941 года Машу и других приговоренных казнили в центре Минска. Фотография казни, сделанная нацистами, попала во многие книги по истории Второй мировой войны. Но до конца 1960-х годов никто не мог назвать имя казненной девушки. Выяснили Машину историю журналисты, но практически до последнего времени она умалчивалась.

Документы свидетельствуют о том, что командование 43-й армии ходатайствовало о представлении молодой девушки Маши Синельниковой к званию «Герой Советского Союза». Она служила рядовой в разведке. По заданию военного совета армии она неоднократно переходила линию фронта, собирая в тылу противника ценные разведданные. Бывший начальник разведотдела армии генерал-майор П. Шиошвили свидетельствует, что Маша бесстрашно работала в тылу противника, выполняя чрезвычайные задания. При выполнении одного из них ее поймали фашисты и убили. Почему же осталось без ответа ходатайство командования армии о присвоении Маше звания Героя? По-видимому, помешало ее отчество - Вульфовна.

Заместителями командующего прославленной 62-й армии, стойко защищавшей Сталинград, маршала, дважды Героя Советского Союза Василия Чуйкова также были евреи. Это - командующий бронетанковыми и механизированными войсками Герой Советского Союза Матвей Вайнтруб, начальник артиллерии Абрам Броуд, погибший в боях, начальник инженерных войск Натан Шмульзон, начальник разведки Михаил Берман.

Славой овеяно имя русского солдата Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Нисколько не умаляя его бессмертный подвиг, следует упомянуть солдата Абрама Левина, совершившего такой же подвиг на год раньше, 22 февраля 1942 года при освобождении Калининской области. В боях за литовский город Клайпеда закрыл своим телом амбразуру дота Герой Советского Союза лейтенант Ефим Белинский, а при штурме Бреслау за месяц до окончания войны - Герой Советского Союза Иосиф Бумагин. И вполне резонно пишет Евгений Евтушенко:

У русского и у еврея Одна эпоха на двоих,

Когда, как хлеб, ломая время,

Россия вырастила их.

Основа Ленинской морали В том, что единые в строю,

Еврей и русский умирали За землю общую свою.

Хотелось бы сказать о вкладе в победу нашей семьи и многих наших близких родственников и друзей. Я, Гинзбург Владимир Яковлевич, был на фронте с первых до последних дней войны. Был солдатом, лейтенантом, командиром взвода десантников 284-го отдельного мотомеханизированного батальона особого назначения, четыре раза ранен, награжден боевыми орденами и медалями. Брат Семен погиб в одном из боев в Белоруссии в 1941 году. Двоюродный брат Наум Гинзбург был начальником штаба партизанского отряда и после войны написал книгу «Я был партизаном». Другой двоюродный брат Борис Гинзбург - инвалид войны,

145

ЗАПАД-ВОСТОК

орденоносец. Инвалидами войны, воевавшими на различных фронтах, являются трое сыновей моей тети, жившей в Минске и уничтоженной фашистами, а брат моей жены погиб в бою, находясь в партизанском отряде в Белоруссии. О таких как я, мои родные, йошкар-олинские друзья - инвалиды войны Маймин, Арбисман, Энгельман, Зельман и другие, писал Илья Эренбург в одном из стихотворений:

Но сотни тысяч жизней не жалея,

Прошли бои, достойные легенд,

Чтоб слышать после: - «Это кто? - Евреи? -Они в тылу сражались за Ташкент».

Этим желали подчеркнуть, что на фронте евреев нет, они сбежали в Ташкент. Но в Ташкенте тоже была советская власть, были военкоматы, и людей направляли, как и везде, в армию. Так что спрятаться там от войны было нельзя!

Конечно, многие старики, женщины и дети действительно уезжали, спасаясь от фашистов, причем не только в Ташкент, но и в Сибирь, на Урал, в Марий Эл и другие районы страны. А те евреи, которые по различным причинам не смогли уехать, были уничтожены.

