Научная статья на тему 'Эволюция структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств в России'

Эволюция структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / ОБСЛЕДОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ / БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешина Эвелина Вячеславовна, Анкудинова Алена Павловна

Рассматриваются вопросы эволюции целевого назначения и использования показателей баланса денежных доходов и расходов населения России как источника информации о финансовых ресурсах домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств в России»

© Пешина Э. В., Анкудинова А. П., 2011

ПЕШИНА Эвелина Вячеславовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: peshina@yandex.ru

АНКУДИНОВА Алена Павловна

Ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: gmf@usue.ru

Эволюция структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств в России

Ключевые слова: финансы домашних хозяйств; обследование бюджетов домохозяйств; баланс денежных доходов и расходов населения.

Аннотация. Рассматриваются вопросы эволюции целевого назначения и использования показателей баланса денежных доходов и расходов населения России как источника информации о финансовых ресурсах домохозяйств.

Первое бюджетное обследование в России было проведено, по официальным данным, в 1846 г. статистиком-демократом Д. П. Журавским, который опубликовал расчеты бюджетов крестьянских семейств «среднего и низшего состояния», где подчеркнул значение бюджетных данных для анализа «экономического и нравственного стремления каждого класса» [1. С. 203]

Первые массовые обследования бюджетов домохозяйств в России были начаты также с крестьянских хозяйств. С 1870 по 1917 г. было собрано 11 555 бюджетов крестьянских хозяйств, в том числе 9 822 по европейской и 1 733 по азиатской части страны. Методами сбора информации послужили: корреспондентский (анкетный - путем рассылки анкет в исследуемые хозяйства) и экспедиционный (прямой опрос крестьян по определенной программе). Основной целью всех бюджетов было получение данных о приходах и расходах в крестьянском хозяйстве и об их социально-экономическом положении [2]. Данные бюджетные описания «не имеют равных себе среди других массовых источников по глубине и подробности описания крестьянского хозяйства. Многие бюджеты содержат более тысячи признаков» [3].

Статистика бюджетов семей рабочих начинается с проведенного в 1879-1885 гг. обследования питания фабрично-заводских рабочих Московской губернии. Примером такого отчета может служить публикация «Фабричный быт Московской губернии. Отчет за 1882-1883 гг. фабричного инспектора над занятиями малолетних Московского округа И. И. Янжула» (СПб., 1884).

Вскоре после Октябрьских революционных событий 1917 г., 25 июля 1918 г., Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) «О государственной статистике (Положение)»

было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (ЦСУ) РСФСР.

В 1920 г. Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) утверждаются «Основные положения по государственному счетоводству и отчетности», послужившие «началом единых методологических принципов учета, контроля и экономического анализа» [4]

Декретом СНК от 22 февраля 1921 г. был образован Государственный плановый комитет СССР (Госплан).

Совместной важной работой ЦСУ и Госплана стала разработка первого в мировой статистике баланса народного хозяйства за 1923/24 хозяйственный год.

Доступной информации о том, что первый баланс народного хозяйства включал баланс денежных доходов и расходов населения (БДДиРН), не найдено. Хотя, как утверждает Н. С. Марголин: «Баланс денежных доходов и расходов населения по СССР составлялся с 1928 г., а также по союзным республикам, краям и областям (по РСФСР и УССР - с 1955 г., а по остальным союзным республикам - с 1959 г.). Территориальные балансы дают возможность планировать денежное обращение и розничный товарооборот по районам страны» [5. С. 557].

В 1997 г. было рассекречено около 3,5 тыс. дел Минфина СССР за 1924-1952 гг. Гриф «Секретно» был снят с постановлений и выписок из протоколов высших правительственных органов СССР по вопросам деятельности Наркомата финансов СССР за 1924-1930 гг., приказов и циркуляров Наркомфина по основной деятельности за 1929, 1935, 1937 гг., государственных бюджетов СССР и документов по их составлению, заключений Госплана СССР и т. д.

Изучение данных документов позволило сформулировать вывод, что при разработке первых баланса народного хозяйства и пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.) задача расчета и построения БДДиРН не ставилась: «В задачу построения пятилетних планов отдельных республик и экономических районов не входит отыскание в их планах такого соотношения народнохозяйственного равновесия, которое входит в понятие развернутого баланса народного хозяйства и может быть выполнено только при построении пятилетнего плана развития народного хозяйства всего СССР в целом (баланса накопления и капиталовложения, баланса спроса и предложения, пропорции о развитии сельского хозяйства и промышленности, средств производства и средств потребления и т. д.» [6].

