Научная статья на тему 'Эволюция взглядов и основные категории классической немецкой философии искусства'

Эволюция взглядов и основные категории классической немецкой философии искусства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
немецкая философия / эстетика / красота / идеал / объективация идеала / познание / Гегель / Кант / эстетический идеал / Шеллинг / German philosophy / aesthetics / beauty / ideal / objectification of the ideal / cognition / Hegel / Kant / aesthetic ideal / Schelling.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоровская М. Ю.

В статье рассмотрена эволюция взглядов представителей классического периода эстетической немецкой философской мысли (А.Э. Баумгартен, И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), сформировавших представления об эстетике как науке о красоте и ступени познания. Центральное внимание уделено воззрениям Г.В.Ф. Гегеля, помогающим постичь единство природы и духа через категории красоты (проявляемой в форме чувств и образов созерцания собственного существования человека), (самостоятельного абсолютного начала конкретной области жизни), идеала (индивидуальное формирование действительности) и объективации идеала в процессе субъективного состояния проектирования вовне отдельных внутренних ощущений, восприятий и представлений человека. Г.В.Ф. Гегель практически завершает классическую философскую эстетику. В историческом развитии культуры, согласно трем стадиям развития идеала, Г.В.Ф. Гегель выделял три этапа эволюции искусства: символический период (древневосточное искусство), на котором идея не обрела еще адекватных форм художественного проявления; классическая ступень (греческое античное искусство), характеризующаяся абсолютным соответствием (адекватностью) идеи и формы; романтическая фаза (европейское искусство, включая средневековое), которой свойственно перерастание, превышение духовности над разными формами определенного чувственного отражения, когда свободный дух осваивает философию и религию как новые формы самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of views and basic categories of classical German philosophy of art

The article examines the evolution of the views of representatives of the classical period of aesthetic German philosophical thought (A.E. Baumgarten, I. Kant, F.W.J. Schelling, G.W.F. Hegel), who formed the idea of aesthetics as a science of beauty and knowledge. Central attention is paid to the views of G.V.F. Hegel, helping to comprehend the unity of nature and spirit through the categories of beauty (manifested in the form of feelings and images of contemplation of a person's own existence), ideas (the independent absolute beginning of a specific area of life), ideal (individual formation of reality) and objectification of the ideal in the process of the subjective state of projecting outwardly individual internal sensations, perceptions and ideas of a person. G.V.F. Hegel practically completes classical philosophical aesthetics. In the historical development of culture, according to the three stages of development of the ideal, G.V.F. Hegel identified three stages in the evolution of art: the symbolic period (ancient Eastern art), in which the idea had not yet acquired adequate forms of artistic manifestation; classical stage (Greek ancient art), characterized by absolute correspondence (adequacy) of idea and form; the romantic phase (European art, including medieval), which is characterized by outgrowing, the excess of spirituality over various forms of a certain sensory reflection, when a free spirit masters philosophy and religion as new forms of self-knowledge.Keywords: German philosophy, aesthetics, beauty, ideal, objectification of the ideal, knowledge, Hegel, Kant, aesthetic ideal, Schelling.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов и основные категории классической немецкой философии искусства»

The evolution of views and basic categories of classical German philosophy of art

Fedorovskaya Mariya Yur'evna, PhD of Philosophical sciences, Head of Discipline, Joint-tock company CAUCASUS.RF, Moscow

The article examines the evolution of the views of representatives of the classical period of aesthetic German philosophical thought (A.E. Baumgarten, I. Kant, F.W.J. Schelling, G.W.F. Hegel), who formed the idea of aesthetics as a science of beauty and knowledge. Central attention is paid to the views of G.V.F. Hegel, helping to comprehend the unity of nature and spirit through the categories of beauty (manifested in the form of feelings and images of contemplation of a person’s own existence), ideas (the independent absolute beginning of a specific area of life), ideal (individual formation of reality) and objectification of the ideal in the process of the subjective state of projecting outwardly individual internal sensations, perceptions and ideas of a person. G.V.F. Hegel practically completes classical philosophical aesthetics. In the historical development of culture, according to the three stages of development of the ideal, G.V.F. Hegel identified three stages in the evolution of art: the symbolic period (ancient Eastern art), in which the idea had not yet acquired adequate forms of artistic manifestation; classical stage (Greek ancient art), characterized by absolute correspondence (adequacy) of idea and form; the romantic phase (European art, including medieval), which is characterized by outgrowing, the excess of spirituality over various forms of a certain sensory reflection, when a free spirit masters philosophy and religion as new forms of self-knowledge.Keywords: German philosophy, aesthetics, beauty, ideal, objectification of the ideal, knowledge, Hegel, Kant, aesthetic ideal, Schelling.

