Научная статья на тему 'Эволюция политических взглядов «Братьев-мусульман» в Сирии'

Эволюция политических взглядов «Братьев-мусульман» в Сирии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / MUSLIM BROTHERHOOD / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ARAB SPRING / СИРИЯ / SYRIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батюченко Анна Александровна

Автор анализирует изменения ключевых подходов в идеологии и деятельности движения «Братья-мусульмане» в Сирии после начала протестных выступлений в 2011 г. Рассмотрены перспективы возможного возвращения «Братства» в Сирию в качестве значимого актора политической оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim Brotherhood''s political views evolution in Syria

This article covers changes in key approaches of Muslim Brotherhood ideology and activity in Syria after the launch of protests in 2011. The author considers possible return of Brotherhood in Syria as a significant actor of political opposition.

Текст научной работы на тему «Эволюция политических взглядов «Братьев-мусульман» в Сирии»

Эволюция политических взглядов «Братьев-мусульман» в Сирии

Анна Батюченко

Одним из самых неожиданных результатов событий так называемой «арабской весны» был полный проигрыш ассоциации «Братья-мусульмане», которая не смогла удержаться у власти в Египте, как и их «двойник» - «ан-Нахда» в Тунисе, и выступить в качестве организованной силы в Сирии.

Исламские движения не были ни инициаторами, ни основными участниками событий «арабской весны» как в Сирии, так и в других странах арабского мира.

Как пишет Р.Г.Ланда, исламисты если и участвовали в рассматриваемых событиях, то «не в качестве вождей или инициаторов, а лишь как попутчики, стремившиеся, скорее всего, не слишком "засветиться", чтобы не дать повода для репрессий» [1, с. 63], поскольку ранее именно против них прежде всего была нацелена государственная машина подавления.

Более того, потрясшие арабские государства протестные выступления в 2011 г. не имели под собой никаких требований исламской направленности (на улицах даже не было заметно антиизраильских лозунгов, обычных для любых арабских массовых выступлений). Вместе с тем «Братья-мусульмане» на тот момент были единственной организованной группой, которая могла получить шанс прийти к власти на волне революции. Казалось, что это тот шанс, который «братья» ждали несколько десятилетий.

БАТЮЧЕНКО Анна Александровна - аспирант Центра арабских и исламских исследований (Институт востоковедения РАН). E-mail: anna@batyuchenko.ru

Ключевые слова: «Братья-мусульмане», «арабская весна», Сирия.

1 Ланда Р.Г. Политические волнения в арабском мире: видимость и суть // Протест-ные движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции круглого стола. М.: КД «Либроком», 2012.

В марте 2012 г. сирийское крыло «Братства» выпустило «Завет и устав объединения "Братьев-мусульман в Сирии"» («'Ахд ва мисак мин джама'а л-ихванул-муслимун фи сурийа») [2], где сформулировало 10 положений, за осуществление которых обязуется бороться в Сирии. В документе сказано, что движение стремится к установлению в стране республиканского режима, где каждый гражданин имеет равные права и возможность занимать любые высокие должности. «Братья-мусульмане» осуждают террористическую деятельность и провозглашают Сирию государством, где нет места для ненависти и мести. И даже те, чьи руки запятнаны кровью, не важно, к какой группе они принадлежат, должны иметь право на справедливый и независимый суд.

В августе 2012 г. бывший лидер организации Али Садр ад-Дин ал-Баяну-ни заявил, что «Братство» стремится к построению в Сирии «гражданского государства» (civil state) с разделением властей и гражданской конституцией (civilconstitution), на основе соблюдения прав человека в соответствии с международным правом и конвенциями о правах человека без какой-либо дискриминации по религиозному, конфессиональному, национальному или иному социальному признаку [3].

Однако исследователи отмечают «значительные расхождения» между теоретическими представлениями «Братства» о Западе и исламском мире, с одной стороны, и политической практикой - с другой [4]. Несмотря на заявления о равенстве и построении «гражданского» (видимо, светского?) государства, не являющиеся суннитами меньшинства в Сирии ожидаемо относятся с настороженностью к «Братьям-мусульманам» [5].

Зарубежная оппозиция

В течение нескольких десятилетий деятельность сирийских «Братьев-мусульман» на территории Сирии была вне закона. После установления в Сирии смертной казни за участие в организации «Братья-мусульмане» и поражения во время вооружённого восстания (г. Хама,

1982 г.) она полностью перешла к подпольной деятельности и нелегальным методам борьбы. При этом основной центр деятельности «братьев» переместился за границу - в Лондон и Париж.

