Научная статья на тему 'Эволюция семантики концепта смерть в рамках когнитивного уровня языковой личности Виктора Цоя'

Эволюция семантики концепта смерть в рамках когнитивного уровня языковой личности Виктора Цоя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1024
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / РОК-ПОЭТ / СЕМАНТИКА / КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / LINGUISTIC PERSONALITY / CONCEPT / CONCEPTUAL SYSTEM / ROCK POET / SEMANTICS / COGNITIVE LEVEL OF LINGUISTIC PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаджанова Елена Игоревна

Виктора Цоя воспринимают как героя поколения. Несмотря на простоту и ясность его текстов, Цой оказал достаточно заметное влияние на рок-культуру и культуру своего времени в целом. Ключ к пониманию феномена В. Цоя обнаруживается при изучении когнитивного и прагматического уровней его языковой личности. В структуре лексикона рок-поэта выделяется ряд основополагающих концептов, составляющих основу когнитивного уровня языковой личности рок-поэта, среди которых концепт СМЕРТЬ является одним из наиболее значимых элементов. Эта значимость обусловлена прежде всего семантической нагрузкой. Концепт СМЕРТЬ прямо или опосредованно встречается в большинстве текстов В. Цоя. Даже говоря о жизни, он думает о смерти. Это проявляется не только в ранних, но и в поздних текстах. В статье прослеживается эволюция семантики концепта СМЕРТЬ от альбома к альбому путем последовательного рассмотрения вариантов употребления репрезентантов данного концепта в текстах песен, а также анализа изменений в его значении. Изменяющаяся семантика концепта СМЕРТЬ позволяет проследить эволюционные процессы, происходящие в ходе формирования языковой личности Виктора Цоя. В ходе становления языковой личности рок-поэта семантика рассматриваемого концепта претерпевала значительные изменения, связанные с трансформациями в мировоззрении и мироощущении рок-поэта. Отталкиваясь от понимания смерти как отсутствия жизни, движения, надежды, он приходит к интерпретации смерти как чего-то метафизического и неизбежно закономерного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe evolution of the semantics of the concept of DEATH within the cognitive level of linguistic personality of Viktor Tsoi

Viktor Tsoi is seen as a hero of generation. Despite the simplicity and clarity of his lyrics, Viktor Tsoi has had a marked influence on rock culture and the culture of his time in general. The key to understanding the phenomenon of Viktor Tsoi is hidden in the study of the structure of cognitive and pragmatic levels of language personality. In the structure of the lexicon of the rock-poet, what is highlighted, is a number of fundamental concepts that form the basis of cognitive level of linguistic personality of the rock poet. The concept of DEATH is one of the most significant elements in the structure of the cognitive level of linguistic personality of Viktor Tsoi. This importance is due to primarily semantic load. The concept of DEATH directly or indirectly is found in most of the texts by Viktor Tsoi. Even speaking about life, he thinks about death. This is evident not only in early but also in later texts. The article traces the evolution of the semantics of the concept of DEATH from album to album through consecutive consideration of the significances of representants of the concept of DEATH in the lyrics by Viktor Tsoi, as well as analysis of changes in the value of the concept of DEATH. Changing the semantics of the concept of DEATH allows tracing the evolutionary processes occurring during the formation of the language personality of Viktor Tsoi. During the formation of the language personality of the rock poet semantics of the concept of DEATH, what has undergone significant changes and is connected with the transformation, is the worldview of Viktor Tsoi. Starting from the understanding of death as absence of life, movement, hope, he comes to the interpretation of death as something metaphysical and inevitably natural.

Текст научной работы на тему «Эволюция семантики концепта смерть в рамках когнитивного уровня языковой личности Виктора Цоя»

7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

8. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1984. - 174 с.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

10. Сидоров Е.В. Онтология дискурса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 232 с.

11. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого обще-

ния, лингвистике и риторике // Зарубежная лингвистика. II. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1999. -С. 254-264.

12. Минаев С.С. ,3yxless 21 века. Селфи: роман. - М.: АСТ, 2015. - 416 с.

