2. Большой фразеологический словарь / отв. ред. В.Н. Телия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. -781 с.
3. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б. Русское культурное пространство: лингвокультуроло-гический словарь. - М.: Гнозис, 2004. - 315 с.
4. ГвоздаревЮ.А. Рассказы о русской фразеологии. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
5. Ковшова М.Л.Лингвокультурологический метод во фразеологии. Коды культуры. - М.: Книж-
ный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 453 с.
6. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологиче-ский аспекты. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 287 с.
7. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1940.
8. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. - М.: Астрель, 2006. -524 с.
УДК. 821.161.1.09"20"
Шаджанова Елена Игоревна
Ивановский государственный университет [email protected]
КОНЦЕПТ ДЕНЬ В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВИКТОРА ЦОЯ
Виктор Цой - культовая личность, в массовом сознании он воспринимается как герой-одиночка, бросающий вызов миру, вступающий в оппозицию с ним. Ключ к пониманию феномена В. Цоя скрыт в изучении его языковой личности. Изучая концептуальный уровень языковой личности, мы получаем возможность понять, почему простые, на первый взгляд, тексты рок-поэта оказывали значительное влияние на рок-культуру и на русскую культуру конца ХХ- начала XXI веков в целом. В структуре лексикона рок-поэта нами выделены системообразующие концепты, лежащие в основе когнитивного уровня языковой личности Цоя. Среди них - ГЕРОЙ, ЗВЕЗДА, НОЧЬ, ДЕНЬ, СМЕРТЬ и др. Отбор концептов проводился из текстов песен на основе частотности лексем, их репрезентирующих. В представленной статье рассматривается семантика концепта ДЕНЬ. Эволюция семантики концепта ДЕНЬ от альбома к альбому прослеживается чётко. Хронологический принцип позволяет проследить динамику изменений семантики наиболее точно. В процессе формирования и развития языковой личности В. Цоя семантика концепта ДЕНЬ изменяется. Это изменение может быть обусловлено взаимодействием с другими концептами, например с антони-мичным концептом НОЧЬ. В раннем творчестве В. Цоя нет устойчивого значения рассматриваемого концепта, но постепенно формируются негативные коннотации. В процессе развития и формирования языковой личности рок-поэта отрицательная семантика нивелируется и сменяется положительной. Шаг за шагом внутреннее напряжение снимается: герой обретает силу для борьбы и противостояния, свойственных романтическому сознанию. Рассмотренные эволюционные процессы во многом определяют специфику языковой личности Виктора Цоя.
Ключевые слова: языковая личность, когнитивный уровень языковой личности, концепт, семантика, лексема, В. Цой, рок-поэт.
Виктор Цой - один из самых ярких и таинственных отечественных рок-поэтов ХХ века. В массовом сознании В. Цой остался как герой, готовый в одиночку бросить вызов миру. Его тексты просты и понятны каждому, и, тем не менее, они оказали огромное влияние на культуру русского рока.
Ключ к пониманию феномена В. Цоя - изучение его языковой личности (далее - ЯЛ). В структуре лексикона ЯЛ нами выделены ключевые, смыслоо-бразующие и системообразующие концепты, являющиеся основой когнитивного уровня [3] ЯЛ рок-поэта: ГЕРОЙ, СОЛНЦЕ, НОЧЬ, ВЗГЛЯД, ДЕНЬ и др. Отбор концептов проводился из текстов песен на основе частотности лексем, их репрезентирующих, методом сплошной выборки.
Концепт, вслед за Ю.С. Степановым, мы понимаем как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [4, с. 43]. В то же время концепт - это то, посредством чего человек способен войти в культуру, а порой и повлиять на нее [4, с. 43]. Таким образом, изучая концептуальный уровень ЯЛ, мы
получаем возможность понять, почему простые, на первый взгляд, тексты рок-поэта оказывали значительное влияние на русскую культуру конца ХХ -начала XXI веков.
