Банковское регулирование
эволюция регулирования деятельности коммерческих банков в современной россии
А. Л. РАПОПОРТ, соискатель кафедры банковского дела Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России Советник председателя правления ОАО КБ «МАСТЕР БАНК»
В работе рассматриваются национально-исторические аспекты формирования эффективной модели развития банковской системы России. Главное внимание уделяется анализу изменений в государственной политике регулирования деятельности коммерческих банков во взаимосвязи с достигнутым уровнем развития национальной банковской системы. Произведена попытка, через изучение в историко-хронологическом аспекте вопросов регламентации деятельности кредитных организаций центральными банками страны и анализ процесса совершенствования нормативной базы регулирования в России, идентифицировать угрозы потери стабильности национальной банковской системы и потери независимости денежно-кредитной системы России в условиях интернационализации и финансовой глобализации.
Ключевые слова: коммерческий банк, банковское дело, государственное регулирование банковского сектора, кредитный рынок, финансовая глобализация.
Потребность в преобразовании
Построение и развитие эффективной и конкурентоспособной национальной банковской системы требует четкого представления той конструкции, которая созидается, и четкого знания принципов и законов подобного строительства. В связи с этим анализ эволюции мировой банковской системы и сравнение с этим процессом хода эволюции банковской системы России способны предоставить интересную и значимую информацию, характеризующую современный этап развития банковской системы России. Кроме того, изучение
эволюции банковских систем представляет интерес и еще по целому ряду важных причин.
1. На протяжении достаточно короткого в историческом понимании промежутка времени (этот период начинает свой отсчет с 1987 г.) в жизни нашей страны произошла кардинальная перестройка отношений в кредитно-финансовой сфере, причем адекватная база нормативного регулирования этих отношений начала формироваться, в принципе, только с 1990 г.
2. Резкое снижение государственного контроля за деятельностью банковских учреждений в 1989—1995 гг., изменение институциональной и нормативно-правовой базы, широкое внедрение принципов свободной конкуренции и рентабельности в процессе мобилизации и перераспределения денежных потоков оказали заметное влияние на формирование и дальнейшую эволюцию банковской системы. Новые формы и схемы ее функционирования предопределили существенную модификацию критериев и подходов при оценке результативности тех или иных сегментов банковской деятельности. Общество вынуждено было приступить к решению не только проблемы эффективности и целесообразности сохранения отдельных видов финансовых институтов в новых условиях (таких, например, как государственные кредитные организации), но и проблемы адаптации национальной банковской системы к новым финансовым структурам, приходящим извне, и финансовым инструментам.
3. Финансовые кризисные потрясения, как наблюдаемые в 1996—1998 гг., так и охватившие практически все страны мира с 2006 г. и по настоящее время, происходили и происходят в форме банковских и валютных кризисов, сопровождающихся массовым банкротством кредитных организаций (банки, страховые, инвестиционные, финансовые организации). Для России проблема возникла в том, что деэтатизация кредитного механизма не привела, как предполагалось, к адекватному повышению его устойчивости перед внутренними и внешними перепадами экономической конъюнктуры. Не оказала она заметного влияния и на увеличение внутренних сбережений в целях инвестирования. Кроме того, существенно повысилась нестабильность поступлений финансовых ресурсов извне. Все это, наряду с узостью внутренней инвестиционной базы, предопределило отсутствие необходимой поддержки кредитно-финансовыми структурами усилий по стабилизации экономического роста.
4. Негативно воздействующим фактором явились ограниченность и низкая эффективность рыночных механизмов по переориентации инвестиционных потоков в низкорентабельные, но играющие важную роль в общественной жизни виды экономической деятельности, капиталоемкие и с длительным сроком окупаемости производства, сферы деятельности малого и среднего бизнеса, которые ранее представляли собой приоритетные направления государственной поддержки.
Все это в целом привело к тому, что осознание необходимости серьезных изменений в политике государственного регулирования деятельности кредитных организаций сегодня демонстрируется и на уровне Правительства РФ. Подтверждением этого является «кризисный» Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», а также сформулированные еще до кризиса аргументы, оправдывающие необходимость «совершенствования регулирования» национального банковского сектора в новых условиях (заявление Правительства Российской Федерации № 983 п — П13 и Центрального Банка Российской Федерации от 05.04.2005 №01-01/1617 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года»). В этом документе было отмечено: «Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования
российского рынка банковских услуг», что вызывает необходимость «полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм».