13. Bruner J.S. The perception of people / J.S. Bruner, R. Tagiuri // Handbook of Social Psychology. - Cambridge; Mass., 1954. - Р. 634-654.

14. Givon T. Syntax and Semantics. - N. Y.: Academic Press, 1979. - Vol. 12. Discourse and Syntax. - Р. 81-112.

УДК 821.161.1.09"20"

Шаджанова Елена Игоревна

Ивановский государственный университет elena_ivanova87@bk.ru

ЭВОЛЮЦИЯ СЕМАНТИКИ КОНЦЕПТА СМЕРТЬ В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВИКТОРА ЦОЯ

Виктора Цоя воспринимают как героя поколения. Несмотря на простоту и ясность его текстов, Цой оказал достаточно заметное влияние на рок-культуру и культуру своего времени в целом. Ключ к пониманию феномена В. Цоя обнаруживается при изучении когнитивного и прагматического уровней его языковой личности. В структуре лексикона рок-поэта выделяется ряд основополагающих концептов, составляющих основу когнитивного уровня языковой личности рок-поэта, среди которых концепт СМЕРТЬ является одним из наиболее значимых элементов. Эта значимость обусловлена прежде всего семантической нагрузкой. Концепт СМЕРТЬ прямо или опосредованно встречается в большинстве текстов В. Цоя. Даже говоря о жизни, он думает о смерти. Это проявляется не только в ранних, но и в поздних текстах. В статье прослеживается эволюция семантики концепта СМЕРТЬ от альбома к альбому путем последовательного рассмотрения вариантов употребления репрезентантов данного концепта в текстах песен, а также анализа изменений в его значении. Изменяющаяся семантика концепта СМЕРТЬ позволяет проследить эволюционные процессы, происходящие в ходе формирования языковой личности Виктора Цоя. В ходе становления языковой личности рок-поэта семантика рассматриваемого концепта претерпевала значительные изменения, связанные с трансформациями в мировоззрении и мироощущении рок-поэта. Отталкиваясь от понимания смерти как отсутствия жизни, движения, надежды, он приходит к интерпретации смерти как чего-то метафизического и неизбежно закономерного.

Ключевые слова: языковая личность, концепт, концептуальная система, рок-поэт, семантика, когнитивный уровень языковой личности.

На современном этапе развития лингвистической науки всё более актуален антропоцентрический подход при изучении языка. Он-подразумевает смещение центра исследовательского внимания в сторону изучения языка конкретной личности, являющейся носителем и творцом этого языка. Такое смещение неизбежно приводит к осмыслению языка сквозь призму человеческого сознания. Это объясняет тот факт, что в контексте антропоцентрической парадигмы одним из ведущих направлений является изучение языковой личности, так как не представляется возможным «познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю - к человеку, к конкретной языковой личности» [1, с. 8].

Когнитивный и прагматический аспекты языковой личности концентрируют в себе компоненты, которые определяют качественные особенности «картины мира» поэта, оценку и направленность его творческой деятельности. Отметим, что под компонентами, составляющими качественные особенности «картины мира» поэта, мы вслед за Ю.Н. Карауловым будем понимать комплекс наи-

более часто повторяющихся в рамках языковой системы концептов. Концепт понимается нами как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [2, с. 40]. Одним из таких компонентов является концепт СМЕРТЬ, прямо или опосредованно встречающийся в большинстве текстов В. Цоя. Даже говоря о жизни, он думает о смерти. Подобная закономерность не может быть оставлена без внимания.

В ранних текстах концепт СМЕРТЬ не выражается лексемой смерть, в поздних наблюдается обратная тенденция. Эволюцию семантики данного концепта можно отчетливо проследить, рассмотрев последовательно варианты употребления репрезентирующих лексем в текстах песен и проанализировав изменения в значении концепта.

