Научная статья на тему 'Эволюция системы образования в китайской народной Республике'

Эволюция системы образования в китайской народной Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ СПЕЦИФИКА / HIGHER EDUCATION / REFORMS / MODERNIZATION / CHINESE SPECIFICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Ян

В статье представлен анализ становления и развития системы высшего образования в Китайской Народной Республике. Цель работы выявить общие закономерности развития системы высшего образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the education system in the People's Republic of China

The article presents an analysis of the formation and development of higher education in the people's Republic of China. The aim of the work is to identify General patterns of development of the higher education system in China.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы образования в китайской народной Республике»

УДК - 323.2

DOI10.34823/SGZ.2020.1.51314

ВАН ЯН

стажер кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.

Ломоносова*

Эволюция системы образования в Китайской Народной Республике

В статье представлен анализ становления и развития системы высшего образования в Китайской Народной Республике. Цель работы - выявить общие закономерности развития системы высшего образования в Китае.

Ключевые слова: высшее образование, реформы, модернизация, китайская специфика.

WANG YANG

Intern of the Department of Political Science Institute of

Asia and Africa Lomonosov Moscow State University

The evolution of the education system in the People's Republic of China

The article presents an analysis of the formation and development of higher education in the people's Republic of China. The aim of the work is to identify General patterns of development of the higher education system in China.

Keywords: higher education, reforms, modernization, Chinese specifics.

В современных условиях признается весомая социально-политическая роль образования в стабильном развитии государства. Уже в первые годы после образования КНР правительство рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа - как значимую стратегию государственного строительства.

* Ван Ян, e-mail: wangyang0324@yandex.ru

Китайское правительство определяет роль образования в развороте к внешнему миру, будущему, которое невозможно без модернизации всех составляющих экономики страны.

Современный Китай занимает ведущее место на мировом рынке не только в сфере экономики, но и в сфере образования. Достижения китайской экономики были бы невозможны без правильно организованной образовательной системы в стране, поскольку для воплощения своих амбиций необходимы высококвалифицированные специалисты. Китайское правительство инвестирует в образование огромные материальные средства, и современный уровень системы образования в стране соответствует самым высоким мировым стандартам. В наше время сложно встретить жителя Китая, который не имел хотя бы школьного образования, т. е. на данный момент в Китае практически ликвидирована безграмотность1. Но прежде чем подойти к этому, Китаю пришлось пройти огромный и сложный путь. Провозглашение Китайской республики в 1912 г. и последующие «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена 1913 г., Первая мировая война, Северный поход 1926 г. и эпоха «милитаристов», «Великий поход» 1931 г., «Большая война» между Японией и Китаем 1937 г., Вторая мировая война создали тяжелейшие условия для социально-политического развития КНР. Эти потрясения отразились и на системе образования. Высшая школа переживала мощнейшие организационные и идеологические преобразования.

Реформы в области образования 1940-х - 1950-х гг. продолжили политику в области национального просвещения 1920-х гг., когда Компартией Китая был провозглашен лозунг борьбы с неграмотностью, в рамках реализации которого открывались школы для рабочих и крестьян, высшие учебные заведения для подготовки специалистов конкретного профиля для представителей трудящегося населения - Хунаньский университет самообучения, Лекционное отделение крестьянского движения, Шанхайский университет. Также в эти годы открылось высшее учебное заведение для женщин - Шанхайская женская школа для простых людей.

Китайский политик и реформатор Дэн Сяопин в своей вступительной речи на XII Всекитайском съезде КПК 1 сентября 1982 г. охарактеризовал этапы развития страны как

1 Чжао Юн. Кто боится большого злого дракона. М.: Изд-во ВШЭ, 2017. -304 с.

«исторический опыт зигзагообразного развития китайской демократической революции за 20 с лишним лет»1, который наполнил развитие КНР как успехами, так и неудачами. Таким же скачкообразным было развитие и системы образования Китая от демократических реформ начала ХХ в., в ходе которых был открыт ряд учебных заведений по американскому образцу, до модернизации высшей школы 1949-1956 гг., характеризующейся созданием системы единого образования и активными связями с СССР, чей опыт был использован в системе высшего образования КНР2.

