Научная статья на тему 'Эволюция внешней политики Саудовской Аравии после «Арабской весны»'

Эволюция внешней политики Саудовской Аравии после «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2630
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / САУДОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ИРАН / СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗАЛИВА / ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / ЕГИПЕТ / СИРИЯ / ИРАК / ЙЕМЕН / SAUDI ARABIA / SAUDI REGIONAL POLICY / "ARAB SPRING" / IRAN / GULF COOPERATION COUNCIL / LEAGUE OF ARAB STATES / EGYPT / SYRIA / IRAQ / YEMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косач Григорий Григорьевич

Рассматривается саудовская политика в период событий «арабской весны» в зоне Персидского залива и арабского мира, включая Египет, Сирию и непосредственных соседей Саудовской Аравии Ирак и Йемен. Выделяются основные направления саудовского внешнеполитического курса в отношении этих стран и факторы, оказавшие свое воздействие на его эволюцию. Отмечается, что важнейшей причиной, определившей саудовский региональный курс периода 2011-2014 гг., выступает противостояние Ирану как «стратегическому противнику» Саудовской Аравии в масштабе арабского геополитического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF SAUDI ARABIA''S FOREIGN POLIСY AFTER THE «ARAB SPRING»

This paper analyses the Saudi policy after the events of the «Arab Spring» in the Persian Gulf zone and in the Arab World, including Egypt, Syria and the neighboring states of Saudi Arabia Iraq and Yemen. The author reviews the main directions of Saudi foreign policy towards these countries and the factors influencing its development. It is noted that the central reason, which determined the Saudi regional policy in the period from 2011 until 2014 was its confrontation with Iran as a «strategic enemy» of Saudi Arabia in the Arab geopolitical area.

Текст научной работы на тему «Эволюция внешней политики Саудовской Аравии после «Арабской весны»»

50

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3, с. 50-62

УДК 328.32

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ ПОСЛЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

© 2015 г. Г.Г. Косач

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

[email protected]

Поступила в редакцию 01.06.2015

Рассматривается саудовская политика в период событий «арабской весны» в зоне Персидского залива и арабского мира, включая Египет, Сирию и непосредственных соседей Саудовской Аравии - Ирак и Йемен. Выделяются основные направления саудовского внешнеполитического курса в отношении этих стран и факторы, оказавшие свое воздействие на его эволюцию. Отмечается, что важнейшей причиной, определившей саудовский региональный курс периода 2011-2014 гг., выступает противостояние Ирану как «стратегическому противнику» Саудовской Аравии в масштабе арабского геополитического пространства.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, саудовская региональная политика, «арабская весна», Иран, Совет сотрудничества арабских государств Залива, Лига арабских государств, Египет, Сирия, Ирак, Йемен.

Саудовская Аравия - «консервативное государство» [1, с. 56]. Это клише саудовского дискурса означает, в том числе, что саудовский внешнеполитический курс направлен на обеспечение стабильности в регионе Ближнего Востока. Характеризуя саудовскую внешнюю политику, министр по делам Национальной гвардии принц Мутаб бен Абдалла подчеркивал: «Королевство стоит на стороне народов и легитимных режимов, а не группировок, которые, обеспечивая свое продвижение к власти, выдвигают иллюзорные лозунги» [2]. Речь шла о нынешней региональной ситуации - последовавшим за «арабской весной» взрывом насилия и дестабилизацией окружающего Саудовскую Аравию пространства, где росло влияние апеллирующих к религии экстремистов. Реализуя свой курс, Саудовская Аравия опиралась на объединяющие арабский мир (или его субрегионы) структуры - Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и Лигу арабских государств (ЛАГ).

Саудовская политика: зона Персидского залива

По мнению саудовского политолога, страны ССАГЗ - «стратегический тыл Королевства» [3, с. 234]. Его защита, что продемонстрировали бахрейнские волнения конца зимы-весны 2011 г., важнейшая задача саудовской внешней политики. Оценивая положение в Бахрейне как итог «действий Ирана», вызвавших к жизни «межконфессиональные трения и религиозный экстремизм», саудовский «правящий класс»

добился поддержки своей точки зрения членами ССАГЗ и ЛАГ.

Итогом развития событий в этом направлении стала передислокация части совместных сил ССАГЗ «Щит полуострова» (большую часть которых составили саудовские вооруженные формирования) на территорию страны-участницы этой региональной организации. Характеризуя в начале апреля 2011 г. положение в Бахрейне, распространенный саудовским кабинетом министров пресс-релиз подчеркивал, что переброшенные в Манаму силы ССАГЗ «содействовали отражению внешних попыток дестабилизировать положение в братском государстве» [4]. Возвращаясь к этой идее, саудовский сановник отмечал, что «формирования "Щит полуострова" положили предел иранским посягательствам» [5].

Ситуация в Бахрейне кристаллизовала саудовскую позицию в отношении ССАГЗ, определив движение к его структурной перестройке. В мае 2011 г. ССАГЗ объявил о «поэтапном включении» в свой состав Иордании и Марокко, что позволило бы создать «расширенный регион Залива». Соображения, связанные с региональной безопасностью, занимали основное место в списке «выгод», которые ССАГЗ получил бы в случае реализации проекта «расширения». Как отмечал саудовский аналитик, «условием вступления в Совет сотрудничества выступает присоединение к Соглашению о совместной обороне и укрепление коллективной обороны в условиях роста современных угроз», что позволит «противостоять региональным вызовам» [6, с. 38].

Открывая 19 декабря 2011 г. в Эр-Рияде очередную сессию Высшего совета ССАГЗ, (в то время) король Абдалла бен Абдель Азиз, обращаясь к главам государств Залива, говорил об «эпохе вызовов, требующих бдительности». Подчеркивая, что, если страны Совета сотрудничества не хотят «столкнуться с забвением и слабостью», они обязаны «перейти от этапа сотрудничества к этапу союза - иттихад» [7], предполагающему отказ от части национального суверенитета. В Саудовской Аравии инициатива короля Абдаллы бен Абдель Азиза была охарактеризована как «выражение общей ответственности глав государств Совета в условиях, когда арабская нация переживает бросающую вызовы эпоху своего развития» [8].

Реализация связанной с «союзом» государств ССАГЗ инициативы не выглядела как дело обозримого будущего, а «ответственность» глав входящих в Совет сотрудничества государств формальна в силу опасений, связанных с усилением саудовского влияния. Если безусловным сторонником «союза» выступил Бахрейн, то иные государства ССАГЗ далеки от того, чтобы немедленно поддержать инициативу саудовского монарха. Пресс-релиз состоявшегося в Джидде 2 сентября 2012 г. Министерского совета ССАГЗ подчеркивал, что «в свете замечаний государств-членов» идея «союза» требует «большего времени и дополнительных консультаций» [9].

Однако движение к расширению интеграционных процессов в рядах Совета, являющихся «консервативным» ответом на вызов дестабилизации Ближнего Востока, очевидна тенденция. Саудовская политика устремлена к тому, чтобы в максимально возможной степени исключить внешние силы (Иран, в первую очередь) и их союзников из числа игроков на арабском геополитическом пространстве, как и смягчить последствия политических изменений в регионе. Заключительное коммюнике состоявшегося в конце ноября 2014 г. в Дохе совещания Министерского совета ССАГЗ с участием министров иностранных дел Иордании и Марокко выражало «глубокую тревогу в связи с иранским вмешательством во внутренние дела государств Совета сотрудничества, которое подрывает безопасность и стабильность региона» [10].

Саудовский курс на превращение Совета сотрудничества в «союз» имел непосредственное отношение к укреплению совместной обороны и безопасности. В декабре 2013 г. на саммите в Эль-Кувейте была достигнута договоренность о создании «единого военного командования государств Залива» со штаб-квартирой в Эр-Рияде. Ранее, в ноябре 2012 г. на рассмотрение

глав государств Совета сотрудничества было представлено Соглашение о взаимодействии в сфере безопасности, утвержденное ими на декабрьском саммите того же года в Манаме. Провозглашая целью ССАГЗ «защиту безопасности и стабильности государств Совета сотрудничества» [11], оно предполагало широкое сотрудничество между национальными специальными службами. В ноябре 2013 г. это Соглашение было подписано в саудовской столице.

