Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы'

Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1699
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / СТРАНЫ СНГ / РАЗВИТИЕ / РОССИЯ / КЫРГЫЗСТАН / АРМЕНИЯ / КАПИТАЛ / БЕЛАРУСЬ / КИТАЙ / EAEC / CIS / DEVELOPMENT / RUSSIA / KYRGYZSTAN / ARMENIA / CAPITAL / BELARUS / CHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабанин А.О.

Экономические и политические аспекты развития ЕАЭС. Статья посвящена проблемам внутри Союза, динамике развития отношений между странами-участницами и экономикам этих стран. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем различных направлений внутри Союза от экономических до социокультурных и политических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian economic Union: problems and prospects

The article is devoted to problems within the Union, the dynamics of development of relations between the participating countries and economies of these countries. The article discusses the ways and methods to solve problems of various areas within the Union from economic to social, cultural and political.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы»

Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы Eurasian economic Union: problems and prospects

Бабанин А. О.

Студент, Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, Москва artem240899@mail.ru

Babanin A. O.

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow artem240899@mail.ru

Аннотация.

Экономические и политические аспекты развития ЕАЭС. Статья посвящена проблемам внутри Союза, динамике развития отношений между странами-участницами и экономикам этих стран. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем различных направлений внутри Союза от экономических до социокультурных и политических.

Annotation.

The article is devoted to problems within the Union, the dynamics of development of relations between the participating countries and economies of these countries. The article discusses the ways and methods to solve problems of various areas within the Union from economic to social, cultural and political.

Ключевые слова: ЕАЭС, страны СНГ, развитие, Россия, Кыргызстан, Армения, капитал, Беларусь, Китай.

Key words: EAEC, CIS, development, Russia, Kyrgyzstan, Armenia, capital, Belarus, China.

Изначально Таможенный союз создавался как эффективный инструмент развития экономики стран-участниц путем смягчения правил торговли внутри Союза и введения таможенных льгот, но в настоящее время его наличие не приносит пользы и не способствует активизации внутрисоюзного сотрудничества. В последнее время стали активно возникать торговые ограничения и экономические барьеры, которые еще сильнее тормозят развитие отношений, связанных с производством продукции и экспортом сырья. Основным фактором, негативно сказывающемся на развитии торговли внутри союза, является политическое разногласие между странами и несправедливое распределение и поступление между участниками союза. Объективные исследования показывают, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз, так или иначе, выгоден его членам.

Чтобы разобраться в проблеме, необходимо рассмотреть эффективность функционирования Евразийского таможенного союза во всех сферах: экономической, социальной и политической, а также его проблемы и перспективы.

Важным фактором развития торговых отношений внутри союза является общественная поддержка евразийской интеграции. В целом отношение населения стран-членов союза к наличию этого самого союза можно оценить как позитивное, однако, согласно данным 2016 года количество людей, поддерживающих функционирование ЕАЭС, немного уменьшилось. Так, в России процентное содержание граждан выступающих за продолжение совместной деятельности пяти стран снизилось с 78 до 69%, в Армении с 56 до 46%, в Кыргызстане с

86 до 81%, в Казахстане с 80 до 74% и только в Беларуси этот показатель вырос с 60 до 63%, следовательно, вера людей в выгодное и эффективное сотрудничество падает. [1]

В большинстве стран материально обеспеченные слои населения в большей степени проявляют позитивное отношение к Союзу, нежели экономически слабые, следовательно, у ЕАЭС есть шанс на реабилитацию. В рамках опроса 2016 года большинство жителей стран-членов высказались положительно по вопросам введения единой валюты, разрешению свободного перемещения граждан внутри Союза, заключению соглашения о свободной торговле и инвестициях между ЕАЭС и ЕС и созданию общей телерадиовещательной компании. [3]

Векторы экономического притяжения стран, входящих в состав Союза, весьма разнообразны. Например, товары, произведенные в странах СНГ, пользуются наибольшей популярностью в Таджикистане (72% предпочтений), Казахстане (62% предпочтений) и Кыргызстане (56% предпочтений), и, согласно статистике 20152016 годов, в этих странах наблюдается резкий подъем интереса к товарам из стран региона СНГ. Тенденция к повышению привлекательности товаров из Евросоюза наблюдается во всех странах-членах ЕАЭС, кроме Таджикистана.[5] Особенно тяготеют к товарам, произведенным в ЕС, Россия и Беларусь по причине близкого географического положения к Европе и относительно простому транзиту товаров в обе стороны через границу и территорию Беларуси. В тоже время, предпочтения стран Союза по поводу развития собственных национальных рынков сильно разделились. Так, в России и Армении более трети жителей высказались за усиление развития собственного рынка товаров и услуг, в то время как в Таджикистане и Кыргызстане «за» высказались 3% и 8% соответственно. [2]