Таким образом, сегодня существует объективная необходимость выявления закономерностей исторически обусловленных серьезных изменений в политике государственного регулирования деятельности кредитных организаций, поскольку современный этап развития банковской системы России в условиях интернационализации и финансовой глобализации требует обеспечения и сохранения ее устойчивого функционирования.
специфика современного этапа развития и хронология эволюции
Банки обладают особенностями, которые выделяют их из ряда прочих хозяйствующих субъектов. Они оказывают услуги, но эти услуги в силу их огромного значения контролируются государством и жестко регламентируются. Поэтому банковская деятельность — это особая сфера хозяйственной деятельности человека.
За прошедшее десятилетие высокие темпы инноваций на финансовых рынках и интернационализации финансовых потоков принципиально и существенно изменили облик банковского дела. Технологический прогресс и дерегулирование привели как к появлению новых возможностей для банков, так и к возрастанию конкуренции между ними, а также небанковскими кредитными организациями. С конца 1980-х гг. в развитых странах четко обозначилась следующая тенденция: прибыльность традиционных видов банковского бизнеса начала снижаться, а требования достаточности капитала банков — возрастать. Банки энергично и творчески ответили на эти изменения, начав проникновение на новые рынки и новые сферы деятельности.
Рост международных финансовых рынков и увеличение разнообразия финансовых инструментов обеспечили банкам большой доступ к денежным средствам. В то же время продолжалось расширение рынков и возможностей для создания новых продуктов и услуг. Темпы этих изменений в разных странах были разными, однако повсюду банки, как правило, все более вовлекались в разработку новых инструментов, продуктов, услуг и технологий. Традиционная практика банковского дела, основанная на привлечении депозитов и предоставлении кредитов, сегодня является лишь
частью деятельности типичного банка, зачастую наименее прибыльной.
Сегодня новые, основанные на информации виды деятельности, такие как торговля на финансовых рынках и получение доходов за счет комиссионных выплат, служат основными источниками прибыльности банков. Финансовые инновации привели также к возрастанию рыночной ориентации банков и реализуемости банковских активов, в особенности за счет реализации таких идей, как кредитные свопы и продажа кредитов третьим лицам. Этот процесс развивался, прежде всего в США и Великобритании, на основе использования таких активов, как закладные, кредиты на покупку автомобилей, экспортные кредиты, в качестве обеспечения реализуемых ценных бумаг, т. е. на основе секьюритизации.
Основным стимулом для инноваций послужило введение пруденциальных требований к капиталу, что в свою очередь привело к появлению разнообразных новых финансовых инструментов. Финансовые субституты не фигурируют в качестве активов или пассивов, несмотря на то, что подвергают банки определенным рискам. Некоторые инструменты сложны с технической точки зрения и понятны лишь специалистам рынка, ряд инструментов характеризуется наличием сложных проблем, касающихся измерения риска, управления и контроля. Кроме того, прибыли, получаемые с помощью подобных инструментов, могут быть очень высокими и крайне неустойчивыми, таким образом увеличивая для банков уже существующие риски или подвергая их новым.
Сегодня фундаментальная проблема состоит в том, что финансовые инновации в банковском деле могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом. Связь между различными типами риска, как в рамках отдельного банка, так и в масштабах банковской системы усилилась и стала более сложной. Интернационализация и дерегулирование повысили вероятность распространения кризисной ситуации из одной национальной банковской системы на банковские системы во всем мире. Эволюция банковских систем и рынков поставила также ряд проблем в области макропруденциального регулирования и кредитно-денежной политики.
Из-за указанных изменений потребность в измерении, управлении и контроле за риском увеличилась, но удовлетворять ее стало сложнее. Качество корпоративного управления банками вступило в противоречие с обеспечением ста-
бильности национальных финансовых систем, интересами вкладчиков и потребителей банковских услуг. Новые условия банковской деятельности и возросшая неустойчивость рынка потребовали кардинального изменения подходов к банковскому регулированию и надзору.
Здесь уместно привести мнение сотрудников Всемирного банка [3, с. 29—33], которые, проанализировав всевозможные банковские риски [3, с. 1—28], высказали свое мнение о направленности воздействия государственного регулирования. Консолидированная позиция специалистов Всемирного банка выразилась в том, что корни эффективности государственного регулирования банковской деятельности заключаются не в самих нормах, а в общей философии и принципах, определяющих содержание и применение конкретных норм. И выбор регулирующим органом предписывающего подхода либо принципа ориентации на рынок зависит от того, как он понимает основы функционирования экономики страны.