Используя это Соглашение в качестве предлога для обуздания активной внешнеполитической деятельности Катара (стремившегося стать вторым «центром силы» ССАГЗ), Саудовская Аравия (поддержанная Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами - ОАЭ) в начале марта 2014 г. отозвала своего посла из ка-тарской столицы. Это был беспрецедентный шаг, осуществленный ради укрепления саудовских позиций и противодействия осуществлявшимся Катаром контактам с теми политическими структурами («Братья-мусульмане» были одной из них), которые рассматривались в Эр-Рияде как «террористические» и действующие в фарватере иранской региональной политики. Опубликованное 5 марта 2014 г. совместное саудовско-бахрейнско-эмиратское заявление обвиняло Катар в том, что он «не выполняет подписанное им Соглашение о взаимодействии в сфере безопасности», развивая взаимодействие с «организациями, представляющими угрозу безопасности и стабильности государств-членов Совета» [12].

В середине ноября 2014 г. конфликт был разрешен. Официальное коммюнике о состоявшейся 16 ноября 2014 г. в Эр-Рияде встрече глав государств Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ (под председательством саудовского монарха) сообщало о достижении «согласия» между странами ССАГЗ (включившего и возвращение послов трех членов этой организации в Доху). Став «новой страницей в истории» Совета, Эр-Риядское совещание «содействовало дальнейшему процессу совместных действий в направлении формирования сильного и сплоченного образования - киян в регионе Залива». Необходимость такого «образования» (понимавшегося как преддверие «союза». - Г.К.) определялась «условиями, требующими [от Совета сотрудничества] укрепления сплоченности для защиты безопасности и стабильности» [13].

Саудовская политика: итоги «арабской весны»

События 2011 г. и последующих лет, менявшие положение в окружающем Саудовскую

Аравию геополитическом регионе, заставляли эту державу содействовать смягчению их последствий. Как отмечал пресс-релиз состоявшегося 11 июля 2011 г. заседания совета министров, где впервые была высказана саудовская точка зрения на развитие ситуации в арабском мире, «Королевство призывает прислушаться к голосу разума, прекратить кровопролитие и начать процесс серьезных реформ, способных защитить территориальную целостность и безопасность государств» [14].

Вместе с тем саудовская позиция в отношении событий «арабской весны» выглядела селективной. В случае Туниса эта позиция едва ли артикулировалась (хотя предоставление убежища бывшему президенту Бен Али показательно). Основные же элементы саудовского курса в отношении Ливии определялись сложным характером двусторонних отношений (в Саудовской Аравии говорили о «заговоре ливийского режима» против короля Абдаллы бен Абдель Азиза). Этот курс отталкивался от поддержки противников Муаммара Каддафи (включая и курс Катара в отношении внутрили-вийского конфликта), деятельности в рамках Совета сотрудничества и ЛАГ, направленной на то, чтобы утвердить «нелегитимность ливийского режима» и перенести «ливийское досье» на рассмотрение Совета Безопасности ООН. В дальнейшем, укрепляя контакты с правительством Абдель Фаттаха Ас-Сиси, саудовский политический истеблишмент считал возможным ограничиться поддержкой египетских действий, направленных на достижение внутриливийско-го урегулирования, видя свою задачу в ограничении попыток Катара расширить сферу влияния в Ливии, используя для этого контакты с исламистскими политическими структурами.

Египет. В ходе состоявшегося 30 января 2011 г. телефонного разговора между Абдаллой бен Абдель Азизом и президентом Бараком Обамой (в то время) саудовский монарх подчеркивал: «Стабильность Египта, благополучие и безопасность его народа не могут являться предметом шантажа или объектом нападок». Король утверждал, что события в Египте «сопровождаются разгулом анархии и запугиванием граждан под предлогом защиты демократических свобод». Однако, говорил он, имея в виду американскую поддержку отставки Хосни Мубарака, «защита свобод сеет ненависть и разрушение» [4].

Саудовский «правящий класс» был вынужден признать падение режима Х. Мубарака. В дальнейшем же в основе саудовского курса в отношении Египта лежало важное обстоятельство - выдвижение к власти исламистов. Кан-

дидатура Мухаммеда Мурси рассматривалась в Эр-Рияде как «опасная для Египта и всего региона» [15]. Хотя в Саудовский Аравии были вынуждены признать его успех на президентских выборах, логика этого признания была прагматична. Выражая ее, ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» писал в конце июня 2012 г.: «Даже если "Братья" за время своего правления и не оправдают ожиданий, с ними необходимо сближаться, подталкивая их в политически верном направлении. Союз с "Братьями" даст им сигнал о том, что Египет занимает особое место в арабском мире, которое они обязаны сохранить в условиях, когда регион переживает время сложных вызовов. Отношения с Египтом - ключевой фактор, как бы эта страна ни менялась, эволюционируя от монархии к военно-революционному режиму, а ныне - к республике, руководимой "Братьями"» [15].

Саудовско-египетские отношения, тем не менее, вступили в эпоху кризиса, подогревавшегося потеплением в отношениях Египта с Ираном. 28 апреля 2012 г. по указанию монарха министерство иностранных дел Саудовской Аравии заявило о закрытии посольства в египетской столице, а также об отзыве посла «для консультаций». В Эр-Рияде говорили и о прекращении экономической помощи Египту.

11 июля 2012 г. М. Мурси совершил свой первый зарубежный визит - в Джидду. Итогом его визита стало соглашение об увеличении саудовских капиталовложений в египетскую экономику, чему должны были способствовать обещания о введении льгот для саудовских предпринимателей. Вместе с тем, комментируя визит М. Мурси в Саудовскую Аравию, обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» писал, что «для Саудовской Аравии принципиально важен вопрос о том, какими будут будущие отношения между Каиром и Тегераном», добавляя, что речь идет не о том, что «государства Залива не желают восстановления дипломатических отношений между Египтом и Ираном, но эти государства хотели бы, чтобы эти отношения не были направлены против безопасности Залива, его арабского характера, как и против национальной безопасности всего арабского региона» [16].

Совершенный египетской армией 3 июля 2013 г. государственный переворот был с удовлетворением встречен в Эр-Рияде. В тот же день король Абдалла бен Абдель Азиз направил новому главе египетского государства поздравительную телеграмму, в которой выразил восхищение «мужеством египетских вооруженных сил, воплощением которых выступает генерал Абдель Фаттах Ас-Сиси, выведший Египет из тьмы подземелья», сообщая и о желании ока-

зать Египту материальную помощь, включая и организацию под саудовской эгидой «конференции доноров для египетского народа» [17]. Саудовская пресса расставляла дополнительные акценты, - ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» писал, что «суть "Братьев" может быть сформулирована с помощью одного слова "фашизм"» [18].

Дальнейшая эволюция саудовской позиции по Египту доказывала, что в Эр-Рияде стремятся к развитию тесных контактов с военными властями. Выступая 1 сентября 2013 г. на состоявшемся в Каире Министерском совете ЛАГ, глава саудовского внешнеполитического ведомства Сауд Аль-Фейсал заявил, что его страна поддержала новое египетское руководство, «оказав ему необходимую материальную и дипломатическую поддержку». В ходе же совместной пресс-конференции со своим египетским коллегой он отмечал: «В Египте вновь царит стабильность, а египетский народ в эти трудные дни сплотился вокруг своего руководства. Все это делает нас оптимистами» [19]. Состоявшийся 10 августа 2014 г. в Джидде «саудовско-египетский саммит» - встреча короля Абдаллы бен Абдель Азиза и А.Ф. Ас-Сиси возрождала саудовско-египетское «стратегическое партнерство». Как отмечал в этой связи С. Аль-Фейсал, встреча определялась тем, что «арабы должны выполнить свой долг в отношении угнетенных палестинских братьев, а также страдающих от смуты сирийцев». По его словам, этот «долг» требовал серьезного внимания к «смуте в Ираке, как и к незатухающим разногласиям в Ливии». Все эти вопросы, концентрировавшиеся, как замечал саудовский министр иностранных дел, вокруг «проблемы терроризма и вмешательства внешних сил (Ирана. - Г.К. )», могли быть решены при координации действий ведущих государств арабского мира [20].

Сирия. Как и в ливийском случае, саудовская позиция в отношении Сирии несла на себе отпечаток напряженности в отношениях обеих стран, вытекавшей, как отмечали в саудовской столице, из «ориентации президента Башшара Асада на тесные связи» с Ираном и, как следствие этих связей, его поддержку «антиправительственных действий Хизбаллы и ХАМАС» [21]. Эскалация протестных выступлений в этой стране создавала повод для воздействия на сирийскую внешнюю политику. Акцент, ставившийся саудовским «правящим классом» в момент начала этих выступлений на «прекращении кровопролития» и «начале серьезных реформ», означал, что Саудовская Аравия не была заинтересована в немедленном падении сирийского режима, считая, что это приведет к «хаосу».

