Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ УКРАИНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В 2014-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ УКРАИНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В 2014-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ЗЕЛЕНСКИЙ / ВЕРХОВНАЯ РАДА / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / КОНФЛИКТ НА ДОНБАССЕ / UKRAINE / ZELENSKY / VERKHOVNA RADA / UKRAINIAN CRISIS / CONFLICT IN DONBAS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вавилов Андрей Николаевич

Настоящая статья посвящена анализу актуальных тенденций внутриполитического развития Украины через призму содержания программ ведущих украинских политических партий. Обзор программ основных политических партий на парламентских выборах 2014 и 2019 гг. позволяет сделать вывод о смещении акцента от вопросов внешней политики и конфликта на Донбассе к проблематике социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PROGRAMS OF UKRAINIAN POLITICAL PARTIES IN 2014-2019 AS A REFLECTION OF TRENDS OF SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT OF UKRAINE

This article is devoted to the analysis of current trends in the internal political development of Ukraine through the prism of the content of the programs of leading Ukrainian political parties. Overview of the programs of major political parties in the parliamentary elections of 2014 and 2019 allows us to conclude that the emphasis is shifting from issues of foreign policy and the conflict in the Donbass to the problems of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММ УКРАИНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В 2014-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ»

УДК 329.11/6

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51496

А.Н. ВАВИЛОВ кандидат политических наук, главный советник Управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами*

Эволюция программ украинских политических партий в 2014-2019 гг. как отражение тенденций социально-политического развития Украины

Настоящая статья посвящена анализу актуальных тенденций внутриполитического развития Украины через призму содержания программ ведущих украинских политических партий.

Обзор программ основных политических партий на парламентских выборах 2014 и 2019 гг. позволяет сделать вывод о смещении акцента от вопросов внешней политики и конфликта на Донбассе к проблематике социально-экономического развития.

Ключевые слова: Украина, Зеленский, Верховная Рада, украинский кризис, конфликт на Донбассе.

A.N. VAVILOV PhD, chief adviser, Department of the President of the Russian Federation for interregional and cultural relations with foreign countries

Evolution of programs of Ukrainian political parties in 2014-2019 as a reflection of trends of social and political development of Ukraine

* Вавилов Андрей Николаевич, e-mail: anvavilov12@yandex.ru

This article is devoted to the analysis of current trends in the internal political development of Ukraine through the prism of the content of the programs of leading Ukrainian political parties.

Overview of the programs of major political parties in the parliamentary elections of 2014 and 2019 allows us to conclude that the emphasis is shifting from issues of foreign policy and the conflict in the Donbass to the problems of socio-economic development.

Keywords: Ukraine, Zelensky, Verkhovna Rada, Ukrainian crisis, conflict in Donbas.

Успех политического проекта В. Зеленского на президентских и парламентских выборах 2019 г. дал старт новому этапу в политическом развитии Украины. Представляется, что от интерпретации «феномена Зеленского» в значительной мере зависит подход к оценке текущей ситуации на Украине и прогнозам ее развития в ближайшем будущем. Анализ эволюции программ ведущих украинских политических партий может способствовать выявлению актуальных тенденций социально-политического развития Украины.

Выборы в Верховную раду Украины VIII созыва состоялись 26 октября 2014 г. и прошли по смешанной системе в условиях острой внутриполитической борьбы, высокого уровня агрессии и нетерпимости по отношению к оппонентам.

Блок П. Порошенко (БПП) получил 133 мандата, «Народный фронт» - 82, Оппозиционный блок - 29, а «Батькивщи-на» - 19, уступив по количеству мест также «Самопомощи» (33 мандата) и Радикальной партии О. Ляшко (22 мандата).

В программе БПП акцент был сделан на «перезагрузке власти» - социально-политических преобразованиях, которые должны быть осуществлены в качестве реализации чаяний «евромайдана». В частности, указывалось на необходимость кадрового обновления органов власти и децентрализации как основного направления реформирования системы государственного устройства1. При этом подчеркивалось сохранение «унитарного, соборного характера» украинского государства и декларировалось, что «при обязательном сохранении и укреплении единого гуманитарного украинского пространства в культурно-языковой сфере, в

1 Передвиборна програма партп «Блок Петра Порошенка». Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-blok-petra-poroshenko/Дата обращения: 15.09.2019 г.

