Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № ( ).
Востоковедение. Евразийство. Геополитика. Вып. 8. С. 5-10.
Евразийство: история, теория, политика
Галина Сачко
Евразийство и фашизм: история и современность
В статье раскрываются актуальные вопросы сопоставления евразийской и фашистской теории государства и общества. Проводится компаративный анализ взглядов как в их ретроспективе, так и современных подходов, что позволяет сделать выводы о сходстве и различии обеих социально-философских доктрин.
Ключевые слова: евразийство, фашизм, государство, общество, Запад, Восток.
Как отмечал князь Н. С. Трубецкой в своем труде «Европа и человечество» (изданном в 1920 г. и положившем начало евразийству), согласно западному представлению - всё человечество, все народы делятся на исторические и неисторические, прогрессивные (романогерманские) и «дикие» (неевропейские). По большому счёту, представление о прогрессивном (линейном) пути развития человечества, на котором одни народы (страны) ушли далеко «вперёд», а другие пытаются их догнать, принципиально не претерпело изменения за это столетие.
Яркое воплощение прогресса в образе Европы сейчас замещено американским центризмом и гегемонизмом, либеральнодемократические (западные) ценности продолжают считаться общечеловеческими, а весь остальной незападный мир (кстати, составляющий % человечества) воспринимается как объект неизбежной модернизации по западной модели1. Даже антиглобалисты, ведущие борьбу против американского гегемонизма, действуют в заданных параметрах дихотомного восприятия современного мира: Запад - Незапад (цивилизационный аспект), Север - Юг (экономический), Модернизм -Традиционализм (социально-политический) и тому подобное. Такое упрощенчество значительно обедняет картину современного мира. Также как атеист воспринимает все религии как ложное (или мифологическое) сознание и ему не интересна «степень ложности» каждой из них, так и прозападный менталитет не дифференцирует разительные отличия незападных обществ, недемократических систем, нелиберальных идеологий. И как следствие, всякое национально или этнически, конфесси-
онально неповторимое оценивается как антипод общечеловеческому, традиционное - как противоречащее прогрессивному, стремление к самобытности - как изоляционизм в общемировом движении и т. д.
Методология, предложенная классическим и современным евразийством, снимает это кажущееся противостояние.
Развитие человечества в целом возможно лишь при условии развития всех составляющих его регионов, народов, этносов, культур, религий в их неповторимом своеобразии и самобытности. Многообразие, а не унифицированная усреднённость есть показатель естественной жизнеспособности социума, ноосферы в целом.
«Цветущая сложность мира» - любимый образ К. Леонтьева и, вслед за ним, евразийцев: у каждого народа и нации свой «цвет», своя стадия «расцвета», свой вектор движения и только это многообразие цветов, оттенков и переходов способно создать общую гармонию человечества.
При этом, согласно евразийству, все культуры, религии, этносы и народы равноценны и равноправны. И в этом плане у демократического режима нет преимуществ перед халифатом, европейское право не может доминировать над мусульманским, права же личности не могут быть выше прав народа и т. д.
Общечеловеческое же, согласно неоевразийству, есть результат равноправного взаимодействия народов и государств через появление ОБЩЕПРИНЯТЫХ норм, правил, экономических, политических, технологических, информационных форм и институтов взаимодействия, которые обладают «общечеловеческой значимостью» (термин «евразийцев»). Этот
процесс «неоевразиец» А. Г. Дугин называет «соборной глобализацией» в отличие от осуществляемой сейчас американо-центристской глобализации.
Вместе с тем, не менее острой была и остается теоретическая борьба, переходящая в политическую, не только между глобалистами и антиглобалистами, но и между теми, кто одинаково не принимал раньше единый либерально-демократический, а ныне «новый мировой» порядок.
Среди них и вынесенные в название статьи идейно-политические концепции евразийства и фашизма. Данный выбор обусловлен тем, что, во-первых, данное сопоставление было
исторически первоначальным после появле-
^ 2
ния евразийства2, а во-вторых, потому что и в современных условиях оно является наиболее эксплуатируемым критиками евразийства.
Однако сопоставление евразийства и фашизма будет крайне неполным и неаргументированным, если не обращаться к их предшественникам и современникам в лице традиционализма и национал-социализма.