Кристаллизация саудовской поддержки сирийской оппозиции (включая и ее финансовый компонент) обретала черты реальности по мере оформления ее организационных структур и взглядов на будущее Сирии. 6 августа 2011 г. король Абдалла бен Абдель Азиз выступил со специальным обращением к «братьям в Сирии». Он обвинил сирийский режим в «противоречащем нормам религии и морали кровопролитии», отметив, что «сирийское руководство стоит перед выбором - либо оно проявит мудрость, осуществив быстрые и всеобъемлющие реформы, либо страна погрузится в хаос». Саудовский «правящий класс» делал выбор в пользу оппозиции, - обращение короля завершалось сообщением об отзыве саудовского посла из Дамаска [7]. В тот же день действия сирийского правительства были осуждены Министерским советом ССАГЗ.

В конце августа 2011 г. Министерский совет ЛАГ провел первое заседание, посвященное развитию событий в Сирии, - это был итог усилий Саудовской Аравии, координировавшей свои действия с другими государствами ССАГЗ. Принятое этим заседанием заявление было выдержано в терминах обращения саудовского монарха - «прекращение кровопролития» и «обращение к мудрости» [22]. Дальнейшие действия Лиги определялись все возраставшим давлением Саудовской Аравии. 12 ноября 2011 г. Министерский совет приостановил членство Сирии в органах ЛАГ, призвав страны-члены этой организации отозвать послов из Дамаска и в дальнейшем предоставив Национальной коалиции сил сирийской оппозиции и революции (НКССОР) возможность участвовать в работе Лиги.

Саудовская Аравия приветствовала решения ЛАГ, настаивая, однако, на принятии более жестких мер. Одновременно саудовская пресса все чаще призывала к «интернационализации» внутрисирийского конфликта, говоря о том, что «внешнее вмешательство» в этот конфликт будет «международным - умамий», а не «иностранным - аджнабий», критикуя (порой резко) препятствующую этому позицию некоторых членов Совета Безопасности ООН (России в первую очередь) [23]. Принимая активное участие в Министерской комиссии ЛАГ по положению в Сирии, Саудовская Аравия сохраняла незыблемость своей позиции - «сирийское правительство обязано незамедлительно и в полном объеме выполнить обязательства» перед ЛАГ, «гарантировать безопасность гражданских лиц и мирных демонстраций» [24].

Выступая 12 декабря 2012 г. на состоявшейся в Маракеше IV встрече Друзей сирийского народа, С. Фейсал объявил об официальном

признании НКССОР в качестве «законного представителя сирийского народа». По словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, «правительство Служителя Двух Благородных Святынь пожертвовало через Национальную коалицию 100 млн долларов для того, чтобы облегчить страдания сирийского народа» [25]. Поддержка этой группы сирийской оппозиции (как и сформированных ею институтов альтернативной власти, включая и Свободную сирийскую армию), становилась основным направлением саудовского курса в отношении Сирии.

Появление в начале мая 2013 г. совместного российско-американского заявления о согласии обеих держав на проведение конференции «Же-нева-2» позволило Саудовской Аравии детализировать свою позицию по сирийскому вопросу. 25 мая того же года С. Аль-Фейсал подчеркнул: «Мы надеемся, что конференция осуществит немедленное прекращение огня и ответит чаяниям и надеждам сирийского народа, связанным с безопасным переходом власти». Далее он добавил: «Королевство настаивает на том, что Башшар Асад, его режим, а также его приближенные, руки которых были запятнаны кровью сирийского народа, не могут играть какой-либо роли в будущей Сирии». В этой связи, замечал глава саудовского внешнеполитического ведомства, «Королевство считает своей обязанностью продолжать поддержку Национальной коалиции в качестве законного представителя сирийского народа» [26].

Саудовская Аравия участвовала в конференции «Женева-2» как сторонник одной стороны внутрисирийского конфликта (и активный противник участия Ирана во встречах в Монтре), заявляя о неприятии Б. Асада. Выступая 22 января 2014 г. на открытии конференции «Жене-ва-2», С. Аль-Фейсал считал важным подчеркнуть, что задачей конференции выступает «создание переходного полномочного правительства, способного осуществлять руководство делами страны в политической и военной сфере, а также в сфере безопасности». Он замечал, что «Башшар Асад и ключевые фигуры его режима, запятнавшие руки кровью сирийцев, не будут ни сегодня, ни в будущем играть какую-либо роль в управлении» [27].

В дальнейшем эта позиция не подверглась коррективам. Начало деятельности на части сирийской территории Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) и провозглашение «исламского государства» исключило, тем не менее, возможность саудовского сотрудничества с официальным Дамаском. По словам саудовского сановника, «если международное со-

общество действительно стремится уничтожить гадину террора в Сирии, оно должно устранить первопричину сложившегося положения - режим», а также добиться от Ирана отказа от его поддержки. Он же подчеркивал, что противостояние «исламскому государству» неизбежно поставит вопрос и о поддержке воздушных ударов созданной для этого противостояния международной коалиции «сухопутными силами», которые должны быть представлены «умеренной сирийской оппозицией» [21]. В начале декабря 2014 г. в ходе работы брюссельской конференции министров иностранных государств-членов противостоящей «исламскому государству» коалиции эта позиция была повторена С. Аль-Фейсалом, заявившем о необходимости создания в Сирии «боеспособных наземных войск во главе со Свободной сирийской армией» [28].

Саудовская политика: республики-соседи

Ирак и Йемен - страны с республиканской формой правления и соседи Саудовской Аравии -находятся в фокусе внимания саудовской политики, определяемого развивающимися в них кризисными ситуациями. Поводы для их возникновения различны, - если в первой из них временные истоки дестабилизации восходят ко времени американо-британской интервенции и свержению режима Саддама Хусейна, то во второй - «арабской весны». Вместе с тем важнейшая причина как внутрииракского, так и внутрийеменского кризиса связана с неспособностью групп местной элиты (с их противоречивыми кланово-племенными, этническими, конфессиональными и регионалистскими интересами) достичь взаимопонимания в отношении управления этими странами.

Ирак и борьба с ИГИЛ. Саудовский взгляд на внутрииракскую ситуацию определялся неприятием сотрудничества между находившимся во главе иракского правительства (в течение 2006-2014 гг.) Нури Аль-Малики и Ираном. Объясняя причины этого сотрудничества, в Саудовской Аравии подчеркивали, что постсад-дамовский «правящий класс» Ирака «монополизирован» выходцами «из одной группы населения (шиитами. - Г.К.)», не отражая интересов «всей существующей» в стране «гаммы конфессий и этнических групп», имея в виду политические силы суннитской общины. Выражая свою озабоченность положением «перманентной нестабильности», официальные лица не считали возможным, в том числе, и возобновление работы саудовского посольства в Багдаде. Наступление ИГИЛ привело к коррекции этой позиции [29].

Опубликованный 16 июня 2014 г. пресс-релиз прошедшего под председательством (в то время) наследного принца Сальмана бен Абдель Азиза совещания совета министров подчеркивал, что «успех ИГИЛ был бы невозможен, если бы не проводившаяся в Ираке политика маргинализации значительных групп социума». Саудовское видение возможных последствий развития внутрииракской ситуации отталкивалось от необходимости сохранения «единства, суверенитета и территориальной целостности» Ирака, исключения «внешнего (иранского. - Г.К. ) вмешательства во внутренние дела» этой страны, и участия «всех сегментов общества в определении ее будущего» [30].

15 июня 2014 г. по инициативе Саудовской Аравии состоявшийся в Каире Совет постоянных представителей государств-участников ЛАГ принял резолюцию, осудившую действия ИГИЛ на иракской территории и призвавшую Ирак к созданию правительства, представляющего все этноконфессиональные группы. Спустя три дня, 18 июня 2014 г., выступая на открывшейся в саудовской Джидде 41-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества (ОИС), С. Аль-Фейсал развил эту тему: «Политика конфессио-нализма и маргинализации привела не только к внутрииракской смуте, но и к разрыву единства иракского социума». По словам саудовского министра, эта ситуация «поставила вопрос» о «вероятности гражданской войны» и о превращении Ирака в «место концентрации экстремистов и террористов» [31].

В свете вновь возникшего положения Саудовская Аравия считала важным действовать не только в Ираке, но и в Сирии против действующих там террористических группировок. Провозглашение в начале июля 2014 г. «исламского государства» на части территории Ирака и Сирии, как и уход в отставку правительства Н. Аль-Малики, на смену которому пришло правительство Хайдара Аль-Абади (приветствовавшееся в Эр-Рияде), подталкивало Саудовскую Аравию к решительным действиям.