образовании, в политике исторической памяти обязательно будет учитываться специфика каждого региона»1.

К числу внешнеполитических приоритетов были отнесены членство Украины в ЕС, борьба за возвращение «временно оккупированного Крыма» политическими и дипломатические методами, а также сохранение территориальной целостности страны. При этом тема национального единства была одной из ключевых, что воплотилось в партийном лозунге БПП: «Время объединяться!».

В программе партии А. Яценюка «Народный фронт» (НФ) «Восстановление Украины» акцент сделан на вопросах безопасности. Главной задачей провозглашалось восстановление

территориальной целостности и освобождение территории

2

страны «от террористов, иностранных войск и наемников» . Предлагалось законодательно закрепить стратегический курс на евроатлантическую интеграцию, а также принять новую редакцию военной доктрины, в которой определить Россию в качестве страны-агрессора. В разделе «политическое развитие» в числе приоритетов названы продвижение Украины к европейским стандартам управления, борьба с коррупцией, децентрализация и развитие местного самоуправления, а также реформирование политической системы Украины. В гуманитарной области подчеркивалась необходимость содействия распространению использования украинского языка при отсутствии положений о защите прав нацменьшинств, в том числе в языковой сфере.

В целом программу НФ можно характеризовать как более радикальную и ориентированную на националистически настроенную часть электората. Если в программе БПП говорится о перезагрузке и досрочных выборах, то в программе НФ - о «кадровом очищении»3.

Следует подчеркнуть, что по итогам голосования по партийным спискам НФ занял первое место, получив на один мандат больше, чем пропрезидентская партия.

1 Передвиборна програма партп «Блок Петра Порошенка». Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-blok-petra-poroshenko/ Дата обращения: 15.09.2019 г.

2 Програма полiтичноí партп «Народний фронт» «ВЫовлення УкраТни». Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-narodnyj-front/ Дата обращения: 15.09.2019 г.

3 Там же.

Предвыборная программа «Всеукраинского объединения «Батькивщина» «Украина победит!» начинается с констатации того факта, что независимость Украины находится под угрозой1. Для защиты интересов Украины Ю. Тимошенко и ее сторонники считают целесообразным вернуться к «женевскому» формату переговоров с Россией, ввести санкции против РФ, настаивать на признании ее страной-агрессором, а самопровозглашенных республик Донбасса - террористическими организациями.

В сфере внешней политики кроме реализации «европейского выбора» в качестве внешнеполитического приоритета провозглашалось вступление в НАТО, для чего по данному вопросу предлагалось провести всеукраинский референдум.

В области внутренней политики акцент сделан на люстрации и борьбе с коррупцией. В программе также присутствовало и положение о децентрализации, которое воспроизводило идеи о расширении финансовой самостоятельности местного самоуправления и реформе системы государственных администраций. Отдельные положения, посвященные политике в гуманитарной сфере, в частности языковой проблеме, отсутствовали. Следует признать, что из числа наиболее влиятельных партий, традиционно составляющих высший эшелон украинской политики, программа «Батькивщины» выглядит наиболее радикальной и воинственной.

Политическая программа сформированного на руинах Партии регионов «Оппозиционного блока» (ОБ) «Украина: право на будущее» также весьма показательна с точки зрения оценки изменений, произошедших на украинской внутриполитической арене.

В ее основу положена идея необходимости достижения компромисса и установления гражданского мира путем разработки и реализации «Национального плана примирения», который бы включал создание и функционирование площадки для диалога представителей местных советов из всех регионов страны, расследование противоправных действий в

1 Передвиборча програма «ВсеукраТнського об'еднання «Батьювщина» «УкраТна переможе»! Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-batkiv-shhina/ Дата обращения: 19.09.2019 г.

Киеве, в Одессе и на Донбассе, амнистию и разоружение незаконных парамилитарных формирований1.

В качестве основного пути урегулирования конфликта на Донбассе рассматривалась активизация переговоров с Россией при посредничестве ЕС, США и других стран. В сфере внешней политики блок ратовал за провозглашение нейтралитета и внеблокового статуса.

