Научная статья на тему 'Эволюция структуры управления силами и средствами на пожаре'

Эволюция структуры управления силами и средствами на пожаре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теребнёв В. В., Семёнов А. О., Тараканов Д. В.

Объектом исследования является структура управления силами и средствами на пожаре. Характеризуются основные этапы развития, подходы построения структуры управления в различные исторические промежутки времени. Выявляется схожесть эволюции структуры управления силами и средствами на пожаре с эволюцией классических организаций, представленных авторами экономических и социологических работ. Определяются особенности становления и развития структуры управления силами и средствами на пожаре. Актуальность работы состоит в исследовании эволюции структуры управления для возможности ее дальнейшего совершенствования как инструмента рационального размещения элементов системы управления силами и средствами на пожаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция структуры управления силами и средствами на пожаре»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Канд. техн. наук, доцент, профессор Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ

В. В.Теребнёв

Канд. техн. наук, зам. начальника кафедры Ивановского института Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ

А. О. Семёнов

Адъюнкт Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ

Д. В.Тараканов

УДК 614.842.83.05

ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

Объектом исследования является структура управления силами и средствами на пожаре. Характеризуются основные этапы развития, подходы построения структуры управления в различные исторические промежутки времени. Выявляется схожесть эволюции структурыуправления силами и средствами на пожаре с эволюцией классических организаций, представленных авторами экономических и социологических работ. Определяются особенности становления и развития структуры управления силами и средствами на пожаре. Актуальность работы состоит в исследовании эволюции структуры управления для возможности ее дальнейшего совершенствования как инструмента рационального размещения элементов системы управления силами и средствами на пожаре.

Структура управления силами и средствами на пожаре — основной элемент системы управления. Структура — это форма организации, точное упорядоченное размещение элементов управления для выполнения задач, стоящих перед системой управления. Структура управления есть способ размещения элементов управления для их рационального (оптимального) взаимодействия. Поэтому такие категории, как структура и система управления, не могут быть отделены друг от друга. Они дополняют и характеризуют управление как рациональный процесс.

Под структурой системы управления авторы работ [1,2] понимают неизменную часть системы, не зависящую от ее состояния, другими словами, это реализация различных форм поведения, совершения операций и т.п. В публикации [3] дается определение системы управления как совокупности направления, регулирования, корректирования — органа управления с присущими ему техническими средствами и методами действий, объекта управления и каналов связи между ними.

В работе [4] автор дает следующее определение структуры управления — это строение и функционирование аппаратов и подразделений служб: • работающих в аппарате (подразделениях) людей — должностных лиц;

• выполняемых ими функций (работ);

• результатов их деятельности.

В работах [5-9] структура управления представляется как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, а организация этого взаимодействия понимается как жесткоструктурирован-ный инструмент системы управления, посредством которого осуществляются регуляция и воспроизводство деловых отношений и который базируется на закрепленных в документах и юридически оформленных нормах, правилах и стандартах, регулирующих деятельность работников и деловое взаимодействие.

По мнение авторов публикаций [2, 3], систему управления силами и средствами на пожаре нужно относить к сложным системам по следующим основным признакам:

• большое число взаимосвязанных между собой элементов;

• наличие сложной целенаправленной функции системы;

• возможность разделения системы на подсистемы, задачи которых подчинены общей цели функционирования всей системы;

• наличие управления, чаще всего имеющего иерархическую структуру, и интенсивных потоков информации;

• влияние случайных факторов;

• наличие черт самоорганизации, т.е. способности на основании собственной оценки взаимодействия с внешней средой путем последовательного изменения своих свойств прийти к некоторому устойчивому состоянию, когда воздействие внешней среды вызывает незначительные колебания свойств системы в определенных заданных пределах.

Таким образом, можно выделить основные признаки, характеризующие структуру управления силами и средствами на пожаре:

• внешняя среда в первом приближении есть пожар как объект управления, который производит информационное и распорядительное воздействия;

• управляющая подсистема — орган управления;

• управляемая подсистема—субъект управления;

• формальный документ, характеризующий порядок воздействия управляющей подсистемы на управляемую.

Внешняя среда, точнее пожар и все знания о нем — оперативная обстановка, производит главное воздействие на внутреннюю среду системы — это управляющая и управляемая подсистемы и юридически оформленные нормы, которые регулируют отношения во внутренней среде системы.

