1.11. ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА
Петров Владимир Юрьевич, аспирант. Место учебы: НОУ ВПО Институт управления бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону).
Аннотация: В статье рассматривается структура Европейского Суда по правам человека, её особенности, функции и методы разрешение споров, а так же затрагивается исторический аспект развития самой системы Европейского суда и причины его реорганизации. По мнению автора, данное развитие благотворно влияет на работу Европейского Суда. Применяя Дополнительные Протоколы к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сам Суд заметно улучшает свою деятельность и раскрывает больше возможностей в разрешение споров. С введенными новшествами Суд стал больше рассматривать жалоб и выносить мотивированных решений. Автор считает, что Европейский Суд еще долгое время будет развиваться и совершенствоваться для достижения всех скрытых потенциальных возможностей, но главным остается сама цель Европейского Суда - это защита прав человека и основных свобод.
Ключевые слова: Европейский Суд, право, ратификация, государство-участник, структура, реорганизация, законодательство, секция, комитет, председатель, заседание, контроль, ex officio, ad hoc.
STRUCTURE EVOLUTION THE EUROPEAN COURT ON HUMAN RIGHTS
Petrov Vladimir Yuryevich, postgraduate student. Place of study: NOU VPO Institute of management of business and rights (Rostov-on-Don).
Annotation: In article the structure of the European Court on human rights, its features, function and methods settlement of disputes and as the historical aspect of development of the system of the European court and the reason of its reorganization is affected is considered. According to the author, this development well influences work of the European Court. Applying Additional Protocols to the Convention on protection of human rights and fundamental freedoms, the Court considerably improves the activity and opens more opportunities in settlement of disputes. With the entered innovations the Court began to consider more than complaints and to take out motivated decisions. The author considers that the European Court still long time will develop and be improved for achievement of all hidden potential opportunities, but the main thing there is a purpose of the European Court is a protection of human rights and fundamental freedoms.
Keywords: European Court, right, ratification, participating state, structure, reorganization, legislation, section, committee, chairman, meeting, control, ex officio, ad hoc.
Европейский суд по правам человека является международным судебным органом, его юрисдикция распространяется на все государства - члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод1. Европейский Суд призван обеспечивать соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Рассматривая и разрешая конкретные дела, принятых Судом к производству на основании индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией, Суд реализует свои задачи. Так же необходимо учитывать, что возможна подача жалобы о нарушении Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. Европейский Суд за всю свою многолетнюю история рассмотрел тысячи дел, большинство из которых были жалобы граждан. При подаче жалобы необходимо учитывать строгие правила и условия Европейского Суда. Так предметом жалобы могут быть только нарушенные права, которые гарантируются Конвенцией или ее Протоколами. Следует отметить, что перечень данных прав достаточно широк, но все же в нем отсутствуют некоторые права известные новейшему конституционному законодательству. Например, Конституция Российской Федерации2 содержит в себе главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», данная глава включат в себя все права, о которых говорится в Конвенции. Так же в Конституции есть перечень прав, которые не относятся к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, но их можно найти в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, к этим правам можно отнести право на труд, право на социальное обеспечение и т.д. На основании этого нужно отметить, что юрисдикция Европейского суда распространяется только на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Необходимо учитывать, что жалоба может исходить только от самого потерпевшего, в случае подачи жалобы группой лиц каждый подающий должен указать свои личные претензии. Так же в правилах подачи жалоб существуют процессуальные сроки, она должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Со стороны Российской Федерации жалобы могут поступать только на нарушения, которые произошли уже после подписания Конвенции. Одним из важных критериев подачи жалобы является исчерпание всех внутригосударственных средств защиты своего права и, прежде всего судебные средства защиты прав, только после этого жалоба может быть признана приемлемой по существу. Следует отметить, что Европейский Суд не является высшей судебной инстанцией государства-участника
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950г. (с изм., внесенными Протоколом от 13.05.2004 N 14)
2 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
55
Конвенции. Вследствие этого отменять решения вынесенные органом государственной власти государства-участника Европейский суд не может, так же как и не может давать рекомендаций законодателю. Европейский Суд не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, а так же не дает распоряжения о принятии мер, имеющих юридическое последствие. Европейский суд при рассмотрении конкретной жалобы и выявлении нарушения требований Конвенции вправе присудить финансовую компенсацию материального ущерба и морального вреда, а также возмещение всех издержек и расходов выигравшей стороне.
