Научная статья на тему 'Эволюция зарубежной практики противодействия преступности'

Эволюция зарубежной практики противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
меры борьбы государства и общества с преступностью / причины преступлений / уголовное наказание / традиционная национальная религия / общественная нравственность / обычаи / measures of state and society to combat crime / causes of crime / criminal punishment / traditional national religion / public morals / customs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джахбаров Ю. А.

Цель: исследование особенностей формирования и развития методов и способов борьбы западных государств с преступностью. Методы и методология: использованы общенаучные методы исследования (ретроспективный анализ, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический). Результаты: представлен исторический обзор концепций и теорий криминологии. Описаны различные стратегии борьбы с преступными явлениями древних и средневековых государств. Выявлена зависимость инструментов борьбы государства и общества с преступностью от традиционной национальной религии, общественной нравственности, обычаев, господствующего политического и экономического уклада и уровня научно-технического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF FOREIGN PRACTICE OF CRIME COMBATTING

Purpose: to study specific features of formation and development of the Western countries’ methods and ways of crime combatting. Methods and methodology: general scientific research methods (retrospective analysis, comparative legal, formal-logical, sociological) are used. Results: historical overview of the concepts and theories of criminology is provided. Various strategies to combat criminal phenomena of ancient and medieval states are described. The research reveals the dependence of crime combatting tools of the state and society on the traditional national religion, public morals, customs, dominating political and economic system and the level of scientific and technical development.

Текст научной работы на тему «Эволюция зарубежной практики противодействия преступности»

© Джахбаров Ю.А, 2015

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Джахбаров Ю.А.

кандидат юридических наук, председатель Дагестанской специализированной коллегии адвокатов, вице-президент, Адвокатская палата Республики Дагестан (Россия), 367000, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала пр.Расула Гамзатова, д. 15, mushkam@inbox.ru

УДК 343.9

ББК 67.515

Цель: исследование особенностей формирования и развития методов и способов борьбы западных государств с преступностью.

Методы и методология: использованы общенаучные методы исследования (ретроспективный анализ, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический).

Результаты: представлен исторический обзор концепций и теорий криминологии. Описаны различные стратегии борьбы с преступными явлениями древних и средневековых государств. Выявлена зависимость инструментов борьбы государства и общества с преступностью от традиционной национальной религии, общественной нравственности, обычаев, господствующего политического и экономического уклада и уровня научнотехнического развития.

Ключевые слова: меры борьбы государства и общества с преступностью, причины преступлений, уголовное наказание, традиционная национальная религия, общественная нравственность, обычаи.

EVOLUTION OF FOREIGN PRACTICE OF CRIME COMBATTING Dzhakhbarov Yu.A.

Candidate of Sciences (Law), Chairman of the Dagestan Specialized Bar Association, Vice President,

Chamber of Lawyers of the Republic of Dagestan (Russia), 15 Rasula Gamzatova pr., Makhachkala,

Republic of Dagestan, Russia, 367000, mushkam@inbox.ru

Purpose: to study specific features of formation and development of the Western countries’ methods and ways of crime combatting.

Methods and methodology: general scientific research methods (retrospective analysis, comparative legal, formal-logical, sociological) are used.

Results: historical overview of the concepts and theories of criminology is provided. Various strategies to combat criminal phenomena of ancient and medieval states are described. The research reveals the dependence of crime combatting tools of the state and society on the traditional national religion, public morals, customs, dominating political and economic system and the level of scientific and technical development.

Key words: measures of state and society to combat crime, causes of crime, criminal punishment, traditional national religion, public morals, customs.

156

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

История борьбы с преступлениями в разных государствах берёт своё начало испокон веков. Она показывает нам, что положительный опыт борьбы с преступлениями был всегда обусловлен в разных народах и в разные периоды времени определёнными теоретическими идеями и традициями [1]. В зависимости от своих религиозных, философскомировоззренческих и политических установок в различные периоды развития человечества выдающиеся мыслители разных народов считали главными причинами совершения преступлений передающийся из поколения в поколение «первородный грех» или испорченность человеческой природы. Другие исследователи считали основной причиной совершения преступлений изначальную наследственно-психологическую склонность

некоторых людей из корыстных и низменных иных побуждений совершать противоправные и общественно опасные поступки.

Некоторые известные древние и средневековые мыслители (например, Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ч. Беккария, Дж. Локк и другие) полагали, что причинами совершения преступления являются порча и болезнь души или нарушение душевного покоя и гармонии конкретных людей, их безмерное желание и стремление к материальному богатству и власти, затмевающие их разум различные страсти и испорченные нравы, которые порождают озлобленность и нищету одних и горделивую праздность других людей, несправедливую организацию общественных и государственнополитических отношений и устоев. Исходя из этих мировоззренческих предпосылок, они считали главной задачей истинной юриспруденции, законодательства и правосудия предупреждение совершения разного рода преступлений, своевременное и справедливое наказание правонарушителей и преступников [2].

