7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
8. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1984. - 174 с.
9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
10. Сидоров Е.В. Онтология дискурса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 232 с.
11. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого обще-
ния, лингвистике и риторике // Зарубежная лингвистика. II. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1999. -С. 254-264.
12. Минаев С.С. ,3yxless 21 века. Селфи: роман. - М.: АСТ, 2015. - 416 с.
13. Bruner J.S. The perception of people / J.S. Bruner, R. Tagiuri // Handbook of Social Psychology. - Cambridge; Mass., 1954. - Р. 634-654.
14. Givon T. Syntax and Semantics. - N. Y.: Academic Press, 1979. - Vol. 12. Discourse and Syntax. - Р. 81-112.
УДК 821.161.1.09"20"
Шаджанова Елена Игоревна
Ивановский государственный университет [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ СЕМАНТИКИ КОНЦЕПТА СМЕРТЬ В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВИКТОРА ЦОЯ
Виктора Цоя воспринимают как героя поколения. Несмотря на простоту и ясность его текстов, Цой оказал достаточно заметное влияние на рок-культуру и культуру своего времени в целом. Ключ к пониманию феномена В. Цоя обнаруживается при изучении когнитивного и прагматического уровней его языковой личности. В структуре лексикона рок-поэта выделяется ряд основополагающих концептов, составляющих основу когнитивного уровня языковой личности рок-поэта, среди которых концепт СМЕРТЬ является одним из наиболее значимых элементов. Эта значимость обусловлена прежде всего семантической нагрузкой. Концепт СМЕРТЬ прямо или опосредованно встречается в большинстве текстов В. Цоя. Даже говоря о жизни, он думает о смерти. Это проявляется не только в ранних, но и в поздних текстах. В статье прослеживается эволюция семантики концепта СМЕРТЬ от альбома к альбому путем последовательного рассмотрения вариантов употребления репрезентантов данного концепта в текстах песен, а также анализа изменений в его значении. Изменяющаяся семантика концепта СМЕРТЬ позволяет проследить эволюционные процессы, происходящие в ходе формирования языковой личности Виктора Цоя. В ходе становления языковой личности рок-поэта семантика рассматриваемого концепта претерпевала значительные изменения, связанные с трансформациями в мировоззрении и мироощущении рок-поэта. Отталкиваясь от понимания смерти как отсутствия жизни, движения, надежды, он приходит к интерпретации смерти как чего-то метафизического и неизбежно закономерного.
Ключевые слова: языковая личность, концепт, концептуальная система, рок-поэт, семантика, когнитивный уровень языковой личности.
На современном этапе развития лингвистической науки всё более актуален антропоцентрический подход при изучении языка. Он-подразумевает смещение центра исследовательского внимания в сторону изучения языка конкретной личности, являющейся носителем и творцом этого языка. Такое смещение неизбежно приводит к осмыслению языка сквозь призму человеческого сознания. Это объясняет тот факт, что в контексте антропоцентрической парадигмы одним из ведущих направлений является изучение языковой личности, так как не представляется возможным «познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю - к человеку, к конкретной языковой личности» [1, с. 8].
Когнитивный и прагматический аспекты языковой личности концентрируют в себе компоненты, которые определяют качественные особенности «картины мира» поэта, оценку и направленность его творческой деятельности. Отметим, что под компонентами, составляющими качественные особенности «картины мира» поэта, мы вслед за Ю.Н. Карауловым будем понимать комплекс наи-
более часто повторяющихся в рамках языковой системы концептов. Концепт понимается нами как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [2, с. 40]. Одним из таких компонентов является концепт СМЕРТЬ, прямо или опосредованно встречающийся в большинстве текстов В. Цоя. Даже говоря о жизни, он думает о смерти. Подобная закономерность не может быть оставлена без внимания.
В ранних текстах концепт СМЕРТЬ не выражается лексемой смерть, в поздних наблюдается обратная тенденция. Эволюцию семантики данного концепта можно отчетливо проследить, рассмотрев последовательно варианты употребления репрезентирующих лексем в текстах песен и проанализировав изменения в значении концепта.