В центре нашего исследовательского внимания находится концепт ДЕНЬ. Основное значение лексемы ДЕНЬ зафиксировано в словаре: «День -часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером» [5, с. 456].
Для того чтобы определить значение концепта ДЕНЬ в структуре когнитивного уровня ЯЛ Цоя, необходимо обратить внимание на антонимичный ему концепт НОЧЬ. В. Цой следующим образом прокомментировал своё отношение к пространству ночи: «Ночь для меня - это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Но не только. Ночь наполняет меня ощущением мистики. Все предметы, явления, вещи становятся ночью другими. Ты сам, наверное, замечал, что дневной человек и ночной человек, один и тот же, разумеется, это, тем не менее, разные люди. Можно сказать, что ночь дает чувство романтики» [1, с. 22]. НОЧЬ для рок-поэта - это специфическое, универсаль-
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2015
© Шаджанова Е.И., 2015
Концепт ДЕНЬ в структуре когнитивного уровня языковой личности Виктора Цоя
ное творческое, романтическое и мифологическое пространство. В свете рассматриваемой проблемы важным представляется то, что В. Цой разделяет сознание человека на два компонента. Бесспорно, что сам поэт отдаёт предпочтение пространству ночи, таким образом причисляя себя к «ночным» людям. Именно поэтому нам представляется значимым выявить влияние пространства дня на героя.
Исходя из данных частотного словоуказателя текстов песен группы «Кино», можно утверждать, что репрезентанты концепта ДЕНЬ употребляются в текстах песен 65 раз (что, к слову, соответствует числу репрезентантов концепта НОЧЬ). Данные приведены без учета названий песен и альбомов [2, с. 54-83].
Первый альбом группы «Кино» называется «45» (1982). Здесь репрезентанты концепта встречаются в четырёх текстах. Рассмотрим каждый из них.
В песне «Бездельник» лексема день употребляется в своем прямом значении, сохраняя временную семантику: «Болтаюсь, целый день гуляю. / Не знаю, я ничего не знаю» [6, с. 22]. Данная семантика усиливается при помощи лексемы целый, которая, при взаимодействии с лексемами болтаюсь и ничего, подчёркивает бессмысленность любого предпринимаемого действия в пространстве дня. Таким образом, пространство дня - профан-ное пространство, где возможно только хаотичное движение, лишенное всякого стремления.
В песне «Бездельник 2»: «Нет меня дома целыми днями, / Занят бездельем, играю словами. / Каждое утро снова жизнь свою начинаю. / И ни черта ни в чем не понимаю» [6, с. 23]. В данном случае глагол «начинаю» утрачивает своё прямое значение за счет употребления оксюморона «занят бездельем», действие воспринимается как бездействие, а творчество - как «игра словами». Пространство дня не даёт герою стимула к творчеству.
В песне «Солнечные дни» репрезентант концепта употреблен в собирательном значении, а всё словосочетание «солнечные дни» соотносится по смыслу с концептом ЛЕТО. Интересно, что в рассматриваемом тексте возникают сразу два концепта - ДЕНЬ и НОЧЬ: «Мерзнут руки и ноги и негде сесть. / Это время похоже на сплошную ночь. / Но, может быть, эта песня избавит меня от тоски по вам, / Солнечные дни» [6, с. 19]. Если концепт ДЕНЬ соотносится с концептом ЛЕТО, то НОЧЬ -с ЗИМА. Таким образом, концепт НОЧЬ приобретает негативную семантику (символ зимы традиционно в русском роке имеет семантику смерти). На уровне подтекста противопоставлены концепты ЛЕТО и ЗИМА. Реализуется эта оппозиция через классическое противопоставление дня и ночи. В данном случае ПЕСНЯ, то есть творчество (в широком понимании), выступает в роли связующего звена между этими двумя концептами. Интересно, что герой всё-таки находится в пространстве «сплошной» (беспросветной) ЗИМЫ (НОЧИ).