1 августа 2014 г. саудовский монарх обратился к «арабской и исламской нации» - государствам - членам ССАГЗ, ЛАГ и ОИС. Он говорил о том, что «в арабском и исламском мире нашла благодатную почву смута». Развивая свою мысль, король призвал «руководителей нации» встать «против тех, кто пытается представить ислам миру как религию экстремизма, ненависти и терроризма» [32].

Действуя в ЛАГ, Саудовская Аравия (и ее союзники по ССАГЗ) в начале сентября 2014 г. добилась принятия Министерским советом Ли-

ги резолюции № 7804, осуждающей ИГИЛ и призвавшей «к противостоянию этой террористической организации», подтвержденный Нью-Йоркским совещанием Министерского совета Лиги от 23 сентября 2014 г. Одиннадцатого сентября 2014 г. в Джидде (по инициативе Саудовской Аравии) прошло совещание министров иностранных дел стран - членов ССАГЗ, Египта, Ирака, Иордании, Ливана, Турции и Соединенных Штатов, - был сделан шаг в направлении практического оформления международной коалиции борьбы с «исламским государством».

Участники совещания в Джидде подчеркнули, что стремятся «противостоять направленным против региона и мира террористическим угрозам». Посвятив значительную часть своего Заключительного заявления совещания развитию внутрииракской политической ситуации, они отметили важность «формирования нового иракского правительства, включающего представителей всех иракских политических сил». Придавая же законность своим действиям, участники совещания отметили, что «стремятся к реализации положений резолюции Совета Безопасности № 2170», а также «резолюции Лиги арабских государств № 7804 от 7 сентября 2014 г.», как и «выводов, касающихся "исламского государства", сделанных на саммите НАТО в Уэльсе» [33]. В день публикации этого документа саудовская пресса выступила с требованием «всеобъемлющих» ударов по позициям «исламского государства», включая воздушные и наземные операции.

23 сентября 2014 г. по позициям «исламского государства» в Сирии были нанесены удары при участии саудовской авиации и самолетов военно-воздушных сил Катара, Бахрейна, ОАЭ и Иордании. Комментируя саудовское участие в операции, «саудовский ответственный источник» сообщил: «Саудовские королевские военно-воздушные силы приняли участие в военной операции против ИГИЛ на территории Сирии. Эти действия были предприняты в рамках международной коалиции для поддержки умеренной сирийской оппозиции» [34].

Во вновь сложившейся ситуации Саудовская Аравия считала необходимым расширять контакты с правительством Х. Аль-Абади. Выступая на состоявшейся в Париже в середине сентября 2014 г. международной конференции «Безопасность и мир в Ираке», С. Аль-Фейсал подчеркнул, что иракское правительство «способно пойти по пути необходимых политических реформ, призванных обеспечить равенство всех групп иракского народа». По словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, «в условиях наступления "исламского государ-

ства" Ирак нуждается в широкой международной поддержке», подчеркнув, что его страна внесет в нее свою лепту [35].

Йемен. Причина саудовского внимания к Йемену очевидна, - внутрийеменские потрясения грозят дестабилизацией в саудовских юго-западных регионах - Асире и Неджране с их вкраплениями шиитских меньшинств (исмаили-тов и, в меньшей степени, зейдитов, единоверцы которых составляют почти половину йеменского населения). В конце 2009 - начале 2010 г. саудовская армия вела боевые действия против инфильтрантов из претендующего на представительство йеменских зейдитов Движения хуситов. Посетив в начале декабря 2009 г. позиции армии, король Абдалла бен Абдель Азиз говорил о «защите родины и народа от наемных (поддерживаемых Ираном. - Г.К.) террористов» [36].

Йемен вошел в ареал событий «арабской весны», продемонстрировав, как отмечал российский автор, что правление президента Али Абдаллы Салеха (пришедшего к власти в 1978 г.) создало к началу 2011 г. «несостоявшеееся государство». Йеменская политическая системы была парализована, на юге (где ранее располагалась Народно-Демократическая Республика Йемен) развивалось сепаратистское движение, на севере правительственная армия сражалась с повстанцами-хуситами, в некоторых южных провинциях американская авиация наносила удары по позициям «Аль-Каиды». Растущая нестабильность выдвигала вперед радикальных исламистов, приступивших к созданию собственных «эмиратов» [37, с. 259-304].

Внутрийеменская ситуация не только дифференцировала участников протестного движения начала 2011 г., но и вела к взрывоопасному конфликту. Стремясь предотвратить эволюцию в этом направлении, состоявшееся 10 апреля 2011 г. в Эр-Рияде (по инициативе Саудовской Аравии) чрезвычайное совещание министров иностранных дел государств ССАГЗ приняло «инициативу стран Залива» (положенную в дальнейшем в основу резолюции Совета ЛАГ по Йемену). Сложность йеменской политико-конфессиональной ситуации заставляла Саудовскую Аравию видеть в сторонниках президента А.А. Салеха (включая и армию) гарантию сохранения территориального единства страны-соседа, но, учитывая уровень протестных движений, настаивать на диалоге между ними и фракциями оппозиции.

Положения «инициативы стран Залива» предусматривали «сохранение единства, безопасности и стабильности Йемена», настаивая на достижении соглашения между президентом и участниками протестного движения ради

«удовлетворения требований народа, связанных с реформами». Ее авторы предусматривали «мягкий переход власти» на основе «национального консенсуса», исключающего скатывание страны к «анархии и насилию», разработав «дорожную карту» этого перехода. Президент А.А. Салех должен был передать власть «вице-президенту», в дальнейшем же предполагалось сформировать «возглавляемое оппозицией правительство национального единства», «разработать конституцию» и «провести выборы» [38].

Прибывший 12 сентября 2011 г. в Эр-Рияд А.А. Салех подписал «президентский указ» о передаче полномочий вице-президенту Абд Раббо Мансуру Хади, предусматривавший, в том числе, «реализацию принципов инициативы [государств Совета сотрудничества] под международной и региональной эгидой», «проведение президентских выборов и осуществление мирного и демократического перехода власти» [39]. 23 ноября 2011 г. в Эр-Рияде состоялась церемония подписания «инициативы стран Залива» всеми участниками политического процесса.

Хрупкость йеменской политической конструкции исключила возможность взаимопонимания между игроками на йеменской политической арене. Изменения на вершине политической власти (на прошедших в феврале 2014 г. досрочных президентских выборах победил единственный кандидат на президентский пост А.Р.М. Хади), как замечал российский исследователь, «не приблизили большинство сторонников» южнойеменского сепаратизма «к отказу от первоначальных... целей», исламские радикалы продолжили процесс создания «эмиратов» на юге, а Движение хуситов, оказывая давление на центральное правительство, усиливало «вооруженный конфликт» [37, с. 300-301].

Саудовская позиция поддержки «инициативы стран Залива» оставалась неизменной. Оказав содействие созданию «группы друзей Йемена», Саудовская Аравия выступила в роли одного из крупнейших доноров этой страны (в 2012 г. объем саудовской финансовой помощи Йемену составил 3 млрд 250 млн долларов). Выступая 22 мая 2012 г. на состоявшейся в Эр-Рияде III встрече этой неформальной группы, глава саудовского внешнеполитического ведомства С. Аль-Фейсал подчеркивал, что «инициатива стран Залива остается важнейшим условием достижения прогресса, безопасности и стабильности Йемена», требуя прекращения «внутренней междоусобицы и внешнего вмешательства» [40]. Считая А.Р.М. Хади законным представителем власти в Йемене (что поддерживается иными членами ССАГЗ), оказывая ему материальную помощь и моральную под-

держку, Саудовская Аравия в конце февраля 2015 г. перевела свое посольство из контролируемой Движением хуситов Саны в Аден, куда переместилась администрация А.Р.М. Хади.

Сохранение опасной ситуации на юго-западной границе Саудовской Аравии, вызванной непрекращающейся нестабильностью Йемена, может выдвигать перед саудовским истеблишментом и другие грани йеменской проблемы. Объявив Движение хуситов проиранской «террористической организацией», саудовское руководство считало вероятным установление прямых контактов между его сторонниками (включая и тех, кто находится в пределах Саудовской Аравии) и шиитскими радикалами в Восточной провинции. Саудовская власть в равной степени обеспокоена и действиями «Аль-Каиды», - комментируя в начале ноября 2014 г. положение в Йемене, министр внутренних дел Мухаммед бен Наеф подчеркивал: «Ситуация в братском Йемене открывает перед базирующейся в Йемене Аль-Каидой и хуситами возможность нанести ущерб безопасности Королевства» [41].