Обратимся к первому альбому В. Цоя - «45». Здесь концепт СМЕРТЬ появляется в песне «Дерево»: «Я знаю, моё дерево не проживёт и недели. // Я знаю, моё дерево в этом городе обречено» [3, с. 9]. Репрезентирующими лексемами являются глагол с отрицательной частицей не проживёт и краткое причастие обречено. В первом случае се-
© Шаджанова Е.И., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016
167
мантика концепта СМЕРТЬ раскрывается через отрицание антонимичного ему концепта ЖИЗНЬ, то есть СМЕРТЬ мыслится как отсутствие жизни. Во втором случае лексема обречено служит своеобразным связующим звеном с концептом СУДЬБА. Обреченность = неизбежность, СМЕРТЬ закономерна и неминуема. В рассмотренном тексте концепт СМЕРТЬ имеет два значения - отсутствие жизни и обреченность.
В песне «На кухне» концепт СМЕРТЬ вступает во взаимодействие с концептом СОН: «Сна нет, есть сон лет» [3, с. 99]. Репрезентант концепта -словосочетание сон лет. СОН в обывательском сознании воспринимается как то, что приносит покой и отдых. В данном контексте эта семантика нивелируется, на первое место выходит индивидуально-авторская трактовка, где СМЕРТЬ есть СОН -сон эпохи, сон времени. Герою не нужен отдых, он не хочет стоять на месте, хочет сам решать, как ему жить. Здесь через концепт СМЕРТЬ выражена оппозиция, противостояние эпохи застоя и героя, неспособного в ней существовать. Таким образом, к уже выделенным значениям добавляется еще одно: СМЕРТЬ - нечто безвременное, в то же время лишенное какого-либо движения, статичное.
Значение концепта СМЕРТЬ в первом альбоме Цоя соотносятся с концептами СУДЬБА, ЖИЗНЬ, СОН и ВРЕМЯ.
В альбоме «Начальник Камчатки» частотность употреблений репрезентантов концепта СМЕРТЬ возрастает. Альбом открывает песня «Последний герой», где концепт СМЕРТЬ имеет семантику -отсутствие желания жить: «Ты не можешь здесь спать. // Ты не хочешь здесь жить» [3, с. 12]. Посредством концепта СМЕРТЬ поэт передаёт стремление вырваться из замкнутого пространства, в котором каждое действие повторяется, за счет чего создаётся ощущение цикличности.
В песне «Гость» концепт СМЕРТЬ раскрывается с другой стороны: «Удивите меня, расскажите мне новость, // Убейте меня, рассмешите меня» [3, с. 94]. В качестве репрезентанта концепта СМЕРТЬ выступает глагол в повелительном наклонении убейте. Поэт ставит в один ряд несколько семантически не связанных глаголов: удивите, расскажите, убейте, рассмешите. Статика мучительна для героя, ему необходимо хотя бы внешнее движение или же его иллюзия, которые способны породить внутренний импульс.
В песне «Троллейбус» в качестве репрезентирующей лексемы выступает глагол движения: «И мы тонем, хотя каждый знает, где брод» [3, с. 102]. Глагол несовершенного вида тонем подчёркивает процессу-альность действия. В данном случае, вероятно, речь идет об отсутствии активной жизненной позиции или же о неготовности открыто её выразить.
В песне «Генерал» концепт СМЕРТЬ вводится также с помощью глагола движения: «Все находят
время, чтобы уйти. // Никто не уйдёт навсегда» [3, с. 92]. Здесь семантика концепта СМЕРТЬ приобретает новую сему 'память'. Она реализуется через концепт ПУТЬ и репрезентируется глаголом уйти, который ассоциативно связан с фразеологизмом уйти в последний путь, означающим 'умереть'. В то же время абсолютная смерть невозможна, так как остаётся память.
В альбоме «Ночь» концепт СМЕРТЬ встречается в двух текстах. В песне «Игра» в качестве репрезентанта выступает лексема убить. В значении 'лишить жизни'. Однако в данном контексте концепт СМЕРТЬ имеет метафорическое значение: «Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь» [3, с. 215]. Убить ночь - значит разрушить органичное для героя пространство.
