Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ТРИКСТЕРА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ТРИКСТЕРА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1401
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИКСТЕР / АРХЕТИП / ШУТ / ТРИКСТЕР-НАПРАВЛЯЮЩИЙ / ТРИКСТЕР-ДЕЙСТВУЮЩИЙ / ТРИКСТЕР-ВЕДУЩИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимофеева М.Н.

В статье исследуется популярный в современной культуре архетип трикстера. Прослеживается диахроническое развитие образа шута в художественных произведениях зарубежной литературы с XVI по XX вв. Анализируются мифологические корни архетипа. Выявляются три уровня эволюции архетипа: Трикстер-направляющий (подсказывающий главному герою правильное направление), Трикстердействующий (помогающий главным героям не только словом, но и делом) и Трикстер-ведущий (занявший место главного героя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ТРИКСТЕРА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

работ автора.

Здесь исследователь определил «существенные» признаки семейного романа и указал на «идиллию» как «ядро» этой разновидности романного жанра: «Семья семейного романа, конечно, уже не идиллическая семья, она оторвана от узкой феодальной локальности, от питавшего ее в идиллии неизменного природного окружения». «Идиллическое единство места ограничивается семейно-родовым городским домом. Но и это единство места в семейном романе далеко не обязательно. Более того, отрыв времени жизни от определенной и ограниченной пространственной локальности, скитание главных героев, прежде чем они обретут семью и материальное положение, - существенная особенность классической разновидности семейного романа». [2, с.478-479].

М. Бахтин считал, что одной из главных особенностей семейного романа становится создание героем крепких семейных связей, определением своего места в этом мире. Многие герои одиноки, они бродят среди чужих людей, но в итоге обретают любовь и семью, которые дарят им покой и счастье.

М. М. Бахтин подчеркивает два основных сюжета развития семейного романа - во-первых, одинокие странствования героя, которые завершаются счастливым обретением семьи, во-вторых, в тихий и счастливый семейный мир врывается посторонняя сила, которая грозит разрушением этого мира. [2, с.479].

Одним из основных художественных средств которыми пользуется авторы в своих романах является хронотоп. Здесь повествование ведется от первого лица, используются пространные авторские отступления, внутренние монологи и диалоги, выражаются прямые идеи писателя, которые он выражает от лица героев произведения.

Знаменитый филолог Сиповский отмечал, что наиболее «отличительными чертами такого романа является «сужение рамок» происходящего до «одной-двух семей» и замкнутость - «герой может не выходить из дома, но найдет много интересного». [Алламуратова 2014].

Таким образом, семейная хроника- это особый тип прозы, который обладает индивидуальными чертами: проблематикой, спецификой историзма, особенностями хроникального построения. Этот жанр пользуется большой популярностью у читателей и имеет длинную предысторию, является одним из перспективных в массовой литературе.

Список использованной литературы:

1. Алламуратова, А. Ж. К вопросу о жанре семейного романа / А. Ж. Алламуратова, Г. Ж. Алламуратова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 4 (63). - С. 1187-1189. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9724/

2. Бахтин М. М. Собр. соч. Т.3: Теория романа (1930-1960 гг.) / М. М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 880 с.

3. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. - М., 1975.

4. Прохоров А. М, Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / А. М. Прохоров. -Москва: Норинт, 2004. - 1456 с.

© Седашова Е.С., 2021

УДК-8

Тимофеева М.Н.

Студентка Историко-филологического факультета, направления Филология, 3 курс Сочинский институт (филиал) РУДН г. Сочи, Россия

ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ТРИКСТЕРА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В статье исследуется популярный в современной культуре архетип трикстера. Прослеживается

диахроническое развитие образа шута в художественных произведениях зарубежной литературы с XVI по XX вв. Анализируются мифологические корни архетипа. Выявляются три уровня эволюции архетипа: Трикстер-направляющий (подсказывающий главному герою правильное направление), Трикстер-действующий (помогающий главным героям не только словом, но и делом) и Трикстер-ведущий (занявший место главного героя).

