Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз: внешние угрозы экономической безопасности («Жёсткая» и «Мягкая» сила российских оппонентов)'

Евразийский экономический союз: внешние угрозы экономической безопасности («Жёсткая» и «Мягкая» сила российских оппонентов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / экономическая безопасность ЕАЭС / геоэкономический потенциал ЕАЭС / внешние угрозы экономической безопасности / жесткая сила / мягкая сила.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз: внешние угрозы экономической безопасности («Жёсткая» и «Мягкая» сила российских оппонентов)»

Андронова И.В.

д.э.н., доцент, профессор кафедры Международных экономических отношений РУДН

[email protected]

Ганеева М.В.

заместитель директора департамента финансов, Евразийская экономическая комиссия

[email protected]

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ («ЖЁСТКАЯ» И «МЯГКАЯ» СИЛА РОССИЙСКИХ ОППОНЕНТОВ)

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, экономическая безопасность ЕАЭС, геоэкономический потенциал ЕАЭС, внешние угрозы экономической безопасности, жесткая сила, мягкая сила.

ЕАЭС в современных геоэкономических отношениях

Экономическая интеграция всегда была и остается сегодня одним из механизмов реализации геополитических интересов стран-интеграторов, которые участвуют в изменении существующего и формировании нового мирового порядка. Так было после второй мировой войны, когда в ответ на инициативу создания Совета экономической взаимопомощи, был инициирован проект европейской экономической интеграции. Так происходит и в настоящее время, когда в ответ на усиление международной конкуренции, расширение Европейского Союза за счет бывших социалистических стран и республик бывшего Советского Союза, давления на Российскую Федерацию, наша страна была вынуждена пойти по пути ускоренного развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Первым проектом, который начал реализовываться на постсоветском пространстве, было Содружество независимых государств (СНГ), которое было призвано объединить новые независимые страны постсоветского пространства (без бывших прибалтийских республик, которые изначально заявили о европейском векторе своих внешних политик).

СНГ официально существует в виде зоны свободной торговли, однако полноценной зоной свободной торговли он пока не стал. Это объясняется, прежде всего, дезинтеграционными процессами, которые происходят на постсоветском пространстве: конфликт России с Грузией и Украиной после цветных революций, произошедших в этих странах, политика властей Молдавии, направленная на интеграцию с ЕС, конфликт Армении и Азербайджана и т.д.

Однако на постсоветском пространстве выделился ряд стран, которые были готовы идти по пути ускоренной интеграции, это прежде всего Россия и Белоруссия, подписавшие в 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе. Затем в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» (ЕврАзЭС), основной целью которого стал ускоренный переход к полноценной зоне свободной торговли, а затем переход на новую ступень интеграции - таможенный союз и общий рынок.

Реализуя принцип разноскоростной интеграции Беларусь, Казахстан и Россия в 2007 году подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, из которого, в конечном итоге, и образовался Евразийский экономический союз (ЕАЭС), начавший функционировать в 2015 году, к которому в том же году присоединились Армения и Кыргызстан.

Потенциально ЕАЭС - это перспективный проект, так как он объединяет порядка 182,7 миллионов человек, на территории которого сосредоточена пятая часть мировых запасов газа и 15% нефти, с суммарным ВВП стран порядка 2,5 триллионов долларов (около 85% ВВП всех стран СНГ), промышленным потенциалом равным 600 миллиардам долларов и объемом продукции сельского хозяйства - 112 миллиардов долларов1. ЕАЭС занимает первое место в мире по добыче нефти, второе - по добыче газа и производству минеральных удобрений, третье - по производству молока, картофеля и пшеницы, четвёртое по производству мяса, пятое по производству стали, шестое по добыче угля и т. д.2