С недавнего времени, в Союзе наблюдаются проблемы с притоком иностранного капитала (спад произошел с 75 до 65%), что негативно сказывается на экономиках Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, которые напрямую зависят от иностранных инвестиций, в отличие от России и Беларуси, которые более всех склонны к «закрытости» экономики от иностранных капиталов. В настоящее время все члены Союза пытаются привлечь иностранные инвестиции из Германии, Китая и Японии, которые являются непосредственными союзниками ЕАЭС в сфере науки и техники, сотрудничество в рамках которой ранее было налажено только с Евросоюзом. [1]

Остро встают вопросы трудовой миграции и социокультурного притяжения, что тоже неблагоприятно сказывается на общем взаимодействии стран-членов. Причиной этого является слабое развитие транспортной сети сообщения между государствами в составе Союза, это же влечет за собой стагнацию в товарообороте внутри ЕАЭС, что в свою очередь губительно влияет на экономики таких стран как Армения и Кыргызстан.

Одним из важнейших ключевых факторов успешного развития является политическое притяжение, причем как стран внутри Евразийского экономического союза, так и самого Союза со странами СНГ, ЕС и партнерами (Япония, Китай, Молдова, Турция). За сотрудничество с ближайшим крупным интеграционным объединением (ЕС) высказались все страны без исключения (средний показатель составил 30%), причем этот показатель вырос за последние несколько лет за счет России и Беларуси. «Страны остального мира», среди которых особенно были выделены Китай, Турция и Молдова, в качестве дружественных в 2016 году чаще всего упоминались в России (49%) и Беларуси (31%). [3] Политическую ситуацию сильно осложнили украинский конфликт, который обострил отношения между Россией и ЕС и конфликт с Турцией, из-за чего к концу года показатели дружественности несколько снизились в России и Армении. Здесь также сыграли свою роль неудовлетворенность позицией России по поводу обострившегося в 2015-2016 годах армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. Внутри Союза показатели дружественности достаточно высоки. В Беларуси полное удовлетворение наличием ЕАЭС и странами-коллегами высказали 65% граждан, в России (55%), в Казахстане (51%) и в Армении (35%) [1], из чего можно сделать вывод, что большинство стран удовлетворены политическим климатов внутри Союза, следовательно, есть повод для развития торговых и экономических отношения, которые в данный момент оставляют желать лучшего.

■ 2013 ■ 2016 ■ 2015 ■ 2016

Армении Беларусь Груз*«

!00 ; 100

Рис.1.

Какие государства страны-участницы ЕАЭС считают дружественными.

Как видно из Рис.1. Россию считают дружественной все страны-участницы ЕАЭС, но, к сожалению, страны, граничащие с Союзом, такие как Грузия и Украина не принимают наше государство в качестве партнера. Также, многие страны хотят видеть Казахстан дружественным государствам, к таковым относятся Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан и Россия. При этом следует отметить, что среди стран ЕАЭС нет таких, которые отдавали бы предпочтение дружественности странам, не входящим в Союз.

Еще одним важным фактором интеграционного развития является экономическое притяжение. Привлекательность какой-либо страны с экономической точки зрения является мощным стимулом общественной поддержки интеграции и сотрудничества с ней. Одной из острых проблем внутри союза является отсутствие разделения труда между странами-участницами и зависимость этих стран от продуктов, произведенных все союза. Например, Россия и Беларусь предпочитают покупать товары у ЕС, нежели у Казахстана, Армения выбирает своими партнерами Турцию и Азербайджан, а не Киргизию, и так далее. Из-за этого внутрисоюзный капитал не вращается внутри ЕАЭС, а выходит за его пределы и устремляется в другие страны. Такое явление происходит по ряду причин. Первое - это растущее недоверие к качеству продукции, производимой на территории Союза. Отсутствие единых санитарных норм и норм производства также отталкивает экономики стран-членов друг от друга. В Кыргызстане наблюдается резкий подъем интереса к приобретению товаров из стран региона СНГ (по сравнению с 2015 годом рост на 22 п.п.- с 34 до 56%).[6] Тенденция к повышению привлекательности товаров из Евросоюза наблюдается во всех странах-участницах, кроме Таджикистана. К сожалению, параллельно с ростом популярности приобретения товаров из стран, находящихся по соседству с ЕАЭС, в некоторых странах Союза возрастает тенденция развития собственного национального рынка, которая влечет за собой закрытие этих стран к сотрудничеству с партнерами. Лидируют среди стран, ориентированных на развитие собственного производства, Россия и Армения.

