DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-4-1 EDN: QYTCLD JEL classification: А10, О57, 030
Е. В. Попов Уральский институт управления РАНХиГС, г. Екатеринбург, РФ
А. Ю. Веретенникова Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, РФ
А. П. Мокрушникова Уральский институт управления РАНХиГС, г. Екатеринбург, РФ
Эволюция развития шеринг-экономики
Аннотация. Шеринг-экономика и соответствующие ей модели потребления и использования ресурсов представляют собой формы взаимодействия экономических агентов, основанные на применении цифровых технологий. Вместе с тем развитие шеринг-эко-номики проходит ряд этапов, которые определяют особенности ее внедрения и распространения. Статья посвящена идентификации и характеристике периодов развития шеринг-экономики. Методологическая база исследования представлена положениями институциональной экономической теории, цифровой экономики, экономики совместного пользования. Использовались методы систематизации и компаративного анализа. В результате выделено пять этапов развития шеринг-экономики: базовый, технологический, платформенный, социальный и продвинутый, отличающиеся масштабом распространения и уровнем развития цифровых технологий, а также инициирующие и поддерживающие текущие институциональные изменения. Доказано, что на смену этапов шеринг-экономики повлияли такие внешние факторы, как появление крупных ИТ-гигантов и пандемия СОУГО-19. Уровень цифровизации стимулировал развитие новых инструментов шеринг-экономики, способствовал изменению характера потребления товаров и услуг. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования представленной периодизации при прогнозировании распространения проектов шеринг-экономики в отдельных сферах.
Ключевые слова: совместное использование; долевая экономика; интернет; шеринг-экономика; совместное потребление; цифровизация .
Благодарности: Исследование выполнено в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.
Для цитирования: Popov E. V., Veretennikova A. Yu., Mokrushnikova A. P. (2023). The evolutionary development of sharing economy. Journal of New Economy, vol. 24, no. 4, pp. 6-21. DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-4-1. EDN: QYTCLD.
Информация о статье: поступила 2 мая 2023 г.; доработана 13 июня 2023 г.; одобрена 1 августа 2023 г.
Evgeny V. Popov Ural Institute of Management - branch of RANEPA, Ekaterinburg, Russia
Anna Yu. Veretennikova Institute of Economics (Ural branch of RAS), Ekaterinburg, Russia Anna P. Mokrushnikova Ural Institute of Management - branch of RANEPA, Ekaterinburg, Russia
The evolutionary development of sharing economy
Abstract. Sharing economy as well as consumption and resource use models associated with it are forms of interaction between economic agents that involve the application of digital technologies. At the same time, sharing economy goes through several development stages, which determine the specifics of its implementation and penetration. The purpose of the paper is to identify and describe the stages in the sharing economy development. Methodologically, the research relies on institutionalism, digital economics, and sharing economics. Methods of systematisation and comparative analysis are used. The study reveals five stages in the sharing economy development: basic, technological, platform, social and advanced - that differ in terms of spread and level of digital technologies and initiate and support emerging institutional changes. The paper proves that external factors such as the appearance of IT giants and the COVID-19 pandemic affected the change of stages in the development of sharing economy. Digitalisation promoted the evolution of new sharing economy tools and altered the nature of goods and services consumption. The findings are of practical value since they can be used in forecasting the outcomes of sharing economy projects.
Keywords: sharing; sharing economy; Internet; collaborative consumption; digitalisation.
Acknowledgments: The research is prepared in accordance with the R&D Plan for the Institute of Economics (Ural Branch of RAS).
For citation: Popov E. V., Veretennikova A. Yu., Mokrushnikova A. P. (2023). The evolutionary development of sharing economy. Journal of New Economy, vol. 24, no. 4, pp. 6-21. DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-4-1. EDN: QYTCLD.
Article info: received May 2, 2023; received in revised form June 13, 2023; accepted August 1, 2023
Введение
Совместное потребление как форма организации социально-экономических отношений, основанная на коллективном использовании ресурсов, получила развитие в рамках феномена «sharing economy». В российских исследованиях для описания этой модели поведения применяют такие термины, как «шеринговая экономика» [Белова, 2021], «долевая экономика» [Попов, Веретенникова, 2020], «экономика совместного потребления» [Авдокушин, Кузнецова, 2019] и др. Следует отметить, что отношения, основанные на коллективном использовании ресурсов, для постсоветского пространства не являются новыми. Однако ряд трендов, характерных для мировой экономики в последние двадцать лет, способствовали не только развитию обозначенной модели обмена экономическими благами, но и внесли существенные изменения в характер функционирующих рыночных отношений. Среди таких трендов следует отметить рост экологических проблем, вызванных в результате чрезмерного развития «общества потребления» [Лымарь,
2018], сетевизация общественных отношений, повсеместное и стремительное внедрение цифровых технологий на всех уровнях хозяйствования, а также трансформация модели поведения индивидов от человека «экономического» к человеку «институциональному» [Иншаков, 2005]. Все вышесказанное сформировало необходимые условия для внедрения и закрепления модели «шеринг-экономики» в экономическом пространстве1.
Важно отметить, что шеринг-экономика, прежде всего, задела сферу услуг, а затем распространилась и на производственные отношения. Услуги такси, краткосрочная аренда транспорта и жилья, обмен товарами вторичного пользования, онлайн-кинотеатры, основанные на праве доступа, стали привычными для современного общества. Шеринг-экономика открыла новые возможности не только для потребления, но и для получения дополнительного дохода или экономии ресурсов.
Несмотря на растущий интерес к экономике совместного потребления как со стороны потребителей, так и со стороны владельцев и производителей ресурсов, ее развитие сталкивается со множеством вопросов институционального характера. В частности, с вопросами регулирования такой деятельности, разрешения возникающих правовых споров, формирования институтов функционирования экономических агентов, новых форм реализации процесса обмена посредством токенизации активов и т. д. Наблюдаемая цифровизация экономических отношений касается не только шеринг-экономики, но и стремительно проникает в деятельность рыночных отношений в целом. В данных условиях модель шеринга выступает довольно ярким образцом трансформации существующих норм и правил, что предвосхищает глобальные институциональные преобразования всей системы рыночных отношений.
