Научная статья на тему 'Эволюция понятия «Кластер» различных научных школ'

Эволюция понятия «Кластер» различных научных школ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИИ / CLUSTER / SCHOOL OF THOUGHT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославец Д.М.

В основе статьи лежит анализ наиболее известных научных школ, которые внесли наибольший вклад в развитие понятия «кластер» и определили его ключевые характеристики и преимущества его формирования для фирм. Каждая научная школа основывалась на желании объяснить наблюдаемый феномен кооперации фирм, консолидации их усилий на определенной территории. Главной целью этой статьи является выявление ключевых характеристик кластера для каждой научной школы, а также определение ключевого недостатка каждой концепции, который приводил к появлению новых школ, точек зрения и выводы автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF «CLUSTER» DEFINITION IN DIFFERENT SCIENTIFIC SCHOOLS

This article contains the analysis of the main schools of thought that contributed most to the development of cluster concept and determined its key characteristics and its advantages for firms. Every school of thought was formed in an attempt to explain the observed phenomenon of firms ’ cooperation and consolidation. The main purpose of this article is to define the key characteristics of clusters for the main schools of thought and the key drawback of every concept that led to occurrence of new point of views and other schools of thought and author ’s conclusion.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Кластер» различных научных школ»

УДК 334.784

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КЛАСТЕР» РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Богославец Д.М., аспирант 2 года обучения кафедры ЭГХиСО, ЧОУВО «Московского университета им. С.Ю. Витте»,

e-mail: mcm.91@mail.ru, тел. 8-968-526-05-38

В основе статьи лежит анализ наиболее известных научных школ, которые внесли наибольший вклад в развитие понятия «кластер» и определили его ключевые характеристики и преимущества его формирования для фирм. Каждая научная школа основывалась на желании объяснить наблюдаемый феномен кооперации фирм, консолидации их усилий на определенной территории. Главной целью этой статьи является выявление ключевых характеристик кластера для каждой научной школы, а также определение ключевого недостатка каждой концепции, который приводил к появлению новых школ, точек зрения и выводы автора.

Ключевые слова: кластер, научная школа, инновации.

EVOLUTION OF «CLUSTER» DEFINITION IN DIFFERENT SCIENTIFIC SCHOOLS

Bogoslavets D., the post-graduate student of the Urban and civil service chair, Moscow Vitte University

This article contains the analysis of the main schools of thought that contributed most to the development of cluster concept and determined its key characteristics and its advantages for firms. Every school of thought was formed in an attempt to explain the observed phenomenon of firms' cooperation and consolidation. The main purpose of this article is to define the key characteristics of clusters for the main schools of thought and the key drawback of every concept that led to occurrence of new point of views and other schools of thought and author's conclusion.

Keywords: cluster, school of thought, innovations.

С того момента как Альфред Маршалл впервые ввел понятие промышленного района в экономическую мысль в 1890-х, обсуждение кластера еще не было таким динамичным, как сегодня. Ни разу с того момента как итальянская школа оживила его идеи и перевела их в научное русло, не было такого тщательного исследования на эти темы. И никогда, с того момента, как Майкл Портер прославил понятие «кластер», не было еще такого внимания, прикованного к нему политиками, неправительственными организациями, топ-менеджерами, консультантами и научным сообществом.

Кластеры проявляются в различных формах, гранях и размерах, являются основой для всех типов отраслей и существуют на различных стадиях жизненного цикла. Их можно найти в развитых и развивающихся странах. Существуют такие известные как: Силиконовая Долина, Лас-Вегас, финансовый центр Лондона, районы, специализирующиеся на производстве информационных и коммуникационных технологиях в Индии (1СТ), производственные кластеры Китая и т.д. Это многообразие видов вызывает проблему общего определения кластера и приводит к возникновению множества интерпретаций, терминологий и научных школ, каждая из которых в чем-то по-своему рассматривает суть кластера. В данном исследовании будет рассмотрена система взглядов, которая совместит в себе концепции наиболее известных школ. [1]

