Научная статья на тему 'Эволюция принципов управления предприятиями: авторская версия'

Эволюция принципов управления предприятиями: авторская версия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИЗНАК / КОЛИЧЕСТВО / КАЧЕСТВО / ЗАТРАТЫ / ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяпухин А. П.

Цель статьи заключается в определении закономерностей развития и разработке целостной иерархической системы принципов управления предприятиями. На основе исследования работ А. Файоля, Э. Деминга, Дж. Лайкера, Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т.П. Станка и использования совокупности классификационных признаков автором обоснованы четыре приоритета, шестнадцать групп и шестьдесят четыре принципа управления предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция принципов управления предприятиями: авторская версия»

УДК 338.242.2

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ,

КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ:

АВТОРСКАЯ ВЕРСИЯ

А.П. ТЯПУХИН,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Оренбургский государственный университет e-mail aptyapuhin@mail.ru

Цель статьи заключается в определении закономерностей развития и разработке целостной иерархической системы принципов управления предприятиями. На основе исследования работ А. Файоля, Э. Деминга, Дж. Лай-кера, Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т.П. Станка и использования совокупности классификационных признаков автором обоснованы четыре приоритета, шестнадцать групп и шестьдесят четыре принципа управления предприятиями.

Ключевые слова: принцип, управление, предприятие, признак, количество, качество, затраты, время

Анализ результатов деятельности предприятий - мировых лидеров в производстве и реализации продукции и услуг показывает, что основу их финансового благополучия составляет эффективное использование менеджмента. Именно менеджмент лежит в основе инновационного развития хозяйствующих субъектов, их доминирования на мировых рынках, обеспечения экономической безопасности и решения социальных проблем современного общества.

Тем не менее, наблюдая российскую действительность, создаётся впечатление, что внедрение и использование менеджмента является второстепенной проблемой, решение которой отводится будущим поколениям руководителей. До сих пор при управлении российскими хозяйствующими субъектами используются системы менеджмента, характерные для зарубежных предприятий 20-30 гг. прошлого века, которые явно сдерживают достижение целей данных субъектов на мировом рынке. Более того, в связи с постоянным совершенствованием теории и практики менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой отставание российских предприятий в сфере управления увеличивается.

Очевидно, что для решения данной проблемы необходимы теоретические исследования и конкретные рекомендации по повышению эффективности отечественного менеджмента в долгосрочной перспективе.

Исходя из этого, целью данной статьи является определение закономерностей развития принципов управления социально-экономическими системами, что позволит скорректировать стратегии отечественных предприятий, направленные на достижение ими требуемого уровня конкурентоспособности на мировом рынке.

Достижение изложенной выше цели обеспечивается на основе учёта следующих базовых предпосылок:

1) И. Ансоффом обоснованы четыре стадии развития экономики:

- 1820 - 1900 гг. - стадия промышленной революции;

- 1900 - 1930 гг. - стадия массового изготовления;

- 1930 - 1950 гг. - стадия маркетинга;

- с 1950 г. до настоящего времени - постиндустриальная стадия [1];

2) используя данную точку зрения, в работе [2] выделены следующие концепции управления предприятиями в рыночных условиях:

- производственный менеджмент (стадия массового производства);

- маркетинг (стадия маркетинга);

- логистика (постиндустриальная стадия), которая включает две «волны» или стадии развития;

3) в соответствии с данной классификацией автором предложены уточнённые принципы управления предприятиями [3], основанные на работах А. Файоля [4], Э. Деминга [5], Дж. Лайкера [6];

4) указанные выше принципы в дальнейшем были скорректированы за счёт «мегатенденций, которые изменяют логистические цепи поставок», разработанных Д. Бауэрсоксом, Д. Клоссом и Т.П. Станком [7].

Тем не менее, несмотря на предварительные результаты, связанные с формированием целостной системы принципов управления предприятиями на различных стадиях их развития, нельзя сказать, что рассматриваемая автором проблема является решённой по следующим причинам:

- между принципами, разработанными перечисленными выше авторами, слабо прослеживаются взаимосвязи, что обусловлено использованием различных подходов к их формированию;

- часть принципов управления предприятиями, рассматриваемых в динамике, дублируют друг друга, хотя, по сути, они должны развиваться во времени, приобретая новые свойства и характеристики;

- некоторые, типичные для той или иной стадии развития предприятий идеи в области управления не нашли соответствующего отражения в данных принципах.

