эволюция взглядов на сущность и функции предпринимательской деятельности: от возникновения до наших дней
О. И. ОПАЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Московский государственный областной университет
В статье представлено развитие взглядов экономистов различных течений на сущность и функции предпринимательской деятельности, которые менялись вместе с развитием и усложнением экономики.
Ключевые слова: предпринимательская способность, прибыль, инновации.
Современную экономику многие исследователи определяют как неоэкономику [6].
Понятие «неоэкономика» многогранно. Отмечается, что к важнейшим явлениям современности относится появление в экономических процессах нового (интеллектуального) фактора, который выступает в качестве самостоятельного элемента в процессе формирования богатства (стоимости). Исследуя суть происходящих перемен и наблюдая за трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, исследователи указывают, что идет процесс глобализации — расшатывания сложившихся национально-хозяйственных комплексов и формирования на отдельных участках (особенно на финансовом) глобального рынка [6, с. 29, 30].
Анализируя важнейшие основы новой экономики, исследователи выделяют ее финансовую составляющую. Международная финансовая экономика, будучи продуктом существенных сдвигов («финансовой революции»), происходящих в мировой экономике с 1960-х гг., способствовала появлению новой экономики, одновременно испытывая на себе ее влияние [6, с. 57].
Как представляется, эти три составляющие не раскрывают в полном объеме понятия «новая экономика», но очерчивает ее основные контуры.
В настоящее время новая экономика существует рядом со старой, взаимодействует с ней. Как
традиционная, так и новая экономика состоят из предприятий, фирм, которыми владеют и управляют предприниматели. Предпринимательство, несомненно, испытывает на себе влияние новой экономики, которая «гасит» в предпринимателе одни качества и развивает другие. В экономическую теорию понятие «предприниматель» ввел в XVIII в. Р. Кантильон. У него предприниматель обозначен как человек, покупающий средства производства по известной цене, рассчитывающий произвести при их применении товары и продать их по неизвестной пока, но более высокой в сравнении с затратами, цене. В представлении Р. Кантильона предприниматель действует в условиях неопределенности, несет риск. К предпринимателям он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров (цена на их продукт заранее неизвестна, так как зависит от урожая), а также разбойников, нищих, и прочих лиц с неопределенным заработком. Люди, получающие фиксированное жалованье (генерал, слуга или придворный) не являются предпринимателями.
Следующий этап анализа сущности предпринимательской функции связан с именем И. Тюнена, который определял прибыль предпринимателя как остаточный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Страховой взнос рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. По И. Тюнену, доход предпринимателя связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться. И такого риска в деятельности предпринимателя всегда достаточно, поскольку он является «изобретателем и исследова-
финансы и кредит
69
телем в своей области». Таким образом, И. Тюнен отмечал, что предприниматель объединяет в своей деятельности как функцию несения риска, так и функцию реализации нововведений.
Представитель английской классической школы А. Смит верил, что каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности этих либеральных убеждений служили для А. Смита законы рынка: «Не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» [3]. Обобщая эту мысль, А. Смит писал, что человек, преследующий свои интересы, «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Это смысл знаменитого образа «невидимой руки», направляющей человека «к цели, которая совсем не входила в его намерения» [4, с. 32]. Идея «невидимой руки» стала обобщенным выражением мысли о том, что вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено.
Большой вклад в развитие теорий предпринимательства внес французский экономист Ж. Б. Сей. Главную функцию предпринимателя он видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Ж. Б. Сей явно не подчеркивал его значение. Величина факторных доходов, согласно Ж. Б. Сею, определяется законами спроса и предложения. В частности, существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Более подробно Ж. Б. Сей описывает факторы, ограничивающие предложения на этом рынке. Эти факторы включают личные (моральные) качества предпринимателей, их опыт и «связи».
Поскольку число отвечающих данным требованиям людей всегда ограничено, то заработная плата, которую предприниматель получает за свою деятельность, выше, чем доход от других факторов. Но кроме заработной платы в доход предпринимателя входят процент на принадлежащий ему капитал (если таковой участвует в деле) и премия за риск. Таким образом, по трактовке Ж. Б. Сея, предпринимательство имеет сходство с другими факто-
рами производства. Но доход предпринимателя, в том числе и зарплату, Ж. Б. Сей считает остаточным фактором. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. Оставшаяся после этих выплат сумма составляет его доход. По мнению Ж. Б. Сея, предприниматель ближе к управленцу, причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности.
