Научная статья на тему 'Эволюция понятий «Функции государства» и «Провалы государства'

Эволюция понятий «Функции государства» и «Провалы государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2979
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВАЛЫ ГОСУДАРСТВА / ЭКСТЕРНАЛИИ РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЙ И НЕРЫНОЧНЫЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Ольга Вячеславовна

В статье рассмотрена эволюция функций государства и взгляд различных экономических школ на данное понятие. Также рассмотрена эволюция провалов государства. Выявлены провалы государства различных периодов прошлого и современности. Рассмотрены источники возникновения провалов и сделан вывод о связи провалов и силы влияния государства на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятий «Функции государства» и «Провалы государства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6 (187).

Экономика. Вып. 26. С. 57-62.

О. В. Архипова

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

И «ПРОВАЛЫ ГОСУДАРСТВА»

В статье рассмотрена эволюция функций государства и взгляд различных экономических школ на данное понятие. Также рассмотрена эволюция провалов государства. Выявлены провалы государства различных периодов прошлого и современности. Рассмотрены источники возникновения провалов и сделан вывод о связи провалов и силы влияния государства на экономику.

Ключевые слова: провалы государства, экстерналии рынка, государственное регулирование, рыночный и нерыночный спрос.

Государство не всегда действует эффективно, существуют так называемые провалы государства — это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. В мировой экономической науке отсутствует единодушие в понимании роли государства.

Экономическая теория провалов государства практически мало изучена в сравнении с провалами рынка. В свете протекающего в настоящий момент особого периода вихреобразного развития и реконструкции закономерных и важных для развития планетарной экономики процессов наиболее важно выделить и по-новому ранжировать измененные функции современного государства. Теория провалов государства позволяет глубже понять природу и целевые функции огосударствленной экономики. Для каждого государства в этих условиях необходимо учитывать теорию провалов государства и искать оптимальную точку вмешательства в экономику.

Концепция провалов государства очень актуальна и заслуживает большего внимания. Дело в том, что экономическая теория провалов государства практически не известна в России, хотя здесь постоянно сталкивались с самыми серьезными провалами государства и огромными потерями от них. Достаточно вспомнить грандиозный социалистический эксперимент по тотальному огосударствлению экономики.

Теория провалов государства создана применительно к современным демократическим странам с развитой рыночной экономикой, тем не менее многое в ней (например, теория бюрократии) позволяет глубже понять природу и целевые функции огосударствленной экономики. Кроме того, эта теория всегда должна учитываться при выработке экономической поли-

тики. Экономисты, которые в своих рекомендациях по корректировке курса реформ сводят все к расширению государственного вмешательства в различных сферах и формах, никак не анализируют связанные с этим издержки. Строить рекомендации, опираясь только на теорию провалов рынка, означает непременную «передозировку» государства.

К провалам государства относят:

- Ограниченность необходимой для принятия решений информации (правительственные решения часто могут приниматься при отсутствии надежной статистики, также наличие лоббирования, мощных групп, бюрократии приводит к значительному искажению необходимой информации).

- Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. (Государственный сектор, как отмечалось выше, — лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.)

- Несовершенство политического процесса в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой — использование лоббистами общественных ресурсов с целью получения от государства исключительных прав и преимуществ, которые приносят им выгоды за счет других членов общества.

- Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Госаппарат не всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные.

Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства так называемой «политической игрой», т. е. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.

- Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т. п.

- Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т. п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.

- Рост издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой).

- Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т. п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Учение о провалах государства помогает осознать, что государство — это весьма несовершенный и даже во многих случаях нежелательный инструмент, прибегать к услугам которого нужно лишь твердо убедившись в исчерпанности возможностей рынка, взвесив все «за» и «против».

Провалы государства неразрывно связаны с местом и ролью государства. Поэтому сначала рассмотрим эволюцию понятия функции государства, а потом найдем провалы на каждой ступени существования государства.

В эпоху меркантилизма наука государственного управления получила название «наука о полиции», Х. Вольфом была разработана теория полицейского государства, согласно которой функции государства определены нравственными целями человека, государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не превышал роста средств пропитания, поддерживает действие законов, создающих естественный порядок и предоставляет полную свободу конкуренции.

Физиократы считали, что функции государства — сохранение естественного порядка, всеобщее образование, предприятия общественного характера.

Классическая экономическая школа, в ряду которой были такие экономисты, как А. Смит, У Петти. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» провозглашал, что функции государства — обеспечение безопасности жизни человека и его собственности, разрешение споров, т. е. то, что индивидуум делает неэффективно, т. к. все основные макроэкономические цели достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма. Ж. Симонди считал, что функции государства — наведение общественного порядка, общественные работы, народное просвещение, национальная защита.

Представители марксистской теории утверждают, что функции государства — интенсивное непосредственное вмешательство в процессы общественного производства.

Представители кейнсианства утверждали, что функции государства — контроль и регулирование общего спроса, огосударствление экономики, дефицитное финансирование, расширение государственных социальных программ.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Представители неоклассиков, такие как Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро, М. Фридмен говорили о том, что функции государства — создание эффективного предложения, частичная приватизация собственности, снижение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения, сокращение социальных программ.