Для формирования целостной иерархической системы принципов управления предприятиями представляется целесообразным решение следующих задач:

1) выявление классификационных признаков первого уровня, доказывающих наличие основных, чётко выраженных приоритетов развития предприятий в рыночных условиях;

2) использование классификационных признаков второго уровня для определения групп принципов в рамках каждого приоритета развития, т.е. в расчёте на один приоритет можно выделить, как минимум, четыре группы принципов управления предприятиями;

3) формулировка конкретных принципов управления предприятиями в рамках каждой выделенной их группы на основе классификационных признаков третьего уровня.

Таким образом, в данной статье автором предлагается иерархически упорядоченная во времени система принципов управления предприятиями в соответствии со схемой, представленной на рисунке 1, которая позволяет:

- понять закономерности и выявить тенденции развития данных принципов, а также прогнозировать их характеристики в дальнейшем;

- учесть мнение ведущих специалистов, разработавших собственные принципы управления предприятиями на различных этапах их развития;

- структурировать принципы управления предприятиями по основным стадиям их развития (или по концепциям управления данными предприятиями);

- установить сроки, продолжительность и последовательность использования конкретной группы принципов управления предприятиями;

Рисунок 1 - Последовательность формирования системы принципов управления предприятиями в рыночной экономике

- обосновать содержание стратегий развития данных предприятий в зависимости от факторов их внешней и внутренней среды.

Для обоснования приоритетов развития предприятий в рыночных условиях, по мнению автора, целесообразно использовать следующие классификационные признаки первого уровня:

- компоненты составляющей комплекса маркетинга «цена»: затраты и время;

- компоненты составляющей комплекса маркетинга «товар»: количество и качество (рисунок 2).

Нетрудно видеть, что данные компоненты одновременно являются составляющими комплекса управления ценностью [2, С. 29], к которым также следует отнести территорию и траекторию.

Напомним, что под управлением ценностью (англ. - Value Management) автором понимается «промежуточная концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на ресурсы и траектории движения их потоков с целью создания ценности для потребителей, находящихся на определенной территории, заказавших определенное количество продуктов и услуг определенного качества в определенное время, и соглашающихся компенсировать затраты предприятия (поставщика), которые связаны с проектированием, созданием и доставкой этих продуктов и услуг».

На основе указанных выше классификационных признаков можно выделить следующие приоритеты развития предприятий и установить взаимосвязи между ними:

Составляющая комплекса маркетинга «цена» Компоненты комплекса управления ценностью

Количество

Составляющая комплекса маркетинга «товар»

Качество

Рисунок 2 - Варианты компонентов комплекса управления ценностью

- качества, количества, затрат и времени и адекватные им приоритеты развития предприятий

1) приоритет А - снижение затрат и устранение возможного дефицита за счёт создания запасов товара - характерен для такой концепции управления предприятиями как производственный менеджмент. Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная А. Файолем. Целесообразность выделения приоритета А обусловлена [8]:

- возможностью использования торговых скидок при закупке большого количества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

- разнесением условно-постоянных затрат на больший объём продукции и услуг (эффект масштаба);

- рациональным использованием технологической оснастки (исключая потери в объёме выпуска продукции за счёт переналадки оборудования);

- сокращением затрат «упущенной выгоды» из-за возможного дефицита сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

- относительно низким платёжеспособным спросом клиентов на конечные продукты и услуги, что позволяет ориентироваться, в основном, на удовлетворение однородных потребностей рынка;

2) приоритет В - создание качества товара за счёт увеличения затрат на его производство - характерен для такой концепции управления предприятиями как маркетинг. Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная Э. Демингом. Целесообразность выделения приоритета В обусловлена [8]:

- переориентацией клиентов на неценовые параметры продукции и услуг, когда во главу угла ставится не их низкая цена, а потребительские свойства данных продукции и услуг;

