В. В. Козлов1
ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПУТИ К НОВОМУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Работа основывается на современных представлениях о взаимообусловленном развитии организаций, создаваемых людьми, с изменениями мировоззрения этих людей и опирается на теорию систем. В исторической ретроспективе раскрыто развитие наиболее распространенных методологий планирования деятельности организаций, отраслей и государств. Показано, что неправомерно противопоставление плановой экономики рыночной, так как и в условиях рынка невозможно без планирования. Выявлены ключевые проблемы интеллектуального развития людей на пути перехода к новому индустриальному обществу второго поколения (НИО.2). Разработаны подходы к преодолению этих проблем и планированию необходимых действий.
Ключевые слова: планирование, Всеобщая теория систем, парадигма мышления, уровни сознания, гуманитарные ценности, ноономика, новое индустриальное общество второго поколения
(НИО.2).
Б01: 10.37930/1990-9780-2021-2-68-34-39 УДК 330.352
В англоязычной свободной энциклопедии 'МЫре&а имеется определение: «Планирование - это процесс обдумывания действий, необходимых для достижения желаемой цели, то есть будущей деятельности по достижению желаемых результатов. Этот процесс обдумывания включает в себя создание и реализацию плана, и в основе обдумывания психологические аспекты, которые требуют концептуальных навыков. <...> Таким образом, планирование является фундаментальным свойством интеллектуального поведения»2. То есть любая разумная деятельность обязательно начинается с планирования достижения ее целей.
Первые упоминания о стратегии как обоснованном планировании ведения войска к намеченной цели, исходя из имеющихся ресурсов, датированы VI в. н. э. Однако прошло еще много веков до момента, когда в связи с началом индустриального разви-
1 Вячеслав Васильевич Козлов, профессор Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К. А. Тимирязева (127550, РФ, Москва, Тимирязевская ул., 49), д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]
2 Planning - Свободная энциклопедия «Wikipedia». Режим доступа: https://en.wikipedia.org/ wiki/Planning.
тия и благодаря освоению людьми концепции линейного времени и норм группового поведения стали разрабатываться методики планирования. Фредерик Лалу, опираясь на работы К. Грейвза, Д. Бека, К. Уилбера и других ученых, показывает, что такое стало возможным благодаря становлению «янтарной» парадигмы мышления людей с формированием у них четких представлений о линейном планировании и о линейно-функциональном дизайне организаций.
К началу XX в. в свободных рыночных отношениях ярко проявляется конкуренция, и США принимают антимонопольные законы. Надо учиться анализировать различные варианты своего поведения в усложняющейся внешней среде. Ф. Лалу пишет: «Цель жизни - обогнать, преуспеть в социально приемлемых формах, сыграть как можно лучше теми картами, которые тебе сданы» [2, с. 38]. Новое «оранжевое» мышление способствует разработке сценарного планирования, которое сначала примитивно реализовывали картежники, а более широко оно использовалось разведками в Первой мировой войне.
В середине XX в. появляется Всеобщая теория систем (General systems theory). Организация представляется в виде системы, которая должна вписываться в окружающую среду и для этого должна иметь хотя бы одну отрицательную обратную связь. Николас Луман отмечает, что система реагирует на внешние вызовы: 1) пробует новые варианты своего выживания; 2) отбирает не всегда лучшее решение, но именно то, благодаря которому легче стабилизировать деятельность в новых условиях; 3) процесс эволюции завершается и наступает сравнительно длительная стабилизация. На это обращает внимание Джордж Ритцер в известной работе «Современные социологические теории» и дополняет: «Многие факторы могут комбинироваться сложным образом, создавая иногда неожиданное будущее (из-за нелинейных петель обратных связей)» [3, с. 226].
Необходимость позиционирования и непрерывного отслеживания ситуации в усиливающейся конкурентной борьбе ведет к созданию стратегического планирования, которое стало заметным явлением в корпорациях 1960-х гг. после разработки методов PEST- и SWOT-анализа.
Чуть позже появляется метод динамических сценариев, в котором системное мышление приводит к созданию правдоподобных сюжетных линий сценариев, поскольку причинно-следственная связь между факторами может быть продемонстрирована [6].
«Оранжевое» мышление достигает максимума в своем развитии в странах с рыночной экономикой. Особенно ярко это прослеживается на примере двух разнонаправленных линий государственного планирования того времени.
СССР практикует линейное планирование с использованием натуральных и экономических показателей всего и вся исходя из оценок потребностей людей, из требований обороноспособности страны и других показателей «мощи экономики страны». Планируются объемы производства товаров и строительства, создание машиностроительных производств и др. Реально же преобладает планирование «от базы». Иное не могло получиться в отсутствие конкуренции и сохранении «янтарного» мышления, «... которое характеризуется убежденностью в том, что существует только один правильный путь» [2, с. 34].