Таким образом, анализ современных противоречий государственной политики в области регулирования банковского сектора в условиях финансовой глобализации является задачей, требующей сегодня незамедлительного решения. Рассмотрение современных противоречий российской государственной политики в области регулирования банковского сектора в условиях финансовой глобализации целесообразно начать с анализа истории развития мировой банковской системы.
При рассмотрении истории развития мировой банковской системы становится очевидным, что формы банковской деятельности находились в постоянном развитии и изменении, а государство далеко не всегда держало в центре своего внимания банки и осуществляемую ими деятельность [2, 6, 7]. Тем не менее представляется возможным выделить некоторые основные этапы ее развития (см. таблицу).
Первый этап характеризовался отсутствием банков в современном понимании этого слова как самостоятельных структур, осуществляющих набор банковских операций на постоянной и коммерческой основе. Этот этап начался на ранних этапах развития человеческого общества и продолжался примерно до конца XIV в. Согласно различным упоминаниям в исторических источниках, в этот период встречались отдельные формы банковского дела, прежде всего ссудные и обменные операции. Основной формой кредитования было ростовщичество — никем не регулируемое и не контролируемое предоставление капитала одного частного
Характеристика основных этапов развития мировой банковской системы
Период Наименование этапа Основные характеристики и проводимые банковские операции Государственное регулирование самостоятельное банковское регулирование
С древних времен и до конца XIV в. Добан- ковская форма» Отсутствие банков как самостоятельных структур, осуществляющих набор банковских операций на постоянной и коммерческой основе. Осуществление преимущественно ссудных и обменных операций, прием вкладов, в некоторых регионах -выпуск банковских билетов Государственные положения, предписывающие меры принуждения банкиров отчитываться за деньги, отданные им на хранение, ограничение ставки процента по выдаваемым ссудам Ответственное поведение с целью формирования доверия обращающихся за услугами
XV в. и до первой половины XVII в. Первые банки» Появление банков в современном понимании. Расширение банковской деятельности и ее распространение на развитые европейские страны. Круг операций включал выдачу ссуд, прием вкладов, осуществление платежей, вексельные операции Государственные положения, предписывающие меры принуждения банкиров отчитываться за деньги, отданные им на хранение, ограничение ставки процента по выдаваемым ссудам, регламентация вексельного обращения Ответственное поведение с целью формирования доверия обращающихся за услугами
С конца XVII в. и до первой трети ХХ в. Повсеместное распространение банков» Функционирование банков в большинстве развитых стран. Деление банков на различные типы: центральные (национальные), коммерческие, расчетные, сберегательные, инвестиционные и т. п. Осуществление более широкого набора операций. Некоторые банки выполняли функцию централизованного выпуска денег Банки подлежали регулированию. Роль государства была значимой. Формируется система государственного регулирования и контроля за деятельностью банков — от момента учреждения до регламентации основных видов банковских операций и ликвидации банков. Особую роль приобретает контроль над эмиссией Ответственное поведение с целью формирования доверия обращающихся за услугами
30-40-е гг. ХХ в. и до середины 80-х гг. ХХ в. Интеграция банков и денеж-но-фи-нансовой системы» Банки функционируют практически во всех странах мира. Возрастает роль банков как институтов аккумулирующих и перераспределяющих огромные финансовые ресурсы в экономике. Возникновение наднациональных финансовых структур и транснациональных банков Банки подлежали регулированию. Роль государства ключевая. Формируется система мер воздействия, включающая государственный надзор и независимый контроль (аудит). Формируются наднациональные банковские организации выполняющие роль всемирных профессиональных регуляторов Ответственное поведение с целью формирования доверия обращающихся за услугами. Формирование системы общественного влияния на поведение банков
С середины 80-х гг. ХХ в. и до настоящего времени Технологическая революция в банковском деле» Существенное изменение форм и методов осуществления банковских операций за счет повсеместного использования компьютерных технологий, современных телекоммуникаций и оборудования Развивается и совершенствуется система мер воздействия, включающая государственный надзор и независимый контроль (аудит). Нормы, рекомендуемые наднациональными банковскими организациями начинают трансформироваться в национальное законодательство Ответственное поведение с целью формирования доверия обращающихся за услугами. Развитие и усиление роли общественного влияния на поведение банков
лица другому за определенный, как правило, достаточно высокий, процент. Обменные операции облегчали торговый обмен между разными странами и народами посредством обмена денег или их эквивалентов. Эмиссия (выпуск) денег в этот период, как правило, была отделена от банковской деятельности и осуществлялась в основном структурами государственной власти.