Впоследствии Дж. Кларк в работе «Распределение богатства» отметил, что в производстве кроме капитала, капитальных благ, средств производства и труда рабочего участвует также четвертый фактор — деятельность предпринимателя. Каждому фактору производства вменяется специфическая доля производственной выручки. «Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталу — то, что создается функцией координирования», — отмечает Дж. Кларк. Таким образом, экономисты выделяют еще одну функцию предпринимателя — координатора производства, соединяющего факторы производства.
Во многом следовал за экономистами классической школы К. Маркс. Однако в центре его внимания были закономерности функционирования капитализма, которые подрывают его устойчивость. В противовес классикам, исходившим из гармоничности рыночной экономики, направляемой «невидимой рукой», К. Маркс искал в капитализме противоречия и конфликты, считая вслед за Гегелем, что познание противоречий дает ключ к пониманию тенденций развития капитализма.
Фундаментальным положением теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов буржуазного общества: наемных рабочих и капиталистов — собственников средств производства является производство прибавочной стоимости.
Именно прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала. «Итак, капитал есть не только командование над трудом, как выражается А. Смит. Он по существу своему есть командование над неоплаченным трудом. Всякая прибавочная стоимость, в какой бы особенной форме она впоследствии ни кристаллизовалась, в виде ли прибыли, процента, ренты и т. п., по самой своей субстанции есть материализация неоплаченного рабочего времени. Тайна самовозрастания капитала сводится к тому, что капитал располагает определенным количеством неоплаченного труда» [2, с. 544].
У К. Маркса предприниматель прежде всего отождествляется с капиталом, т. е. предпринима-
тель — это прежде всего собственник капитала. «Как сознательный носитель этого движения, владелец денег становится капиталистом. Его личность или, точнее, его карман — вот тот пункт, откуда исходят и куда возвращаются деньги. Объективное содержание этого обращения (возрастания стоимости) — это его субъективная цель, и поскольку растущее присвоение абстрактного богатства является единственным движущим мотивом его операций, постольку, и лишь постольку, он функционирует как капиталист, т. е. как олицетворенный, одаренный волей и сознанием капитал... Капиталист есть рациональный собиратель сокровищ». Для капиталиста важно неоднократное получение прибыли. «Напротив, обращение денег в качестве капитала есть самоцель, так как возрастание стоимости осуществляется лишь в пределах этого постоянно возобновляющегося движения. Поэтому движение капитала не знает границ» [2, с. 544].
К. Маркс разделяет капиталиста и предпринимателя, рассматривая разделение капитала на капитал — собственность и капитал — функцию. «Капиталист, — по выражению К. Маркса, — есть персонифицированный капитал». К. Маркс разделяет валовую прибыль «на процент, который получает собственник капитала—денежный капиталист, кредитор, и предпринимательский доход, являющийся плодом тех функций, которые он совершал с капиталом, плодом движения и процессирования капитала, которое представляется активному капиталисту теперь как его собственная деятельность в противоположность бездеятельности, неучастию денежного капиталиста в процессе производства» [2, с. 410]. Это качественное разграничение этих двух частей валовой прибыли «основывается на объективном факте, потому что процент притекает к денежному капиталисту, кредитору, являющемуся просто собственником капитала, т. е. просто представителем собственности на капитал до процесса производства и вне процесса производства; предпринимательский же доход притекает только к функционирующему капиталисту, не собственнику капитала» [2, с. 411]. К. Маркс, рассматривая предпринимательский доход, отмечает, что это — плата предпринимателю за надзор. «Особые функции, которые приходится выполнять капиталисту как таковому и которые выпадают на его долю как раз в отличие от рабочих и в противоположность рабочим, представляются как чисто трудовые функции. Он создает прибавочную стоимость не потому, что работает как капиталист, а потому, что, несмотря на свое качество капиталиста, он тоже работает»
[2, с. 421]. «Труд по эксплуатации точно так же есть труд, как и тот труд, который подвергается эксплуатации», — отмечает К. Маркс.