Такой экономический потенциал не может оставить равнодушным российских внешнеэкономических оппонентов. Сразу после распада СССР США и ЕС объявили всё постсоветское пространство зоной своих жизненно важных интересов. В докладе «Американская политика в отношении России: верный путь», подготовленном в марте 2009 года Никсоновским центром и Центром Белфера Гарвардского университета подчёркивалась, что «Соединенные Штаты должны противостоять усилиям России по установлению своей сферы влияния в Европе или где бы то ни было в Евразии, включая попытки воспрепятствовать другим странам осуществить их право на ассоциацию с НАТО или други-

1 Зиядуллаев Н. Евразийскому экономическому союзу нужны нестандартные подходы. - http://interaffairs.ru/read.php? ^т=

12057

2 Экономический потенциал. - http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ses.aspx

ми организациями»1. Собственно ничего нового в этом докладе нет. Задолго до данного доклада и развала СССР американские и британские геополитики определили главные цели англосаксонской геополитики в отношении России:

1. Недопущение образования стратегического континентального союза вокруг «географической оси истории».

2. Отрыв от России - Хартленда максимального количества береговых пространств и установление над ними своего влияния. Американский геополитик адмирал Альфред Т. Мэхен назвал эту стратегию «Стратегия Анаконды»2.

Таким образом, цели определены и зафиксированы, теперь вопрос в инструментарии.

Инструментарий внешней экспансии

Политика Запада, направленная на вытеснение России из региональных процессов, происходящих на евразийском пространстве, осуществляется с помощью специального и все более разнообразного инструментария, получившего в последнее время, прежде всего, в американском политическом лексиконе название «умной» силы.

Первым разработчиком данной концепции считается профессор Йельского университета, президент Американской ассоциации политических наук Роберт Даль, который разработал теорию, согласно которой сила государства зависит не только от того, чем оно обладает, но и от того, какие действия оно может заставить совершить другие государства3. Развил данную теорию Джозеф Най, предложивший понимать под силой государства его способность достигать желаемых результатов и при необходимости изменять поведение других государств для достижения желаемого результата с помощью двух взаимосвязанных механизмов «жесткой силы» и «мягкой силы»4. Под жёсткой силой подразумеваются, прежде всего, инструменты экономической экспансии, такие как торговля, инвестиции, кредиты и гуманитарная помощь. Немаловажным элементом жёсткой силы государства является его военная мощь.

Говоря о механизмах обеспечения мягкого влияния, Най указывает: «чтобы добиться сотрудничества посредством мягкого влияния, нужно обладать иным (по сравнению с жесткой силой) типом ресурсов, не мощью и деньгами, но приверженностью объекта воздействия одинаковым с субъектом воздействия ценностям и пониманием объектом необходимости реализации этих ценностей на практике». В число инструментов мягкого влияния Най включает культуру (она должна быть привлекательна для объектов влияния), политические ценности (их должны разделять и последовательно придерживаться объекты влияния) и внешнюю политику (она должна восприниматься другими государствами как легитимная и морально оправданная)5. Только применяя все эти механизмы, можно достичь главной цели существования государства «достижения региональной или мировой гегемонии»6.

Жёсткая сила на пространстве ЕАЭС

Как мы отметили ранее, российские оппоненты наращивают своё экономическое присутствие на пространстве ЕАЭС. Учитывая системные проблемы РФ и других стран ЕАЭС в части диверсификации экономики, Европейскому Союзу не стоило большого труда стать ведущим торговым партнёром стран ЕАЭС (см. табл. 1). Доля ЕС в товарообороте Казахстана в 2 раза превышает российскую и составляет - 50,4%, причем надо отметить, что с 2010 года доля имеет устойчивую тенденцию к росту. Доля ЕС в экспорте Казахстана в 5 раз больше российской доли (56,9% против 10,7%). Доля ЕС в товарообороте Армении сопоставима с долей РФ и т.д. В целом, по итогам 2016 года доля ЕС в экспортных поставок стран ЕАЭС составила 50,3% от общего объема экспорта, доля в импортных поставках - 40,8%.