Среди литературы по кластерам есть большое разнообразие определений. Это вызывает множество затруднений и сложностей при употреблении этого термина в литературе и обсуждении регионального развития. Проблема в том, что благодаря своей популярности кластеры изучаются множеством ученых из разных областей: экономистов, специалистов в области общественных наук и политтехнологов, а также растущим числом бизнесменов и политических деятелей. Все они склонны подходить к определению с разных сторон, добавляя специфические точки зрения, терминологию, теоретические и практические знания и формулировки. И пока весь этот процесс определенно расширяет и развивает понятие, он также делает очень тяжелым понимание того, что можно считать кластером, а что нет, самой сути кластера.

В следующих абзацах прослеживается историческое развитие концепции кластера, а также точки зрения научных школ, которые внесли наибольший вклад в текущее представление об этом понятии. Все школы появились на базе исторических событий конкретных регионов, которые в значительной степени изменили конкурентную ситуацию и способ взаимодействия фирм с местной окружающей средой. Их региональный исторический контекст, исходные условия и основные предпосылки конкурентного преимущества фирм -субъектов кластеров прослеживаются далее.

Начальная точка современных исследований о кластерах лежит в определении промышленных зон в Англии, которое дал Альфред Маршалл еще в конце XIX века. В это время Маршалл наблюдал рассвет новой эры и образец смены производственного направления, которое позже будет названо «первый промышленный

передел» (first industrial divide). Проявлением этого передела стало возникновение крупной вертикально интегрированной корпорации, которая добилась успеха от внешнего эффекта масштаба и производства стандартизованных товаров. Эти корпорации, выступали в качестве новых серьезных конкурентов на рынке и угрожали сместить мелкие ремесленнические фирмы. Тем не менее, к удивлению Маршалла, фирмы по всей Англии и Европе не только пережили этот переход, но также и продолжили процветать в среде, которая в дальнейшем была названа промышленной зоной. Помимо яркого описания промышленных зон того времени, Маршалл также смог убедительно объяснить, как их появление позволило мелким фирмам с успехом конкурировать с крупными корпорациями. Его аргументы основывались на двух механизмах, которые он обследовал по ходу его исследований: внешний эффект масштаба и так называемая промышленная атмосфера, которая создавалась всеми фирмами в регионе.

Основываясь на своих наблюдениях о модели размещения экономических отраслей в 19-м веке в Англии, он определяет промышленную зону как концентрацию большого числа маленьких фирм одинакового типа в одной и той же местности. По Маршаллу, промышленные зоны позволяют предприятиям выиграть от внешней экономии от масштаба. Фирмы увеличивают свою эффективность через высокую степень разделения труда, и это позволяет отдельной фирме сфокусироваться и на одном конкретном шаге производственного процесса. В своей работе, Альфред Маршалл определил несколько увеличивающихся и снижающихся эффектов масштаба при размещении производства в промышленной зоне.

Промышленные районы предлагают привлекательный рынок для подготовленных трудовых ресурсов, который приносит выгоду и работодателям, и работникам. Работодатели выигрывают от хорошего выбора работников со специальными знаниями, которые им требуются. Работники выигрывают от присутствия потенциальных работодателей, которые дают уверенность им самим и членам их семьи найти работу. [6]

Подводя итог, наибольший вклад Альфреда Маршалла - определение того, что близкое расположение генерирует существенные преимущества в эффективности для малого бизнеса, которая позволяет им получать прибыль от экономии масштаба, так же как и крупным корпорациям. Также, необходимо отметить, что с введением социокультурного измерения промышленных зон он начал описывать предпосылки формирования и функционирования кластеров, основанные на неэкономических причинах.

В 1970-х Итальянские школы обратились к идеям А. Маршала о промышленных зонах. Эти идеи воспринимались в качестве точки отсчета для объяснения экономического успеха центральных и северо-восточных областей Италии.

