Научная статья на тему 'Современный этап развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области: тенденции и проблемы'

Современный этап развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области: тенденции и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проваленова Н. В.

В статье анализируется современное состояние рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области, определены основные тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области: тенденции и проблемы»

Современный этап развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области: тенденции и проблемы Present stage of development of the market of housing-and-municipal services of the Nizhny Novgorod Region: tendencies and problems

Н.В. Проваленова, к.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородского государственного инженерно-экономического института,

e-mail: provalenova@ngiei.ru N. V. Provalenova,

the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Organization and

management»

Nizhny Novgorod state engineering and economic institute

Аннотация. В статье анализируется современное состояние рынка жилищнокоммунальных услуг Нижегородской области, определены основные тенденции его развития.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальные услуги, рынок, тенденции развития, Нижегородская область.

Summary. In article the current state of the market of housing-and-municipal services of the Nizhny Novgorod Region is analyzed, the main tendencies of its development are defined.

Keywords. Housing-and-municipal services, market, development tendencies, Nizhny Novgorod Region.

Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области во многом определяется тенденциями характерными для России в целом.

В настоящее время финансово-экономическое состояние жилищнокоммунального комплекса (ЖКК) области характеризуется как

удовлетворительное. В 2010г. предприятиями ЖКК по основному виду деятельности была получена прибыль в сумме 4280,3 млн. руб., что говорит о финансовой стабилизации отрасли (табл.1).

В тоже время по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению были получены убытки в сумме 581 млн. руб. Наибольшая сумма убытков приходится на отрасль теплоснабжения - 400,5 млн. руб.

Таблица 1 - Финансовый результат деятельности организаций жилищно-

коммунального комплекса Нижегородской области, млн. руб.

Года Финансовый результат (+ прибыль, - убыток), в том числе по

всего жилищным водоснабжению водоотведению теплоснабжению электроснабжению газоснабжению прочим

2006 -2013,3 -290,7 -48,1 +164,6 -983,6 -1070,8 +128,9 +86,4

2007 501,9 -240,7 -123,4 +76,7 -1094,6 +1374,1 +310,1 +199,6

2008 2867,9 +90 -124,6 +50,2 -932,5 +3245,4 +286,3 +253

2009 615,7 +176,6 +108,14 +174,4 -686,3 +3728,7 -2866,4 -19,6

2010 4280,3 +174,4 -149,1 -31,4 -400,5 +4234,7 +437,2 +14,96

На финансовый результат деятельности организаций, оказывающих

жилищно-коммунальные услуги, существенное влияние оказывают платежи населения (табл.2).

Таблица 2 - Показатели финансовой деятельности организаций жилищно-

коммунального комплекса Нижегородской обл., млн. руб.

Показатель 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Темп роста, %

Дебиторская задолженность, в том 6098,4 6786,2 10036,4 13225,1 13651,8 223,8

числе: бюджетов всех уровней 433,3 454,3 491,98 481,58 366,40 84,5

населения по оплате ЖКУ 2917,9 3164,7 3435,8 4811,3 5841,6 200,2

Кредиторская задолженность 5695,5 6085,2 8329,8 10171,4 9845,7 172,8

в том числе: по платежам в бюджет 643,1 697,53 710,4 869,5 789,3 122,7

Начислено жилищнокоммунальных платежей населению 16610 20167,4 30603,4 37110,2 40894 246,2

Фактически оплачено

населением 14467,3 18905,6 26289,3 30642,6 35566,1 245,8

Уровень собираемости

платежей, % 87,1 93,7 85,9 82,6 87 -

Так, в 2010г. платежи населения в структуре дохода организаций

ЖКК составили 31%. В тоже время одной из наиболее ощутимых проблем является задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которая составляет 42,8% от общего объема дебиторской задолженности.

В целом по отрасли в 2010г. дебиторская задолженность организаций ЖКК составила - 13651,8 млн. руб., кредиторская задолженность - 9845,7 млн. рублей. Следует отметить, что наблюдается тенденция ежегодного увеличения дебиторской задолженности, так по сравнению с 2006г. она увеличилась на 223 %. При этом 125,7 млн. руб. признано безнадежной дебиторской задолженностью.

Увеличение задолженности населения по оплате жилищнокоммунальных услуг объясняется ростом тарифов на соответствующие услуги при низком уровне доходов населения.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2010г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 189%. Наиболее затратной статьей расходов в оплате жилищно-коммунальных услуг в настоящее время является теплоснабжение (табл.3).

Таблица 3 - Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 чел. в

месяц в Нижегородской области, руб.