Этот вывод связан и с поиском неполитических средств воздействия на положение в Йемене. Говоря об этом, ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» в конце октября 2014 г. писал, напоминая о времени 1960-х гг., когда в ходе внутрийеменского конфликта Саудовская Аравия (и Иордания) поддерживала роялистов, а насеров-ский Египет - республиканцев: «Возобновится ли саудовско-иорданское сотрудничество в Йемене, став последним шансом добиться политического урегулирования и заставить противоборствующие стороны пойти на компромиссы, обеспечивающие участие всех в управлении? Речь идет, - добавлял он, - о военной поддержке, а не прямом военном вмешательстве» [42].

***

Саудовская внешняя политика доказывала, что она орудие государства, рассматривающего себя в качестве ведущей региональной державы, ставящей цель, по словам саудовского сановника, «восстановить стабильность в бурлящем ближневосточном море» [43]. Это также политика «освоения» пространства Ближнего Востока, из которого вытесняется Иран - основной «стратегический противник» Саудовской Аравии. Очевидно, что основные черты и направления саудовской внешней политики в ближайшей и в долгосрочной перспективе останутся неизменными в силу обстоятельства, определяемого в Саудовской Аравии как ее «осевая роль» в «политике, экономике и культуре» Ближнего Востока [44].

Список литературы

1. Аль-Али Х.И. Мабадиа ва ахдаф ас-сияса аль-хариджийя ас-саудийя: аль-мустава аль-халиджий аль-ислямий ад-дуввалий (Принципы и цели саудовской внешней политики: регион Залива, исламский мир, международное сообщество). Ас-Сияса аль-хариджийя ли Аль-Мамляка Аль-Арабийя Ас-Саудийя фи миат амм (Внешняя политика Королевства Саудовская Аравия за сто лет). Эр-Рияд, Институт дипломатических исследований, 2002.

2. Маджлис аль-вузара ас-саудий юшаддид аля идана ад-тадаххулят аль-иранийя фи шуун дувваль Аль-Халидж (Саудовский кабинет министров осуждает иранское вмешательство в дела государств Залива). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?sec tion=4&article=615795&issueno=11816 (дата обращения 05.04.2011).

3. Ар-Раджхи С.А. Илякат Аль-Мамляка Аль-Арабийя Ас-Саудийя би дувваль Аль-Халидж: аль-илякат ас-сиясийя (Отношения Королевства Саудовская Аравия с государствами Залива: политический аспект). Аль-Мамляка Аль-Арабийя Ас-Саудийя фи миат амм. Ас-Сияса аль-хариджийя (Королевство Саудовская Аравия за сто лет. Внешняя политика). Эр-Рияд, Дара аль-малик Абдель Азиз, 2007.

4. Аль-Малик ли Обама: ля мусавама аля исти-крар Маср ва саляма ва амн шаабиха (Король говорит Обаме: стабильность Египта, как и благополучие и безопасность его народа не могут являться предметом компромисса). URL: http://www.alriyadh. com/2011/01/31/article599942.html (дата обращения 31.01.2011).

5. Динамийя аль-амн аль-иклимий. Калима аль-амир Мукран бен Абдель Азиз. URL: http://www. gulfandglobe.org/home/ar/media-center/speeches-and-papers/28-2011-12-04-06-35-02.html (дата обращения

04.12.2011).

6. Аль-Вади М.Х. Индимам аль-Урдун ли Маджлис ат-таавун ли дувваль Аль-Халидж аль-арабийя байн аль-вакиа ва ат-тахаддияйят (Вступление Иордании в Совет сотрудничества арабских государств Залива: реальность и вызовы). Ат-Таавун, февраль, 2012. № 75.

7. Калима Хадим Аль-Харамейн иля ашиккаихи фи Сурия (Обращение Служителя Двух Святынь к братьям в Сирии). URL: http://mofa.gov.sa/ Service-sAndInformation/news/TwoHolyMosquesSpeeches/Pa ges/891042.aspx (дата обращения 06.08.2011).

8. Аль-Фейсал: мубадара тухаввиль дувваль Аль-Халидж иля мархаля аль-иттихад фи киян вахид на-кля науъийя кабира (Аль-Фейсал: инициатива перехода государств Залива на этап объединения в единое образование - качественный скачок). URL: http://www.gcc-sg.org/index1236.html?action=News& Sub=ShowOne&ID=2247&T=A (дата обращения 20.12.2011).

9. Аль-Байян ас-сухуфий ли ад-даура ар-рабиа ва аль-ишрин баад аль-миа ли Аль-Маджлис аль-визарий (Пресс-релиз XXIV сессии Министерского совета). URL: http://www.gcc-sg.org/indexda50. html?action=Sec-Show&ID=557 (дата обращения

02.09.2012).

10. Аль-Байян аль-хитамий ли вузара хариджийя Аль-Халидж ва Аль-Урдун ва Аль-Магриб (Заключительное коммюнике министров иностранных дел стран Залива, Иордании и Марокко). URL:

http://classic.aawsatcom/detaüs.asp?section=4&article= 795956&issueno=13147 (дата обращения 26.11.2014).

11. Насс аль-иттифакийя аль-аманийя (Текст Соглашения о взаимодействии в сфере безопасности). URL: http://www.alanba.com.kw/absolutenmnew/templa tes/aspx?articleid=373 (дата обращения 10.04.2013).

12. Насс аль-байян аль-муштарак (Текст совместного заявления). URL: http://classic.aawsat.com/details. asp?section=4&article=763691&issueno= 12882 (дата обращения 06.03.2014).

13. Насс баян кимма Ар-Рияд (Текст заявления Эр-Риядского саммита). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=794843&issueno=13 138 (дата обращения 17.11.2014).

14. Ар-Рияд тадъу иля таглиб саут аль-хикма (Эр-Рияд призывает прислушаться к голосу разума). URL: http://www.aawsat.com/details .asp?section= 4&article=630665&issueno=11914 (дата обращения 12.07.2011).

15. Ар-Рашид А.Р. Ат-Таамуль маа Аль-Ихван баад ар-риаса (Взаимодействие с «Братьями» после президентства). URL: http://classic.aawsat.com/leader. asp?section=3&article=683656&issueno=12264 (дата обращения 26.06.2012).

16. Джоде С. Маза арадат Ар-Рияд ан тасмаа мин Мурси (Что Эр-Рияд хотел услышать от Мурси?). URL: http://classic.aawsat.com/leader.asp?section=3& article=686388&issueno=12283 (дата обращения 15.07.2011).

17. Аль-Малик Абдалла бен Абдель Азиз юханни аль-мусташар Адли Мансур раис Маср (Король Аб-далла бен Абдель Азиз поздравляет советника Адли Мансура, главу Египта). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=734918&issueno=12 637 (дата обращения 04.07.2013).

18. Ар-Рашид А.Р. Мурси дайяъа ал-лухза ат-тарихийя (Мурси упустил исторический шанс). URL: http://classic.aawsat.com/leader.asp?section=3&article= 734893&issueno=12637 (дата обращения 04.07.2013).

19. Аль-Амир Сауд Аль-Фейсал юаккид ат-тафауль би тахассун аль-вадъ аль-масрий ад-дахилий (Эмир Сауд Аль-Фейсал выражает оптимизм в связи с улучшением внутреннего положения в Египте). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4 &article=741988&issueno=12697 (дата обращения 02.09.2013).

20. Аль-Фейсал: аль-лика байн Хадим Аль-Харамейн ва ар-раис Ас-Сиси дарурий фи аз-зуруф ар-рахина (Аль-Фейсал: встреча Служителя Двух Святынь и президента Ас-Сиси в нынешних условиях необходима). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=783019&issueno=13 041 (дата обращения 11.04.2011).

21. Мутаб бен Абдалла ли «Аш-Шарк Аль-Аусат»: истиасаль аль-ирхаб фи Сурия ястадъи изаха ан-низам аль-лязи ауджадаху (Мутаб бен Абдель Азиз заявляет «Аш-Шарк Аль-Аусат»: выкорчевывание терроризма в Сирии требует устранения породившего его режима). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&issueno=13147&article=795 963 (дата обращения 26.11.2014).

22. Аль-Байян ас-садыр ан иджтимаа Маджлис Джамиъа ад-дувваль аль-арабийя аля аль-мустава

аль-визарий фи дауратихи гейр аль-адийя би шаан татаввурат аль-аудаъа фи Сурия (Заявление о чрезвычайной сессии Министерского совета Лиги арабских государств о развитии положения в Сирии). URL: http://www.arableagueonline.org/wps/wcm/

connect/52046e8048e9eeb1b13ffd7abaae88c3 (дата обращения 27.08.2011).