Эта трагедия получила название Холокост. Писатель Лев Владимирович Г инз-бург в своей книге «Бездна» поведал о том, как описывал свое понимание Холокоста генерал СС, начальник эйнзацгруппы «Д» Вальтер Биркамп: «Антисемитизм должен был сплотить нацию, поднять ее дух, устранить классовые противоречия. Мы говорили рабочим: евреи - капиталисты, все немецкое золото в еврейских руках! Мы говорили капиталистам: все евреи - марксисты, они против частной собственности! Евреям не повезло: они оказались объектом тренировки. Для того чтобы впоследствии устранить русских, поляков, французов, миллионные человеческие массы, нужно было с кого-то начать. На ненависти к евреям проверялась стойкость нации, чувство расового превосходства, умение подавлять. Вот -вкратце - некоторые причины предусмотренных нами мер, которые поначалу сводились к изъятию еврейского имущества и к вытеснению евреев из политической, культурной и хозяйственной жизни внутри Германии. Позже возник замысел выдворить их за пределы Европы, а потом... Черт знает, как это все потом произошло! Увлеклись, захотели покончить с проблемой одним ударом, без проволочек, раз и навсегда. А что получилось? Весь мир ужаснулся, узнав о наших мероприятиях, от которых, в конечном счете, выиграли опять-таки евреи. Теперь они окружены ореолом мученичества! Между тем все это можно было сделать разумнее, без применения крайних средств, без перехлестов, а главное - не сразу».

В годы Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев, в том числе полтора миллиона на территории Советского Союза. Писатели И. Эрен-бург и В. Гроссман в 1944-1946 годах работали над «Черной книгой».

Благодаря этому стали известны самые страшные места трагедии Холокоста -Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, девятый форт под Каунасом, где жертвы исчислялись десятками тысяч. В этой книге по разным причинам ничего не сказано об уничтожении евреев в Станиславщине. Так до переименования в Иваново-Франковскую называлась эта область. О жертвах соседних, Львова и Черновцов, есть, а о жертвах Станиславщины ничего нет, хотя их много больше. Но в 2000 году в Киеве вышла «Энциклопедия Холокоста» А. Круглова. В разделе «Иваново-Франковская область» в энциклопедии говорится о том, что в 1941 году в области было уничтожено 24 тысячи евреев, или 18-19 % от общего числа. К концу

146

К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

1942 года еврейское население области, в которой проживало 130 тысяч человек, сократилось до 10 000, а в 1943 году гетто было полностью ликвидировано. Последняя казнь состоялась 25 марта 1944 года. Были уничтожены 105 тысяч евреев из Львова, которых доставили сюда сжигать трупы расстрелянных! В общей сложности, сообщает энциклопедия, в области было уничтожено 125 тысяч местных евреев и 7 тысяч венгерских.

Главный раввин России Берл Лазар пишет в журнале «Лехаим»:

«Самый страшный, самый опасный момент в многовековой истории еврейского народа - это Холокост» (от греческого слова «holokaustos», которое означает жертвоприношение с помощью огня. Холокост - это массовое уничтожение еврейской нации. Холокост начался с приходом к власти Адольфа Гитлера и завершился лишь по окончании Второй мировой войны). Германский фашизм и его приспешники (а среди них и те, что жили и на территории бывшего СССР) хотели уничтожить нас всех. До последнего человека. И сделали для этого, что смогли, что успели. Треть еврейского народа, в том числе и большую часть его элиты, расстреляли во рвах, замучили в гетто, задушили в газовых камерах. Мир безмолвствовал. Потом многие любили потолковать на тот счет, что евреи якобы шли на бойню, как скот. Что они не сопротивлялись. Возможно, люди, которые так говорили (и, кстати, продолжают говорить), хотели успокоить собственную нечистую совесть, переложив на плечи жертв хотя бы часть вины за случившееся. Честные историки давным-давно доказали, что это ложь. Были восстания -не только знаменитое восстание в варшавском гетто, не только восстание узников в Собиборе, но и другие. Евреи неповинны в том, что не могли одержать победу над вооруженными до зубов и хорошо обученными солдатами нацистского рейха. И тут мы обязаны сказать, что подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне - это Божественное дело. Если бы не те, что покоятся сейчас в бесчисленных воинских могилах на просторах от Волги до Эльбы, если бы не те, что прошли всю войну, расписались на стенах поверженного рейхстага и вернулись домой с победой, не бывать бы не только тому поколению, которое мы называем «ницолей Шоа» («уцелевшие в Катастрофе»). Не бывать бы и потомкам их. Не бывать ни одному из нас. Осталось еще, слава Богу, немало евреев, воочию видевших собственную смерть и спасенных Советской армией. Уверен, до последнего дня они будут нести в своих сердцах великую благодарность к воинам-освободителям. Точно такое же чувство должны испытывать и нынешние поколения, ибо советский солдат дал им возможность появиться на свет.