Наименование услуг 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Темп роста, %

Жилищные 165,94 173,37 221,27 270,26 292,01 176

Коммунальные, в том 593,44 699,49 835,08 1021,62 1144,01 192,8

числе: водоснабжение 41,59 47,69 54,78 65,74 72,14 173,4

водоотведение 45,15 53,96 58,93 72,42 74,36 164,7

горячее водоснабжение 121,29 123,53 162,13 214,55 215,11 177,3

теплоснабжение 228,68 278,39 324,8 380,89 433,34 189,5

электроснабжение 102,64 131,26 154,19 195,37 199,24 194

газ сетевой 54,09 64,66 80,25 92,65 113,82 210,4

всего стоимость услуг 759,38 872,86 1056,35 1291,88 1436,02 189

Ежегодный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в

Нижегородской области составляет 123,99 руб. (рис.1).

жилищно-коммунальные услуги --------Линейная (жилищно-коммунальные услуги)

Рисунок 1 - Динамика изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг

в Нижегородской области, руб.

Необходимо отметить, что в Нижегородской области самые дорогие жилищно-коммунальные услуги среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО). В 2010г. стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 чел. в Нижегородской области превысила средний показатель по ПФО на 235,16 руб. (табл.4).

Таблица 4 - Стоимость жилищно-коммунальных услуг в ПФО в 2010г.

Наименование субъекта РФ Стоимость жилищно- Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, %

коммунальных услуг на 1 чел. в месяц, руб. в общей сумме потребительских расходов в общей сумме расходов на оплату услуг

Приволжский федеральный округ 1200,86 9,1 36,4

Республика Башкортостан 958,59 6,4 28,9

Республика Марий Эл 1151,94 8,9 40,4

Республика Мордовия 1104,99 7,5 38,4

Республика Татарстан 1411,23 9,9 39,6

Удмуртская Республика 1065,23 9,6 35,3

Чувашская Республика 937,20 8,2 36,7

Пермский край 1280,64 8,6 32,3

Кировская область 1168,71 9,4 41,6

Нижегородская область 1436,02 10,3 40,5

Оренбургская область 1294,63 10,5 45,0

Пензенская область 1308,39 8,5 39,2

Самарская область 1301,08 9,4 30,3

Саратовская область 1082,89 11,3 48,4

Ульяновская область 986,91 8,9 37,9

В Нижегородской области 40,5 % расходов населения на оплату услуг приходится на жилищно-коммунальные услуги.

Увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг связано с ростом расходов организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Так, в 2010г. расходы данных организаций выросли практически в 2,5 раза по сравнению с 2006г. (табл.5).

Таблица 5 - Расходы организаций, предоставляющих жилищно-

коммунальные услуги, Нижегородской области, млн. руб.

Статьи затрат 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Темп роста, %

Эксплуатационные расходы, в том числе: 42809,5 51862,2 67893,7 76871,5 92961,9 217

топливо 3125,09 3044,5 3754,8 4095,3 4915,5 157,3

электроэнергия 1541,14 1764,7 2138,5 2691,4 3131,2 203,2

затраты на оплату труда 4580,6 5357,2 6903,7 6977,3 7937,6 173,3

Инвестиционные расходы, 2485,5 3736,4 4403,2 6032,5 7127,2 286,7

в том числе: затраты на ремонт и тех. обслуживание 2119,5 3101,2 3603,2 4591,4 5467,6 258

Итого 45295 55598,6 72296,9 82904 100089,1 221

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают

эксплуатационные расходы - 92,9%, инвестиционные расходы составляют соответственно - 7,1%. Причем 59,2% инвестиционных расходов приходится на ремонт жилья, 22,6% - на теплоснабжение, 10% - на водоснабжение, 6,5%

- на водоотведение. В тоже время инвестиционные расходы играют большую роль в реализации мероприятий по замене изношенных основных фондов, развитию технической оснащенности, ресурсосбережению.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг также зависит от уровня благоустроенности и степени износа жилья. На основе корреляционнорегрессионного анализа установим взаимосвязь данных показателей на примере ПФО. В результате анализа было получено следующее уравнение:

Y = -384,3 + 49,3^1+ 22,8Х [1], где Y - стоимость жилищно-коммунальных услуг, XI - уровень ветхого и аварийного жилья, Х2 - уровень благоустроенного жилья

Данное уравнение свидетельствует о том, что увеличение на 1% доли ветхого и аварийного жилья приводит к увеличению стоимости жилищнокоммунальных услуг на 49,3 руб. Увеличение доли благоустроенного жилья на 1% приводит к увеличению стоимости ЖКУ на 22,8 руб.

