ПРАКТИКА
в ч
ва
ass
sss
as
а
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Эволюция внутриобъектовой беспроводной связи
Необходимость широкого внедрения беспроводных систем связи большой емкости, предназначенных для размещения внутри закрытых объектов и зданий, в последнее время стала ощущаться особенно остро. Существуют различные решения данной проблемы. Прежде всего, это расширение возможностей традиционных внешних сетей мобильной связи с целью обеспечения устойчивой беспроводной связи абонентов внутри зданий и объектов, работа систем 1_ТЕ в высокочастотном диапазоне и учет оператором специфических условий работы в городской среде.
Как обстоят дела с реализацией этой задачи на практике, и какое место займет высокоэффективная внутриобъектовая связь в перечне приоритетных проблем телекоммуникационного сообщества?
Вр
вп
недалеком прошлом операторы мобильной связи строили внутриобъектовые сети для покрытия услугами телефонной связи офисов крупных корпораций или мест скопления большого количества людей. Их абоненты, а иногда и регуляторы, пребывали в полной уверенности, что повсеместное покрытие качественной телефонной связью - вполне решаемая задача даже на существующем технологическом уровне. Отсутствие таких возможностей у систем 2G становилось источником неудовлетворенности пользователей мобильной связи и причиной их перехода от одного оператора к другому.
Установка на объектах любого внешнего оборудования осуществлялась после согласований и переговоров между операторами, владельцами зданий, компаниями и организациями, размещенными в них. При этом, как правило, использовались крупногабаритные конструкции, содержащие распределенные антенные системы (DAS), требующие специальной, дорогостоящей инфраструктуры сопряжения с оборудова-
нием связи внутри здания. Исключение составляли те случаи, когда возникала необходимость обеспечить услугами мобильной связи присутственные места и сооружения с очень высокой плотностью пользователей (например, стадионы), или же когда внутриобъектовые сети были ориентированы на возможно более широкое покрытие обслуживаемого пространства, а не на перспективные потребности в высокой пропускной способности и емкости сети.
При проектировании таких сетей исходили из достаточно реалистического предположения, что объем трафика от телефонов мобильной связи, например, в торговых центрах в день их открытия, вряд ли будет сильно отличаться от трафика в обычные выходные дни, но на пять лет позже. Это соображение позволяло достаточно просто рассчитывать нагрузки на сеть в будущем.
Однако с переходом на сети 30/40. новые абонентские устройства и широкополосные каналы, стимулы пользовательской активности и проблемы развития мобильной связи в целом стали более сложными и многомерными. Появилось большое количество переменных параметров технологического и прикладного свойства, стали более непредсказуемыми показатели спроса на услуги связи. Сегодня беспроводные системы внутренней связи создаются не только и не столько для того, чтобы компенсировать недостатки покрытия сотовых сетей мобильной связи или взять на себя часть прироста трафика и других проявлений активности пользователей. Напротив, некоторые решения в области внутренней связи используются сегодня для помощи операторам снизить оперативные затраты или избежать перегрузок своих макросетей, особенно от быстрорастущих объемов услуги передачи данных. Сегодня операторы стараются заинтересовать пользователя, а то и навязать ему широкий набор предложений по приоритетному обслуживанию.
Во многих странах мира широкополосные сети мобильной связи технологии 30 иМТБ работают в основном в диапазоне 2,1 ГГц. Однако радиоволны в этом диапазоне частот имеют слабую способность проникновения в закрытые помещения и малый радиус дей-
ствия по сравнению с аналогичными характеристиками систем мобильной связи стандарта GSM, работающими в диапазонах 900 и 1800 МГц. Это значит, что внешние сотовые сети мобильной связи совершенно непригодны для обслуживания крупных объектов, особенно на краях зоны покрытия. У систем мобильной связи технологии LTE, работающих в диапазоне 2,6 ГГц, в этом плане - преимуществ не больше.
