Научная статья на тему 'Эволюция развития туристского рынка в Кыргызской Республике'

Эволюция развития туристского рынка в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этапы развития туризма / Великий Шѐлковый путь / Центральная Азия / Российская Империя / Русское географическое общество / советский туризм / курортно-рекреационные объекты / туристско-экскурсионная работа / стратегические документы по развитию туризма. / stages of development of tourism / the Great Silk Road / Central Asia / the Russian Empire / the Russian Geographical Society / the Soviet tourism / resort and recreation facilities / tourist-excursion work / strategic documents for the development of tourism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бекбоева Махабат Амантуровна

В данной статье говорится о периодизации развития туризма в Кыргызской Республике. Автором выделены пять этапов, которые характеризуются определѐнными вкладами в развитие отечественного туризма, а также изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of the Development of Tourist Market in the Kyrgyz Republic

This article refers to the periodization of the development of tourism in the Kyrgyz Republic. The author distinguishes five phases, which are characterized by certain contribution to the development of domestic tourism, as well as changes.

Текст научной работы на тему «Эволюция развития туристского рынка в Кыргызской Республике»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

35

-деятельность по подготовке и переподготовке кадров для инновационной деятельности СМО.

Список литературы:

1. Загайнова Н.Л.Современные проблемы инновационной деятельности в строительстве: теория, практика/ Н.Л.Загайнова//Экономика и банки. Научный журнал № 2.- 2013. - С.63-70.

2. Кошелев В.А. Особенности инновационноинвестиционной деятельности в жилищном строительстве. В.А. Кошелев//Вестник Самарского государственного экономического университета, № 12 (74).2010. С.29-32.

3. Лапина, Л.А. Инновационная деятельность как фактор совершенствования экономического

механизма развития производства строительных материалов / Л.А. Лапина // Инновации экономики и управления в строительстве : материалы

Международной научно-практической конференции. 10-12 октября 2012 г. ;редкол.: В.Ю. Жукова, Г. Ф. Токуновой. - СПбГАСУ - СПб., 2012. - 238 с. -Режим доступа: http://www.spbgasu.ru.

4. Степаненко, Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике / Д.М. Степаненко // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. - № 4 (32). -2009. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru.

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Бекбоева Махабат Амантуровна

к.э.н., доцент, Нарынский государственный университет, Кыргызская Республика, г. Нарын

The Evolution of the Development of Tourist Market in the Kyrgyz Republic

Bekboeva Mahabat Amanturovna

PhD in Economics

Naryn State University, Kyrgyz Republic, Naryn

Аннотация

В данной статье говорится о периодизации развития туризма в Кыргызской Республике. Автором выделены пять этапов, которые характеризуются определёнными вкладами в развитие отечественного туризма, а также изменениями.

Ключевые слова: этапы развития туризма, Великий Шёлковый путь, Центральная Азия, Российская Империя, Русское географическое общество, советский туризм, курортно-рекреационные объекты, туристско-экскурсионная работа, стратегические документы по развитию туризма.

Annotation

This article refers to the periodization of the development of tourism in the Kyrgyz Republic. The author distinguishes five phases, which are characterized by certain contribution to the development of domestic tourism, as well as changes.

Keywords: stages of development of tourism, the Great Silk Road, Central Asia, the Russian Empire, the Russian Geographical Society, the Soviet tourism, resort and recreation facilities, tourist-excursion work, strategic documents for the development of tourism.

Туризм - не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В течение второй половины XX в. численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз [9].

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врождённым свойством человека. Туризм, как сложная социальноэкономическая категория, стал продуктом длительного исторического процесса. Начало туризма лежит на ранних этапах развития человеческого общества. Цели путешествия были самыми разнообразными - деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма необходима, чтобы лучше понять

весь комплекс связанных с ним экономических, экологических и общественных явлений, и попытки в этой области продолжаются.

Наиболее точно соответствующей тенденциям широкого развития сферы туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды: раннеисторический - до середины XIX в.; начальный - с середины XIX в. по 1914 г.; период развития - с 1914 по 1945 гг.; период массового туризма - с 1945 г. по настоящее время.

Этапы развития международного туризма в Западной Европе очень подробно освещены В.Б. Сапруновой, где в основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки,

социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития [12, с.20]. Согласно этой разработке, в истории развития международного туризма различается также четыре этапа: до начала

XIX в. - предыстория туризма; начало XIX в. - начало

XX в. - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству

36

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

туристских услуг; начало XX в. - до Второй мировой войны - становление социального туризма; после Второй мировой войны - современный этап -массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период международный туризм приобретает действительно массовый характер.