Обратимся к первому альбому В. Цоя - «45». Здесь концепт СМЕРТЬ появляется в песне «Дерево»: «Я знаю, моё дерево не проживёт и недели. // Я знаю, моё дерево в этом городе обречено» [3, с. 9]. Репрезентирующими лексемами являются глагол с отрицательной частицей не проживёт и краткое причастие обречено. В первом случае се-

© Шаджанова Е.И., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

167

мантика концепта СМЕРТЬ раскрывается через отрицание антонимичного ему концепта ЖИЗНЬ, то есть СМЕРТЬ мыслится как отсутствие жизни. Во втором случае лексема обречено служит своеобразным связующим звеном с концептом СУДЬБА. Обреченность = неизбежность, СМЕРТЬ закономерна и неминуема. В рассмотренном тексте концепт СМЕРТЬ имеет два значения - отсутствие жизни и обреченность.

В песне «На кухне» концепт СМЕРТЬ вступает во взаимодействие с концептом СОН: «Сна нет, есть сон лет» [3, с. 99]. Репрезентант концепта -словосочетание сон лет. СОН в обывательском сознании воспринимается как то, что приносит покой и отдых. В данном контексте эта семантика нивелируется, на первое место выходит индивидуально-авторская трактовка, где СМЕРТЬ есть СОН -сон эпохи, сон времени. Герою не нужен отдых, он не хочет стоять на месте, хочет сам решать, как ему жить. Здесь через концепт СМЕРТЬ выражена оппозиция, противостояние эпохи застоя и героя, неспособного в ней существовать. Таким образом, к уже выделенным значениям добавляется еще одно: СМЕРТЬ - нечто безвременное, в то же время лишенное какого-либо движения, статичное.

Значение концепта СМЕРТЬ в первом альбоме Цоя соотносятся с концептами СУДЬБА, ЖИЗНЬ, СОН и ВРЕМЯ.

В альбоме «Начальник Камчатки» частотность употреблений репрезентантов концепта СМЕРТЬ возрастает. Альбом открывает песня «Последний герой», где концепт СМЕРТЬ имеет семантику -отсутствие желания жить: «Ты не можешь здесь спать. // Ты не хочешь здесь жить» [3, с. 12]. Посредством концепта СМЕРТЬ поэт передаёт стремление вырваться из замкнутого пространства, в котором каждое действие повторяется, за счет чего создаётся ощущение цикличности.

В песне «Гость» концепт СМЕРТЬ раскрывается с другой стороны: «Удивите меня, расскажите мне новость, // Убейте меня, рассмешите меня» [3, с. 94]. В качестве репрезентанта концепта СМЕРТЬ выступает глагол в повелительном наклонении убейте. Поэт ставит в один ряд несколько семантически не связанных глаголов: удивите, расскажите, убейте, рассмешите. Статика мучительна для героя, ему необходимо хотя бы внешнее движение или же его иллюзия, которые способны породить внутренний импульс.

В песне «Троллейбус» в качестве репрезентирующей лексемы выступает глагол движения: «И мы тонем, хотя каждый знает, где брод» [3, с. 102]. Глагол несовершенного вида тонем подчёркивает процессу-альность действия. В данном случае, вероятно, речь идет об отсутствии активной жизненной позиции или же о неготовности открыто её выразить.

В песне «Генерал» концепт СМЕРТЬ вводится также с помощью глагола движения: «Все находят

время, чтобы уйти. // Никто не уйдёт навсегда» [3, с. 92]. Здесь семантика концепта СМЕРТЬ приобретает новую сему 'память'. Она реализуется через концепт ПУТЬ и репрезентируется глаголом уйти, который ассоциативно связан с фразеологизмом уйти в последний путь, означающим 'умереть'. В то же время абсолютная смерть невозможна, так как остаётся память.

В альбоме «Ночь» концепт СМЕРТЬ встречается в двух текстах. В песне «Игра» в качестве репрезентанта выступает лексема убить. В значении 'лишить жизни'. Однако в данном контексте концепт СМЕРТЬ имеет метафорическое значение: «Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь» [3, с. 215]. Убить ночь - значит разрушить органичное для героя пространство.