И фашизму, и национал-социализму предшествовала идеология традиционализма, которая гораздо менее известна, чем её последователи.
Одним из основателей традиционализма считается Рене Генон (1886-1951), француз, принявший ислам и посвященный в суфии. Основная суть его концепции в следующем: движение человечества - это не путь прогресса (как повсеместно принято считать), а регресс. Начало регресса - это разрыв с изначальной примордиальной традицией Гипербореи, начавшейся в VI в. до н. э. и завершившейся в эпоху Возрождения, когда окончательно была вытеснена традиция, а с нею Высшее, сверхъестественное начало (БОГ). Бог был замещён человеком, дух - материализмом, сакральное знание - профани-ческим. Авангардом регресса является Запад, распространяющий свою экспансию на весь мир и тем самым вовлекающий его с собой в движение к гибели. Современность как антитрадиционность воплощена в Западе через «индивидуализм», «гуманизм», «профанизм», «материализм», «эгалитаризм»3.
Относительный выход (ибо крушение этого мира и замена его новым неизбежны в силу циклического развития) из кризиса Р. Генон видит в возвращении к традиции, которую в определённой мере сохраняет Восток, в чём
является примером Западу. Но последнему необходимо реставрировать свои традиционные основы, в частности, католическую церковь, религиозной доктрине, которой нужно вернуть «глубинный смысл» который был свойственен ей изначально4. Эта задача должна быть выполнена новой интеллектуальной элитой.
Переводчиком трудов Генона на итальянский язык был Ю. Эвола (1898-1974), которого в свою очередь уже читал Б. Муссолини. Ю. Эвола также приобрел огромную известность в нацистской Германии, где он был принят в «Клуб господ».
Хотя Ю. Эвола был намного радикальнее и прагматичнее в своих взглядах, чем Р. Генон, однако ему пришлось дистанцироваться от фашизма в книге «Фашизм, критика справа» и ещё более рьяно открещиваться от «биологического расизма» (термин Эволы) национал-социалистов, считающих его своим вдохновителем.
Вслед за Р. Геноном, Ю. Эвола обрушивается с критикой на современный мир, под которым он подразумевает Европу, США и Советскую Россию. В данных обществах, пишет он, «деньги вместо крови, машины и фабрики вместо плоти, газеты вместо мозгов»5.
Подобно Генону, главную причину вырождения человечества он видит в отступлении от традиций, начавшемся с «семитизации грекороманского, а в последствии всего нордического мира», т. е. с появления христианства, которое провозгласило равенство вместо субординации, прославление слабого вместо сильного, принизило Бога до человека. На вопрос: кто виноват? Ю. Эвола отвечает однозначно - семиты, евреи, ибо именно они принесли в мир христианство, деньги, капитализм, марксизм и 3-й интернационал.
Выход из кризиса человечества, по Эволе, в возврате к «солнечной нордической традиции» великих ариев, последней формой проявления которой была Римская языческая (дохристианская) Империя. Только Империя, по утверждению Эволы, способна соединить сакральное и политическое, материальное и духовное посредством жесткой субординации, дисциплины. Императором же может быть тот, кто «придаёт жизни своего народа единство, смысл, оправданность, только он может сказать: “нация, государство - это я”. Император более чем человек, он подобен Богу и его должны окружать вожди - свободные, смелые герои, но слуги своего Императора. Это есть
особая каста людей, высшая каста, проходящая инициацию Посвящения, приносящая присягу и имеющая свои символы: Свастику, Орла, Топор.
Эта каста не может отождествляться с какой-либо нацией или расой (!), ибо она состоит из аристократов Духа, «солнечных и самодостаточных существ».
Способом достижения заявленного идеала Эвола в 1928 г считал Союз 2 орлов: 3-го Рейха в Германии (который станет антиподом 3-го Рима как христиано-иудейского рабского братства) и возрожденной Римской империи в Италии.
Эта «равносопоставленность» Италии и Германии у Эволы имеет, к несчастью, продолжение, и если не в строго научной, то в учебной, художественной литературе, публицистике и в обыденном сознании, где нацизм и фашизм зачастую отождествляются. А это, в свою очередь, ведет к неверной трактовке истории и к идеологической путанице, имеющей отнюдь не безобидные последствия.
