Научная статья на тему 'Эволюция отношений Турции и ОАЭ в 2002-2022 годах в контексте региональных кризисов на Ближнем Востоке'

Эволюция отношений Турции и ОАЭ в 2002-2022 годах в контексте региональных кризисов на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Турция / ОАЭ / региональные кризисы / Братья-мусульмане / экономическое сотрудничество / Türkiye / UAE / regional crises / Muslim Brotherhood / economic cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тепе Абдусселам

Статья посвящена развитию отношений Турции и ОАЭ в период нахождения у власти в Турецкой Республике Партии справедливости и развития (ПСР). В ходе исследования рассматриваются причины повлиявшие на установление сотрудничества между двумя государствами в начале XXI века. В качестве таких факторов автор выделяет новую внешнеполитическую концепцию Турции, стремление Анкары к диверсификации международных отношений, заинтересованность в развитии экономического взаимодействия. В статье проведена периодизация истории межгосударственных отношений Турции и ОАЭ в 2002-2022 годах. По мнению автора, в 2002-2011 годах они носили характер конструктивного взаимодействия. Период 2011-2017 годов характеризовался разногласиями по политическим вопросам. В 2017-2021 годах происходило накопление конфликтного потенциала. Начиная с осени 2021 года происходит нормализация турецко-эмиратских отношений и возвращение к конструктивного прагматизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of relations between Turkey and the UAE in 2002-2022 in the context of regional crises in the Middle East

This article is devoted to the development of relations between Turkey and UAE in the period of rule of AKP. It includes study of the reasons of such cooperation. These reasons are: new Turkish foreign policy doctrine of A. Davutoglu, Turkey’s intention to diversify international relations, interest to economic cooperation. The author divides history of the Turkish-Emirati relations into 4 periods. At the first stage (2002-2011) they had character of the constructive cooperation. In 2011-2017 there was growth of the political contradictions. In 2017-2021 there was accumulation of the conflict potential. Beginning from Autumn of 2021 we can observe thaw in bilateral relations and return to pragmatism.

Текст научной работы на тему «Эволюция отношений Турции и ОАЭ в 2002-2022 годах в контексте региональных кризисов на Ближнем Востоке»

Тепе Абдусселам

Аспирант кафедры истории и теории международных отношений Факультета гуманитарных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Генеральный директор ООО «Селлона».

Эволюция отношений Турции и ОАЭ в 2002-2022 годах в контексте региональных кризисов на Ближнем Востоке

Приход к власти в Турции в 2002 году Партии справедливости и развития (ПСР) ознаменовал новую эру в турецкой внешней политики. Политика правящей ПСР нацелена на превращение Турции в великую державу, проводящую независимый внешнеполитический курс, обусловленный исключительно национальными интересами, в той мере в какой их понимает правящая элита. Особое место в реализации этого политического проекта занимает выстраивание отношений с арабскими государствами Ближнего Востока. Существенное значение здесь имеет партнерство Турции с арабскими государствами Персидского залива. Эти государства не только обладают значительным экономическим потенциалом, способствующим развитию турецкой экономики, но и проводят в регионе Ближнего Востока самостоятельные внешнеполитические проекты, в ряде случаев совпадающие, а в ряде случаев конкурирующие с турецким внешнеполитическим видением.

Турция активизировала сотрудничество с государствами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в начале XXI века. Это было вызвано несколькими факторами. Во-первых, стремлением нового турецкого руководства к проведению многовекторной политики, выраженном в доктринах Ахмета Давутоглу «стратегической глубины» и «ноль проблем с соседями». Особенно важно для Турецкой Республики взаимовыгодное партнерство со странами арабо-мусульманского мира и с Ираном. Сам А.Давутоглу так писал о новой внешнеполитической доктрине Турции: «Мы готовы взять на себя роль посредника в различных конфликтах благодаря нашим солидным отношениям со многими этническими и религиозными группами, особенно тюркоязычными. У нас есть концепция безопасности для всех. Это концепция включает в себя три плана. В политическом плане - это диалог на высшем уровне. В экономиче-

ском - это взаимовыгодная взаимозависимость. В цивилизационном - это признание культурных различий и плюрализма».