В песне «Мы хотим танцевать» концепт СМЕРТЬ соотносится с частным концептом ВЫЗОВ: «И мы будем делать всё, что мы захотим, // Пока вы не угробили весь этот мир» [3, с. 198]. Репрезентирующая лексема - угробить. Это сленговое слово, эмоционально-стилистическую окраску которого можно охарактеризовать как грубую. В вызове, брошенном обществу, есть подростковое позерство. Это бесплотная угроза, рождённая формирующимся романтическим сознанием, где противостояние МЫ - ОНИ актуально и составляет основу мироощущения.
В альбоме «Это не любовь» в одноименной песне через концепт СМЕРТЬ В. Цой показывает эмоции, которые испытывает влюблённый человек: «Мне нельзя больше ждать: // Я могу умереть» [3, с. 107]. Семантика концепта СМЕРТЬ сливается со значением частного концепта ОЖИДАНИЕ. Чувство любви рождает невозможность, неспособность и нежелание жить без объекта чувств.
Иначе раскрывается концепт СМЕРТЬ в песне «Город»: «И за красивыми узорами окна мертва чистота окна» [3, с. 111]. Концепт СМЕРТЬ генетически связан с концептом ЗИМА. ЗИМА -смерть природы, завершение природного цикла. СМЕРТЬ - завершение цикла жизни человека. Краткое прилагательное мертва репрезентирует концепт СМЕРТЬ. Чистота соотносится с пустотой. Концепт СМЕРТЬ также связан с завершение цикла: «Вот ушел ещё год. // Сколько останется нам?» [3, с. 111]. В. Цой подходит к осмыслению смерти.
Иначе раскрывается значение концепта СМЕРТЬ в более поздних альбомах, зрелых текстах, анализ которых позволяет сделать вывод о том, как изменилось восприятие и ощущение смерти В. Цоем.
На наш взгляд, песня «Мама, мы все тяжело больны» (альбом «Группа крови») является переходной от понимания СМЕРТИ, свойственного раннему периоду творчества, к более зрелому восприятию: «Через день будет поздно, через час бу-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016
дет поздно, // Через миг будет уже не встать» [3, с. 336]. Нетерпение, переданное в ритме музыки и характере синтаксических конструкций, граничит с болью, которую причиняет «удар выше кисти, терзающий плоть». На пересечении этих двух понятий (нетерпение и боль) существует концепт СМЕРТЬ. В этой песне предчувствие смерти -очень эмоциональное состояние.
С альбома «Группа крови» начинается новый этап становления концептуальной системы языковой личности В. Цоя, новый уровень ее развития. Концепт СМЕРТЬ на этом этапе приобретает более целостное значение.
Так, в песне «Группа крови» концепт СМЕРТЬ взаимодействует с семантическими дистанцированными друг от друга концептами ВОЙНА и НАДЕЖДА, тем самым расширяя своё значение: «Пожелай мне удачи в бою, // Пожелай мне // Не остаться в этой траве...» [3, с. 219]. Остаться в этой траве означает 'погибнуть в бою'. Такой синонимический ряд возможен в силу образности поэтичской речи. У ГЕРОЯ есть НАДЕЖДА на ЖИЗНЬ, которая парадоксальным образом выражается в предначертанной судьбой героической гибели, в смерти, которая больше чем жизнь. После смерти наступает жизнь вневременная, герой выходит на другой уровень существования.
В песне «Война» концепт НАДЕЖДА выходит из сложившейся парадигмы: «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне.// Нарисуй мне портреты погибших на этом пути...» [3, с. 220]. Уверенность в себе не исключает СМЕРТИ. Концепт СМЕРТЬ репрезентируется лексемой погибших. Можно говорить о том, что герой осознаёт, понимает и принимает смерть как нечто неизбежное. Кроме того, в данном контексте концепт СМЕРТЬ приобретает новую коннотацию - 'безнадёжный'. Все, кто уверен в завтрашнем дне, погибли. Будущее всегда ассоциируется с изменениями, надеждой, верой в лучшее. Цой лишает героя надежды. Таким образом, здесь концепт СМЕРТЬ имеет значение 'отсутствие надежды'.