Таблица 1

Доля отдельных стран и интеграционных группировок во внешней торговле стран ЕАЭС

ЕС Китай США ЕАЭС* Россия

2010 г. | 2016 г. 2010 г. | 2016 г. 2010 г. | 2016 г. 2010 г. | 2016 г. 2010 г. | 2016 г.

Армения**

товарооборот 37,6 25,9 6,9 10,5 5,5 3,5 24,0 23,6 24,0 22,8

экспорт 48,1 27,8 3,0 11,1 7,9 3,6 21,0 17,2 20,2 16,5

импорт 27,4 24,1 10,8 9,8 3 3,3 28,8 29,9 27,8 29,1

Белоруссия

товарооборот 25,9 22,2 3,7 4,9 0,7 1,3 47,4 51,8 45,6 50,85

экспорт 30,1 24,4 1,4 2,0 0 0,8 41,7 47,8 39,4 46,2

импорт 21,6 20,0 5,9 7,8 1,5 1,8 53 55,7 51,8 55,5

Казахстан

товарооборот 42,4 50,4 17,3 18,3 3,4 5,1 25,2 24,5 9,6 21,8

экспорт 54,1 56,9 17,8 12,9 1,5 1,9 9 10,7 4,7 9,6

импорт 30,7 43,9 16,8 23,6 5,6 8,2 41,4 38,4 21,4 34,1

1 Батюк В. Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны. - https://interaffairs.ru/

jauthor/material/516

2

Мэхен А.Т. Влияние морской силы на историю. 1660-1783. - М.; Л., 1941.

3 Dahl R. The Concept of Power // Behavioral Science. 1957. - N 2. - P. 201-205.

4 Nye J.S. The paradox of American Power. Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. - N.Y., 2002. - P. 8-12.

5 Nye J. S. Soft power: The Means to Success in World Politics. - N.Y., 2004. - P. 7-11.

6 Morgenthau H.J. Рolitics among Nations. The Struggle for Power and Peace. 2 ed. - New York, 1955.

Кыргызстан**

товарооборот Н.д. 5,7 Н.д. 13,7 0,9 1,5 33,0 38,0 20,8 17,6

экспорт Н.д. 3,3 Н.д. 2,1 0 0 18,7 26,7 8,0 3,9

импорт Н.д. 8,0 Н.д. 25,3 1,8 2,9 47,2 49,2 33,6 31,3

Россия

товарооборот 45,4 38,91 Н.д. 15,3 3,8 4,65 6,95 8,0 - -

экспорт 50,5 41,67 5,2 9,8 3,1 3,3 7,8 8,8 - -

импорт 37,2 34,9 Н.д. 20,9 4,5 6,0 6,1 7,1 - -

*В 2010 году - таможенный союз Россия, Белоруссия, Казахстан, плюс Армения и Кыргызстан. ** Данные по Армении и Кыргызстану за 2015 год.

Источник: составлено по: http://istmat.info/files/uploads/52869/belarus_v_cifrah_2017.pdf; http://kgd.gov.kz/ru/exp_trade_files; http://www.stat.kg/media/publicationarchive/b40aaf45-f887-467a-8b7d-ca3943392999.pdf;

http://istmat.info/files/uploads/52869/belarus_v_cifrah_2017.pdf; Евразийский экономический союз в цифрах 2017 г. -http://istmat.info/files/uploads/55983/evraziyskiy_ekonomicheskiy_soyuz_v_cifrah_2017.pdf

То же можно сказать об инвестиционном сотрудничестве. Доля ЕС в поступивших прямых иностранных инвестициях в Казахстан в 2015 году составила 57%, в Киргизию - более 15%, Белоруссию - более 30%, Армению - 23%, по накопленным ПИИ ситуация аналогичная.