Ключевые слова

Трикстер, архетип, шут, трикстер-направляющий, трикстер-действующий, трикстер-ведущий

Если не брать во внимание психологический аспект феномена трикстера, то ему можно дать следующее краткое определение: это некое пограничное существо, имеющее склонность к трюкачеству и обману. «Он и недочеловек, и сверхчеловек, бестия и божество» [13, 276]

Архетип трикстера изучался на протяжении всего XX века. Д.А. Гаврилов, один из главных исследователей феномена трикстера в России, говорит, что понятие «трикстер» происходит от английского корня «Шск» - трюк, хитрость, и в буквальном переводе означает: «обманщик, хитрец, ловкач». В современном русском языке для данного понятия есть много синонимов, как узуальных, так и контекстуальных: шут, скоморох, плут, обманщик, лицедей, «дурак», паяц. [2, 1] Все они в той или иной степени отражают стороны трикстера, как реалии, объединяющей их в себе.

У. Хайнс и У. Доти в своей работе «Мифологическая фигура трикстера: контуры, контексты и критика» выделяют шесть одинаковых для всех культур характеристик трикстера [14, 33-45]:

1) противоречивость и пограничность;

2) трюкачество, склонность к обману;

3) способность к трансформации и изменению внешности;

4) «переворачивание ситуации»;

5) выполнение роли «божественного посланника и подражателя богов»;

6) выполнение функции «священного и распутного бриколера»1.

Истоки образа шута отчетливо видны уже в мифологии. Фольклор каждой народности способен представить нам своего героя-трикстера или даже нескольких. Например: Трикстер мифологии североамериканских индейцев, с которого и начались исследования архетипа; скандинавский Локи; древнегреческие Гермес, Дионис, Одиссей, Эрида и их древнеримские прототипы Меркурий, Вакх, Улисс, Дискордия; индийские Кришна и Индра; японские кицунэ; африканский Ананси и т.д. Все они в той или иной степени могут претендовать на роль прародителей трикстеров, представленных в мировой художественной литературе.

Уровни развития трикстера как литературного персонажа можно определить следующим образом: Трикстер-направляющий, Трикстер-действующий, Трикстер-ведущий. Всех их объединяют черты, выделенные У. Хайнсом и У. Доти, однако выполняемые каждым типом функции различаются. Именно они позволяют говорить об эволюции анализируемого нами архетипа.

Покинув колыбель мифологии, трикстер начал свой путь в литературе. На первом этапе он был второстепенным персонажем, просто подсказывающим главному герою правильное направление -Трикстер-направляющий. На втором - продолжал быть второстепенным персонажем, но уже помогал героям не только словом, но и делом - Трикстер-действующий. На третьем - сам вышел на первый план и повел за собой остальных - Трикстер-ведущий. Такое развитие обуславливалось разными настроениями эпох. Каждый виток эволюции был откликом на основные события времени.

Хронологические рамки «господства» Трикстера-направляющего - XVI-XVИ века. Нижняя граница, XVI век, объясняется тем, что трикстеров, которых можно найти в произведениях Средневековья (например, Робин Гуд), все-таки стоит относить к разряду фольклорных персонажей. Как литературный архетип трикстер впервые появляется именно в XVI веке в произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Это Панург - спутник главного героя романа. Далее традицию продолжают шекспировские

1 Бриколер - импровизатор, человек, умеющий сделать все из ничего.

-( 83 )—

шуты: Оселок - «Как вам это понравится», Шут - «Король Лир», Тринкуло - «Буря», Башка - «Бесплодные усилия любви», Фесте - «Двенадцатая ночь».

Для Трикстера-направляющего присущи следующие отличительные черты:

- ориентация главных героев на определенные мысли или цели (*Шут выступает в роли проводника короля Лира на пути к прозрению);

- сравнительная пассивность по отношению к главной сюжетной линии и идее произведения в целом (*Шут просто находится рядом с королем и помогает ему словами).

Следующая «ступенька» эволюции - Трикстер-действующий (ХУШ-Х1Хвв). Эпоха Просвещения, приведшая к Великой французской революции, правление Наполеона и его походы, американский аболиционизм. Такая окружающая обстановка привела к изменениям во многих сферах жизни общества. Литература, безусловно, не стала исключением. Так появился новый тип трикстера, полный решимости к действию. Самые яркие его представители: Фигаро - герой трех пьес Бомарше (XVIII в), испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут; и Вамба - преданный шут Седрика Сакса, отца рыцаря Айвенго из одноименного романа В. Скотта (XIX в).

Роль трикстера в произведении стала более значимой. К функции ориентирования главных героев, прибавляется еще две:

- активное участие в сюжете (Фигаро - главное действующее лицо трех пьес; эпизод на турнире, когда Вамба разряжает накалившуюся между Седриком Саксом и принцем Джоном атмосферу) ;

- разрешение проблем главных героев (*женитьба графа Альмавивы на Розине, вызволение Седрика Сакса из плена).

