Научная статья на тему 'Эволюция системы управления в калмыцком ханстве в конце XVII-XVIII веке'

Эволюция системы управления в калмыцком ханстве в конце XVII-XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЛАСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / КАЛМЫЦКОЕ ХАНСТВО / ОБЩЕКАЛМЫЦКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФЕОДАЛЬНАЯ ЗНАТЬ КАЛМЫКОВ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / EMPOWERED BODIES OF GOVERNANCE / THE KALMYK KHANATE / THE KALMYK NATION-WIDE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Команджаев Евгений Александрович

В статье рассматривается становление органов управления, существовавших в Калмыцком ханстве в конце XVII-XVIII веках, на основе анализа конкретных научных работ, отдельных законов, использование которых позволяло создавать административно-территориальные единицы и судебно-административные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE GOVERNANCE SYSTEM IN THE KALMYK KHANATE AT THE TURN OF XVII-XVIII CENTURIES

The article deals with the establishment of the bodies of governance that existed in the Kalmyk Khanate at the turn of XVII-XVIII centuries, and the author relies on the analysis of concrete research works, specific laws that enabled the creation of administrative-territorial units and administrative judiciary bodies.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы управления в калмыцком ханстве в конце XVII-XVIII веке»

В соответствии с принципами идеологического плюрализма и политического многообразия, закрепленными законодательством демократических стран, политические партии вправе развивать и пропагандировать определенную систему взглядов, идей и ценностей, находящих отражение в принимаемых ими программах. Тем самым политические партии принимают активное участие в развитии идеологической системы общества, идеологическом воспитании граждан, распространении среди населения определенных ценностей, формировании общественного мнения, приобщении различных социальных слоев к политической деятельности, формировании у них чувства причастности к государственной политике и происходящим общественным процессам.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. - М., 2003.

Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29.

Основы теории политических партий ; под. ред. С.Е. Заславского. - М., 2007.

© Исмаилов Р.Р., 2009

Е.А. Команджаев

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛМЫЦКОМ ХАНСТВЕ В КОНЦЕ XVM-XVШ ВЕКЕ

КОМАНДЖАЕВ Евгений Александрович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государства и права Калмыцкого государственного университета (Элиста)

Аннотация. В статье рассматривается становление органов управления, существовавших в Калмыцком ханстве в конце XV.П-ХУШ веках, на основе анализа конкретных научных работ, отдельных законов, использование которых позволяло создавать административно-территориальные единицы и судебно-административные органы.

Ключевые слова: властные органы управления, Калмыцкое ханство, общекалмыцкие учреждения, феодальная знать калмыков, судопроизводство.

Для оценки современного положения субъектов Российской Федерации, особенно положения национальных республик, необходимо изучение предшествующих периодов истории Российского государства. Поиск оптимальной модели государственного устройства предполагает закономерное обращение к историческому прошлому, к проблеме образования калмыцкого государства в составе России и их взаимоотношений.

Начало формирования калмыцкого государства в составе России и оформление ханской власти отнесены исследователями к середине XVII в. Окончательное же их становление относится к концу XVII в. и связано это с правлением хана Аюки. Аюке-хану удалось объединить большинство феодальных образований, ликвидировать раздробленность, подчинить большую часть калмыцких правителей. В этот период окончательно сформировалась система управления Калмыцким ханством.

При хане имелся значительный штат чиновников, выполнявших различные функции. С их помощью хан управлял своими улусами, а также населением всего ханства.

Должности служителей делились на придворные и общеулусные, хотя функции их строго не разграничивались. В монголо-ойратских законах 1640 г. упоминаются чиновные (ямуту) князья, четыре главных сановника (тушимед), чиновные табунанги, чиновные люди и др. Из текста законов трудно уяснить, в чем состояла суть этих должностей и функций, с ними связанных. Судя по источникам, некоторые звания и должности в Калмыцком ханстве практически не существовали.