Вопреки обозначенной масштабности цифровых и институциональных преобразований, в рамках исследования внимание сконцентрировано на выделении этапов формирования и развития шеринг-экономики, определении ключевых событий, а также характеристик каждого из этапов.
Таким образом, целью исследования является выделение и описание этапов развития шеринг-экономики. В работе проведен анализ научных трудов по выбранной тематике, который показал существенный пробел в исследовании периодизации шеринг-экономи-ки. Также выполнен анализ статистических данных, позволяющих связать этапы долевой экономики с развитием интернет-технологий в различных странах, и обозначены возможные варианты развития такого вида хозяйствования.
Шеринг-экономика и этапы ее развития
Явление совместного потребления и коллективного использования активов (sharing) является не новым и может быть рассмотрено как «наиболее универсальная форма человеческого экономического поведения» [Price, 1975, р. 3]. Дж. Прайс определяет его как «распределение экономических товаров и услуг без расчета отдачи внутри тесной социальной группы и по образцу общей ролевой структуры этой группы» [Price, 1975, р. 4]. P. Белк определяет это явление как действие и процесс распространения того, что принадлежит другим, для их использования, а также действие и процесс получения чего-либо от кого-либо для собственного использования [Belk, 2007]. Предтечей исследований в области шеринг-экономики может быть работа Э. Остром по исследованию институтов коллективной деятельности [Ostrom, 1990], а присуждение в 2009 г. Нобелевской премии - свидетельством признаний и перспективности последующих исследований.
1 Термины «шеринг-экономика», «шеринговая экономика», «экономика совместного потребления», «долевая экономика» авторы используют как синонимы.
Термин «шеринг-экономика» (sharing economy) впервые был введен в 2008 г. профессором по праву Стэнфордского университета Л. Лессигом [Lessig, 2008] и предполагал «совместное пользование ресурсом, его обмен или аренда без передачи права его владения» (цит. по [Puschmann, Alt, 2016, р. 95]). Существенный вклад в развитие этой тематики и ее популяризацию внесли P. Ботсман и Р. Роджерс, которые в 2010 г. опубликовали монографию «Что мое - твое: рост совместного потребления», представив ее как исторический экскурс в отношении формирования шеринг-экономики, так и подробно описав особенности ее функционирования, а также представив систематизацию цифровых платформ, применяющих долевую экономику. Они определяют шеринг-экономику как систему, которая активирует неиспользованную стоимость всех видов активов с помощью моделей и торговых площадок, которые обеспечивают большую эффективность и доступ [Botsman, Rogers, 2011]. Шеринг-экономика - это экономическая деятельность людей между собой (peer-to-peer, or person-to-person), поддерживаемая онлайн-платфор-мами [Schor, Cansoy, 2019]. К. Эриксон и И. Соренсен характеризуют долевую экономику как объединение совокупности индивидуальных предложений (товаров, труда, творческого самовыражения) в общий пул [Erickson, Sorensen, 2019].
Важно отметить то, что ряд исследователей разделяют понятия «шеринг-экономи-ка» (sharing economy) и «совместное потребление» (collaborative consumption), указывая, что они не являются идентичными. Для устранения семантической неоднородности в отношении понятий, Л. Рельер и Б. Рельер выделяют 3 характеристики, которые поясняют различные способы обмена: 1) количество и тип акторов; 2) характер обмена; 3) непосредственность обмена [Reillier, Reillier, 2017]. Например, А. Минами, К. Рамос, А. Бортолуццо отмечают, что «"совместное использование" [прим. автора: шеринг] можно отличить от других способов потребления главным образом отсутствием источников прибыли, а также преобладанием чувства общности и щедрости, перспективой взаимности и лежащими в основе социальными механизмами» [Minami, Ramos, Bortoluzzo, 2021, р. 125].
При рассмотрении выбранной тематики целесообразно упомянуть об отношениях, получивших, ввиду их перевода, название «пиринговые» (peer-to-peer) [Selloni, 2017]. Пиринговую (одноранговую) экономику зачастую принято относить к шеринг-экономи-ке, однако этот аспект также может быть опровергнут. С одной стороны, эти термины описывают одно и то же явление с разных сторон, с другой стороны - рассматриваемые явления не являются тождественными множествами. Так, идея совместного потребления недоиспользованных активов описывает основное назначение шеринг-экономи-ки. Вместе с тем термин «шеринг» в большей степени связан с характером отношений, возникающих между экономическими агентами, на основе права доступа. Пиринговая экономика характеризует принцип взаимодействия между экономическими агентами. Несмотря на представленную нетождественность понятий, в рамках исследования они рассматриваются как синонимы.
Важно отметить, что к числу основных преимуществ экономики совместного потребления относятся: 1) использование ресурсов (платформы через мобильные приложения нацелены на потенциальных клиентов и более эффективно удовлетворяют их потребности); 2) новые возможности для работы (в основном в развивающихся странах появление онлайн-платформ предоставило новые возможности для работы); 3) защита окружающей среды; 4) удобство (платформы на основе сообществ представляют собой удобное пространство для обмена информацией для обеих сторон). Эти преимущества шеринг-экономики привели к значительным изменениям в обществе и функционировании традиционных секторов экономики.
Дж. Шор назвал эту форму экономики «обмен между незнакомцами». Субъектами социального обмена, как правило, выступали граждане, объединенные в рамках одного сообщества. Обмен был ограничен доверенными лицами, такими как семья, друзья и соседи. Современные шеринг-платформы обмена облегчают передачу информации между незнакомыми людьми, социальные связи которых могут быть довольно скудными. Таким образом, «незнакомый» обмен влечет за собой более высокую степень риска и требует разработки специальных механизмов, которые способствовали бы принятию решения граждан в отношении целесообразности реализации трансакции. Репутацион-ные механизмы и соответствующие им рейтинги начинают служить одним из критериев, позволяющих принять решение. Несмотря на появление свидетельств того, что рейтинги обычно преувеличены и не очень точны, тем не менее рейтинговых систем было достаточно, чтобы вовлечь большое количество людей в использование такой модели потребления [Schor, Fitzmaurice, 2015].