Во-вторых, стремление обеспечить экономическое развитие Турции поиском новых возможностей для турецкого бизнеса, рынков сбыта для турецких товаров и услуг, привлечение зарубежных инвестиций. Импульс к сотрудничеству исходил во многом от Анкары, так как турецкая промышленность нуждалась в рынках сбыта, а турецкая экономика - в притоке инвестиций со стороны богатых аравийских монархий. 2000-е годы были отмечены институционали-зацией сотрудничества между Турецкой Республикой и арабскими государствами Персидского залива. В 2005-2008 годах между ними был заключен ряд важных соглашений. К ним относятся Соглашение об избежании двойного налогообложения, Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций. Все это привело к резкому росту товарооборота между Турцией и странами Персидского залива.

В-третьих, на намерения турецкого руководства расширять связи с государствами ССАГПЗ повлияли неудачи на пути европейской интеграции Турецкой Республики. руководство Евросоюза так и не дало окончательный ответ о членстве Турции в организации, несмотря на то, что с декабря 1999 года, после саммита в Хельсинки, страна является официальным кандидатом на членство в ЕС. Более того, усилиями Германии и Франции на саммите ЕС в Праге в марте 2009 года прием Турции в ЕС был фактически заблокирован.. В этих условиях перед Анкарой встала необходимость диверсификации внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества.

Со стороны аравийских монархий интерес к развитию отношений с Турцией объяснялся двумя факторами. Во-первых, экономическим потенциалом Турции, ставшей одной из наиболее динамично развивающихся экономик Евразии. Во-вторых, геополитическим фактором. В условиях нарастающего соперничества этих суннитских монархий с Ираном, их руководство видело в Турции потенциальный противовес иранской экспансии в регионе.

Этап конструктивного сотрудничества в отношениях Турции и ОАЭ (2002-2011 годы).

В 2008 году в Джидде был подписан Меморандум о взаимопонимании между Турцией и ССАГПЗ. Революционным достижением этого документа был запуск Стратегического Диалога на высшем уровне. Турция стала первым государством мира, проводящим такой диалог с ССАГПЗ. В этом соглашении стороны обязались «основывать со-

■ трудничество на солидной институциональной базе и покрывать все

сферы взаимного интереса». В июле 2009 года в Стамбуле был проведен первый форум Стратегического Диалога на высшем уровне. На нем обсуждались иранская ядерная проблема, арабо-израильский конфликт, проблемы безопасности Ирака, а также двустороннее сотрудничество в экономической, научной и культурной областях. Наиболее важными партнёрами Турецкой Республики в рамках этого аравийского интеграционного объединения стали Катар, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).

Важность ОАЭ для Турции объяснялась экономическим потенциалом этого небольшого государства Персидского залива и его инвестиционными возможностями. Экономический фактор стал основным драйвером сотрудничества между Турецкой Республикой и ОАЭ. Неуклонно рос товарооборот между двумя государствами. Если в 2002 году турецкий экспорт в ОАЭ составлял 452 млн. долларов, то в 2010 году - 3,333 млрд. долларов, в 2015 году - 4,681 млрд. долларов, в 2016 году - 5,475 млрд. долларов, а в 2017 году - 9,184 млрд. долларов. Импорт Турции из ОАЭ также постоянно увеличивался. В 2002 году он составил 100 млн. долларов, в 2010 году - 698 млн. долларов, в 2015 году - 2,009 млрд. долларов, в 2016 году - 3,701 млрд. долларов, а в 2017 году он вырос до 5,547 млрд. долларов.

ОАЭ выступили значительным инвестором в турецкую экономику. Крупнейшими финансовыми компаниями, действующими в Турции, являются инвестиционная компания Abraaj Capital (Дубай) и инвестиционный банк Investcorp Bank (Бахрейн). Abraaj Capital, оперирующий 7,5 миллиардами долларов частных капиталов, открыл свое отделение в Турции и приобрел десять компаний в различных сферах от энергетики до здравоохранения. Позже он, как и некоторые другие игроки финансового рынка ССАГПЗ открыл специальный инвестиционный фонд, предназначенный для Турции. В 2012 году Инвестиционный Совет Абу-Даби и компания Abu Dhabi Invest AD совместно с японским SBI Holding открыли специальный инвестиционный фонд для Турции.