Задачами данной статьи являются установление эволюционных особенностей развития структуры управления на пожаре и сравнение их с особенностями развития других структур управления.

В работах, посвященных управлению в социальных и экономических системах, существуют два основных метода формирования организационных структур: структурный и динамический. В случае простой системы управления методы формирования ее структуры совпадают. При организации сложных систем управления, зависящих от многих факторов, таких как способ деления обязанностей (функций), принцип распределения власти (ответственности), время выполнения совместных действий, возможность (невозможность) дублирования функций и т.д., ситуация управления требует гибкого метода построения структуры управления, способного быстро и рационально менять расположение элементов и налаживать между ними взаимодействие. Таким методом, как правило, является динамический.

Авторы публикаций [5-9] определяют принципы формирования структур управления следующим образом. В начале своего существования любая структура носит неформальный характер, т.е. документы, регулирующие взаимодействие элементов в таких структурах, характеризуются как описательные, показывающие, как обстоят дела в

организации. Затем любая структура, как и организация, стремится к формализации, этот момент в жизненном цикле системы можно проследить появлением документа, регламентирующего взаимодействия элементов организации, в котором приводятся не описательные, а регламентирующие, руководящие нормы и правила. Формирование организационных структур до Второй мировой войны, как правило, проходило по структурному методу, в послевоенные годы — по динамическому вследствие применения различных автоматизированных технологий, упрощающих управленческий труд руководителей. Именно поэтому при исследовании развития структуры управления на пожаре авторы рассматривают ее формирование до революции 1917 г., после революции и до Второй мировой войны, а затем в послевоенный период.

Структура управления силами и средствами на пожаре до революции 1917 г.

В одной из первых работ, посвященных регулированию организации деятельности пожарных формирований, — "Практическое наставление брандмейстерам" 1818 г. [10, 11] —идет описание штатной численности пожарных команд, требований к руководителям (брандмейстерам, брандмайорам), что, в свою очередь, уже подразумевает процесс управления. В работе происходит деление ныне понимаемых участников тушения пожара, а тогда — служащих пожарных команд, работающих на пожаре, на руководителей и подчиненных, просматриваются основные принципы создания простейшей структуры управления. К таким принципам можно отнести:

• передачу полномочий по руководству действиями на пожаре старшему должностному лицу;

• организацию прообраза первой дежурной службы в лице дежурного брандмейстера, прикрепленного к обер-полицмейстеру;

• организацию связи на пожаре при помощи опознавательных сигналов, как правило флагов различных цветов, свистков и других способов руководителя привлечь внимание подчиненных. На данном этапе зарождения структуры управления происходит разделение процесса тушения пожара на управление (командование) и исполнение (непосредственное тушение). Появляются объект и субъект управления и первый иерархический принцип (принцип единоначалия, который в теории организации выделил А. Файоль [5]). В рассматриваемой работе структура носит размытый (неформальный) характер, так как еще нет ни одного юридически оформленного документа, регулирующего взаимодействие субъекта и объекта управления на пожаре, а указанное наставление носит лишь реко-

мендательный характер и направлено более на организацию службы в пожарных командах, нежели на организацию тушения пожара.

В 1907 г. выходит работа Э. Э. ЛунцаиП. А. Федотова "Пожарная тактика. Правила тушения пожаров в вопросах и ответах" [12, 13], которая объединила в себе одиннадцать иностранных источников по теме тушения пожаров в различных условиях. Как утверждают авторы в предисловии работы, "предлагаемые товарищам по пожарному делу наставления и краткие указания из пожарного опыта как заграничных авторитетов, так и собственного небольшого опыта, мы считаем своим нравственным долгом предупредить, что точного указания, как действовать на каждом пожаре, дать невозможно, потому что каждый пожар имеет свою собственную физиономию и массу ему одному присущих осложнений, а потому успешное тушение пожара зависит от находчивости, энергии, смелости, таланта и опытности начальника команды, степени оборудования, боевой подготовки и состава команды, наличия воды и других огнегасительных средств, имеющихся в его распоряжении. Настоящая брошюрка содержит лишь некоторые общие указания для начинающих пожарных деятелей, и мы будем очень благодарны за всякое указание на ее промахи и недостатки".