В капиталистической экономике государство ограниченно регулирует рыночные отношения, что приводит к появлению методологии индикативного планирования, направленной на создание благоприятной среды для развития бизнесов - информирование экономических субъектов о целях и средствах государственной экономической
политики и возможных траекториях экономического развития и т. п. Эти планы носят рекомендательный характер и направлены на уменьшение неопределенности в рыночной экономике, Используются принципиально важные показатели: материальные возможности и направления поддержки бизнесов, играющих значимую роль в каждый момент развития экономики (например, поддержки сельского хозяйства), уровень безработицы, инфляция, дефицит бюджета.
Для решения проблем национального развития создаются общегосударственные и региональные целевые программы, например, программы борьбы с бедностью, развития депрессивных территорий или сельского хозяйства.
В современной России с трудом приживается индикативное государственное планирование - привычнее планировать и отчитываться объемными показателями, да и рыночные отношения пока слабо развиты. Программное планирование широко распространено в тех отраслях, где значима финансовая поддержка государства, например в сельском хозяйстве. Хотя, по высказыванию бывшего министра финансов РФ А. Л. Кудрина, программы похожи на так называемые росписи бюджетных обязательств государства, а многочисленные цели в каждой из них описаны множеством натуральных показателей. «Янтарное» мышление с поиском единственно верного решения пока не удается преодолеть.
Не следует противопоставлять рыночную экономику плановой, на что обратили внимание многие участники Международной конференции «Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем» (С.-Петербург, 25-26 марта 2021 г.). Организационные модели государств с командной и с рыночной экономиками оказались разными, соответственно, реализовывались разные методы планирования.
К 1980-м гг. страны с развитой рыночной экономикой подошли вплотную к исчерпанию возможностей «оранжевого» мышления и соответствующего дизайна организаций. Проектное планирование и управление входят в повседневную практику. Матричные организационные структуры применяются, где только возможно. Административное руководство полностью сдает свои позиции проектному лидерству. Ф. Лалу отмечает: «Если оранжевая парадигма превозносит главу организации, принимающего судьбоносные решения, то зеленая настаивает, что лидеры организаций служат для тех, для кого они лидеры» [2, с. 47].
Плюралистическая «зеленая» парадигма мышления входит в деятельность людей. «Теперь имеет значение не то, что справедливо и правильно для меня, моего племени, моей мифологии или моей религии, а то, что справедливо и правильно для всех людей, независимо от расы, пола, касты или вероисповедания», - отмечает Кен Уилбер [4, с. 243]. Это мышление не ново, в США еще в конце XIX в. бизнесы создали Кор-нельский и Стэндфордский университеты, в которых бесплатно учили молодежь. Но оно было присуще только отдельным лицам.
В «зеленых» организациях меняется многое. Например, в патронажной службе ВииМго^ Нидерландов с почти 7000 медработников реализована холократия без среднего звена управленцев. О долгосрочном планировании количества визитов к пациентам и объемах работ нет и речи, а в прежних условиях они были основой планирования в такой организации. Визиты к пациентам оперативно распределяются между всеми работниками, по договоренности перераспределяются между одинаковыми группами, а долгосрочно планируются штат работников и их развитие [2, с. 84-97].
По поводу происходящего известный гуру в менеджменте Питер Друкер заметил: «Культура организации ест стратегию на завтрак».
Инновационное развитие всех сфер деятельности людей и глобализация привели к появлению новых форм организации и планирования работ. Исходя из интересов концерна Airbus, реализуется методология технологической платформы как объединения бизнесов, науки, образования, государств и финансовых структур вокруг общего видения научно-технического развития. Возникла общеевропейская политика исследований и реализации инноваций с применением методов рамочных программ ЕС. При этом уже нет речи о конкретных целях и стратегиях их достижения. Задаются рамки, в которых формулируются представления о возможном будущем и ресурсы, которые могут быть выделены под решение конкретных проблем развития. Каждая страна ЕС ежегодно делает взносы в финансирование этих программ. Удается концентрировать средства на наиболее значимых направлениях и предоставлять их в форме грантов тем, кто обоснованно предлагает наиболее прорывные исследования и разработки значимых технологических и организационных решений развития.
Ф. Лалу пытается раскрыть представления о следующей ступени - «бирюзовой» парадигме мышления и, соответственно, «бирюзовых» организациях: «.. .великие парадоксы жизни, которые мы начинаем по-настоящему понимать, только достигнув Бирюзовой стадии развития сознания: свобода и ответственность, одиночество и единение, забота о себе и забота о других. <.. .> Прекратить отождествлять себя со своим эго - еще один шаг к освобождению» [2, с. 68-69]. То есть, он ведет речь об общем уровне культуры людей, при котором большинство материальных ориентиров, особенно индивидуальной значимости людей, отойдут на второй план или вообще исчезнут. При этом он подчеркивает необходимость обеспечения людям достойной жизни.
Сергей Бодрунов в работе «Ноономика» тоже убедительно ориентирует нас на движение к другому обществу - с более высоким уровнем культуры. Он подчеркивает, что в первую очередь мы должны отказаться от всех излишних благ, навязываемых производителями - в противном случае мы не сможем реализовать переход к новому индустриальному обществу второго поколения (НИО.2) [1,с. 109, 177].
