УДК 33 Аннаев Х.А., Мурадова А. О., Пыхыев М.Х.
Аннаев Х.А.
преподаватель
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Мурадова А.О.
старший преподаватель Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Пыхыев М.Х.
студент
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Аннотация: статья рассматривает концепцию шардинга в блокчейне как метод повышения масштабируемости и увеличения скорости транзакций. Принципы шардинга объяснены в контексте разделения сети на меньшие участки, что приводит к улучшению производительности. Проекты, такие как Zilliqa, Ethereum и Cardano, применяют этот метод для решения проблем масштабируемости, требуя внимательного внедрения в свете безопасности и сложности. Статья также обсуждает ключевые проекты, реализующие шардинг, и роль алгоритмов консенсуса в обеспечении целостности и децентрализации блокчейн-сетей.
Ключевые слова: шардинг, блокчейн, масштабируемость, транзакции, проекты блокчейна, алгоритмы консенсуса, децентрализация.
В последние десятилетия социология научного знания успешно развивалась как новый влиятельный подход к изучению науки. В отличие от традиционной философии науки, которая рассматривает такие вопросы, как правдивость, оценка и логика выбора между научными теориями, социология науки фокусируется на социальной природе научных исследований. Большая часть того, что философы говорили науке, заключается в том, что наука, с их точки зрения, неуместна, потому что она по своей сути социальна.
Хотя литература по социологии научного знания черпает свое интеллектуальное вдохновение из множества источников, легко обнаружить два важных влияния: более старая традиция социологии науки, основанная на Роберте Мертоне, Карле Мангейме или Эмиле Дюркгейме, и более поздний исторический (и некоторые назвали бы "релятивистский") поворот в науке. добавить к социологии науки. философия науки, начатая такими авторами, как Томас Кун и Пол Фейербенд (Hands, 1994).
Первоначальная ранняя социология науки основана на работе Роберта Мертона (1973), который рассматривал науку как фундаментально социальное явление. По мнению Мертона, существуют внешние социальные факторы, которые поддерживают или препятствуют развитию научных знаний, факторы, которые можно изучать с помощью социологии науки, хотя объективное содержание научных теорий существует независимо от этих социальных факторов.
В то время как социология науки стремится поместить науку в социальный контекст, параллельная дисциплина, экономика науки, подчеркивает роль ученого как рационального субъекта. Если наука осуществляется в сообществе ученых, и мы хотим, чтобы социальные науки понимали поведение этих ученых, то экономика, по-видимому, является кандидатом на понимание науки в дополнение к социологии, антропологии или философии (Дасгупта, Дэвид, 1994).
Сущность экономического подхода к науке можно найти в трактате Чарльза Сандерса Пирса (1967), американского философа-прагматика. В этой
статье Пирс обсуждает "экономику исследований" таким образом, чтобы не только использовать маргинальный экономический анализ, но и делать это совершенно современным способом. Этот трактат, первоначально опубликованный в 1879 году, был бы довольно легко принят для публикации в современном деловом журнале.
Статья Пирса, написанная под влиянием прагматической философии, несомненно, была прорывом во многих отношениях. Основываясь на различии между социологией науки и теорией научного знания, экономика науки — это приложение экономической теории для объяснения поведения ученых или интеллектуальных результатов научного сообщества. Экономика науки использует аналитический аппарат, заимствованный из экономической теории, для изучения научных знаний.
Следовательно, экономика предлагает новую модель мышления, которая обогащает теорию научного знания. Подобно тому, как социология науки утверждает, что научные знания генерируются в социальном процессе, экономика науки утверждает, что научные знания генерируются в экономическом процессе. В академических кругах сформировалась система неденежных вознаграждений (таких как публикация или цитирование), и эти вознаграждения побуждают ученых к исследованиям.
Майкл Поланьи (1962) внес свой вклад в развитие экономики науки. Поланьи отмечает, что ученые работают вместе так же, как игроки на экономическом рынке работают друг с другом. Научное сообщество стремится к истине, которая выходит за рамки рынка. Однако в их поведении есть признаки рыночного процесса. Ученые реагируют друг на друга, они публикуют и цитируют друг друга. Сообществу ученых легче разгадывать загадки, чем изолированному человеку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Coats, A. W. (1984). The Sociology of Knowledge and the History of Economics. Research in the History of Economic Thought and Methodology, 2, 211-234; Hayek, F. A. von (1937). Economics and Knowledge. Economica, 4(13), 33-54, http://dx.doi.org/10.2307/2548786;
Maki, U. (1992). Social Conditioning in Economics, in Marchi, N., ed., Post-Popperian Methodology of Economics. Recovering Practice. Boston: Kluwer, pp. 65-104.
AnnaevH.A., Muradova A.O., PykhyevM.Kh.
Annaev H.A.
Turkmen State Institute of Architecture and Construction (Ashgabat, Turkmenistan)
Muradova A.O.
Turkmen State Institute of Architecture and Construction (Ashgabat, Turkmenistan)
Pykhyev M.Kh.
Turkmen State Institute of Architecture and Construction (Ashgabat, Turkmenistan)
EVOLUTION OF SOCIOLOGY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE: INFLUENCE OF SOCIAL AND ECONOMIC APPROACHES
Abstract: the article examines the concept of sharding in blockchain as a method of increasing scalability and increasing transaction speed. The principles of sharding are explained in the context of dividing the network into smaller sections, resulting in improved performance.
Keywords: sharding, blockchain, scalability, transactions, blockchain projects, consensus algorithms, decentralization.