Дж. Бьюкенен, представитель институциональной школы экономической теории говорил, что основные функции государства — защищающая функция, т. е. государство служит гарантом конституционного договора, и производящая функция, т. е. государство, рассматривается как производитель общественных благ.

В современной научной мысли выделяются четыре основные функции государства:

1) экономическая — обеспечение правильного функционирования и развития экономики с помощью поддержки конкурентнции, защиты прав собственности, организации общественных работ, обеспечения свободы предпринимательства, законности правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, контроль за внешнеэкономической деятельностью;

2) политическая — обеспечение государственной и общественной безопасности, урегулирование отношений между противоборствующими социальными силами, охрана суверенитета и целостности государства от внешних посягательств, международного терроризма и т. п.;

3) социальная — охрана прав и свобод всего населения, удовлетворение социальных потребностей людей;

4) идеологическая — поддержание определенной идеологии, в том числе и религиозной, национальной культуры, науки.

Методы государственного регулирования разделяются на экономические и административные. Административные методы регулирования опираются на силу государственной

власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения.

Уже говорилось, что государство не всегда действует эффективно, и существуют провалы его деятельности. Понятие «провалы государства» появилось сравнительно недавно, но как таковые провалы появились со времени возникновения первого государства. То есть любая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всей территории страны и на ее жителей, имеет свой специальный аппарат управления, создает обязательные для всех правила и обладает независимостью и неприкосновенностью, приносит с собой побочные эффекты в виде провалов своей деятельности. Можно даже предположить, что чем сильнее государственная власть и влияние в экономической сфере, т. е., чем выше степень огосударствления экономики, тем сильнее уровень провалов государства. Итак, учитывая наличие провалов с начала возникновения государства, попробуем найти провалы в различных временных периодах истории, т. е. рассмотрим эволюцию провалов государства. Нужно также учитывать временной лаг и изменение сути данного понятия с течением времени.

Рассмотрим Средневековье. Термин «средние века» появился с подачи итальянских гуманистов. «Средними веками» они считали время от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения. Европейское средневековье охватывает период V по XV в. Экономическая мысль средневековья имеет богословский характер, экономику наполняют религиозноэтнические нормы, которыми оправдывается неравенство общества в виде сословий и наличие феодалов во главе экономической и политической власти. Наиболее известные представители того периода: Фома Аквинский и Аврелий

Августин. В эпоху раннего Средневековья государство имело форму сеньориальной монархии, было разделено на множество феодальных поместий и обладало экономической и политической децентрализацией. В тех условиях яркими провалами государства того времени можно считать:

- влияние групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой (ярким примером группы специальных интересов является система феодализма, феодалы — «класс земельных собственников, который был приближен к королевской власти и пользовался поддержкой христианской церкви и крестьян», которые и получали ренту за счет других членов общества);

- образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации (власть феодалов и получение ими ренты усиливало рост дискриминации);

- рост издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (известно, что «низы» содержали королей, феодалов и их приближенных, которые никогда не ограничивали себя в тратах).

Позднее Средневековье характеризуется преобразованием сеньориальной монархии в абсолютную, разложением феодализма и формированием основ капиталистической системы. При этом королевская власть еще более усиливается, т. е. увеличиваются размеры социального неравенства и дискриминации. Королевская власть пытается полностью устранить оппозицию, увеличивает власть и свободу бюрократического аппарата, усиливает военно-политическую силу. Из всего этого вытекает усиление вышеперечисленных провалов государства.

Возникновение и развитие капитализма было предпосылкой развития производительных сил. Появляются мануфактуры, и армии крестьян переселяются в города и становятся рабочей силой промышленности. На этом этапе стоит рассмотреть меркантилизм, который стоял на страже торгового капитала и порождающей его промышленности. Государственное вмешательство в экономику усиливалось, распространялась покровительственная система и правительственная регламентация. Государственная власть выступает за накопление капитала в стране («продавать больше, чем покупать за границей»), за контроль над перемещением драгметаллов

и протекционистской политикой, которая упоминалась ранее. Таким образом, меркантилизм выступал за усиление государственной власти, изоляцию страны и влияние на политику властной группой специальных интересов. На данном этапе можно выделить следующие провалы государства:

- Ограниченность необходимой для принятия решений информации: государственная власть не всегда имела достаточно информации при принятии своих решений и проведении политики, зачастую меры государства приносили отрицательный эффект.

- Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Например, протекционизм снижал конкуренцию между производителями и сдерживал их развитие, строгий контроль за денежным обращением, торговлей, перемещением металлов тормозил экономическое развитие.

- Влияние групп специальных интересов и их постоянная погоня за рентой. Сам меркантилизм называют «экономикой властных группировок».

- Образование государства через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Этот провал вытекает из предыдущего: усиление влияния одних всегда ведет к ущемлению других и перераспределению благ в пользу власть предержащих.