В области внутренней политики программа ОБ наряду с программами основных соперников содержит тезисы о необходимости конституционной реформы и реформирования судебной и правоохранительной систем. Кроме того, говорится и о децентрализации власти, в рамках которой целесообразно передать функции, полномочия и ресурсы территориальным общинам, ликвидировав государственные администрации. Планируется обеспечить всестороннее развитие украинского языка как государственного, предоставив общинам на местах право придавать русскому и другим языкам статус региональных для использования в различных сферах, а также законодательно закрепить гарантии их развития. Из основных политических сил только ОБ открыто заявил о негативном влиянии Соглашения об ассоциации с ЕС, указав на необходимость уменьшения последствий от его ратификации. Также ОБ предлагает ввести уголовную ответственность за разжигание межнациональной вражды и запретить деятельность радикальных экстремистских организаций, что разительно контрастирует с духом и содержанием программ, рассмотренных выше.

Общую палитру политических программ ведущих политических сил целесообразно дополнить краткой характеристикой программы партии «Самопомощь», которая интересна тем, что представляет собой пример успешного политического проекта нового поколения, имеющего выраженное региональное происхождение (партия создана в Галиции, лидер партии - мэр Львова А. Садовой). Ее характеризуют внимание к таким темам, как укрепление обороноспособности, децентрализация, конституционные преобразования, борьба

1 Передвиборна програма пол1тично'1' партп «Опозицмний блок» «Украина: право на майбутне». Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-oppo-zitsionnyj-blok/. Дата обращения: 22.09.2019 г.

с коррупцией и судебная реформа1. Тему внешней политики программа в целом обходит стороной за исключением тезиса об отказе от внеблокового статуса и о том, что «Самопомощь» будет отстаивать «активную роль государства в мировой борьбе за ресурсы, инвестиции и рынки» .

Показательно, что по итогам выборов впервые в постсоветской истории в парламент не попала компартия, которая не смогла преодолеть барьер в 5%. КПУ ратовала за сохранение единства славянских народов и восстановление добрососедских и братских отношений с государствами СНГ, прежде всего с Россией, обещала закрепить за русским языком статус государственного, обеспечить защиту исторической памяти и предлагала ряд других положений, благодаря которым программа КПУ отчетливо диссонирует с общим политическим фоном3.

Обзор программ основных политических партий позволяет характеризовать актуальную политическую повестку дня накануне парламентских выборов 2014 г.

Прежде всего, следует отметить, что программы пяти ведущих политических партий за исключением ОБ не содержат существенных противоречий и основаны на единой идеологической платформе. Все программы включают набор общих тем, среди которых выделяются конституционная реформа, реформа правоохранительной и судебной систем, борьба с коррупцией, а также децентрализация, которая, как правило, трактуется как реорганизация системы местных государственных администраций и расширение возможностей муниципальных образований за счет перераспределения государственных доходов и полномочий.

В сфере внешней политики в качестве общей идейной базы выступает евроинтеграция. При этом также произошла своего рода «легализация» идеи вступления страны в НАТО, так как ранее, например, в период президентства В. Ющенко, несмотря на практические шаги в этом направлении, в предвыборных программах данная цель прямо не фигурировала.

1 Передвиборна програма Пол1тичноТ партп «Об'еднання «САМОПОМ1Ч». Режим доступа: https://rada.election.com.ua/ppr-samopomich/ Дата обращения: 24.09.2019 г.

2 Там же.

3 Передвиборна програма Комунютично'Т партп УкраТни «ЗА МИР, НА-РОДОВЛАДДЯ I СПРАВЕДПИВЮТЬ»! Режим доступа: com.ua/ppr-kommunisticheskaya-partiya-ukrainy/ Дата обращения: 28.09.2019 г.

На фоне событий в Крыму и конфликта на Донбассе оказался востребован лозунг укрепления обороноспособности страны, который сопряжен с идеей национального единства. Активно эксплуатировалось положение о необходимости усиления социальной защищенности военнослужащих.