Иначе реализуется концепт СМЕРТЬ в песне «Легенда»: «И горел погребальным костром закат, // И волками смотрели звезды из облаков, // Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь. // И как спали вповалку живые, не видя снов. // А жизнь - только слово. // Есть лишь любовь и есть смерть. // Эй, а кто будет петь, если все будут спать? // Смерть стоит того, чтобы жить, // А любовь стоит того, чтобы ждать» [3, с. 365]. Столь обширная цитата необходима нам для того, чтобы наглядно продемонстрировать значимость концепта СМЕРТЬ для понимания языковой личности В. Цоя. Он отводит анализируемому концепту одну из доминирующих позиций в собственной мировоззренческой парадигме; опираясь на это, можно сделать вывод о ценности и смыслообра-
зующей роли концепта СМЕРТЬ в структуре когнитивного уровня языковой личности рок-поэта. В рассматриваемом тексте присутствуют сразу несколько репрезентантов данного концепта, каждый из которых вносит новый оттенок смысла в его трактовку. Позволим себе напомнить, что НОЧЬ -пространство, где герой чувствует себя максимально органично, то есть концепт НОЧЬ имеет преимущественно положительную семантику. В песне «Легенда» концепт СМЕРТЬ взаимодействует с концептом НОЧЬ (ушедшие в ночь), за счет чего каждый из них приобретает дополнительную семантику. Можно говорить о неком слиянии этих двух концептов. Негативная семантика полностью отсутствует. Смысл жизни В. Цой видит в смерти. Думается, крайне сложно ответить на вопрос, какой из концептов - ЖИЗНЬ или СМЕРТЬ - более значим для поэта. Можно привести аргументы в пользу каждого из них. Несмотря на внешнюю противопоставленность ЖИЗНЬ ф СМЕРТЬ, внутреннее противоречие отсутствует. Здесь мы видим приятие, внутреннюю гармонизацию того, что в обывательском сознании жёстко противопоставлено. Такая же ситуация и с концептами ЛЮБОВЬ и ОЖИДАНИЕ: если в раннем творчестве ОЖИДАНИЕ = СМЕРТЬ, то теперь ему отводится совершенно иная позиция: «любовь стоит того, чтобы ждать» [3, с. 365], ТО ЕСТЬ ОЖИДАНИЕ не бесцельно.
Для самого поэта восприятие смерти послужило толчком для формирования биографического мифа Виктора Цоя-героя. ЖИЗНЬ - это поле боя, а СМЕРТЬ - результат борьбы, её финальный аккорд.
Наметившаяся тенденция получает своё развитие в песне «Звезда по имени Солнце» в одноименном альбоме: «И мы знаем, что так было всегда: // Что судьбою больше любим // Кто живёт по законам другим // И кому умирать молодым» [3, с. 340]. Концепт СМЕРТЬ репрезентируется глаголом умирать. Здесь речь идёт об обречённости ГЕРОЯ. Всегда должен быть тот, кто пойдёт за ЗВЕЗДОЙ по пути, ведущему к СМЕРТИ.
В песне «Сказка» получает развитие семантика незавершённости, оборванности: «А потом придёт она, // Собирайся, скажет, пошли. // Отдай земле тело. // Ну а тело не допело чуть-чуть, // Ну а телу не додали любви. // Странное дело» [3, с. 344-345]. ГЕРОЙ воспринимает СМЕРТЬ как нечто метафизическое и неизбежное. Он принимает свою судьбу с горечью, несмотря на то, что говорит о несправедливости СМЕРТИ ПО ОТНОШЕНИЮ к нему. В этом приятии заключен глубокий трагизм судьбы ГЕРОЯ.
В песне «Пачка сигарет» через концепт СМЕРТЬ раскрывается отношение поэта к творчеству: «А без музыки и на миру смерть не красна. // А без музыки не хочется пропадать» [3, с. 347].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016
169
ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ героя неотделимы от творчества. Осознавая неизбежность смерти, герой находит смысл жизни в музыке. СМЕРТЬ сама по себе обретает особую семантику в пространстве рок-текстов В. Цоя.
