Научная статья на тему 'Эволюция принципа свободы договора, его место и роль в современной правовой науке и практике'

Эволюция принципа свободы договора, его место и роль в современной правовой науке и практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
571
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИМПЕРАТИВНЫЕ И ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ / THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY (EAEC OR EURASEC) / PRINCIPLE OF FREEDOM OF CONTRACT / LEGAL SYSTEM / THE PEREMPTORY AND THE NONMANDATORY NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оржаховская Ирина Юрьевна

В статье анализируется принцип свободы договора в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принцип свободы договора рассматривается в странах союзниках Евразийского экономического союза. Определяются проблемы и возможности реализации рассматриваемого принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the principle of freedom of contract within the Eurasian Economic Community (EAEC or EurAsEC). The principle of freedom of contract is considered allied countries of the EAEC. Opportunities and challenges identify the principle of freedom of contract in the EAEC.

Текст научной работы на тему «Эволюция принципа свободы договора, его место и роль в современной правовой науке и практике»

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

ОРЖАХОВСКАЯ Ирина Юрьевна

Аннотация. В статье анализируется принцип свободы договора в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принцип свободы договора рассматривается в странах - союзниках Евразийского экономического союза. Определяются проблемы и возможности реализации рассматриваемого принципа.

Annotation. The paper is devoted to the principle of freedom of contract within the Eurasian Economic Community (EAEC or EurAsEC). The principle of freedom of contract is considered allied countries of the EAEC. Opportunities and challenges identify the principle of freedom of contract in the EAEC.

Ключевые слова: принцип свободы договора, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), правовая система, императивные и диспозитивные нормы.

Key words: the principle of freedom of contract, the Eurasian Economic Community (EAEC or EurAsEC), legal system, the peremptory and the nonmandatory norms.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного частного права является нестабильность гражданского договорного оборота, что обуславливается, в частности, признанием гражданско-правовых договоров незаключенными или недействительными при отсутствии достаточно разумных оснований, в случаях нестандартного использования принципа свободы договора. В России данный принцип является основополагающим, обеспечивая рациональное ведение договорных отношений, что, в свою очередь, сказывается на эффективном удовлетворении и защите не только частных интересов, но и развитии экономики государства в целом.

Однако принцип свободы договора должен реализоваться не только в стране, но и на международном уровне, что будет способствовать развитию грамотной интеграции. В мае этого года был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) между Российской Федераций, Белоруссией и Казахстаном, в дальнейшем в союз планируют вступить Армения и Киргизия. Евразийский экономический союз является международным интеграционным экономическим объединением, с помощью которого страны-союзники хотят улучшить экономику своих стран. Президент России В.В. Путин прокомментировал ЕАЭС с наилучшей стороны: «Договор имеет эпохальное и историческое значе-

ние, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан наших стран»1. Подписанная версия договора носит компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлен в полном объеме. В частности, это касается и правового аспекта: свободы и ограничения торговли между участниками союза не решены и отложены до 2025 года или на неопределенный срок. Получается, что многие договоры, заключаемые странами-участницами, не будут законодательно урегулированы на должном уровне, а значит, принцип свободы договора будет существенно уничтожаться, что в свою очередь навредит стабильности гражданского оборота. Поэтому актуальным становится выяснить - является ли принцип свободы договора основополагающим в странах-союзниках, как и в Российской Федерации, если нет, то каким образом будет проходить заключение различных договоров на международном уровне и будет ли это вредить интеграционным процессам в рамках ЕАЭС.

Принцип свободы договора закреплен в гражданских кодексах всех стран - участниц ЕАЭС. Поэтому, объединяясь в указанный экономический союз, страны-союзники должны осознавать значимость нормативных актов,

1 Заявления для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 2014. 29 мая. URL: http://www.kremlin. ru/transcripts/45790

Студенческая наука

125

призванных регулировать их взаимоотношения. Ведь очень важно, чтобы интеграционные процессы приносили пользу странам-участницам.

Содержание принципа свободы договора в Российской Федерации определяет Гражданский кодекс РФ в ст. 421 как совокупность трех элементов2: право субъектов решать вопрос о заключении либо не заключении договора; выбор контрагента при заключении договора; усмотрение сторон при определении условий договора.

В Белоруссии принцип свободы договора закреплен в числе основополагающих принципов, а именно в ст. 2 Гражданского кодекса, раскрывается указанный принцип в ст. 391, который, как и в России, состоит из трех со-ставляющих3: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством; условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством, а именно ст. 392, которая говорит о том, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

В Гражданском кодексе Казахстана принцип свободы договора закреплен как основополагающий непосредственно в ст. 2 Гражданского кодекса. Однако его сущность достаточно урезана по сравнению с предыдущими странами и не раскрывает его суть как таковую. Непосредственно в ст. 380 принцип свободы договора состоит из двух компонентов4: граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательствам; стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1994. № 238-239. 8 дек. Ст. 421.