Стоит отметить исторические связи между платформами обмена и такой деятельностью, как совместное продвижение программного обеспечения, использующую неоплачиваемую работу инженеров-программистов по написанию кода и совместному решению проблем. Успех движения за открытый исходный код проложил путь для других видов контента, например, развитие Википедии, обмен файлами, размещение видео, обмен музыкой и т. д. Существует историческая и глобальная связь между появлением одноранговых платформ и широко распространенным мнением, что новые технологические практики, которые позволяют использовать эти платформы, расширяют возможности граждан. Это объясняет, почему совместное использование файлов, программное обеспечение с открытым исходным кодом, облачные технологии, краудфандинг, одноранговое (P2P) кредитование, биткойн, а иногда даже социальные сети, довольно часто подпадают под общий термин шеринг-экономики [Benkler, 2015].
Обращаясь к эволюции развития шеринговой экономики, следует рассмотреть этапы ее становления. Так, Е. В. Беликова, И. В. Перфильева и Е. Ю. Чернявская отмечают, что экономика шеринга прошла пять этапов [Беликова, Перфильева, Чернявская, 2020]: 1) Secondhand sharing - офлайн шеринг (обмен одеждой и книгами в библиотеках); 2) Torrent sharing - онлайн шеринг (фильмы, музыка и любые файлы); 3) Uber sharing -объединение онлайн и офлайн (шеринг домов, офиса и транспорта); 4) Social sharing, возникающий в результате того, что обмен на технологическом уровне влечет за собой обмен социальными статусами: владение дорогой машиной и домом перестает быть жизненной целью, а комфорт можно взять в аренду; 5) Consdous sharing (сознательный шеринг), основанный на том, что размытие социальных статусов и ценностных ориентиров влечет за собой трансформацию сознания (выбирается модель потребления, где осознанно исключаются посредники). По мнению ряда исследователей, в настоящее время общество завершает четвертый этап и подходит к пятому.
Т. М. Хусяинов и Е. А. Урусова выделяют три основных пути развития шеринг-экономики [Хусяинов, Урусова, 2017]: 1) Uber-модель - использование цифровой платформы для создания горизонтальных сетевых структур, соединяющих исполнителя и заказчика, посредством которых происходит сдача в аренду различных вещей и помещений; 2) Mesh-модель - сетевой доступ к товару или услуге, без передачи ее во владение, что позволяет «продать» один товар много раз, а многократные продажи увеличивают прибыль и число контактов с клиентами (сюда же включается и совместное использование пространств для отдыха, работы и досуга); 3) вторичное использование товаров - передача после первичного использования другому индивиду или компании.
Стоит отметить, что если в основе первой периодизации лежит временной параметр, то Т. М. Хусяинов и Е. А. Урусова основываются на характере возникающих отношений между экономическими агентами, показывая, по своей сути, ее неоднородность.
В основе набирающей популярность концепции шеринг-экономики ключевое место следует отдать цифровым технологиям. Система шеринг-экономики основывается на той или иной эффективной, масштабируемой технологии, которая объединяет большие сети людей и подбирает для них товары или услуги, в которых они нуждаются. В более широком смысле шеринг-экономика представляет некоторые новые контексты для использования технологий и для типов социальных отношений, которые осуществляются по цифровым каналам [Sutherland, Jarrahi, 2018]. Для демонстрации скорости распространения цифровых технологии может быть сделано сопоставление с распространением электричества. Для того, чтобы уровень проникновения электричества достиг 10 %, потребовалось почти 40 лет, а смартфоны достигли уровня проникновения 40 % за 10 лет. Если компьютерам потребовалось для выхода на массовый рынок 20 лет, то для мобильных телефонов данная величина снижается до 7 лет, а для социальных сетей -около 3 лет [De Kare-Silver, 2014].
Цифровизация также оказывает заметное влияние на здравоохранение, образование, безопасность, социальный, промышленный, культурный, сельскохозяйственный и экономический уровни развития [Sussan, Acs, 2017]. В 2021 г. интернет оценивался 441,7 млн долл., а к 2027 г. ожидается, что он достигнет 509,4 млн долл.
Таким образом, рост экономики стал зависеть от цифровых технологий и промышленного развития, поэтому деловые и коммерческие операции подвергаются преобразованию и становятся более гибкими. В Индии в секторе производства информационных программ в 90-е гг. наблюдался рост на 50 %, что привело к увеличению экспорта и созданию новых рабочих мест, а технологические таланты вызвали интерес со стороны различных национальных крупных компаний. Это также способствовало общению для обмена опытом и росту взаимозависимости между странами, компаниями и международными институтами, что привело к росту экономики [Сахбиева и др., 2022].
Можно предположить, что этапы формирования и развития шеринг-экономики связаны с распространением информационных ресурсов в мире, а также с количеством активных интернет-пользователей. На основе всего вышесказанного была сформулирована следующая гипотеза:
Гипотеза 1: Смена этапов развития шеринг-экономики определяется распространением интернета и интернет-технологий.
Методика исследования
Объектом исследования являются этапы развития шеринг-экономики. Предметом исследования выступает зависимость формирования этапов долевой экономки от роста цифровизации. Процедура исследования включала ряд последовательных этапов. Первоначально на основе научной литературы выделены различные этапы развития шеринг-экономики и их характерные черты. Для описания этапов использованы следующие критерии: особенности этапа, технологические инструменты, ключевое событие, примеры. При рассмотрении особенностей того или иного этапа был описан характер возникающих отношений. Технологические инструменты включают перечень технологий, которые способствовали переходу на новый этап. Ключевое событие позволяет отслеживать, на каком из этапов находится шеринг-экономика в той или иной стране.
В части проверки выдвинутой гипотезы проведен графический анализ данных по уровню распространения интернета, а полученные результаты сопоставлены со сформулированными этапами развития шеринг-экономики.