Значительное место в двусторонних отношениях занимает сотрудничество в сфере строительного сектора и недвижимости. Турецкие строительные компании издавна хорошо зарекомендовали себя в мире как опытные и умелые подрядчики. Темпы строительства в странах ССАГПЗ неуклонно росли вплоть до мирового экономического кризиса, связанного с эпидемией коронавируса в 2020 году. Аравийские монархии довольно быстро оправились от финансового кризиса 2008 года и уже в 2012 году были зафиксированы темпы роста в 5%

jßäL_

в строительном секторе. По данным на 2015 год стоимость контрактов в строительном секторе региона определялась в 172 миллиарда долларов. На 2020 год ожидался ее рост до 420 миллиардов долларов, однако мировой экономический кризис уменьшил эту цифру.

Одним из факторов бума в строительном секторе аравийских монархий стало проведение масштабных международных мероприятий, в частности Международной выставки-ярмарки в Абу-Даби (состоялась в связи с эпидемией коронавируса в 2022 году). Перспектива проведения Ярмарки в Абу-Даби потребовала капиталовложений в размере 8 миллиардов долларов и строительства дополнительных дорог, железной дороги, аэропорта и выставочных помещений. Вторым драйвером строительных работ в странах региона является попытка диверсификации их экономик, преодоления зависимости от импорта энергоносителей и превращение в центры международной логистики и торговли. Ярким примером здесь являются ОАЭ. Эмират Абу-Даби в 2011 году провел строительство железнодорожной сети Иттихад, а в 2012 году инициировал сооружение международного аэропорта, который обещает стать крупнейшим в мире и обойдется, предположительно, в 32 миллиарда долларов. Турецкие компании активно взялись за освоение местного строительного рынка. По данным на 2013 год, общий объем их контрактов в странах Залива составлял более 34 млрд. долларов. Из них 8,4 млрд. долларов приходилось на ОАЭ. Таким образом, отношения между двумя государствами в описываемый период носили характер конструктивного взаимовыгодного сотрудничества. Следует отметить, что в этот период Турция поддерживала равноудалённые отношения со всеми государствами ССАГПЗ, не делая предпочтений.

Расхождения внешнеполитических подходов Турции и ОАЭ в период «арабских революций».

В 2011 году на Ближнем Востоке начался период политических кризисов, получивший название «арабской весны» или «арабских революций». Он выразился в свержении авторитарных режимов в Египте и Тунисе, переходе к длительному периоду нестабильности в Ливии и гражданской войне в Сирии. Турецкое руководство воспользовалось данным периодом как шансом для усиления влияния на Ближнем Востоке. При этом Анкара поддержала в ходе протест-ных выступлений движение «Братья-мусульмане». Турция, сочетающая приверженность исламским ценностям с демократическим устройством и свободными выборами может являться моделью для государств Ближнего Востока. Об этом писал, в частности, американ-

ский ученый Грэхэм Фуллер. Фуллер отмечает, что в начале XXI века в Турции появилось вызывающее доверие лидерство. Речь идет не только о формальной легитимности, но и о способности выражать интересы, чаяния и характер Ближнего Востока. Все это до 2013-2014 годов делало Турцию политической моделью для арабских народов.

В поддержке «Братьев-мусульман» Турция выступала в альянсе с эмиратом Катар. В то же время Саудовская Аравия и ОАЭ усматривали в деятельности этого политического движения угрозу своей национальной безопасности и жестко противодействовали этой организации. Достаточно сказать, что министр внутренних дел ОАЭ Заки Хальфан, отвечая на вопрос телекомпании «аль-Арабийя» о том, «кто более всего опасен для стран Залива: Иран, Израиль или «Братья-мусульмане»», не задумываясь ответил: «Братья-мусульмане».

Первое ухудшение отношений между Турцией и ОАЭ произошло в июле 2013 года после государственного переворота в Египте. Руководство ОАЭ в то время оказало энергичную поддержку фельдмаршалу Абдель Фаттаху аль-Сисси, свергнувшего режим «Ихванов». Турция снизила уровень дипломатических отношений с ОАЭ, отозвав оттуда своего посла. В 2016 году посла вернули, но после поддержки Турцией Катара летом 2017 года своего посла из Анкары отозвали уже Эмираты. Деловые круги ОАЭ отказались от намерения сделать инвестиции в энергетический комплекс в Афшин-Эльбистане через семь месяцев после подписания соглашения в январе 2013 года. Abu Dhabi National Energy Company отменила свое решение о капиталовложениях в этот проект в сумме 12 миллиардов долларов. Причиной было давление правительства ОАЭ в связи с поддержкой Турцией «Братьев-мусульман» в Египте.