Однако ссылка не означала полного отказа ассоциации от попыток

2 URL: http://ikhwansyria.com/Portals/Content/?

3 al-Bayanouni Ali. The Muslim Brotherhood wants a future for all Syrians // The Guardian, 2012. 06 August // URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2012/ aug/06/syria-middleeast

4 Яшин И.Г. Трансформация дихотомии «Исламский мир - Запад» в политической идеологии и практике ассоциации «Братьев-мусульман». Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.

5 Syrian Muslim Brotherhood to launch political party / / Ahram Online. 2012. 20 July / / URL: http://english.ahram.org.eg/NewsContent/2/8/48236/World/Region/Syrian-Muslim-Brotherhood-to-launch-political-part.aspx

наладить отношения с сирийскими властями. В 1996 г., когда главой сирийского отделения «Братьев-мусульман» был избран Али Садр ад-Дин ал-Баянуни, «Братство» проводило секретные переговоры с правительством Сирии [6]. Аль-Бая-нуни принадлежал к так называемому умеренному алеппскому крылу партии и возглавлял движение в течение 14 лет, сначала находясь в Иордании, а потом, когда иорданские власти попросили его покинуть страну, получив убежище в Великобритании.

С приходом к власти Башара ал-Асада (2000 г.), казалось, наметились определённые сдвиги в отношениях с «Братьями-мусульманами». Одним из первых шагов нового президента стало освобождение около 3 тыс. политзаключённых [7, р. 120-121], среди которых были и члены «Братства». Однако Закон № 49, предусматривающий смертную казнь за членство в ассоциации, так и не был отменён, а большая часть её членов продолжала находиться в изгнании.

Поначалу сирийское крыло «Братства» сотрудничало с представителями светской оппозиции за рубежом. В 2001 г. организация анонсировала Национальный пакт, который представила на встрече лидеров зарубежной оппозиции в Лондоне в 2002 г., а

в 2005 г. оно присоединилось к Дамасской декларации - заявлению объединившихся сил внутренней сирийской оппозиции. Светские силы во главе с известным оппозиционером Мишелем Килу согласовали с ал-Баянуни четыре руководящих принципа дальнейшей борьбы: плюрализм, ненасилие, единство оппозиции и демократические изменения. По сути, это был первый значимый шаг по объединению всех оппозиционных сил Сирии [7, р. 129 - 131].

В 2006 г. аль-Баянуни в своём интервью заявил, что «Братство» не приемлет насилия, а его политическая программа призывает к созданию в Сирии плюралистического нерелигиозного государства, поскольку «демократия не противоречит исламу». При этом реальной угрозой аль-Баянуни назвал иранский режим, построивший религиозное государство. Свою же концепцию политического устройства он назвал «гражданское государство с исламскими элементами» [8]. Исследователи отмечают, что «братья» предпочитают сохранять определённую двусмысленность в вопросах создания исламского государства, чтобы не отпугнуть потенциальных сторонников [9].

По поводу алавитов в 2005 г. ал-Баянуни в своём интервью заявлял,

6 The Muslim Brotherhood in Syria // Carnegie Middle East Center, 2012. 01 Febryary // URL: http: / / carnegie-mec.org/publications/?fa=48370

7 Pace J., Landis J. The Syrian Opposition: The struggle for unity and relevance, 20032008 // Demystifying Syria. Edited by Fred H. Lawson. L., 2009. P. 120-143.

8 Voudenay J.-P. Le regime de Damas n'est pas rcformable // Liberation, 19 May 2006 // URL: http://www.liberation.fr/monde/2006/05/ 19/le-regime-de-damas-n-est-pas-reformable_39812

9 Наумкин В.В. Ислам и мусульмане культура и политика. Статьи, очерки и доклады разных лет. М.: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, 2009.

что «Братство» не отрицает, что ала-виты являются мусульманами. Однако проблема Сирии заключается в том, что элитарное меньшинство угнетает большинство [10]. Через несколько лет «Братья-мусульмане» называли нахождение алавитов у власти в Сирии «этапом в шиитской схеме по захвату власти в суннитских странах». Для борьбы с сирийским режимом зарубежное крыло «Братьев-мусульман» даже объединилось с бывшими врагами.