При выделении этапов развития шеринг-экономики рассмотрены академические публикации, представленные в Scopus, Science Direct, Elibrary и Google Scholar, официальные документы, специализированная и бизнес-литература, а также онлайн-источ-ники. При проверке гипотезы собраны статистические данные о доле населения, пользующегося интернетом в различных странах мира. Данные были представлены World Bank1. Для анализа было отобрано 7 стран на основе следующих критериев: количество населения, уровень цифровизации, тип страны (развитая или развивающаяся), географическое расположение. При формировании перечня направленность была на рассмотрение широкой географии стран, благодаря этому учтены страны различных континентов, а также с разным уровнем социально-экономического развития. Итоговый перечень стран включал США, Германию, Россию, Китай, Бразилию, Австралию и Великобри танию.
Результаты исследования
На основе проведенного анализа удалось выделить пять ключевых периодов в развитии шеринг-экономики. Все этапы взаимосвязаны между собой, каждый предыдущий этап продолжает свое развитие в последующем, а новый этап дополняет предыдущий по своему инструментарию и ключевым используемым технологиям. Рассмотрим более детально каждый из периодов:
Этап 1: Базовый этап развития шеринг-экономики.
В основе этапа лежит принцип совместного и вторичного потребления в непосредственном его выражении. Взаимодействие здесь строится преимущественно на принципах социального обмена, переходя от совместного использования материальных ресурсов к обмену знаниями. Примером базовой или «нецифровой» долевой экономики являются библиотеки, потребительские кооперативы, обмен вещами между соседями и т. п. Этап во многом определяется национальными и историческими особенностями той или иной территории.
Так, например, для российского потребителя стимулами для нерыночного обмена товарами могли служить как острая нехватка необходимых товаров, так и ценностные ориентиры, предполагающие коллективное пользование. В США в большей степени был распространен, подход к вторичному использованию ресурсов, основанный на идее необходимости помогать нуждающимся (старые вещи относятся в социальные службы, се-конд-хенды или другие подобные организации) [Norum, Norton, 2017].
Этап 2: Технологический этап развития шеринг-экономики.
Этап начинает развиваться с появлением сети Интернет в 1991 г. В июле 2001 г. начала свое распространение технология BitTorrent, позволяющая обмениваться различными данными в интернет-среде. В конце 2001 г. был запущен интернет-проект Etree - сплоченное сообщество людей, которые делятся в интернете записями живых выступлений [Van der Sar, 2021]. В 2005 г. был выпущен uTorrent, который быстро стал популярным благодаря своей простоте, безопасности и низким требованиям к ресурсам. В настоящее время uTorrent активно используют более 150 млн человек. Это одно из самых популярных и широко используемых приложений.
1 World Bank. https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#.
Такая технология и соответствующие ей сайты позволили пользователям загружать и обмениваться музыкой, фотографиями, программным обеспечением, фильмами. Следует отметить, что до распространения технологии передача объемных (часто полученных незаконным путем) файлов среди большой аудитории стоила дорого ввиду высокой пропускной способности и затрат на хранение таких файлов. Дальнейший этап развития шеринг-экономики связан непосредственно со стремительным ускорением и внедрением цифровых технологий.
Этап 3: Платформенный период развития шеринг-экономики.
Аналогично Е. В. Беликовой, И. В. Перфильевой и Е. Ю. Чернявской начало третьего этапа развития можно связать с появлением компании Uber. Компания Uber образована в 2009 г. в США [Dubal, 2017] и позволяла посредством цифровой платформы реализовывать одноранговые отношения между поставщиками и потребителями услуг. В России Uber появился в 2017 г., когда распространение интернете в стране достигло уровня США относительно 2009 г. (рис. 1). Для более детального анализа взаимосвязи распространения интернет-технологий и шеринг-экономики следует рассмотреть динамику распространения интернета в различных странах мира, активно применяющих экономику совместного потребления (рис. 1).
100 90 ^ 80 § 70 5 60 | 50
s 40 § 30
« 20 10 0
invOt-vOOONO^CNCOTfinvOf^OOONO
О О О О О i—I I I—I 1—I I—( 1—Ii—II—I 1—I I—I {S
OOOOOOOOOOOOOOOO <4<N<N<4(4<4<NCN<N(N<4<N<N<N<NC<I
-Россия -США -Великобритания -Германия
Бразилия Китай -Австралия
Рис. 1. Доля населения, использующего интернет, в разных странах мира, 2005-20201 Fig. 1. Share of the population using the Internet in countries worldwide, 2005-2020
Важно отметить, что широкий уровень распространения интернета в развитых странах наблюдается уже в 2005 г. Более трети населения Германии, Австралии, Великобритании и США были активными пользователями интернета уже вначале 2000-х гг., в то время как развивающиеся страны вышли на этот уровень значительно позже. Так, в России активное распространение интернета началось с 2010 г., когда более 50 % населения получили к нему доступ. Китай вышел на этот уровень только в 2013 г. Развитие интернета в Бразилии схоже с Китаем в своей динамике, но при этом Бразилия на всем периоде рассмотрения опережает Китай на 10 %. Среди представленных стран доля населения, пользующаяся интернетом, растет ежегодно - это объясняется высокими темпами
1 World Bank. https://databank.worldbank.Org/source/world-development-indicators#.
технологического прогресса, когда технологии становятся не только более доступными, но и жизненно необходимыми.
Развитие Uber в рассмотренных странах приходится на разные временные периоды, однако, каждому из них непременно сопутствует массовое распространение интернет-технологий. Расширение компании Uber стало катализатором развития финансовых инструментов. В частности, приложение позволяет оплатить поездку напрямую водителю через платформу, а не таксопарку, в котором водитель получает зарплату. Также следует отметить, что третий этап развития шеринг-экономики стал примером ее распространения на отраслевом уровне. Так, Uber и Airbnb стали инициаторами институциональных изменений в соответствующих видах деятельности. В этот период развития шеринг-эко-номики появляется множество крупных игроков, применяющих такую бизнес-модель, в том числе Amazon, Яндекс Netflix и др.
Этап 4: Социальный этап развития шеринг-экономики.