Фирмы, размещенные в данных областях, выиграли от промышленной атмосферы, (термином, ранее упомянутым Маршаллом) которая определяет их социокультурное положение, в котором

Таблица 1. Преимущества и недостатки функционирования фирмы в промышленной зоне.

Увеличивающийся эффект масштаба (экономия) Снижающийся эффект масштаба (дополнительные расходы)

присутствие обученных трудовых ресурсов доступность специализированных смежных отраслей промышленная атмосфера доступ к маркетинговой информации более высокие зарплаты более высокая рента на землю угроза жесткой конкуренции и экономического спада

общество и фирмы способны эффективно взаимодействовать. В результате образуется общий набор общих норм, ценностей и знаний, который связывает фирмы друг с другом и создает здоровый баланс между кооперацией и конкуренцией. В дальнейшем, такие связи расширяются институтами, миссия которых разрешать конфликты и обеспечивать помощь для огромного числа мелких фирм. Речь идет об ассоциациях рабочих, профессиональных училищах и высших учебных заведениях, кредитных кооперативах, сетях местных банков и агентствах по развитию. Это и считается тонкой ключевой особенностью промышленных зон, которая отделяет их от других форм объединений. [3]

Основной недостаток концепции заключается в том, что выводы и теоретические размышления базировались только на итальянском примере промышленных зон, сложных исторических и культурных корнях, доминировании широко представленного малого бизнеса и фокусировании идеи на традиционных ремесленнических отраслях. Эти недостатки существенно ограничивают обобщение и степень применимости данной точки зрения к другому контексту, например, к странам, в которые более выражена сильная тенденция к большей конкуренции или инновационным высоко технологичным отраслям. Эта несостоятельность привела к возникновению Калифорнийской научной школы.

Калифорнийская школа рассматривала технологические районы, представленные совокупностью сконцентрированных в одной местности, специализированных и вертикально дезинтегрированных фирм и институтов. Основная предпосылка заключается в том, что определенные внешние факторы вызывают растущую неопределенность, которая подкрепляется увеличением количества субъектов в цепи производства в целях минимизации риска перепроизводства и максимизации выгод от специализации. Вертикальная дезинтеграция в свою очередь ведет к растущему числу внешних транзакций, базирующихся на межотраслевых отношениях. При определенных обстоятельствах эти транзакции происходят чаще, они менее предсказуемы и приводят к увеличению транзакцион-ных издержек. Однако гибкие производственные системы требуют широкий набор межфирменных связей между определенными производителями. Это поощряет агломерацию, которая является результатом стремления фирм к уменьшению транзакционных издержек и увеличению преимуществ гибкости, минимизации риска и специализации.

Наибольшая слабость этого подхода заключается в его фокусировании на общей теории фирмы и торговых отношениях, которые могут быть оценены количественно. Однако, исследования показывали, что есть и другие причины для сближения фирм и формирования кластеров, такие как удобные нормы, правила, условия существования.

Следующий подход к понятию кластера разработал Майкл Портер. Портер, определяет кластеры как географически близко расположенную группу взаимосвязанных компаний и связанных институтов в определенной области деятельности, характеризуемые общностью и сопряженностью. Кластеры включают большое множество специализированных поставщиков, компаний, оказывающих услуги, связанных отраслей перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, производителей комплементарных продуктов, специализированных смежных компаний, правительственных учреждений и других институтов, обеспечивающих специализированные услуги, такие как обучение, образование, маркетинговые исследования и техническую поддержку. Определение Портера отмечает, что кластеры состоят из набора независимых субъектов, связанных между собой. Эти связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Кластерами могут основываться на маленьких фирмах и больших фирмах или сочетаниях тех и других. Для

образования кластера важно, чтобы эти субъекты располагались географически близко друг к другу, так как в этом заключается ключевой критерий определения кластера. [5]