Соединенные Штаты в силу объективных причин не могут и не стремятся к расширению торгового сотрудничества. Иное дело инвестиции: для Казахстана США важнейшие инвесторы - 17 % от всех ПИИ в 2016 году. Доля ЕС в накопленных ПИИ в Казахстане составляет более 50%, США - более 11%, РФ - 4,3% (см. табл. 2).

Таблица 2

Приток и накопленные прямые иностранные инвестиции в страны ЕАЭС по отдельным странам

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

% от ПИИ в 2015 г. % от накопленных ПИИ % от ПИИ в 2015 г. % от накопленных ПИИ % от ПИИ в 2016 г. % от накопленных ПИИ % от ПИИ в 2015 г. % от накопленных ПИИ % от ПИИ в 2016 г. % от накопленных ПИИ

РФ 44,7 44,7 46,2 н.д. 4,2 4,3 31,2 10,6 н.д.

ЕАЭС 44,7 44,7 47,8 н.д. 4,5 4,6 49,2 24,2 0,54 н.д.

ЕС 23,7 25,0 32,4 н.д. 57,0 50,4 15,1 18,1 74,2 н.д.

США 5,1 3,5 0,8 н.д. 17 11 0,8 3,1 0,51 н.д.

Китай 0,1 0,01 1,1 н.д. 4,6 5,8 30,1 18,9 0,65 н.д.

Источник: составлено авторами по: Статистический ежегодник Армении 2016. - http://www.armstat.am/file/doc/99499483. pdf; Национальный банк республики Беларусь. - http://www.nbrb.by/statistics/ForeignDirectInvestments/; Евразийский экономический союз в цифрах 2017 г. -http://istmat.info/files/uploads/55983/evraziyskiy_ekonomicheskiy_soyuz_v_cifrah_2017.pdf; Центральный банк РФ. -http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=ITM_23050#CheckedItem

Велика доля российских оппонентов и в других странах членах ЕАЭС. Так, например, по данным статистического комитета Киргизии, доля стран ЕС в поступлениях ПИИ в Киргизию составляет более 15%, доля в прочих инвестициях - более 60%, доля в грантах и технической помощи - более 70%1.

Ещё одним инструментом являются кредиты. В структуре внешних заимствований стран ЕАЭС преобладают российские оппоненты, что является серьёзной угрозой для экономической безопасности ЕАЭС. Внешний долг, например, Киргизии на 60% состоит из обязательств страны перед иностранными банками и фондами. Причем 40,26% всех ресурсов предоставил Экспортно-импортный банк Китая, 7,14% - Россия, 6,24% - Японский Банк международного сотрудничества, 2,01% - Немецкий государственный банк. Из кредиторов важнейшее место занимают - Азиатский банк развития (15,01% от внешнего долга) и Международная ассоциация развития группы Всемирного банка (16,4% от внешнего долга). Таким образом, доля стран ЕАЭС ограничивается Россией и Евразийским банком развития (ЕАБР - Антикризисный фонд), доля которого в общем долге составляет всего 0,14%, т.е. в совокупности - 7,28%.

В Казахстане на долю ЕАЭС приходится лишь 4,8% внешнего долга республики, тогда как на долю ЕС - 55,1%, Китая - 11,6%, США - 8,2%. При этом из 4,8% стран ЕАЭС на долю России приходится 4,6%.

Белоруссия и Армения не предоставляют в открытом доступе статистику по географии внешнего долга, поэтому делать выводы по этим странам не представляется возможным.

Что касается Китая, то в отношениях со странами ЕАЭС он использует комплексный подход, который включает льготные кредиты (Экспортно-импортного банка Китая и Государственного банка развития Китая), в том числе «связанные», подрядные работы, прямые иностранные инвестиции, торговый прессинг, трудовую миграцию. Наибольшую экономическую активность среди стран ЕАЭС Китай проявляет в Казахстане, России, Кыргызстане и Белоруссии.