Данное издание состоит из трех основных разделов:

• "общее правило" — в этом разделе приводятся правила тушения пожаров в общих случаях, также в нем выделяются должностные обязанности, такие как начальник команды, заведующий тылом;

• "правила тушения пожаров в частных случаях"

— здесь авторы выделяют 21 частный случай тушения пожаров в зданиях и сооружениях различного назначения;

• советы лицам, начальствующим на пожаре.

В последнем разделе выделяются основные принципы управления на пожаре:

• единоначалие;

• передача полномочий на пожаре, причем данный принцип описывает передачу полномочий с двумя исходами: при передаче командования и при наблюдении старшего начальника за ситуацией, сложившейся на пожаре;

• оценка обстановки (угроза людям, животным, имуществу);

• отдача команд и приказаний;

• определение достаточности сил для тушения пожара, вызов дополнительных пожарных команд;

• отдача сигналов, обращающих внимание служащих на руководителя на пожаре, при помощи

свистков разной громкости, причем громкость свистка тем больше, чем выше статус руководителя на пожаре;

• роспуск команд с места пожара, поощрение и нарекание по итогам тушения пожара.

Все эти принципы управления существуют и по сей день, руководители тушения пожара пользуются ими на каждом пожаре. В заключении наставления говорится, что данное издание разработано авторами по указанию комиссии Совета Императорского Российского пожарного общества, следовательно мы полноправно можем придать этому изданию юридическую силу и считать его нормативным документом, описывающим деятельность аппарата управления на пожаре того времени. Исходя из сказанного, будем считать, что первая неформальная структура управления на пожаре получила свое рождение именно в данный исторический период.

Структура управления силами и средствами на пожаре после революции 1917 г. до Второй мировой войны

Следующей, как одной из ярких, можно выделить работу Н. П. Требезова "Пожарная тактика" (1928 г.) под редакцией К. М. Яичкова [14]. Она объединила в себе знания, которыми обладали пожарные руководители того времени. Книга носит характер руководства и содержит в себе вводную статью и. о. Народного комиссара внутренних дел РСФСР В. Н. Егорова. Это одна из первых работ, посвященных пожарной тактике и ведению действий по борьбе с огнем после революции 1917 г.

В данной работе имеется целый раздел, посвященный управлению на пожаре. Во многом управление рассматривается здесь таким же образом, как и в "Пожарной тактике" Э. Э. Лунца и П. А. Федотова [13], но система управления представляется как последовательность выполнения функций, выделенных в следующие основные подразделы:

• прибытие на пожар и предварительные распоряжения;

• разведка (рекогносцировка*), меры предосторожности при разведке, выяснение степени опасности и распространения огня;

• спасение людей;

• медицинская помощь на пожарах;

• спасение домашних животных, птиц и пчел;

• разделение, распределение пожаров;

• тушение незначительных пожаров;

• требование соседних команд (дружин) на помощь;

• установка приборов водоснабжения (ручных, газовых и паровых труб, автонасосов, мото-

* Рекогносцировка — разведка водоисточников.

помп), питание их из водоемов, перекачка, высасывание, работа из чана, подвоз воды бочками и подача ведрами;

• прокладка выкидных рукавов:

а) виды прокладки;

б) расчет рукавов на прокладку;

в) правила прокладки рукавов;

г) применение разветвлений;

д) наблюдение за выкидными рукавами на пожаре;

• распределение боевых сил на пожаре:

а) работа топорников, расстановка трубников со стволами;

б) организация боевой связи на пожаре;

• освещение места пожара;

• командование на пожаре;

• организация тыла:

а) назначение начальника тыла;

б) направление пожарных снарядов на месте установки по указанию руководителя тушения пожара;

в) установка пожарных ходов в тылу и обеспечение движения в районе пожара;

г) обеспечение питания пожарных приборов для подачи воды;

д) организация тыловой связи;

е) отправка резервных ходов с места пожара;

• действия и распоряжения при возникновении нескольких пожаров одновременно;

• локализация пожара;

• разборка на пожаре:

а) вскрытие и обнажение конструкций;

б) обеспечение безопасности на месте пожара (сваливание дымовых труб, стен и проч.);

в) очистка места от пожара;

г) окончательный осмотр места пожара (ликвидация пожара);

• уборка пожарных снарядов и возвращение с пожара;

• караул** на месте пожара;

• подготовка к новому выезду на пожар.