Keywords: German philosophy; aesthetics; beauty; ideal; objectification of the ideal; cognition; Hegel; Kant; aesthetic ideal; Schelling.

Цитировать: Федоровская М.Ю. Эволюция взглядов и основные категории классической немецкой философии искусства // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 262-267. EDN: NHBCVP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.47

Федоровская Мария Юрьевна, кандидат философских наук, руководитель направления, АО «КАВКАЗ.РФ», Москва

В статье рассмотрена эволюция взглядов представителей классического периода эстетической немецкой философской мысли (А.Э. Баумгартен, И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), сформировавших представления об эстетике как науке о красоте и ступени познания. Центральное внимание уделено воззрениям Г.В.Ф. Гегеля, помогающим постичь единство природы и духа через категории красоты (проявляемой в форме чувств и образов созерцания собственного существования человека), (самостоятельного абсолютного начала конкретной области жизни), идеала (индивидуальное формирование действительности) и объективации идеала в процессе субъективного состояния проектирования вовне отдельных внутренних ощущений, восприятий и представлений человека. Г.В.Ф. Гегель практически завершает классическую философскую эстетику. В историческом развитии культуры, согласно трем стадиям развития идеала, Г.В.Ф. Гегель выделял три этапа эволюции искусства: символический период (древневосточное искусство), на котором идея не обрела еще адекватных форм художественного проявления; классическая ступень (греческое античное искусство), характеризующаяся абсолютным соответствием (адекватностью) идеи и формы; романтическая фаза (европейское искусство, включая средневековое), которой свойственно перерастание, превышение духовности над разными формами определенного чувственного отражения, когда свободный дух осваивает философию и религию как новые формы самопознания.

Ключевые слова: немецкая философия; эстетика; красота; идеал; объективация идеала; познание; Гегель; Кант; эстетический идеал; Шеллинг

5.7.8

Федоровская М.Ю.

Эволюция взглядов и основные категории классической немецкой философии искусства

Понятие «эстетика», введенное в философско-научное знание немецким философом А.Э. Баумгартеном в трактате «Aesthttika» (1750-1758) обозначало «эстетическое» как низшую, начальную ступень познания, отличную от чувственности [6, с. 221]. Как научная дисциплина эстетика изучала сферу смыслообразующих выразительных форм реальности, адресованных к процессам познания на базе чувства прекрасного, возвышенного и их художественно-живописных интерпретаций.

И. Кант в противовес философам-просветителям, отстаивающим объективный фундамент красоты и тем самым провозглашающим предмет эстетики в объективном мире, обосновал зависимость субъекта от эстетического, его оценку объекта – субъект - объектное взаимодействие. В работе «Критика способности мышления» (1790) он выделяет такие характеристики эстетического созерцания, как чувства возвышенного, прекрасного, вкуса, целесообразного, тождественные эстетическому чувству и имеющие следствием достижения удовольствия (неудовольствия).

Категория «эстетическое» трактуется им в качестве свободного соревнования духовных сил в ходе неутилитарного созерцания объекта или в процессе творчества.

Философ определяет два типа красоты, определяющие различия прекрасного в природе и прекрасного в искусстве:

– свободная (основная, первичная), к ней относятся объекты, не обусловленные, нравящиеся людям сами по себе (живая природа, декоративные рисунки, произвольные музыкальные произведения и т.п.);

– привходящая (сопутствующая) красота, детерминированная представлениями о сущности и целесообразности предмета, заданная субъектами и объектами бытия социума – красота человека, растения, животного, строения и т.д.

При этом у И. Канта трактовка возвышенного чувства в большей степени связана с духовно-нравственным миром человека. Искусство он представляет в виде эстетического явления, произведенного гениального индивида, обладающего врожденным талантом. Более того, искусство служит инструментом постижения сверхчувственного мира, что формирует культ искусства, возвеличивающего его над религией и философией.