Помимо Египта обозначилось геополитическое соперничество между Анкарой и Абу-Даби за влияние в Ливии. В 2014 году состоялся фактический раскол Ливии. Власть на востоке страны, в Кире-наике взяли Палата представителей в Тобруке и поддерживающая её Ливийская Национальная Армия (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Западная часть страны (Триполитания) оказалась под контролем исламистов из Народного Конгресса. Палата представителей в Тобруке и ее военное крыло - ЛНА сразу же получили поддержку со стороны Египта, ОАЭ и Франции. В то же время антагонисты Хафтара на западе Ливии стали пользоваться содействием со стороны Турции и Катара. При этом фаворитами турецкого руководства в Ливии стали такие политические деятели как премьер-министр Правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж, министр внутренних дел ПНС, авторитетный представитель клана Мисурата

Фатхи Башага и один из руководителей движения «Братья-мусульма- ■

не», бывший спикер ливийского парламента Халед аль-Мишри.

Поддержка Турцией этих сил, позже объединившихся в Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа, объяснялась не только идеологической близостью, но и геополитическими причинами. Турция стремилась альянсом с Триполи обеспечить выгодный для себя раздел шельфа Восточного Средиземноморья с богатыми газовыми месторождениями. Соперниками Анкары в этом вопросе выступали Греция, Кипр и Израиль. 27 ноября 2019 года в ходе визита в ливийскую столицу министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и министра обороны Хулуси Акара было подписано межгосударственное соглашение о разграничении морских границ. Оно существенно увеличивало размеры шельфа Турции и Ливии. Прямая морская граница между двумя государствами препятствовала планам строительства Восточносредиземноморско-го газопровода (East Med) и сокращала права Греции на разработку природного газа около ряда островов. 30 ноября того же года в ходе визита в Анкару председателя ПНС Фаиза Сараджа было подписано турецко-ливийское соглашение о военном сотрудничестве, согласно которому Турция брала на себя обязательства поставок в Ливию вооружения, направления военных советников, обучения и подготовки ливийских вооруженных сил. Таким образом, наметилась борьба Турции и ОАЭ за сферы влияния в Северной Африке.

Отношения Турции и ОАЭ в 2017-2021 годах: накопление конфликтного потенциала.

Фактором серьёзного ухудшения отношений между Турцией и ОАЭ стал катарский дипломатический кризис 2017-2021 годов. 5 июня 2017 года четыре арабских государства - Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Бахрейн одновременно объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Они обвинили эмират в поддержке террористических организаций, в частности «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещено в России). Эти государства выдвинули катарскому правительству тринадцать ультимативных требований, включавших в себя и закрытие турецкой военной базы на территории эмирата.

Турция с самого начала кризиса поддержала своего стратегического партнёра. 10 июня 2017 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в разговоре с министром иностранных дел Бахрейна назвал блокаду Катара «антигуманной» и выразил надежду на то, что кризис

в отношениях между Катаром и «четверкой» закончится к концу свя-_

щенного для мусульман месяца Рамадан. Тогда же министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на совместной пресс-конференции с бахрейнским коллегой заявил о том, что Турция приложит все усилия к мирному разрешению конфликта и не допустит изоляции Катара. В заявлении МИД Турции указывалось на то, что блокада Катара противоречит «требованиям гуманизма и исламским ценностям». Требование закрыть турецкую военную базу на территории Катара президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал «противоречащим нормам международного права». Более того, Турция увеличила количество своих военнослужащих, дислоцированных на данной военной базе. Количество турецких военных в Катаре возросло со 150 до 3 тысяч (уровень бригады). Эмир Катара Тамим бен Хамад аль-Тани в своем обращении к нации 21 июля 2017 года выразил благодарность Турции, которая «выполнила все свои обязательства по Соглашению о сотрудничестве и удовлетворила первоочередные нужды народа Катара».

