Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на противодействие терроризму в мире: критические выводы для России'

Эволюция взглядов на противодействие терроризму в мире: критические выводы для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
597
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА / FIGHT / ВЛАСТЬ / POWER / ГОСУДАРСТВО / STATE / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / СЕТИ / NETWORKS / СИЛОВОЕ РЕШЕНИЕ / POWER DECISION / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Забузов Олег Николаевич

Проанализированы тенденции развития террористической угрозы в мире. Исследованы трансформации концептуальных взглядов зарубежных государственных и иных акторов на противодействие терроризму. Предложены основные направления противодействия терроризму в рамках «социализированного подхода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS EVOLUTION OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE WORLD: CRITICAL CONCLUSIONS FOR RUSSIA

The article presents the analysis of the terrorist threat in the world and transformations of conceptual views of foreign state and other actors on counteraction to terrorism. The author suggests the main directions of counteraction to terrorism within "the socialized approach".

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на противодействие терроризму в мире: критические выводы для России»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

УДК 32

О.Н. Забузов

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В МИРЕ: КРИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ

Проанализированы тенденции развития террористической угрозы в мире. Исследованы трансформации концептуальных взглядов зарубежных государственных и иных акторов на противодействие терроризму. Предложены основные направления противодействия терроризму в рамках «социализированного подхода».

Ключевые слова: борьба, власть, государство, население, принцип, противодействие, сети, силовое решение, терроризм, экстремизм.

О.Ы. 1аЪы10г

VIEWS EVOLUTION OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE WORLD: CRITICAL CONCLUSIONS FOR RUSSIA

The article presents the analysis of the terrorist threat in the world and transformations of conceptual views of foreign state and other actors on counteraction to terrorism. The author suggests the main directions of counteraction to terrorism within "the socialized approach".

Keywords: fight, power, state, population, principle, counteraction, networks, power decision, terrorism, extremism.

Вопросы противодействия терроризму не относятся к тем постоянным политическим темам, которые обсуждаются широкой общественностью (как проблемы преступности, повышения цен или проблемы безработицы). Тем не менее, интерес к этим вопросам, а также заинтересованность в широкой информации по данной проблеме существует. Такая заинтересованность начинает расти не тогда, когда удалось предотвратить террористический акт или обезвредить очередную террористическую группу, а в том случае, когда этого не удалось и количество жертв велико. Причём такого рода заинтересованность со стороны отдельных граждан и общественности заключается исключительно в критике властей. Недавний теракт 21 октября 2013 г. в Волгограде, с подрывом рейсового автобуса -яркое тому подтверждение [1]. Лидеры оппозиционных политических партий России, ряд общественных и политических деятелей заявили о непроработанной политике противодействию терроризма и слабой работе спецслужб.

В марте 2006 года в России был принят Закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [2]. В соответствии с этим законом противодействие терроризму - это исключительно деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Следовательно, из процесса противодействия терроризму исключены любые общественные институты. Естественно, никто не призывает вооружать и проводить тренировки контртеррористической направленности, к примеру, такой общественной организации как ДОСААФ России. Но, ведь возможно и в её деятельность привнести ряд действенных шагов по предупреждению терроризма на благо всего общества. Получается, что гарантия безопасности граждан и общества в целом является классической задачей государства, которая gg _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

осуществляется посредством соответствующей политики и не терпит иных субъектов, отличных от государственной и муниципальной власти, в вопросах её выработки и реализации. Но отвечает ли это реалиям сегодняшнего времени?

По прошествии трёх лет с момента принятия ФЗ «О противодействии терроризму» принята Концепция противодействия терроризму [3], которая определяет общие подходы к созданию общегосударственной антитеррористической системы. Спустя три года круг субъектов в противодействии террористической деятельности расширен вплоть до отдельного гражданина. Можем заметить, что трансформация российской законодательной базы в этой проблеме изменилась в лучшую сторону. Но, стоит задаться вопросом, не слишком ли велик временной интервал принятия законодательных актов в таком общественно важном вопросе, как противодействие терроризму?