В 2006 г. в Лондоне был создан Фронт спасения Сирии, руководителями которого стали аль-Байянуни и бывший вице-президент и министр иностранных дел Сирии Абд аль-Ха-лим Хаддам.

Хаддам являлся одним из ближайших соратников Хафиза аль-Асада и даже в течение короткого времени исполнял обязанности президента Сирии в период после смерти Хафиза аль-Асада и до избрания на эту должность Ба-шара аль-Асада. Он принимал активное участие в подавлении восстания в Хаме в 1982 г., в результате которого было разгромлено движение «Братьев-мусульман» в Сирии. В 2005 г. Хаддам ушёл в отставку со всех своих постов и был вынужден уехать во Францию, где получил политическое убежище.

В 2007 г. на берлинском форуме лидеры Фронта заявили,что оппозиция готова к активным действиям на территории Сирии с целью свержения режима. Для этого предлагалось использовать акции гражданского неповиновения, подобные тем, которые привели к краху коммунистических режимов в Восточной Европе. При этом любое применение силы

для свержения Башара аль-Асада отвергалось.

Однако в апреле 2009 г. лидер сирийских «братьев» Али Садр ад-Дин ал-Баянуни объявил о завершении участия «Братства» в данной организации, поскольку она не удовлетворяет «требованиям национального проекта» [6]. Именно в это время «Братья-мусульмане» приняли решение попытаться наладить отношение с официальными властями Сирии при посредничестве Турции. Аль-Баянуни также заявил о «приостановлении оппозиционной деятельности» в отношении палестинского вопроса.

Тем не менее данная тактика не позволила «Братству» наладить отношения с сирийскими властями и вернуться в страну. Это способствовало активизации его радикального крыла и привело к избранию в 2010 г. нового верховного наставника - Му-хаммада Рийада аш-Шакфа, уроженца Хамы. В отличие от давно живущего в Лондоне ал-Баянуни новый верховный наставник проживал в Йемене и, по-видимому, имел тесные связи с местными исламистами, в том числе с «Ал-Каидой».

Находясь в изгнании, «Братство» сформировало транснациональную организацию. Члены ассоциации активно участвуют в политической жизни стран своего пребывания.

Так, в Великобритании в 2014 г. была выявлена сложная сеть, включающая около 60 английских организаций, которые связаны с «Братьями-мусульманами». При этом в докладе было указано, что координация деятель-

10 Mahan A. The Battle within Syria: An Interview with Muslim Brotherhood Leader Ali Bayanouni // Terrorism Monitor. Vol. 3, Issue 16 // URL: http://wwwjamestown.org/ programs / tm / single / ?

ности «братьев» теперь осуществляется из трёх основных центров - Лондона, Стамбула и Дохи.

Таким образом, зарубежное крыло «Братьев-мусульман» начинает играть едва ли не более важную роль, чем головная организация в Каире. Исследователи отмечают, что хотя формально и сегодня международная организация «братьев» подчиняется египетскому центру, фактически целый ряд бывших местных отделений этой организации действует самостоятельно [11, с. 59]. Данный тезис подтверждают и зачастую прямо противоположные заявления, которые делают египетские и сирийские «братья».

Так, Мухаммад Мурси, занимая должность президента Египта, призывал к иностранной интервенции против Асада, в то время как сирийское крыло выступало против вмешательства иностранных акторов во внутренние дела Сирии.

Постепенно наметились изменения и среди числа основных союзников «Братьев-мусульман» - к традиционным центрам к Саудовской Ара-

вии, Катаре и Великобритании прибавился новый. Практически все последние официальные заявления сирийского «Братства» делаются из Стамбула. Несмотря на хорошие отношения с Сирией, после начала протестных выступлений в 2011 г. турецкое правительство довольно быстро стало одним из самых значимых союзников «Братьев-мусульман». Очевидно, что Турция при этом пытается использовать «братьев» для реализации своих целей в Сирии и регионе в целом. Глава сирийского отделения «Братства» даже заявил, что если иностранная интервенция в Сирию будет необходима для защиты гражданского населения, то сирийский народ скорее согласится на вмешательство Турции, нежели Запада [12].

Через восемь месяцев после начала протестного движения в Сирии «Братство» стало одним из создателей Сирийского национального совета, в котором играло заметную роль (на долю ассоциации приходилась четверть из 310 членов совета) [6].