Социальный этап характеризуется изменением и закреплением нового восприятия к владению ресурсами. Так, идея приобретения транспортного средства в отдельных случаях стала уступать выбору в пользу краткосрочной аренды или получения права доступа. В этом контексте также стремительное распространение получили агрегаторы такси. Это способствовало тому, что комфорт и дорогостоящие вещи стали более доступными для людей с невысоким уровнем дохода.
Старт социального этапа тоже связан с появлением интернет-подписок на различные цифровые сервисы, а позже и услуги. Впервые подписка появилась в 2011 г., благодаря компании Netflix. Компания первой решила не отправлять DVD диски пользователям, а предоставлять онлайн-доступ к фильмам через подписку1. В 2018 г. на Spotify и Apple Music приходилось 55 % процентов мирового рынка потоковой подписки, что равносильно 55 % мирового дохода от записанной музыки в виде как физических, так и постоянных цифровых продаж. На данном примере видно, что покупка конкретного предмета, а не подписки, стала менее актуальна. Формат подписок открывает множество новых возможностей, существенно трансформируя существующие модели потребления [Aguiar, Waldfogel, 2021].
Стоит отметить, что на социальном этапе происходит проникновение шеринг-эконо-мики в традиционную рыночную экономику, что постепенно размывает границы между коммерческой и шеринговой экономикой. Напомним, что Л. Лессиг выделяет также наличие гибридной экономики, которая обладает как признаками первой, так и второй [Lessig, 2008]. В этот период приходит понимание того, что использование ресурсов ше-ринг-экономики становится некой потребностью для достижения комфорта и экономии финансов.
Этап 5: Продвинутый этап развития шеринг-экономики.
Продвинутый этап связан с укоренением моделей совместного использования. В целом шеринг-экономика характеризуется высокой степенью неоднородности. Другими словами, потребители шеринг-экономики, как и формы ее реализации, обладают высоким многообразием и неоднородностью. Вместе с тем уже сейчас наблюдается стремительная трансформация ценностей, связанная с сокращением избыточного потребления. Рассматриваемый этап предполагает серьезные ценностные и институциональные изменения. Все больше молодых людей отказываются от владения дорогостоящими вещами, предпочитая их аренду.
1 Черноусов И. Почему выросла популярность различных онлайн-подписок // Российская газета. 04.02.2020. https://rg.ru/2020/10/04/pochemu-vyrosla-populiarnost-razlichnyh-onlajn-podpisok.html.
Значительную роль на формирование продвинутого этапа оказала пандемия COVID-19. В этот период активно развивается фриланс, удаленная работа и обучение, различные онлайн-платформы с доставкой товаров. Также многие стриминговые платформы бесплатно предоставляли доступ к своим ресурсам. Так, поход в кинотеатр, начинает трактоваться как нерациональная трата средств. Каршеринг все чаще стал конкурировать не с личным авто, а с такси, автобусом или метро. Данная форма совместного потребления позволяет почувствовать комфорт и сократить время поездки, и при этом отпадает потребность в покупке автомобиля. В летнюю погоду с общественным транспортом конкурирует шеринг самокатов и велосипедов. Самокаты за последние 2 года получили активное распространение и в городах России, что повлекло за собой также волну институциональных изменений в этом вопросе (изменение правил дорожного движения, организации деятельности компаний, применяющих шеринг-экономику, формирование судебной практики и т. д.).
Ценность шеринг-экономики на продвинутом этапе заключается в оценке продукта или услуги с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Шеринг-экономи-ка в позитивном своем аспекте и при соответствующем уровне развития человеческого капитала связана с социально-экономическими и экологическими выгодами, поскольку предполагается, что она ориентирована на ресурсно-эффективное потребление в обществе. Ученые отмечают, что «за счет мобилизации недоиспользуемых активов, ресурсов и возможностей шеринг-экономика способствует повышению эффективности потребления и сокращает потребление материалов на основе единоличного владения, тем самым экономя ресурсы и уменьшая загрязнение окружающей среды» [Anaya, De La Vega, 2022, р. 5].
Продвинутый этап также тесно связан с развитием человеческого капитала, осознанного потребления, формированием институтов сотрудничества и нового поведения экономических агентов, ориентированных не только на получение личного, но, прежде всего, общественного блага. Вместе с тем недостаточная зрелость обозначенных выше элементов продвинутого этапа способствует созданию ряда барьеров, которые сдерживают развитие и укрепление этапа. По мере того, как ускоряется рост программ цифровой трансформации предприятий, увеличиваются риски, с которыми они сталкиваются, и обязательства по соблюдению требований, на первый план выходят такие вопросы, как защита данных и кибербезопасность. Несоблюдение лучших практик и нормативных требований оставляет компании открытыми для утечек данных. Поскольку большинство бизнес-моделей в шеринг-экономике охватывают онлайн и офлайн пространства, им приходится преодолевать множество потенциальных нормативных требований и юридических ловушек. Вопросы, начиная от трудового законодательства и заканчивая правами потребителей, вступают в игру в зависимости от типа платформы.
На социальном и продвинутом этапах сервисы шеринг-экономики могут развиваться как отдельные элементы экосистемы. Яркими примерами в России являются Яндекс Драйв, Яндекс Доставка, СберМаркет и т. д. Пользователю услуг экосистемы предоставляется оплачиваемая ежемесячно или ежегодно подписка. Она позволяет получить доступ к различным сервисам и ресурсам компаний, что также обеспечивает существенные выгоды, связанные с потреблением.
На основе всего вышесказанного в таблице представлена краткая характеристика рассмотренных этапов.