- ростом затрат на обеспечение качества продукции и услуг в связи с появлением их модификаций, что приводит к дополнительным переналадкам

Затраты__________________Время

Снижение затрат и устранение возможного дефицита за счёт создания запасов товара А Экономия оборотных средств (времени) за счёт снижения запасов товара ^ С

\/ Создание качества товара за счёт увеличения затрат на его производство В ▼ Обеспечение качества товара за счёт сокращения производственного цикла Б

оборудования и к потерям объёма выпуска продукции и оказания услуг во времени;

- увеличением расходов на использование дополнительных технологических операций и операций контроля качества продукции и услуг;

- ростом затрат на маркетинговые исследования и разработку комплекса маркетинга на рынке, характеризующемся разнородными потребностями;

3) приоритет С - экономия оборотных средств предприятия за счёт снижения запасов товара - характерен для такой концепции управления предприятиями как логистика «первой волны». Наиболее близкой к данной концепции является система принципов, разработанная Дж. Лайкером. Целесообразность выделения приоритета С обусловлена [8]:

- переходом предприятий на выпуск диверсифицированного ряда продукции и услуг, в связи с чем практически исчерпываются возможности синхронизации операций технологических процессов и снижения себестоимости продукции и услуг на этой основе;

- необходимостью совершенствования систем управления предприятиями и цепями поставок в условиях ужесточения конкуренции на рынках различного типа;

- ориентацией на сокращение потребности в оборотных средствах и повышение рентабельности активов предприятия;

- широким вовлечением персонала в процесс совершенствования деятельности предприятия;

- возрастанием роли логистических методов управления бизнес-процессами, направленных на устранение межфункциональных барьеров на предприятиях и в цепях поставок;

3) приоритет Б - обеспечение качества товара за счёт сокращения продолжительности производственного цикла - характерен для такой концепции управления предприятиями как логистика «второй волны». Наиболее близкой к данной концепции является система принципов (мегатенденций), разработанная Д. Бауэрсоксом, Д. Клоссом, Т.П. Станком. Целесообразность выделения приоритета Б обусловлена тем, что [8]:

- организация потока единичных изделий в машиностроении позволяет обеспечить минимальные допуски на их размеры, что повышает качество продукта, состоящего из данных изделий;

- устранение межфункциональных барьеров на уровне цепей поставок способствует существенному сокращению длительности подготовки производства инновационных продуктов и услуг и одновременно обеспечивает освоение их широкого ассортимента в соответствии с требованиями конечных потребителей;

- сокращение длительности производственного цикла позволяет выявить направления совершенствования управления предприятиями; в этом случае учитываются потери «упущенной выгоды», которые устраняются в первую очередь посредством повышения качества управления предприятиями и цепями поставок;

- сокращение длительности производственного цикла обеспечивается за счёт выделения части работ или всей работы на аутсорсинг, т.е. их передачу тем предприятиям, которые могут выполнить порученную им работу более качественно.

На рисунке 2 также отражена типовая последовательность реализации приоритетов развития предприятий по схеме: А - В - С - D, которая может иметь несколько вариантов исполнения, в том числе за счёт совмещения тех или иных приоритетов их развития.

Для выявления групп принципов управления предприятиями (рисунок 1) целесообразно использовать такие классификационные признаки второго уровня как:

- компоненты составляющей комплекса менеджмента (внутренних переменных организации) «структура»: система и процесс;

- объект оптимизации деятельности предприятия: технология (бизнес-процессы) и управление (менеджмент).

Использование данных классификационных признаков позволяет выделить шестнадцать групп принципов управления предприятиями (рисунок

3):

1) приоритет А - снижение затрат и устранение возможного дефицита за счёт создания запасов товара:

- А1.1: создание и обслуживание мест хранения запасов.

Создание запасов негативно влияет на планировку рабочих мест подразделений предприятия, увеличивая стоимость его основных фондов и затраты на их поддержание в работоспособном состоянии. Кроме того, места хранения запасов нуждаются в обслуживании и обеспечении необходимыми ресурсами, что увеличивает себестоимость продукции и услуг, однако данный аспект нивелируется за счёт эффекта масштаба производства;

- А1.2: синхронизация операций технологического процесса.

