а
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Особый интерес участников дискуссии в Казани вызывала ситуация, связанная с геополитическим выбором Украины, представители которой участвовали в заседаниях форума и непосредственно, и в режиме телемоста. Этим вопросам посвящена статья уполномоченного Кабинета Министров Украины по связям с РФ и другими странами СНГ В.И. Мунтияна.
В связи с решением Киргизии и Армении, в ноябре 2013 года вопросы разработки «дорожных карт» по участию этих республик в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России обсуждались в Бишкеке и Ереване на совместных заседаниях Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками с профильными комитетами парламентов Киргизии и Армении. Вопросы углубления взаимосвязи других стран СНГ с Таможенным союзом вызывают все больший интерес. 4 декабря 2013 года в Харькове по инициативе общественного движения «Украинский выбор» прошел «круглый стол», посвященный рассмотрению последствий предполагаемого тогда подписания соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Как известно, руководство Украины прислушалось к мнению объективных экспертов, и это соглашение не было подписано. Однако, Кабинет Министров Украины подтверждает при определенных условиях готовность подписать это соглашение. Поэтому мы публикуем
статью лидера общественного движения «Украинский выбор» В.В. Медведчука, подготовленную на основе его доклада на «круглом столе» в Харькове, а также статью М.И. Кротова.
17 декабря 2013 года в Москве под руководством президентов Российской Федерации и Украины прошло шестое заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии. В ходе этого заседания был утвержден план действий по урегулированию торговых ограничений между Российской Федерацией и Украиной в 2013-2014 гг. Приняты меры по активизации сотрудничества двух стран в высокотехнологичных отраслях экономики, оказана без каких-либо политических условий существенная финансовая помощь Украине. Все это, безусловно, будет способствовать и развитию сотрудничества Украины с другими странами Таможенного союза. Этому, несомненно, будет содействовать и участие украинских парламентариев, ученых и бизнесменов в заседаниях Международного форума «Евразийская экономическая перспектива».
Статьи, подготовленные на основе материалов «круглых столов», прошедших в Минске, Казани и Харькове, публикуются с учетом авторской правки. В следующих номерах журнала мы продолжим публикацию выступлений участников Международного форума «Евразийская экономическая перспектива», других общественных площадок, сторонников Евразийской интеграции, запланированных на 2014 год.
МИНСКОЕ ЗАСЕДАНИЕ ФОРУМА
(12.06.2013 г.)
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
С.Е. Нарышкин,
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
доктор экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются очередные задачи по созданию Евразийского экономического союза, роль Евразийской экономической комиссии, как наднационального органа регулирования интеграционных процессов, отмечается позитивный опыт Союзного государства России и Беларуси, важность расширения сфер сотрудничества государств Таможенного союза, обосновывается положение о том, что европейская интеграция в исторической перспективе станет частью евразийской интеграции.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, Евразийская экономическая комиссия, евразийская интеграция
ББК У9(2)80,3
Уважаемые участники «круглого стола»! Дорогие друзья! Я хотел бы, прежде всего, поблагодарить наших белорусских коллег за радушный прием, за гостеприимство, за создание очень комфортных условий для проведения нашего «круглого стола», для нашей с вами дискуссии.
Наша встреча проходит через две недели после завершения работы заседания Евразийского экономического совета, который проходил в Астане и на котором президенты Беларуси, Казахстана и России с участием лидеров Киргизии и Украины, обсудили самый широкий круг вопросов, решение которых крайне важно, крайне необходимо для приближения к общей цели — созданию с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. И свой вклад в строительство Евразийского экономического союза, конечно, смогут внести и предпринимательское, и научное сообщес-
тва, эксперты наших стран, творческие круги, представители гражданского общества, ну, и конечно же парламентарии.
Надеюсь, что этому будет способствовать и наша с вами работа в рамках Международного форума «Евразийская экономическая перспектива». Напомню, что впервые форум прошел несколько месяцев назад, а если быть точнее — в апреле в Санкт-Петербурге, по нашей совместной инициативе, поддержанной парламентариями стран Содружества Независимых государств. И, оказавшись такой хорошей площадкой для открытых и независимых дискуссий по актуальным проблемам экономической интеграции, он теперь становится регулярным, а под его эгидой в разных странах Содружества могут проходить конференции, семинары, круглые столы и другие обсуждения с участием экспертов из стран нашего Содружества.
8
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
а
Тем самым формируется международная общественная платформа сторонников Евразийской интеграции.
Сегодня эстафету дискуссий по евразийскому строительству принял гостеприимный Минск, за что я хотел бы еще раз высказать искреннюю благодарность нашим хозяевам — депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Они прекрасно организовали сегодняшнюю встречу здесь, в стенах белорусского Парламента и Правительства Беларуси.
Но прежде чем мы начнем дискуссию, хотел бы выделить ряд наиболее важных, на мой взгляд, проблем.