Относительно придворных должностей в научной литературе имеются скудные сведения и они в основном ограничиваются сообщением исследователя В.М. Бакунина. 10 сентября 1735 г. на луговой стороне в урочище Цаган-Цоло, в 40 верстах ниже Царицына, хан Церен-Дондук в торжественной обстановке принимал от посланцев далай-ламы грамоту на ханский чин и соответствующие регалии. Во время обеда хан пожаловал некоторым зайсангам придворные должности и звания. По свидетельству В.М. Бакунина, зайсанг Гумеджап «пожалован был дарханом и судьею в Зарго», зайсанг Черен Норбо - в даян дутоно, то есть в тайного советника и судью.

Третий зайсанг, Гедегер-Даши, получил звания «шидар кя и моричи». Далее чин «шидар кя» В.М. Бакунин отождествляет со званием камергера. Здесь необходимо уточнение: кя - это стражник, охранник, телохранитель. Поэтому правильным будет перевести звание «шидар кя» как «ближний телохранитель». В этом случае более понятным становится разъяснение В.М. Бакунина: «У калмыцких же и мунгальских ханов, имеющих чин шидар кя, кочуют близ ханских кибиток и всегда при них бывают, отлучаясь только тогда, когда ханы спят, а при публичных столах они ханам служат,

а в отсутствие же ханов не токмо от зайсангов, но и от нойонов в великом почтении бывают»1.

Помимо этих Бакунин отмечает наличие других должностей: «алдар кя», «олзейту кя», обозначающих разные уровни придворной знати2.

Некоторые исследователи полагают, что хан мог иметь при себе совещательный орган - совет из малых князей3. Подобные точки зрения объясняются стремлением калмыцких ханов к централизации управления. Источники позволяют нам говорить о существовании при калмыцком правителе особого совещательного органа, куда входили его ближайшие родственники, местные улусные правители и небольшое число чиновников. Решения этого совещательного органа вступали в силу лишь после их утверждения ханом. В литературе имеются некоторые названия этих чиновников: табунангуд, ямату нойод, ямату тушимет. Русские архивные документы часто именуют этих сановников думчими тайшами. Проведение этих решений в жизнь возлагалось на штат посланников (элчи), в обязанности которых входило как обнародование этих решений, так и контроль их исполнения4.

При хане существовали различные должности: дарги, демчеи, бичачи (писцы), бодокчеи. Некоторые должностные лица - дарги, демчеи, бичачи, элчи - были как в ханском окружении, так и в улусах и даже аймаках. Отличие первых от вторых заключалось в том, что первые от имени хана могли выполнять различные поручения во всех улусах, вторые же выполняли свои обязанности только в пределах своего улуса, во владении своего нойона.

К.Ф. Голстунский приводит разъяснения по поводу должности дарги: «Дарга есть управляющий князя, он делает первое распределение между подвластными всего того, что должно поступать в пользование князя, затем собирает распределенное и хранит, делает общую раскладку податей и повинностей, ведет счет приходам и расходам на содержание князя и докладывает об этом князю»5. Также источники свидетельствуют, что дарги выполняли и другие поручения. «В 1717 г. Чакдоржаб назначил быть в Астрахани своим даргой (представителем) некоего Батура». Дондук Даши во время раздела улусов отправил «для щету и приема выделенных ему донских кибиток даргу по имени Менку»6.

1 Бакунин, В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. - 2-е изд. - Элиста, 1995. - С. 146.

2 См. там же.

3 См., например: Максимов, К.Н. История национальной государственности калмыков (начало XVII - XX вв.). - М., 2000. - С. 25.

4 См.: Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. - Элиста, 1967. - С. 132.

5 Голстунский, К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г. Дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. - СПб., 1880. - С.109.

6 Национальный архив Республики Калмыкия. - Ф. 36. - Д. 307. - Л. 763.