С конца XVII — начала XIX в. появляются идеи невмешательства государства в экономику, на первый план выходит промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Прародители классической экономической школы А. Смит и У. Петти. Понимая, что влияние государства на экономику имеет много изъянов, которые появлялись и развивались, усиливаясь параллельно усилению роли государства, предлагали модель ограниченности влияния государства до роли «ночного сторожа». В этот период провалы государства те же, что и в эпоху меркантилизма. К XIX в., с завершением буржуазных революций, появляются новые формы правления, такие как республики и конституционные монархии.

В XIX-XX вв. получили распространение такие школы, как марксизм, кейнсианство, институционализм. В Европе и Америке развивался капитализм, а часть стран имели командно-административную форму правления. Командно-административная система

основывалась на марксистских взглядах и провозглашала усиление роли государства и интенсивное вмешательство в производство общественных благ. Уже было сказано, что усиление роли государства ведет к усилению провалов государства. В связи с этим провалы государства этой системы имели явную форму и наносили развитию экономики этих стран большой урон, вследствие чего замедляли их развитие. Рассмотрим это на примере СССР. Провалы государства социалистической системы были следующими:

- Развитие экономики было экстенсивным, а прибавка национального дохода достигалась за счет использования в производстве все большего количества ресурсов, увеличения основных фондов, это, в свою очередь, сдерживало рост научно-технического прогресса.

- Структура блоков экономики была несбалансированной, экономическая политика была направлена на производство средств производства, отставание остальных блоков хозяйства лишь усиливалось.

- Большая часть произведенной продукции исключалась из сферы товарно-денежного обращения, ведь средства производства не продавались, а распределялись.

- Вследствие такой экономической политики ухудшалось положение социальной сферы, так как средства на нее распределялись по остаточному принципу, причем доля этих расходов имела тенденцию к снижению в доле государственного бюджета.

- В результате неэффективного управления экономикой она оказалась слабой и не готовой к современному этапу научно-технической революции, вследствие чего отставание от Запада возросло.

- Всеобщий обширный контроль государства, истребление демократических начал в стране, монополисты-производители и политическая система, не имевшая оппозиции, стали причиной отчуждения человека от общественной собственности и снижения интереса к труду.

- Процветал волюнтаризм и слабый профессиональный уровень управленцев высшего эшелона власти.

- Тяжелое экономическое положение было также следствием избыточного развития ВПК, т. е. милитаризации экономики.

- Вследствие дефицита ресурсов и монополистического производства отсутствовала кон-

куренция производителей, что вело к снижению качества продукции, износу оборудования, повышению издержек, росту цен.

- В сельском хозяйстве также пробладали экстенсивные методы развития.

Все вышеперечисленное можно причислить к провалам государства, и все это в комплексе привело к экономическому истощению СССР, а также к дискредитации мировой социалистиче-кой системы в целом.

Страны-капиталисты тоже столкнулись с большим спектром провалов государства. Можно сказать, что в последнее столетие влияние государства на экономику в ведущих капиталистических странах возросло, что вызвало, в свою очередь, рост провалов государства.

Можно высказать следующие утверждения относительно влияния разрастания государственного влияния на экономику в большинстве капиталистических стран в последние годы:

1. При росте государственного вмешательства растут налоги, а следовательно, неотделимые от них чистые потери общества.

2. Государственной деятельности свойственна убывающая предельная производительность.

3. Чем выше доля государственного сектора в экономике, тем меньше возможностей имеет частный сектор, который обладает стимулами инновационного поведения, определяющими современный тип экономического роста.

4. По мере снижения вмешательства государства в экономику, т. е. роста экономической свободы, снижается уровень коррупции в стране.

5. По мере снижения вмешательства государства в экономику, т. е. роста экономической свободы, растет среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности и темпы роста страны.

Данные утверждения можно подкрепить годовым отчетом «Экономическая свобода Мира», который публикуется каждый год ведущими экономистами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что провалы государства — это неотъемлемая часть существования государства в целом. Провалы были всегда, со дня образования первого государства. Некоторые провалы существовали во все времена и почти при любых формах правления, лишь видоизменяясь в разных ситуациях, другие, напротив, появлялись со временем.

Список литературы

1. Тарасова, С. В. Экономическая теория благосостояния / С. В. Тарасова. М., 2001.

2. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов / Л. И. Якобсон. М., 2006.

3. Tollison, R. Rent-seeking: A survey, Kyklos / R. Tollison. L., 1999.

4. Обзор экономики России: Основные тенденции развития. М., 2004. C. 166.

5. Такаши, Негиши. История экономических учений / Негиши Такаши. М., 2005.

6. Реуэль, А. Л. Западноевропейский меркантилизм. Возникновение утопического социализма / А. Л. Реуэль. М., 1969.

7. Гусейнов, Р. А. История экономических учений / Р. А. Гусейнов, Ю. В. Горбачева, В. М. Ряб-цева, Новосибирск, 2006.

8. Николаева, Л. А. Экономическая теория / Л. А. Николаева, И. П. Черная. Владивосток, 1999.

9. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Эксмо, 2007.

10. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учеб. для вузов / Р. М. Нуреев. М. : Инфра-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.