Именно в этом пространстве и в этих условиях он способен творить.
В рассматриваемом примере видим один из случаев употребления концепта ДЕНЬ в положительном значении, а НОЧЬ - в негативном. Классическая цоевская оппозиция перевернута, но это возможно только в том случае, если лексемы день и ночь выступают в роли репрезентантов других концептов (в данном случае - ЛЕТО и ЗИМА).
В альбоме «46» (1983) концепт ДЕНЬ также взаимодействует с концептом НОЧЬ. В тексте песни «Пора» это проявляется наиболее ярко: «И как каждый день ждет свою ночь, я жду свое слово / Пора» [6, с. 98]. Здесь, вопреки общей тенденции, концепты не вступают в оппозицию, перед нами взаимодействие иного порядка: акцентируется внимание на невозможности существования одного без другого. День и ночь связаны и неотделимы друг от друга. Для В. Цоя ночь - это время, когда герой чувствует себя органично, ночь пробуждает в нем стремление к движению вперед, к далёкой цели, призрачной, но достижимой. В противоположности этому, день - это время статики, ожидания.
В этом же тексте встречаем ещё один случай употребления репрезентанта рассматриваемого концепта: «И я прожил так свои сорок дней, и сегодня уже не вчера. / И я ухожу, оставляя листок с единственным словом / Пора» [6, с. 98]. Выражение «сорок дней» имеет сакральное значение в христианской культуре. Именно на сороковой день после смерти человека решается судьба его души (где ей пребывать до Страшного суда: в аду или в Царствии Небесном). Но В. Цой, используя это устойчивое выражение, не говорит о смерти реальной, физической, или духовной. Речь идет о новом начале, которое становится возможным в пространстве ночи.
В альбоме «Начальник Камчатки» (1984) рассматриваемый концепт и его репрезентанты не встречаются.
Для понимания семантики концепта ДЕНЬ в структуре когнитивного уровня языковой личности В. Цоя важно рассматривать его в соотношении с концептом НОЧЬ. В связи с этим необходимо отметить, что для понимания концепта НОЧЬ ключевым становится альбом «Это не любовь» (1985), но концепт ДЕНЬ, несмотря на частотность употребления его репрезентантов, не приобретает дополнительных коннотаций. Рассмотрим наиболее интересные примеры.
В тексте песни «Рядом со мной» автор использует синтаксический параллелизм: «Каждый день ты приходишь домой, когда темно. / Каждый день долго едешь в метро, когда темно» [6, с. 105]. Соотнесём этот пример с другим, в котором использован повтор лексемы день: «Лишний день. / Днем больше, днем меньше» («Верь мне») [6, с. 195]. В обоих случаях происходит обезличивание про-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2015
135
странства дня, что подчеркивается лексемами каждый, лишний, в то время как пространство ночи сакрализуется.
Названия альбома «Ночь» (1986) символично. Здесь семантика и структура концепта ДЕНЬ существенно расширяется. Обратимся к тексту песни «Ночь»: «За окнами солнце, / За окнами свет - это день, / Ну а я всегда любил ночь. / И я не знаю, как мне прожить / Следующий день» [6, с. 210211]. К уже выделенным ранее вариантам реализации концепта ДЕНЬ («каждый день», «лишний день») добавляется вариант «следующий день». Новый день, следующий день - это квинтэссенция надежды и веры в будущее. Лирический герой В. Цоя смотрит в будущее сквозь призму ночи, а пространство дня и всё, что приходит с ним и существует в нём, становится своеобразным препятствием в достижении желаемого. Даже взаимодействие с концептами СОЛНЦЕ и СВЕТ не снимает негативную семантику, которую несёт в себе рассматриваемый концепт.