Из 100% ПИИ, которые поступают в ЕАЭС из Китая, 82% приходятся на Казахстан, что составляет 6,82% ПИИ Китая в целом. В топливно-энергетическом комплексе сосредоточено, по разным оценкам от 50 до 90% всех накопленных прямых китайских инвестиций2. На втором месте по объёму инвестиций - транспортный сектор. Масштабный китайский проект «Экономический пояс Великого Шелкового пути», основная задача которого - развить трансконти-

1 http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/

2

ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. - 70 с.

нентальные транспортные маршруты из Китая в Европу, создавая вокруг них инфраструктуру и реализуя различные экономические проекты, сейчас служит основой для политики Китая во взаимоотношениях, как с Казахстаном, так и с другими странами - членами ЕАЭС.

Ещё одной сферой приложения китайских инвестиций является сельское хозяйство. На сегодняшний день в Казахстане реализуется 19 проектов общей стоимостью 1,9 млрд. долл. В Белоруссии до конца 2017 года компании из КНР планируют взять в аренду 20 тыс. гектаров белорусской земли под строительство ферм на 40 тыс. голов скота. В мае 2017 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии подписало с китайской корпорацией БЯех протокол о намерениях с общим объем инвестиций в 1 млрд. долл.1. В Кыргызстане в начале 2017 года было подписано 4 двусторонних документа о сотрудничестве в области сельского хозяйства и ветеринарии.

Важно, что по подавляющему большинству китайских проектов в ЕАЭС работают не частные, а государственные китайские компании, что даёт им конкурентные преимущества в части различных видов государственной поддержки (административной, финансовой и др.).

В целом начиная с 2008 года суммарный объем китайских прямых инвестиций в ЕАЭС увеличился на 138% и составил в 2016 году 25,7 млрд. долл.

На сегодняшний день только в Казахстане в рамках совместной китайско-казахстанской инвестиционной программы отобрано 52 проекта, в случае реализации которых общий объем инвестиций может составить около 22 млрд. долл. Среди них, кроме проектов в энергетике, транспорте и сельском хозяйстве, строительство целого комплекса заводов - сталелитейного, медеплавильного, цементного, алюминиевого, комплексных сплавов2. В Беларуси в рамках подписанной в 2014 году программы развития всестороннего стратегического партнерства на 2014-2018 годы с Китаем реализуются порядка 20 проектов общей стоимостью 5,5 млрд. долл. В Кыргызстане - 12 проектов в сфере транспортной инфраструктуры и 1 проект в сфере энергетики. Кроме того, Казахстан и Белоруссия для углубления и развития отношений с Китаем пошли по пути создания свободных экономических зон, в Казахстане - Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос - Восточные ворота» (Хоргос) и в Белоруссии - Китайско-белорусский индустриальный парк.

Надо отметить, что статистическая оценка присутствия Китая на рынках стран ЕАЭС очень трудна, так как она отражает лишь часть экономического сотрудничества. Поток китайской контрабанды, работа китайских компаний через аффилированные местные компании, миграция в значительной мере усиливают позиции Китая на пространстве ЕАЭС. Для получения более точной картины китайского присутствия Евразийская экономическая комиссия создала банк данных, в который на сегодняшний день вошло 118 проектов инфраструктурной, инвестиционной и экспортной направленности, реализуемых и планируемых на территории стран ЕАЭС и КНР3.

В связи с тем, что прямые инвестиции - это долгосрочный интерес инвестора, масштабное присутствие российских экономических конкурентов на рынках стран ЕАЭС создает прямую угрозу как российским интересам в ЕАЭС, так и целостности объединения в целом.

Мягкая сила на пространстве ЕАЭС

Экономическое сотрудничество и позиции ЕС и США в регионе укрепляются, в том числе и за счет европейских и американских программ сотрудничества. Надо сразу отметить, что такого количества межгосударственных программ, какие предложил ЕС странам евразийского пространства, нет ни в одном другом регионе мира. В частности:

- в 2002 году ЕС была принята программа «Инициатива для новых соседей» для Молдовы, Белоруссии и Украины;

- в 2004 году «Европейская политика соседства (ЕПС)», действие которой было распространено уже на Белоруссию, Молдову, Украину, Грузию, Армению и Азербайджан.

