Научная статья на тему 'Эволюция процессов учета и аудита под влиянием Банка России'

Эволюция процессов учета и аудита под влиянием Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / АУДИТ / БАНК РОССИИ / РИСКИ / ACCOUNTING / AUDIT / BANK OF RUSSIA / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Петр Андреевич

Статья посвящена анализу изменений процессов финансового учета и аудита в ходе появления нового Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в рамках наделения полномочиями контроля Банка России. Проанализировано изменение рынка аудита и изменение деятельности его основных участников. Выявлены основные риски, связанные с увеличением организаций, не попадающих под обязательный аудит в рамках Федерального закона № 307 «Об аудиторской деятельности». Также проанализирован рост кредитного риска и нарушение принципа независимости аудиторской деятельности между Банком России и аудиторскими фирмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the processes of accounting and audit under the influence of the bank of Russia

The article is devoted to the analysis of changes in the financial accounting and audit processes during the introduction of the new Federal law " on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation” within the framework of granting the Bank of Russia control powers. Changes in the audit market and changes in the activities of its main participants are analyzed. The main risks associated with the increase in organizations that are not subject to mandatory audit under Federal law No. 307 "on audit activities" are identified. Also analyzed is the growth of credit risk and violation of the principle of independence of audit activities between the Bank of Russia and audit firms.

Текст научной работы на тему «Эволюция процессов учета и аудита под влиянием Банка России»

Эволюция процессов учета и аудита под влиянием банка России

The evolution of the processes of accounting and audit under the influence of the bank of

Russia

Дмитриев Петр Андреевич

студент, магистрант

факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ»,

г. Москва, Российская Федерация e-mail: dmitriev.pa@mail. ru

Dmitriev Petr Andreevich

student, magister

faculty of business informatics and complex systems management National Research Nuclear University «PEPhI», Moscow, Russian Federation e-mail: dmitriev.pa@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена анализу изменений процессов финансового учета и аудита в ходе появления нового Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рамках наделения полномочиями контроля Банка России. Проанализировано изменение рынка аудита и изменение деятельности его основных участников. Выявлены основные риски, связанные с увеличением организаций, не попадающих под обязательный аудит в рамках Федерального закона № 307 «Об аудиторской деятельности». Также проанализирован рост кредитного риска и нарушение принципа независимости аудиторской деятельности между Банком России и аудиторскими фирмами.

Annotation.

The article is devoted to the analysis of changes in the financial accounting and audit processes during the introduction of the new Federal law " on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" within the framework of granting the Bank of Russia control powers. Changes in the audit market and changes in the activities of its main participants are analyzed. The main risks associated with the increase in organizations that are not subject to mandatory audit under Federal law No. 307 "on audit activities" are identified. Also analyzed is the growth of credit risk and violation of the principle of independence of audit activities between the Bank of Russia and audit firms.

Ключевые слова: учет; аудит; Банк России; риски.

Key words: accounting; audit; Bank of Russia; risks.

Существенные изменения, которые происходят в отраслевой структуре экономики страны, укрепление позиций цифровой экономики и стратегическая направленность управления бизнесом предполагают дальнейшее развитие и определенную трансформацию учета и аудиторской деятельности. Прежде всего, новые требования к учету и аудиту выдвигает развивающийся бизнес, который все больше нуждается в качественной оценке финансовой устойчивости организаций, выявлении новых существенных рисков и минимизации негативных последствий использования высокотехнологических средств учета и аудита.

Аудиторские организации уже применяют Международные стандарты аудита (МСА), а национальные стандарты учета все больше сближаются с международными стандартами. Проведены изменения по сближению программ подготовки аудиторов к аттестации и порядку получения аттестатов, изменению порядка контроля. В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

На рассмотрении Государственной Думой находится законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в частности наделение Банка России (ЦБ РФ) полномочиями в сфере аудиторской

деятельности. Многие поправки к закону "Об аудиторской деятельности" уже направлены в Минфин для рассмотрения. Данный проект призван повысить роль Банка России в процессах аудиторской деятельности, а именно дать возможность и полномочия регулирования поднадзорных ему компаний, осуществляющих обязательный аудит. Ведь на данный момент до принятия законопроекта ЦБ РФ не может самостоятельно признать аудиторское заключение заведомо ложным, у него есть возможность только лишь подать жалобу на саморегулируемую организацию аудиторов или обратиться в суд.

Банк России предлагает расширить список организаций, которые будут попадать под критерии обязательного аудита. На данный момент обязательным аудит является для акционерных обществ, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных фондом и так далее [1].