Конвенция установила перечень гражданских и политических прав и свобод, а так же создала систему обеспечивающую исполнение принятых на себя обязательств государствами - участниками. Европейский Суд по правам человека, находится в г. Страсбург. Следует отметить, что Суд может выполнять свои функции в другом месте на территории государств-членов Совета Европы. На любой стадии рассмотрения суд может принять решение о переносе проведения разбирательства в другом месте. Организация и работа Суда осуществляется на основании регламента.3
На сегодняшний момент в состав Европейского суда входит сорок семь судей, равно числу государств -участников. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской ассамблеей Совета Европы из числа кандидатов, предложенных правительством каждого государства - участника. Конвенция предъявляет конкретные требования к судьям: так судья должен обладать высокими моральными качествами, он дожжен удовлетворять требованиям или быть с признанным юридическим авторитетом, чтобы он мог занимать высокую судебную должность. Судья осуществляет свою деятельность, не представляя интересы никакого государства. Судья не должен занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью. Срок полномочий Судьи истекает по достижению им семидесяти лет. Каждый судья при вступлении в должность приносит присягу Суду на первом пленарном заседании. Об этом акте делается запись в протоколе. Необходимо отметить, что в Европейском Суде существует распределение Судей по старшинству, так после Председателя, заместителей Председателя и Председателей Секций старшинство устанавливается по дате избрания. При переизбрании Судьи учитывается время в течение, которого соответствующий судья ранее занимал должность. Старшинство судей с одинаковым сроком нахождения в должности определяется по возрасту. Судья может написать заявление об отставке, это заявление доводится до Председателя Суда, а тот в свою очередь передает его Генеральному Секретарю Совета Европы, после чего полномочия Судьи прекращаются. Так же нужно отметить, что прекращение полномочий судьи может прекратиться не только на основании отставки или достижением Судьи семидесятилетнего возраста, но и на основании отстранением от должности Судьями. Так Судья может быть отстранен от должности, если на пленарном заседании остальные Судьи большинством голосов пребывающих в должности избранных судей принимают решение о не соответствие Судьи предъявляемым требованиям. Каждый Судья вправе начать процедуру отстранения от должности. Необходимо отметить, что «Если судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле, не имеет возможности учувствовать в заседании Палаты или отказаться от участия, то Председатель Палаты предлагает этой Высокой Договаривающейся Стороне сообщить, намерена ли она назначить для участия в заседании в качестве судьи судью, избранного от другой Высокой Договаривающейся Стороны, или судью ad hoc4 и в случае такого намерения одновременно указать назначенное лицо.»5 Следует так же отметить, что если в течение 30 дней или по истечению срока продленного по разрешению теряет возможность назначить судью, то это может произойти, в случае если Высокая Договаривающаяся Сторона два раза подряд назначала в качестве судьи ad hoc лиц, которые, по мнению Палаты не соответствуют требованиям.
Основные функции суда распределяются в четырех секциях, состав которых согласован с Регламентом, утверждается на три года. Необходимо отметить, что он должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку, а также должен представлять различные правовые системы Государств-участников. Две секции возглавляют Председатели Секций, а две оставшиеся возглавляются Председателями Суда. В рамках секций формируются на двенадцать месяцев Комитеты из трех судей. Комитеты являются важным элементом структуры Суда, они занимаются отбором дел. На основании голосования Комитет выносит решение по жалобам. Так, например жалоба может быть признана неприемлемой. В некоторых случая жалобу могут исключить из списка подлежащих рассмотрению дел. Но главное это то, что данное решение является окончательным.
В структуру Европейского Суда входят Палаты, они образуются для рассмотрения дел, которые возбуждены в Суде, состоят они из состава Секций. По каждому делу в состав палаты входит Председатель секции и судья (от государства, выступающего стороной в деле). В случае если судья не является членом секции, в которой находится жалоба, то он заседает в качестве члена Палаты (ex officio)6. Председатель Секции назначает из соответствующей Секции остальных членов Плата.