К сожалению, в Концепции определены исключительно меры силового или, так сказать, контрдействия, не регламентирующие поиск противоречий, возникающих в обществе и способствующих развитию терроризма. Опять-таки в документе заявлен «комплексный подход борьбы с терроризмом» на основе комплексного же подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, однако весь так называемый «комплексный подход» сводится к силовому решению проблемы терроризма. Отмеченные в Концепции направления противодействию терроризму в достаточной мере очерчивают тот круг первоочередных задач, необходимых для успешной борьбы с террористической деятельностью. Императивы, указанные в документе, носят, безусловно, концептуальный характер в виду самого типа документа и не призваны детерминировать конкретные формы, методы, приёмы и средства для воздействия на субъект террористической деятельности. Хотя в документе и сформулированы положения по предупреждению и профилактике терроризма, в своей сущности, но они не носят комплексного характера и выступают своего рода мерами «пожарного» противодействия, носят, скорее, реактивный характер. Существующее законодательство в России, регламентирующее противодействие терроризму, не отвечает реалиям сегодняшнего времени.

Интересен опрос, проведённый специалистами ВЦИОМ, на тему «Как Вы считаете, какие изменения произошли за последний год в сфере борьбы с терроризмом, повышения безопасности граждан?» (2012, 2013)]1. Анализ показывает, что из двух наиболее популярных ответов, а это «Ситуация несколько улучшилась» (2012 г. - 38 %, 2013 г. - 36 %) и «Ситуация не изменилась»(2012 г. - 45 %, 2013 г. -44 %), можем наблюдать практически отсутствие значимых изменений. Однако ответ на вопрос «Ситуация несколько ухудшилась» заставляет задуматься. А именно, за год количество таких ответов возросло более чем в два раза - 7 % в 2013 г., против 3 %, в 2012 г. [4].

В тоже время, исследование, проведённое учёными А.В. Возженниковым, Н.Д. Гасановым и Е.В. Селивановым даёт следующую картину: увеличение расходов по указанным статьям на так называемый «силовой блок» не приводит к снижению динамики террористической угрозы в России. Как представляется нам, схожая проблема наблюдается и в США, тратящих несоизмеримо больше других стран на охранную деятельность и работу спецслужб. Однако не застрахованных от террористических проявлений даже на своей территории, не говоря о безопасности своих граждан вне границ США. Недавние события на Бостонском марафоне тому подтверждение. Основная проблема, на взгляд авторов, в сфере борьбы с терроризмом - несоответствие мощи противодействию терроризма масштабам, организованности и многообразия форм террористической деятельности. На взгляд авторов, проблема тер-

1 Во всероссийских опросах ВЦИОМ опрашивались 1600 человек в 153 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.

рористической угрозы не может быть разрешена лишь через увеличение объёма бюджетного финансирования силовых структур [5].

Не является ли это показателем того, что власть, специализированные институты, да и общество в целом снизило усилия в борьбе с терроризмом? Или, быть может, исчерпаны все действенные средства борьбы с ним? Или, деятельность очерченных в Законе субъектов уже не настолько эффективна?

В современных условиях риски и угрозы национальной и международной безопасности приобретают всё более комплексный характер, что затрудняет их предсказуемость. В результате сращивания различных легальных/нелегальных и легитимных/нелегитимных группировок, готовых ради достижения своих целей расширять свою «специализацию» и пойти на что угодно, и вследствие объединения их усилий возникают самые причудливые симбиозы и синдикаты. В связи с этим нетрудно предположить, что сама структура организации и способы террористической деятельности трансформируются в принципиально новые, ни с чем не схожие ранее формы. К примеру, активное использование социальных сервисов Интернета в недавних, кое-где ещё незавершённых трансформациях в североафриканских странах. Скорость таких изменений значительно выше, во-первых, в виду того, что такого рода организации необязательно находятся в правовом поле, и, во-вторых, противодействие терроризму со стороны государства, как правило, носит исключительно правовой характер, а это требует времени для такого рода регламентаций.

Возможно, предположить, что власть никогда не будет поспевать за трансформацией террористических и экстремистских организаций, средствами и формой их деятельности, за исключением тех случаев, когда в своих решениях и действиях будет в должной степени учитывать результаты научного прогнозирования. Ряд структур, в первую очередь экстремистского и террористического толка достаточно умело пользуются сложившимся в новых условиях положением. Многие из критически важных для безопасности современных развитых обществ инфраструктур легко уязвимы. Тем самым для сообществ, ориентированных на деструктивные действия, облегчается задача организации техногенных, энергетических и финансовых катастроф, достижения хаоса и паники, благодаря чему появляется возможность вынуждать противника идти на уступки [6].