Краткая характеристика этапов развития шеринг-экономики
Brief description of the stages in the SE development
Этап Характеристика
=s S Особенности Самый долгий и распространённый этап экономики совместного пользования
« о Технологические инструменты -
сз Ю Ключевое (инициирующее) событие -
Примеры Библиотека
=s s и Особенности Требования к скорости интернета
и tu er g Технологические инструменты Интернет-технология BitTorrent
— О « о Ключевое (инициирующее) событие Появление интернета и развитие цифровых ресурсов
£ Примеры Etree, uTorrent
=s S и и tu s Ol Особенности Развитие цифровых форм оплаты и других цифровых финансовых инструментов. Широкое покрытие сети Интернет
Технологические инструменты Онлайн-платформы
H сз « Ключевое (инициирующее) событие Появление новых инструментов бизнес-коммуникации
С Примеры Uber, Airbnb
=s Особенности Развитие репутационных механизмов. Расширение социальных связей
и Л « Технологические инструменты Онлайн-подписки. Токенизация активов
s о и Ключевое (инициирующее) событие Появление и распространение экосистем, умных городов и т. д
Примеры Netflix, Spotify, Apple
=s S H и s « « Особенности Формирование новых привычек и моделей поведения. Рост человеческого капитала. Развитие информационной безопасности
Технологические инструменты Экосистемы
0 01 Ключевое (инициирующее) событие Пандемия COVID-19
С Примеры Яндекс Драйв, проекты экосистемы Сбера, Amazon
Обсуждение результатов
На рис. 2 представлены выделенные этапы шеринг-экономики на временной шкале. Связаны они с уровнем распространения интернета в мире. Так, при полном отсутствии интернета и информационных технологий шеринг-экономика существует в традиционном формате в форме обмена. При уровне распространения интернета до 50 % формируется технологический этап, который характеризуется появлением интернета в 1991 г. и множеством цифровых технологий с возможностью обмена информацией.
Платформенный этап начинает свое развитие в 2009 г. с появлением Uber, когда уровень распространения интернета достигает 70 % и различные онлайн-платформы позволяют не только обмениваться информацией, но и оказывать услуги (каршеринг и т. п.). Так, индивид может воспользоваться услугами Uber через приложение по более выгодной цене, чем традиционное такси. В этот период получает распространение модель социального обмена в цифровой среде: индивиды все чаще предлагают свои услуги или
перепродают товары через цифровые платформы. Крупные компании при этом тоже начинают создавать цифровые платформы, встраиваясь в процесс институциональной и цифровой трансформации.
Базовый Технологический Платформенный Социальный Продвинутый
до 1991 1991 2009 2012 2019
Рис. 2. Этапы развития шеринг-экономики Fig. 2. Stages in the SE development
В 2012 г., когда в развитых странах распространение интернета достигает 80 %, формируется новый социальный этап, для которого характерно появление множества он-лайн-платформ и крупных игроков на рынке. В 2015 г. формируются цели устойчивого развития, которые включают в себя элементы шеринг-экономики. В частности, ЦУР 12 -Обеспечение рациональных моделей потребления и производства, может быть напрямую связана с шеринг-экономикой, поскольку одна из функций шеринг-экономики - сокращение и рационализация потребления.
С пандемией СОУГО-19 начинается этап осознанного потребления. В этот период у людей формируются новые привычки и модели поведения, а государство вынуждено формировать методы регулирования для новой экономики. Как было отмечено выше, предшествующий этап развития при появлении нового этапа не прекращает своего существования, а совершенствует и масштабирует последующий, это приводит к тому, что можно наблюдать элементы всех пяти этапов в текущих социально-экономических условиях.
Возвращаясь к гипотезе, важно отметить, что проведенный анализ позволяет говорить о том, что смена этапов развития шеринг-экономики определяется распространением интернета и развитием цифровых технологий.
На основе всего вышесказанного можно сделать ряд заключений. В исследовании удалось выделить и систематизировать периоды развития шеринг-экономики. В предыдущих работах, ориентированных на исследование эволюции шеринг-экономики, зависимость ее этапов от цифровых технологий не подтверждалась статистическими данными. Удалось связать цифровизацию с шеринг-экономикой в конкретных временных рамках. Говоря о дальнейших тенденциях роста шеринг-экономики, следует отметить важность формирования эффективных институтов сотрудничества. Эта тематика довольно детально рассматривается в работах академика РАН В. М. Полтеровича [2021, 2022], где автор не столько рассматривает шеринг-экономику, сколько освещает вопросы трансформации ключевых моделей поведения, свидетельствующие об изменении системы социально-экономических отношений в целом. Также не стоит исключать появления
новых технологий, которые кардинально могут трансформировать привычный уклад жизни и способствовать внедрению принципа коллаборативного поведения на различных уровнях хозяйствования.
Заключение
В рамках исследования эволюционного развития шеринг-экономики получены следующие теоретические результаты.
Во-первых, на основе анализа подходов к определению шеринг-экономики и ее периодов развития нам удалось выделить пять ключевых этапов: базовый, технологический, платформенный, социальный, продвинутый, каждый из которых может быть охарактеризован расширением используемых технологий и цифровых инструментов, а также ключевым событием, свидетельствующим об этой трансформации.
Во-вторых, в исследовании показано, что смена этапов развития шеринг-экономики также может быть связана с широтой охвата интернета. Другими словами, шеринг-эко-номика начинает активное распространение (3 этап) при достижении показателя «доля населения, использующая интернет» 70 %.
Значимость полученных результатов заключается в формировании базовых этапов для дальнейшего изучения развития шеринг-экономики и последующего формирования новых периодов, а также в возможности их применения при определении направлений развития социально-инновационной деятельности.
Источники
Иншакова О. В. (ред.). (2005). Homo institutius. Человек институциональный. Волгоград: Изд-во ВолГУ
Авдокушин Е. Ф., Кузнецова Е. Г. (2019). Экономика совместного потребления: сущность и некоторые тенденции развития // Экономический журнал. С. 6-19. https://doi.org/10.24411/2072-8220-2019-00010.
Беликова Е. В., Перфильева И. В., Чернявская Е. Ю. (2020). Особенности развития экономики совместного потребления // Бизнес. Образование. Право. № 3. С. 175-180. https://doi.org/10.25683/ V0LBI.2020.52.341.
Белова Л. (2021). Шеринговая экономика: бизнес-модель цифровой экономики в период COVID-19 // Мировая экономика и международные отношения. Т. 65, № 5. C. 87-94. https://doi. org/10.20542/0131-2227-2021-65-5-87-94.