Одной из причин задолженности организаций ЖКК являются также финансовые потери, обусловленные выпадающими доходами предприятий -это недофинансирование предоставляемых льгот отдельным категориям граждан, недоплаты за потребленные коммунальные услуги организациями бюджетной сферы и другие потери.

Объемы финансирования отрасли из бюджетов всех уровней в 2010г. составили 2452,9 млн.руб., что меньше уровня 2008г. на 53% (табл.6). Снижение объемов финансирования связано с финансовым кризисом 2009года.

Таблица 6 - Финансирование организаций, предоставляющих жилищно-

коммунальные услуги, Нижегородской области, млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней, в том числе на: 3348,1 3313,8 5209,7 2219 2452,9

компенсацию разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения 458,3 262,3 277,6 155,9 80

замену изношенных основных фондов, развитие и модернизацию объектов ЖКК 208,1 127,2 128,2 287,1 24,2

На развитие и модернизацию отрасли в 2010г. было направлено 24,2 млн. руб., что на 88% меньше уровня 2006г.

В связи с недофинансированием отрасли одной из основных проблем, стоящих перед коммунальной сферой Нижегородской области, является нарастание износа основных фондов, что приводит к аварийным ситуациям.

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области износ объектов жилищно-коммунального комплекса в среднем составляет более 60

%. Степень изношенности водопроводного хозяйства Нижегородской области составляет 75%, канализации - 80%, теплосетевого хозяйства - 78%

По числу аварий на системах теплоснабжения среди регионов ПФО Нижегородская область занимает 1 место. В 2010г. удельный вес аварий на системах теплоснабжения составил - 35,4%, на водопроводных сетях - 14 %, на канализационных сетях - 12,4 %.

За годы реформирования экономики произошли значительные изменения в структуре жилищного фонда региона.

По состоянию на 2010г. жилищный фонд Нижегородской области составил 79,4 млн.кв.м. В результате приватизации, функционирования рынка жилья увеличилась доля жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, составив 88,9%, государственный и муниципальный жилищный фонд составляет соответственно 1 и 10,1 %.

Обеспеченность населения жилыми помещениями в Нижегородской области выше среднего показателя в целом по ПФО на 1,1 кв.м., уступая только Республике Мордовия и Саратовской области.

Значительная часть жилищного фонда области - 1,75 млн. кв.м. относится к категории ветхого и аварийного жилья. Практически 30 % жилищного фонда имеет износ до 65 % и требует капитального ремонта либо модернизации, причем в сельских поселениях доля такого фонда составляет 52 %. Критическую степень износа (более 70%) имеет 0,4 % жилищного фонда Нижегородской области.

В тоже время необходимо отметить, что за последние пять лет изменилась структура жилого фонда по степени износа как в целом по ПФО, так и в Нижегородской области. В 2010г. удельный вес аварийного жилого фонда увеличился, а ветхого жилья уменьшился, что объясняется в первую очередь переходом жилого фонда из категории ветхого в аварийный. Данная тенденция наблюдается во всех регионах ПФО.

Также на уменьшение доли ветхого жилого фонда оказывают влияние мероприятия по его капитальному ремонту. В 2010г. объем финансирования программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилого фонда в Нижегородской области составил 1552 млн. руб., 85% из которых поступило из государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (табл.7).

Таблица 7 - Финансирование программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилого фонда в Нижегородской области, млн.руб.

Источники финансирования программ 2008 2009 2010

Средства бюджета Нижегородской области Средства Фонда Иные средства Итого 716,663 1101,843 111,76 1315,177 126,497 1423,568 96,817 1646,882 118,031 1324,649 109,364 1552,044

В Нижегородской области наблюдается относительно высокое обеспечение населения благоустроенным жильем при ежегодном увеличении данного показателя. Так более 80 % жилищного фонда области оборудовано водопроводом, центральным отоплением, газом. По уровню благоустроенного жилья Нижегородская область занимает 4 место среди регионов ПФО.

Демонополизации заказа на жилищно-коммунальные услуги в Нижегородской области способствует создание и функционирование управляющих организаций различных организационно-правовых форм и вовлечение жителей в процесс управления жилым фондом.

В 2010 году доля многоквартирных домов Нижегородской области, в которых собственники жилых помещений выбрали один из способов управления, составила 97,1 %, что на 1,5 % больше уровня 2009 года. Наиболее распространенными формами управления многоквартирным домом остаются: непосредственное управление жильем собственниками дома - 33,9 % и управление управляющей организацией частной формы собственности -44,8 %.

В настоящее время на рынке жилищных услуг Нижегородской области наблюдается тенденция ежегодного увеличения доли многоквартирных домов, управляемых частными управляющими компаниями, которая в 2010г. составила 59,6%.