В рамках Федерального закона № 307 предлагается проводить аудиторскую проверку в обязательном порядке микрофинансовых организаций, головных организаций банковских групп и холдингов.

Изменения коснутся аудиторских компаний и аудиторов. Аудиторскую проверку поднадзорных ЦБ РФ организаций будет возможно осуществлять только тем компаниям, которые получат специализированный квалификационный аттестат. Кроме того, такие аудиторские фирмы должны иметь достаточный опыт аудита финансовых организаций и иметь в своем штате не менее трех сотрудников, обладающих квалификационным аттестатом аудитора. Для многих российских аудиторских компаний это сложная задача.

Также для аудита поднадзорных Банку России организаций аудиторской фирме необходимо соблюсти еще одно условие, а именно, несоответствие мнения о достоверности финансовой отчетности самой аудиторской фирмой и ЦБ РФ. Зачастую в рамках проверки Банк России отзывает лицензии у кредитных организаций, которым было выдано положительное аудиторское заключение.

Банк России предоставил статистику, представленную на рисунке 1, согласно которой за 2015-2017 годы было отозвано 135 лицензий кредитных организаций, получивших 267 аудиторских заключений, из которых 227 выражали немодифицированное мнение.

Статистика отозванных лиценций кредитных организций за 2015-

Рисунок 1. Статистика Банка России Большинство заключений было выдано «Большой четверкой» аудиторских компаний. Во многом из-за этого ЦБ РФ образует третий орган контроля качества предоставляемых аудиторских услуг. Помимо него за деятельность аудиторских фирм следят саморегулируемые организации аудиторов (СРО) и Федеральное казначейство.

ЦБ РФ предлагает повысить показатели обязательного аудита, а именно увеличить размер выручки до 800 млн. руб. в год, увеличить сумму активов более чем на 100 млн. руб. или увеличить показатель

302

среднесписочной численности работников более чем на 100 человек. А также предлагает повысить наличие в штате аудиторской компании количество аудиторов с квалификационными аттестатами ЦБ РФ для организаций, осуществляющих обязательный аудит социально значимых хозяйствующих субъектов, до 12 человек вместо 3 [1]

В ходе предложений по изменению контроля за аудиторской деятельностью Банк России предлагает повысить роль СРО. По его мнению, контроль осуществляется недостаточно качественно и СРО не несут прямой ответственности за ошибки аудиторских фирм. Поэтому СРО должны нести ответственность своим компенсационным фондом, поэтому их следует объединить для роста эффективности деятельности.

В целом можно выделить главную задачу предстоящей реформы аудиторской деятельности - это очистить рынок аудита от недобросовестных участников, сделав процессы аудита более открытыми, информированными и контролируемыми.

Пока это только проект закона и он будет неоднократно изменяться, но уже существуют разногласия между Банком России, аудиторами, представителями бизнеса и СРО. Поскольку ЦБ РФ предлагает повысить пороги и критерии обязательного аудита, то такое решение освободит от обязательного аудита более 75% компаний, которые сейчас попадают под него (таблица 1) [2]

Таблица 1. Распределение клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых _проаудирована, по объему выру чки (в %)

Доля в общем количестве клиентов

2017 2018

Клиенты-всего 100 100

в том числе с выручкой:

менее 400 млн. руб. 66,3 64,8

от 400 млн. до 1 млрд. руб 16,5 16,9

от 1 до 2 млрд. руб. 7,1 7,5

от 2 до 4 млрд. руб. 4,1 4,4

более 4 млрд. руб 6 6,4

Доля доходов от обязательного аудита в общих доходах составила в 2018 году по данным Министерства Финансов РФ 86 % (таблица 2) [2]

Таблица 2. Распределение доходов аудиторских организаций по Российской Федерации (в %)

Показатели Россия - всего Москва

2017 2018 2017 2018

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год 49,6 50,1 48,3 48,7

Доля доходов от проведения обязательного аудита в общих доходах от проведения аудита за год 88,4 86 86,6 83,5

Доля доходов от проведения инициативного аудита в общих доходах от проведения аудита за год 11,6 14 13,4 16,5

Доля доходов от проведения аудита общественно значимых организаций в общих доходах от проведения аудита за год 28,8 22,5 35,9 27,5

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год 5,1 6,1 5,3 6,7

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год 45,3 43,8 46,4 44,6

Отмена этих порогов и критериев приведет к монополизации рынка аудита, 80-90% российских небольших аудиторских компаний и высококвалифицированных аудиторов исчезнут.