Статистическая таблица ЦСУ СССР «Баланс денежных доходов и расходов населения СССР в 1937, 1940, 1947, 1949-1953 гг. и 1-11 кварталах 1954 г.» имеет гриф «Совершенно секретно». За аналогичные периоды имеются статистические таблицы ЦСУ СССР «Соотношение денежных средств у населения, товарооборота и денежных доходов населения» [7].

Появление статистики по доходам и расходам населения в 1937 г. нам представляется достоверным и обоснованным, поскольку:

• «в 1918-1919 гг. доля денежной оплаты в общих доходах работников не имела сколько-нибудь значительного веса. Основную часть доходов составляли натуральные выплаты, распределявшиеся, как правило, поровну» [8. С. 28];

• «в 1920-е годы была введена система „коллективного снабжения“, тесно увязанного с уровнем выполнения производственной программы и с трудовым вкладом производителей» [9]

• только на рубеже 1920-1930-х годов заработная плата и ее формы начали рассматриваться как реализация требований принципа (о законе речь в то время еще не шла) распределения в соответствии с количеством и качеством труда работников [10. С. 9];

• второй пятилетний план СССР (1933-1937 гг.) стал «одним из наиболее обоснованных плановых документов в нашей истории» [4. С. 193]

Подводя промежуточный итог до появления первых статистических данных БДДиРН на уровне страны, необходимо отметить ученых, внесших вклад в теорию и практику исследуемого вопроса: В. А. Базаров, А. М. Гинзбург, Д. П. Журавский,

Н. Д. Кондратьев, Г. М. Кржижановский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Г. Я. Сокольников, С. Г. Струмилин, Г. Я. Фельдман, А. В. Чаянов и др.

Основное назначение показателей БДДиРН данного периода состояло в изучении: остатка наличных денег у населения; сбережений населения в сберегательных кассах, Госбанке, в облигациях государственного займа; анализа соотношений наличных денег у населения со среднемесячными доходами и среднемесячным товарооборотом.

Нормативный документ, содержащий сведения о балансе денежных доходов и расходов населения как инструменте принятия управленческих решений (доступный для чтения), появляется в 1959 г.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 2 января 1959 г. № 24 отметили, что Советы Министров союзных республик и край(обл)исполкомы недостаточно занимаются вопросами денежного обращения и выполнения кассовых планов, не принимают необходимых мер к наведению государственного порядка в расходовании фондов заработной платы. Далее последовало постановление Совмина РСФСР от 7 февраля 1959 г. «О повышении ответственности советских и хозяйственных органов РСФСР за состояние денежного обращения, обеспечение товарооборота необходимыми товарными фондами и усилении контроля за использованием фондов заработной платы». В данном постановлении вменяется Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР совместно с Российской республиканской конторой Госбанка СССР начиная с 1960 г. ежегодно производить расчеты баланса денежных доходов и расходов населения и предоставлять в Совет Министров РСФСР предложения по обеспечению необходимого соответствия между доходами и расходами населения, планами товарооборота и товарными фондами. «При превышении против плана фондов заработной платы по хозяйству автономной республики, края, области, города, а также других денежных доходов населения устанавливать задания по увеличению розничного товарооборота за счет дополнительного производства товаров народного потребления из местных ресурсов, а также расширять платные услуги, оказываемые населению, не создавая необходимости в дополнительной эмиссии» [11].

Как отмечает Н. М. Римашевская, изменение ситуации в изучении доходов и расходов населения произошло в конце 1950-х - начале 1960-х годов одновременно с появлением статистики распределений заработной платы и доходов [12].

С 1956 г. в России периодически проводились обследования заработной платы. С 1958 г. осуществлялись выборочные обследования доходов семей рабочих и служащих.

В 1969 г. был разработан первый в стране пятилетний план социального развития административного района города Ленинграда на 1970-1975 гг.

В 1971 г. Госплан СССР, Госкомтруд СССР, ВЦСПС утвердили «Методические рекомендации по планированию социального развития коллективов предприятий». Данные планы были направлены на воспроизводство рабочей силы и не имели комплексного характера.

В 1974 г. постановлением Госплана СССР № 48 от 22 апреля утверждаются «Методические рекомендации к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР». Была начата разработка новых таблиц, содержащих данные о некоторых аспектах социально-экономического развития, в том числе баланса нематериальных услуг, затрат на их содержание и использование различными группами потребителей. «Уточнена методика планирования основных показателей этого раздела, в том числе роста доходов и потребления населения, планирования розничного товарооборота, бытового обслуживания населения, просвещения, культуры

и здравоохранения, улучшения жилищных условий, воспитания подрастающего поколения, отдыха трудящихся и др.» [13. С. 644-734].