23. Ар-Рашид А.Р. Ат-Тадаххуль ад-дуввалий ля аль-аджнабий (Международное, а не иностранное вмешательство). URL: http://www.aawsat.com/leader. asp?section=3&article=639256&issueno=11971 (дата обращения 07.09.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Ас-Саудийя тудин тафджират Сурия ва Аль-Ирак (Саудовская Аравия осуждает взрывы в Сирии и Ираке). URL: http://www.aawsat.com/details. asp?section=4&article=658255&issueno=12096 (дата обращения 10.01.2012).

25. Калима Суму вазир аль-хариджийя хиляль ифтитах аль-иджтима ар-рабиа ли асдика аш-шааб ас-сурий (Выступление Его Высочества министра иностранных дел на открытии IV встречи «друзей сирийского народа»). URL: http://www.mofa. gov.sa/aboutMinistry/Minister/OfficialSpeeches/Pages/A rticleID20121216141840435.aspx (дата обращения 12.12.2012).

26. Аль-Амир Сауд Аль-Фейсал: ля даур ли Аль-Асад ва низамихи фи мустакбаль Сурия (Принц Сауд Аль-Фейсал: Асад и его режим не будут играть никакой роли в будущей Сирии). URL: http://classic.aaw sat.com/details.asp?section=4&article=729987&issueno =12598 (дата обращения 26.05.2013).

27. Калима Аль-Мамляка Аль-Арабийя Ас-Саудийя фи муатамар «Женев-2» (Выступление от имени Королевства Саудовская Аравия на конференции «Женева-2»). URL: http://www.mofa. gov.sa/aboutMinistry/Minister/OfficialSpeeches/Pages/A rticleID2014122153234795.aspx (дата обращения 22.01.2014).

28. Аль-Фейсал: джухуд ат-тахалюф ад-дуввалий тататаллуб вуджуд кувват киталийя аля аль-ард (Аль-Фейсал: усилия международной коалиции требуют присутствия боеспособных сухопутных сил). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4& issueno=13155&article=796936 (дата обращения 04.12.2014)

29. Аль-Муатамар ас-сухуфий аль-мушатрак ли Сахиб ас-суму аль-малякий аль-амир Сауд Аль-Фейсал маа Маали вазира аль-хариджийя аль-америкийя (Совместная пресс-конференция Его Королевского Высочества принца Сауда Аль-Фейсала и Ее Превосходительства главы американского государственного департамента). URL: http://www.mofa. gov.sa/aboutMinistry/Minister/PressConferences/Pages/ NewsArticleID105722.aspx (дата обращения 15.02.2010).

30. Ас-Саудийя таариб ан аль-каляк лима яджри фи Аль-Ирак (Саудовская Аравия выражает обеспокоенность в связи с происходящим в Ираке). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4&article= 775927&issueno=12985 (дата обращения 17.06.2014).

31. Калима Суму аль-вазир ал-лязи алькаха фи ад-даура аль-хадийя ва аль-арбаин ли муатамар Маджлис вузара хариджийя ад-дувваль аль-аада ли

Муназзама ат-таавун аль-ислямий (Выступление Его Высочества принца на 41-й сессии Министерского совета Организации исламского сотрудничества). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/Minister/ 0fficialSpeeches/Pages/ArticleID2014618127179.aspx (дата обращения 18.06.2014).

32. Хадим Аль-Харамейн ядъу када ва уляма аль-умма иля аль-вукуф фи ваджх ман юхавиль ихтитаф аль-ислям (Служитель Двух Святынь призывает руководителей и улемов уммы встать против тех, кто пытается присвоить ислам). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=781605&issueno=13 031 (дата обращения 22.06.2014).

33. Насс Аль-Байян аль-хитамий (Текст Заключительного заявления). URL: http://classic.aawsat.com/ details.asp?section=4&article=786840&issueno=13072 (дата обращения 12.09.2014).

34. Ат-Тахалуф ад-дуввалий юдашшин амалийя-таху фи Сурия би 50 гара (Международная коалиция начинает действовать в Сирии, совершив 50 вылетов). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section =4&issueno=13084&article=788302 (дата обращения 24.09.2014).

35. Мудахаля Сахиб ас-суму аль-малякий аль-амир Сауд Аль-Фейсал вазир аль-хариджийя фи муа-тамар «Аль-Амн ва ас-салям фи Аль-Ирак» (Выступление Его Королевского Высочества министра иностранных дел на конференции «Безопасность и мир в Ираке»). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/ Minister/0fficialSpeeches/Pages/ArticleID20149151334 10522.aspx (дата обращения 15.09.2014).

36. Хадим Аль-Харамейн: кадирун аля химая ва-танина ва шаабина (Хранитель Двух Святынь: Мы способны защитить нашу родину и наш народ). URL: http://www.alwatan.com.sa/NEWS/newsdetail.asp?issue no=3352&id= 126864 (03.12.2009).

37. Серебров С.Н. Йемен / Отв. ред-ры В.В. На-умкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов //Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? М.: Институт востоковедения РАН, 2012. С. 259-304.

38. Мубадара халиджийя ли халль аль-азма аль-йеменийя (Инициатива стран Залива по решению йеменского кризиса). URL: http://www.aawsat. com/details.asp?section=4&article=616687&issueno=11 822 (дата обращения 11.04.2011).

39. Аль-Йемен: Салех ясдыр караран би тафвид наибихи (Йемен: Салех издает указ о наделении вице-президента полномочиями). URL: http://classic.

aawsat.com/details.asp?section=4&article=640131&issu eno=11977 (дата обращения 13.09.2011).

40. Калима Суму вазир аль-хариджийя фи ифти-тахийя аль-муатамар аль-визарий ли маджмуа «асди-ка Аль-Йемен» (Выступление Его Высочества министра иностранных дел на открытии встречи на уровне министров группы «друзей Йемена»). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/Minister/Official Speeches/Pages/ArticleID20125241818458.aspx (дата обращения 22.05.2012).

41. Мухаммед бен Наеф: тарсана аль-амн ар-расийя ва кальб аль-инсанийя ан-набид адаля (Мухаммед бен Наеф: надежная опора безопасности и человеческое сердце, жаждущее справедливости). URL: http://www.okaz.com.sa/new/issues/20141107/ Con20141107733182.htm (дата обращения 07.11.2014).

42. Ар-Рашид А.Р. Фикра ат-тадаххуль аль-аскарий аль-арабий (Идея арабского военного вмешательства). URL: http://classic.aawsat.com/leader. asp?section=3&article=792160&issueno=13116 (дата обращения 26.10.2014).

43. Вали аль-ахд: Аль-Мамляка камат аля аль-манхадж ас-саляфий ва лян татаназиль анху (Наследник престола: Королевство возникло на основе салафизма и не откажется от него). URL: http://ksa.daralhayat.com/ksaarticle/344324 (дата обращения 28.12.2011).

44. Вазир аль-хариджийя: Хадим Аль-Харамейн аваля мабдаа таазиз макана Аль-Мамляка ад-дуввалийя (Министр иностранных дел: Служитель Двух Святынь претворил принцип укрепления международного престижа Королевства). URL: http://www.alriyadh.com/ 832593 (дата обращения 06.05.2013).

45. Хадим Аль-Харамейн яталякки иттисалян мин Тантави (Служитель Двух Святынь провел телефонный разговор с Тантави). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=674923&issueno=12 206 (дата обращения 29.04.2012).

46. Калима Хадим Аль-Харамейн фи ифтитах иджтимаъат Аль-Маджлис аль-ааля ли Маджлис ат-таавун (Выступление Служителя Двух Святынь на открытии заседаний Высшего совета Совета сотрудничества). URL: http://www.mofa.gov.sa/ServicesAnd Information/news/TwoHolyMosquesSpeeches/Pages/Artic leID20111220125017587.aspx (дата обращения 20.12.2011).

THE EVOLUTION OF SAUDI ARABIA'S FOREIGN POLKY AFTER THE «ARAB SPRING»

G. G. Kosach

This paper analyses the Saudi policy after the events of the «Arab Spring» in the Persian Gulf zone and in the Arab World, including Egypt, Syria and the neighboring states of Saudi Arabia - Iraq and Yemen. The author reviews the main directions of Saudi foreign policy towards these countries and the factors influencing its development. It is noted that the central reason, which determined the Saudi regional policy in the period from 2011 until 2014 was its confrontation with Iran as a «strategic enemy» of Saudi Arabia in the Arab geopolitical area.

Keywords: Saudi Arabia, Saudi regional policy, «Arab Spring», Iran, Gulf Cooperation Council, League of Arab States, Egypt, Syria, Iraq, Yemen.