По поводу должности демчи К.Ф. Голстунский говорит, что он «есть помощник дарги, он из общей раскладки податей и повинностей, составленной даргой, распределяет соответствующие части в подведомственном ему улусе (отоке)»1. Источники указывают, что демчеи действительно отвечали за исправный сбор податей. В одном из документов дается важное разъяснение по поводу назначения на должность демчея. Как оказалось, на должность демчея назначается лицо, рекомендованное зайсангом для сбора с аймака податей и «протчих поборов». Однако демчеи занимались не только сбором податей. В указе Галдана Хун-тайджи говорится: «Демчей должен заботиться о призрении своих несчастных (бедных), если не будет в состоянии призреть, то должен заявить об этом управляющему отоком». В законах Дондук-Даши оговаривается, что за факты воровства ответственность несет чиновный демчей2. Демчею в осуществлении его функций помогал шуленга.

Обязанности писаря (бичачи) достаточно просты: ведение переписки, запись ханских указов, переписывание документов.

По поводу должности элчи в источниках имеются двоякие пояснения. С одной стороны, термином «элчи» обозначался посол или посланник, который мог вести переговоры или вручать послания и письма хана или нойона представителям царской администрации на местах, а мог быть отправлен в столицу к чинам центрального правительства. В этом случае он выполнял дипломатические обязанности. С другой стороны, элчи мог быть послан с различными поручениями от хана или нойона в тот или иной улус или же внутри улуса. Судя по многократным упоминаниям должности элчи в законах 1640 г. и в законах Дондук-Даши, ему придавалось большое значение. Это видно также из тщательной регламентации его действий, необходимости беспрекословного предоставления ему подвод, верховых лошадей, питания и ночлега. За выполнение некоторых поручений ему полагалось вознаграждение3.

Для урегулирования отношений калмыков с соседним населением, для наблюдения и исполнения судебных решений по спорным делам между калмыками и русским населением появилась нужда в особой должности -бодокчее.

Историк М.Г. Новолетов достаточно верно охарактеризовал направление развития управленческой системы в Калмыцком ханстве и объяснил причину появления должности бодокчея. «Какое управление было во время Хо-Орлюка и Шукур-Дайчина сведений не имеется, но во время Аюки-хана суд над народом принадлежал исключительно ему» и он назначал в соседних городах и других пунктах особых бодокчеев,

1 Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г... - С. 109.

2 Там же. - С. 48.

3 См.: Батмаев, М.М. Калмыки в XVII - XVIII веках. События, люди, быт: в 2 книгах. - Элиста, 1993. - С. 168-169.

которые рассматривали судебные тяжбы калмыков с соседним населением1.

Власть нойонов (князей) в принадлежащих им улусах была практически неограниченной. Они были полноправными хозяевами своих улусов и представляли здесь высшую исполнительную и судебную власть. Если ранее нойоны представляли высшую феодальную знать у калмыков, то с развитием чиновного аппарата они превращались в администраторов. Исследователь Н. Пальмов сравнивает их положение с положением русских воевод и крупных помещиков2. С образованием ханства власть хана стала трактоваться как верховная. Нойоны и зайсанги составляли его придворную свиту и подразделялись на ранги, каждый со своими служебными обязанностями в зависимости от степени близости к хану. Так как структура государства строилась в соответствии с феодальной иерархией, то тайши и нойоны находились в вассальной зависимости от хана.

Зайсанги надзирали за аймаками. В администрацию аймака входили саит-зайсанг (глава аймака), его демчи (помощник), который по совместительству был старостой сорока семей, шуленга, бывший заместителем демчея, старостой двадцати кибиток, арбан-аха - староста десяти кибиток, подчинявшийся шуленге. В управление аймака входила своего рода налоговая служба: начальник (албачи-зайсанг) и сборщики (албачи)3.

По свидетельству Ф. Бюлера, во главе низшей административно-территориальной единицы - хотона - находился хотонный старшина, избираемый из числа простолюдинов4.

Одним из главных учреждений, опираясь на которое, хан строил отношения с российским правительством и управлял улусами, было Зарго -особый судебно-административный орган. Рассмотрим роль Зарго в общеулусном управлении.

В.М. Бакунин достаточно подробно анализирует структуру и деятельность Зарго. Это административно-судебный орган при хане, состоявший из советников (тусулукчи) и судей (заргучи). В Зарго имелся штат писарей и приставов (яргучи)5.