■ 2012 ■ 2013 »2014 ■ 2015 н2016

АфнсгнЯ Беларусь Ггу-ауЛ

■---~ Би^к Р-'У' ^ Ггриягшк ..... ' ^ о^ани ЕЕ ВинйЕ^пм

Рис. 2.

Предпочтения стран-участниц ЕАЭС в покупках товаров у других стран Согласно Рис.2. основным поставщиком товаров для всех указанных стран является Россия, которая в свою очередь предпочитает закупать товары со стороны у ЕС и Японии. Вторым по важности торговым партнером для стран-членов ЕАЭС и граничащих с Союзом стран является Германия, с ней сотрудничают Беларусь, Грузия, Армения и Украина. Активность в торговле с Казахстаном, Кыргызстаном или Таджикистаном не проявило ни одно государство, следовательно, активные торговые отношения внутри союза отсутствуют.

Залогом успешного функционирования любого объединения стран является вложение в этот интеграционный союз иностранного капитала. Приток капитала со стороны, приход компаний и инвесторов на внутренний рынок способствуют экономическому развитию стран через создание рабочих мест, производство товаров и услуг. Около половины жителей стран-членов ЕАЭС на 2016 год одобряют приток иностранных инвестиций и приход на их рынок компаний из географически близких регионов (страны СНГ, ЕС, страны востока). Наиболее желательными за последние два года стали инвестиции из Евросоюза (данный вектор экономического развития поддержали 57% населения), а вот приток капитала со стороны стран СНГ, наоборот, потерял свою популярность. Среди динамических изменений необходимо отметить почти двукратный рост интереса к притоку иностранного капитала в Таджикистане (увеличилось с 23 до 45%) и Кыргызстане (с 42 до 56%).[6] Одновременная ориентация на три блока - «СНГ» - «Евросоюз» - «Другие страны», - потенциально открытых к интеграции бизнеса, наблюдается в Армении и Беларуси, Россия же в свою очередь одобряет приток капитала из ЕС и стран Востока (Китай, Япония). За последние два года самыми крупными инвесторами ЕАЭС стали Россия, Германия, Китай и Япония, чьи инвестиции единогласно поддерживаются всеми странами-участницами Союза.[4]

Открытыми остаются также вопросы в сфере сотрудничества в области науки и техники и сфере развития трудовой иммиграции внутри Союза. Очень интересными оказались результаты исследования предпочтений стран-

членов сотрудничать с другими странами. Например, со странами ЕС желает сотрудничать только 40% жителей стран в составе ЕАЭС, в то время как со странами «остального мира» эта цифра достигает 54%.[1] Примерно 44% опрошенных считают, что Союзу пойдет на пользу взаимодействие со странами СНГ [3], особенную готовность к совместному освоению новых технологий высказал Таджикистан, при этом не получив поддержки со стороны других стран. Из значимых динамических изменений стоит отметить падение интереса к сотрудничеству со странами СНГ в Беларуси, Кыргызстане и Молдове, причем в настоящее время все эти страны готовы активно сотрудничать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия более всего заинтересована в проведении научных исследований совместно с Таджикистаном, Беларусью, Китаем и Японией, причем основной сферой деятельности должно стать развитие сельскохозяйственной и металлургической отраслей.

Рис.3.

Предпочтения стран в составе ЕАЭС касательно сотрудничества в сфере науки и техники.

Активное развитие приобрела иммиграция внутри Союза. Люди из более бедных стран меняют место жительства и устремляются в Россию, Таджикистан и соседние страны в поисках лучшей жизни.

Готовность принимать в своей стране иммигрантов зависит от многих факторов (общность национальности, культурно-историческая общность, уровень развития принимающих стран и т.д.), которые требуют отдельного рассмотрения. Согласно статистике, в большинстве стран ЕАЭС к притоку иммигрантов относятся положительно, причем в большинстве случаев страны предпочитают принимать людей из стран, входящих в состав Союза, но сами граждане предпочитают иммигрировать в ЕС и страны востока.[2] Наиболее лояльны к иммигрантам из стран постсоветского пространства Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан. Кроме того, более трети населения Беларуси положительно относятся к приезду студентов, рабочих и специалистов из стран СНГ. Многие страны как ЕАЭС, так и ЕС и стран востока считают Россию желательным «донором» специалистов и рабочих. К сожалению, в свете последних событий поток иммигрантов из стран-участниц Евразийского союза в ЕС

и США сильно уменьшился, что сильно сказалось на взаимодействии ЕАЭС с другими интеграционными объединениями.