Данная группа принципов предполагает обеспечение равенства тактов операций технологического процесса, что возможно при массовом или крупносерийном производстве продукции и оказании услуг.

- А2.1: внедрение моделей управления запасами.

Модели управления запасами можно выделить на основе следующих классификационных признаков:

а) количество заказываемых ресурсов: постоянное (Const) и переменное

(Var);

б) интервалы времени между смежными поставками ресурсов: детерминированные (Const) и стохастические (Const) (рисунок 4) [2, С. 287].

Нетрудно видеть, что основой данной классификации являются компоненты комплекса управления ценностью - «количество» и «время», которые были использованы для формирования матрицы, приведённой на рисунке 2.

- А2.2: организация работы партиями и очередями (последовательное движение предметов труда).

Приоритет А Снижение затрат и устранение возможного дефицита за счёт создания запасов товара Приоритет В Создание качества товара за счёт увеличения затрат на его производство

Компонент комплекса менеджмента «структура» Компонент комплекса менеджмента «структура»

Система Процесс Система Процесс

Объект оптимизации ■ о о Е g Е н Создание и обслуживание мест хранения запасов А1.1 Синхронизация операций технологического процесса А1.2 Совершенствование технологических процессов В1.1 «Встраивание» качества в продукт (процесс) В1.2

Управление Внедрение моделей управления запасами А2.1 Организация работы партиями и очередями (последовательное движение предметов труда) А2.2 Внедрение концепций управления качеством В2.1 Улучшение потребительских свойств товара В2.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект оптимизации Технология Устранение межфункцио- нальных барьеров С1.1 Организация быстрой переналадки оборудования С1.2 Сокращение ожидания (простоев) участников цепей поставок Б1.1 Организация потока единичных изделий Б1.2

Управление Внедрение концепции бережливого производства С2.1 Использование передаточных партий (параллельное движение предметов труда) С2.2 Внедрение вытягивающих концепций управления цепями поставок Б2.1 Развитие человеческого капитала Б2.2

Приоритет С Экономия оборотных средств за счёт снижения запасов товара Приоритет О Обеспечение качества товара за счёт сокращения производственного цикла

Рисунок 3 - Группы принципов управления предприятием в соответствии с приоритетами его развития

Детерминированные Интервалы времени между двумя смежными поставками

Стохастические

Количество заказываемых ресурсов

Постоянное Переменное

Q = Const t = Const Q = Var t = Const

Q = Const t = Var Q = Var t = Var

Рисунок 4 - Основные виды моделей управления запасами

Работа партиями и очередями организована без передаточных партий изделий и характеризуется незначительными затратами времени на переналадку оборудования. Однако при реализации данной группы принципов существенно увеличивается длительность производственного цикла, влияющая на величину оборотных средств и рентабельность активов предприятия;

2) приоритет В - создание качества товара за счёт увеличения затрат на его производство:

- В 1.1: совершенствование технологических процессов.

Данная группа принципов является основой для реализации одной из концепций маркетинга - концепции совершенствования производства [8], поскольку эффективная технология способствует повышению качества продукции и услуг и объёмов их реализации;

- В 1.2: «встраивание» качества в продукт (процесс).

В первую очередь речь идёт об использовании принципа «дзидока» -остановка процесс ради встраивания качества [6]. «Дзидока» также называют автономизацией - наделением оборудования человеческим интеллектом и использованием в технологическом процессе устройств типа «пока-ёка», предупреждающих появление ошибок.

- В2.1: внедрение концепций управления качеством.

К числу таких концепций следует отнести концепции всеобщего управления качеством (англ. - Total Quality Management - TQM) и метод управления качеством «Шесть сигм» (англ. - Six sigma - 6а) [9];

- В2.2: улучшение потребительских свойств товара.

Данная группа принципов является основой для реализации ещё одной концепции маркетинга - концепции совершенствования товара, предполагающей придание ему новых потребительских свойств, что позволяет успешно позиционировать данный товар на рынке [10];

3) приоритет С - экономия оборотных средств предприятия за счёт снижения запасов товара:

- С 1.1: устранение межфункциональных барьеров.