Некоторые операторы, пытаясь обработать экстремальные нагрузки, проводят испытания на своих макросото-вых сетях. Однако они не могут установить в них дополнительные передатчики (из-за ограничений по электромагнитной совместимости) или приобрести для радиопередающих центров новое оборудование, более соответствующее экстремальным нагрузкам. В данной ситуации операторам приходится направлять часть нагрузки с внешних сотовых сетей на внутриобъектовые.
У большинства операторов мобильной связи затраты на межстанционные тракты опорной сети непрерывно растут. И в этом случае предпочтительным решением является передача части трафика на альтернативную сеть с более свободной и дешевой опорной инфраструктурой.
Кроме того, в условиях насыщенности рынка услуг мобильной связи операторы ищут новые бизнес-модели, производные от услуги передачи данных. С этой точки зрения внутриобъек-товые сети, особенно использующие совершенно новые технологии и инфраструктуру, обладают значительным потенциалом. В частности, на их базе проще организуются услуги типа М2М, более эффективно распространяется целевая реклама по местоположению заинтересованных в ней клиентов, экономично реализуются фемтосотовые системы в домах абонентов. Однако использование этих возможностей сетей внутренней связи создает новые проблемы. Услуги, предназначенные для обслуживания большого скопления пользователей в определенном географическом месте, требуют абсолютно надежного соединения их абонентских устройств с сетью. В то же время торговые автоматы системы связи М2М не могут служить опорным пунктом или
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
«окном» для получения более устойчивого сигнала внешней сети мобильной связи.
Некоторые отраслевые регуляторы требования к покрытию услугами связи внутри помещений и объектов, содержащиеся в операторских лицензиях, формулируют в более жесткой форме, чем требования по покрытию населения традиционными услугами внешних сотовых сетей связи. К примеру, индийский телекоммуникационный регулятор TRAI настойчиво продвигает принцип обязательности внедрения систем внутренней связи. Концепция гетерогенных сетей (Het Net), ставшая центральной темой в телекоммуникационном сообществе в связи с тенденцией к устойчивому покрытию больших территорий, склоняет операторов к взаимосвязи и объединению сетей, зачастую использующих различные технологии передачи. В реализации этих тенденций вну-триобъектовые сетевые решения могут сыграть важную роль.
Требования по поддержке новых широкополосных технологий мобильной связи, которые не могут выполняться с помощью старых антенн типа DAS также создают лучшие условия для работы внутри помещений и объектов радиосистемам служб общественной безопасности.
Некоторые владельцы зданий стали больше разбираться в области передовых беспроводных технологий. Они рассматривают возможность взять под свой контроль и получать доход от принадлежащего им эфирного пространства путем предоставления своим арендаторам и посетителям оптимальных услуг связи и передачи данных. Это требует изменения некоторых коммерческих и технических принципов организации связи внутри помещений, например, привлечения поставщиков-по-средников, которые организуют работу с операторами посредством аренды их инфраструктуры. Такой подход все более широко распространяется среди организационных структур операторов и приобретает характер стратегического решения.
Первое время специалисты, занимающиеся удаленным сетевым доступом (RAN), были озабочены обеспечением услугами мобильной связи, специфических с точки зрения покрытия и нишевых пространств. В то же время отделы сбыта предприятий связи, со своей стороны, стремились реализовать проекты внутриобъектовой связи, чтобы в лице владельцев зданий и закрытых объектов заполучить крупных пользователей. В настоящее время такие частные проблемы функционирования систем вну-
тренней связи, как мобильное скачивание данных из внешних источников, связаны с более широкими вопросами обслуживания трафика, тарифными планами и сетевой политикой. Что касается подразделений маркетинга и стратегического развития предприятия связи, то они сегодня занимаются тщательным исследованием новых бизнес-моделей и приложений. Это означает, что в системах внутренней связи сегодня заинтересованы все участники операторского бизнеса - от разработчиков сетевой архитектуры до программистов мобильных телефонов, включая биллинговые группы и специалистов в области информационных технологий. В дальнейшем за счет сетевого аутсорсинга этот перечень дополнится акционерами предприятий, участвующих в операторском бизнесе.