Такое предложение ЦБ РФ по реформе аудита может поспособствовать созданию монополии «Большой четверки» на рынке: Deloitte, EY, KPMG и PwC. К тому же до принятия законодательного акта доля этих компаний на рынке аудиторских услуг уже составляет более 90 % (таблица 3) [2]

Таблица 3. Показатели типичной аудиторской организации (медиана)

Типичная аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом Типичная аудиторская организация в других регионах (включая Санкт- Петербург)

2017 2018 2017 2018

Количество лет ведения аудиторской деятельности 21,5 22,5 14 13

Количество сотрудников, человек 1 704,00 1 798,0 5 5

Количество аудиторов, человек 234 269,5 4 4

Количество клиентов, единиц 796 827 10 11

Доходы - всего, млн руб. 5 630,3 6294,1 2 2,1

Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, тыс. руб. 4 387,3 4 579,7 96,7 107,7

Доходы в расчете на одного сотрудника, тыс.руб. 3 149,0 3 488,9 378 393,7

Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, тыс. руб. 14 921,9 15 784,2 287,8 308

Во многом благодаря обязательному аудиту компании могут оценить налоговые, правовые и финансовые риски, а также предотвратить негативные последствия их наступления. Поскольку аудиторские компании не только подтверждают достоверность финансовой отчетности, но и оказывают консультационные услуги по оптимизации процессов бизнеса.

Кроме того, в ходе изменений в деятельность аудиторского рынка нарушается основной принцип независимости проведения аудиторской проверки. Так как Банк России является аудируемым лицом, возникает нарушение принципа, ведь аудиторская компания не может проводить проверку контролирующего ее органа. Решение о проведении аудита деятельности Банка России принимает Национальный банковский совет. Возможно, у него появится новая функция контроля соблюдения независимости аудита.

Изменение критериев аудита социально значимых хозяйствующих субъектов приведет к тому, что такой аудит будет проводиться не региональными компаниями, в которых просто не найдется столько аттестованных аудиторов, а проводиться он будет специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга. То есть региональный сектор аудиторского рынка может быть полностью исключен.

Региональная значимость аудиторского рынка очень велика из-за протяженности территории России. Нельзя допустить выхода с рынка аудиторских услуг региональных фирм. Возможно, стоит выделить центры ответственности в каждом федеральном округе страны, которые будут являться представителями Банка России и регулировать деятельность региональных компаний.

Как было уже сказано выше при изменении критериев обязательного аудита многие компании среднего и малого бизнеса смогут выйти из него. Так как такие компании являются основными заемщиками кредитных организаций, это создает дополнительные риски для кредиторов и заимодателей (таблица 4) [3]

Таблица 4. Объемы кредитов по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2019 г.

Вид экономической деятельности Сумма, млн. руб.

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8 775 770

прочие виды деятельности 8 046 704

на завершение расчетов 6 455 733

обрабатывающие производства 6 074 288

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 265 716

транспорт и связь 2 193 971

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 842 135

добыча полезных ископаемых 1 663 877

строительство 1 521 404

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1 501 853

строительство зданий и сооружений 1 197 841

Продолжение таблицы 4

Вид экономической деятельности Сумма, млн. руб.

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1 193 338

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 174 980

сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 1 163 162

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 1 144 896

производство транспортных средств и оборудования 937 813

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 895 013

химическое производство 457 840

производство машин и оборудования 309 519

производство автомобилей 256 871

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 256 806

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 133 789

обработка древесины и производство изделий из дерева 42 797

деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося и не подчиняющегося расписанию 38 832

производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 17 160

Основной мерой контроля банка за деятельность заемщика является прописанные в кредитном договоре ковенанты, соблюдение которых анализируется с помощью показателей финансовой отчетности. Если отчетность не подтверждается положительным мнением аудиторской фирмы, у кредитора появляются дополнительные риски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом можно отметить, что Банк России только разрабатывает этот проект закона, пытаясь добиться совершенствования аудиторской деятельности в России. К тому же ЦБ РФ хочет очистить рынок аудита от недобросовестных участников, поднять уровень качества финансовой отчетности компаний, повысить ответственность аудиторских компаний и СРО аудиторов за выдаваемые аудиторские заключения и развивать аудиторскую деятельность в рамках МСА.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-Ф3 статья 5;

2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс] // МинФин России URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=127798-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2018_g. (дата обращения 22.02.2020);

3. Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях, по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации URL: https://cbr.ru/statistics/table/?tableId=302-01 (дата обращения 22.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.