Второй этап характеризуется появлением банков в современном понимании этого слова (XV — первая половина XVII в.). Первые банки начали появляться в Италии, но вскоре банковская деятельность начала расширять свои границы. Постепенно банки начали
функционировать во всех развитых европейских странах того времени. Их основным отличием можно назвать то, что они на систематической основе оказывали определенный комплекс банковских операций, в отличие от менял и ростовщиков, которые осуществляли лишь отдельные операции.
Третий этап хронологически можно «привязать» к периоду с конца XVII — первой трети ХХ в. Банки функционируют в большинстве развитых стран, активно участвуя в кредитовании промышленного производства и других отраслей экономики. В рассматриваемый период банки начали делиться на различные типы: централь-
ные (национальные), коммерческие, расчетные, сберегательные, инвестиционные и т. п. Они осуществляли более широкий набор операций, подлежали регулированию. Некоторые банки выполняли функцию централизованного выпуска денег. Право на осуществление этой функции давалось одному или нескольким банкам страны.
Четвертый этап развития мировой банковской системы (30-40-е гг. ХХ в. — 80-е гг. ХХ в.) исследователи предлагают именовать «интеграцией банков и денежно-финансовой системы». Банки на данном этапе своего развития не только расширили свои операции, но и приобрели новое значение. Они сохраняют это влияние и по настоящее время, являясь мощнейшим инструментом экономического развития и регулирования через рынки капиталов, валют, ценных бумаг и финансовых инструментов. Банки аккумулируют огромные ресурсы, и в экономиках развитых стран через них перераспределяется большинство финансовых ресурсов. Начиная с этого этапа банки функционируют не только в развитых европейских странах и США, но и практически во всех странах мира.
Отказ от золотовалютного стандарта и переход к плавающим курсам национальных валют, появление крупных международных финансовых институтов (например, Мирового банка), развитие рынка капиталов, множественные денежные реформы, появление стандартов бухгалтерского учета, развитие законодательной, нормативной и правовой базы банковского дела, ужесточение надзора за банками, в том числе независимого контроля (аудита) потребовали повышения контроля за банками, так как резко возросла их роль.
Пятый этап — современный этап развития банковской системы называют «технологической революцией в банковском деле». Его начало относится к середине 80-х гг. ХХ в. Этот этап характеризуется существенным изменением форм и методов осуществления банковских операций за счет повсеместного использования компьютерных технологий, современных телекоммуникаций и оборудования.
История развития банковской системы в России также позволяет выделить несколько этапов.
Первый этап развития банковского дела в России исследователи предлагают называть «пред-банковской стадией» и условно относят к периоду до ХУЛ в. В это время на территории России осуществлялись отдельные виды банковских операций, прежде всего ссудные и обменные операции. В целом эта стадия очень похожа на ранний этап развития мировой банковской системы с той лишь
оговоркой, что она началась существенно позже и несколько позже закончилась в России.
Второй этап развития банковского дела в России датируется XVIII в. и характеризуется появлением первых банков. Они были исключительно государственными и преследовали цель организации денежного обращения. Несмотря на это, произошло существенное расширение спектра банковских операций и их объема. Спецификой этапа были следующие обстоятельства. Отсутствие мобильного денежного капитала, зависимость денежного обращения страны от импорта иностранных металлических денег в виде таможенных пошлин, пошлин и акцизов на товары, периодически проводимые денежные реформы со стороны государства. Географическая отдаленность регионов страны не способствовала возникновению частного денежного предпринимательства.
Если европейские страны в течение нескольких веков привносили в возрождение банковского дела новые традиции, обусловленные национальными особенностями экономического развития, уровнем товарно-денежных и кредитных отношений, то в России банковское дело развивалось как государственное, и частных эмиссионных банков не было.
Третий этап, характеризуемый как период медленного развития, длился в течение более чем ста лет (XVIII — начало ХХ в.). Открывались новые банки. Реформы 1860-х гг. привели к быстрому развитию капиталистических отношений, что потребовало наличия более развитой и действенной банковской системы.
