Научная статья на тему 'Эволюция рынка услуг по управлению жилищным фондом'

Эволюция рынка услуг по управлению жилищным фондом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / РЫНКИ НЕДВИЖИМОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьев Константин Юрьевич

Проведена систематизация основных этапов формирования рынка услуг по управлению многоквартирными домами. Проведена оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article systematizes main stages of forming market of services on managing apartment buildings. The current state of competitive medium of market of services on managing apartment buildings is evaluated.

Текст научной работы на тему «Эволюция рынка услуг по управлению жилищным фондом»

УДК 332.87

К.Ю. Прокофьев

ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Управление жилищным фондом - стратегически важная сфера жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), обеспечивающего население жизненно важными услугами, создающего условия безопасного и комфортного проживания, оказывающего определенное влияние на социальную стабильность.

Создание эффективной системы управления многоквартирными домами (МКД) в соответствии с требованиями рыночных отношений на уровне муниципального образования является одной из наиболее приоритетных задач реформирования ЖКК в России [4], и официальным началом здесь стало принятие Указа Президента РФ № 425 от 28.04.1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

Далее мы рассмотрим основные этапы формирования конкуренции на рынке услуг по управлению МКД, объем жилищных услуг на котором за 2009 г. достиг уровня 249 685 млн р. [6], превысив тем самым объемы платных медицинских услуг, услуг гостиниц и пр., а также оценим состояние конкурентной среды на современном рынке.

Итак, начало первого этапа мы связываем с одобрением «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» Указом Президента РФ № 425, реализация которой должна была проходить в три этапа с 1997 по 2003 г. Однако темп реформирования, заданный в Концепции, на практике оказался довольно-таки низким, и запланированные результаты достигнуты не были. В частности, планировалось, что будет сформирован конкурентный рынок услуг по управлению МКД, на котором преобладающей формой управления станут товарищества собственников жилья (ТСЖ) [2]. В результате оказалось, что даже к концу 2009 г. доля МКД с такой формой

управления, как ТСЖ, составила всего 16 % от общего количества МКД [7].

Также, с нашей точки зрения, к основным причинам, сдерживающим развитие конкурентных отношений на изучаемом рынке в соответствующем периоде, можно отнести: большую долю ветхого и аварийного жилищного фонда, который составлял порядка 3,1 % от общего за исследуемый период, так как данные дома не являются привлекательными для целей управления со стороны управляющих компаний из-за высоких эксплуатационных затрат [6]; нежелание собственников самостоятельно нести расходы на проведение капитального ремонта дома; отсутствие вплоть до настоящего времени принятых федеральных стандартов качества предоставляемых жилищных услуг и др.

С другой стороны, в том числе в данный период, было положено начало разгосударствлению эксплуатационных организаций, а также окончательному разграничению функций собственника - домовладельца и управляющей организации, что законодательно закреплено во вступившем в силу с 1 марта 2005 г. (в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») новом Жилищном кодексе Российской Федерации, с чем мы и связываем начало второго этапа.

Новый ЖК РФ ввел в практику ряд нововведений, в частности произошло завершение разделения функций управления жилищным фондом и его обслуживания. Как следствие, это привело к развитию конкуренции в сфере обслуживания жилья, в частности МКД, по двум основным направлениям:

- среди организаций, предоставляющих услуги по управлению МКД, за получение заказа от собственника на управление жилищного фонда;

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20

- среди подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Остановимся более подробно на рассмотрении первого направления. Свобода выбора способа управления жилищным фондом, предоставленная ЖК РФ, привела к появлению в Российской Федерации новых форм управления МКД, а именно: через привлечение на договорной основе профессиональной управляющей организации, через создание и управление такими некоммерческими организациями, как ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом и через непосредственное управление собственниками помещений.

Здесь стоит отметить, что с 1 января 2007 г. выбор одного из установленных в ЖК РФ способов управления стал обязательным для всех собственников жилья, что означает окончательный перевод услуг по управлению МКД на рыночную основу.

На данном этапе, с нашей точки зрения, возникло несколько новых проблем, к числу которых отнесем следующие:

- принятие нового ЖК РФ вызвало необходимость как активного информирования населения о появившихся новых способах управления, так и предоставления информационно-образовательных услуг в области эффективного управления МКД для всех желающих собственников помещений. Осуществлением данных мероприятий, с нашей точки зрения, целесообразно заниматься органам местного самоуправления, так как именно они несут непосредственную ответственность за планирование, развитие и обеспечение деятельности муниципального ЖКК;

- в результате реформирования отрасли, в частности принятия нового ЖК РФ, был создан новый рыночный сегмент работ и услуг в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, обладающий высокой социальной значимостью и затрагивающий интересы всех собственников жилья. В связи с этим возникла необходимость выделения из органов исполнительной власти, отвечающих за организацию содержания муниципального жилищного фонда, структуры, непосредственно отвечающей за

разработку и установление стандартов содержания и обслуживания МКД, разработку нормативно-правовых актов, а в целом - за формирование благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке услуг по управлению МКД и пр.