Некоторые операторы, достигнув хорошего покрытия внутри зданий и в закрытых помещениях, решают диверсифицировать свои услуги, выделив из них специфические услуги связи с этими объектами. Так, австралийская компания Telstra предлагает свою службу Next-G, которая, согласно рекламе, очень хорошо работает в местах, трудно доступных для обычных сотовых систем связи. Объясняется такое уникальное свойство новой службы тем, что ее рабочий диапазон просто совпадает с диапазоном частот, довольно часто используемым в системах внутренней связи. Компания Vodafon настойчиво предлагает пользователям свой фемтосотовый продукт Sure Signal, который якобы может обеспечить покрытие с качеством обслуживания «бизнес-уровня», рассчитанным на потребности малых предприятий, хотя система ориентирована в основном на передачу телефонии, а не на передачу данных.
Как выбрать технологию системы внутренней связи
Поставщики оборудования связи и организации, занимающиеся стандартизацией, в последнее время стали энергично заниматься внедрением инновационных решений для повышения эффективности и надежности систем мобильной связи внутри зданий и закрытых объектов. Сегодня уже имеется широкий выбор разнообразных методов наращивания покрытия и производительности широкополосной мобильной связи, в частности, за счет использования:
^ активных и пассивных систем DAS; ^ с помощью фемтосот и пикосот различных типов, которые все чаще объединяются в группу «оборудования для малых сот»;
^ систем Wi-Fi, обслуживаемых самим оператором инфраструктуры или другим оператором, который в телекоммуникационном бизнесе называется «третьей стороной»;
^ приемопередающего оборудования систем поколений 3G/4G, работающего в более «проникающем» низкочастотном спектре радиоволн систем поколения 2G;
^ сетей 4G, например, технологии LTE диапазона 700 МГц;
^ передовой макросотовой техники типа MIMO или технологий направленного радиоизлучения для более точного и эффективного покрытия объектов внутри здания со стороны внешней сети;
^ так называемых «радиоголовок» удаленного доступа и технологий «облачного удаленного сетевого доступа» (Cloud RAN), таких, как оборудование LightRadio компании Alcatel-Lucent;
^ регенераторов и усилителей сигнала следующего поколения, которые более пригодны для планирования макросотовых радиосетей;
^ оконечных устройств с более совершенными антеннами и приемным оборудованием, которые позволяют максимально повысить качество и устойчивость связи при малых уровнях сигнала на входе.
Компания Vodafon настойчиво предлагает пользователям свой фемтосотовый продукт Sure Signal, который, якобы, может обеспечить покрытие с качеством обслуживания «бизнес-уровня»
№ 3 • 2012 век| КАЧЕСТВА
49
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Один из методов наращивания покрытия и производительности широкополосной мобильной связи предусматривает использование «радиоголовок» удаленного доступа и технологий «облачного удаленного сетевого доступа» (Cloud RAN), например, LightRadio компании Alcatel-Lucent
Каждый из указанных выше способов увеличения степени покрытия имеет свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения стоимости, простоты реализации, возможности использования в будущем и соответствия специфическим условиям оператора и его перспективным планам и требованиям.
Концепция «выгрузки» мобильных данных от пользователей в зданиях и закрытых объектах посредством систем Wi-Fi, а для некоторых случаев - фемтосот, является хорошим примером того, как сильно различаются точки зрения на технологии реализации этой концепции. Некоторые операторы имеют много сторонников внедрения именно систем Wi-Fi, например, компании AT&T и Telefonica O2. Это можно объяснить тем, что большое количество их абонентов в настоящее время имеют IP-телефоны и iPad-ы фирмы Apple, которые оптимизированы на работу с системами Wi-Fi. Другие операторы (например, Verizon и H3G) к такому решению относятся скептически, предпочитая иметь сотовые сети, которые они сами тщательно планируют и обслуживают. Третьи представители операторского сообщества, напротив, пытаются управлять избыточным трафиком данных в своих сетях 3G с помощью ценовой политики или ограничительных методов сетевого обслуживания, а не посредством какой-либо из перечисленных выше специальных технологий «выгрузки» трафика, исходящего от внутри-объектовых пользователей.
