Научная статья на тему 'Эволюция подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России'

Эволюция подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1191
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TERRORISM / USE OF FORCE / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленый Владимир Васильевич

В статье представлено авторское видение эволюции подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России, подвергнуты анализу мероприятия, осуществляемые в рамках борьбы с терроризмом, их результативность, а также суть современной политики противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals the authorial approach to evolution of solution to the problem of terrorism in terms of the USA and Russia. It also gives a thorough study of measures taken within the frameworks of anti-terrorism effort, their performance as well as the key philosophy of present-day counter-terrorism politics.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России»

Владимир ЗЕЛЕНЫЙ

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА НА ПРИМЕРЕ США И РОССИИ

В статье представлено авторское видение эволюции подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России, подвергнуты анализу мероприятия, осуществляемые в рамках борьбы с терроризмом, их результативность, а также суть современной политики противодействия терроризму.

The paper reveals the authorial approach to evolution of solution to the problem of terrorism in terms of the USA and Russia. It also gives a thorough study of measures taken within the frameworks of anti-terrorism effort, their performance as well as the key philosophy of present-day counter-terrorism politics.

Ключевые слова:

терроризм, силовые методы, политическая система; terrorism, use of force, political system.

Противодействие терроризму требует соответствующего научного обеспечения, одним из направлений которого является изучение зарубежного опыта в рассматриваемой области1. В данной статье мы попытаемся проанализировать эволюцию американских и российских подходов к решению проблемы терроризма, их результативность, а также современное состояние.

Условно весь период становления современной политики противодействия терроризму в США и России можно разделить на три этапа.

Первый этап: 1860-е — 1920-е гг. Зарождение американской политики противодействия терроризму непосредственно связано с анархо-терроризмом2, а также деятельностью ряда тайных террористических обществ, в дальнейшем трансформировавшихся в Ку-клукс-клан (1865 г.). Политика противодействия терроризму в США в данный период представляла собой мероприятия властей штатов и федерального правительства по силовому воздействию на терроризм — аресты, лишение свободы, проведение военных трибуналов. Параллельно осуществлялось законодательное обеспечение противодействия терроризму. Конгресс США издал закон, направленный на пресечение деятельности Ку-клукс-клана (Ku Klux Klan Act of 1871), который позволил президенту отменять право личной неприкосновенности и использовать оружие для поддержания правопорядка.

В отличие от США, в России конца XIX — начала ХХ вв. особую актуальность приобрела борьба с революционным терроризмом, наглядным примером которого может служить деятельность организации «Народная воля», а также боевых ячеек партий эсеров и большевиков. Отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было двоякое к нему отношение: негативное — со стороны крестьянства и благожелательное — со стороны образованного общества. Люди, отрицавшие тактику террора по моральным или политическим соображениям, находились в абсолютном меньшинстве.

С одной стороны, дореволюционная отечественная политика противодействия терроризму характеризовалась использованием

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации : информационные материалы антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации. — М., 2008, с. 19.

2 Яковенко И. Терроризм // Нева, 2005, № 12.

ЗЕЛЕНЫЙ

Владимир

Васильевич —

полковник,

старший

преподаватель

Военной академии

Министерства

обороны

green181167@yаn-

dex.ru

преимущественно силовых методов воздействия на терроризм (ссылки, тюрьмы, казни). Как и в США, осуществлялось законодательное обеспечение противодействия терроризму, примером которого может служить Положение о военнополевых судах, утвержденное Николаем II. С другой стороны, в отличие от США, в России отдельные представители органов государственной власти предпринимали попытки придать борьбе с терроризмом не только репрессивный характер. Об этом свидетельствует деятельность министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, разработавшего план по введению в России конституционного строя, инициированный начальником Московского охранного отделения С.В. Зубатовым план построения «полицейского социализма» (создание под контролем полиции профессиональных союзов, с тем чтобы направить революционное движение на путь легальной защиты экономических интересов рабочих. При этом «полицейский социализм» предусматривал строгое наказание за попытки действий вне существующего правового поля). Однако все эти мероприятия не смогли снизить популярность революционных идей.

Таким образом, можно констатировать, что для первого этапа как в США, так и России были характерны преимущественно репрессивные методы борьбы с терроризмом, предполагающие физическое устранение террористов, а также ограничение их свободы в той или иной степени. Терроризм рассматривался как уголовное преступление, при этом, за редким исключением в России, не учитывался его политический характер. Благодаря демократическому режиму в США, наличию эффективного механизма решения социальных конфликтов, меньшей актуальности идей анархизма и социализма, а также репрессивным мерам, предпринятым федеральными органами власти и властями штатов, к концу 20-х гг. ХХ в. руководство страны в целом смогло решить проблему терроризма. В России монархической власти, несмотря на попытки отдельных государственных деятелей, не удалось создать действенную систему решения социально-политических противоречий.

Второй этап: 1920-е — 1990-е гг. Одной из особенностей как американской, так и отечественной политики противодействия терроризму на втором этапе являет-

ся ассоциация терроризма с подрывной деятельностью враждебных государств. В соответствии с данным подходом, политика противодействия терроризму как в США, так и СССР строилась по принципу пресечения силовыми методами деятельности иностранных спецслужб1.

В послевоенный период достаточно остро встал вопрос о правомерности ассоциации терроризма с партизанским и национально-освободительным движением. На уровне ООН отмечалось, что «люди, борющиеся за освобождение от иноземного гнета и эксплуатации труда, имеют право использовать любые методы для выражения протеста, включая применение силы»2, в связи с чем как США, так и СССР считали легитимной деятельность отдельных террористических организаций и даже оказывали им определенную поддержку.