Авторы американского доклада «Глобальные тенденции 2025 года: изменившийся мир», выделяют несколько важных подразделов. Одним из таких подразделов является «Терроризм: хорошие и плохие прогнозы». Терроризм не исчезнет к 2025 году - делают вывод авторы доклада. Однако привлекательность его призывов может пойти на спад, если продолжится экономический рост, и безработица среди молодёжи на Ближнем Востоке сократится. Экономическая мотивация молодёжи и развитие политического плюрализма, вероятно, отвлекут определённые группы молодёжи от вступления в ряды террористов. Но другие молодые люди, одержимые иными устремлениями - желанием отомстить, стать «героями-смертниками», - будут продолжать прибегать к насилию в претворении своих целей.

В условиях отсутствия возможностей трудоустройства и легальных способов политического выражения будут формироваться соответствующие условия для неудовлетворённости, роста радикализма, что поможет рекрутированию молодёжи в террористические группы. Террористические и повстанческие группы в 2025 году будут представлять собой комбинацию диссидентов - членов старых группировок, унаследовавших организационные структуры, командование и учебно-тренировочные процедуры, что требуется для подготовки и осуществления изощрённых атак, с новым поколением террористов - обозлённых и лишенцев, которые саморадикализировались. Радикализм станет подпитываться глобальной коммуникацией и «масс-медиа». Развивающиеся технические возможности взаимной связи да-

дут в руки индивидуалов инструмент консолидации вокруг «общего дела», преодолевающий национальные границы и сплачивающий новые когорты обозлённых, униженных и лишенцев.

В некоторых случаях эти новые сети могут действовать в качестве позитива, оказывая ненасильственными методами давление на правительство в целях борьбы с несправедливостью, бедностью и с другими подобного рода социальными явлениями. Иные группы могут применять различного рода сети для привлечения в свои ряды и обучения новых членов, для распространения своих идеологий, финансовыми транзакциями, манипулирования мнением общественности и координации возможных атак. Для террористических групп, которые будут действовать в 2025 году, распространение технологий и научных знаний предоставит новые разрушительные возможности. Для мира же это явится самым опасным вероятным развитием событий [7].

Можем отметить, что терроризм сопровождал человечество постоянно, с момента становления человеческого общества, до уровня современного. То есть до такого уровня, когда в социуме образовались социальные институты, являющиеся критично важными для отождествления его (общества) с современным представлением. Стоит так же заметить, что современные общества построены на принципах неравенства. Естественно, что для одних это является стимулом для саморазвития, самосовершенствования, - стать лучше, удачливее, богаче, наконец. Для других, - это может являться своего рода раздражителем, который может трансформироваться в различные недовольства, которые могут превратиться и более жёсткие способы проявления своего недовольства/неустроенности. Это один лишь из аспектов. Современные учёные выделяют таких аспектов значительное множество: национальные, религиозные, этнические, конфессиональные и др.

Отметим также, что в конце VI века до н. э. китайский полководец Сунь-цзы написал трактат о военном искусстве, в котором отмечал, что «высшее искусство войны - это разрушить планы противника; затем расстроить его союзы, на следующем месте разгромить его войска и самое худшее -осада крепости» [8]. Под силу ли разрушить планы терроризма и расстроить союзы террористических организаций исключительно силовому блоку отдельно взятой страны? Хватит ли у него на это сил, времени, полномочий, желания?

Преподаватель полицейского колледжа из Финляндии, С. Хэтонн, отмечает, что борьба с терроризмом в Финляндии нацелена на определение максимально ранней стадии опасности, угрожающей Финляндии, и её предотвращение. Для достижения указанной цели руководство Финляндии использует следующие методы:

1. Анализ и мониторинг международного терроризма, а также явлений, связанных с ним.

2. Вскрытие событий, связанных с террористической деятельностью, контроль над их развитием и развитием преступности, связанной с терроризмом, всесторонняя оценка угрозы их возникновения на территории страны.

3. Определение лиц и организаций, располагающихся на территории Финляндии, представляющих потенциальную угрозу [9].

Становится понятно, что в Финляндии борьба с терроризмом сведена исключительно к деятельности специалистов по противодействию терроризму. В то же время мы не наблюдаем привлечения к противодействию терроризму иных субъектов такой деятельности, кроме как государственных структур и органов. Ясно, что Финляндия в социальном плане достаточно благополучная страна, и мы не можем припомнить каких-либо террористических проявлений на её территории. Оснований для развития «эксцентричного недовольства», перерождающегося в терроризм, в Финляндии нет.