По существу, одни операторы видят решение проблемы обслуживания вну-триобъектовых пользователей в развитии широкополосной мобильной связи, тогда как другие - в контроле спроса на услуги. Анализ нарушений связи убеждает, что победителями в этом споре будут те, кто сможет реализовать системный подход, который с учетом пользовательского опыта будет опираться на оба способа решения проблемы обеспечения устойчивой мобильной связи для пользователей внутри зданий и закрытых объектов.
Неоднородный характер концепции внутри-объектовой связи
Важно также понимать, что беспроводная внутриобъектовая связь, как драйвер бизнеса мобильной связи, не является монолитной концепцией, а ее конкретная реализация зависит от типа строения или объекта, которые должны быть обеспечены мобильной связью. Существует множество разнообразных, отдельно стоящих закрытых помещений и территорий, которые имеют специфические особенности технологического и конъюнктурного характера и требуют различных подходов при организации беспроводного телекоммуникационного бизнеса. Основными разновидностями территорий и помещений такого рода являются:
^ объекты с большим притоком посетителей. Обычно они имеют значительное свободное пространство, заполняемое толпами прибывающей и убывающей публики. Они довольно часто находятся в пользовании различных корпоративных субарендаторов и концессий. К таким объектам относятся торговые центры, аэропорты, конференццентры, спортивные объекты и различные транспортные узлы;
^ пункты размещения крупных компаний (строения типа кампуса, корпоративные штаб-квартиры и офисы, фабричные и складские помещения);
^ офисные здания коллективного пользования. Многие офисные здания находятся в совместном пользовании большого числа арендаторов при наличии только одного независимого владельца территории и здания;
^ малые офисы и офисы-филиалы. Частные компании или крупные организации с многочисленными пунктами присутствия, размещенными на обширной территории, могут захотеть увеличить степень покры-
тия своих офисов или внедрить некоторые частные решения, продиктованные необходимостью снижения затрат на связь;
^ частные владения и помещения квартирного типа. Это автономно обслуживаемые владения, представляющие собой нечто среднее между индивидуальными домами и жилыми строениями с многочисленными арендаторами и напоминающие многоквартирные блоки;
^ структуры и сооружения специального типа. Внутренние пространства таких сооружений, как транспортные и пешеходные тоннели, станции и другие помещения метрополитена, а также сооружения другого типа, имеющие плохое радиопокрытие, но большое количество посетителей.
Каждый из приведенных выше типов сооружений или объектов имеет свои специфические характеристики, предысторию появления и сферу применения. К тому же они могут иметь деловые связи с различными бизнес-группами, среди которых могут оказаться и операторы связи.
Важно знать, обслуживается данный объект одним оператором мобильной связи, несколькими или даже всеми операторами, присутствующими на данном рынке? Дело в том, что владельца аэропорта или торгового центра вряд ли устроит такое решение проблемы внутренней связи своего предприятия, при котором обслуживается только одна часть его посетителей, тогда как другая имеет плохое покрытие. Напротив, домовладения и малые предприятия могут пользоваться услугами только одного оператора, или же покрытие всех «труднодоступных» мест поручить только одному провайдеру.
Крупные предприятия для операторов - это весьма проблемные объекты. В идеале оператора бы устроили долгосрочные контракты с ними по обеспечению служащих услугами мобильной связи. Если будет соответствующая поддержка со стороны бизнеса, они будут наращивать покрытие помещений внутри крупных предприятий, например, с помощью микросот или систем ОЛБ. Однако тем самым они усугубляют свои сетевые проблемы, вместо того, чтобы работать над обеспечением покрытия в сотрудничестве с другими операторами и на совместно используемых системах. Данное обстоятельство, вероятно, станет источником проблем, связанных с тенденцией так называемой «консьюмеризации» (сопБитепБайоп) информационно-
телекоммуникационной среды пред-
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
приятия. Это когда служащие предприятий для решения служебных задач используют свои собственные смартфоны и таблеточные ПК, привлекая все многообразие возможностей существующих сетей связи.