Ф.В.Й. Шеллинг сформулировал теорию эстетики, которая оказала существенное воздействие на эстетические воззрения романистов. В цикле лекций «Философия искусства» (1802-1805) и сочинении «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807) он приравнивал эстетическое созерцание к наивысшей степени креативности духа, его активной трансформации. Философ полагал, что искусство (конкретно поэзия) способно реализовать идеалы индивидов, а также разрешать (и даже ликвидировать) противоречивые ситуации среди духовно-теоретической и нравственно-практической областей жизнедеятельности общества. Художественно-творческий процесс протекает сложно и противоречиво и является единовременно как свободным, так и вынужденным, то есть сознателен и бессознателен, продуманный и экспансивный. Однако посредством искусства возможно достичь перехода и преобразования субъективного в завершенное объективное. Именно таким путем осуществляется преодоление противоречий, противопоставления извечных в философии субъективных и объективных начал [1, с. 1222]. Эстетическим истоком у Ф.В.Й. Шеллинга выступает равновесное абсолютно гармоничное сочетание свободы и природы, нравственного и чувственного мотивов деятельности людей. Он был убежден, что художественное творчество и искусство стремятся и способствуют достижению идеала, который невозможен ни в научном познании, ни в духовном действии. Поэтому философия искусства – это орудие философии, ее финала.

Немецкая классическая эстетика наиболее полно и содержательно представлена в «Курсе лекций по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля. Приведем наиболее важные, на наш взгляд, позиции, характеризующие процесс формирования идеала [2] посредством объективации идеи [4, с. 68-93, 99-122, 157-166, 171-172, 177-181, 206-217].

1) Наивысшая гармония сверхчеловеческих стремлений и обращение к подлинной жизни – главный мотив философской эстетики мыслителя, которая отражает процесс единого взаимодействия истории и природы, формирования абстрактных образов и видов цивилизации и определенного саморазвития и совершенствования человека, интенсивность воли и усилий и непосредственную самостоятельную их реализацию – царства свободы и необходимости. Это значит, что философия искусства Г.В.Ф. Гегеля создает возможность обращения к логическим размышлениям о вершинах жизни и служит стремлением понять и постичь единство природы и духа.

2) Категория красоты как истины является первоосновой философии эстетики Г.В.Ф. Гегеля, проявляемой в форме чувств и образов созерцания собственного существования человека. Но нередко складывается мнение, что подобная трактовка прекрасного приемлема только для школ рационализма и классицизма, критиком которых был Г.В.Ф. Гегель, относящий к конкретной области действительности идею художника, объективно сложившуюся в его сознании. Гегелевская истина существует не только в голове индивида, а в первую очередь в действительности, реальном мире. Это значит, что прекрасное и в природной среде, и в сфере искусства являет собой естественное осознание существующего (бытия), наполняющее жизнь человека радостью, удовольствием, что в этой действительности служит возможностью трансформации из реального в идеальное. Искусство для Г.В.Ф. Гегеля – отдельный конкретный прецедент огромной сферы прекрасного в художественно-творческой деятельности человека – случай, допустимый и достижимый лишь на достаточно высоком уровне эволюции субъективной. В соответствие с этим замыслом его эстетики «идея» определяется Г.В.Ф. Гегелем не в роли субъективной мысли, а в качестве самостоятельного абсолютного начала конкретной области жизни, а его эстетические взгляды поняты и восприняты практически всеми философскими школами и течениями.

3) Трактовка идеала в разнообразных его аспектах бытовала и прежде, но это понятие, наряду с другими философскими категориями, относилось к средневековой латинской литературе. Г.В.Ф. Гегель же, как основоположник абсолютной идеи усматривал идеал в центральной точке самой исторической действительности, где всеобъемлющая жизнь наиболее близка к ее реализации, а не в бесконечной отдаленности ускользающего мира вещей (предметов, явлений, процессов). Анализируемая в аспекте жизни адекватная представлению идея, по Г.В.Ф. Гегелю, – идеал, которым и является реальность в своем наибольшем истинном смысле. Понятие «идеал» нередко употребляется в повседневности, когда идеальное истолковывается в качестве субъективных воззрений на наши намерения и притязания, ожидания того, что должно произойти. Каждый человек имеет собственный идеал. Но у Г.В.Ф. Гегеля трактовка идеала имеет иную установку. Не отрицая значимости субъекта и реализации им идеальных установок, имеются в виду реальные связи и отношения между индивидами. Это значит, что когда рассуждаем о глобальной, общей сущности, то это идея. Однако, являющее себя через идею индивидуальное формирование действительности – идеал. Более того, в идее любой вещи, по Г.В.Ф. Гегелю, преимущество присуще мысли (пониманию), а в идеале – бытию конкретной отдельной предметности (реальности), обладающей собственными личностными качествами.