References

1. Al'-Ali H.I. Mabadia va ahdaf as-siyasa al'-haridzhijya as-saudijya: al'-mustava al'-halidzhij al'-islyamij ad-duvvalij (Principy i celi saudovskoj vneshnej politiki: region Zaliva, islamskij mir, mezhdunarodnoe soobshchestvo). As-Siyasa al'-haridzhijya li Al'-Mamlyaka Al'-Arabijya As-Saudijya fi miat amm (Vneshnyaya politika Korolevstva Saudovskaya Araviya za sto let). Ehr-Riyad, Institut diplomaticheskih issledovanij, 2002.

2. Madzhlis al'-vuzara as-saudij yushaddid alya idana ad-tadahkhulyat al'-iranijya fi shuun duvval' Al'-Halidzh (Saudovskij kabinet ministrov osuzhdaet iranskoe vmeshatel'stvo v dela gosudarstv Zaliva). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4&article =615795&issueno=11816 (data obrashcheniya 05.04.2011).

3. Ar-Radzhkhi S.A. Ilyakat Al'-Mamlyaka Al'-Arabijya As-Saudijya bi duvval' Al'-Halidzh: al'-ilyakat as-siyasijya (Otnosheniya Korolevstva Saudovskaya Araviya s gosudarstvami Zaliva: politicheskij aspekt). Al'-Mamlyaka Al'-Arabijya As-Saudijya fi miat amm. As-Siyasa al'-haridzhijya (Korolevstvo Saudovskaya Araviya za sto let. Vneshnyaya politika). Ehr-Riyad, Dara al'-malik Abdel' Aziz, 2007.

4. Al'-Malik li Obama: lya musavama alya isti-krar Masr va salyama va amn shaabiha (Korol' govorit Ob-ame: stabil'nost' Egipta, kak i blagopoluchie i bezopas-nost' ego naroda ne mogut yavlyat'sya predmetom kom-promissa). URL: http://www.alriyadh.com/2011/01/ 31/article599942.html (data obrashcheniya 31.01.2011).

5. Dinamijya al'-amn al'-iklimij. Kalima al'-amir Mukran ben Abdel' Aziz. URL: http://www.gulfand globe.org/home/ar/media-center/speeches-and-papers/28-2011-12-04-06-35-02.html (data obrashcheniya 04.12.2011).

6. Al'-Vadi M.H. Indimam al'-Urdun li Madzhlis at-taavun li duvval' Al'-Halidzh al'-arabijya bajn al'-vakia va at-tahaddiyajyat (Vstuplenie Iordanii v Sovet sotrud-nichestva arabskih gosudarstv Zaliva: real'nost' i vyzo-vy). At-Taavun, fevral', 2012. № 75.

7. Kalima Hadim Al'-Haramejn ilya ashikkaihi fi Suriya (Obrashchenie Sluzhitelya Dvuh Svyatyn' k brat'yam v Sirii). URL: http://mofa.gov.sa/ServicesAn dInformation/news/TwoHolyMosquesSpeeches/Pages/8 91042.aspx (data obrashcheniya 06.08.2011).

8. Al'-Fejsal: mubadara tuhavvil' duvval' Al'-Halidzh ilya marhalya al'-ittihad fi kiyan vahid naklya nau"ijya kabira (Al'-Fejsal: iniciativa perekhoda gosudarstv Zaliva na ehtap ob"edineniya v edinoe obrazovanie - ka-chestvennyj skachok). URL: http://www.gcc-sg.org/index1236.html?action=News&Sub=ShowOne& ID=2247&T=A (data obrashcheniya 20.12.2011).

9. Al'-Bajyan as-suhufij li ad-daura ar-rabia va al'-ishrin baad al'-mia li Al'-Madzhlis al'-vizarij (Press-reliz XXIV sessii Ministerskogo soveta). URL: http://www. gcc-sg.org/indexda50.html?action=Sec-Show&ID=557 (data obrashcheniya 02.09.2012).

10. Al'-Bajyan al'-hitamij li vuzara haridzhijya Al'-Halidzh va Al'-Urdun va Al'-Magrib (Zaklyuchitel'noe kommyunike ministrov inostrannyh del stran Zaliva, Iordanii i Marokko). URL: http://classic.aawsat.com/ details.asp?section=4&article=795956&issueno=13147 (data obrashcheniya 26.11.2014).

11. Nass al'-ittifakijya al'-amanijya (Tekst Soglashe-niya o vzaimodejstvii v sfere bezopasnosti). URL: http://www.alanba.com.kw/absolutenmnew/tem-plates/ aspx?articleid=373 (data obrashcheniya 10.04.2013).

12. Nass al'-bajyan al'-mushtarak (Tekst sovmestno-go zayavleniya). URL: http://classic.aawsat.com/details. asp?section=4&article=763691&issueno= 12882 (data obrashcheniya 06.03.2014).

13. Nass bayan kimma Ar-Riyad (Tekst zayavleniya Ehr-Riyadskogo sammita). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=794843&issueno=13 138 (data obrashcheniya 17.11.2014).

14. Ar-Riyad tad"u ilya taglib saut al'-hikma (Ehr-Riyad prizyvaet prislushat'sya k golosu razuma). URL: http://www.aawsat.com/details.asp?section=4&article= 630665&issueno=11914 (data obrashcheniya 12.07.2011).

15. Ar-Rashid A.R. At-Taamul' maa Al'-Ihvan baad ar-riasa (Vzaimodejstvie s «Brat'yami» posle prezi-dentstva). URL: http://classic.aawsat.com/leader. asp?section=3&article=683656&issueno=12264 (data obrashcheniya 26.06.2012).

16. Dzhode S. Maza aradat Ar-Riyad an tasmaa min Mursi (Chto Ehr-Riyad hotel uslyshat' ot Mursi?). URL: http://classic.aawsat.com/leader.asp?section=3&article= 686388&issueno=12283 (data obrashcheniya 15.07.2011).

17. Al'-Malik Abdalla ben Abdel' Aziz yuhanni al'-mustashar Adli Mansur rais Masr (Korol' Abdalla ben Abdel' Aziz pozdravlyaet sovetnika Adli Mansura, glavu Egipta). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp? section=4&article=734918&issueno=12637 (data obrashcheniya 04.07.2013).

18. Ar-Rashid A.R. Mursi dajya"a al-luhza at-tarihijya (Mursi upustil istoricheskij shans). URL: http://classic.aawsat.com/leader.asp?section=3&article=734 893&issueno=12637 (data obrashcheniya 04.07.2013).

19. Al'-Amir Saud Al'-Fejsal yuakkid at-tafaul' bi tahas-sun al'-vad" al'-masrij ad-dahilij (Ehmir Saud Al'-Fejsal vyrazhaet optimizm v svyazi s uluchsheniem vnutrennego polozheniya v Egipte). URL: http://classic.aawsat.com/ details.asp?section=4&article=741988&issueno=12697 (data obrashcheniya 02.09.2013).

20. Al'-Fejsal: al'-lika bajn Hadim Al'-Haramejn va ar-rais As-Sisi darurij fi az-zuruf ar-rahina (Al'-Fejsal: vstrecha Sluzhitelya Dvuh Svyatyn' i prezidenta As-Sisi v nyneshnih usloviyah neobhodima). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=783019&issueno=13041 (data obrashcheniya 11.04.2011).

21. Mutab ben Abdalla li «Ash-Shark Al'-Ausat»: is-tiasal' al'-irhab fi Suriya yastad"i izaha an-nizam al'-lyazi audzhadahu (Mutab ben Abdel' Aziz zayavlyaet «Ash-Shark Al'-Ausat»: vykorchevyvanie terrorizma v Sirii trebuet ustraneniya porodivshego ego rezhima). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4&issueno= 13147&article=795963 (data obrashcheniya 26.11.2014).

22. Al'-Bajyan as-sadyr an idzhtimaa Madzhlis Dzhami"a ad-duvval' al'-arabijya alya al'-mustava al'-vizarij fi dauratihi gejr al'-adijya bi shaan tatavvurat al'-auda"a fi Suriya (Zayavlenie o chrezvychajnoj sessii Ministerskogo soveta Ligi arabskih gosudarstv o razvitii polozheniya v Sirii). URL: http://www.arableagueon line.org/wps/wcm/connect/52046e8048e9eeb1b13ffd7 abaae88c3 (data obrashcheniya 27.08.2011).

23. Ar-Rashid A.R. At-Tadahkhul' ad-duvvalij lya al'-adzhnabij (Mezhdunarodnoe, a ne inostrannoe vmeshatel'stvo). URL: http://www.aawsat.com/leader.

asp?section=3&article=639256&issueno=11971 (data obrashcheniya 07.09.2011).

24. As-Saudijya tudin tafdzhirat Suriya va Al'-Irak (Saudovskaya Araviya osuzhdaet vzryvy v Sirii i Irake). URL: http://www.aawsat.com/details.asp?section= 4&article=658255&issueno=12096 (data obrashcheniya 10.01.2012).