Единственная крупная оппозиционная партия, в программе которой содержался открытый призыв к примирению на Донбассе путем компромисса - ОБ. В то же время в его программе отсутствовала такая традиционная для «регионалов» тема, как придание русскому языку статуса второго государственного. Также программа ОБ свидетельствует, что вопрос участия Украины в продвигаемых Россией интеграционных проектах был исключен из актуальной внутриполитической повестки.

Итоги выборов отразили существенный сдвиг общественных настроений на Украине. После потрясений 2014 г. украинское общество стало значительно более прозападно настроенным и гораздо более враждебным по отношению к России, чем когда бы то ни было ранее. Просматривается формирование консенсуса на основе патриотического подъема и роста антироссийских настроений, частью которого являлось признание западного вектора безальтернативным направлением развития страны, что нашло свое отражение в соглашении об образовании новой парламентской коалиции1.

Взгляд на электоральную карту Украины, количество голосов, полученных тремя ведущими прозападными партиями, а также результат ОБ, который набрал в 3 раза меньше голосов по партийным спискам, чем «Партия регионов» на парламентских выборах в 2012 г., казалось бы, дают основание сделать вывод о преодолении традиционного для постсоветской Украины социокультурного и политического раскола. Однако представляется, что данный тезис можно принять лишь с существенными и принципиальными оговорками.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что исключение Крыма и крупнейших агломераций Донбасса из украинского политического пространства существенно понизило конфликтный потенциал украинского общества, которое стало гораздо более гомогенным. Результаты голосования продемонстриро-

1 Угода про коалщю депутатських фракцм «Свропейська УкраТна». 27 листопада 2014 р. Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/fi-le/text/33/f439014n8.pdf. Дата обращения: 4.10.2019 г.

вали, что отмечавшиеся ранее выраженные и устойчивые региональные различия политических предпочтений избирателей не утратили своей актуальности и в условиях 2014 г. нашли свое специфическое выражение. Так, население юго-востока по большей части проигнорировало выборы и «линия Субтельного» разделила страну по уровню активности избирателей. Как отмечает Н. Ряботяжев, этнокультурный раскол Украины «был продемонстрирован в том числе и разной

1

электоральной активностью на западе и востоке страны» . Также следует согласиться и с В.Лапкиным в том, что «распределение явки на прошедших выборах фактически характеризует эффект диктатуры революционного большинства»2. Кроме того, ОБ показал наилучшие результаты, набрав в Донецкой области 38,8%, Луганской - 35,4%.

В мае 2019 г. новый президент Украины объявил о роспуске парламента. По итогам внеочередных выборов, которые также прошли по смешанной системе, партия «Слуга народа» получила 254 места в парламенте, «Оппозиционная платформа - за жизнь» - 43, «Батькивщина» - 26, «Европейская солидарность» П.Порошенко - 25, «Голос» С. Ва-карчука - 20. Таким образом, впервые в истории Украины победитель выборов получил возможность единолично сформировать парламентское большинство. Полное доминирование соратников В. Зеленского в парламенте отразило и распределение комитетов: за исключением четырех комитетов, все остальные возглавили представители «Слуги народа».

Партия «Самопомощь» набрала менее 1% голосов и смогла провести лишь одного депутата по одномандатному округу. Компартия Украины участия в выборах 2019 г. не принимала.

Программу, с которой партия «Слуга народа» шла на выборы 2019 г., отличает, прежде всего, акцент на социально-экономических проблемах внутреннего развития страны. Из ее 16 разделов 2 - посвящены обновлению, повышению ответственности власти и борьбе с коррупцией, 2 - реформе

1 Работяжев Н.В. Парламентские выборы на Украине и перспективы ее политического развития // Украинский кризис: причины, эволюция, уроки: Сб. науч. ст. / Под общей ред. д.и.н., проф. Шмелёва Б.А. В 2 ч. Ч. 2. М.: ИЭ РАН, 2014, с. 234.

2 Лапкин В. В. Проблемы национального строительства в полиэтнических постсоветских обществах: украинский казус в сравнительной перспективе // Полис. Политические исследования, 2016, № 4, с. 54-64.