...Вот почему наша благодарность солдатам Великой Отечественной безгранична. В эти дни каждый из нас должен подойти к ветерану войны и выразить ему свою признательность. Но 9-м мая благодарность не может кончиться. Не может, не должна кончиться и нашим поколением. Родители и деды выжили, потому что советские воины не щадили собственной жизни в те далекие и страшные годы. Благодаря этим воинам живем и мы сами. Наш долг - внушить своим детям ту же неизбывную признательность».

Вслед за Б. Лазаром также считаем одним из злостных вымыслов слух о том, что евреи не сопротивлялись Холокосту, они, мол, шли безропотно на убой. Широко известных и убедительных фактов, опровергающих этот навет, предостаточно. Восстания против нацистов произошли в гетто Кременчуга, Вильнюса, Клецка, Мира, Белостока и в других местах, но наиболее значительным актом еврейского

147

ЗАПАД-ВОСТОК

сопротивления было Варшавское восстание. Его называют «вооруженным», хотя в самом начале весь арсенал восставших составляли несколько пистолетов и гранат. Уже позже, в ходе боев, они сумели завладеть оружием. И эти люди целый месяц держали оборону, не давали немцам вторгаться в гетто. Месяц, много это или мало? Сравним. Варшавское гетто противостояло атакам отборных частей СС дольше продолжительности сопротивления наступающей немецкой армии со стороны всей Польши. Франция была завоевана за 43 дня, Норвегия за 23 дня, Голландия - за 5 дней, Дания - за один день.

Попытки немцев войти в гетто натолкнулись на столь яростное сопротивление, что они были вынуждены отступить, и на это время удалось остановить депортацию узников в лагеря смерти.

В Ченстохове практически безоружные евреи уничтожили большой отряд фашистов. В июле 1942 года группа верующих евреев г. Несвиж, вооруженная несколькими пистолетами, оказала сопротивление большому отряду СС и погибла, успев поджечь собственные дома.

Сопротивление немцам оказали узники гетто в Лахве (Белоруссия), в лагере Собибор, в Сосновке (это показано в кинофильме «Тяжелый песок») и в других местах. Несмотря на все трудности и лишения (изолированность, скученность, голод, болезни, холод), люди в гетто не теряли человеческий облик - помогали друг другу, часто собирались, пели песни, влюблялись. И это, несмотря на то, что условия жизни в гетто почти не отличались от тех, что были в концентрационных лагерях.

Трагедия Холокоста признана большинством стран, его отрицание в них является преступлением.

Во многих странах открыты и строятся мемориалы и музеи, посвященные Холокосту. В Ченстохове (Польша) открыт памятник 40 тысячам евреев, погибших в годы Холокоста в концентрационном лагере Треблинка. В Бухаресте работает мемориал жертвам Холокоста, а президент Румынии заявил: «Признать геноцид периода Второй мировой войны и почтить память 400 тысяч евреев и цыган, погибших в этот период, было долгом Румынии». Всему миру известен музей Яд-Вашем в Израиле.

В России создан и работает фонд Холокост, который возглавляет общественный и политический деятель, публицист и писатель Алла Гербер. Самое важное в деятельности фонда, как считает А. Гербер, то, что было разбужено общественное мнение. «Многие узнали, наконец, о Катастрофе и какие ужасы с ней связаны. Помогли этому регулярно проводимые вечера памяти евреев - жертв нацизма и сталинского режима, которые широко освещаются средствами массовой информации». Тиражом в 25 тысяч экземпляров издана книга «История Холокоста» на территории СССР. На этом издании стоит гриф «Учебное пособие для средней общеобразовательной школы». Как пишет А. Гербер, «к сожалению, добиться, чтобы Холокост упоминался хотя бы отдельной строкой в учебниках истории, нам все-таки еще не удается, как не удается и ввести факультативные занятия в общеобразовательных школах по изучению Холокоста, как это принято в цивилизованных странах».