Лымарь Е. Н. (2018). Экономика совместного потребления в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. Вып. 63. № 12. С. 67-72. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2018-11207.
Полтерович В. М. (2021). Коллаборативные иерархии, Вопросы экономики. № 7. С. 31-48. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-7-31-48.
Полтерович В. М. (2022). Конкуренция, сотрудничество и удовлетворенность жизнью. Часть 2. Основа лидерства - коллаборативные преимущества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15, № 3. С. 42-57. https://doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.2.
Попов Е. В., Веретенникова А. Ю. (2020). Долевая экономика, Москва: Юрайт. 405 с.
Сахбиева А. И., Брежнева О. В., Курамшина А. В., Улитин Е. В., Коровкина А. И. (2022). Циф-ровизация как тренд в условиях современного этапа развития экономики // Московский экономический журнал. Т. 7, № 2. С. 183-190. https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_2_84.
Хусяинов, Т. М., Урусова Е. А. (2017). От общества потребления к экономике совместного пользования // Философия хозяйства. № 6. С. 132-146.
Aguiar L., Waldfogel J. (2021). Platforms, power, and promotion: Evidence from Spotify playlists. The Journal of Industrial Economics, vol. 69, no. 3, pp. 653-691. https://doi.org/10.1111/joie.12263.
Anaya Ó., De La Vega I. (2022). Drivers of the sharing economy that affect consumers' usage behavior: Moderation of perceived risk. Administrative Sciences, vol. 12, no. 4, 171. https://doi.org/10.3390/ admsci12040171.
Belk R. (2007). Why not share rather than own? The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, no. 611, pp. 126-140. https://doi.org/10.1177/0002716206298483.
Benkler Y. (2006). The wealth of networks: How social production transforms markets and freedom. New Haven and London: Yale University Press. 528 p.
Botsman R., Rogers R. (2010). What's mine is yours: How collaborative consumption is changing the way we live. Harper Collins. 304 p.
Dubal V. B. (2017). The drive to precarity: A political history of work, regulation, & labor advocacy in San Francisco's taxi & Uber economies. Berkeley Journal of Employment and Labor Law, vol. 38, no. 1, pp. 73-135.
Erickson K., Sorensen I. (2016). Regulating the sharing economy. Internet Policy Review, vol. 5, no. 2. https://doi.org/10.14763/2016.2.414.
Kare-Silver M., de (2014). Digital insights 2020: How the digital technology revolution is changing business and all our lives. Troubador Publishing Ltd. 164 p.
Lessig L. (2008). Two economies: Commercial and sharing. In: Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy (pp. 117-176). London: Bloomsbury Academic.
Minami A. L., Ramos C., Bortoluzzo A. B. (2021). Sharing economy versus collaborative consumption: What drives consumers in the new forms of exchange? Journal of Business Research, vol. 128, no. 7, pp. 124-137. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2021.01.035.
Norum P., Norton M. (2017). Factors affecting consumer acquisition of secondhand clothing in the USA. Journal of Fashion Marketing and Management, vol. 21, no. 2, pp. 206-218. https://doi.org/10.1108/ JFMM-10-2016-0090.
Ostrom E. (1990). Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 280 p. https://doi.org/10.1017/CB09780511807763.
Price J. A. (1975). Sharing: The integration of intimate economies sharing. Anthropologica, vol. 17, no. 1, pp. 3-27. https://doi.org/10.2307/25604933.
Puschmann T., Alt R. (2016). Sharing economy. Business & Information Systems Engineering, vol. 58, no. 1, pp. 93-99. https://doi.org/10.1007/s12599-015-0420-2.
Reillier L., Reillier B. (2017). Platform strategy: How to unlock the power of communities and networks to grow your business. London: Routledge. 240 р. https://doi.org/10.4324/9781315598949.
Sar E., Van der (2021). BitTorrent turns 20: The file-sharing revolution revisited. https://torrentfreak. com/bittorrent-turns-20-the-file-sharing-revolution-revisited-210702/.
Schor J. B., Cansoy M. (2019). The sharing economy. In: Wherry F. F, Woodward I. The Oxford handbook of consumption (pp. 51-73). New York: Oxford University Press.
Schor J. B., Fitzmaurice C. J. (2015). Collaborating and connecting: The emergence of the sharing economy. In: Handbook of research on sustainable consumption (pp. 410-425). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing.
Selloni D. (2017). New forms of economies: Sharing economy, collaborative consumption, peer-to-peer economy. CoDesign for Public-Interest Services (pp. 15-260). Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-319-53243-1_2.
Sussan F., Acs Z. J. (2017). The digital entrepreneurial ecosystem. Small Business Economics, vol. 49, pp. 55-73. https://doi.org/10.1007/s11187-017-9867-5.
Sutherland W., Jarrahi M. H. (2018). The sharing economy and digital platforms: A review and research agenda. International Journal of Information Management, vol. 43, pp. 328-341. https://doi. org/10.1016/j .ijinfomgt.2018.07.004.
Информация об авторах Попов Евгений Васильевич - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований. Уральский институт управления РАНХиГС, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: [email protected]
Веретенникова Анна Юрьевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: [email protected] Мокрушникова Анна Павловна - стажер-исследователь. Уральский институт управления РАН-
ХиГС, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: [email protected]
■ ■ ■
References
Avdokushin E. F., Kuznetsova E. G. (2019). Economics of joint consumption: Essence and some development trends. Ekonomicheskiy zhurnal = Economic Journal, no. 2 (54), pp. 6-19. https://doi. org/10.24411/2072-8220-2019-00010. (In Russ.)
Belikova E. V., Perfilyeva I. V., Chernyavskaya E. Yu. (2020). Features of economic development of joint consumption. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, no. 3, pp. 175-180. https:// doi.org/10.25683/V0LBI.2020.52.341. (In Russ.)
Belova L. (2021). Sharing economy: The business model of the digital economy in the COVID-19 period. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = MEMO Journal, vol. 65, no. 5, pp. 87-94. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-5-87-94. (In Russ.)