правоохранительной и судебной систем, 6 - различным аспектам экономического развития, 4 - социальной сфере, 2 - вопросам внешней политики и обороны. При этом партия декларирует нацеленность на то, чтобы «воплотить курс президента Зеленского в конкретных законопроектах и полити-1

ческих решениях» .

В части политических реформ предлагается отказаться от неприкосновенности депутатов, ввести выборы по пропорциональной системе открытыми списками, механизм народного вето на принятые законы и ряд других мер.

В разделе «национальная идентичность и гражданское согласие» говорится о намерении проводить гуманитарную политику, которая «будет способствовать культурному, гражданскому и духовному объединению граждан Украины»2. В этом же разделе находится положение, посвященное конфликту на Донбассе: «создадим систему информационной реинтеграции жителей оккупированных территорий в Украи-не»3. В разделе «безопасность и оборона» отмечается, что партия «обеспечит законодательное сопровождение инициатив президента, направленных на восстановление территориальной целостности и государственного суверенитета Ук-раины»4. Следует подчеркнуть, что это единственные положения программы, которые непосредственно касаются конфликта на юго-востоке.

В языковой сфере предполагается создать «систему поддержки украинского языка и культуры с помощью фискальных стимулов и приоритетного государственного финансиро-вания»5.

В сфере внешней политики и безопасности предлагается установить уровень расходов на оборону в размере не менее 5% ВВП, «восстановить реформирование вооруженных сил по стандартам НАТО», принять законы, «необходимые для выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и расширении сотрудничества с Евросоюзом и НАТО», а

1 Передвиборна програма партп «Слуга народу». Режим доступа: www.sluga-narodu.com/program. Дата обращения: 29.09.2019 г.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

также «поддержать инициативы президента по перезагрузке отношений с ближайшими соседями Украины на западе» .

В сфере борьбы с коррупцией, по мнению партии, необходимо провести «очищение и «перезагрузку» прокуратуры, обеспечить «реальную независимость антикоррупционных органов»2.

В области экономики, при том, что ей посвящен значительный объем программы, предвыборные обещания носят крайне общий характер. Например, предполагается провести национальный экономический аудит (без уточнения содержания и целей этой работы), разработать национальную экономическую стратегию, ввести «экономический паспорт украинца», по которому все дети получат долю от эксплуатации природных ресурсов на индивидуальные счета, реформировать системы пенсионного обеспечения и медицинского страхования3.

Также программа «Слуги народа» содержит характерное для избирательной кампании 2014 г. положение о децентрализации. Ее предлагается осуществить в соответствии с европейскими нормами: передать максимум полномочий исполкомам местных советов, превратить государственные администрации в «префектуры европейского типа»4.

При рассмотрении программы партии В. Зеленского обращают на себя внимание, прежде всего, общий характер формулировок и выраженный акцент на социально-экономической проблематике. По своей тональности и смысловому содержанию данная программа перекликается с программой партии П. Порошенко образца 2014 г. Отличие заключается в том, что в программе БПП в качестве приоритетов выступают политические и конституционные преобразования, в то время как в программе «Слуги народа» основное содержание приходится на вопросы социально-экономического развития.

В программе «Батькивщины» «Новый курс» на первом месте вопросы внешней политики, далее - социальные преобразования, последний раздел посвящен вопросам экономического развития.

1 Передвиборна програма партп «Слуга народу». Режим доступа: www.sluga-narodu.com/program. Дата обращения: 29.09.2019 г.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

В сфере внешней политики и безопасности «Батькивщина» четко обозначает приоритеты: «Наше будущее - в ЕС. Наша безопасность - в НАТО»1. Продвижение к урегулированию на Донбассе предполагается посредством реализации формулы «Будапешт+», которая призвана дополнить «минский» и «нормандский» форматы за счет вовлечения в мирный процесс США и Великобритании. Восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины обозначается как главная задача.

В разделе «Новая социальная доктрина» содержится типичный набор обещаний: повышение доступности медицинского обеспечения и образования, реформа пенсионной системы и повышение пенсий до уровня не ниже прожиточного. Отмечается, что приоритетом «Нового курса» являются образование и наука. Следует отметить, что языковая проблема в программе «Батькивщины» обходится стороной.