Помимо трудовой иммиграции, в настоящее время очень выросла популярность долгосрочной иммиграции. Как правило, намерения населения сменить место жительства служат индикатором целого спектра проблем в покидаемой стране, поэтому они традиционно являются важной характеристикой общественных настроений. Основным направлением для иммигрантов из России, Беларуси, Украины и Грузии является Европейский союз, а для граждан стран Средней Азии это Россия. Страны СНГ и среднеазиатские страны не пользуются популярностью у людей, желающих сменить место жительства. Везде, кроме Молдовы, Армении и Таджикистана, доля населения, не намеренного менять место жительства, не превышает 60%, особенно высокие показатели «автономизма» зафиксированы в России и Грузии.[1] В целом, на постсоветском пространстве самой популярной страной для эмиграции остается Россия, кроме того, среди территорий, где наиболее высок показатель потенциальной эмиграции, можно отметить Молдову, Казахстан и Кыргызстан. Часть населения Беларуси (8%) и Украины (11%) ориентирована на Эмиграцию в ЕС, а также в США.[3]

Интересным фактором взаимодействия и интеграции между странами внутри Союза и соседними странами является социокультурное притяжение, которое состоит из познавательного интереса к другим странам, личной коммуникации с представителями других стран, личного опыта посещения других стран, привлекательности сферы образования, туристического интереса, а также интересу к художественному творчеству и культурной продукции других стран. В пределах постсоветского пространства наиболее «интересной» страной является Россия, в культурном сотрудничестве со странами СНГ активность проявляет только Таджикистан, но основной вектор туристического и культурного направления указывает, конечно, на Запад. Жители некоторых государств, таких как Армения и Беларусь демонстрируют повышенную «самостоятельность», то есть говорят, что им не интересна история или культура других стран. Большая часть культурной интеграции приходится на образовательные программы обмена студентами, которые активно практикуются как между странами-участницами ЕАЭС, так и между Союзом и другими странами (Германия, Франция, США).

Рис.4. Наиболее желаемые для получения образования страны.

Иммиграция с целью получения образования была всегда самой популярной во всем мире, однако внутри ЕАЭС за образованием едут только в Россию, а самыми популярными для студентов странами являются Великобритания, Германия, США и Франция. По этой причине попытки сотрудничества с целью образования между странами-участницами тоже не принесли успехов.

Таким образом, Евразийский экономический союз на данном этапе не является эффективно функционирующим объединением, но у него есть все предпосылки, для дальнейшего развития и взаимодействия с соседними странами и союзами. Подлежат реорганизации торговые отношения между странами ЕАЭС, так как в настоящий момент они оставляют желать лучшего. Почти все страны-участницы предпочитают торговать с соседними странами такими как Китай, Германия и Япония. Застой наблюдается и в сотрудничестве в сфере науки и техники, которое в этой области внутри Союза почти не ведется, а уходит за его пределы. Интеграционная политика в сфере образования также не функционирует в полную силу, что может негативно сказаться на отношениях между странами в будущем. Согласно прогнозам, при проведении правильной интеграционной и экономической политик, а также создании единой правовой базы и укреплении социокультурных связей, в течение 5-7 лет ЕАЭС будет продуктивно работать и встанет на уровень крупнейших мировых интеграционных объединений.

Список используемой литературы:

1. Интеграционный барометр ЕАБР-2016 [Электронный ресурс]: Пятая волна измерений. Режим доступа: http://www.eabr.org/general/upload/EDB Centre 2016 Report 40 1 EDB Integration Barometer RUS.pdf -12.02.2017 [1]

2. Экономика и жизнь - аналитический сайт [Электронный ресурс]: Таможенный союз ЕАЭС -Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/329659 - 12.02.2017 [2]

3. Dialog - интернет-издание [Электронный ресурс]: Богатые склонны к ЕАЭС - Режим доступа: http://www.dialog.kz/articles/ekonomika/2016-11-14/bogatoe-naselenie-bolee-blagosklonno-k-eaes - 12.02.2017 [3]

4. Sputnik - новостной сайт [Электронный ресурс]: Позиции ЕАЭС на мировой арене - Режим доступа: http://ru.sputnik-tj.com/world/20161107/1021030942.html- 12.02.2017 [4]

5. Интеграционный барометр ЕАБР-2016 [Печатный ресурс]: Пятая волна измерений. Санкт-Петербург, 2016 [5]

6. Евразийский экономический банк [Электронный ресурс]: Интеграционный барометр ЕАБР -2016 -Режим доступа: http://www.eabr.org- 12.02.2017 [6]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.