Создание новой политической партии в Сирии

В апреле 2013 г. «Братья-мусульмане» заявили о своих планах по возвращению в Сирию на те территории, которые находятся под властью повстанцев. Целью данного возвращения Мухаммад Рийад аш-Шак-

фа (на тот момент лидер организации) назвал реорганизацию большого количества групп внутри страны и «распространение более умеренной ветви ислама в условиях возрастающей радикализации» [13]. При этом

11 Кудрявцев А. В. Движение «Братьев-мусульман» в странах Ближнего Востока // Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. Материалы конференции. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999.

12 Lussato C. Vers une intervention militaire turque en Syrie? // L'OBS. 2011. 17 Nov. // URL: http://tempsreel.nouvelobs.com/monde/20111117.0BS4730/vers-une-intervention-militaire-turque-en-syrie. html

13 Khalaf R., Fielding-Smith A. Exiled Muslim Brotherhood plans return to Syria // Financial Times. 2013. 25 April // URL: http://www.ft.com/intl/cms/s

он отметил, что «Братство» не ожидает большой поддержки среди населения, связывая это с многолетним запретом организации в стране, а также с тем, что в Сирии сейчас «время вооружённых групп, а не политических партий» [13].

Это, однако, не отменяет возможное участие отдельных членов ассоциации в боевых действиях на территории страны. Но Мухаммад Рийад аш-Шакфа заявлял, что это не члены ассоциации, а сочувствующие, которые после революции сложат оружие [13].

В ноябре 2013 г. сирийские «Братья-мусульмане» анонсировали создание политической партии либерально-патриотического толка - «Национальная партия за справедливость и конституцию», (по-арабски -«Ва'ад»). Членами партии должны были стать как члены «Братства», независимые исламские деятели, так и либералы. Возглавил её врач-офтальмолог из Латакии Мухаммад Ва-лид, а одним из вице-председателей

должен был стать христианин На-биль Касис. При этом в партийной программе указывалась цель партии - «строительство гражданского государства на основе исламских ценностей».

Через год, однако, было объявлено, что Мухаммад Валид избран руководителем сирийского крыла организации, в связи с чем ожидается, что он оставит свой пост в «Ва'ад». Вскоре на официальном сайте сирийского отделения «Братьев-мусульман» появилось заявление Совета Шуры, в котором указывалось, что корни терроризма в Сирии скрываются в самом правящем режиме. «Братство» призывает международное сообщество выполнить свои обязательства по защите сирийского населения. Однако ассоциация считает неприемлемым вмешательство иностранных акторов во внутренние дела Сирии под предлогом борьбы с терроризмом. С точки зрения «Братства», сирийский народ в состоянии сам справиться с «террором режима».

Изменение идеологии сирийских «Братьев-мусульман»

За десятилетия своей деятельности объединение «Братья-мусульмане» в Сирии прошло сложный путь эволюции, который зависел как от внешне- и внутриполитических факторов, так и от противоборства сил внутри движения.

Ассоциация претерпела значительные изменения - от преимущественно просветительской и пропагандистской деятельности в начале своего основания в Сирии (1937 г.) и затем от активного участия в политической жизни страны (1950-

1960 гг.) до открытого применения террористических методов борьбы (70-е - 80-е годы). При этом отдельные лидеры за рубежом создавали видимость реальной политической силы.

Как видим, они далеко ушли от преимущественно религиозно-просветительских целей, проповедуемых Х. ал-Банна и М. Ас-Сибаи.

Р.Г.Ланда отмечал, что «логика самой жизни» привела к восприятию исламом «многих ранее ему неизвестных и даже враждебных идей и понятий, в том числе понятия "ре-

волюция"» [14, 0.11]. В дальнейшем «Братья-мусульмане» проделали эволюцию от радикальных позиций к умеренному фундаментализму [14, 0.101].

При анализе официальных документов движения стало очевидным, что идеи С.Кутба, с которыми связывают деятельность радикального крыла «Братства», были переосмыслены ассоциацией.

Царегородцева И.А. в своём диссертационном исследовании, посвящённом «Братьям-мусульманам» в Египте, отмечает, что на основе изучения источников по идеологии и истории ассоциации можно сделать вывод о том, что в 1970-1980 гг. «идейное наследие С.Кут-ба было в основном пересмотрено новыми идеологами «Братьев-мусульман», что позволяет отнести современную АБМ к умеренным исламским движениям» [15, о. 13].

Возвращение в Сирию?

Несмотря на столь долгое официальное отсутствие в Сирии, «Братья-мусульмане» вновь стали значимой оппозиционной силой в стране. Сами члены «Братства» считают, что в случае проведения свободных выборов в стране они могут рассчитывать на 25% голосов [5].