В экономическом разделе особого внимания заслуживают тезис о сохранении моратория на продажу земли и обещания: повысить за пять лет уровень средней заработной платы в долларовом измерении до польского уровня; понизить цену на газ для населения в 2 раза; установить ставку по ипотечным кредитам не более 3%; за пять лет поднять уровень оплаты в сфере образования до европейского уровня. Как и в 2014 г., программа «Батькивщины» оставляет впечатление документа, носящего популистский характер.

Предвыборная программа «Европейской солидарности» П. Порошенко в значительной части представляет собой «отчет» команды прошлого президента о проделанной работе и попытку представить результаты своей деятельности в качестве достижений2. Так, отмечается, что благодаря администрации П. Порошенко удалось предотвратить захват и распад Украины, начать ее возрождение. При этом утверждается, что достигнут исторический прорыв «в деле укрепления независимости Украины. Получение Томоса об автокефалии Украинской Церкви, политика деколонизации - шаги, которые утверждают нашу самобытность. За пять лет мы добились международной субъектности Украины - способ-

1 Передвиборна програма пол1тично''' партп Всеукра'нське об'еднання «Батьгавщина». Режим доступа: https://ba.org.ua/programm/ Дата обращения: 30.09.2019 г.

2 Передвиборна програма Полiтичноí партп «Свропейська Солщарнють». Режим доступа: https://eurosolidarity.org/program/ Дата обращения: 30.09.2019 г.

ности защищать свои интересы и проводить свою политику

1

на международной арене» .

Провозглашается, что будущее Украины только в ЕС и НАТО и формулируется конкретная цель: подача заявки на членство в ЕС и получение Плана действий по членству в НАТО уже в 2023 г. Россия в программе прямо называется агрессором2. В качестве важнейшего внешнеполитического приоритета определяется обеспечение сохранения внимания мировой общественности к проблеме Крыма и Донбасса. Большое внимание уделено вопросам укрепления обороноспособности и обеспечению единства армии и общества.

Как и в программах политических конкурентов активно используется тема реформирования различных сфер жизни общества. В частности, говорится о необходимости завершить судебную и административную реформы. При этом решение проблем социально-экономического развития страны также преподносится через призму якобы успешной деятельности прошлого президента.

В целом программа партии «Европейская солидарность» с очевидностью построена на внешнеполитической проблематике, эксплуатирует конфликт на Донбассе и образ России как страны-агрессора. Благодаря резкости внешнеполитических оценок и прямым антироссийским выпадам она напоминает программу «Батькивщины» образца 2014 г. При этом вопросы социально-экономического развития страны явно остаются периферийными. Проблемы развития образования, здравоохранения и политика в языковой сфере не получили подробного освещения в программе.

Программа «Оппозиционной платформы - за жизнь» (ОПЗЖ), как и программа ОБ в 2014 г. достаточно радикально отличается от политических платформ ведущих прозападных партий. Ее первый раздел «Мир. Единство. Консолидация» недвусмысленно указывает на основную проблему социально-политического развития страны - глубокий политический и мировоззренческий раскол общества и систематическое нарушение прав граждан3. Партия обещает, что «положит «конец политике дискриминации, ксенофобии и

1 Там же.

2 Там же.

3 Предвыборная программа политической партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» «Мир! Ответственность! Забота!». Режим доступа: http://zagittya.com.ua/page/rukovodstvo.html. Дата обращения: 02.10.2019 г.

радикализма» и «объявит мораторий на решения, раска-

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лывающие страну» .

Соответственно урегулирование конфликта на Донбассе видится на пути прямых переговоров Киева с непризнанными республиками и Москвой. ОПЗЖ выступает за предоставление Донбассу автономного статуса, закрепленного в конституции, и принятие законов об амнистии, выборах и региональной свободной экономической зоне. Тем самым партия поддерживает концепцию урегулирования, положенную в основу Минских соглашений.

В сфере политических реформ предполагается добиться отмены законов о языке, образовании, декоммунизации, люстрации и др. Также присутствует положение о снятии неприкосновенности с президента, народных депутатов и судей. В программу вошли и традиционные предложения, характерные для политических платформ других партий: реформа правоохранительной и судебной систем, борьба с коррупцией, а также децентрализация, в рамках которой планируется предоставить районным советам возможность формировать исполнительные комитеты.