Ещё одним раздражителем в двусторонних отношениях стала информация о предполагаемом участии ОАЭ в попытке государственного переворота в Турции в июле 2016 года. 10 июня 2017 года президент Реджеп Тайип Эрдоган на форуме правящей партии ПСР заявил: «Мы знаем, кому в Персидском заливе пришлась по душе попытка переворота». В начале августа 2016 года в ряде арабских СМИ начала распространяться информация о возможной причастности Объединенных Арабских Эмиратов к попытке государственного переворота в Турции 15-16 июля того же года. Интернет-портал Middle East Eye со ссылкой на источники в турецких спецслужбах сообщил о том, что руководство этой монархии Персидского Залива частично финансировало путч в Турции, выделив на эти цели 3 миллиарда долларов. Кроме того, эмиссар ОАЭ осуществлял связь между находящимся в США с Фетхуллахом Гюленом и турецкими военными. Этим посредником, по информации издания, был не кто иной как видный палестинский политик Мухаммед Дахлан, проживающий в настоящее время в Арабских Эмиратах. Информация о вовлеченности ОАЭ в заговор против президента Эрдогана, в принципе, является вполне логичной, учитывая абсолютно враждебное отношение монархов ОАЭ к движению «Братья-мусульмане». Впрочем, после провала переворота правительство ОАЭ поспешило реабилитироваться перед турками. В Дубайском международном аэропорте были арестованы два турецких генерала, служивших в составе сил ISAF в Афганистане, подозреваемые правительством Турции в причастности к заговору. Ими являются генерал-майор Мехмет Джахит Бакыр, командующий турецким контингентом в Афганистане и бригадный генерал Шенер

Топуч, командующий Тренировочным военным центром в Кабуле. Этот жест доброй воли явно был нацелен на то, чтобы приобрести расположение Анкары.

2016-2017 годы стали периодом обмена обвинениями и словесных пикировок между руководителями Турции и ОАЭ. 24 декабря 2017 года государственный министр ОАЭ по иностранным делам Анвар Гар-гаш написал в своем Твиттере о том, что «Ни Анкара, ни Тегеран, несмотря на все свои амбиции, не будут руководить арабским миром». Шеф дипломатии ОАЭ акцентировал необходимость укрепления арабского единства вокруг оси Эр-Рияд-Каир. Он также призвал арабов к сплоченности, отринув для этого свои сектантские и партийные различия.

20 декабря 2017 года состоялся обмен колкостями между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и министром иностранных дел ОАЭ принцем Абдаллой бен Заидом аль-Нахайяном. Абдалла бен Заид опубликовал в Твиттере пост, в котором обвинил Фахреддин-пашу, командующего турецкими войсками в Мекке в годы Первой мировой войны (он оборонял Мекку от англичан) в преступлениях против мирного арабского населения, мародерстве и краже реликвий Пророка Мухаммеда. «Это предки Эрдогана и их отношения с арабами и мусульманами», - отметил Абдалла бен Заид. Президент Эрдоган ответил шефу дипломатии ОАЭ в довольно резкой манере. Он написал: «Когда мои предки защищали священную Мекку, где были твои, бесстыдник? Некоторые безнравственные люди опускаются все ниже и ниже и обвиняют наших предков в воровстве. Что испортило этого человека? Его испортила нефть, испортили огромные деньги, которые у него есть».

Крайне негативную реакцию в Турции вызвали Соглашения Авраама, договоренности о признании рядом арабских государств Израиля, заключенные при посредничестве США в августе-сентябре 2020 года. Два арабских государства Персидского залива - Бахрейн и ОАЭ присоединились к этому процессу. Турция, находившаяся к тому времени в напряженных отношениях с Израилем и позиционировавшая себя в качестве защитника интересов палестинского народа, осудила в заявлении МИД данные шаги правительств аравийских монархий. В заявлении, в частности, говорилось: «Односторонняя попытка ОАЭ подорвать Мирную Арабскую Инициативу, выдвинутую Лигой Арабских Государств (ЛАГ) по инициативе Саудовской Аравии в 2002 году и поддержанную Организацией Исламского Сотрудничества (ОИС) вызывает крайнюю озабоченность. Попытки представить трехстороннюю инициативу (США, Израиля и ОАЭ - прим.

■ авт.) как поддержку палестинского дела абсолютно неубедительны.

Используя план США, не имеющий никакой ценности и обреченный на провал, и являющийся инструментом продвижения скрытой американской повестки, ОАЭ игнорируют волю палестинского народа».