В песне «Мы хотим танцевать» концепт СМЕРТЬ соотносится с частным концептом ВЫЗОВ: «И мы будем делать всё, что мы захотим, // Пока вы не угробили весь этот мир» [3, с. 198]. Репрезентирующая лексема - угробить. Это сленговое слово, эмоционально-стилистическую окраску которого можно охарактеризовать как грубую. В вызове, брошенном обществу, есть подростковое позерство. Это бесплотная угроза, рождённая формирующимся романтическим сознанием, где противостояние МЫ - ОНИ актуально и составляет основу мироощущения.

В альбоме «Это не любовь» в одноименной песне через концепт СМЕРТЬ В. Цой показывает эмоции, которые испытывает влюблённый человек: «Мне нельзя больше ждать: // Я могу умереть» [3, с. 107]. Семантика концепта СМЕРТЬ сливается со значением частного концепта ОЖИДАНИЕ. Чувство любви рождает невозможность, неспособность и нежелание жить без объекта чувств.

Иначе раскрывается концепт СМЕРТЬ в песне «Город»: «И за красивыми узорами окна мертва чистота окна» [3, с. 111]. Концепт СМЕРТЬ генетически связан с концептом ЗИМА. ЗИМА -смерть природы, завершение природного цикла. СМЕРТЬ - завершение цикла жизни человека. Краткое прилагательное мертва репрезентирует концепт СМЕРТЬ. Чистота соотносится с пустотой. Концепт СМЕРТЬ также связан с завершение цикла: «Вот ушел ещё год. // Сколько останется нам?» [3, с. 111]. В. Цой подходит к осмыслению смерти.

Иначе раскрывается значение концепта СМЕРТЬ в более поздних альбомах, зрелых текстах, анализ которых позволяет сделать вывод о том, как изменилось восприятие и ощущение смерти В. Цоем.

На наш взгляд, песня «Мама, мы все тяжело больны» (альбом «Группа крови») является переходной от понимания СМЕРТИ, свойственного раннему периоду творчества, к более зрелому восприятию: «Через день будет поздно, через час бу-

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

дет поздно, // Через миг будет уже не встать» [3, с. 336]. Нетерпение, переданное в ритме музыки и характере синтаксических конструкций, граничит с болью, которую причиняет «удар выше кисти, терзающий плоть». На пересечении этих двух понятий (нетерпение и боль) существует концепт СМЕРТЬ. В этой песне предчувствие смерти -очень эмоциональное состояние.

С альбома «Группа крови» начинается новый этап становления концептуальной системы языковой личности В. Цоя, новый уровень ее развития. Концепт СМЕРТЬ на этом этапе приобретает более целостное значение.

Так, в песне «Группа крови» концепт СМЕРТЬ взаимодействует с семантическими дистанцированными друг от друга концептами ВОЙНА и НАДЕЖДА, тем самым расширяя своё значение: «Пожелай мне удачи в бою, // Пожелай мне // Не остаться в этой траве...» [3, с. 219]. Остаться в этой траве означает 'погибнуть в бою'. Такой синонимический ряд возможен в силу образности поэтичской речи. У ГЕРОЯ есть НАДЕЖДА на ЖИЗНЬ, которая парадоксальным образом выражается в предначертанной судьбой героической гибели, в смерти, которая больше чем жизнь. После смерти наступает жизнь вневременная, герой выходит на другой уровень существования.

В песне «Война» концепт НАДЕЖДА выходит из сложившейся парадигмы: «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне.// Нарисуй мне портреты погибших на этом пути...» [3, с. 220]. Уверенность в себе не исключает СМЕРТИ. Концепт СМЕРТЬ репрезентируется лексемой погибших. Можно говорить о том, что герой осознаёт, понимает и принимает смерть как нечто неизбежное. Кроме того, в данном контексте концепт СМЕРТЬ приобретает новую коннотацию - 'безнадёжный'. Все, кто уверен в завтрашнем дне, погибли. Будущее всегда ассоциируется с изменениями, надеждой, верой в лучшее. Цой лишает героя надежды. Таким образом, здесь концепт СМЕРТЬ имеет значение 'отсутствие надежды'.