- 2007 год - Стратегия в отношении центрально-азиатских государств. Формально страны этого региона не могли принимать участие в европейской политике соседства, так как не имеют сухопутных или морских границ с Европейским Союзом. Проблема была решена введением в европейский научный и политический оборот нового понятия «Причерноморско-Прикаспийский регион», объявлением его зоной своих стратегических интересов и принятием Программы, цель которой - укрепление влияния ЕС в регионе. На эти цели бюджет ЕС выделил 750 млн. евро4.

- в 2008 году была принята программа «Восточное партнёрство», которая предусматривает четыре направления взаимодействия: демократизация политических систем, эффективное управление и стабильность; экономическая интеграция и сближение с политикой Евросоюза; энергетическая безопасность, т. е. ликвидация энергетической зависимости от РФ; развитие контактов на уровне граждан.

Интересно, что в мае 2010 года Россия была приглашена на саммит «Восточного партнёрства», где РФ должно было поступить предложение включить Калининградскую область в программу «Восточного партнёрства» - не страну, а лишь область. Россия отвергла предложение, небезосновательно посчитав, что «Восточное партнёрство» направлено уже не только на дезинтеграцию евразийского пространства, но и на нарушение целостности страны.

1 Долинин В. С Поднебесной на землю: как китайцы планируют перестраивать сельское хозяйство Белоруссии. - https:// russian.rt.com/ussr/article/399903-kitai-belorussiya-selhozproizvodstvo

Евразийская экономическая интеграция. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - 88 с.

3 http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/13-04-2017-V1.aspx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Глинкина С.П., Косикова Л.С. Европейская политика соседства в странах СНГ: новые тенденции и вызовы для России // Аналитические записки. - http://analyticsmz.ru/?p=309

Для стран участников ЕПС и Восточного партнёрства была разработана «Всеобщая система преференций+» -инструмент торговой политики, предусматривающий устранение таможенных пошлин в отношении импорта из развивающихся стран в целях содействия их экономическому росту и повышения экспортного потенциала. В 2015 году ЕС распространил действие системы на товары, происходящие из Кыргызстана. В целом важнейшим компонентом программ является постепенное повышение финансовой помощи странам-соседям со стороны ЕС.

В числе американских программ стоит отметить:

- партнёрство ради мира и ряд программ по расширению НАТО, которые не могут по формальным признакам считаться американскими, однако финансируются и разрабатываются именно ими;

- программы Агентства по Международному Развитию;

- программы Национального демократического института при Демократической партии;

- программы Международного республиканского института при Республиканской партии;

- программы Госдепартамента США и Агентства США по международному развитию (USAID), «Фридом хауса» и Института «Открытое общество» Джорджа Сороса и др.;

- программа «Новый шелковый путь», направленная на усиление связей между Центральной и Южной Азией, включая Афганистан без участия России и т.д.

Всё это дополняется работой бесчисленных неправительственных организаций (Amnesty International, Фонд Фридриха Эберта, Transparency International, Фонд Конрада Аденауэра, Институт Гете, Фонд Х. Зайделя, Acted, Британский институт освещения войны и мира (IWPR) и др.), а также таких мощных финансовых институтов, как Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, которые фактически контролируются США и Европейский Банк реконструкции и развития, который присоединился к санкциям против России.

Ещё одним примером совместной работы США и ЕС является инициатива «Каспийский страж», в рамках которой США и ЕС оказывают помощь вооруженным силам Азербайджана и Казахстана, которая состоит в поставках странам региона американских радиоэлектронных средств наблюдения и разведки, модернизации судов и средств связи и подготовке персонала. По мнению специалистов, данная программа в перспективе предусматривает развертывание в регионе американских мобильных сил, главная задача которых будет состоять в обеспечении воздушного коридора, связывающего Балканы с Афганистаном и Ираком1.