Такое достаточно детальное разделение функций управления вполне обосновано состоянием структуры управления того времени. Функции управления выделяют основную черту структуры, формирование алгоритма последовательных действий, что говорит о структурном способе построения управления.

Под каждой функцией автор расписывает задачи, которые необходимо решить руководителю, и типичные способы их решения. Каждая задача проиллюстрирована конкретным примером из практи-

** Караул — несение службы на месте пожара после его тушения для предотвращения последующего возгорания [14].

ки тушения пожара, что является подтверждением теоретических выкладок автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время опубликована работа "Пожарная тактика в примерах", которая объединила в себе практический аспект тушения различных пожаров [15]. В ней старший руководитель на пожаре понимается как руководитель тушения пожара, вводится полноценное понятие тыла на пожаре и вырабатывается критерий необходимости его создания. Для начальника тыла даются основные обязанности, представленные как подфункции в функции создания тыла. В этом издании также приводятся примеры карточки тушения пожара, расписание выезда, дифференциация пожаров:

• по виду — на внутренние (закрытые) и наружные (открытые);

• по степени (силе, размерам) огня — на малые, средние и большие;

• по типу построек — на пожары в каменных, деревянных, смешанных и других зданиях;

• по месту возникновения (характеру пожара) — на городские и деревенские.

Авторы настоящей статьи привели полное развернутое содержание раздела рассматриваемой работы с целью показать все этапы управления, имеющиеся на тот промежуток времени. По итогам этого можно сделать вывод, что основные функции, представленные выше, есть составные части формирования системы управления на пожаре, их можно объединить в следующие блоки:

• сбор информации о пожаре;

• определение критериев эффективности тушения пожара;

• выработка аналогий решений по управлению на пожаре;

• принятие, согласование решения;

• доведение решения до исполнителей;

• контроль за исполнением. Перечисленные блоки, по которым осуществлялось управление на пожаре, практически без изменения дошли до сегодняшнего дня, за тем лишь исключением, что появились способы автоматизации процесса принятия управленческих решений и расширился круг задач, стоящих перед пожарными подразделениями при локализации и ликвидации пожара.

В 1938 г. выходит первый формальный руководящий документ, именуемый Боевым уставом пожарной охраны (далее — БУПО), изданный НКВД СССР [16]. С появлением данного документа будем определять структуру управления как формальный инструмент системы управления. БУПО 38 заключал в себе содержание, аналогичное работам Э. Э. Лун-ца, П. А. Федотова и Н. П. Требезова, но указывал не как ликвидировался пожар, а как правильно его ликвидировать.

Таким образом, происходит полная формализация структуры управления с последующим появлением прав и обязанностей руководителей в деятельности управления на пожаре.

Вслед за рассмотренным выходит следующий БУПО 1940 г. [17], который был опубликован вследствие надвигавшейся Второй мировой войны. Оба нормативных документа практически одинаково определяют создание структуры управлениями на пожаре, за тем лишь исключением, что в БУПО 40 [17] в исключительно предвоенный период пожарные подразделения возглавляются начальником караула и командирами отделений — это первые штатные должности, которые после войны перейдут в должности службы, но не оперативной работы. С введением данных должностей на пожаре структура управления жестко структурируется и превращается в полностью иерархическую военную структуру, вбирающую в себя не только способы и принципы тушения пожаров, но и основные элементы защиты населения от поражений различного рода оружия. БУПО 40 [17] превращает управление силами и средствами на пожаре в действия, приближенные к боевым.

Структура управления силами и средствами на пожаре в послевоенный период

В 1953 г. выходит послевоенный БУПО [18], который представляет структуру управления как результат динамического метода ее формирования. Выделяются основные должностные лица, наделяются полномочиями и обязанностями (боец, шофер пожарного автомобиля, командир отделения, начальник караула), возникают функциональные (специальные) службы, которыми являются:

• газодымозащитная служба;

• водозащитная служба;

• служба связи;

• служба освещения.