Однако их деятельность не может быть эффективной в отсутствие лидера, который смог бы сплотить вокруг себя значительное число сторонников. Известный сирийский диссидент и основатель базирующейся в Вашингтоне «Партии реформ» Фарид аль-Гадри заявил (2011 г.), что если бы у «Братьев-мусульман» был такой харизматический лидер, как аятолла Хомейни в Иране, то его портреты уже были бы на всех улицах в Сирии.

Кроме того, успех «Братства» будет зависеть от того, смогут ли они привлечь на свою сторону молодое поколение сирийцев, которое выросло в условиях полного запрета и дискредитации движения внутри страны. Из-за долгого отсутствия «Братьев-

мусульман» внутри страны сирийцы (особенно представители несуннитских меньшинств) во многом относятся к движению с недоверием.

Таким образом, «братья» будут вынуждены выстраивать свою деятельность с учётом позиций двух противостоящих друг другу групп - во-первых, радикальных исламистов, которые стали значимыми политическими акторами в стране, и, во-вторых, представителей религиозных и этнических меньшинств Сирии, которые составляют около трети населения страны. Такое «центристское» положение является изначально уязвимым, поскольку идеологическое объединение столь разных социальных групп представляется маловероятным. Своя же, отдельная от названных социальная база в Сирии у «Братства» просто не может сформироваться в столь короткие сроки. Её основу в первую очередь могут составить освобождённые в 90-х годах из тюрем члены ассоциации, а также родственники и друзья изгнанных членов «Братства»,

14 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005.

15 Царегородцева И.А. Историческое развитие движения «Братья-мусульмане» в Египте. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013.

теперь получившие возможность вернуться на родину.

Рафаэль Лефевр, ссылаясь на интервью с бывшем членом «Братства», сообщает, что у сирийских «братьев» также осталась затаённая обида на эту организацию, поскольку при подавлении восстания в Хаме (1982 г.) она не использовала все возможности для победы.

В середине февраля 1982 г. (т.е. в самый разгар событий в Хаме, а также ирано-иракской войны) в лагере под Багдадом якобы были собраны более тысячи вооружённых бойцов, объединённые в колонну около 200 автомобилей, которые были готовы отправиться «освобождать» Хаму, однако приказ о наступлении так и не поступил, а через какое-то время всем собравшимся велели расходиться по домам [15].

Осторожность в массовом привлечении новых членов в ряды сирийского «Братства» Р.Лефевр связывает также с заботой об их безопасности, отсутствием возможности быстрого прохождения всех ступеней подготовки для вступления в члены, а также, что представляется более вероятным, с опасностью заметных изменений в руководстве организации, поскольку новые члены примыкают в основном к алеппскому крылу организации [16].

С этим же связаны определённые трудности сирийского крыла «Братства» в отношении с сирийской молодёжью. По существующим оценкам, до 2011 г. только около 20% си-

рийских «Братьев-мусульман» составляют молодые люди в возрасте до 25 лет, в то время как у египетских «братьев» молодое поколение представляет до 50% в организации [17]. Неспособность «Братства» привлечь на свою сторону молодых исламистов во многом ссодействовало их уходу в более радикальные организации.

Так, по различным оценкам, средний возраст участников вооружённых формирований в Сирии, воюющих против режима Башара ал-Асада, составляет менее 25 лет.

Успех в создании реальной социальной платформы «Братства» в Сирии во многом зависит от того, смогут ли они направить деятельность радикальных исламистов в мирное русло и настроиться на поиски компромисса. Вопрос о создании какой-либо реальной коалиции пока не стоит на повестке дня, однако «Братья-мусульмане» могут принимать участие в деятельности вооружённых группировок на территории Сирии за счёт осуществления финансирования, а также принимая участие в обучении бойцов. Также «Братство» неоднократно заявляло об образовании собственных вооружённых формирований на территории страны.

Если в Египте движение смогло выйти на политическую сцену (пусть и не надолго), то в Сирии никакого явного воздействия «братьев» на внутриполитический процесс заметно не было. Лидеры сирийского крыла «Братьев-мусульман» ограничились лишь заявлениями о создании новой партии и открытии своих ячеек на захваченных повстанцами территориях. Это, однако, не

16 Lefevre R. The Muslim Brotherhood prepares for a comeback in Syria // Carnegie Endowment for International Peace, Middle East. 3013. May // URL: http://carnegie-mec.org/2013/05/ 15/muslim-brotherhood-prepares-for-comeback-in-syria/gv23#

17 Martini J., Dalia Dassa Kaye, Erin Y. The Muslim Brotherhood, Its Youth and Implications for US Engagement. Santa Monica: RAND Corporation, 2012.