Однако, как показывает отечественная история, население не доверяет банку, до тех пор пока кредитное учреждение не заручится государственной поддержкой. Поэтому процесс акционирования краткосрочной кредитной деятельности, начавшийся в 1864 г. [2, с. 87—76], шел гораздо пассивнее, чем в Европе. До либеральных экономических реформ второй половины XIX в. банковская система России имела государственно-общественную основу своей организации и благотворительную направленность своей деятельности [2, с. 64].
В начале ХК в. в России по инициативе самого государства предпринимаются первые попытки организации широкого кредита для населения, касающиеся организации мелких кредитных учреждений сословного типа. Сюда относились запасные денежные фонды, сиротские кассы, мирские заемные капиталы, коммунальные кассы, удельные крестьянские банки, вспомогательные кассы для государственных крестьян.
Казенные кредитные учреждения на всех уровнях своей организации являлись «образцовым продуктом русского финансового гения и были идеально приспособлены к условиям русской жизни» [2, с. 65]. Система организованных кредитов в России начала интенсивно функционировать со второй половины ХК в., с момента организации Государственного банка России. Разнообразие форм организованного кредита сводится к трем большим группам банковских учреждений как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования.
Первая группа — Государственный банк России с конторами, отделениями, агентствами, Государственный дворянский банк, Государственный крестьянский поземельный банк, ссудные кассы, Московская и Санкт-Петербургская государственные сберегательные кассы. Вторая группа — Общество взаимного кредита, городские общественные банки, городские кредитные общества взаимного общественного кредита, земельные банки, городские сословные банки, сельские общественные банки, кооперативные банки, городские ломбарды, сословные учреждения мелкого кредита, кредитные товарищества, ссудосберегательные товарищества, земские кассы мелкого кредита и союзы учреждений мелкого кредита. Третья группа—частные кредитные учреждения: Акционерные коммерческие земельные банки, частные или акционерные ломбарды.
Таким образом, к 1917 г. российская банковская система включала достаточно большое количество разнообразных кредитных учреждений, контролируемых значительным по своим размерам государственным бюрократическим аппаратом.
Четвертый этап в развитии российской национальной банковской системы — «советский период» (1917 — 1987 гг.). После Октябрьской революции банковская система была национализирована. Национализация банков явилась одним из важнейших требований партии большевиков в период подготовки и проведения Октябрьской революции. Слияние банков и контроль за ними намечались не изолированно, а в неразрывной связи с такими экономическими мерами, как национализация земли и контроль за производством и распределением.
В качестве своего последствия национализация банков привела к полной ликвидации коммерческих акционерных банков и других звеньев сложившейся кредитной системы. Кредитные ресурсы были централизованы в одном государственном банке. Банковское дело было объявлено государственной монополией. Большое видовое
разнообразие кредитных учреждений было ликвидировано и свелось к трем:
— Государственный банк;
— четыре всесоюзных специализированных банка: Промбанк, Сельхозбанк, Торгбанк, Цекомбанк;
— система государственных сберкасс (позже — Сбербанк).
Для выполнения части операций по обслуживанию внешнеэкономических связей был предусмотрен Банк для внешней торговли и сов-загранбанки.
Реорганизация завершила социалистическую реконструкцию кредитной системы, в рамках которой Государственный банк превратился в единый общегосударственный эмиссионный центр, центр кредитования производства и обращения, обладающий широчайшей сетью филиалов по всей стране.
Пятый этап (современный) можно охарактеризовать как период начала кардинальных изменений. Точка отсчета — банковская реформа 1987 г., которая в той или иной форме продолжается и сейчас. Была осуществлена реструктуризация Госбанка СССР, и создано пять специализированных банков: Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР. Данная реформа послужила в дальнейшем основой для образования десятков коммерческих банков, некоторые из которых функционируют до настоящего времени.
Начиная с 1988 г. в России началось создание коммерческих банков. Им давалась большая свобода в проведении коммерческих операций и обслуживании клиентов. В 1990 г. были приняты два революционных для банковской системы закона: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*.
В истории существования российской банковской системы 1990-е гг. стали временем динамичных и существенных перемен [4, с. 3—51]. За это время российские банки восстановили свой коммерческий облик. Из государственных учреждений, занятых, главным образом, обеспечением расчетных функций и перераспределением государственных финансов между хозяйственными организациями, российские банки превратились в рыночные структуры, которые наряду с традиционными банковскими, начинают выполнять широкий круг операций.
* Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Вместе с тем обозначились и проблемы функционирования национальной банковской системы, сдерживающие ее развитие: нестабильное финансовое положение коммерческих банков, отсутствие рыночных традиций, отсутствие квалифицированных кадров, несоответствие мировым стандартам качества и спектра услуг, узкие задачи сохранения акционерного капитала и получение прибыли, экономические кризисы [4, с. 52—80; 7, с. 11—35].
В начале ХХ! в. российская банковская система вновь начала интегрироваться в мировую банковскую систему, перенимать ее лучшие достижения, конкурируя с зарубежными банками.
Угрозы: видимое и невидимое
Эволюция истории развития банковских систем указывает на то, что в целом, банковская система в нашей стране развивалась в соответствии с теми требованиями, которые у нас существовали. Если сравнивать современные этапы развития национальной и мировой банковской системы, то наши банки, в сравнении с западными, имеют меньшую мощность. Объединение и капитализация банков на Западе идут по объективным принципам [8], а заимствования предприятий постоянно растут. В России это происходит с большим затруднением, поскольку реформы пятого этапа развития предполагали самостоятельное выживание бывшего государственного предприятия на условиях его акционирования. Это заставило экономических субъектов, в том числе и вновь образуемые коммерческие банки, организовывать свой внутренний финансовый оборот и функционировать в режиме жестких ресурсных ограничений.
Эволюция регулирования деятельности коммерческих банков в современной России демонстрирует усиление его специализации применительно к банкам [1, 5]. Регулирование осуществляется Банком России в процессе выполнения таких функций, как поддержание стабильности банковского сектора, его эффективного развития и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках. Особое внимание при этом уделяется вопросам регламентации деятельности кредитных учреждений, разработке и совершенствованию нормативной базы (рекомендации Базельского комитета Банка международных расчетов), способствующей выходу банковской системы на уровень, соответствующий или приближающийся к международным стандартам, созданию эффективной системы надзора за банками.
Проведенный анализ демонстрирует специфич -ность развития нашей страны, что отразилось на специфике формирования национальной банковской системы, где всегда была велика роль государства и как регулятора, и как главного источника финансовых ресурсов. Будь это период до Октябрьской революции, когда существовало многообразие форм и видов кредитных организаций, или же «советский период» — период существования «одного банка».
В связи с этим при определении принципов дальнейшего развития государственного регулирования банковской системы России надо ответственно подходить к выявлению тех преимуществ и возможностей, которые нам приносят разработанные на Западе модели государственного регулирования банковской деятельности. Необходимо иметь ввиду, что модель имеет в своей основе конкретную философию и принципы, определяющие содержание и применение конкретных регулятивных норм. Не стоит забывать, что правительства развитых стран при определенных кризисных ситуациях не остаются сторонними наблюдателями, цель которых «замерить» состояние кредитных организаций для установления взаимосвязи с денежной массой, а активно осуществляют вмешивательство в процесс. Мнимое совершенство моделей регулирования банковской системы не способно заменить кропотливой работы по развитию как банковской системы, так и национальной экономики в целом.
список литературы
1. Василишен Э. Н., Маршавина Л. Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков в России на макро- и микроуровне. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. С. 112—180, С. 182—219.
2. Геращенко В. В. Россия и деньги. Что нас ждет? М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009.С. 30—85, С. 87—176.
3. Грюнинг Х. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2007. С. 1—28, С. 29—33.
4. Матовников М. Ю., Михайлов Л. В., Сычева Л. И., Тимофеев Е. В. Российские банки: 10 лет спустя. М.: МакЦентр, 1998.С. 3—51,С. 52—80.
5. Организация деятельности центрального банка: учебник/ Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова: под общ. ред. Г. Г. Фетисова. Изд. 2-е. М.: КНОРУС, 2007. С. 364—415.
6. Семенкова Т. Г., Семенков А. В. Денежные реформы России в ХК веке. СПб., 1992. С. 7—42, С. 70—129.
7. Тютюнник А. В., Турбанов А. В. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 11—35, С. 164—182.
8. Ярыгина И. З., С. Де Куссерг. Иностранные банки: организация и техника работы: учеб. пособие. Изд. 2-е / Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Фин. академия при Правительстве РФ. С. 71—108.