25. Kalima Sumu vazir al'-haridzhijya hilyal' iftitah al'-idzhtima ar-rabia li asdika ash-shaab as-surij (Vystup-lenie Ego Vysochestva ministra inostrannyh del na ot-krytii IV vstrechi «druzej sirijskogo naroda»). URL: http://www.mofa. gov.sa/aboutMinistry/Minister/Official Speeches/Pages/ArticleID20121216141840435.aspx (data obrashcheniya 12.12.2012).

26. Al'-Amir Saud Al'-Fejsal: lya daur li Al'-Asad va nizamihi fi mustakbal' Suriya (Princ Saud Al'-Fejsal: Asad i ego rezhim ne budut igrat' nikakoj roli v bu-dushchej Sirii). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=729987&issueno=12 598 (data obrashcheniya 26.05.2013).

27. Kalima Al'-Mamlyaka Al'-Arabijya As-Saudijya fi muatamar «Zhenev-2» (Vystuplenie ot imeni Koro-levstva Saudovskaya Araviya na konferencii «Zheneva-2»). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/Mi nister/0fficialSpeeches/Pages/ArticleID201412215323 4795.aspx (data obrashcheniya 22.01.2014).

28. Al'-Fejsal: dzhuhud at-tahalyuf ad-duvvalij tata-tallub vudzhud kuvvat kitalijya alya al'-ard (Al'-Fejsal: usiliya mezhdunarodnoj koalicii trebuyut prisutstviya boesposobnyh suhoputnyh sil). URL: http://classic.aaw sat.com/details.asp?section=4&issueno=13155&artic le=796936 (data obrashcheniya 04.12.2014)

29. Al'-Muatamar as-suhufij al'-mushatrak li Sahib as-sumu al'-malyakij al'-amir Saud Al'-Fejsal maa Maali vazira al'-haridzhijya al'-amerikijya (Sovmestnaya press-konferenciya Ego Korolevskogo Vysochestva princa Sauda Al'-Fejsala i Ee Prevoskhoditel'stva glavy ameri-kanskogo gosudarstvennogo departamenta). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/Minister/Press Conferences/Pages/NewsArticleID105722.aspx (data obrashcheniya 15.02.2010).

30. As-Saudijya taarib an al'-kalyak lima yadzhri fi Al'-Irak (Saudovskaya Araviya vyrazhaet obespokoen-nost' v svyazi s proiskhodyashchim v Irake). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4&article= 775927&issueno=12985 (data obrashcheniya 17.06.2014).

31. Kalima Sumu al'-vazir al-lyazi al'kaha fi ad-daura al'-hadijya va al'-arbain li muatamar Madzhlis vuzara haridzhijya ad-duvval' al'-aada li Munazzama at-taavun al'-islyamij (Vystuplenie Ego Vysochestva princa na 41-j sessii Ministerskogo soveta Organizacii islamskogo so-trudnichestva). URL: http://www.mofa.gov.sa/about Ministry/Minister/OfficialSpeech-es/Pages/ArticleID20 14618127179.aspx (data obrashcheniya 18.06.2014).

32. Hadim Al'-Haramejn yad"u kada va ulyama al'-umma ilya al'-vukuf fi vadzhkh man yuhavil' ihtitaf al'-islyam (Sluzhitel' Dvuh Svyatyn' prizyvaet rukovoditelej i ulemov ummy vstat' protiv tekh, kto pytaetsya prisvoit' islam). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?sec tion=4&article=781605&issueno=13031 (data obrashcheniya 22.06.2014).

33. Nass Al'-Bajyan al'-hitamij (Tekst Zaklyuchi-tel'nogo zayavleniya). URL: http://classic.aawsat.com/

de-tails.asp?section=4&article= 786840&issueno=13072 (data obrashcheniya 12.09.2014).

34. At-Tahaluf ad-duvvalij yudashshin amalijyatahu fi Suriya bi 50 gara (Mezhdunarodnaya koaliciya nachi-naet dejstvovat' v Sirii, sovershiv 50 vyletov). URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=4&issue no=13084&article=788302 (data obrashcheniya 24.09.2014).

35. Mudahalya Sahib as-sumu al'-malyakij al'-amir Saud Al'-Fejsal vazir al'-haridzhijya fi muatamar «Al'-Amn va as-salyam fi Al'-Irak» (Vystuplenie Ego Koro-levskogo Vysochestva ministra inostrannyh del na konferencii «Bezopasnost' i mir v Irake»). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/Minister/Official Speeches/Pages/ArticleID20149151334 10522.aspx (data obrashcheniya 15.09.2014).

36. Hadim Al'-Haramejn: kadirun alya himaya vata-nina va shaabina (Hranitel' Dvuh Svyatyn': My sposobny zashchitit' nashu rodinu i nash narod). URL: http://www.alwatan.com.sa/NEWS/newsdetail.asp?issue no=3352&id= 126864 (03.12.2009).

37. Serebrov S.N. Jemen / Otv. red-ry V.V. Naum-kin, V.V. Popov, V.A. Kuznecov //Blizhnij Vostok, Arabskoe probuzhdenie i Rossiya: chto dal'she? M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2012. S. 259-304.

38. Mubadara halidzhijya li hall' al'-azma al'-jemenijya (Iniciativa stran Zaliva po resheniyu jemens-kogo krizisa). URL: http://www.aawsat. com/details.asp?section=4&article=616687&issueno=11 822 (data obrashcheniya 11.04.2011).

39. Al'-Jemen: Salekh yasdyr kararan bi tafvid naibi-hi (Jemen: Salekh izdaet ukaz o nadelenii vice-prezidenta polnomochiyami). URL: http://classic.aaw sat.com/details.asp?section=4&article=640131&issueno =11977 (data obrashcheniya 13.09.2011).

40. Kalima Sumu vazir al'-haridzhijya fi iftitahijya al'-muatamar al'-vizarij li madzhmua «asdika Al'-Jemen» (Vystuplenie Ego Vysochestva ministra inostrannyh del na otkrytii vstrechi na urovne ministrov gruppy «druzej Jemena»). URL: http://www.mofa.gov.sa/aboutMinistry/ Minister/0fficialSpeeches/Pages/ArticleID201252418 18458.aspx (data obrashcheniya 22.05.2012).

41. Muhammed ben Naef: tarsana al'-amn ar-rasijya va kal'b al'-insanijya an-nabid adalya (Muhammed ben Naef: nadezhnaya opora bezopasnosti i chelovecheskoe serdce, zhazhdushchee spravedlivosti). URL: http://www.okaz.com.sa/new/issues/20141107/Con2014 1107733182.htm (data obrashcheniya 07.11.2014).

42. Ar-Rashid A.R. Fikra at-tadahkhul' al'-askarij al'-arabij (Ideya arabskogo voennogo vmeshatel'stva). URL: http://classic.aawsat. com/leader. asp?section=3&article= 792160&issueno= 13116 (data obrashcheniya 26.10.2014).

43. Vali al'-ahd: Al'-Mamlyaka kamat alya al'-manhadzh as-salyafij va lyan tatanazil' anhu (Naslednik prestola: Korolevstvo vozniklo na osnove salafizma i ne otkazhetsya ot nego). URL: http://ksa.daralhayat. com/ksaarticle/344324 (data obrashcheniya 28.12.2011).

44. Vazir al'-haridzhijya: Hadim Al'-Haramejn avalya mabdaa taaziz makana Al'-Mamlyaka ad-duvvalijya (Ministr inostrannyh del: Sluzhitel' Dvuh Svyatyn' pretvoril princip ukrepleniya mezhdunarodnogo

prestizha Korolevstva). URL: http://www.alriyadh. com/832593 (data obrashcheniya 06.05.2013).

45. Hadim Al'-Haramejn yatalyakki ittisalyan min Tantavi (Sluzhitel' Dvuh Svyatyn' provel telefonnyj raz-govor s Tantavi). URL: http://classic.aawsat. com/details.asp?section=4&article=674923&issueno=12 206 (data obrashcheniya 29.04.2012).

46. Kalima Hadim Al'-Haramejn fi iftitah idzhti-ma"at Al'-Madzhlis al'-aalya li Madzhlis at-taavun (Vys-tuplenie Sluzhitelya Dvuh Svyatyn' na otkrytii zasedanij Vysshego soveta Soveta sotrudnichestva). URL: http:// www.mofa.gov.sa/ServicesAndInformation/news/TwoH olyMosquesSpeeches/Pages/ArticleID2011122012501 7587.aspx (data obrashcheniya 20.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.