Глубокие исследования зарождения капитализма провел М. Вебер. В предпринимательской деятельности М. Вебер видел воплощение экономической рациональности. Причем критерий рациональности нейтрален относительно целей, которые нужно достигнуть. Он рассматривал рациональность в управлении организацией, основой рациональности считал специальные знания, профессионализм и компетентность. Профессиональная компетентность является необходимым свойством всех управленцев, именно в соответствии с этим качеством и осуществляется их подбор, расстановка и продвижение внутри организации.
Выводы М. Вебера оспаривал В. Зомбарт, который рассматривал различные стороны «духа капитализма». Он полагал, что веберовский подход рассматривал только одну сторону капитализма и капиталистического духа, которую В. Зомбарт назвал буржуазным (бюргерским), мещанским духом. Эта сторона капитализма вносит в капиталистическую систему хозяйства трудолюбие, умеренность, расчетливость, верность договору. По В. Зомбарту, на первом плане находится все же воля к власти, предприимчивость, бросающая людей «на путь метущегося самолюбия и самоопределения», вырвавшая их из мира традиционных отношений, построенных на родственных и общинных связях. Эти две стороны капиталистического духа образуют в единстве то душевное настроение, которое создало капиталистическое хозяйство. Истоки предпринимательства он видел в стремлении человека «завоевания себе мира», в наслаждении «полнотой жизни», так как «в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы. Стремление к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном символе ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности и обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти. Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое: капиталистический предприниматель. стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти» [1, с. 68]. Предпринимателей В. Зомбарт считает добытчиками прибыли, организаторами предприятий, приносящих прирост дохода. Он рассматривал развитие капитализма как органический цикл с эволюционными фазами. На
финансы и кредит
71
ранней стадии развития капитализма характерными были первые три типа предпринимателей: разбойники, феодалы и государственные деятели, их объединяли общие черты: агрессивный авантюризм и наслаждение жизнью как завоеванием.
Затем, по мере созревания капитализма, на смену агрессивным типам предпринимателей приходят мирные типы: спекулянты, купцы, ремесленники, фабриканты «с их отвращением в их деятельности от всего насильственного и авторитарного» , которые уже умеют достигать соглашения со своими поставщиками, рабочими, клиентами, имеют чувство долга и умеют «считать и копить». На смену завоевательной энергии приходит «деловая мораль», рациональность. Однако В. Зомбарт не абсолютизировал этот процесс замещения «мещанскими добродетелями» агрессивного поведения предпринимателей.
Предпринимательская функция требует творчества, она тесно связана с особенностями личности типичного предпринимателя. Многие исследователи отмечали, что предпринимателю присущи определенные особенности. Так, Й. Шумпетер предпринял попытку систематизации личностных свойств предпринимателя. Он выделил 4 типа предпринимателей, для которых характерны общие черты.
Все они занимаются своеобразным (экономическим) творчеством, для чего они должны обладать специфическими чертами характера. Для предпринимателей присуща специфическая мотивация, требующая не удовлетворения потребностей, а активной деятельности ради создания «империи», победы над соперником и радости творчества. Они обладают специфическим интеллектом — избирательным, но не глубоким; для них характерна сильная воля и развитая интуиция. Сам предприниматель отождествляет себя прежде всего с бизнесом, «делом», а не с собственностью и с капиталом. Хорошо развитая интуиция позволяет предпринимателю восполнять недостаточность информации. В предпринимательстве более удачливы «интуитивные» личностные типы, чем люди, обладающие логическим типом мышления.
Исследователь Й. Шумпетер рассматривал также и сущность предпринимательского дохода. В состоянии «кругооборота» вознаграждение каждого фактора соответствует его предельной производительности. Доход же, по мнению Й. Шумпетера, будет получен за счет временного монопольного положения, которое получает предприниматель, достигший успеха. Он рассмотрел также два типа
комбинаций по получению дохода. Первый тип связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек за счет внедрения новой технологии, использования нового источника сырья и укрупнения фирмы [5, с. 278—283]. Второй тип связан с открытием новых рынков: производством совершенно нового блага или нахождением новых рынков сбыта для блага уже существующего [5, с. 283—285].