В его концепции объясняется, как фирмы и страны в целом могут достигать и поддерживать конкурентное преимущество. Портер даже назвал кластеры главными двигателями конкурентоспособности страны. Конкуренция подстегивает фирмы и заставляет их постоянно совершенствовать свою деятельность и поддерживать инновации, чтобы быть впереди своих конкурентов. С учетом этого, неудивительно, что для Портера основа конкурентного преимущества находится за пределами конкретной компании или даже за пределами отрасли, а в том, где конкретно расположены субъекты экономики. Главная задача правительства в данном случае - улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, а также устранение ограничений к развитию инноваций. Таким образом, главное отличие кластера от других объединений в том, что кластер учитывает рыночный механизм, он создается по инициативе снизу, и в данной системе усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельной отраслей и предприятий, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами кластера. [1]

Такие идеи, как приобретение знаний и опыта в рамках национальной или региональной экономики, а также инновационное развитие внутри кластера стали известными в рамках учений Скандинавской школы инноваций и знаний. Ее представители утверждают, что сегодняшняя экономика характеризуется постоянным изменением и постоянным размыванием сравнительных преимуществ. Таким образом, инновации рассматриваются как самый важный фактор постоянного успеха, так как они подкрепляют конкурентные преимущества фирмы. Обучение и производство новых знаний при этом формируют движение к инновационному развитию. Инновация включает синтез и создание различных типов знаний, что особенно важно - прикладного знания. Вследствие этого, инновация больше не может рассматриваться как линейный процесс, в котором новые технологии развиваются только от новых инвестиций в научную базу. Инновация - это креативный, пробивной и интерактивный процесс, который усиливается межфирменными отношениями. [4]

Таким образом, субъекты инновации стремятся создать инфраструктуру знаний, которая позволяет им производить и перемещать знания между ними более эффективными способами. Инфраструктура знаний может содержать нематериальные и физические институты, такие как нормы, правила и привычки, также как общественные и частные исследовательские организации, университеты, научные и технологические парки и национальные лаборатории.

Кластеры инновационных фирм, таким образом, являются важными двигателями регионального инновационного развития. Во-первых, тесное соседство, позволяет фирмам более часто обмениваться опытом и неформальными знаниями, так как более плотные связи между поставщиками и покупателями способствуют доверию и кооперации. Во-вторых, близкое расположение не только увеличивает скорость коммуникации между фирмами, но также и улучшает и качество передаваемой информации. Фирмы, которые начинают сотрудничать друг с другом на долгосрочной основе, делятся засекреченной информацией с большей вероятностью. В-третьих, такое соседство также способствует уменьшению недопонимания и напряженности между субъектами. Фирмы в одной области с большей вероятностью будут практиковать одни и те же модели поведения, использовать общий язык и культурную основу, что уменьшит языковые и культурные барьеры в общении. Таким образом, соседство увеличивает вероятность того, что сообщения будут корректно восприняты и расшифрованы получателем. [2]

ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №2 2015 | 35

Таблица 2 - Основные характеристики кластеров с точки зрения основных научных

Научная школа Характеристики

Промышленные зоны Внешняя экономия от масштаба, общее доверие и располагающая атмосфера для кооперации между компаниями, ведущая к развитию инноваций

Калифорнийская школа Вертикальная дезинтеграция, уменьшенные транзакционные издержки и специализированный рынок труда, а также традиции, неформальные правила и привычки, ведущие к более тесному сотрудничеству между компаниями.