В Советском Союзе на втором этапе наблюдались лишь единичные случаи терактов, что объясняется спецификой советской политической системы, при которой у террористов фактически отсутствовала возможность воздействовать на власть. Однако с учетом международного опыта в стране началось формирование антитер-рористических подразделений3.

В США, в отличие от СССР, наряду с проявлениями терроризма внутри страны, особую актуальность приобрела проблема международного терроризма. С 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, касающихся борьбы с терроризмом, выработаны меры по прекращению практики уступок террористам, формированию спецподразделений, принятию повышенных мер безопасности и т.п. Такой подход нельзя назвать максимально эффективным, поскольку он не был ориентирован на устранение причин, вызвавших активность террористов, которые перешли к осуществлению других форм действий, как то: подрывы начиненных взрывчаткой автомобилей в местах большого скопления людей, взрывы административных, торговых и жилых зданий, уничтожение пассажирских самолетов и т.п.

1 Загладин Н.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия. — М. : Русское слово, 2006, с. 43—44.

2 Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. — М. : Ультра.Культура, 2003, с. 31-32.

3 История группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел» // http://beret.moy.su/ пете/2007-08-16-16.

Третий этап: 1990-е гг.— настоящее время. В отличие от России, для США на третьем этапе характерно, прежде всего, четкое разделение терроризма на внутренний и международный. Такой подход позволяет выделить два основных направления американской политики противодействия терроризму: действия, направленные на недопущение террористических актов внутри страны, а также действия, направленные на нейтрализацию террористических угроз за рубежом. Такая постановка вопроса согласуется с точкой зрения сотрудников Министерства юстиции США, которые считают, что борьба с терроризмом включает в себя два основных компонента: антитерроризм и контр-терроризм1.

По первому направлению политика противодействия терроризму представляет собой мероприятия органов государственной власти, а также иных структурных элементов политической системы общества по разработке и скоординированному осуществлению антитеррористичес-ких мероприятий. При этом деятельность исполнительной власти и, в частности, Министерства внутренней безопасности осуществляется по трем основным направлениям: предотвращение актов терроризма на территории США, снижение уровня уязвимости страны от террористических нападений, минимизация ущерба и ликвидация последствий возможных террористических актов. Эффективное функционирование политической системы обеспечивает ясное понимание американским обществом сущности мероприятий исполнительной власти по противодействию терроризму и гарантирует поддержку населения принимаемым мерам. При такой постановке вопроса, несмотря на наличие в США от 200 до 400 различных радикальных группировок, деятельность которых может принять террористические формы, после 1995 г. в стране не наблюдались масштабные проявления внутреннего терроризма.

По второму направлению противодействие терроризму осуществляется в рамках внешней политики государства. В США считают, что продвижение демократии, а также либеральных ценностей при помощи дипломатии и других невоенных

1 Чуганов Е.Г. Международно-правовые стандарты и нормы в области противодействия терроризму // Российский следователь, 2004, № 12.

методов является самым эффективным средством отражения террористических угроз. Экстремизм и терроризм классифицируются как зло, с которым необходимо бороться силовыми методами. В связи с этим противодействие международному терроризму предусматривает: предотвращение терактов путем превентивного воздействия на террористические сети; недопущение овладения оружием массового уничтожения государствами «оси зла» и их союзниками; недопущение оказания поддержки террористическим группам со стороны государств «оси зла»; предотвращение контроля террористов над странами, которые они пытаются превратить в плацдарм для подготовки своих атак. И хотя американское руководство признает, что питательной средой современного терроризма являются несправедливости сегодняшнего мира, нищета, религиозные, этнические конфликты, и ставит перед собой задачу выбить почву из-под ног террористов2, что, по сути дела, означает устранение определенного комплекса социально-политических противоречий невоенными методами, в сфере практических мероприятий по-прежнему доминируют силовые репрессивные методы. Такой подход вряд ли можно назвать эффективным, о чем свидетельствует продолжение террористической деятельности в Ираке и Афганистане.

На третьем этапе противодействие терроризму в условиях Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, борьбе с ним, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений3. При этом приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма рассматривается в качестве одного из основных принципов противодействия терроризму, а осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, является первоочередной задачей профи-

2 The National Security Strategy of the United States of America. 2006 // www.whitehouse.gov/nsc/ nss/2006; Трибрат В.В. Об американской «стратегии борьбы с терроризмом» // США, Канада: экономика, политика, культура, 2004, № 3.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // http://www.polit.ru/ dossie/ 2006/03/10/ zakonoterror.html

лактики терроризма. Данное положение свидетельствует о том, что органы власти Российской Федерации декларируют готовность устранять проблемы, нерешенность которых потенциально может привести к террористическим проявлениям, до их обострения.

Однако продекларированный выше принцип далеко не всегда применяется на практике. Таким образом, хотя де-юре в российской политике противодействия терроризму и сделан акцент на приоритет мер по устранению причин, способствующих возникновению и распространению терроризма, де-факто преобладают мероприятия силового характера.

Изучение отечественного и американского опыта показывает, с одной стороны, относительно невысокую результативность противодействия терроризму, ориентированного, прежде всего, на исполь-

зование силовых методов. С другой стороны, участие в противодействии терроризму всех элементов политической системы общества, предусматривающее наличие механизма разрешения социально-политических конфликтов без применения насилия, позволяет устранять потенциальные причины терроризма, а также обеспечивает поддержку мероприятиям органов исполнительной власти со стороны общества, о чем свидетельствует американский опыт в отношении внутригосударственного терроризма. В России осознана необходимость устранения проблемных вопросов до их перерастания в стадию конфликта с использованием насилия, в связи с чем в настоящее время особо остро стоит задача внедрения в реальную практику теоретических положений, фигурирующих в отечественной Концепции противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.