Таким образом, политические отношения между Турции и ОАЭ к 2019-2020 годам дошли до нижней точки. Основными причинами такого ухудшения явились геополитические противоречия между двумя государствами за влияние в арабском и исламском мире, подозрения турецкого руководства в причастности ОАЭ к подрывным действиям против законного правительства Турции и разногласия по палестинскому вопросу.

Возвращение к здоровому прагматизму в двусторонних отношениях (2021-2022 годы).

В 2021 году в регионе Ближнего Востока сложилась качественно новая ситуация. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, изменились приоритеты внешней политики Турции. Они сместились с расширения сферы влияния в регионе и оказания помощи в приходе к власти протурецких партий и движений к обеспечению национальной безопасности. Во-вторых, движение «Братья-мусульмане», потерпело поражение в большинстве государств Ближнего Востока (Египет, Сирия, Судан, Йемен). В-третьих, аравийские монархии взяли курс на разблокирование конфликтов и восстановление добрососедских отношений. Это нашло выражение в подписании в январе 2021 года Декларации Аль-Уля об урегулировании катарского дипломатического кризиса. В-четвёртых, экономический кризис, переживаемы Турцией, привёл её руководство к необходимости пересмотра ряда внешнеполитических подходов.

Результатом этих трендов стала постепенная нормализация отношений Турции с ОАЭ. 18 августа президент Реджеп Тайип Эрдо-ган встретился с прибывшим в Анкару принцем Тахнуном бен Заи-дом, братом эмира Абу-Даби Мухаммеда бен Заида и руководителем спецслужб ОАЭ. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что «видит прогресс от продолжения в ближайшее время турецко-эми-ратских переговоров». По мнению британского журналиста Дэвида Хёрста, главного редактора портала Middle East Eye, речь в ходе переговоров шла, в частности, о вопросах экономического сотрудничества. При этом руководство ОАЭ анонсировало намерение инвестировать в турецкую экономику 10 миллиардов долларов.

24-25 ноября 2021 года руководитель ОАЭ Мухаммед бен Заид посетил Турцию с официальным визитом. В ходе визита прошли его пе-

jßäL_

реговоры с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эр-доганом, а также подписание ряда соглашений. Среди них соглашение о сотрудничестве в сферах транспорта, электронной коммерции, здравоохранения, Меморандум о взаимодействии между Турецким Фондом благосостояния (Turkish Wealth Fund (TVF)) и Abu Dhabi Development Holding (ADQ). По мнению чиновника Турецкого правительства: «Мы оставили проблемы позади. Мы входим в период, основанный на сотрудничестве и взаимной выгоде». 14 февраля 2022 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил ОАЭ с официальным визитом. Это был первый визит турецкого лидера в эту страну с 2013 года.

Турецкий эксперт Кадир Устюн писал, анализируя нормализацию турецко-эмиратских отношений: «Основной причиной сближения послужило то, что ни Турция, ни ОАЭ не получили дивидендов от региональных кризисов. В Ливии дело медленно идет к нормализации обстановки. Турция заинтересована в выживании нынешнего правительства, а ОАЭ не хотят выступать в роли спойлера. Другим драйвером сближения стали экономические последствия пандемии COVID-19. Турция борется с ее негативными эффектами, лира стремительно падает. В то же время экономика ОАЭ остается сильной на фоне высоких цен на нефть. В связи турецкий лидер уделяет большое внимание возможным инвестициям в Турцию со стороны ОАЭ. Одновременно уход США с Ближнего Востока вместе с усилением позиций России, особенно в Сирии, является третьим драйвером сближения. Американцы не могут дать Ближнему Востоку своё видение ситуации, поэтому региональные игроки вынуждены вступать в многосторонние диалоги и согласования».

Заключение

Процесс двусторонних отношений Турции и ОАЭ отражает общую кризисную ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке в первое двадцатилетие XXI века. Первый этап отношений в период нахождения у власти партии ПСР (2002-2011 годы) можно охарактеризовать как период конструктивного сотрудничества. В эти годы турецкая политическая элита стремилась к диверсификации внешней политики республики, обретению новых партнёров и установлению взаимовыгодных политических и экономических отношений со странами Ближнего Востока вообще и региона Персидского залива в частности. Отношения с государствами ССАГПЗ носили равноудалённый, дружественный и конструктивный характер. Интерес Турции к ОАЭ был обусловлен экономическим и инвестиционным потенциалом этого государства. Между Анкарой и Абу-Даби не воз-

■ никало больших политических противоречий, учитывая близость

взглядов двух стран по вопросам международных отношений.