Промышленный кластер по Портеру Внешняя экономия от масштаба, усиленная соседством компаний и лучшим доступом к входным факторам, местная конкуренция и покупатели, коллективное улучшение конкурентоспособности компаний и появление возможностей для создания новых проектных компаний в целях поддержки развития местной цепи поставок и придания большей ценности кластеру

Скандинавская школа Инновация как обучение, а обучение в свою очередь -локализованный процесс из-за важности обмена прикладной и узкоспециализированной информацией, который развивается между рабочими различных компаний

Обмен информацией между фирмами, занимающимися одной и той же деятельностью, происходит не напрямую, а в основном через наблюдение, сравнение, имитацию. Географическая близость служит как посредник в этой деятельности, так как создает общую социальную структуру со схожими убеждениями, идеями, ценностями успеха. Причина, по которой кластеры существуют - они позволяют фирмам отслеживать действия друг друга постоянно, близко и почти без каких-либо усилий и затрат. Этот аргумент серьезно напоминает теорию Портера и является ключевым в его концепции конкуренции.

Хотя данная концепция выглядит очень правдивой в объяснении сути кластера, существует и критика такого подхода. Существует множество мнений, что фирмы не привязаны к их местной среде, когда речь идет о том, чтобы перенять знания у главных конкурентов. Просмотренные исследования показывают, что фирмы способны компенсировать отсутствие прикладных знаний, подключая совокупность механизмов, которые не имеют ничего общего с географической близостью, такие как инженерный анализ, раскрытие патентов, торговые журналы и ярмарки.

В итоге, все эти исследования указывают на факт, что географическое расположение не следует рассматривать как уникальный источник прикладных знаний, так как они не являются такими уж неподвижными и замкнутыми, как это часто предполагается. Однако на прикладные знания следует смотреть как на нечто, привязанное к людям, зависящее от контекста и социально доступное только через прямое взаимодействие. Таким образом, это делает их в какой-то степени привязанными к конкретной территории, потому что какие-то фрагменты могут теряться или искажаться, при обмене информацией на расстоянии, даже когда люди и организации очень успешно работают друг с другом. Таким образом, географическая близость является важным, хоть и не единственным и определяющим фактором для обмена знаниями. Ведь географическое расположение не так уж важно, когда необходимость в личных контактах не достаточно высока, чтобы требовать совместного размещения в одном месте, а также в случаях, когда знания могут быть переданы через формальные встречи, такие как договорные сети, совместные предприятия и слияния.

В данной статье, рассмотрены основные постулаты наиболее значимых научных школ по вопросам кластера, его образования и функционирования. Итоги данного обзора можно проследить в таблице, которая содержит в себе перечисление основных характеристик кластера с точки зрения рассмотренных школ.

Данное исследование помогает разобраться в том, почему же термин «кластеры» до сих пор не имеет единой интерпретации. В статьях часто употребляют данное понятие, чтобы охарактеризовать некоторую совокупность фирм на одной территории. Отчасти это верно, но нужно понимать, что кластер характеризуется определенными внутренними процессами. И только «погружение» в точки

зрения различных научных школ относительно ключевых характеристик кластеров помогло выявить противоречия, найти плюсы и минусы тех или иных подходов, выйти на понимание отличия «кластера» от других объединений фирм, определение связей между фирмами на базе существующей агломерации, которые дадут нам понять о формировании кластеров и движении к инновациям.

Автор предлагает следующее определение кластера, как: «географическая концентрация связанных между собой фирм и институтов, которые взаимодействуют друг с другом в рамках общей ресурсной базы и единого рынка и имеют склонность к обмену практическими знаниями, что способствует ускорению развития инновационной экономики территориальных образований».

Литература:

1. Карпов В.В., Лизунов В.В. Кластерная политика в экономике / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Национальные приоритеты России.

- 2009. - №1

2. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых, 2004. С 139-147

3. Becattini G. The Marshallian Industrial district as a socioeconomic notion. / Industrial districts and inter-firm co-operation in Italy. - 1990. Pp 123-135

4. Kyeong Ae Choe, Brian Roberts. Competitive cities in the 21st Century. Cluster-based local economic development. / Asian Development bank, 2011.

5. Porter M. The Competitive Advantage of Nations / M. Porter.

- 1990

6. Trofimova O.M. On the problem of innovative clusters development in the regional economy / Вопросы управления. - 2010.

- №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.