4) Ведущая гегелевская аксиома: искусство мобилизовано открывать истину жизни, конвертируема (обратима) – лишь истинная сущность стремится к формам искусства – прекрасному; нарушение или отступление от этого правила (уклонение от истины) – разрушает его. Это значит, что категория истины – фундамент философской эстетики мыслителя, ибо истинное обладает всеобщим – субстанциальным содержанием, наличие которого воспринимается и понимается людьми как мощь, сила. И наоборот, ложное – малосущественно, мелочно. Что касается «субстанциональной» сути искусства, то Г.В.Ф. Гегель выразил ее следующим образом: «… во всяком истинном мышлении, творчестве и созидании подлинная свобода предоставляет господство субстанциальному началу как силе, которая является вместе с тем собственной силой самого субъективного мышления и воли, так, чтобы в завершенном примирении субъективной свободы и субстанциального начала не было никакого разлада между ними» [2, с. 309].

5) Объективация – мыслительный процесс, процесс проектирования вовне отдельных внутренних ощущений, восприятий и представлений человека, возникших как субъективное состояние, и приобретения внешней объективной формы бытия. То есть объективация является актом опредмечивания, трансформации в объект.

Известно, что объективация зачастую обусловлена не только предметом искусства, но и во многом культурой, в сфере которой этот предмет находится. Предметы культуры и материализованные, запечатленные в них смыслы, объективно бытуют, присутствуют в жизни людей, предполагая вместе существование субъектов (индивидуальных и коллективных) с их своеобразным субъективным миром. Непосредственно субъекты – индивиды творят, формируют предметы, объекты культуры и их смыслы. Существование же объективных смыслов возможно только потому, что есть субъекты, которые способны их обнаружить и превратить в свое достижение, результат. Однако, когда подобные субъекты по тем или иным обстоятельствам отсутствуют, объективность предметов культуры преобразуется в объективность физических предметов (вещей), а их объективные смыслы исчезают [7, с. 137].

Тенденция трактовки объективации субъективного и внутреннего в качестве его отчуждения, а внешние формы его бытия – искажающие его суть, ложные, восходит к Г.В.Ф. Гегелю.

Объективация понимается в трех ипостасях ценности:

– личная, индивидуальная ценность (единоличное представление);

– общая, коллективная ценность (восприятие сообщества);

– всеобщая ценность (научное объективное знание).

Объективация находится в тесном взаимодействии с осмыслением и созданием художественных произведений искусства. Наиболее распространенные описания художественного произведения сводятся к трем основным позициям:

– оно не является продуктом природы, а производится, создается деятельностью индивида, личности;

– художественное произведение создается для человека и направлено к его внешним чувствам (причем к определенной области чувств);

– оно имеет в себе конкретную цель.

Согласно этим положениям Г.В.Ф. Гегеля, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, абсолютная и всеобщая потребность, порождающая искусство, состоит в том, что человек обладает сознанием и создает «из самого себя и для себя то, что он есть вообще» [2, с. 37]. Два пути осознания человеком:

– теоретически – понять, созерцать и «в воспринятом извне, познавать лишь самого себя» [2, с. 37];

– практически – через преобразование внешних предметов (вещей), воспроизводя в них собственную жизнь.

Во-вторых, художественное произведение предназначено для «чувственного ощущения, внешнего и внутреннего, для чувственного созерцания и представления» [2, с. 41-42]. Оно направлено на чувственное восприятие, но в то же время художественное произведение нацелено также и на дух, который способен «подвергнуться его действию и найти в нем какое-то удовлетворение» [2, с. 42]. Субъективный момент в творчестве художника заключается в том, что его духовная деятельность должна обладать синхронно и непосредственностью, и чувственностью, то есть чувственное и духовное сливаются в единое целое. Это значит, что искусство создается «для чувственного восприятия человека и потому более или менее заимствуется из чувственного мира» [2, с. 38]. Его предназначение – возбуждать «в нас нужные нам, то есть приятные, чувства» [2, с. 38].