Ряд западноевропейских мыслителей считали причиной совершения преступлений неблагоприятные условия жизни людей и социальную несправедливость, в частности, разделение общества на классы собственников-эксплуататоров и обездоленных нищих людей. В царской России некоторые видные писатели и общественные деятели считали главной причиной социальной несправедливости и обусловленных ею многоразличных преступлений «крепостное право» и угнетение широких масс порабощённых людей своими ведущими паразитический образ жизни господами: дворянами, помещиками, церковными иерархами, государственными чиновниками и т.д.

Предлагая свои духовно-нравственные методы борьбы с преступлениями, великие отцы и учителя церкви полагали, что грех и проистекающее из него зло преступления прежде всего являются актами отрицания

бытия Бога, преступлением Его слова и неизменных заповедей. Вот, что писал о первопричине совершения преступления - «первородном грехе» - один из отцов и учителей церкви святой Августин: «Так как средство этого преступления состоит в правосудном наказании, то от древа того, к которому человек прикоснулся вопреки запрету, явилось познание добра и зла; потому что, впав в свой грех и терпя за него наказание, душа учится, какое различие существует между заповедью, которая она не захотела сохранить, и грехом, который она совершила; и таким образом, с одной стороны, по опыту знакомится со злом, которого она не знала, остерегаясь его, а с другой, через сравнение со злом сильнее начинает любить добро» [3]. Если изначально невинному первочеловеку Адаму не был бы известен один-единственный запрет Бога - воздержаться и не вкушать плода дерева, растущего посреди райского сада, то деяние его не вменялось бы ему в вину в качестве греха и преступления.

Концепции «первородного греха»

придерживался также великий немецкий учёный и философ Гегель, который писал: «Посредством совершенного Адамом первородного греха стал человек от природы греховен; он должен снять свою природность и стать духом. Если же человек остается в природности своей воли, то это уже не первородный грех, а воля человека пребывать во грехе» [4]. Потому грех и преступление есть лишь следствие своевольно испорченной человеческой природы и судьбы человека, порабощенного душераздирающими низменными страстями, сатанинской гордостью и похотливыми влечениями, а не следствие свободной и ответственной воли достойного своего Создателя существа, имеющего свое высокое достоинство, призвание и назначение. Для того чтобы не совершать больше преступлений, человек должен осознать своё достоинство и вести себя всегда и везде достойно.

Научные методы борьбы с преступлениями разрабатывались также представителями так называемой антропологической школы [5]. Во Франции её представлял, например, известный френолог Ф. Галль, в Италии психиатр Ч. Ламброзо. В многолетних своих криминологических исследованиях они утверждали, что преступные свойства и наклонности человека в основном передаются генетически, по наследству, хотя и формируются в социальной среде. В наше время их взглядов, хотя и с некоторыми оговорками, придерживаются американские психологи Бартол К., Блэкборн Р., Д. Шэффер и Д. Майерс, которые рассматривают детерминанты поведения человека, как в генетическом, так и в социальном измерениях [6,

7]. По мнению одного из последователей Ч.Ломброзо Д.А. Дриля, преступность возникает обыкновенно на почве болезненной порочности, которая передаётся

157

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

далее путём унаследования различных дефектов [8]. Поэтому наиболее оптимальным методом борьбы с преступниками они считали медицинское их лечение и исцеление, а также благоприятное изменение их жизненной обстановки и социальной среды [9]. Тем самым они в своих подходах к решению проблемы борьбы с преступностью приближались к взглядам представителей социологической школы правоведов-криминологов.

Социологическую школу криминологии представляли главным образом бельгийский математик А.Кетле, французские и немецкие криминологи А. Лакассань, Э. Дюркгейм, Г. Тард и Г. Манхейм, которые считали преступность не только и не столько биологическим явлением, сколько социальным явлением. Из этого они делали вывод о том, что каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает [10].

В России подобных взглядов придерживались, например, известный русский правовед и криминолог Н.С. Таганцев, который писал: «Жизнь всех народов свидетельствует нам, что всегда и везде совершались и совершаются деяния, по разным основаниям не столько признаваемые, но и вызывающие известные меры общества или государства, направленные против лиц, их учинивших, - деяния, признаваемые преступными; что всегда и везде существовали лица, более или менее упорно не подчинившиеся требованиям правового порядка, велениям власти, его охраняющей» [11]. В связи с этим наиболее оптимальным средством борьбы с преступностью он, наряду с нравственным воспитанием и просвещением людей, считал также существенное улучшение их социально-бытовых условий жизни. Другие русские считали, что большинство преступлений совершаются не столько от географических, климатических и иных явлений, сколько от дурного воспитания, политического неустройства жизни общества, несправедливых социальных отношений, которые духовно и нравственно развращают людей и порождают в них праздность, злобу, зависть, лицемерие, своекорыстность и властолюбие [12]. Для борьбы с преступностью они предлагали всё больше и больше заниматься нравственным и правовым просвещением людей, а также искоренять те несправедливые условия социальной жизни, которые вызывают у них подобные мотивы для совершения тех или иных преступлений

[13].