После значительного по объему внутриполитического блока следует раздел, посвященный экономической проблематике, который носит название «Политика экономического прагматизма». Он содержит типичные для других политических сил положения, связанные со снижением налоговой нагрузки на бизнес, оздоровлением инвестиционного климата и т.д. Присутствуют и характерные для этой парламентской кампании обещания снижения тарифов на газ для населения, списания задолженности населения за услуги ЖКХ и т.д.

В разделе «Развитие социального государства» на фоне обещаний повысить доступность и качество образования и медицинской помощи заслуживает особого внимания положение об обеспечении «возможности учиться на родном языке»2.

Раздел, посвященный вопросам внешней политики, обещает возвращение к политике многовекторности и обеспечение нейтралитета в военно-политической сфере. ОПЗЖ предлагает начать восстановление торгово-экономического взаи-

1 Там же.

2 Предвыборная программа политической партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» «Мир! Ответственность! Забота!». Режим доступа: http://zagittya.com.ua/page/rukovodstvo.html. Дата обращения: 02.10.2019 г.

модействия с Россией, пересмотреть «кабальные» условия участия Киева в ВТО и ЗСТ с ЕС, обеспечить сохранение транзита российского газа за счет создания трехстороннего газотранспортного консорциума.

Таким образом, обзор программ основных политических партий на парламентских выборах 2019 г. с учетом распределения полученных голосов избирателей позволяет сделать несколько наблюдений и выводов.

Прежде всего, следует констатировать смещение акцента от вопросов внешней политики и конфликта на Донбассе к проблематике социально-экономического развития. В целом программы стали гораздо более сдержанны в оценках происходящего на юго-востоке, а также в антироссийских высказываниях. Решение проблемы Донбасса рассматривается по большей части путем политико-дипломатических усилий с опорой на поддержку западных партнеров.

Некоторое исключение представляет собой программа «Европейской солидарности», которая демонстрирует наивысший градус антироссийских настроений. Можно сказать, что партия П. Порошенко значительно отошла от платформы, на основе которой одержала победу в 2014 г., и сместилась на позиции, которые на прошлых выборах занимали «Батькивщина» и «Народный фронт». Подобный идеологический дрейф проявил себя и в смене главного предвыборного лозунг «Время объединяться!» в 2014 г. на девиз «Армия. Язык. Вера» в 2019 г.

Рост патриотических настроений постепенно уступил место «усталости» от войны, от коррупции и нескончаемой череды внутриполитических конфликтов. Значительные ожидания позитивных изменений, связанные с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС и началом реформ, сменились разочарованием, вызванным резким падением уровня жизни большинства граждан. Например, обращает на себя внимание, что в программах получило распространение положение о снижении для населения тарифов на услуги ЖКХ, что указывает на значимость данной проблемы.

Также можно утверждать, что в сфере внешней политики крупнейшие парламентские партии, за исключением ОПЗЖ, как и в 2014 г., выражают консенсус относительно поддержки политики евроинтеграции, что свидетельствует о его устойчивом характере.

Программа ОПЗЖ демонстрирует преемственность по отношению к программе ОБ и последовательность в подходах в сфере внутренней и внешней политики, и достаточно радикально противоречит взглядам, которые нашли отражение в программах ведущих парламентских партий.

Сравнительный анализ партийных программ показывает, что основные положения, касающиеся политических и социально-экономических реформ, которые активно продвигались в 2014 г., оказались востребованы и в 2019 г. Так, обещания борьбы с коррупцией, осуществления конституционной, судебной и правоохранительной реформ, а также децентрализации власти спустя пять лет перекочевали в программные документы ведущих политических сил. Это дает основания сделать вывод о том, что указанные проблемы не были преодолены за годы президентства П. Поро-шенко и остаются по-прежнему актуальными.

В целом можно констатировать, что парламентская избирательная кампания 2019 г. продемонстрировала общественный запрос на изменение вектора социально-экономического развития, на противодействие утвердившемуся радикализму в политике, на восстановление правопорядка и реальную борьбу с коррупцией, а также на установление мира на Донбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.