Венец эволюции трикстеров - Трикстер-ведущий - появляется в XX веке, времени больших надежд и еще больших разочарований. Две мировые войны; нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество в эти периоды; усиление жестокости, распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой и техногенным обществом - все это порождало атмосферу всеобщего уныния. Такая обстановка, скорее всего, и явилась причиной выделения трикстера из общества других литературных персонажей. Плут и весельчак, легко преодолевающий все жизненные невзгоды, становится неким олицетворением свободы и лучшей жизни. Теперь трикстер сам - главный герой, ведущий остальных за собой. Яркий представитель данного типа - Рэндл Макмерфи, герой романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

Трикстер-ведущий в произведении выполняет следующие функции:

- увлечение второстепенных персонажей за собой (*Поездка пациентов психбольницы на рыбалку по инициативе Макмерфи);

- активное участие в сюжете (*Борьба Макмерфи против тоталитарного режима мисс Гнусен);

- выражение авторской мысли (*Ради своих товарищей Макмерфи до конца нес знамя жизнелюбия и озорства. Зерно вольнодумия, которое он заронил в своих товарищей, прорастает. За несколько недель больничного старшей сестры практически все пациенты покидают больницу. Даже Бромден, много лет как потерявший веру, чувствует в себе силы к началу новой жизни. Образ Рэндла Макмерфи является символом внешней и внутренней свободы человека).

Хронологические рамки последнего этапа открыты. В XXI веке образ трикстера часто появляется как в литературе, так и в кинематографе. Что не удивительно, учитывая тягу таких персонажей к жизни во всем ее разнообразии.

Список использованной литературы:

1. Айвенго / Вальтер Скотт; пер. с англ. Е.Г. Бекетовой. - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 480 с.

2. Гаврилов, Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре/ Д.А. Гаврилов - Текст: электронный // Журнал «Самиздат»: [сайт]. - URL: http://samlib.ru/g/gawrilow_d_a/gavrilovd2012_27.shtml

3. Гаврилов, Д.А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности // Первая Всероссийская научная конференция "Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы", 15 мая 2006 г. [материалы]. - Омск: СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. -409 с. CC. 359-( 84 )-

368.

4. Гаврилов, Д.А. Трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин // Experimentum-2005. Сборник научных статей философского ф-та МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова. - М.: Издательство "Социально-политическая мысль", 2006. -192 с. СС. 166-178.

5. Король Лир. Трагедия о Кориолане / Уильям Шекспир; пер. с англ. Б. Пастернака, А. Смирнова. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2017. - 320 с. - (Азбука-классика).

6. Манин, Ю.И. «Мифологический плут» по данным психологии и истории культуры// Математика как метафора/ Ю.И. Манин. - М.: МЦНМО, 2008. - 400 с.

7. Над кукушкиным гнездом / Кен Кизи; пер. с англ. В.П. Голышева. - Москва: Эксмо, 2020. - 320 с. -(Яркие страницы).

8. Платицына, Т.В. Архетип трикстера в зарубежных исследованиях/ Т.В. Платицына - Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/arhetip-trikstera-v-zarubezhnyh-issledovaniyah/viewer

9. Платицына, Т.В. Репрезентация архетипа трикстера в романе К. Кизи «Полет над гнездом кукушки»/ Т.В. Платицына - Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-arhetipa-trikstera-v-romane-k-kizi-polet-nad-gnezdom-kukushki/viewer

10. Радин, П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев/ П. Радин - Текст: электронный // Электронная библиотека RoyalLib.com: [сайт]. - URL: https://royallib.eom/read/radin_pol/trikster_issledovanie_mifov_severoamerikanskih_indeytsev.html#0

11. Юнг, К.Г. Архетип и символ/ К.Г. Юнг - Текст: электронный // ЛИТМИР электронная библиотека: [сайт]. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=104497&p=1

12. Юнг, К.Г. О психологии образа Трикстера/ К.Г. Юнг - Текст: электронный // Энциклопедия культур Deja Vu: [сайт]. - URL: http://ec-dejavu.ru/t-2/Trickster-2.html

13.Hynes W.J., Mythical Trickster Figures: Contours, Contexts, and Criticism/ W.J. Hynes, W.J. Doty; Tuscaloosa, Alabama: The University of Alabama Press, 1993. - 265 с.

© Тимофеева М.Н., 2021

{ }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.