С приходом капитализма, с появлением рынка и рыночных отношений (в европейских странах) возникла экономическая функция туризма с определенными правилами и законами: появились туристские фирмы, предлагающие на рынке особый продукт - туристскую услугу. Со временем была создана соответствующая материально-техническая база туризма с обслуживающим персоналом.

Этапы развития туризма в Кыргызской Республике, учитывая нахождение в течение 70 лет в составе СССР, можно разделить на пять этапов.

В истории древнего мира первый этап (III тысячелетие до н.э. - XV век) развития организованных путешествий и туризма по территории современного Кыргызстана связан с глобальными туристскими объектами,

расположенными на трассе - Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится также к III тысячелетию до н.э. Данный этап имеет два подэтапа: а) домонгольский период развития ВШП (III тысячелетие до н.э. - XIII век); б) монголо-Тимуридский период развития ВШП (XIII-XV вв.).

В доктрине «Возрождение Великого Шёлкового пути» отмечено: «География Великого Шёлкового пути не имеет никаких пределов и ограничений. Её расширение за счёт тех стран, которые намерены развивать сотрудничество с входящими в регион Великого Шёлкового пути странами, закономерно и объективно обусловлено всем ходом исторического развития» [3].

В труды арабских историков IX-X вв. вошли довольно обширные сведения о Кыргызстане и кыргызах. Это можно объяснить тем, что через кыргызские территории проходил всемирно известный стратегический Великий Шёлковый путь. Он соединял с восточными странами не только арабов, но и всю Европу. Впервые этот путь был проложен ещё во II в. до н.э. Наибольшего расцвета караванный торговый путь достиг в VIII-X вв. В XIII в., после того, как полчища Чингиз-хана нахлынули в Среднюю Азию и перерезали северный торговый путь, стратегическое значение приобрела Торугартская дорога, на долю которой выпала роль основной торговой артерии [10, с.167].

Во времена монголо-татарского присутствия на территории современной Центральной Азии, обширные владения требовали хорошо налаженной связи с покоренными землями, которая осуществлялась ханскими гонцами, нуждающимися в отдыхе и ночлеге. Монголы превратили международную торговлю в культ [1].

Вторым этапом развития организованных путешествий можно считать период с XV века до 1731 года, когда наблюдалась деградация кыргызского участка Великого Шелкового пути. В это

время осуществлялись эпизодические путешествия купцов (а с ними и отдельных туристов) по территории, которую занимает современный Кыргызстан, и далее за рубеж. Более или менее регулярными были путешествия паломников в Мекку, Медину, Туркестан и накопление информации о святых местах [2].

Третий этап развития организованных путешествий и туризма продолжался с 1731 по 1917 гг. - в период вхождения Кыргызстана в состав Российской империи. Именно в это время, началось систематическое краеведческое изучение нашей страны. Это со временем позволило накопить информацию о наиболее интересных историкокультурных природных объектах края. В Кыргызстане работали отделы и подотделы Русского географического общества, Академии наук, Восточное отделение Русского археологического общества, этнографические музеи России, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете и другие научные учреждения [4].

По данным ученых Кыргызстана, первые проявления современного туризма в его пределах относятся к дореволюционному периоду - к концу XIX и началу XX веков.

Четвёртый этап - 1918-1991 гг.

В этот период происходит зарождение туризма - конец 20-х и начало 30-х годов, а становление организованного туризма охватывает вторую половину 30-х годов и предвоенное время.

Популярны были и поездки горожан -пишпекцев и пржевальцев (современные названия жителей Бишкека и Каракола) - к минеральным источникам Иссык-Ата в Чуйской долине, на аксууйские ключи и Джеты-Огуз в Прииссыккулье, жителей Токмока к башне Бурана. А у ошан приезжие пользовались возможностью побывать на горе Сулайман-Тоо и в окрестностях города, особенно весной. Приобретают популярность экскурсии в горные ущелья в окрестностях городов (Пишпека, Оша, Пржевальска), конно-пешеходные путешествия, экскурсии сельчан в города и др. [5].