Вместе с тем, достаточно упомянуть, что сами нацисты постоянно не только отмежевывались от фашистов, но и всячески подчеркивали свое превосходство над ними, считая фашизм грубым и примитивным.
Говоря в самом общем плане, фашизм и нацизм - это разные идеологии, ибо нацизм - это расизм, а фашизм - это этатизм.
Обратимся к первоисточникам. Отталкиваясь от идей Ф. Ницше6, Адольф Гитлер все человечество делит на 3 группы:
1) основатели культуры;
2) носители культуры;
3) разрушители культуры.
К первым двум он относил только «одних ариев»7. К ариям, в свою очередь, Гитлер отнес немцев, к антиподам ариев - евреев, ибо арийца отличает готовность к личному самопожертвованию, великий дух и служение обществу, а евреи живут ради личных целей и обогащения, им присущ в максимальной степени «инстинкт самосохранения». «Евреи - паразиты на теле других народов». Поэтому цель Ариев - «на деле выполнить волю божию <...> помешать мировому господству евреев»8.
Последнее предполагает борьбу против еврейских попыток «большевизации всего мира», «еврейско-демократических режимов», ибо детищем еврея К. Маркса является коммунизм с идеей равенства народов и людей. Следовательно, нужно обречь на гибель
Советскую Россию, тем более, что славяне -это низкая раса, «сила и крепость которой обеспечивалась столетиями германским ядром, элементом в ее высших слоях населения». В настоящее же время в России «место германцев заняли евреи»9.
Приведенных положений, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы выявить расистскую суть национал-социализма.
Обратимся теперь к фашизму и его идеологу Бенито Муссолини. Согласно его концепции, принцип индивидуализма - противоестественен. В природе принимается во внимание только вид, а индивид приносится ему в жертву. Следовательно, индивид - это ничто вне истории, вне нации, вне отечества, поэтому фашист - это патриот. «Кто говорит фашизм, тот говорит государство <...> Фашизм желает сильного, органичного и в то же время опирающегося на широкую народную базу государства»10.
Идеал фашистского государства воплощен в Римской империи, а цель фашизма - «соединить великое прошлое с лучезарным будущим». Что же объединяет отдельных индивидов в Отечество, в Великую империю? Ответ Муссолини предельно ясен и показателен: «это
- не чувство крови, не раса, ибо раса - это не реальность, это на 95 % - чувство». Империя создается на основе общего духа, объединяющей идеи, а носителем духа и идеи является государство, поэтому государство - это ВСЕ!11
Для евразийства же, сформировавшегося в среде российских эмигрантов в Европе, переживающей рождение фашизма и национал-социализма, ВСЕМ была Русская идея.
Будущие отцы-основатели евразийства: филолог, этнограф Н. Трубецкой, географ, экономист П. Савицкий, философ, богослов Л. Карсавин, правовед Н. Алексеев и другие, оторванные от родины и брошенные на чужбину, продолжали жить только ее судьбой. Они внимательно присматривались к тем процессам, которые происходили в Советской России, осмысливали их причинность и последствия, а потому заведомо не отвергали, подобно другим эмигрантским группам, все советское.
Евразийцы четко и точно прогнозировали падение коммунистического режима, вместе с тем не желали тяжелой крутой революционной ломки «до основания», как это сделали сами большевики по отношению к царскому строю. Евразийцы, будучи глубоко религиозными людьми, верили, что ни татаро-монгольский,
ни советский периоды - это не случайные испытания для России, а божественное предопределение, имеющее глубокий смысл, который предстоит, если и не понять полностью, то хотя бы не игнорировать в своей деятельности. Отсюда пристальное изучение и анализ не только негативных сторон советской реальности, но и поиск позитивных явлений и тенденций, с тем, чтобы, максимально воспользовавшись ими, более эволюционно и безболезненно перейти к посткоммунистической, называемой ими Евразийской России.