В альбоме «Группа крови» (1987) появляется вариант использования рассматриваемого концепта с лексемой завтрашний. «Завтрашний день» ничего нового и светлого не приносит: «Мы ждали завтрашний день. / Каждый день ждали завтрашний день. / Мы прячем глаза за шторами век» («В наших глазах») [6, с. 200]. Появляется ощущение безысходности, обреченности и бесплодного ожидания: «Покажи мне людей уверенных в завтрашнем дне. / Нарисуй мне портреты погибших на этом пути» («Война») [6, с. 220]. Концепт ДЕНЬ семантически соотносится с концептом СМЕРТЬ («погибших»). Надежда гибнет, она призрачна и эфемерна, но она существует: «Солнечный день в ослепительных снах» («Группа крови») [6, с. 219]. В данном контексте появление лексемы солнечный приносит положительные коннотации. Здесь «солнечный день» - это результат того пути, который должен пройти лирический герой, мечта, которая, на данном этапе, может быть реализована в снах, но уже вполне достижима.
Постепенное развитие положительной семантики концепта ДЕНЬ подходит к кульминации в тексте «Попробуй спеть вместе со мной»: «Это наш день. / Мы узнали его по расположению звезд. / Знаки огня и воды, / Взгляды богов» [6, с. 338]. Теперь герой видит свой путь не только днем, но и ночью, он существует вне времени и пространства и следует за своей звездой.
Положительная семантика концепта ДЕНЬ получает своё развитие в следующем альбоме «Последний герой» (1988). Здесь мы видим повтор песен «Война», «Группа крови», «В наших глазах». Это свидетельствует о продолжении намеченной тенденции.
В альбоме «Звезда по имени Солнце» (1989) усиливаются положительные коннотации: «Снова за окнами белый день. / День вызывает меня на
бой» («Песня без слов») [6, с. 342]. Герой ощущает свою силу, напряжение, существовавшее ранее, нивелируется. Он свободен от пространственно-временных ограничений («Наше утро похоже на ночь. / Ну а ночь для меня» («Невеселая песня») [6, с. 343]) и способен двигаться вперёд и, главное, одержать победу в своей войне.
«Чёрный альбом» (1990) был издан после гибели В. Цоя. Здесь на смену положительной коннотации концепта ДЕНЬ приходит нейтральная: пространства дня и ночи сливаются, граница между ними стирается, теперь герой существует в некоем «универсальном» пространстве. Оно смыкается вокруг героя, оказавшегося в центре замкнутого цикла («идут за годом год», «в сотый раз»), это ощущение вновь рождает чувство безысходности и неуверенности («может, будет хоть день»), от которого, казалось, он освободился: «И так идут за годом год, / Так и жизнь пройдёт. / И в сотый раз маслом вниз / Упадёт бутерброд. / Но, может, будет хоть день, / Может, будет хоть час, / Когда нам повезёт» («Кончится лето») [6, с. 350]. Возможно, это изменение связано с ощущением приближения смерти, преследовавшим поэта («жизнь пройдёт»). Надо сказать, что весь альбом проникнут этим настроением.
Подводя итоги, необходимо отметить, что эволюция семантики концепта ДЕНЬ от альбома к альбому прослеживается довольно чётко. В раннем творчестве В. Цоя нет устойчивого значения рассматриваемого концепта, но постепенно формируются негативные коннотации. В процессе развития и формирования ЯЛ рок-поэта отрицательная семантика нивелируется и сменяется положительной. Шаг за шагом внутреннее напряжение снимается: герой обретает силу для борьбы и противостояния, свойственных романтическому сознанию. Рассмотренные эволюционные процессы во многом определяют специфику языковой личности Виктора Цоя.
Библиографический список
1. Зандер А. «Кино: Взгляд с экрана» // Рокси. -1985. - № 10. - 50 с.
2. Горбачев О.А. Частотный словоуказатель текстов песен группы «Кино» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. - Тверь, 2000. - С. 54-83.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
4. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 991 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
6. Цой В.Р. Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 416 с.
136
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2015