Таким образом, к 1974 г. была сформирована система источников информации об уровне жизни населения, включающая финансовые ресурсы домашних хозяйств, классифицированная в зависимости от степени охвата исследуемой совокупности (см. рисунок).

Сплошная статистическая информация

1 2 3 4 5 6 7

Выборочная статистическая информация

8 9 10 11

Расчетная информация, полученная по моделям благосостояния

12 13 14 15 16 17

Основные источники информации о благосостоянии населения [14. С. 28]:

1 - переписи населения; 2 - баланс денежных доходов и расходов населения; 3 - розничный товарооборот; 4 - годовые отчеты сельхозпредприятий и прочие финансовые документы; 5 - балансы сельскохозяйственной продукции и данные о душевом потреблении; 6 - отчетные межотраслевые балансы; 7 - распределение рабочих и служащих по размеру заработной платы; 8 - бюджеты семей рабочих; 9 - бюджеты семей работников сельхозпредприятий; 10 - единовременные выборочные обследования доходов несельскохозяйственного населения; 11 - специальные единовременные выборочные обследования (заработной платы, запасов предметов длительного пользования и др.); 12-17 - расчеты, выполненные по моделям заработной платы (12), доходов семей рабочих и служащих (13), доходов семей работников сельхозпредприятий (14), потребления как функции от дохода (15), от возраста и пола потребителей (16), по демографическим моделям (17)

Несмотря на имеющуюся обширную статистическую базу, исследования по данной тематике «ограничивались лишь описанием самых общих тенденций динамики и структуры доходов населения. Практически отсутствовали исследования, направленные на модификацию структуры отчетных балансов денежных доходов и расходов в соответствии с местом отдельных видов доходов в процессе общественного производства. Не проводились систематические работы по построению балансов доходов и расходов, дифференцированных по доходным группам населения» [15. С. 64].

В 1980-е годы баланс народного хозяйства рассматривался как система показателей и пропорций, которая характеризует с качественной и количественной стороны социалистическое расширенное воспроизводство, его уровень, масштабы, темпы роста, результаты и общеэкономические соотношения и пропорции.

Баланс народного хозяйства включал: баланс производства, потребления и накопления общественного продукта; баланс производства, распределения и использования национального дохода; сводный баланс трудовых ресурсов; баланс национального богатства и как его составную часть баланс основных фондов [16. С. 548-551].

Среди ученых, исследовавших различные аспекты денежных доходов и расходов населения, можно выделить: В. Г. Асеева, Е. М. Бухвальда, В. Я. Ельмеева, Т. И. Заславскую, В. А. Погребинскую, В. Я. Райцина, В. В. Радаева, Н. М. Римашевскую и др.

Как констатирует руководитель Федеральной службы государственной статистики А. Е. Суринов, «советская официальная статистика являлась разветвленной структурой, обеспечивающей оперативный сбор значительных объемов информации. Методика расчета многих показателей была ориентирована на представление социальноэкономического положения СССР в более выгодном свете, чем это было на самом деле.

Были закрыты для широкой общественности огромные массивы данных, целые разделы и направления статистики. Статистика являлась одним из инструментов идеологической работы как внутри страны, так и во внешнем мире» [17. С. 7].

Постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 утверждены методики расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социальноэкономических индикаторов уровня жизни населения [18] и определено, что баланс является инструментом социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С помощью баланса определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровне. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.

В балансе приводится сопоставление терминов баланса народного хозяйства и системы национальных счетов (СНС): термин «население» является приблизительным эквивалентом термина «домашние хозяйства».

Имея большой временной лаг доступных статистических показателей, понимая, что при переходе на СНС и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) динамические ряды развития России можно построить только начиная с 2000 г., все-таки сопоставили данные статистики за 1940-2010 гг. по основным показателям БДДиРН (см. таблицу), поскольку «развитие российской статистики на протяжении нескольких столетий всегда носило структурно расширяющийся характер и сохраняло преемственность базовых показателей» [19. С. 86].

Укрупненная структура баланса денежных доходов и расходов населения СССР за 1940-1990 гг., России за 2000, 2010 гг., %

Показатель 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000* 2010*

Денежные доходы 100 100 100 100 100 100 100 100

Оплата труда 71 72 78 83 80 76 61 66

Пенсии, пособия, стипендии 4 8 11 13 15 15 14 18

Доходы от собственности 3 7 4

Прочие доходы 25 20 11 4 5 6 18 12

Денежные расходы 100 100 100 100 100 100 100 100

Покупка товаров и услуг 72 69 74 86 84 75 78 70

Обязательные взносы и платежи 19 23 18 10 12 12 8 10

Прочие расходы 9 8 8 4 4 13 14 20

Примечание. Составлено по [7; 20. С. 179; 21. С. 120].

* Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

За 1940-2010 гг. жизнь большинства людей в России стала не лучше или хуже, она стала другой. Изменился образ жизни, обусловленный экономическими условиями, современными потребительскими предпочтениями и т. д.

В денежных доходах интерес представляет составляющая оплаты труда, в расходах - покупка товаров и услуг. На протяжении 1940-1990 гг. составляющая оплаты труда находилась примерно на одном уровне с составляющей покупки товаров и услуг, и только с 2000 г. показатель оплаты труда в структуре доходов стал ниже показателя покупки товаров и услуг в структуре расходов.

Обобщая результаты проведенного краткого анализа, можно сформулировать вывод, что исследование показателей баланса денежных доходов и расходов населения на протяжении длительного периода развития российской статистики рассматривалось с позиций политических и экономических целей. Только в последнее десятилетие социальная статистика преобразовалась в комплекс количественных измерений общественных процессов, рассматриваемых через оценку их проявления с позиции человека, семьи и домохозяйства.

С 2011 г. Росстат начал внедрять систему федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, которая реализуется на основе регулярных выборочных обследований домашних хозяйств по широкой тематике.

Отмечаются изменения в этой сфере и на международном уровне. В 2009 г. комиссия Стиглица-Сена-Фитусси представила Национальному институту статистических и экономических исследований Франции 325-страничный «Доклад об измерении экономического развития и социального прогресса», в котором обозначены перспективные рекомендации в изменении статистики уровня жизни и социального прогресса [22. С. 3-12].

Источники

1. Матюха И. Я. Бюджетные обследования // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1971. Т. 4.

2. Чаянов А. В. Бюджетные исследования: история и методы. М. : Новый агроном, 1929.

3. Кореневская Н. Н. Бюджетные обследования крестьянских хозяйств в дореволюционной России. М. : Госстатиздат, 1954.

4. Всемирная история экономической мысли : в 6 т. / гл. ред. В. Н. Черковец. М. : Мысль, 1990. Т. 4. Теория социализма и капитализма в межвоенный период.

5. Марголин Н. С. Баланс денежных доходов и расходов населения (Вопросы теории и практики составления баланса). М. : Госпланиздат, 1951.

6. Резолюция III Всесоюзного съезда плановых работников об организации работы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР от 14 марта 1928 г. № 31.

7. Утерянная Империя - история СССР, история России. Режим доступа: ЬАрс/Лс^-empire.ru.

8. Струмилин С. Г. Заработная плата и производительность труда в русской промышленности в 1913-1922 гг. М. : Вопросы труда, 1923.

9. Гольцман А. Коллективное снабжение (Снабжение рабочих в порядке оплаты труда). М., 1921.

10. Шуликов М. Заработная плата и защита материальных интересов рабочих. М. : ВЦСПС, 1927.

11. О повышении ответственности советских и хозяйственных органов РСФСР за состояние денежного обращения, обеспечение товарооборота необходимыми товарными фондами и усилении контроля за использованием фондов заработной платы: постановление Совета министров РСФСР от 7 февраля 1959 г. № 146 (с изм. и доп., внесенными постановлением Совмина РСФСР от 7 января 1981 г. № 8).

12. Римашевская Н. М. Экономический анализ доходов рабочих и служащих. М. : Экономика, 1965.

13. Методика разработки комплексной программы социального развития и повышения уровня жизни народа : метод. указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М. : Экономика, 1980.

14. Райцин В. Я. Моделирование социальных процессов : учебник. М. : Экзамен, 2005.

15. Суворов А. В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5(86).

16. Планирование народного хозяйства : учебник / В. М. Башмаков, В. Н. Мосин, С. Д. Фельд и др.; под ред. В. Н. Мосина. М. : Высшая школа, 1982.

17. Суринов А. Е. О развитии системы государственной статистики в России в 1811-2011 годах // Вопр. статистики. 2011. № 7.

18. Об утверждении методик расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения: постановление Госкомстата РФ от 16 июля 1996 г. № 61.

19. Елисеева И. Российская статистика на современном этапе // Вопр. экономики. 2011. № 2.

20. Российский статистический ежегодник : стат. сб. М., 2001.

21. Россия в цифрах. 2011 : крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011.

22. Плато К. Два года спустя после доклада комиссии Стиглица-Сена-Фитусси: что нового в статистическом измерении благосостояния и устойчивого развития общества? // Вопр. статистики. 2011. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.