Данная группа принципов направлена на использование процессного подхода к управлению предприятиями, например, [11];

- С1.2: организация быстрой переналадки оборудования.

Решение данной проблемы обеспечивается на основе работ С. Синго, например, [12];

- С2.1: внедрение концепции бережливого производства.

Содержание концепции бережливого производства подробно изложено

в работе [13];

- С2.2: использование передаточных партий (параллельное движение предметов труда).

Данная группа принципов является логичным продолжением группы принципов А2.2 (рисунок 3). Она характеризуется использованием передаточных партий изделий за счёт уменьшения уровня их запасов. Данное мероприятие позволяет существенно сократить длительность производственного цикла со значительным высвобождением оборотных средств предприятия и

116

создать необходимые предпосылки для удовлетворения элитарных потребностей клиентов;

4) приоритет D - обеспечение качества товара за счёт сокращения продолжительности производственного цикла:

- D1.1: сокращение ожидания (простоев) участников цепей поставок.

Решение данной проблемы может быть достигнуто, например, на основе теории массового обслуживания и совершенствования информационных технологий в цепях поставок;

- D1.2: организация потока единичных изделий.

Данная группа принципов достаточно подробно изложена Дж. Лайке-ром [6];

- D2.1: внедрение вытягивающих концепций управления цепями поставок.

Наиболее известной формой вытягивающей производственной системы является система «Точно во время» (англ. - Just - in - time - JIT), для реализации которой организуется поток ресурсов, вытягиваемых в ходе технологического процесса последующими звеньями цепей поставок.

- D2.2: развитие человеческого капитала.

Особенностью данной группы принципов является осознание роли человека в достижении стратегических целей предприятия. Человеческий капитал рассматривается как вложенный в дело, работающий источник дохода в виде интеллектуальной собственности (нематериальных активов) [14].

В соответствии с данными рисунка 1 каждую из шестнадцати групп принципов управления предприятием (рисунок 3) можно структурировать, используя такие классификационные признаки третьего уровня как:

- тип используемых ресурсов: человеческие и прочие;

- стадия управленческого решения - подготовка и реализация.

Данные классификационные признаки позволяют чётко разграничить

принципы, касающиеся управления технологией (бизнес-процессами) и менеджмента - управления исполнителями в рамках конкретной организационной структуры управления предприятием (рисунок 3).

В результате использования указанных выше классификационных признаков можно выделить основные принципы управления предприятиями, представленные на рисунках 5 - 8, которые, по мнению автора, в комментариях не нуждаются.

Таким образом, в представленной автором иерархически упорядоченной системе принципов управления предприятиями:

- реализован единый методологический подход к созданию данной системы, позволяющий выявить тенденции в управлении предприятиями на различных стадиях их развития;

- установлена зависимость принципов управления предприятиями от типа потребностей рынка продукции и услуг, т.е. подтверждена маркетинговая сущность современного менеджмента;

Группа принципов А1.1 Создание и обслуживание мест хранения запасов Группа принципов А1.2 Синхронизация операций технологического процесса

Тип используемых ресурсов Тип используемых ресурсов

Прочие Человеческие Прочие Человеческие

Стадия управленческого решения Подготовка Определение оптимальных партий закупаемых ресурсов Техническое нормирование труда Размещение оборудования по предметному признаку Разделение труда и расстановка рабочих

А1.1.1.1 А1.1.1.2 А1.2.1.1 А1.2.1.2

к и § § и Рч Своевременное размещение заказов и доставка ресурсов Организация обслуживания рабочих мест Минимальное количество переналадок оборудования Порядок и дисциплина

А1.1.2.1 А1.1.2.2 А1.2.2.1 А1.2.2.2

Стадия управленческого решения а к в о т О г д о По Закупка ресурсов на основе конкурса между поставщиками Стабильность срока пребывания персонала Многостаночное обслуживание и совмещение профессий Подчинение личных интересов общественным

