Научная статья на тему 'Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств евразийского экономического союза'

Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
363
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИЯ / ЭТНОЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / EURASIAN MENTALITY / NATION / ETHNO-CIVILIZATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пальцев Андрей Иванович, Рябов Андрей Александрович

В статье анализируются геополитические контуры России, дается определение евразийского менталитета, являющегося общей цивилизационной основой для значительного числа государств постсоветского пространства. Сделаны практические выводы, обусловленные общей ментальностью народов евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes geopolitical borders of Russia. The authors determine the notion of Eurasian mentality that is the general civilizational foundation for considerable number of states of the former Soviet Union. The authors make practical conclusions, conditioned by identical mentality of Eurasian area nations.

Текст научной работы на тему «Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств евразийского экономического союза»

Идеи и смыслы

ПАЛЬЦЕВ Андрей Иванович — кандидат философских наук, доцент; профессор кафедры международных отношений Сибирского института международных отношений и регионоведения (630078, Россия, г. Новосибирск, ул. Ватутина, 17/1; Palzew@mail.ru)

РЯБОВ Андрей Александрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры международных отношений Сибирского института международных отношений и регионоведения (630078, Россия, г. Новосибирск, ул. Ватутина, 17/1; andrei.riabo@yandex.ru)a

ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИЙ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация. В статье анализируются геополитические контуры России, дается определение евразийского менталитета, являющегося общей цивилизационной основой для значительного числа государств постсоветского пространства. Сделаны практические выводы, обусловленные общей ментальностью народов евразийского пространства.

Ключевые слова: евразийский менталитет, нация, этноцивилизационная платформа

Формирование нации на евразийской цивилизационной основе предполагает уточнение ее территориальных границ и ментальных основ. Данное обстоятельство вызвано тем, что границы России, которые определяли российские евразийцы начала прошлого века, изменились. Они исходили из территориальных границ СССР за минусом Польши, Финляндии и Прибалтики. После распада СССР республики, получившие статус независимых государств, если и выдвигают тезис о своей евразийскости, то с оговоркой, что это не предполагает создания общего с Россией государства. Н. Назарбаев, выдвинувший в марте 1994 г. перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова идею создания Евразийского союза государств, утверждал, что «для каждого народа национальная независимость по существу, а не по форме есть абсолютный приоритет»1.

Вопрос о том, какие границы являются естественными для России, имеет принципиальное значение как для россиян, так и для наших соседей. Методологический подход к данной проблеме, как мы полагаем, может быть осуществлен путем совмещения геополитической концепции В. Цымбурского с позицией евразийцев. В. Цымбурский предложил в качестве инвариантного базисного паттерна, объединяющего Российскую империю, СССР и РФ после 1991 г., этноцивилизационную платформу, образовавшуюся в XVII в. в пространстве между Европой и Китаем. Особая роль в его геополитической концепции принадлежит Сибири. Россия не присоединяла Сибирь - она создалась Сибирью, утверждал В. Цымбурский.

В качестве метафоры для территории, лежащей к востоку от романо-германской этноцивилизационной платформы, он использовал термин «остров», который окаймляется «территориями-проливами».

«Пространства Средней Азии оказались преобразованы Россией, как и Кавказ, в новый, вторичный ряд "территорий-проливов", играющих - не социально, но только геополитически - относительно Среднего Востока такую же роль, какая принадлежит Восточной Европе в отношении Европы Западной, коренной».

1 Назарбаев Н. Региональная интеграция и евразийство. - Казахстанская правда. 03.04.2004. Доступ: http://ww.centrasia.ru/newsA.php?st=1080983880 (проверено 05.09.2016).

2017'01

ВЛАСТЬ

157

Эти «территории-проливы», по мнению В. Цымбурского, способны в разные эпохи то включаться в «тело» России, то отслаиваться от него по стечению российской, региональной и мировой конъюнктуры. Распад Советского Союза расценивался им как отход России на «остров». Россия, покидая «территории-проливы», отходит «к себе», на «остров», с предельным восстановлением дис-танцированности от иных евроазиатских этноцивилизационных платформ [Цымбурский 1993].

Заслуга В. Цымбурского перед евразийством, по мнению Р. Вахитова, состоит в прояснении минимальной естественной границы России-Евразии. Максимум России-Евразии с точки зрения классического евразийства, с которой согласен Р. Вахитов, примерно совпадает с территорией с СССР в границах до 1939 г. [Вахитов 2015: 95].