Все эти признаки организации управления на пожаре обусловлены послевоенной обстановкой в стране. Принцип единоначалия, в отличие от работ Н. П. Требезова, начинает подразумевать военное командование начальников караулов.

Наиболее интересным с точки зрения организации структуры управления является БУПО 1970 г. [19], так как в этом нормативном документе появляются внештатные должности, которые характерны лишь при боевой работе на пожаре. К таким должностям, согласно данного документа, относятся:

• руководитель тушения пожара;

• начальник оперативного штаба тушения пожара;

• начальник тыла;

• начальник боевого участка.

Данные должности, как уже говорилось, существуют только на пожаре, они являются основными элементами аппарата управления, исходя из этого структура управления приобретает гибкость вследствие назначения штатных должностных лиц на нештатные должности. Говоря простыми словами, руководитель тушения пожара сам полностью формирует подвластную себе структуру управления. Возникновение такого органа, как штаб тушения пожара, говорит о слиянии структуры управления на пожаре с традиционными структурами, штаб начинает выполнять одну из главных функций управления — поддержку принятия управленческого решения, причем не нарушая при этом принципа единоначалия, такого, каким он был изначально сформирован Э. Э. Лунцем, П. А. Федотовым и Н. П. Требезовым. С момента введения штаба пожаротушения управление силами и средствами на пожаре понимается как процесс выработки управленческих решений, а структура управления — как инструмент управления, обеспечивающий выработку управленческого решения, доведение его до исполнителя и контроль за его реализацией.

В данном документе даются определения первичного тактического подразделения — отделение на автоцистерне или автонасосе, способное самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара и спасению людей, и основного тактического подразделения — караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях, способный самостоятельно решать задачи по тушению пожара и спасению людей. Таким образом, приводится элемент, на который направлено управление.

А такие функции, как:

• выезд и следование на пожар;

• разведка пожара;

• спасение людей на пожаре;

• боевое развертывание;

• тушение пожара,

уже относятся к боевым действиям. А это значит, что объектом управления теперь является не пожар, а боевые действия первичных и основных тактических подразделений. Другими словами, управление приобретает дифференциацию по уровням.

В 1985 г. выходит новый БУПО [20], в котором раздел "Руководство боевыми действиями" трактуется как управление силами и средствами на пожаре, под которыми понимают:

• силы:

— личный состав аппаратов, подразделений, учебных центров пожарной охраны, высших и средних специальных пожарно-техниче-ских учебных заведений МВД СССР;

— члены добровольных пожарных дружин, команд и иных формирований;

— личный состав других подразделений органов внутренних дел;

— личный состав воинских подразделений;

— организованное население;

• средства:

- пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое вооружение и др.);

— водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;

- огнетушащие вещества (вода, пена, порошки, газы и др.);

— средства связи и освещения;

— транспортные средства;

- инженерно-технические средства народного хозяйства.

Управление силами и средствами переходит в отдельный обособленный раздел устава и уже содержит в себе главные положения как основы управления. Сформулировав такую категорию, как силы и средства, авторы данного документа выделили управление в отдельный объект исследования, дали толчок к совершенствованию системы управления посредством исследования структуры управления.

В 1995 г. выходит последний вариант БУПО [21], который наиболее точно и грамотно описывает процесс управления боевыми действиями на пожаре. В данном документе формально говорится о структуре управления силами и средствами на пожаре, полностью описывается круг лиц, входящих в данную структуру, следующим образом.

Управление боевыми действиями на пожаре — целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

• оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

• установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

• планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

• постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

• осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером и с помощью технических средств специальной службы управления гарнизона;

• проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

На данном этапе развития структуры управления выделяется системный подход к ее построению, а блоки, которые предусматривают управление, практически совпадают с теми, что выделены авторами данной статьи при рассмотрении работы Н. П. Требезова. Системный подход предусматривает исследование структуры управления на пожаре с разных позиций с применением знаний из различных отраслей науки, для того чтобы получить возможность совершенствовать ее новыми методами и способами.