Пленарные заседания Суда созываются Председателем Суда, в тот момент, когда этого требует исполнение его обязанностей, предусмотренных Конвенцией, а так же по требованию одной трети членов Суда и в любом случае один раз в год для рассмотрения административных вопросов. На Пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда и двух заместителей Председателей Суда и двух Председателей Секций. «Председатели Секций председательствуют на заседаниях своей Секции и
3 Регламент Европейского суда по правам человека, по состоянию на 1.12.2005
4 Ad hoc - особенно для этого, только для этого случая (лат.)
5 Регламент Европейского Суда по правам человека, по состоянию на 1.12.2005г. Правило 29
6 Ex officio - в силу занимаемой должности 55
Палат, членами которых они являются, и руководят работой Секций. Заместители Председателей Секций замещают их в случаях, когда Председатели не могут выполнять свои обязанности или если должность Председателя соответствующей Секции вакантна, или по просьбе Председателя Секции. В случаях, когда они не могут председательствовать, эти полномочия принимают на себя судьи Секций или Палат в порядке старшинства, предусмотренном Правилом 5.»7
Помимо Палат и Комитетов в структуру Европейского суда входит Большая Палата. Она состоит из семнадцати судей и как минимум трех запасных. В ее состав входит Председатель Суда, заместитель Председателя Суда и Председатели Секций. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле заседает в качестве члена Большой Палаты. Так же существует возможность при необходимости назначить судью основываясь на Правиле 30 «общий интерес в деле» и Правиле 29 «Судья ad hoc» в соответствии с пунктами 2 и 3 Статьи 27 Конвенции. В случае если какие-либо судьи лишаются возможности учувствовать в заседании, то те судьи, которые должны доукомплектовать состав Большой Палаты назначаются из числа оставшихся судей Председателем Палаты путем жеребьевки. Порядок жеребьевке определяется на пленарном заседании и в ней должна учитываться географическая сбалансированность Большой Палаты. Если дело находящиеся на рассмотрении Палаты имеет серьезный вопрос, касающийся положений Конвенции и Протоколов к ней, а так же если решение может противоречить с ранее вынесенным решением Суда, то Палата может на основании статьи 30 Конвенции передать дело в Большую Палату. Члены передающей дело Палаты так же принимают участи в заседании. Данная передача возможна, только если ни одна из сторон не возражает.
Необходимо отметить, что ранее структура европейского суда работала иначе. Так на основании Конвенции «государства - участники и - в тех случаях, когда эти государства признавали право на подачу индивидуальных жалоб, - частные заявители (лица, группы лиц или неправительственные организации) могли подавать на государство - участника Конвенции жалобы о нарушении этим государством какого-то из изложенных в Конвенции прав. Жалобы подлежали предварительному рассмотрению в Комиссии, принимавший решения об их приемлемости.»8 В случае если жалоба была признанна приемлемой, но стороны не смогли договориться, Европейская комиссия по правам человека была обязана предоставить доклад в Комитет министров Совета Европы, в котором содержались конкретные факты по делу, а так же мнение Комиссии по рассматриваемому делу. После чего соответствующие государство могло заявить о признании обязательной юрисдикции Суда, государство - участник или комиссия в течение трех месяцев после передачи доклада в Комитет министров Совета Европы передать дело в суд. Частные лица не имели право передавать свои дела в суд. В случае не передачи дела на судебное разбирательство, Комитет министров мог сам принять решение и мог присудить потерпевшим возмещение ущерба. Надзор за исполнением судебных решений осуществлялся Комитетом министров. После вступление Конвенции в силу было принято 14 протоколов к ней. Они содержат в себе дополнительные права и свободы, изменения и дополнения к Конвенции. Так, например, Протокол №2 наделяет Европейский суд по правам человека и основных свобод компетенцией выносить консультативные заключения. А протокол №9 дал возможность частным заявителям непосредственно передавать свои дела в Суд, с условием того, что данный протокол был подписан государством - участником, а само заявление было отобрано отборочным комитетом. Одни из важных протоколов реорганизующий контрольный механизм Конвенции является Протокол №11 . С 1980 г. стало расти количество дел и начала возникать проблема в сроках разбирательства. С каждым годом приходило все больше дел, особенно в тот момент, когда к Конвенции стало присоединяться все больше государств. Так с 1981 года, когда количество жалоб достигала 404 в год, уже в 1993 году выросло до 2 037. К концу 1997 года число поступающих жалоб возросло до 4 750. В связи с этим возникла необходимость реформировать механизм Конвенции. Было принято решение о создании единого постоянно действующего судебного органа. Данное решение было направленно на сокращение сроков разбирательств, а так же на усовершенствование судебного механизма путем признания юрисдикции Суда обязательной во всех случаях тем самым, снимая с Комитета министров функции суда. В результате с 1 ноября 1998 года новый Европейский суд по правам человека приступил работе.