Inshakov O. V. (ed.) (2005). Homo institutius. An institutional man. Volgograd: Volgograd State University. (In Russ.)
Lymar E. N. (2018). Economics of joint consumption in modern Russia. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, no. 12, pp. 67-72. https://doi. org/10.24411/1994-2796-2018-11207. (In Russ.)
Polterovich V. M. (2021). Collaborative hierarchies. Voprosy ekonomiki = The Issues of Economics, no. 7, pp. 31-48. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-7-31-48. (In Russ.)
Polterovich V. M. (2022). Competition, collaboration, and life satisfaction. Part 2. The fundament of leadership - collaborative advantage. Ekonomicheskie i sotsialnyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, vol. 15, no. 3, pp. 42-57. https://doi.org/10.15838/ esc.2022.3.81.2. (In Russ.)
Popov E. V., Veretennikova A. Yu. (2020). Sharing economy. Moscow: Yurayt Publ. 405 p. (In Russ.)
Sakhbieva A. I., Brezhneva O. V., Kuramshina A. V., Ulitin E. V., Korovkina A. I. (2022). Digitaliza-tion as a trend in the conditions of the current stage of economic development. Moskovskiy ekonomich-eskiy zhurnal = Moscow Economic Journal, vol. 7, no. 2, pp. 183-190. https://doi.org/10.55186/241304 6X_2022_7_2_84. (In Russ.)
Khusyainov T. M., Urusova E. A. (2017). From consumer society to the sharing economy. Filosofiya khozyaystva = Philosophy of Economy, no. 6, pp. 132-146. (In Russ.)
Aguiar L., Waldfogel J. (2021). Platforms, power, and promotion: Evidence from Spotify playlists. The Journal of Industrial Economics, vol. 69, no. 3, pp. 653-691. https://doi.org/10.1111/joie.12263.
Anaya O., De La Vega I. (2022). Drivers of the sharing economy that affect consumers' usage behavior: Moderation of perceived risk. Administrative Sciences, vol. 12, no. 4, 171. https://doi.org/10.3390/ admsci12040171.
Belk R. (2007). Why not share rather than own? The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, no. 611, pp. 126-140. https://doi.org/10.1177/0002716206298483.
Benkler Y. (2006). The wealth of networks: How social production transforms markets and freedom. New Haven and London: Yale University Press. 528 p.
Botsman R., Rogers R. (2010). What's mine is yours: How collaborative consumption is changing the way we live. Harper Collins. 304 p.
Dubal V. B. (2017). The drive to precarity: A political history of work, regulation, & labor advocacy in San Francisco's taxi & Uber economies. Berkeley Journal of Employment and Labor Law, vol. 38, no. 1, pp. 73-135.
Erickson K., Sorensen I. (2016). Regulating the sharing economy. Internet Policy Review, vol. 5, no. 2. https://doi.org/10.14763/2016.2.414.
Kare-Silver M., de (2014). Digital insights 2020: How the digital technology revolution is changing business and all our lives. Troubador Publishing Ltd. 164 p.
Lessig L. (2008). Two economies: Commercial and sharing. In: Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy (pp. 117-176). London: Bloomsbury Academic.
Minami A. L., Ramos C., Bortoluzzo A. B. (2021). Sharing economy versus collaborative consumption: What drives consumers in the new forms of exchange? Journal of Business Research, vol. 128, no. 7, pp. 124-137. https://doi.org/10.10167j.jbusres.2021.01.035.
Norum P., Norton M. (2017). Factors affecting consumer acquisition of secondhand clothing in the USA. Journal of Fashion Marketing and Management, vol. 21, no. 2, pp. 206-218. https://doi.org/10.1108/ JFMM-10-2016-0090.
Ostrom E. (1990). Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 280 p. https://doi.org/10.1017/CB09780511807763.
Price J. A. (1975). Sharing: The integration of intimate economies sharing. Anthropologica, vol. 17, no. 1, pp. 3-27. https://doi.org/10.2307/25604933.
Puschmann T., Alt R. (2016). Sharing economy. Business & Information Systems Engineering, vol. 58, no. 1, pp. 93-99. https://doi.org/10.1007/s12599-015-0420-2.
Reillier L., Reillier B. (2017). Platform strategy: How to unlock the power of communities and networks to grow your business. London: Routledge. 240 p. https://doi.org/10.4324/9781315598949.
Sar E., Van der (2021). BitTorrent turns 20: The file-sharing revolution revisited. https://torrentfreak. com/bittorrent-turns-20-the-file-sharing-revolution-revisited-210702/.
Schor J. B., Cansoy M. (2019). The sharing economy. In: Wherry F. F, Woodward I. The Oxford handbook of consumption (pp. 51-73). New York: Oxford University Press.
Schor J. B., Fitzmaurice C. J. (2015). Collaborating and connecting: The emergence of the sharing economy. In: Handbook of research on sustainable consumption (pp. 410-425). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing.
Selloni D. (2017). New forms of economies: Sharing economy, collaborative consumption, peer-to-peer economy. CoDesign for Public-Interest Services (pp. 15-260). Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-319-53243-1_2.
Sussan F., Acs Z. J. (2017). The digital entrepreneurial ecosystem. Small Business Economics, vol. 49, pp. 55-73. https://doi.org/10.1007/s11187-017-9867-5.
Sutherland W., Jarrahi M. H. (2018). The sharing economy and digital platforms: A review and research agenda. International Journal of Information Management, vol. 43, pp. 328-341. https://doi. org/10.1016/j .ijinfomgt.2018.07.004.
Information about the authors
Evgeny V. Popov, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Dr. Sc. (Econ.), Prof., Director of the Center for Socioeconomic Research. Ural Institute of Management - branch of RANEPA, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Anna Yu. Veretennikova, Cand. Sc. (Econ.), Sr. Researcher. Institute of Economics (Ural branch of RAS), Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Anna P. Mokrushnikova, Research Intern. Ural Institute of Management - branch of RANEPA, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
© Попов E. В., Веретенникова А. Ю., Мокрушникова А. П., 2023