Продолжившееся реформирование системы образования имело централизованный и комплексный характер и затрагивало все ступени образовательного процесса - и начальную, и среднюю, и высшую школу.

При Комитете высших учебных заведений создается Комитет по высшему образованию, в функции которого входят создание образовательной политики, разработка учебных программ и учебных планов, формируется единая система градации обучения: промышленные, медицинские, сельскохозяйственные вузы - 4 года, гуманитарные (социально-научные и культурно-художественные) - 3 года.

Результатом реформ стало падение уровня неграмотности с 90% в 1949 г. до 78% в 1956 г. и до 64% в 1964 г.3.

Реформирование системы высшего образования велось по двум направлениям: модернизация старой системы и создание новых вузов. Цель - централизация системы высшего образования и создание единой сети вузов. Реформирование старой системы образования привело к национализации частного образовательного сектора.

Модернизация высшей школы в 1950-х - 1960-х гг. позволила стране добиться значительных успехов в деле подготовки национальных кадров. По подсчетам американского исследователя Чэн Чуюаня, с 1949 по 1967 гг. в высшей школе КНР было подготовлено в общей сложности 2,2 млн.

1 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Изд-во политической литературы, 1987, с. 5.

2 Тезис о «седлообразном» развитии был выдвинут на 1-й сессии VIII съезда КПК. URL: https://history.wikireading.ru/96366

3 Ван Гуанхуа. Основные тенденции развития народного образования Китая после революции 1949 года: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 1998. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/osnovnye-tendencii-razvitija-narodnogo-obrazovanija-kitaja-posle-revoljucii-1949-goda.html#1056822

специалистов1. Новая система образования, несмотря на ряд трудностей, стала мощным социальным лифтом для представителей трудящихся классов и кардинально изменила социальную стратификацию китайского общества.

Новый этап реформирования системы образования, а по сути создание принципиально новой образовательной системы начался в 1978 г. и продолжается по настоящее время. Этот этап характеризуется широкомасштабными мероприятиями, результатом которых стала модернизация образовательной системы КНР.

Идеологом нового курса образовательной политики выступил Дэн Сяопин, выдвинувший лозунг «освобождение разума и поиск истины в реальных фактах действительности». Дэн Сяопин считал, что при модернизации системы высшего образования необходимо придерживаться принципа «исходить из практики - реальной действительности», избегая при этом сомнительных экспериментов, влекущих негативные последствия. «Главной задачей политики модернизации КНР он считал подъем производительных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов, осуществляемых через механизм рыночных отношений»2. То есть образовательная политика рассматривалась как стратегически важный инструмент реформирования, в тесной связи с общими тенденциями модернизации страны.

Основу модернизационной модели Дэн Сяопина составляет синтез социалистического и несоциалистического секторов при определяющей роли партии и государства. В качестве основных средств реализации модели модернизации был избран курс «четырех модернизаций» - последовательные преобразования в четырех сегментах народной экономики - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Руководствуясь новой стратегией развития КНР, Пленум ЦК КПК 1978 г. определил, что «главной производительной силой» модернизации национальной экономики являются образование и наука. Дэн Сяопин обозначил развитие этих сегментов народного хозяйства как важнейшие задачи социалистического строительства. Особое место он

1 Cheng Chu-yuan. Scientific and Engineering Manpower in Communist China. NSF, 1965, р. 284.

2 Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ: Сборник / Отв. ред. и сост. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, С. Чжу. М., 2008. - 591 с.

уделял повышению роли интеллектуального труда, росту наукоемких технологий, заимствованию передового зарубежного опыта. Среди приоритетных направлений развития высшей школы были названы: преодоление идеологического кризиса и восстановление нормального учебного и воспитатель-1

ного процессов .

В 1978 г. в рамках реализации решений КПК Министерством образования КНР были приняты эффективные меры по модернизации системы образования. В частности, проведено ранжирование вузов. Вузы разделили на пять категорий:

- университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями;

- технологические университеты и институты;

- отраслевые институты;

- педагогические университеты и колледжи;

2

- специальные колледжи .

Реализация этих направлений дала эффективные результаты в сравнительно короткие сроки. Министерство образования было преобразовано в Государственный комитет по образованию, принят ряд законодательных актов относительно модернизации системы образования, в том числе «Закон об обязательном образовании» (1986) и др.