Представительство народа во власти через систему Советов, государственно-плановое регулирование экономики, наличие одной партии, объединяющей все общество единой идеологией, госбюджетное содержание системы здравоохранения, образования, науки, воспитания, культуры; государственное обеспечение армии и т. п. - евразийцы оценивали как систему институциональных форм, которые вполне могут быть использованы и в посткоммунистическом обществе. Однако при этом должно быть соблюдено главное условие - цели и содержание деятельности этих институтов станут принципиально другими: безбожная, сатанинская, искусственная идеология коммунизма должна быть вытеснена живой, естественной, российской идеей, восходящей к концепции «Москва - третий Рим», славянофильству, творчеству В. Соловьева, К. Леонтьева и др.
Таким образом, нетрудно заметить, что найти общее в фашизме и евразийстве можно, лишь отвлекаясь от их сути и содержания, обращая внимание только на отдельные внешние формальные признаки: наличие одной партии и идеологии, заметная роль государства не только в политической, но и в экономической, духовной сферах.
Однако отождествление евразийства и фашизма с целью критики (или даже шельмования) первого со стороны его оппонентов есть еще не самое худшее для евразийства. Гораздо опаснее для его современной и будущей судьбы, когда под лозунгами евразийства на самом деле протаскиваются идеи фашизма и даже нацизма.
Одним из таких современных примеров является программная и практическая деятельность Евразийского Союза Молодежи (ЕСМ)12. Данное движение, организованное несколько лет назад, провозгласило своей главной целью свержение мировой империи США посред-
ством консервативной революции и борьбы, для которых «полем войны станет весь земной шар».
Отсюда, одна из задач - «вооружение новейшими организационными технологиями» боевых отрядов ЕСМ, у которых «регулярные и открытые действия в свободных от вражеского присутствия зонах перемежаются с партизанскими действиями на подконтрольной ему территориях».
У ЕСМ есть «абсолютный враг» - это США, и относительные союзники - друзья, все, кто сейчас против США. «Таков закон битвы: вначале валим главного, великого противника, потом разбираемся между собой <...> Тот, кто не враг - друг. А не друг - враг (или трус и балбес, но это все равно, что пособник врага
- вина идиотов огромна, и наказание им будет без скидок!)»
В «Программе» ЕСМ подчеркнуто, что Союз открыт абсолютно для всех, но войти в него смогут лишь избранные - те, «кто докажут свою ценность делом».
О том, что считается «делом» для ЕСМ, можно судить по публикациям в печати и по книге лидера ЕСМ Павла Зарифуллина «Энтузиазм»13, вышедшей в 2007 г. Если говорить обобщенно и словами автора - это борьба с «оранжевой угрозой». Формы же этой борьбы весьма разнообразны: имперские марши ЕСМ в Санкт-Петербурге, Симферополе, Кишиневе, Крестный ход в Киеве, митинги у правительственных зданий Москвы и в Башкирии, штурм боевиками ЕСМ секретариата президента Украины, голодовка крымского ЕСМ на крыльце представительства Ющенко в Тавриде, демонстрации в поддержку Л. Брежнева и красных императоров В. Ленина и И. Сталина, а также «уничтожение и осквернение» монументов, памятных знаков, опрокидывание стендов на выставках и тому подобное, если все это считается ЕСМ «вражеским» (например, гранитная доска украинской церкви; гранитный памятный знак, посвященный Конституции Украины, стенды Выставки о «голодоморе» на Украине в 1932-1933 гг. и т. д).
Какова же конечная цель этой, мягко говоря, «бурной», а порой противоправной деятельности? Согласно Программе, «наша цель
- Евразийская империя». Что же это такое, читателю не удастся понять, ибо расшифровка содержит одну конкретную фразу: «В ней найдется место всем народам и культурам <...> а границы ее распластаются от океана
до океана». Есть и другие параметры будущей Великой империи, которая будет «основана на принципах традиции, авангарда, консервативной революции и социальной справедливости». Если будущему молодому «евразийцу» и после этого все еще непонятно предлагаемое ему общество, необходимо обратиться уже к наглядному образу: «Это будет империя “ежового” типа: ощетинившаяся и агрессивная вовне - в сторону врагов, и нежная и покладистая внутри - в сторону своего народа».