Идеи Й. Шумпетера о предпринимателе как о двигателе прогресса, «новаторе производства» неоднократно использовались экономистами в их теоретических построениях. Так, лауреат Нобелевской премии (1979 г.) У. А. Льюис, исследуя дуализм экономики развивающихся стран, в центр своей концепции экономического роста ставил, в отличие от кейнсианцев, опиравшихся в своих теориях модернизации на государство, предпринимателя как главного носителя идей капиталистической рационализации [7, с. 402]. По мнению У. А. Льюиса, предприниматель обладает частной инициативой (в соответствии с постулатами современной неоклассической доктрины) и стремится к максимизации прибыли. Однако в отличие от «новатора» Й. Шумпетера у У. А. Льюиса предприниматель действует в иной обстановке, характерной для развивающихся стран. Предприниматель подавляющую часть прибыли нередко использует не на производительное накопление, а в качестве дохода, расходуемого на престижное потребление («демонстративный эффект»).
Предпринимательство и его функции рассматривал и американский экономист Ф. Найт. В работе «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) он развивал восходящее к И. Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Предпринимателем, по Ф. Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков. Он несет полную ответственность за то, что собственники ресурсов получат их рыночную цену. Естественно, для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личностные качества, прежде всего интуиция.
В «Общей теории занятости, процента и денег» (1936 г.) Дж. М. Кейнс несколько дополнил характеристику предпринимателя, данную экономистами ранее. Так, у Дж. М. Кейнса предприниматель представляется хозяйственником, которому присущи: осторожность, столь важная в кризисных ситуациях; предусмотрительность при учете изменений при сопоставлении доходов и расходов;
расчетливость, выражающаяся в стремлении обеспечить себе доход в виде процента; независимость и предприимчивость.
В существующей действительности рыночная экономика находится в неравновесном состоянии. Это проявляется, например, в том, что на какое-то благо на разных рынках устанавливается разный уровень цен. Информация о ценах, пожалуй, никогда не бывает полной, распространяется не мгновенно и неравномерно. Человек, обладающий особым талантом или «чуткостью» способен уловить разницу в уровнях цен и может извлечь прибыль, зарабатывая на арбитражных сделках, которые у нас принято называть спекуляцией. Именно такого человека называл предпринимателем другой представитель австрийской школы, ученик экономиста Л. Мизеса, И. Кирцнер. Предприниматель, по его мнению, может купить какой-то товар по низкой цене и продать по высокой цене на другом рынке или в другое время. Предпринимателем является и товаропроизводитель, играющий на разнице цен на факторы производства и готовых продуктов. По И. Кирцнеру, потребитель также может демонстрировать предпринимательское поведение в условиях несовершенной информации.
В дальнейшем, в результате конкуренции цены выравниваются, ситуация становится более равновесной, а потому и возможность извлекать прибыль из спекулятивных сделок исчезает. У И. Кирцнера предприниматель выполняет свою функцию, не обладая ни собственным капиталом, ни ресурсами вообще, чем отличается от предпринимателя у Л. Мизеса. В трактовке И. Кирцнера, предпринимателем является любой человек, среагировавший на какую-то ситуацию быстрее других. Таким образом,
с развитием экономики изменялись и представления исследователей как о самой экономике, так и о месте, роли в ней и целях предпринимательской деятельности.
В настоящее время мировое сообщество вступило в период, называемый в разных источниках экономикой знаний, новой экономикой. Изменения, происходящие в мире, стали еще стремительней, чем прежде.
В современных условиях одними из главных функций предпринимателя являются его инно-ваторские способности и его умение предвидеть (опираясь на свою интуицию) то, что общество захочет завтра. Следует заметить, что предвидение предпринимателя основывается на знаниях в своей области деятельности и его высокой информированности.
Список литературы
1. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.
2. Маркс К. Капитал. Т. 1.: опубл.: Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Т. 23. М., Политиздат. 1960.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2, кн. 1. С. 91: опубл.: Антология экономической классики: Пети, Смит, Риккардо. М., 1993.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2, кн. 4. М. , 1935. С. 91.
5. Шумпетер П. А. Теория экономического развития. М., 1983.
6. Экономическая теория на пороге XXI века — неоэкономика / под ред. Ю. М. Осипова, В. Г. Белолипецкого, Е. С. Зотовой. М., 2001.
7. Lewis W. A. The Theory of Economic Growth. N. Y. 1959.
I
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]