Некогда широко разрекламированные технологии типа фемтосот тоже оказываются не слишком пригодными для крупных производственных комплексов, поскольку подразумевают, что точная демаркационная граница между корпоративной 1_ЛИ предприятия, ее защищенной инфраструктурой и оборудованием оператора отсутствует, а сам оператор, как правило, только один.
Широкий выбор трудных путей реализации
В предыдущих разделах дан анализ растущего перечня технологических опций, доступных оператору, который решает улучшить покрытие услугами мобильной связи внутренних помещений и объектов; рассмотрен ряд факторов, стимулирующих операторов реализовать данное решение в интересах своего бизнеса; представлена информация о наличии на рынке разнообразного оборудования для создания приемопередающих пунктов. В дополнение следует отметить, что каждый оператор имеет индивидуальную стартовую позицию и свое положение на рынке, которые могут сильно отличаться от положения других операторов. Поэтому необходимо учесть все многообразие факторов, влияющих на выбор технологий и подходов к их реализации, чтобы ответить на вопрос, какие из них являются для оператора наиболее приемлемыми. В частности, каждый оператор мобильной связи начинает ра-
ботать на специфическом, выделенном только ему участке радиочастотного спектра. Кроме того, он должен работать на рынке с аукционным распределением несущих частот между всеми его участниками, которое он не может контролировать. Иногда он может повторно использовать частоты существующих систем мобильной связи поколения 2G для новых систем 3G/4G, а организация дополнительных сотовых узлов может вызвать противодействие со стороны местных органов, занимающихся перспективным планированием и контрольно-разрешительной деятельностью.
Должны быть учтены также такие обстоятельства, как доступность широкополосных трактов на сетях стационарной связи, необходимых для реализации решений с использованием фемтосот или систем Wi-Fi. Даже такие прозаические вещи, как местная строительная практика, могут влиять на принятие решений оператором. Например, использование в строительстве зданий дерева, железобетона или металлизированных оконных рам по-разному влияет на распространение радиоволн внутри помещений.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что рынок услуг внутриобъ-ектовой связи становится все более сложным, как это происходит с рынком широкополосных услуг мобильной связи. Исторически сложилось так, что инвестиции в сферу внутриобъектовой связи осуществлялись исключительно по тактическим соображениям, а выбор технологий, который проводился инженерами и персоналом предприятия связи, занимающимся продажами, преследовал прагматические цели.
В перспективе беспроводная вну-триобъектовая связь станет еще более сложным делом из-за исключительно сильного влияния на ее технологический облик целого ряда новых факторов. Важнейшими среди них станут: природа бизнес-моделей широкополосной мобильной связи, используемых операторами; профессиональная ориентация их пользовательских групп; деловые связи операторов с местным рынком; философия операторов в вопросах сотрудничества и аутсорсинга.
Проблема высокоэффективной вну-триобъектовой связи должна занять более важное место в перечне приоритетных проблем телекоммуникационного сообщества, а решения, принимаемые в данной области уже сегодня, должны приобретать стратегический характер. ■
По материалам журнала Mobile Europe
Современная тенденция «консьюмеризации» (consumeпsatюn) информационнотелекоммуникационной среды предприятия проявляется в том, что сотрудники предприятий для решения служебных задач используют свои собственные смартфоны и ПК
Корпоративные мобильные приложения набирают популярность
Корпорация Symantec объявила результаты исследования State of Mobility 2012 года, подтвердившего наступление переломного момента в вопросе применения мобильных технологий. Проведенный опрос показал рост популярности мобильных приложений в организациях - 71% корпораций как минимум приступили к обсуждению возможности применения специальных мобильных приложений, а одна треть внедряет или уже внедрила подобные сервисы.