В 1931 г. Народный комиссариат здравоохранения Киргизской АССР организовал своё курортное управление, в ведение которого вошли все курорты и санатории республики. В период с 1923 по 1978 год начали функционировать следующие курортно-рекреационные объекты (большинство из них расположено в Иссык-Кульской рекреационной зоне): курорт «Джалал-Абад»; курорт «Иссык-Ата»; курорт «Джеты-Огуз»; кардиологический санаторий «Кыргызстан»; курорт «Джергалан»; санаторий «Голубой Иссык-Куль»; дом отдыха «Чолпон-Ата»; дом отдыха «Ала-Тоо»; пансионат «Арслан-Боб» [7].

В конце 20-х и начале 30-х гг. по инициативе ОПТЭ (Общества пролетарского туризма и экскурсий), других обществ и научных учреждений Центральной России (Москвы) и Украины в Кыргызстане начали проводиться туристскоэкскурсионные и научно-исследовательские работы. Начало же организованного туризма в республике относится к середине 1930-х.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

37

В 1941 - 1945 гг. туристско-альпинистская работа в Кыргызстане подчинялась задачам помощи фронту (в основном велось обучение горных стрелков) [6].

С широчайшим развитием разнообразных внешне- и внутриполитических связей на государственном уровне в послевоенный период в мире происходил нараставший туристский бум. Но он лишь косвенно затрагивал бывший Советский Союз и его национальные республики, включая Кыргызстан. Здесь до 1985 г. на путях развития иностранного и отечественного туризма (въездного и выездного) стояли многие нелегко преодолимые идеологические и другие препятствия, особенно в период так называемой холодной войны. Так, в Кыргызстане были закрытыми для иностранцев всё Прииссыккулье и десятки различных режимных объектов на интереснейших туристских маршрутах республики.

В 1986 г. в Кыргызстане действовали 14 туристских организаций и 450 секций, объединявших 50 тысяч активистов кыргызстанского туризма [6].

Становление кыргызстанского туризма в системе советского туризма характеризовалось организацией туров преимущественно либо с познавательными, либо оздоровительными целями. Гипертрофировалась, однако, как уже отметили, идейно-политическая сторона туризма.

В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, в СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп.

Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому

капиталовложения в инфраструктуру туризма были очень низкими, что явилось результатом его незначительного долевого участия в экономической деятельности. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г.

Пятый этап - 1991 - по настоящее время. Этот этап стал переломным в развитии отечественного туризма. С середины 1991 г. с распадом бывшего СССР и обретением независимости руководству кыргызстанского туризма пришлось восстанавливать оборвавшиеся связи с центром (Москвой, Петербургом, а также различными регионами Российской Федерации) и возрождать совместно с другими суверенными республиками Содружества ранее единое туристское пространство Союза ССР -ныне постсоветский СНГ [8].

С обретением независимости Кыргызстан создает в 1991 году орган национальной туристской администрации, отвечающий за координацию и управление туризмом в масштабах всей республики -Министерство туризма, осуществляющее государственное развитие, которое за всю историю

существования претерпело ряд изменений

официального статуса и названия.

В наследство от СССР Кыргызстану по сравнению с Узбекистаном и Казахстаном досталось немногое. Можно назвать только три структуры, занимающиеся туризмом - «Интурист»,

«Рестурсовет», БММТ «Спутник», причем со слабой материально-технической базой [5].

Переход к рыночной экономике способствовал реструктуризации отрасли, разгосударствлению и приватизации в туризме. Открытие границ на въезд и выезд, упрощение визовых формальностей, создание новых туристских фирм способствует росту показателей по въездному и выездному туризму и повышению показателей рентабельности отрасли. Формируется законодательная база, принимаются: первый «Закон о туризме КР» (1999 г.), впоследствии скорректированный, а также различные положения, нормативно-правовые документы, координирующие и регулирующие сферу туризма и концепции развития туризма. В этот период осуществляется первый приток иностранных инвестиций в данную отрасль, что способствовало началу формирования современной инфраструктуры туризма и модернизации старой. Со стороны государства также проявляется финансовая поддержка и обеспечение отрасли туризма. Формирование конкурентной среды и дальнейшее его обострение подтолкнуло отечественных туроператоров и турагентов к использованию средств маркетинга и рекламы, к выходу на международный рынок туризма во своими турпродуктами. Дальнейшее упрощение визовых формальностей привело к интеграционным процессам в туристской деятельности.

Однако, существующая на сегодняшний день туристская инфраструктура, невысокое качество сервиса и другие факторы привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике разработана Национальная Стратегия Устойчивого Развития (НСУР) Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, принятая Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года, в которой говорится о важности развития туристской отрасли [13].