Итак, подведем итоги сказанному. Искусство, у Г.В.Ф. Гегеля, - одна из ведущих форм саморазвития и самосовершенствования абсолютного духа в процессе художественного творчества. В соответствие с этим центральная задача искусства – триумф истины, отождествляемой на определенной стадии актуализации духа с прекрасным, понимаемым им как феномен чувственной видимости идеи.

Философ наделял идеал, под которым подразумевал прекрасное в искусстве миссией (ролью) первостепенного понятия предмета искусства и эстетики. В историческом развитии культуры, согласно трем стадиям развития идеала, Г.В.Ф. Гегель выделял три этапа эволюции искусства:

– символический период (древневосточное искусство), на котором идея не обрела еще адекватных форм художественного проявления;

– классическая ступень (греческое античное искусство), характеризующаяся абсолютным соответствием (адекватностью) идеи и формы;

– романтическая фаза (европейское искусство, включая средневековое), которой свойственно перерастание, превышение духовности над разными формами определенного чувственного отражения, когда свободный дух осваивает философию и религию как новые формы самопознания.

Обобщающий вывод по немецкой классической эстетике сделал немецкий философ Ф.Т. Фишер в работе «Эстетика, или Наука о прекрасном» (1922-1923). Ее центральная идея заключается в том, что красота как субъективное понятие выражает модифицированное в сознании усваивающего бытие (жизнь) человека.

Вместе с тем, исследователь отрицал существование, наличие красоты в природе, о чем продуктивно дискутировал с русским мыслителем Н.Г. Чернышевским, положительно отзывавшемся о его учении. В магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) он обосновывает объективность красоты мира, не смотря на его зависимость от многообразных субъективных условий и обстоятельств (особенности психики, вкуса, восприятия и т.п.).

Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что реальность превыше искусства, цель которого состоит в художественно-творческом постижении предметов и процессов действительности, их истолкования и понимания ценности, а не в достижении формальной, как у Ф.Т. Фишера, красоты [1].

Подводя итог исследованию, необходимо заключить, что представители немецкой классической философской мысли вывели эстетическую проблематику на принципиально иной, по сравнению с эпохой Просвещения, уровень дискуссии, подняв планку теоретических доказательств и выводов и сформировав представление об эстетике как науке о красоте и ступени познания.

При помощи понятийно-категориального аппарата и углубленного применения диалектического метода были обоснованы и раскрыты: зависимость субъекта от эстетического (объект-субъектное взаимодействие); связь эстетического с духовно-нравственным миром человека; призвание искусства быть орудием философии в постижении единства природы и духа, разрешении противоречивых ситуаций; процесс формирования идеала посредством объективации идеи; связь эстетики с историческим процессом.

В трудах И. Канта, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля эстетическое знание выступило в качестве некоей универсальной модели всего существующего, способное разрешать всевозможные противоречия и быть отражением всей полноты универсума.

Литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Том 1-й. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

3. Искандерова З.Г. Проблема социального идеала в истории социально-философской мысли: специальность 09.00.03 «История философии»: автореф. дис. … канд. филос. н. / Искандерова Зебиннсо Гафуровна. - Душанбе, 2009. - 28 с.

4. Лифшиц М. О Гегеле. - М.: Грюндриссе, 2012. - 304 с.

5. Лысенко А.В. Судьба искусства в немецкой эстетике ХХ века: классическая традиция: специальность 09.00.04 «Эстетика»: автореф. дисс. … канд. филос. н. / Лысенко Анна Владимировна. – СПб., 2008. - 19 с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс.: В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2000. - Т. I. - 721 c.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс.: В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. - Т. III. - 692 с.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс.: В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. - Т. IV. - 605 c.

9. Сидоров А. Эстетика немецкого идеализма как ответ на кризис современности // Terra Aesthtticas. - 2019. - № 1(3). - С. 8-26.

10. Татаренко Н.А. Понятие искусства и идеала в гегелевской эстетике в свете новых источников // История философии. - 2017. - Т. 22. - С. 27-37.

11. Туйцын Ю.В. Гносеологическая проблематика искусства в эстетике Гегеля: специальность 09.00.04 «Эстетика»: автореф. дис. … канд. филос. н. / Туйцын Юрий Владимирович. – М., 1990. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.