Несмотря на такое проникновение технологий, практически половина респондентов (48%) отметили, что внедрение мобильных решений является крайне сложным процессом, а 41% указали, что мобильные устройства составляют один из трех основных источников ИТ-рисков. Учитывая имеющиеся проблемы, ИТ-департаменты пытаются балансировать между преимуществами мобильных решений и связанными с ними рисками, обеспечивая повышение динамичности бизнеса, производительности труда и эффективности работы.
«Нас впечатлили темпы внедрения мобильных приложений организациями, - сказал СиДжей Десай (Си ОеБа1), старший вице-президент группы конечных устройств и мобильных решений Бутап1ес. - Это настоящая культурная революция на фоне полного отказа от мобильных устройств, который наблюдался не так давно. Теперь компании активно распростра-
№ 3 • 2012 ВеК КАЧЕСТВА
51
в \ нн
ПРАКТИКА нзн ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ва в
няют и разрабатывают мобильные приложения, и это создает новые сложности для ИТ-персонала. При этом приятно отметить, что в вопросах информационной безопасности большая часть компаний смотрит глубже банальных потерь и краж мобильных телефонов».
Исследование State of Mobility обнаружило те проблемы, которые возникают в организациях, когда они начинают применять мобильные технологии, а также помогло определить и оценить численно риски, относящиеся к мобильности, с позиции ИТ-специалистов. В рамках опроса более 6000 организаций из 43 стран рассказали об изменениях, связанных с использованием мобильных устройств и мобильных приложений.
Мобильные устройства стали критически важными для бизнеса
Значительное расширение сферы применения мобильных приложений стало результатом общего признания организациями прибыльности сферы мобильных технологий. Доверие также поддерживается редким в отрасли соответствием ожиданий и реальности. В основном ожидания от новых технологий значительно превосходят реальные результаты их применения. Однако для тех смартфонов и планшетов, которые используются сегодня, лишь в 70% случаев ожидался рост производительности труда, и в 77% он действительно произошел после внедрения новых технологий. Более того, 59% респондентов уже используют мобильные устройства для важных бизнес-приложений, что является еще одним признаком перехода мобильности в класс массовых технологий.
Мобильные инициативы значительно влияют на ИТ-ресурсы
Как любые новые веяния, мобильные технологии при внедрении создают проблемы для ИТ-компаний. Практически половина (48%) респондентов отметила, что мобильность стала новым вызовом, в то время как две трети опрошенных сообщили о снижении затрат и сложности решения ключевых бизнес-задач. С точки зрения Symantec, увеличение уровня проблем говорит о переходе от маленьких пилотных проектов и тактических внедрений - где политики часто обходят стороной, создавая исключения -к полномасштабным корпоративным проектам, в которых стандартизация политик приводит к усложнению системы. Полученные данные также говорят о том, что многие внедрения еще не используют преимущества уже созданных корпоративных систем и процессов, которые могли бы облегчить нагрузку и затраты в масштабе всей сети, исключая необходимость дублирования ресурсов.
Мобильные риски влияют на организации
Распространение мобильных технологий сопровождается появлением рисков, и ИТ-компании осознают эту проблему. Примерно три из четырех организаций указывают на высокий уровень безопасности, как на ключевую задачу бизнеса в отношении мобильности, и 41% считает мобильные устройства одним из трех ключевых источников ИТ-рисков, а также основным риском, который отмечают ИТ-специалисты. Риски в данном случае могут быть различными: потеря и кража устройств, утечка данных, неавторизованный доступ к корпоративным ресурсам, а также передача вредоносного ПО с мобильных устройств на корпоративную сеть. Поскольку мобильные устройства в настоящее время используются для обработки критически важных бизнес-процессов и данных, инциденты информационной безопасности могут стоить очень дорого. Например, средняя годовая стоимость инцидентов, связанных с мобильными устройствами в корпоративной среде, включая утечки данных, урон деловой репутации, потерю производительности труда и доверия клиентов, составила порядка 429 тыс. долл. В сегменте СМБ стоимость мобильных инцидентов ИБ составила около 126 тыс. долл.