отменяет возможного участия отдельных членов ассоциации в боевых действиях на территории страны.

В Сирии ассоциация «Братья-мусульмане» так и не смогла выступить как единая и значимая политическая сила.

Сирийские «братья» оказались явно не готовы к вспыхнувшему в стране восстанию и не смогли предложить программу, которая бы склонила радикально настроенные силы в мирное русло. В результате стремление привлечь на свою сторону диаметрально противоположные силы с различными подходами как к будущему страны, так и к методам борьбы не нашло реальной социальной базы в стране.

Однако ассоциация не отказалась от борьбы и, следуя своим целям, использует для неё как традиционные демократические институты, так и вооружённые оппозиционные организации внутри страны. Таким образом, организация «Братья-мусульмане» ещё раз подтвердила свою репутацию крайне противоречивого, изменчивого в конкретных исторических условиях, но всегда прагматичного движения.

Сможет ли она приспособиться к вызовам нового времени, привлечь на свою сторону молодое поколение сирийцев и наладить взаимодействие с внут-рисирийскими религиозными деятелями - покажет время.

Библиография

Кудрявцев А.В. Движение «Братьев-мусульман» в странах Ближнего Востока // Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. Материалы конференции. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. - 111 с.

Ланда Р.Г. Политические волнения в арабском мире: видимость и суть // Протестные движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции круглого стола. М.: КД «Либроком», 2012. - 128 с.

Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005. - 286 с.

Наумкин В.В. Ислам и мусульмане культура и политика. Статьи, очерки и доклады разных лет. М.: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, 2009. - 768 с.

Царегородцева И.А. Историческое развитие движения «Братья-мусульмане» в Египте. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013. - 26 с.

ЯшинИ.Г. Трансформация дихотомии «Исламский мир - Запад» в политической идеологии и практике ассоциации «Братьев-мусульман». Автореф. дис. . канд. полит. наук. М., 2008. - 29 с.

al-Bayanouni, Ali.. The Muslim Brotherhood wants a future for all Syrians // The Guardian. 2012. 06 August // URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2012/aug/06/ syria-middleeast

Khalaf R., Fielding-Smith A. Exiled Muslim Brotherhood plans return to Syria // Financial Times. 2013. 25 April // URL: http://www.ft.eom/intl/cms/s

Lefevre R. The Muslim Brotherhood prepares for a comeback in Syria // Carnegie Endowment for International Peace, Middle East. 2013. May // URL: http://carnegie-mec.org/2013/05/15/muslim-brotherhood-pre'pares-for-comeback-in-syria/gv23#

Lussato C. Vers une intervention militaire turque en Syrie? // L'OBS. 2011. 17 Nov. // URL: http: //tempsreel.nouvelobs.com/monde/20111117.0BS4730/vers-une-intervention-militaire-turque-en-syrie.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mahan A. The Battle within Syria: An Interview with Muslim Brotherhood Leader Ali Bayanouni // Terrorism Monitor, Volume 3, Issue 16. URL: http://www.jamestown.org/ programs / tm / single / ?

Martini J., Dalia Dassa Kaye, Erin York. The Muslim Brotherhood, Its Youth and Implications

for US Engagement. Santa Monica: RAND Corporation, 2012. Pace J., Landis J. The Syrian Opposition: The struggle for unity and relevance, 2003-2008 //

Demystifying Syria. Edited by Fred H. Lawson. L., 2009. P. 120 - 143. Syrian Muslim Brotherhood to launch political party // Ahram Online. 2012. 20 July // URL: http://english. ahram. org. eg/NewsContent/2/8/48236/World/Region/Syrian-Muslim-Brotherhood-to-launch-political-part.aspx The Muslim Brotherhood in Syria // Carnegie Middle East Center, 01.02.2012. URL: http://

carnegie-mec.org/publications/?fa=48370 Voudenay J.-P. Le regime de Damas n'est pas reformable // Liberation. 2006. 19 May // URL: http://www.liberation.fr/monde/2006/05/ 19/le-regime-de-damas-n-est-pas-reformable_39812

URL: http://ikhwansyria.com/Portals/Content/?

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.