Заключение

Исходя из понимания системы управления и комплексных подходов к ее исследованию, авторами проведена параллель между развитием системы управления на пожаре и систем управления различного назначения, представленных в работах [5-9]. К ним можно отнести структуры управления муниципальных образований, представленные в социологических работах, и структуры управления предприятием, выделенные как особый класс организаций в экономических работах. Структура управления на пожаре эволюционировала по стандартному пути. В начале своего существования была неформальным инструментом системы управления, а документы, по которым осуществлялась управленческая деятельность на пожаре, носили рекомендательный характер. Затем при развитии пожаротушения в целом возникают условия, способствующие формализации структуры управления, появляются документы, которые носят не описательно-рекомендательный характер, а являются руководством для должностных лиц управления силами и средствами на пожаре. По мнению авторов, формализация в управлении на пожаре обязательна для регулирования отношений между руководителями и подчиненными вследствие определения разумного риска, которому повседневно подвергаются все без исключения участники тушения пожара.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брушлинский, Н. Н. Эффективность функционирования систем организационного управления и ее оценка / Н. Н. Брушлинский, Н. Н. Семиков, В. Л. Семиков [и др.] // Экономика и эффективность управления: тез. докладов Всесоюзного семинара. — М., 1980. — С. 491-494.

2. Брушлинский, Н. Н. Человечество и пожары / Н. Н. Брушлинский, С. В. Соколов, П. М. Вагнер. — М.: ООО "ИПЦ Маска", 2007. — 142 с.

3. Теребнёв, В. В. Управление силами и средствами на пожаре / В. В. Теребнёв, А. В. Те-ребнёв. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. — 261 с.

4. Глуховенко, Ю. М. Совершенствование организационной структуры аппаратов и подразделений противопожарной службы на основе математического моделирования / Ю. М. Глуховенко // Проблемы совершенствования подготовки кадров для противопожарной службы: материалы ВНПК. — М.: ВИПТШ МВД России, 1995. — С. 135-136.

5. Блудина, Н. А. Методика комплексного анализа деятельности предприятия с дивизионной структурой управления: дис. ... канд. экон. наук / Н. А. Блудина. — М.: РГБ, 2004.

6. Илюшин, А. В. Информатизация процесса принятия управленческого решения: дис. ... канд. социол. наук / А. В. Илюшин. — М.: РГБ, 2003. — 193 с.

7. Крынжин, Р. В. Трансформирующаяся система управления и организационная структура предприятия: механизм системного взаимодействия: дис.... канд. эконом. наук/Р. В. Крынжин. — Ростов-на-Дону: РГБ, 2006. — 176 с.

8. Шилов, Г. А. Совершенствование организационной структуры управления и инструментария оценки ее эффективности: дис. ... канд. эконом. наук / Г. А. Шилов. — М.: РГБ, 2006.

— 158 с.

9. Наборщикова, Ю. В. Управление рисками в стратегии реструкторизации промышленного предприятия: дис. ... канд. экон. наук / Ю. В. Наборщикова. — М.: РГБ, 2006. — 174 с.

10. Практическое наставление брандмейстерам. — СПб.: Типография В. Плавильщикова, 1818.

— 191 с.

11. Чехов, А. Исторический очерк пожарного дела в России /А. Чехов. — СПб.: Типо-Дитография Р. Голикс, 1892. — 151 с.

12. Пожарная тактика в вопросах и ответах. — М.: НКВД РСФСР, 1929. — 63 с.

13. Лунц, Э. Э. Пожарная тактика. Правила тушения пожаров в вопросах и ответах / Э. Э. Лунц, П. А. Федотов. — СПб.: Типография Т-ва МО Вольфъ, 1907. — 48 с.

14. Требезов, Н. П. Пожарная тактика / Н. П. Требезов. — М.: НКВД РСФСР, 1928. — 360 с.

15. Теребнёв, В. В. Пожарная тактика в примерах / В. В. Теребнёв, А. В. Подгрушный, В. А. Грачёв [и др.]. — М.: Пожнаука, 2007. — 412 с.

16. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 38. — М. НКВД СССР, 1938. — 127 с

17. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 40. — М. НКВД СССР, 1940. — 70 с.

18. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 53. — М. МВД СССР, 1953. - - 142 с.

19. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 70. — М. МВД СССР, 1970. - - 151 с.

20. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 85. — М. МВД СССР, 1985. - - 181 с.

21. Боевой устав пожарной охраны. БУПО 95. — М. МВД России, 1995. — 47 с.

Поступила в редакцию 02.06.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.