За 2010г. на 23% увеличилось количество многоквартирных домов, на базе которых созданы и функционируют ТСЖ. Наибольшая доля ТСЖ образуется во вновь построенных домах, которая составляет 68 % от их общего числа. Это объясняется тем, что практически повсеместно новое жилье строится на деньги частных инвесторов, а затем продается поквартирно в частную собственность. Вполне естественно, что в тех муниципальных образованиях, где строительство нового жилья осуществляется наиболее активно, более быстрыми темпами создаются и товарищества. Данное положение наблюдается в Нижнем Новгороде, где около 80 % ТСЖ созданы в домах-новостройках.

В целях создания благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ Правительство Нижегородской области в декабре 2007г. приняло соответствующее постановление, в котором определены основные мероприятия по поддержке и развитию ТСЖ.

Развитию данной формы самоуправления жилым фондом также способствовало участие Нижегородской области в программе государственной поддержки проведения капитального ремонта жилищного фонда. Более половины ТСЖ в Нижегородской области создано в период с 2008-2010 годы, в рамках выполнения условий Федерального закона № 185-ФЗ (табл.8).

Таблица 8 - Показатели реформирования ЖКК по Нижегородской

области, %

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Доля частных организаций

коммунального комплекса Доля многоквартирных домов в управлении частных 40 54,43 62,02 70,28

организаций Доля многоквартирных домов 14,3 33,95 30,51 59,6

в управлении ТСЖ 2,4 5,26 6,38 13,25

Следует отметить, что в рейтинге регионов ПФО по показателям эффективности выполнения условий предоставления государственной поддержки Нижегородская область занимает последнее место (табл.9).

Таблица 9 - Ключевые показатели эффективности деятельности Фонда в

ПФО по итогам 2010г, %*

Наименование субъекта Доля Доля МКД под Доля МКД, в Рейтинг,

РФ коммерческих управлением которых место

организаций коммерческих созданы ТСЖ

коммунальног управляющих

о комплекса компаний

Республика Башкортостан 80,73 63,64 22 5

Республика Марий Эл 82,18 64,24 23,19 4

Республика Мордовия 50,88 60,86 38,81 7

Республика Татарстан 88,29 60,3 33,48 2

Удмуртская Республика 78,67 56,38 18,56 10

Чувашская Республика 85,75 74,88 19,55 1

Пермский край 82,93 69,25 13,6 5

Кировская область 80,29 72,65 20,14 3

Нижегородская область 70,28 59,6 13,25 11

Оренбургская область 63,2 65,68 21,56 6

Пензенская область 85,98 67,12 18,5 3

Самарская область 68,55 66,98 16,43 9

Саратовская область 83,78 66,25 20,53 3

Ульяновская область 59,35 68,1 17,49 8

*Рейтинг составлен по данным Фонда развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства [7]

Можно выделить следующие основные тенденции развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области:

- относительная финансовая стабилизация отрасли за счет таких направлений деятельности как электроснабжение, газоснабжение, оказание жилищных услуг. В тоже время водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение являются убыточными;

- ежегодный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг при увеличении суммы дебиторской задолженности в основном за счет задолженности населения по оплате жилья и коммунальных услуг;

- преобладание в структуре расходов организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, эксплуатационных расходов, вследствие чего планово-предупредительный ремонт уступает место аварийновосстановительным работам;

- высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры;

- уменьшение объемов финансирования отрасли из бюджетов всех уровней;

- увеличение доли аварийного жилого фонда при уменьшении доли ветхого жилья;

- относительно высокое обеспечение населения благоустроенным жильем;

- демонополизация заказа на жилищно-коммунальные услуги, за счет создания и функционирования управляющих организаций различных организационно-правовых форм и вовлечения жителей в процесс управления жилым фондом.

Таким образом, несмотря на то, что в последние годы проблемы, связанные с функционированием рынка жилищно-коммунальных услуг, стали объектом пристального политического внимания, серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло.

При решении проблем данной отрасли региональным органам власти особое внимание следует уделить проведению необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг, с привлечением частного бизнеса.

Список литературы:

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Р32 Федерации. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 662 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.

3. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера

Нижегородской области в январе-декабре 2007г. - Н.Новгород:

Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2008. - 58с.

4. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера

Нижегородской области в январе-декабре 2008г. - Н.Новгород:

Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2009. - 58с.

5. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера

Нижегородской области в январе-декабре 2009г. - Н.Новгород:

Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2010. - 58с.

6. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера

Нижегородской области январь-декабрь 2010г. - Н.Новгород:

Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2011. - 58с.

7. Ход реформы ЖКХ [Электронный ресурс] - Режим

доступа: http ://www.reformagkh.ru/ state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.