Однако не стоит списывать со счетов возможность проявления террористической угрозы извне. Где главной движущей идеологемой террористов будет лозунг такого содержания: «Даже в такой благополучной стране вы не чувствуете себя защищёнными от террористической опасности». В связи с этим главным в противодействии терроризму в Финляндии является недопущение, назовём это так, на свою территорию любого террористического элемента. Будь то отдельный террорист, группа, ячейка, или целая организация. Стоит заметить, что С. Хэтонн видит главную угрозу стране, исходящую от исламского радикализма и терроризма.

Генеральная цель политики немецкого государства состоит в том, чтобы сократить, насколько возможно, угрозу безопасности Германии и мировому сообществу со стороны глобализирующегося терроризма, а также немецким гражданам и их интересам. Уменьшению опасности, отмечает автор, служит, в первую очередь, превентивная борьба с причинами и идеологической базой терроризма. Террористические структуры должны действенно уничтожаться через оказание давления на ход розыска и расследований, а также решительного образа действий против террористических систем, а террористические и поддерживающие их государственные и негосударственные акторы и симпатизирующие им лица - подвергаться устрашению.

Как видно из предыдущего абзаца, руководство Германии в своей политике выделяет метод устрашения, что своего рода можно охарактеризовать как террор со стороны государства.

Снижению уязвимости Германии в целом, защите населения и немецких интересов служат к тому же эффективные организационные, персональные и технические меры безопасности. Как считает автор, причина и симптомы терроризма - комплексные, ввиду этого для предотвращения и преодоления международного терроризма руководство Германии использует многосторонний, общеполитический и превентивный подходы. Обязательной предпосылкой для успешного преодоления международного терроризма, с немецкой точки зрения, является строгое соблюдение действующего международного права, положений и прав человека.

В связи с этим, по мнению немецкого политического руководства, предотвращение и преодоление терроризма понимается как комплексная, общеполитическая задача. С помощью её решения Федеральное правительство хочет справиться с интегративными и многоуровневыми причинами и формами проявления международного терроризма. Проведение исключительно изолированных мер не рассматривается как сулящее успех [10].

Можем отметить, что доктринальные положения, отмеченные автором статьи, носят конструктивный аспект. Согласимся и с тем, что проблему борьбы с терроризмом стоит рассматривать как комплексную проблему. И, руководство Германии, по крайней мере, в своих намерениях рассматривает проблему противодействия терроризму как интегративную политическую проблему с соответствующим комплексным подходом к её решению. Не можем не назвать положительным фактом и то, что руководство ФРГ не определяет сугубо силовые меры как наиболее успешные в сфере борьбы с терроризмом.

Израильские авторы А. Кашнер и А. Ядлин рассматривают борьбу с терроризмом на фоне так называемой «доктрины справедливой войны». Заметим, также что Израиль находится в перманентном состоянии войны с терроризмом. Не маловажным является и тот факт, что в Армии обороны Израиля служат все граждане призывного возраста в течение трёх лет. Документ, который представляют авторы, был разработан в возглавляемой ими группой в Колледже национальной обороны Армии обороны Израиля. Структура доктрины представлена тремя частями, каждая включает в себя не-

сколько подразделов.

Так часть I. «Принципы борьбы с террором: уровень государства» включает в себя два принципа: 1) принцип самообороны; 2) принцип миссии. Первые два принципа предлагается применять на уровне государства, когда оно сталкивается с террористической угрозой. Они являются общими отправными точками для обсуждения моральных и этических аспектов борьбы демократического государства против терроризма.

Часть II. Принципы борьбы с террором. Превентивные военные действия, состоит из шести принципов: 1) принцип военной необходимости; 2) принцип разграничения; 3) принцип военной соразмерности; 4) принцип низкой вероятности; 5) принцип времени; 6) принцип профессионального понимания. Борьба государства против терроризма ведётся на двух разных, хотя и взаимосвязанных полях боя. Так как террористические акты осуществляются с целью убийства или иного поражения людей, являющихся частью определённого населения, для того чтобы посеять страх среди этого населения. Первое направление борьбы - борьба по защите населения от убийств и ранений, так как каждый раз, когда люди гибнут от рук террористов, сохраняется и угроза дальнейшей гибели, и поэтому искоренить страх среди населения становится невозможным. И поэтому вторая арена борьбы -это защита населения от страха.