В «Теории всего» К. Уилбер пытается соединить бизнес, науку, политику и духовность и показать, как они интегрируются с теориями психологии, экономики развития и теорией систем. Заканчивает свое исследование он выводом о том, что сегодня проблема духовности выдвигается на первый план, а мы пока не признаем ее. Вот почему «...эта проблема будет продолжать причинять вред развитым и „цивилизованным" странам, пока эта самая важная из всех проблем не будет признана, а затем выражена так, чтобы мы могли начать над ней работать» [5, с. 439].
Речь идет о достижении высокого уровня духовности, самоограничений в материальном потреблении за пределами необходимого для качественной жизни. Не о примитивном подчинении личных интересов людей интересам общества, что нам навязывала коммунистическая идеология, а о том, что забота человека о себе должна быть неразрывно связана с заботой о других.
Соответственно в планировании будущего мы можем ориентироваться на достижение «бирюзового» мышления, для начала хотя бы авангардом людей ряда стран. А путь к этому лежит через переходы от тех стадий развития, на которых находятся сейчас народы этих стран, через соответствующее обучение людей новому поведению.
Кому-то остается один-два, а кому-то предстоят три перехода.
Таким образом, определившись с рамочными целями будущего и необходимостью последовательного движения в освоении парадигм мышления, мы можем вести речь о методологии планирования.
В основе этой методологии видятся фундаментальные свойства интеллектуального поведения на основе создания и реализации международных и государствен-
ных рамочных программ глобального развития наук, политики, организационных технологий и мышления людей. Программ, создающих условия для движения людей к новому индустриальному обществу второго поколения (НИО.2), в котором главными действующими лицами будут люди с «бирюзовой» парадигмой мышления. Речь должна идти не о продуктовых, материальных и финансовых показателях, а о духовных и интеллектуальных потенциалах людей! Нужно переориентироваться на изучение истории с привязкой к развитию мировоззрения людей разных эпох и государств; акцентировать внимание всех религий на обеспечении духовности во имя мира и всеобщего прогресса, на достижении единства в представлении о будущем человечества.
Знаковым в движении в этом направлении стал визит Папы Римского Франциска в Ирак 5-8 марта 2021 г. и его встреча с духовным лидером шиитов Ирака, великим аятоллой Али ас-Систани, что свидетельствует о диалоге религий и их сближении во имя мира3.
Список литературы
1 .Бодрунов, С.Д.Ноономика / С. Д. Бодрунов. - М.: Культурная революция, 2018.
2. Лалу, Ф. Открывая организации будущего / Ф. Лалу; пер. с англ. В. Кулябиной; науч. ред. Е. Голуб. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
3. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер; пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
4. Уилбер, К. Краткая история всего / К. Уилбер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2000.
5. Уилбер, К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности / К. Уилбер. - ООО «Издат. дом «ПОСТУМ», 2017.
6. Gausemeier, Juergen; Fink, Alexander; Schlake, Oliver (1998)."Scenario Management". Technological Forecasting and Social Change. 59 (2): 111-130. doi:10.1016/s0040-1625(97)00166-2.
References
1. Bodrunov S. D. (2018) Noonomika [Noonomy], Moscow: Kul'turnajarevoljucija.
2. Laloux F. (2016) Otkryvaja organizacii budushchego [Reinventing Organizations]. Transí, from English by V. Kuljabina. Ed. by E. Golub. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.
3. Ritzer G. (2002) Sovremennye sociologicheskie teorii [Modern Sociological Theory], Transí, from English by A. Boykov, A. Lisitsyna. 5th ed. St. Petersburg: Piter.
4. Wilber K. (2000) Kratkaja istorija vsego [A Brief History of Everything], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber (MIF).
5. Wilber K. (2017) Teorija vsego. Integral'nyj podhod k biznesu, politike, nauke i duhovnosti [A Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science, and Spirituality]. Moscow: POSTUM Publishing House.
6. Gausemeier J., FinkA., Schlake O. (1998) Scenario Management. Technological Forecasting and Social Change, 59(2), pp. 111-130. DOI: https://doi.org/10.1016/S0040-1625(97)00166-2.
3 В МИД Ирана позитивно оценили встречу Папы Римского с лидером шиитов в Ираке // Сообщение ТАСС: https://tass.ru/obschestvo/10855887.
V. V. Kozlov4. Evolution of planning on the path to the new industrial society of the second generation. The work is based on modern ideas about the mutually dependent development of organizations created by people, with changes in the worldview of these people, and is based on the theory of systems. In historical retrospect, the development of the most common methodologies for planning the activities of organizations, industries and states is revealed. It is shown that it is wrong to oppose a planned economy to a market economy, since it is impossible in market conditions without planning. The key problems of intellectual development of people on the way to transition to a New industrial society of the Second generation are revealed (N10. 2). Approaches have been developed to overcome these problems and plan the necessary actions.
Keywords: planning, General systems theory, paradigm of thinking, levels of consciousness, humanitarian values, noonomics, industrial society of the second generation (N10.2).
4 Vyacheslav Kozlov, Professor, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (49 Timiryazevskaya Street, Moscow, 127550, Russia), Doctor of Economics, Professor, e-mail: [email protected]