Иначе реализуется концепт СМЕРТЬ в песне «Легенда»: «И горел погребальным костром закат, // И волками смотрели звезды из облаков, // Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь. // И как спали вповалку живые, не видя снов. // А жизнь - только слово. // Есть лишь любовь и есть смерть. // Эй, а кто будет петь, если все будут спать? // Смерть стоит того, чтобы жить, // А любовь стоит того, чтобы ждать» [3, с. 365]. Столь обширная цитата необходима нам для того, чтобы наглядно продемонстрировать значимость концепта СМЕРТЬ для понимания языковой личности В. Цоя. Он отводит анализируемому концепту одну из доминирующих позиций в собственной мировоззренческой парадигме; опираясь на это, можно сделать вывод о ценности и смыслообра-

зующей роли концепта СМЕРТЬ в структуре когнитивного уровня языковой личности рок-поэта. В рассматриваемом тексте присутствуют сразу несколько репрезентантов данного концепта, каждый из которых вносит новый оттенок смысла в его трактовку. Позволим себе напомнить, что НОЧЬ -пространство, где герой чувствует себя максимально органично, то есть концепт НОЧЬ имеет преимущественно положительную семантику. В песне «Легенда» концепт СМЕРТЬ взаимодействует с концептом НОЧЬ (ушедшие в ночь), за счет чего каждый из них приобретает дополнительную семантику. Можно говорить о неком слиянии этих двух концептов. Негативная семантика полностью отсутствует. Смысл жизни В. Цой видит в смерти. Думается, крайне сложно ответить на вопрос, какой из концептов - ЖИЗНЬ или СМЕРТЬ - более значим для поэта. Можно привести аргументы в пользу каждого из них. Несмотря на внешнюю противопоставленность ЖИЗНЬ ф СМЕРТЬ, внутреннее противоречие отсутствует. Здесь мы видим приятие, внутреннюю гармонизацию того, что в обывательском сознании жёстко противопоставлено. Такая же ситуация и с концептами ЛЮБОВЬ и ОЖИДАНИЕ: если в раннем творчестве ОЖИДАНИЕ = СМЕРТЬ, то теперь ему отводится совершенно иная позиция: «любовь стоит того, чтобы ждать» [3, с. 365], ТО ЕСТЬ ОЖИДАНИЕ не бесцельно.

Для самого поэта восприятие смерти послужило толчком для формирования биографического мифа Виктора Цоя-героя. ЖИЗНЬ - это поле боя, а СМЕРТЬ - результат борьбы, её финальный аккорд.

Наметившаяся тенденция получает своё развитие в песне «Звезда по имени Солнце» в одноименном альбоме: «И мы знаем, что так было всегда: // Что судьбою больше любим // Кто живёт по законам другим // И кому умирать молодым» [3, с. 340]. Концепт СМЕРТЬ репрезентируется глаголом умирать. Здесь речь идёт об обречённости ГЕРОЯ. Всегда должен быть тот, кто пойдёт за ЗВЕЗДОЙ по пути, ведущему к СМЕРТИ.

В песне «Сказка» получает развитие семантика незавершённости, оборванности: «А потом придёт она, // Собирайся, скажет, пошли. // Отдай земле тело. // Ну а тело не допело чуть-чуть, // Ну а телу не додали любви. // Странное дело» [3, с. 344-345]. ГЕРОЙ воспринимает СМЕРТЬ как нечто метафизическое и неизбежное. Он принимает свою судьбу с горечью, несмотря на то, что говорит о несправедливости СМЕРТИ ПО ОТНОШЕНИЮ к нему. В этом приятии заключен глубокий трагизм судьбы ГЕРОЯ.

В песне «Пачка сигарет» через концепт СМЕРТЬ раскрывается отношение поэта к творчеству: «А без музыки и на миру смерть не красна. // А без музыки не хочется пропадать» [3, с. 347].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

169

ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ героя неотделимы от творчества. Осознавая неизбежность смерти, герой находит смысл жизни в музыке. СМЕРТЬ сама по себе обретает особую семантику в пространстве рок-текстов В. Цоя.