Первое, считаю, что нам необходимо организовать мониторинг как выполненных, так и невыполненных задач по формированию экономических свобод в сферах передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также в других смежных областях в рамках единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
Интеграция наших стран позволила в прошлом году обеспечить прирост валового внутреннего продукта в условиях его снижения в большинстве стран Европейского союза. При этом рост взаимной торговли в три раза опередил рост внешней торговли. Вместе с тем в начале этого года мы наблюдали снижение взаимной торговли из-за сокращения поставок нефтепродуктов.
Думаю, дело не только в кризисных явлениях мировой экономики. Мы во многом исчерпали резервы, заложенные в создании общего рынка товаров. При этом возможности общего рынка услуг и капиталов задействованы пока в малой степени.
Конечно, хотелось бы услышать и мнение присутствующих, ваши оценки, чем вы объясняете эти факты, эти цифры.
Второе, на что хотел бы обратить внимание. Объединение наших стран не может носить узко экономический характер. Для повышения эффективности будущего Евразийского экономического союза важно расширить сферы взаимодействия трех государств за счет гуманитарного, информационного, культурного, научно-технического сотрудничества, а также в сферах экологии и образования.
В этом плане важно учесть опыт Союзного государства России и Беларуси, где, в частности, отсутствует внутренний пограничный контроль и много внимания уделяется сотрудничеству в социальной сфере. В рамках Евразийского союза также должны быть обеспечены равные права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания, трудоустройства и получения образовательных, медицинских и иных социальных услуг.
Всё это долгие годы нами нарабатывалось и применялось, благодаря чему Союзное государство России и Беларуси объективно стало лидером процессов евразийской интеграции.
Но, работая над созданием Евразийского экономического союза, мы обязаны учитывать не только его успехи, но и ошибки, чтобы избежать их повторения.
Третье. Несколько слов о проблемах институционального характера. Практика подтвердила правильность создания Евразийской экономической комиссии как уникального наднационального регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. В Совете и Коллегии этой комиссии на равных представлены три наших государства, что позволяет полностью учитывать суверенные интересы каждого из них, причем, Высший Евразийский экономический совет в составе президентов трех государств непосредственно координирует деятельность
этого важнейшего исполнительного органа евразийской интеграции.
Поэтому, работая над Договором о Евразийском экономическом союзе, нам следует учитывать уже показавшую себя рациональность такого механизма и не вводить каких-либо дополнительных функциональных звеньев.
Четвертое. С 2015 года парламентские и судебные органы ЕврАзЭС могут быть преобразованы в соответствующие институты Евразийского экономического союза. Это потребует корректировки их нормативно-правовой базы, в том числе с учетом межпарламентских дискуссий и в целях реализации принципов как преемственности, так и развития.
Пока, позитивно оценивая роль Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, мы должны признать, что основная нагрузка по гармонизации и унификации национальных законодательств ложится все же на национальные парламенты. Поэтому мы придаем особое значение взаимодействию парламентариев и Евразийской экономической комиссии.
Евразийский проект открыт для других стран. На Саммите в Астане президенты одобрили меморандумы об углублении взаимодействия Евразийской экономической комиссии с Киргизской Республикой и Украиной, которые затем были подписаны в Минске.
Если Киргизия определилась и хочет быть членом Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза, то Украина пока намерена стать лишь наблюдателем. Однако Россию, Беларусь и Казахстан с Украиной связывает гораздо больше, чем просто взаимные экономические интересы. И убежден, что от полноценного участия Украины в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, безусловно, выиграли бы народы всех наших государств.
Отмечу, что по инициативе видных государственных и общественных деятелей Украины под эгидой Государственной Думы России и Верховной Рады Украины 25 июня в Москве состоится конференция, посвященная российско-украинским отношениям, где наряду с другими вопросами, конечно, будет затронута и интеграционная тематика.
Добавлю, что противники расширения Евразийского экономического союза, а такие, к сожалению, есть, постоянно противопоставляют европейскую интеграцию евразийской. Считаю, и не раз это уже подчеркивал, что европейская интеграция, в исторической перспективе является составной частью евразийской, как и сама Европа является частью Евразийского континента, не говоря уже о том, что наши страны изначально стремятся к гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском союзах, к созданию в будущем общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. То есть, как образно отметил Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, мы видим процесс интеграции интеграций.
Сегодня на наших глазах формируется полицентрическая международная система. Историческое доминирование Запада ослабевает, а влияние Востока, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона растет. И уже в силу своего геополитического положения Евразийский союз может сыграть здесь ключевую роль — стать по сути сцепкой между европейским и азиатским регионами экономического развития.
Однако для этого предстоит еще очень многое сделать и прежде всего сплотить широкие общественные силы для решения интеграционных задач. Надеюсь, что и наш круглый стол этому будет способствовать.
9