Часть III. Принципы борьбы с террором. Информационно-психологическая война. Эта часть состоит из трёх основных принципов: 1) принцип постоянного предупреждения; 2) принцип компенсации; 3) принцип оперативного сдерживания. Государственная деятельность по борьбе за общественное сознание должна вестись по разным направлениям. Первое направление - это внутреннее информационное пространство. Цель - сделать так, чтобы население не только не поддавалось страху, но и поддерживало антитеррористическую деятельность армии и других силовых структур государства. Второе направление - это международное информационное пространство. Цель - убедить общественность разных стран в том, что борьба с терроризмом ведётся эффективно и с соблюдением моральных норм. Третье направление - это общественное мнение населения районов базирования террористов. При этом первая цель заключаются в том, чтобы убедить население, что терроризм не приведёт ни к каким политическим или идеологическим достижениям. Вторая цель - дать понять жителям, что антитеррористическая война - это война против террористической деятельности, которая планируется и ведётся террористами, как отдельными лицами, так и организациями. Антитеррористическая война не ведётся против всего окружающего населения, даже если оно и симпатизирует террористам [11].

На наш взгляд, структуру документа, да и сами принципы, отражённые в этой доктрине достаточно условно возможно представить в виде пирамиды, где в её вершине лежит идеология государственного противодействию терроризму, которая опирается на силовое решение проблемы терроризма и информационно-психологическое. Последнее ставит своей целью активное влияние на общественное мнение, как жителей страны, всего мирового сообщества, так и на ту часть населения, которая открыто/закрыто симпатизирует террористам. В этом ряду выделим ещё и идеологический актив террористов, на который так же должно вестись информационно-психологическое воздействие. Естественно, способы, средства и методы такого рода воздействия должны быть уникальными и отличными от тех, которые используются при воздействии на групповое мнение.

«Стратегия борьбы с терроризмом» в США призвана обеспечить две ключевые задачи: защитить Соединённые штаты, их граждан, их друзей и союзников по всему миру от террористических атак и, од- 93

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

новременно, создать максимально неблагоприятную для функционирования терроризма международную среду. Для выполнения этих задач администрация США представила так называемую стратегию «четырёх D» (1. Defend - защитить. 2. Defeat - уничтожить. 3. Deny - отказать. 4. Diminish - уменьшить). Естественно, главным направлением антитеррористической стратегии является защита жителей и интересов США как на американской территории, так и за рубежом, путём укрепления обороноспособности страны, а также распознавание и нейтрализация террористической угрозы на максимально ранней стадии [12].

Можем заключить, что в этой американской Стратегии руководством США ставится решение задач по предупреждению терроризма в обособленном виде. То есть без рассмотрения основ зарождения и развития терроризма как внутри США, так и мире. Не ставится руководством США и создание превентивных мер противодействию терроризму, т. е. рассмотрение такого явления как терроризм в Стратегии не подразумевает решение проблем террористической угрозы исходя из этнических, культурных, социально-экономических и иных истоков зарождения такого явления.

В то же время американские эксперты отмечают, что в противодействии современному международному терроризму нужно основательно менять подходы. Одних силовых методов, карательной политики уже недостаточно. На смену уничтоженным бандформированиям и отдельным боевикам приходят другие «люди действия». В итоге нетронутыми остаются так называемые «люди мысли» -носители экстремистских идей или, если высказаться глобальнее, генераторы идеологии. Необходима значительная превентивная работа по созданию такой социально-экономической и толерантной среды в обществе, которая отторгала бы террористов. Необходим конструктивный и открытый диалог политиков, правозащитников, представителей неправительственных организаций, где обсуждались бы все проблемы и противоречия, тормозящие борьбу с терроризмом [13].

Нет оснований не согласиться с американскими экспертами в вопросах противодействию терроризму. Учитывая, что современные террористические и экстремистские организации приобретают всё более сетевой, децентрализированный уровень своей деятельности, где ключевой основой является не система управления и взаимодействия, а во многом разобщённые группы, но объединённые одной идеологией.

На схожих позициях стоит исследователь С. Беликов. Исследуя структуру боевых террористических организаций, автор отмечает, что в настоящее время деятельность таких организаций формируется на основе «сетевого» сопротивления или сопротивления без лидера - методики, длительное время разрабатываемой и апробированной в ряде зарубежных стран, в том числе некоторыми ультраправыми объединениями («Комбат-18» в Англии, «Порядок» в США). При реализации такой системы каждая относительно небольшая группа действует полностью автономно, никому не подчиняется и в своей деятельности ориентируется на совокупность общих и распространённых идей и принципов. В некоторых случаях методика имеет несколько иной характер. Например, «Фракция коричневая армия» в ФРГ, строила свою деятельность на основе самостоятельных действия отдельных ячеек, не связанных друг с другом, но управляемых из единого центра [14].