Члены Зарго назначались ханом из числа духовенства и преданных ему калмыцких нойонов и зайсангов в лично принадлежавших хану улусах.

Далее Бакунин утверждает, что «от той Зарги зависит правление всего калмыцкого народа, и в оной сочиняются отправляемые по двору им-

1 См.: Новолетов, М.Г. Калмыки. Исторический очерк. - СПб., 1884. - С. 48.

2 См.: Пальмов, Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. 2-е изд. - Элиста, 1992. - С. 58.

3 См.: Максимов, К.Н. История национальной государственности калмыков... -С. 26.

4 См.: Бюлер, Ф.А. Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки. - 1846. - Т. 4749. - № 8. - С. 86.

5 См.: Бакунин, В.М. Описание калмыцких народов... - С. 146.

ператорскому доношения и к ближним от них командирам российские письма, и указы ханские к калмыцким владельцам о публичных делах, и черныя - приносятся к хану для апробации и потом переписываются набело и припечатываются ханскою печатью, которая хранится у первейшего и вернейшего его зайсанга»1. Как видно из текста, Зарго был не только судебным органом. Здесь составлялись официальные документы, которые утверждались ханом и заверялись ханской печатью.

Зарго в присутствии депутатов от нойонов каждую весну и осень определяло места зимних и летних кочевий для каждого улуса, после чего это решение утверждалось ханом2.

Зарго было общекалмыцким учреждением, хотя решало различные проблемы судопроизводства и управления собственно ханских улусов. П.С. Паллас утверждал, что сходные с Зарго учреждения, решавшие вну-триулусные дела, существовали и при улусных владельцах и также назывались Зарго. Ряд косвенных данных позволяет с доверием отнестись к этим предположениям. Например, когда дербетский нойон Цебек-Убаши вместе с икицохуровским Асархо и Яндыком отъезжал в столицу, он уведомлял письмом от 17 ноября 1772 г. астраханского губернатора Н.А. Бекетова, что поручил управлять улусом родственнику нойону Цендену, четырем судьям - «заргачеям», а при них «для вспоможения по всем касающимся делам определяются два яргачея». Состав судей и яргачеев, призванных помогать Цендену в управлении улусом, весьма напоминает Зарго. Вполне возможно, что во владельческих судах, в отличие от общекалмыцкого Зарго, количество судей было меньшим3.

Кроме постоянных членов суда во времена правления хана Аюки в Зарго присутствовали представители от нойонов из числа зайсангов. Они ежегодно сменялись и представляли интересы своих владельцев в этом общекалмыцком органе. После смерти Аюки таких депутатов от нойонов в Зарго не было4.

В конце XVII - начале XVIII вв. в Калмыцком ханстве складывается стройная система управления, основанная на принципах централизации. Правители обладали высшей законодательной, исполнительной, военной и судебной властью, самостоятельно решали вопросы внутренней жизни и управления5.

С утверждением абсолютной монархии в России власть ханов все более ограничивалась. Фактически астраханские губернаторы и российские представители при ханах контролировали и активно вмешивались во внутренние дела ханства.

1 Бакунин, В.М. Описание калмыцких народов... - С. 146.

2 См. там же. - С. 147.

3 См.: Батмаев, М.М. Калмыки в XVII - XVIII веках... - С. 82.

4 См.: Бакунин, В.М. Описание калмыцких народов... - С. 147.

5 См.: Пальмов, Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. - Астрахань, 1929. - С. 18-19.

Список литературы

Бакунин, В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоут-ского, и поступков их ханов и владельцев. - 2-е изд. - Элиста, 1995.

Батмаев, М.М. Калмыки в XVII - XVIII веках. События, люди, быт : в 2 книгах. - Элиста, 1993.

Максимов, К.Н. История национальной государственности калмыков (начало XVII - XX вв.). - М., 2000.

Очерки истории Калмыцкой АССР. - Элиста, 1967.

© Команджаев Е.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.