Вероятно, по мнению авторов данной программы, это настолько исчерпывающая модель будущего общественного устройства, что должна снять все возникающие вопросы, тем более, что «править в ней будут мудрейшие и сильнейшие, и отбор будет безжалостным». Так что, по всей вероятности, и самим «мудрейшим и сильнейшим правителям» не известно, как и чем они будут править, ибо всё зависит от тех, кто «безжалостно их будет отбирать». И кто же это? Мы имеем версию ответа на этот вопрос. А задаются ли им члены ЕСМ?!
ЕСМ ФАШИЗМ
1. Наш идеал - сила. Наш союз предпочитает войну. Мы сохраняем все великое и ценное из прошлого. 2. Россия (будущая) - национальная и социальная, верная корням и обращенная в будущее. 3. Нам близок дух дружин и боевых отрядов. Наше войско организовано как сеть. В одном месте мы - евразийские регулярные части. В другом - евразийские бригады, в третьем - евразийское подполье. 4. Ряды нашего Союза плотны и сомкнуты. Дисциплина - это основа основ Евразийского Союза Молодежи. 5. Ничего не бойтесь. Хочешь жить, будь готов погибнуть. 6. Все, что идет из Америки, напитано ядом. Там всё меняется на деньги, а деньги на вещи. Вспышки сиюминутных эфемерных удовольствий, вялое тепло вырождения. Поддельные продукты фатсфуда, в центре внимания извращенец и урод. 1. Римская традиция есть идеал силы. Война есть долг. 2. Фашистское государство организует нацию. Государство есть не только настоящее, но и также прошедшее, а главное, оно есть будущее. 3. Фашизм отвергает пацифизм, прикрывающей отказ от борьбы и боязнь жертвы <.> [фашизм действует] и через итальянские боевые дружины (fascio) и карательные экспедиции. 4. Фашизм стремится к дисциплине и авторитету. Его эмблема - ликторская связка - символ единения. 5. Фашист презирает удобную жизнь. «Меня не запугать» - начертано на повязке дружинника. 6. Фашист отрицает возможность материалистического «счастья». «Благосостояние - счастье» превращает людей в скотов.
В завершении анализа предлагаем сравнительную таблицу вышеупомянутых концепций. Данная таблица наглядно свидетельствует, что программные документы ЕСМ являются симбиозом традиционализма (солнечные герои, традиции как идеал), фашизма (критика либерального общества, имперский идеал), национал-социализма (мы - господа Земли, власть над миром, культ силы), геополитического неоевразийства А. Г. Дугина (война континентов: Евразия против Атлантики) и минимального эклектического присвоения классического евразийства (равноправие этносов и религий)
Если же вести речь о наибольшей преемственности какой-либо идеологии в этом «коктейле» для молодых из идей, символов, клише, который содержится в программе ЕСМ, то превалирует идеология фашизма вплоть до солидных текстовых и тем более содержательных совпадений. Приведем дословные выдержки:
Критерий Традиционализм Фашизм Национал-социализм Классическое евразийство ЕСМ
1. Оценка современного мира: - Запада Отрицательная. Критика «активизма, демократии, атеизма, профа-нических наук (Генон) Отрицательная. Критика либерализма, демократии, социализма, коммунизма Отрицательная. Критика семитизма демократии, коммунизма, «еврейского режима» Разная. Положительное отношение к западной культуре как равноценной среди других. Критика Запада за агрессивное навязывание своей культуры другим народам Отрицательная. Современный мир -дрянь! США - абсолютный враг ЕСМ
- Востока Положительная. Восток сохраняет традиции и в этом пример для других (Генон) - Отрицательная. Неарийские культуры. Россия как восточное государство обречено на гибель Положительная. Россия - славянотюркская цивилизация. Восток - главный геополитический союзник Временный союзник в борьбе против США
2. Общественный идеал как цель В прошлом - примордиальная традиция (Генон). Римская языческая империя (Эвола). В будущем - восстановление католического Запада (Ренон). 3. Рейх как антипод 3 Рима (Эвола) В прошлом -Римская империя. В будущем -возрожденная Римская империя Тысячелетний Рейх. Господство ариев (немцев) над миром «Цветущая сложность мира» из равноправных, но разных культур, цивилизаций, народов, религий. Евразийская Россия Империя от океана до океана. Символ ЕСМ - звезда абсолютной экспансии - власть над миром