Рекомендации
Именно те организации, которые стремятся использовать мобильные технологии, сохраняя высокий уровень безопасности, раньше других добьются улучшения бизнес-процессов и повышения производительности труда. Компаниям необходимо разрабатывать стратегию
внедрения мобильных технологий с учетом корпоративной культуры и минимизации рисков.
Основные советы:
О Внедряйте повсеместно: мобильные технологии предоставляют невероятные возможности для организаций любого размера. Выясните, какие преимущества вы можете получить, применяя мобильные технологии, и разработайте поэтапный подход, создавая необходимую для ваших планов экосистему. Чтобы получить максимальный эффект от мобильных инноваций, запланируйте внедрение критически важных для бизнеса мобильных приложений, которые будут использоваться повсеместно. Сотрудники в любом случае будут применять мобильные устройства - пусть это будет на ваших условиях.
О Думайте стратегически: проведите реалистичную оценку максимальных возможностей вашего плана по использованию мобильных технологий в бизнесе и его влияния на инфраструктуру. Подумайте о большем, чем просто чтение электронной почты с телефона. Исследуйте все возможности мобильных технологий, которые могут быть реализованы, и оцените риски и угрозы, с которыми необходимо будет справиться. Применяйте кросс-функциональный подход для защиты важных данных, независимо от места их расположения.
О Управляйте эффективно: мобильные устройства являются полноправными конечными точками, которым нужно уделять такое же внимание, как и традиционным ПК. Многие процессы, политики, процедуры обучения и технологии, применяемые для настольных ПК и ноутбуков, также нужно использовать и для мобильных платформ. Таким образом, средства управления мобильными устройствами должны быть интегрированы в общую среду ИТ-менеджмента, их администрирование должно происходить единообразно, лучше всего - при помощи совместимых решений и унифицированных политик. Такой подход позволяет повысить эффективность операционной деятельности и снизить общую стоимость владения устройствами.
О Требуйте соответствия: поскольку все больше сотрудников используют персональные устройства для подключения к корпоративной сети, организациям необходимо модифицировать политики предоставления доступа, охватывая как рабочие, так и принадлежащие сотрудникам устройства. Уровни контроля и безопасности должны отличаться в зависимости от того, кто является владельцем устройства, обеспечивая при этом соответствие требованиям политик организации. Сотрудники и дальше будут приносить свои планшеты и телефоны, чтобы сделать работу более эффективной и приятной, так что организациям следует предусмотреть это, обеспечив легальность и управляемость данного процесса.
О Обеспечивайте целостную защиту: расширяйте свое видение, выходите за пределы простых паролей, политик запрета и блокирования приложений. Сфокусируйтесь непосредственно на информации, на том, где она будет просматриваться, как будет передаваться и храниться. Интеграция с существующими системами предотвращения утечек данных, шифрования и аутентификации обеспечит полное соответствие корпоративным политикам и требованиям закона.
Исследование Symantec State of Mobility 2012
Исследование Symantec State of Mobility 2012 года было проведено компанией Applied Research в период с августа по ноябрь 2011 года. Ответы на вопросы были получены от представителей 6275 организаций, расположенных в 43 странах, включая Северную Америку, регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), Азиатско-Тихоокеанский регион, Японию и Латинскую Америку. В малых компаниях опрашивались ответственные за ИТ. В корпоративном секторе вопросы задавались страшим сотрудникам ИТ-департаментов и менеджменту компаний. В рамках опроса мобильными считаются такие устройства как смартфоны Blackberry, iPhone, Android, iTouch и другие подобные устройства. Ноутбуки не входят в данную категорию. ■
По материалам компании Symantec