Как отмечает Джон П. Терри, анализирующий деятельность США, - традиционные средства разрешения конфликтов, основанные на праве и традиционной практике, не работают, потому что терроризм по определению скрытен в своих действиях, не имеет формальных связей с государством-спонсором и проводится в жизнь с высокой степенью жестокости. Дипломатия и стремление к примирению могут быть бесполезны, когда имеешь дело с государством, которое отрицает свои действия и всячески стремится избежать нормального, законного взаимодействия между странами.

Однако следует отметить, что и непринудительные меры борьбы с терроризмом также важны. Эксперт по борьбе с терроризмом доктор Уильям Фаррелл отмечает: «Индивидуальная или коллективная дипломатия, которая могла бы повлиять на действия террористической группы или государства-спонсора, должна рассматриваться и применяться в первую очередь». Как вариант, до применения военной силы необходимо ещё рассмотреть политические и экономические санкции» [15].

Подводя итог анализу борьбы с терроризмом в зарубежных странах, можем заключить, что особенности противодействия в этих странах определяются тем террористическим фоном, который сложился вокруг и внутри этих стран. Отметим так же, что современный этап борьбы с терроризмом сводится не к явно силовому способу противодействию терроризма. В политике большинства государств всё более отчётливо прослеживается уход от исключительной борьбы с терроризмом силовыми методами в сторону несилового или, иными словами, «социализированного способа» борьбы с этим явлением. Одним из важных отличительных моментов современной политики некоторых мировых держав является привлечение к борьбе с терроризмом всё более широкого круга социальных субъектов, а не только правоохранительного блока. Главенствующим сегодня становится противодействие идеологии терроризма и ликвидация благоприятной почвы для развития терроризма. Однако законотворческие процедуры, регламентирующие политику противодействия терроризму, да и не только, достаточно растянуты во времени и поэтому адекватность принимаемых в них решений на действия террористических организаций не поспевает за сегодняшними реалиями. Ввиду этого ряд государств выводит проблему противодействия терроризму исключительно из законодательно детерминированного поля борьбы с терроризмом в принципиально иное комплексное политическое решение проблемы.

Литература

1. Теракт в Волгограде // www.mk.ru/stories/135-terakt-v-volgograde.html (дата обращения: 31.10.2013).

2. Федеральный закон Российской Федерации от б марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (дата обращения: 11.10.2013).

3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета, 2009, 20 октября.

4. wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=887&q_id=б1б13&date=Q2.Q9.2Q12 (дата обращения: 11.10.2013), wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=924&q_id=б3832&date=25.Q8.2Q13 (дата обращения: 11.10.2013).

5. Возженников А.В., Гасанов Н.Д., Селиванов Е.В. Основные задачи и предложения по созданию национальной системы противодействия терроризму // Россия: тенденции и перспективы развития. M. : ИНИОН РАН, 2005. С. 153-157.

6. Вооружённые Силы Российской Федерации: модернизация и перспективы развития / под ред. И. Ко-ротченко. М.: Издательский дом «Национальная оборона», 2012. С. 9-9Q.

7. Growing Potential for Conflict / Global Trends 2Q25: A Transformed World // www.dni.gov/fi-les/documents/Newsroom/Reports%2Qand%2QPubs/2Q25_Global_Trends_Final_Report.pdf (дата обращения: 11.11.2Q13).

8. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. М.: Военное издательство МО СССР, 1955. С. 41.

9. Хэтонн С. Противодействие терроризму в Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 44-45.

1Q. Bühl H.J. Die Verhütung und Bekämpfung des internationalen Terrorismus. Beitrag der Bundeswehr zum ressortübergreifenden Ansatz // Europäsce Sicherheit. 2006. № 1. S. 69-73.

11. Asa Kasher, Amos Yadlin. Military Ethics of Fighting Terror: An Israeli Perspective // Journal of Military Ethics. 2QQ5. Vol. 4. №. 1. Р. 3-32.

12. Стратегия борьбы с терроризмом Соединённых Штатов Америки // studies.agentu-ra.ru/tr/reform/uscounterterrorsystem (дата обращения: 11.Q9.2Q13).

13 . Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 201-2Q3.

14. Беликов С. НАЦИ-БОЕВИКИ. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России / под ред. В.И. Ильюшенко. М.: «Academia», 2008. С. 13-14.

15. Terry I.P. Response to International Terrorism / Naval War College Newport Papers. 2005. № 25. Р. 51-75.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.