Евразийство и фашизм: история и современность
Критерии Традиционализм Фашизм Национал-социализм Классическое евразийство ЕСМ
3. Параметры будущего общества - Священная империя. - Солнечный король - полубог. - Высшая каста правителей. - Арийско-языческое мировоззрение (Эвола) - Великая империя как духовная общность. - Авторитарный вождь. - Тоталитарное корпоративное государство. - Однопартийно сть. - Жесткая централизация. - Служение государству. - Труд как ценность. - Воспитание на традициях - Государство как инструмент господства ариев в мире. - Однопартийность. - Власть вождя. - Военизированность общества. - Милитаризм экономики. - Рабство иностранных рабочих. - Демографическая политика с целью чистоты расы. - Цензура. - Доминирование физического развития над духовным - Евразийская федерация, где субъекты - нации. - Идеократическое государство на основе идеологии. - Демотия (демократия по типу Советов). - Равноправие всех культур, религий. - Государственное финансирование образования, науки,здравоохранения, армии. - Смешанная частногосударственная экономика. - Патриотическое воспитание - Великая Евразийская империя. - Правление мудрейших и сильнейших. - Принципы традиции, авангарда, консервативной революции и социальной справедливости. - Империя «ежового» типа
4. Пути достижения идеала-цели - Создание новой интеллектуальной элиты (Генон). - Война (Эвола) - Борьба итальянских боевых дружин. - Война - Уничтожение евреев и других неарийцев. - Война - Парламентский путь. - Формирование нового правящего слоя. - Идеологическое воздействие - Евразийская консервативная революция. - Война посредством новейших организационных технологий. - Открытые акции. - Партизанские действия. - Евразийские бригады. - Евразийское подполье
Г. Сачко
Примечания
1 Сейчас в условиях мирового кризиса ситуация несколько меняется. Например, в России в годы перестройки при проведении реформ ссылались на «мировой опыт», подразумевая американский, реже некий «общеевропейский». Теперь, в частности при осуществлении кадровой реформы, ведут речь уже о разных зарубежных моделях кадровой службы: англосаксонской (Великобритания, США), континентальной (Германия, Франция). Конечно, гораздо реже можно услышать о «незападных моделях», например, о китайской системе отбора и экзаменов для чиновников. И совсем не обращаются к своей российской традиции «служилых людей», которая имеет уже почти тысячелетнюю историю, и в силу этого всё равно «прорастет» и «возьмёт верх» над любой заимствованной чужой системой.
2 Отчасти это объясняется тем, что сами евразийцы дали для этого повод. Будучи родоначальниками концепции «идеократического евразийского государства», они обращались к современной им политической практике с целью пояснения своей теории. Так, в частности, Н. С. Трубецкой пишет, что «как будто нечто похожее на идеократию уже существует и создаются соответствующие формы жизни -именно в Италии и СССР - все-таки о настоя-
щей идеократии говорить ещё нельзя <...> и фашизм, и коммунизм - лжеидеократии». См.: Трубецкой, Н. С. О государственном строе и форме правления // Трубецкой, Н. С. Наследие Чингисхана. М., 2000. С. 489.
3 Генон, Р. Кризис современного мира. М. : Арктогея, 1991. С. 57-92.
4 Там же. С. 107-108.
5 Эвола, Ю. Языческий империализм. М., 2006. С. 12.
6 Ф. Ницше разделял род людской на расу господ и расу рабов, причем критерием деления выступала не расовая или этническая принадлежность, а «воля к жизни», т. е. психологический фактор. Миссия господ - создание великих произведений культуры, а назначение рабов - материальное обеспечение господ.
7 Гитлер, А. Моя борьба. М., 1992. С. 243.
8 Там же. С. 252, 256, 473, 553.
9 Там же. С. 556.
10 Муссолини, Б. Доктрина фашизма. М., 1998. С. 40.
11 Там же. С. 16-17.
12 См.: Программу ЕСМ и Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи. URL : //http:// vossia3.ru/programma; http://www.Rossia 3.rn/ katehizis.html.
13 Зарифуллин, П. Евразийское движение. М., 2007.