Этот стратегический приоритет сформулирован следующим образом: «Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, создавая дополнительные рабочие места и повышая благосостояние населения, в частности, в сельской местности. В настоящий момент туризм является одним из приоритетных направлений оживления экономики. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения ‘диалога между культурами’» [13].

Так, согласно прогнозу Всемирной организации туризма (ВОТ), Кыргызская Республика при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 2,5 млн. иностранных туристов [11].

38

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Реализация вышеназванного стратегического приоритета развития туризма осуществляется через планирование и реализацию конкретных мероприятий, разработанных в рамках ряда региональных стратегических документов. К таким документам республиканского уровня в области развития туризма и туристской инфраструктуры относятся: Государственная программа развития

туризма в Кыргызской Республике до 2005 года; Концепция развития туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года; Маркетинговая стратегия устойчивого развития туристической индустрии Кыргызской Республики до 2010 года "Гостеприимный Кыргызстан"; Программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года; Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2015-2017 гг.; Стратегия развития экспорта Кыргызской Республики на 2013-2017 гг.; Стратегия развития туризма в Кыргызской Республике до 2015 года; Программа развития туризма Кыргызской Республики на 2015 - 2017 годы; Региональные целевые программы развития туризма [11].

В целом стратегический подход и система стратегического управления развитием туризма в Кыргызской Республике, позволяют использовать положительный зарубежный и отечественный опыт в решении задачи повышения конкурентоспособности региона. Ведь рассматривая туризм как комплекс, основанный на интегрированном использовании потенциала и факторов производства многих отраслей региональной экономики, и учитывая его огромное социальное значение, мы сознательно выбираем курс на совершенствование воспроизводственной структуры региона. Реализуя целенаправленную и системную региональную политику в области туризма, мы создаем необходимые условия для перехода республики на постиндустриальный тип развития, позиционируя её на внешних рынках в качестве сервисного центра. А это, в свою очередь, позволяет привлечь на территорию значительный капитал, который работает в сфере обращения и, как правило, характеризуется существенно большей скоростью обращения и более высокой рентабельностью по сравнению с капиталом в сфере материального производства. Тем самым мы, совершенствуя структуру экономики региона и

переводя её на «постиндустриальные рельсы», параллельно решаем задачу капитализации территории и повышения её инвестиционной, а значит, и социальной привлекательности. В современных условиях решение таких задач является непременным условием повышения

конкурентоспособности не только в глобальном масштабе.

Список литературы:

1. Айдаркул К. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность. -Б.: 2002. - 352 с.

2. Актуальные вопросы туристской деятельности. Текст: сб. метод, материалов : тр. Акад. туризма / Междунар. туристская акад : [науч. ред. М. Б. Биржаков]. СПб.: Недра, - Вып. 1. - 2006. - 152 с.

3. Доктрина Президента Кыргызской Республики «Дипломатия шелкового пути» //Эхо Оша, № 108 от 22 сентября 1998 года.

4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1988. - 192 с.

5. Жыргалбеков Т.Ж. Туризм Кыргызстана в документах и материалах. - Бишкек, 1998. - с. 520.

6. Жыргалбеков Т.Ж., Лунькин Ю.М. Туризм в Кыргызстане. -Б.: Кыргызстан, 1993. - 208 с.

7. Курорты Приисыккуля /Турусбеков Б.Т., Фомин В.М. и.др. -Ф.: Кыргызстан, 1970. -103 с.

8. Киргизия: только факты (сост. Сухомлинова О.С.). -Ф.: Кыргызстан. 1988. - 232 с.

9. Кротенко Ю. Стратегия развития международного туризма в свете процессов глобализации. Дисс. док. хабилитат экон. наук. -Кишинёв, 2009. - 327 с.

10. Осмонов О.Д. История Кыргызстана: основные вехи. /Бишкек: Издательский центр МОК «Технология», 2002. - 216 с.

11. Отчет об оценке деятельности Департамента туризма при МКИиТ КР при поддержке проекта USAID «Реформа», осуществляемого Deloitte Consulting LLP. 2014 г.

12. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция,

структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 2007. - 2009 с.

13. Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Дорожная карта - рамочный документ. - Бишкек, 2012. - 101 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

__ w «

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Беляева Ольга Ивановна

Соискатель Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной

палаты Российской Федерации, г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АННОТАЦИЯ

В статье предлагаются рекомендации по повышению эффективности государственных программ Российской Федерации по результатам государственного аудита (контроля).

ABSTRACT

The article offers recommendations for improving the effectiveness of state programmes of the Russian Federation on the results of the state audit (control).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.