3 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. № 218-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 7-9. 5 марта. Ст. 101, 1, 391-392.

4 Гражданский кодекс Республики Казахстан // Ведомости

Парламента Республики Казахстан. 1996. № 2. Ст. 187.

Однако свобода договора, как и свобода в целом, не может быть абсолютной, поскольку человек живет в обществе и должен соблюдать его правила, в соответствии с которыми свобода одного не должна нарушать свободы другого. Поэтому свобода договора может и должна быть ограничена, однако ограничения должны быть подкреплены убедительными политико-правовыми основаниями, а бремя аргументации лежит на том, кто предлагает ввести то или иное ограничение. Проблема состоит в том, чтобы выявить основания, когда сила заключенного договора и права сторон свободно определять его условия опровергаются в связи с приоритетом более важных политико-правовых ценностей.

Источниками ограничений принципа свободы договора в России выступают следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и федеральные конституционные законы, постановления пленумов Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации. Большое количество ограничений в этих источниках являются обоснованными и подкрепленными убедительными политико-правовыми аргументами. Например, п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, содержащий правило применения свободы, не нарушая права и свободы других лиц, вполне понятно и лаконично ограничивает принцип свободы договора5.

Однако часто суды признают договоры в целом или их части недействительными или ничтожными, ссылаясь на то, что сделки противоречат закону. Возникает вопрос: противоречие какому закону? В большинстве случаев речь идет об императивных нормах гражданского законодательства, согласно которым договор не может противоречить. А определяют императивные нормы суды при помощи формально-атрибутивной теории, которая говорит о том, что диспозитивные нормы те, где есть слова «если иное не предусмотрено договором», а императивные все остальные.

М.И. Брагинский при анализе норм Гражданского кодекса Российской Федерации при

5 Демина Т.В., Таболина Г.В. Конституционно-правовые основы ограничения свободы договора // Вестн. Амур. гос. ун-та. 2010. № 48. 77 с.

помощи формально-атрибутивной теории отмечает, что кодекс содержит около 1 600 императивных и только около 200 диспозитивных норм6. Но все ли выявленные 1 600 норм - императивны? Обычно принято отвечать на такой вопрос положительно. В то же время часто никаких рациональных политико-правовых аргументов для признания данной нормы императивной нет, а следовательно, можно говорить, что принцип свободы договора провозглашается формально, а на практике подвергается уничтожению.

В сложившихся условиях не трудно сделать вывод, что современная реализация принципа свободы в России подвергается необоснованному ограничению.

В Республике Беларусь ограничение принципа свободы договора осуществляется непосредственно при помощи нормативных актов. Особый акцент делается на то, что сама свобода вступления в договорные отношения может быть ограничена законодательством либо добровольно принятым обязательством. По этому признаку гражданско-правовые договоры можно подразделить на договоры, обязательность заключения которых предусмотрена в законодательстве, и договоры, вытекающие из добровольно принятого обязательства7.

Проведенный анализ принципа свободы договора в странах - участницах ЕАЭС указывает на отсутствие единого закрепления иссле-

дуемого принципа, а также на различного рода ограничения, которые не всегда являются обоснованными. Таким образом, регулировать договорные отношения при помощи внутреннего законодательства невозможно. Тогда возникает вопрос: при помощи чего будут урегулированы договорные отношения? В ходе исследования были предложены возможные правовые регуляторы: международные конвенции; унифицирование законодательства; создание новых нормативных актов на базе Евразийского экономического союза.

Однако стоит учитывать, что в условиях современного состояния рыночных отношений не обойтись без запретительно-ограничительного регулирования, стоит согласиться с американским ученым Р.К. Макконнелл в том, что «нет практически никакой нужды во вмешательстве правительства в деятельность экономики, помимо установления им самых общих юридических ограничений для осуществления индивидуального выбора и использования частной собственности»8. Задача исследователей и законодателя - определиться с введением договорной свободы, а также определить и установить границы необходимых и адекватных ограничений, рамки регулирования договорных отношений в целом в целях охраны прав, свобод и законных интересов участников договорных отношений, обеспечения безопасности личности и общества.

6 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. М., 2004. С. 89-90, 175-177.

7 Годунов В.Н. Принцип свободы договора и его реализа-

ция в законодательстве республики Беларусь // Право и демократия : сб. науч. тр. / редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2012. Вып. 23. С. 4-5.

8 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика : пер. с 14-го англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2003. С. 919-920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.