А2.1.1.1 А2.1.1.2 А2.2.1.1 А2.2.1.2

Реализация Формирование и выполнение планов-графиков поточного производства Централизация управления Перемещение и переработка крупных передаточных партий ресурсов Единство команды

А2.1.2.1 А2.1.2.2 А2.2.2.1 А2.2.2.2

Группа принципов А2.1 Внедрение моделей управления запасами Группа принципов А2.2 Организация работы партиями и очередями (последовательное движение предметов труда)

Рисунок 5 - Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом А: снижение затрат и устранение возможного дефицита за счёт создания запасов товара (авторская доработка принципов А. Файоля)

- обеспечен необходимый уровень преемственности данной системы с системами принципов управления предприятиями, разработанными ранее;

- созданы необходимые предпосылки для формирования систем управления предприятиями, которые, как известно, кроме принципов включают цели, задачи, функции, методы, технологии и др.;

Группа принципов В1.1 Совершенствование технологических процессов Группа принципов В 1.2 «Встраивание» качества в продукт (процесс)

Тип используемых ресурсов Тип используемых ресурсов

Прочие Человеческие Прочие Человеческие

Стадия управленческого решения Подготовка Совершенствование станков, приспособлений и оборудования В1.1.1.1 Отказ от лозунгов, призывов и установления целей для рабочих В1.1.1.2 Использование систем активного контроля и приспособлений типа «пока-ёке» В1.2.1.1 Отказ от ежегодных аттестаций или рейтингов и от управления по целям В1.2.1.2

Реализация Использование остановки производства с целью решения проблем качества В1.1.2.1 Устранение страха, чтобы все работники могли эффективно работать В1.1.2.2 Улучшение системы производства и обслуживания В1.2.2.1 Устранение барьеров, которые лишают рабочих права гордиться своим мастерством В1.2.2.2

Стадия управленческого решения а к в о т о г д о По Определение вариабельности показателей и природы вариации В2.1.1.1 Создание долгосрочных отношений с поставщиками В2.1.1.2 Типизация, унификация и агрегатирование компонентов изделий В2.2.1.1 Создание неформальных групп по управлению качеством («кружков качества») В2.2.1.2

я и аци § али е Р Достижение состояния статистической управляемости В2.1.2.1 Разрушение барьеров между подразделениями В2.1.2.2 Ориентация на результаты маркетинговых исследований рынка В2.2.2.1 Преобразование на предприятии - это работа для всех В2.2.2.2

Группа принципов В2.1 Внедрение концепций управления качеством Группа принципов В2.2 Улучшение потребительских свойств товара

Рисунок 6 - Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом В: создание качества товара за счёт увеличения затрат на его производство (авторская доработка принципов Э. Деминга)

- обоснованы направления совершенствования российского менеджмента с учётом параметров и характеристик того рынка, который они планируют осваивать и обслуживать.

Группа принципов С1.1 Устранение межфункциональных барьеров Группа принципов С1.2 Организация быстрой переналадки оборудования

Тип используемых ресурсов Тип используемых ресурсов

Прочие Человеческие Прочие Человеческие

Стадия управленческого решения ей И и о н о и « о к Рациональное («и» - образное) размещение станков и обору-дования С1.1.1.1 Использование визуального контроля для выявления проблем С1.1.1.2 Разделение операций на внутренние и внешние, преобразование внутренних операций во внешние С1.2.1.1 Стандартизация задач как основа совершенствования и делегирования полномочий С1.2.1.2

Реализация Использование надёжных, испытанных технологий С1.1.2.1 Разработка и внедрение агрегатного планирования С1.1.2.2 Устранение крепежа и регулировок, использование дополнительных приспособлений С1.2.2.1 Улучшение движения человека и механизация его движений С1.2.2.2

Стадия управленческого решения Подготовка Исключение потерь упущенной выгоды С2.1.1.1 Выравнивание объема работ (хейдзун-ка) С2.1.1.2 Формирование логистических систем в цепях поставок С2.2.1.1 Принятие управленческих решений на основе компромисса («немава-си») С2.2.1.2