Какие практические выводы можно сделать исходя из того, что полиэтнич-ность этноцивилизационной платформы России-Евразии есть имманентно присущее ей свойство, выход за которое есть качественный переход в иное состояние. Утрата Сибири, т.е. уход России до границ Московии, означает переход страны в иное качество.

Московия, как отмечал В. Цымбурский, несомненно, уже не будет Россией, которую мир знал с XVI в. Она попадет в сферу притяжения коренной Европы, но, оставшись ей во многом чужеродной хозяйственно и социально, сползет в зону «территорий-проливов» [Цымбурский 1993].

Исходя из изложенных методологических посылок, можно сделать следующие практические выводы.

1. В процессе создания России-Евразии сформировалась духовная основа -евразийский менталитет, являющийся тем глубинным базисом, который скрепляет российскую нацию после распада советской нации, сформированной на идеологической основе.

Евразийский менталитет - это сформированная в течение длительного исторического периода совместного взаимодействия и нахождения в одном государстве совокупность готовностей и предрасположенностей воспринимать социальную общность как мозаичную целостность, ценностными регуляторами которой являются: для народов православной традиции - «совесть и справедливость»; для исповедующих ислам - «справедливость и долг»; для приверженцев буддизма - «долг и толерантность»; для народов Севера и Горного Алтая, исповедующих традиционные верования, - «толерантность и совесть».

2. Евразийский менталитет является предпосылкой комплементарного взаимодействия народов в границах, совпадающих с территорией СССР до 1939 г. Но Н. Назарбаев прав в том, что «ни прошлая политическая история, ни единство культуры и языков, ни наличие мощных этнических диаспор, связывающих разные страны, не являются достаточным основанием для интеграционных процессов»1. Нужен общий проект, объединяющий национальные интересы государств, его реализующих. Таким проектом сегодня является Евразийский экономический союз.

3. Позиционирование евразийской основы в качестве духовной скрепы, объединяющей народы России, должно сопровождаться стремлением к формированию комплЬментарных отношений с вновь образованными государствами на постсоветском пространстве, составлявших ранее евразийское пространство Российского государства. Принципы модели объединения, предложенные Н. Назарбаевым: прагматичный экономический интерес, разные уровни и разные скорости интеграции, региональная безопасность и добровольность прошли

1 Там же.

158

ВЛАСТЬ

2 017'01

проверку временем и разделяются государствами Евразийского экономического союза.

4. Признание социокультурных особенностей народов евразийского пространства как мозаичной целостности оставляет за каждым из них возможность формирования своих наций на общей евразийской цивилизационной основе.

5. Идея принадлежности к евразийской цивилизационной общности как бесконфликтной идентичности в условиях обостренной потребности в безопасности является мощным инструментом «мягкой силы». Принадлежность к евразийской цивилизационной общности на уровне общественного сознания воспринимается интуитивно. Рефлексивный уровень отражения осуществляется интеллигенцией. Исходя из этого, воздействие на целевую аудиторию (интеллигенцию) необходимо осуществлять точечно посредством грантов, формирования повестки дня при обсуждении проблем с научной общественностью. Воздействие на общественное сознание масс целесообразно осуществлять посредством бесструктурного управления через СМИ, Интернет, книги, песни, моду.

Список литературы

Вахитов Р. 2015. Остров «Россия» как евразийский минимум. - Тетради по консерватизму. № 1. С. 91-95.

Цымбурский В. 1993. Остров Россия. - Русский Архипелаг. Доступ: http://www. archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia (проверено 05.09.2016).

PALTSEV Andrey Ivanovich, Cand.Sci.(Philos.), Associate Professor, Professor of the Chair of International Relations, Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (17/1 Vatutina St, Novosibirsk, Russia, 630078, Palzew@ mail.ru)

RYABOV Andrey Aleksandrovich, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor of the Chair of International Relations, Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (17/1 Vatutina St, Novosibirsk, Russia, 630078; andrei.riabo@ yandex.ru)

EURASIAN MENTALITY AS THE CIVILIZATIONAL FOUNDATION OF NATION BUILDING OF EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Abstract. The article analyzes geopolitical borders of Russia. The authors determine the notion of Eurasian mentality that is the general civilizational foundation for considerable number of states of the former Soviet Union. The authors make practical conclusions, conditioned by identical mentality of Eurasian area nations. Keywords: Eurasian mentality, nation, ethno-civilizational platform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.