Немаловажным шагом стали нововведения, затрагивающие сферу социальной ответственности вузов. Постановление ЦК КПК от 27 мая 1985 г. обозначило, что «образование должно служить нуждам социалистического строительства, которое в свою очередь должно опираться на развитие обра-зования»3. Исходя из этого, предусматривалась вариативность образования в высшей школе, целью которой должна стать эффективная и мобильная подготовка большого количества профессиональных кадров для обеспечения социально-экономического прогресса.

Стратегически важным моментом в модернизации системы образования и страны в целом становится III пленум ЦК КПК четырнадцатого созыва, прошедший в 1993 г. в Пеки-

1 Клепиков В.З. Школа и педагогическая мысль в Китайской Народной Республике. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К.И. Салимовой. В 3 т. М., 1988-1991.

2 Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР. М.: НИИВСИ, 1989, с. 25-27.

3 Ильин Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). М., 2002. 223 а

не, на котором принимается решение по некоторым вопросам создания социалистической рыночной системы, начала строительства «социализма с китайской спецификой» и нового этапа экономических реформ»1. На этом пленуме был провозглашен теоретический прорыв, разработанный КПК во главе с Дэн Сяопином - соединение двух форм хозяйствования - капиталистической и социалистической.

Дэн Сяопин считал, что «необходимо начать объединять всеобщие принципы марксизма с конкретной ситуацией в стране. Идти собственным путем, строить социализм с китайской спецификой. Это основной вывод, следующий из обобщенного исторического опыта»2. Вторым важнейшим моментом государственной политики стала политика открытости, ориентирующая развитие КНР на интеграцию в мировое сообщество, повышение конкурентоспособности КНР как мирового партнера.

После пленума ЦК КПК и съезда КПК началась реализация модернизационного курса образования. Принятый в 1995 г. «Закон об образовании» закрепил приоритетность и государственную гарантию образования. «Закон об образовании» определил приоритетные направления в развитии образовательной сферы: полная ликвидация неграмотности населения; всеобщее обязательное девятилетнее образование; повышение культурного, научного и морального уровня всей нации; оптимизация структуры базового высшего образования; модернизация системы высшего профессионального образования; интеграция китайского образования в мировую образовательную систему.

Работа в области международного образовательного сотрудничества является стратегически важным сегментом в сфере образовательной политики, и государство прилагает усилия, стимулирующие развитие данного направления. Согласно Концепции Национального плана Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу по реформам образования и развития (2010-2020) Китай станет крупнейшей принимающей страной в Азии и одним из главных мест в мире для обучения иностранных студентов. Поддерживая ежегодный темп роста

1 История Китая - после Мао, часть вторая. URL: https://antinorma-nist.livejournal.com/91329.html

2 Дэн Сяопин. Избр. соч. Пекин: Жэньминь чу-баньшэ, 1994, т. 2, с. 389.

в 7%, число иностранных студентов к 2020 г. составит 500 000

1

человек .

За 30 лет реформирования системы образования достигнуты значительные по своим масштабам результаты. Сегодня КНР является лидером в данной сфере. 23 китайских университета входят в 500 лучших вузов мира (для сравнения, Россия представлена всего двумя). Китай в рейтинге ARWU занимает уже 4-е место по числу университетов в списке 500 лучших вузов, уступая только США, Англии и Германии. В рейтинге 0Б-2011 уже 3 китайских университета вошли в список 100 лучших университетов мира2.

Таким образом, государственная политика и руководящая роль КПК превратили Китай из полуфеодальной страны в сильную державу, ставшую лидером на мировой арене. Передовые технологии, успехи в космической промышленности, в электронике, медицине и других областях экономики стали визитной карточкой КНР. Правительство и Коммунистическая партия Китая прикладывают титанические усилия для того, чтобы реализовывать инновационные проекты. Одним из условий экономического рывка в будущее стало создание передовой системы образования, в сегменте которой значимое место заняла высшая школа.

1 Ма Ваньхуа. Глобализация и смена парадигмы в высшем образовании. Опыт Китая. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/15688185

2 Система образования в Китае. URL: https://mychinaexpert.ru/sistema-obrazovaniya-v-kitae/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.