Следует отметить, что Европейский Суд за всю свою многолетнюю практику не зафиксировал хотя бы одного случая неисполнения государством-участником решения Суда. Та как неисполнение решение может привести к приостановлению членства государства, а в некоторых случаях по решению Комитета министров может привести к исключению из состава Совета Европы. Та как надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров. В его обязанности входит следить за выплатой компенсаций, а так же за исправлением государством-участником правовых норм которые привели к подаче жалобы. На основании этого возникает необходимость изменения законодательства, для того чтобы данная ситуация не повторялась. Так как решение Суда обязательно для государства - ответчика по делу, были случаи, когда решение суда косвенно воздействовало на изменение законодательства другого государства-участника, не имеющего отношение к делу. Европейский суд дает возможность каждому защищать свои права и свободы. Любой гражданин имеет право обратиться в Суд с жалобой о нарушении его прав и свобод. Уникальным свойством Европейского суда является функция контролирования законности действующего законодательства государства в области прав человека и основных свобод. Каждый гражданин имеет возможность направить жалобу в Суд, тем самым становясь участником контрольной системы.
Таким образом, следует сделать вывод, что Европейский Суд по правам человека - один из наиболее
7 Регламент Европейского Суда по правам человека, по состоянию на 1.12.2005г., Правило 12.
8 Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводство, под ред. А.В. Деменевой, издательство Уральского университета г. Екатеринбург. Стр.6
55
авторитетных и действенных из существующих в мире международных институтов по защите прав человека, юрисдикция которого теперь распространяется и на Российскую Федерацию.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №4. Ст. 445.
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). // Российская газета. 1998. 10 декабря.
Конвенция о защите прав человек а и основных свобод (Рим,4 ноября 1950 г.), (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. ст. 163. (с изм., внесенными Протоколом от 13.05.2004 N 14)
Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводство. Под ред. А.В. Деменевой. - Издательство Уральского университета г. Екатеринбург., 2010.
Бессарабов В. Г. Европейский суд по правам человека. - М. : Юрлитинформ, 2006. - 247 с.
Бурков А. Л. Конвенция о защите прав человека в судах России. - М. : Волтерс Клувер, 2011. - XXVI. С- 420.
Лобов М.Б. Решения Европейского Суда по правам человека: правовые последствия для государств -членов Совета Европы // www.echr-base.ru / lobov.jsp
Literature list.
Constitution of the Russian Federation: It is accepted on national vote on December 12, 1993//the Russian Federation Code. 2009 . No. 4. Art. 445.
The universal declaration of human rights (it is accepted at the third session of General Assembly of the UN by the resolution 217 And (III) of December 10, 1948). // Russian newspaper. 1998 . December 10.
The convention on protection of the rights of people and and fundamental freedoms (Rome, on November 4, 1950), (with amendment and additional of September 21, 1970, on December 20, 1971, on January 1, on November 6, 1990, 11 мая1994)//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001 . No. 2. Art. 163. (with the amendments brought by the Protocol of 13.05.2004 N 14)
The European Court on human rights: I corrected addresses and legal proceedings. Under the editorship of A.V.Demeneva. - Publishing house of the Ural university Yekaterinburg. 2010 .
Bessarabov V. G. The European court on human rights. - M: Yurlitinform, 2006. - 247 pages.
Burkov A. L. The convention on protection of human rights in vessels of Russia. - M: Volters Kluver, 2011. - XXVI. With - 420.
Lobov M. B. Decisions of the European Court on human rights: legal consequences for member states of the Council of Europe//www.echr-base.ru/lobov.jsp
Рецензия
На статью В.Ю. Петрова «Эволюция структуры Европейского Суда по правам человека»
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью развития системы международного правосудия, конституционно-правовых механизмов обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека за защитой своих нарушенных прав.
Статья посвящена исследованию особенностей судопроизводства европейских государств на примере эволюции структуры Европейского Суда по правам человека. Рассматриваются вопросы специфики регламентации судопроизводства в Европейском Суде, особенности, касающиеся субъектного состава стран-участников, а также порядка обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Анализируются применение принципов гласности, инквизиционности конституционного судопроизводства и порядок исследования доказательств в процессе его осуществления.
В своей статье автор обосновывает вывод о том, что Европейский Суд по правам человека - один из наиболее авторитетных и действенных из существующих в мире международных институтов по защите прав человека, юрисдикция которого теперь распространяется и на Российскую Федерацию.
Работа Петрова В.Ю. отличается стройностью и логичностью изложения, полнотой исследования, поставленного вопроса.
Таким образом, научная статья Петрова В.Ю. «Эволюция структуры Европейского Суда по правам человека» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права Н.В. Мамитова