Исходя из вышесказанного, отметим, что в альбоме «Звезда по имени Солнце» семантика концепта СМЕРТЬ практически окончательно сформирована. Поэт гораздо больше думает о смерти и о её смысле, чем о жизни. Частотность словоупотреблений репрезентантов концепта СМЕРТЬ возрастает, а его семантика углубляется и приобретает сугубо индивидуальное значение.

В «Чёрном альбоме» концепт СМЕРТЬ актуализирует своё значение и развивает полученные ранее коннотации.

В четырёх песнях альбома рассматриваемый концепт определяет смысл текстов и имеет доминирующую позицию по отношению к другим концептам, служащим только для раскрытия его семантики.

Интересным представляется тот факт, что в альбом вошли песни, написанные еще в начале 1980-х годов. Среди них «Нам с тобой», которая впервые звучит уже в 1981 году, но в альбом была включена только в 1990 году. Не будем погружаться в мистику, утверждая, что предчувствие смерти было у Цоя всегда. Отметим лишь следующее. В рассматриваемом тексте присутствует прямая аллюзия с кладбищем: «Нам с тобой голубых небес навес. // Нам с тобой встанет лес глухой стеной». Герой как бы предрекает свою судьбу: «Нам с тобой и беда станет - не беда. // Ну, решай! // Эх, была не была, прости и прощай. // План такой нам с тобой» [3, с. 356-357]. Образность языка Цоя исключает присутствие прямых репрезентантов концепта СМЕРТЬ, их использование теряет смысл, так как песня и без того пропитана ее ощущением, а концепт проявляется в каждой его строчке. Семантика концепта выходит на понятийный уровень. Цой воспринимает смерть как нечто неизбежно закономерное. Императив решай говорит о возможности выбора, но не для героя, для него смерть - единственно возможный путь.

Песня «Кукушка» развивает выделенные особенности реализации концепта СМЕРТЬ: «Песен ещё не написанных, сколько, // Скажи, кукушка, // Пропой? // В городе мне жить или на выселках? //

Камнем лежать или гореть звездой?» [3, с. 361]. Кукушка - птица, к которой издавна обращались люди, чтобы узнать о времени своей смерти. Цой обращается к мифологическому сознанию, существенным фактором здесь является то, что он измеряет свою жизнь ненаписанными песнями. В этой связи возникает интереснее противопоставление концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, где первый соответствует творчеству, а последний - его полному отсутствию. Через взаимодействие с концептом ТВОРЧЕСТВО открывается дополнительная коннотация в значении концепта СМЕРТЬ: СМЕРТЬ -это бездействие, а ТВОРЧЕСТВО - единственное значимое движение в жизни ГЕРОЯ, именно в нем проявляется его непрекращающаяся борьба.

Принципиально отличная семантика концепта СМЕРТЬ обнаруживается в песне «Муравейник»: «А помрёт, так помрёт» [3, с. 358]. Значение ЖИЗНИ и СМЕРТИ стираются. Глагол помрёт, выступающий в качестве репрезентанта концепта СМЕРТЬ, имеет сниженную эмоционально-стилистическую окраску. Личность стирается в воссозданном автором пространстве. Жизнь циклична, здесь теряется всякая индивидуальность. Автор не скрывает иронии. Жизнь в муравейнике соотносится с реальной жизнью конца 1990-х годов. Такая характеристика времени позволяет сделать недвусмысленный вывод об авторском восприятии эпохи, в которую он живет.

Подводя итоги, подчеркнём, что изменяющаяся семантика концепта СМЕРТЬ позволяет проследить эволюционные процессы, происходящие в ходе формирования языковой личности Виктора Цоя, связанные с трансформациями в мировоззрении и мироощущении рок-поэта. Отталкиваясь от понимания смерти как отсутствия жизни, движения, надежды, он приходит к её интерпретации как чего-то метафизического и неизбежно закономерного.

Библиографический список

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.

2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 991 с.

3. Цой В.Р. Звезда по имени Солнце: стихи, песни, воспоминания. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 416 с.

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.