Начало третьего этапа мы связываем с созданием на федеральном уровне 21 июля 2007 г. Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) (предположительно, окончание его деятельности намечено на 1 января 2013 г.). Фонд призван решить проблему аварийного и ветхого жилищного фонда, не привлекательного в силу высоких эксплуатационных затрат, путем направления выделяемых средств на условиях софинансиро-вания на расселение жителей аварийных МКД, а также на капитальный ремонт ветхого жилищного фонда [1].

В ходе проведенного нами анализа выяснилось, что в настоящее время основными субъектами конкурентной среды в сфере предоставления услуг по управлению МКД в большинстве своем являются управляющие организации, которые уже занимались этим видом деятельности до начала реформирования, во время которого сменили организационно-правовую форму. Поэтому далее проанализируем состояние конкурентной среды в сфере управления МКД в городских населенных пунктах, где, на наш взгляд, управление МКД является потенциально конкурентной сферой деятельности за счет эффекта масштаба, так как в них по состоянию на 01.01.2010 г. осуществлялось управление 1 341 134 МКД с общим объемом жилищного фонда 3 030 360 380 м2 [7].

Городские населенные пункты согласно Градостроительному Кодексу РФ, в свою очередь, различаются по численности населения. По оценкам специалистов Фонда «Институт экономики города» конкуренция в сфере управления жилищным фондом экономически оправдана, если в муниципальном образовании находится более 35 тыс. квартир. Как правило, это происходит в городах с населением более 120 тыс. человек [5]. Поэтому целесообразно сделать вывод о том, что наибольшим потенциалом для развития конкурентных отношений

в сфере оказания услуг по управлению МКД обладают сверхкрупные города (2), крупнейшие (9), крупные (63), а также большие (92) [6].

Анализ проведем в больших, крупных и крупнейших городах, основываясь на значениях коэффициента концентрации (СЛз), который используется федеральной антимонопольной службой для анализа товарных рынков [3]. Сверхкрупные города, а именно Москва и Санкт-Петербург, обладают особым статусом, являясь городами федерального значения, поэтому мы не использовали их для целей анализа.

Итак, проанализируем состояние конкурентной среды в совокупности исследуемых трех групп городов (крупнейших, крупных и больших) посредством проведения типического отбора 50 % от их общего количества, пропорционально их численности в генеральной совокупности, равной 164. Внутригрупповой отбор будем осуществлять собственно случайным бесповторным способом. Тем самым мы добьемся репрезентативности выборки. Результаты анализа показали, что исследуемый рынок развит и умеренно развит почти в 60 % городов, в то время как в 40,74 % городов рынок услуг по управлению МКД - высококонцентрированный, т. е. конкурентная среда на данных рынках не развита.

Далее, с целью выявления категории городов, в которой рыночная среда наименее развита, мы провели сравнительный анализ состояния конкурентной среды на изучаемом рынке между группами городов. Результаты анализа показали, что наибольший удельный вес городов с низко концентрированным рынком (80 %) принадлежит группе крупнейших. Это означает, что в 80 % крупнейших городов, отобранных для

анализа, конкурентная среда определяется как развитая. С другой стороны, в 50 % больших городов, отобранных для анализа, конкурентная среда определяется как неразвитая, к тому же в относительном значении по этому показателю данная группа находится на первом месте, в то время как в остальных группах значения данного показателя меньше практически в 2 раза.

Здесь отметим, что средняя ошибка общей выборки по доле городов с неразвитой рыночной конкуренцией в исследуемой совокупности составляет 3,73 %. Также с вероятностью 0,95 мы можем утверждать, что в генеральной совокупности предельная ошибка выборки для доли городов с высококонцентрированным рынком не превысит 7,3 %. Все это определяет достаточно высокую точность полученных результатов.

Итак, сегодня в большей части городов (свыше 60 %), наиболее привлекательных для развития рынка услуг по управлению МКД, данный рынок является неразвитым либо недостаточно развитым. В то же время одна из проблем, связанная с ветхим и аварийным жилищным фондом, начала решаться за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, что, на наш взгляд, обусловливает возможность появления на рынке новых, современных управляющих структур. Следовательно, сегодня возникла необходимость в том числе и в создании благоприятных условий для формирования и развития новых управляющих структур, которые обладали бы достаточным профессионализмом для предоставления высококачественных управленческих услуг и смогли бы составить конкуренцию организациям, уже действующим на рынке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст] : Федер. закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 г.

2. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ № 425 от 28.04.1997 г.

3. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке [Текст] : Приказ ФАС № 108 от 25.04.2006 г.

4. Грабовый, П.Г. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом [Текст] :

учебно-практическое пособие / П.Г. Грабовый. - М.: Изд-во «ABC», 2004. - 528 с.

5. Сиваев, С.Б. Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика [Текст] / С.Б. Сиваев. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - 142 с.

6. Российский статический ежегодник. 2010 [Текст]. - М.: Росстат, 2010. - 813 с.

7. ФАС России: для 98,5 % многоквартирных домов в России уже выбран способ управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. fas. gov. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.