—d--------------------------- Литература

1. ЭтингерЯков. Документы - это еще не вся правда // Лехайм. 2000. № 9.

2. Медовар Л. Перо воистину действеннее автомата // Лехайм. 2001. № 6.

3. Этингер Я. У неиссякаемого источника великой ненависти // Лехайм. 2001. № 11.

148

К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

4. Григорьев В. Роман и вымысел // Лехайм. 2002. № 12.

5. СарновБ. Холодный траур» // Лехайм. 2002. № 12.

6. КельнерМ. Зигмунд Фрейд - хроникер // Лехайм. № 6. 2002.

7. Ратнер Л. Участливой руки пожатье // Идуд Хасадим. 2002. № 12, № 31-32.

8. БейфестБ. Феномен еврейства // Идуд Хасадим. 2003. № 7-8.

9. Кардин Б. Можно ли верить речистым былинникам // Лехайм. 2003. № 10.

10. Циперфин И. Создание легендарного Т-34 не обошлось без евреев // Еврейское слово. 2005. № 17 от 4-10 мая.

11. Гильмутдинов Б. Я считаю себя евреем // Лехайм. 2005. № 4.

12. Труб И. Пагубное пристрастие историка // Лехайм. 2005. № 8.

В.М. Новик

«Трэба жыць, як набяжыць»: Великая Отечественная война в воспоминаниях жителей белорусской деревни Малая Воля

Время неумолимо отдаляет от нас, живущих сегодня, события грозных лет Великой Отечественной войны. Однако для людей, переживших весь трагизм лихолетья, ни время, ни радостные события мирных дней не могут вытеснить из памяти те черные страницы их жизни, горечь и боль от увиденного и пережитого, от потерь родных и близких, знакомых, односельчан. Они все помнят и рассказывают детям, внукам о том, как они выживали, сражались и победили.

В день накануне рокового 22 июня 1941 года жители деревни Малая Воля, ныне Дятловского района Гродненской области, расположенной в необычайно живописном уголке Белоруссии на правом берегу реки Щары, притока Немана, были заняты своим мирным созидательным трудом, как и многие сотни тысяч жителей большой страны Советов. Примечательным было лишь то, что большая часть из них трудилась на своих собственных лугах, полях, огородах, несмотря на воскресный день, так как после воссоединения Восточной и Западной Белоруссии в 1939 году в эти края еще не дошла коллективизация.

Деревенская молодежь с нетерпением ждала завершения рабочего дня, чтобы вечером отправиться на танцы, проходившие обычно в просторном доме, хозяева которого разрешали им повеселиться, пожертвовав своим отдыхом. Возвращаясь на рассвете домой, многие обратили внимание на непонятный вой собак в разных концах деревни и странный беспрерывный гул, доносившийся со стороны городов Слонима и Гродно. Странным и совершенно непонятным был рассвет 22 июня и для Михаила Пузача, который возвращался со свадьбы, проходившей в местечке Деречин, что в направлении Гродно. Отыграв свадьбу вместе со своим товарищем Викентием Павочкой, они были рады тому, что появилась еще одна счастливая семья, в создании которой они принимали участие. 22-летние парни и представить себе не могли, что с этого дня на целых пять лет затихнет марш Мендельсона, который они играли для молодоженов.

Утром тревога охватила всех жителей деревни. Никто не мог объяснить происходящее. Были лишь догадки о том, что могла начаться война «немца» с русскими, как говорили в деревне. Эти слухи нет-нет да и появлялись задолго до 22 июня 1941 года, хотя никто не хотел в это верить. Никаких средств связи в то время не было, и население деревни не могло услышать правительственное сообщение о том, что под прикрытием ночи, без объявления войны, фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей страны.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.