В условиях фактически начавшейся холодной войны между Россией ЕС и США такая активность в регионе представляет серьёзную опасность как России, так и самому евразийскому интеграционному проекту. Надо отметить, что помимо экономических рычагов воздействия США и ЕС активно используют «мягкую силу». Большое внимание уделяется влиянию и созданию общественного мнения, формированию прозападнонастроенных элит. Делается это, в том числе, через создание высших учебных заведений, образовательные программы («Tempus», «Erasmus Mundus» и др.), научно-образовательную сеть для вузов и научных учреждений региона - CAREN, сетевой проект IncoNet-Central Asia, созданный для интегрирования стран региона в инновационную программу ЕС «Горизонт 2020» и др.

Что касается Китая, то ещё в 2007 году на XVII съезде коммунистической партии Китая (КПК) тема мягкой силы была выведена в отдельную главу, в которой говорилось, что «в наши дни культура становится все более важным элементом соперничества в совокупной государственной мощи, а развитие культуры внутри страны должно сопровождаться повышением ее международного влияния». Для реализации этой концепции были разработаны программы: публичная дипломатия, периферийная дипломатия и др. В 2011 году в постановлении пленума ЦК КПК было указано на необходимость «осуществлять стратегию выхода культуры вовне, повышать международное влияние китайской культуры, демонстрировать миру новый образ реформ и открытости Китая»2.

Современная китайская политика мягкой силы в ЕАЭС включает в себя:

- образование - эксперты отмечают в последние годы резкое увеличение количества студентов из стран ЕАЭС, прежде всего из Казахстана, России и Кыргызстана, обучающихся в вузах Китая, для которых китайские власти создают благоприятные условия и разрабатывают программы по финансированию обучения. Кроме того, создаются высшие учебные заведения, ориентированные именно на приём студентов из соседних стран, например, Синьцзян-ский педагогический университет (СПУ) в Урумчи. В 2016 году только из Казахстана в Китае обучалось более 7,5 тысяч студентов. Разработаны и функционируют программы для школьников, которые после подготовительных курсов обучаются на китайском языке.

На территории стран ЕАЭС активно работает Институт Конфуция, который является неотъемлемой частью китайской мягкой силы. По линии программы «Китайский мост» сотни сотрудников института проходят бесплатные курсы повышения квалификации в Китае, в свою очередь более 3 тысяч китайских преподавателей работают в сфере образования и просвещения в учебных заведениях стран ЕАЭС.

Активный диалог по вопросам образования идет в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Видимым достижением китайской политики в области образования стал выросший интерес молодёжи ЕАЭС к китайскому языку и культуре.

В своей политике Китай делает ставку на укреплении собственной репутации путем постепенного формирования своего позитивного образа и имиджа надежного экономического и политического партнера в сознании элит и населения государств ЕАЭС.

1 Гегелашвили Н.А. Каспийский регион в российско-американских отношениях. Научный доклад. - М.: ИСК РАН, 2009. -

С. 17.

2 Изимов Р. «Мягкая сила» Китая - на прицеле Центральная Азия. https://regnum.ru/news/1759411.html

Заключение

Таким образом, сегодня на евразийском пространстве разворачивается конкуренция между США, ЕС, Россией и Китаем за доступ к энергетическому и политико-экономическому потенциалу региона. На наш взгляд, устойчивость и целостность Евразийского экономического союза, возможность реагировать и эффективно нейтрализовать внешние угрозы лежит в плоскости внутреннего экономического развития объединения.

Дифференциация стран-членов ЕАЭС по уровню социально-экономического развития и отсутствие системы общеинтеграционных экономических интересов, расхождение интересов стран-членов часто вплоть до противоположных, являются главными факторами, которые предопределили существенное возрастание внешних угроз интеграционному объединению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.