Реализация Передача части или всей работы на аутсорсинг С2.1.2.1 Ориентация на создание самообучающейся организации за счёт самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен) С2.1.2.2 Постепенное сокращение количества изделий в передаточных партиях С2.2.2.1 Организация производства с переменным ритмом и изменяющейся численностью рабочих С2.2.2.2

Группа принципов С2.1 Внедрение концепции бережливого производства Группа принципов С2.2 Использование передаточных партий (параллельное движение предметов труда)

Рисунок 7 - Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом С: экономия оборотных средств предприятия за счёт снижения запасов товара (авторская доработка принципов Дж. Лайкера)

Группа принципов 01.1 Сокращение ожидания (простоев) участников цепей поставок Группа принципов 01.2 Организация потока единичных изделий

Тип используемых ресурсов Тип используемых ресурсов

Прочие Человеческие Прочие Человеческие

Стадия управленческого решения Подготовка Внедрение теории массового обслуживания потребителей Б 1.1.1.1 Формирование системы виртуальной интеграции в цепях поставок Б 1.1.1.2 Проектирование, сообщение, создание и доставка ценности конечным потребителям Б 1.2.1.1 Формирование команд, исповедующих философию предприятия Б 1.2.1.2

Реализация Управление отношениями с поставщиками и потребителями Б 1.1.2.1 Внедрение корпоративной культуры Б 1.1.2.2 Создание процесса в виде непрерывного потока для выявления проблем Б 1.2.2.1 Использование адаптивных и/или органических организационных структур управления Б 1.2.2.2

Стадия управленческого решения а к в о т о г д о По Гибкое управление активами предприятий в составе цепей поставок Б 2.1.1.1 Использование принципа «генти гембуцу» - чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть всё своими глазами Б 2.1.1.2 Внедрение и со-вершенствова-ние информационных технологий Б 2.2.1.1 Внедрение программы обучения и совершенствования Б 2.2.1.2

Реализация Конфигурирование и размещение заказов клиентов в цепях поставок Б 2.1.2.1 Ориентация управленческих решений на долгосрочную перспективу Б 2.1.2.2 Внедрение системы мотивации сотрудников для создания инноваций Б 2.2.2.1 Воспитание лидеров, которые досконально знают своё дело и могут научить других Б 2.2.2.2

Группа принципов 02.1 Внедрение вытягивающих концепций управления цепями поставок Группа принципов 02.2 Развитие человеческого капитала

Рисунок 8 - Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом Б: обеспечение качества товара за счёт сокращения

продолжительности производственного цикла (авторская доработка

принципов (мегатенденций) Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т.П. Станка)

Список использованных источников:

1. Ансофф И. Стратегическое управление, часть 1, глава 1.1 Эволюция задач. иКЬ: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4155/4156. (дата обращения 19.07. 2013).

2. Тяпухин А.П. Логистика: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 568 с.

3. Тяпухин А.П. Магическое число «14» в теории и практике менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 17 - 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Fayol H. (1916), Administration industrielle et générale; prévoyance, organisation, commandement, coordination, controle, Paris, H. Dunod et E. Pinat.

5. Deming W.E. (1982), Out of the crisis. Cambridge, MA: Massachusetts Institute for Technology Press.

6. Liker J.K. (2004), The Toyota way: 14 Management principles from the world’s greatest manufacturer, New York: McGraw-Hill.

7. Bowersox D.J., Closs D.J., Stank T.P. (2000), “Ten mega-trends that will revolutionize supply chain logistics”, Journal of Business Logistics, Vol. 21 No. 2, pp. 1-16.

8. Тяпухин А.П. Варианты управленческих решений в цепях поставок: классификация и алгоритм реализации // Экономика. Управление. Право. 2013. № 7 (43). С. 5 - 12.

9. Тяпухин А.П. Логистический менеджмент в цепях поставок: монография. - Deutschland, Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. -465 c.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1993. - 736 с.

11. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Кол. ред. под общ. ред. Герасимовой Е. Г. - М.: ООО «НТК «Трек», 2005. -168 с.

12. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства: Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 208 с.

13. Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания Вашей компании: Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005 - 473 с.

14. Тяпухин А.П. Производственный менеджмент: учебник. - СПб.: ГИОРД, 2008. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.