Исходя из вышесказанного, отметим, что в альбоме «Звезда по имени Солнце» семантика концепта СМЕРТЬ практически окончательно сформирована. Поэт гораздо больше думает о смерти и о её смысле, чем о жизни. Частотность словоупотреблений репрезентантов концепта СМЕРТЬ возрастает, а его семантика углубляется и приобретает сугубо индивидуальное значение.
В «Чёрном альбоме» концепт СМЕРТЬ актуализирует своё значение и развивает полученные ранее коннотации.
В четырёх песнях альбома рассматриваемый концепт определяет смысл текстов и имеет доминирующую позицию по отношению к другим концептам, служащим только для раскрытия его семантики.
Интересным представляется тот факт, что в альбом вошли песни, написанные еще в начале 1980-х годов. Среди них «Нам с тобой», которая впервые звучит уже в 1981 году, но в альбом была включена только в 1990 году. Не будем погружаться в мистику, утверждая, что предчувствие смерти было у Цоя всегда. Отметим лишь следующее. В рассматриваемом тексте присутствует прямая аллюзия с кладбищем: «Нам с тобой голубых небес навес. // Нам с тобой встанет лес глухой стеной». Герой как бы предрекает свою судьбу: «Нам с тобой и беда станет - не беда. // Ну, решай! // Эх, была не была, прости и прощай. // План такой нам с тобой» [3, с. 356-357]. Образность языка Цоя исключает присутствие прямых репрезентантов концепта СМЕРТЬ, их использование теряет смысл, так как песня и без того пропитана ее ощущением, а концепт проявляется в каждой его строчке. Семантика концепта выходит на понятийный уровень. Цой воспринимает смерть как нечто неизбежно закономерное. Императив решай говорит о возможности выбора, но не для героя, для него смерть - единственно возможный путь.
Песня «Кукушка» развивает выделенные особенности реализации концепта СМЕРТЬ: «Песен ещё не написанных, сколько, // Скажи, кукушка, // Пропой? // В городе мне жить или на выселках? //
Камнем лежать или гореть звездой?» [3, с. 361]. Кукушка - птица, к которой издавна обращались люди, чтобы узнать о времени своей смерти. Цой обращается к мифологическому сознанию, существенным фактором здесь является то, что он измеряет свою жизнь ненаписанными песнями. В этой связи возникает интереснее противопоставление концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, где первый соответствует творчеству, а последний - его полному отсутствию. Через взаимодействие с концептом ТВОРЧЕСТВО открывается дополнительная коннотация в значении концепта СМЕРТЬ: СМЕРТЬ -это бездействие, а ТВОРЧЕСТВО - единственное значимое движение в жизни ГЕРОЯ, именно в нем проявляется его непрекращающаяся борьба.
Принципиально отличная семантика концепта СМЕРТЬ обнаруживается в песне «Муравейник»: «А помрёт, так помрёт» [3, с. 358]. Значение ЖИЗНИ и СМЕРТИ стираются. Глагол помрёт, выступающий в качестве репрезентанта концепта СМЕРТЬ, имеет сниженную эмоционально-стилистическую окраску. Личность стирается в воссозданном автором пространстве. Жизнь циклична, здесь теряется всякая индивидуальность. Автор не скрывает иронии. Жизнь в муравейнике соотносится с реальной жизнью конца 1990-х годов. Такая характеристика времени позволяет сделать недвусмысленный вывод об авторском восприятии эпохи, в которую он живет.
Подводя итоги, подчеркнём, что изменяющаяся семантика концепта СМЕРТЬ позволяет проследить эволюционные процессы, происходящие в ходе формирования языковой личности Виктора Цоя, связанные с трансформациями в мировоззрении и мироощущении рок-поэта. Отталкиваясь от понимания смерти как отсутствия жизни, движения, надежды, он приходит к её интерпретации как чего-то метафизического и неизбежно закономерного.
Библиографический список
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 991 с.
3. Цой В.Р. Звезда по имени Солнце: стихи, песни, воспоминания. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 416 с.
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016