Один из ярких представителей социологического направления развития криминологии итальянский исследователь Э. Ферри в 1896 году полагал, что причины преступности содержат в себе много параметров, и они носят как антропологический, расовый, генетический, природно-климатический,

так и нравственно-психологический, социальноэкономический, политический и т.д. Следовательно, и стратегии борьбы с преступностью должны разрабатываться на основе такого множества криминогенных факторов [13].

Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел причинысовершения преступлений в разрушении традиционных социальных связей, которые приводят к состоянию социальной аномии, безразличия людей к требованиям религиозных и моральных заповедей, принципов и норм права, обычаев и т.п. [14]. Поэтому для успешной борьбы с преступностью он предлагал постепенное восстановление сложившихся в обществе традиционных связей и справедливых социальных отношений.

Американский социолог права Р.Мертон

усматривал причины совершения многих преступлений в том, что из-за отсутствия правомерных возможностей людей добиваться поставленных обществом целей (например, быть известным и знаменитым, богатым и влиятельным) люди начинают фрустрировать, т.е. впадать в чувства неверия, уныния, разочарования, отчаяния и безысходности. По этой причине эти люди либо, нарушая закон, добиваются этих социальных установок, либо становятся алкоголиками,

наркоманами и самоубийцами [1]. Очевидно, что в отличие от духовно-нравственных пастырей и иных стратегов борьбы с преступностью представители социологической школы не в полной мере учитывали тот неопровержимый факт, что многие преступления совершаются не только по причине личной социальнобытовой неустроенности и бедности некоторых людей, но также и из-за отсутствия в самых социально продвинутых, материально обеспеченных и успешных людях чувства истинной веры, видения жизненной перспективы, лучшей надежды и любви, которые вытеснены чувством зависти, вражды, своекорыстии, эгоизма, нравственной невоспитанности и душевной испорченности и опустошения [15].

Американский исследователь Э. Сатерленд и французский криминолог Г. Тард считали, что стратегии борьбы с преступностью должны строиться, исходя из выявления всей совокупности причин и условий совершения отдельных видов преступлений. Например, они видели некоторые такие причины в стремлении большинства людей подражать тем, кого они считают выше себя или своими кумирами, которым свойствен преступный образ жизни, мышления и поведения [1].

Поэтому действенная борьба с преступлениями должна, прежде всего, начинаться с борьбы с теми авторитетами общества, поведение которых имеет самое большее негативное влияние на поведение остальных членов общества.

158

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

Литература:

1. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.,

1997.

2. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология. Курс лекций. / К.Р. Абызов, В.Г. Гриб, И.С. Ильин. М., 2010.

3. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск,1999.

4. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.

5. Решетников Ф.М. Классическая школа и антрополого-социологическое направление. М., 1985.

6. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб, 2004.

7. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб, 2004.

8. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.

9. Дриль Д.А. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. М., 1912. (2006).

10. Криминология /Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Норма. 2010.

11. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1. СПб., 1902.

12. Остроумов С.С. Преступность и её причины в дореволюционной России. М., 1960.

13. Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории уголовного права России. Ярославль, 1909.

14. Боронбеков С. Современные уголовно-правовые системы и школы. Рязань, 1994.

15. Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1988.

References:

1. Inshakov S.M. Foreign criminology. M., 1997.

2. Abyzov K.R., Grib V.G., Ilyin I.S. Criminology. Lectures. / K.R. Abyzov, VG.Grib, I.S. Ilyin. M., 2010.

3. St. Augustine. On the true religion. Theological treatise. Minsk, 1999.

4. Hegel G.W. Philosophy of law. M., 1990.

5. Reshetnikov F.M. Classical school and anthropological-sociological direction. M., 1985.

6. Bartol C. Criminal behavior: a psychological approach. Spb., 2004.

7. Blackburn R. The psychology of criminal conduct. Spb., 2004.

8. Shaffer D. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. Spb., 2003.

9. Dril D.A. Theory of criminality and measures to combat it. М., 1912. (2006).

10. Criminology / Ed. by V.N. Kudryavtsev, V.E. Eminov. M.: Norma. 2010.

11. Tagantsev N.S. Russian criminal law. Lectures. General part. V.1. SPb., 1902.

12. Ostroumov S.S. Crime and its causes in pre-revolutionary Russia. M., 1960.

13. Feldstein G.S. Main trends in the history of criminal law of Russia. Yaroslavl, 1909.

14. Boronbekov S. Contemporary criminal-legal systems and schools. Ryazan, 1994.

15. Fletcher J., Naumov A.V. Basic concepts of modern criminal law. М., 1988.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.