Второй этап межгосударственных отношений (2011-2017 годы) можно охарактеризовать как время расхождений по основным внешнеполитическим подходам. Он совпал с процессом арабских революций на Ближнем Востоке. В этот период происходит укрепление турецко-катарского стратегического партнёрства. В то же время начинают проявляться разногласия с Саудовской Аравией и ОАЭ. Турецкое руководство, вдохновляемое доктриной неоосманизма, стало создавать на Арабском Востоке свою сферу влияния. Противоречия геополитического характера между Турцией и ОАЭ особенно ярко проявились в Египте и Ливии.

Третий этап межгосударственных отношений (2017-2021 годы) характеризовался переходом Турции и ОАЭ от сотрудничества к соперничеству. Отношения двух государств балансировали на грани конфликта. Этому способствовали геополитические противоречия между двумя государствами за влияние в арабском и исламском мире, подозрения турецкого руководства в причастности ОАЭ к подрывным действиям против законного правительства Турции и разногласия по палестинскому вопросу и отношениям с Израилем. Особенно болезненно политическая элита Турции восприняла попытки ОАЭ вмешиваться в турецкие внутренние дела.

По нашему мнению, в настоящее время оба государства находятся в начале этапа возвращения к прагматичному взаимовыгодному сотрудничеству. Этому способствовали примирение между Катаром с одной стороны, КСА и ОАЭ с другой. Второй причиной стало ослабление региональных позиций движения «Братья-мусульмане». Третьей - стремление руководства Турции и ОАЭ к расширению экономического взаимодействия. Этот процесс нормализации имеет актуальность и для России, учитывая взвешенный, сбалансированный курс Анкары и Абу-Даби в украинском конфликте. В настоящее время Турция и ОАЭ являются крупнейшими торгово-экономическими партнёрами Российской Федерации в регионе. Оба государства отказались присоединяться к агрессивным действиям США и коллективного Запада против России и конструктивно сотрудничают с РФ.

Библиографический список

1. Быстров А.А. О развитии военной и политической ситуации в Ливии. // URL: http:// www.iimes.ru/?p=52380

2. Носков А.Ю. Братский союз Анкары и Дохи. // URL: https://nvo.ng.ru/ realty/2017_07_07/6-955-turkey.html

jßäL_

3. Товарооборот между Россией и ОАЭ вырос до рекордных $ 7 млрд. // Товарооборот ■ между Россией и ОАЭ вырос до рекордных $9 млрд - Новости - Экономика -Коммерсантъ // URL: kommersant.ru

4. Торговый оборот России и Турции в 2022 году приблизился к 70 миллиардам долларов. // Торговый оборот России с Турцией в 2022 году приблизился к $70 миллиардам (profile.ru)

5. Выступление президента Турции Р.Т. Эрдогана 10.06.2017. // "We know very well who was pleased in the Gulf with the coup attempt" - YouTube

6. Al-Atiki S., Çaliçkan E., Long C. Turkey-GCC relations. Trends and outlook. Istanbul: UIP-ICP, 2016.

7. Al Makhaleh Shehab. Taqa pulls out 12 b investments from Turkish energy project. Gulf News, 26.08.2013 // URL: http://gulfnews.com/business/sectors/general/taqa-pulls-out-12b-investment-from-turkey-power-projects-1.1224336

8. Altuniçik M.B. Turkey's Eastern Mediterranean quagmire // URL: https://www.mei.edu/ publications/turkeys-eastern-mediterranean-quagmire

9. Cengiz S. Turkish-Saudi Relations. Cooperation and Competition in the Middle East. Berlin: Gerlach, 2021.

10. Cockburn P. Libya in crisis: Rival militias position themselves for civil war as country disintegrates // URL: http://www.independent.co.uk/news/world/africa/libya-in-crisis-rival-militias-position-themselves-for-civil-war-as-country-teeters-on-brink-9399311.html

11. А. Давутоглу. Стратегическая глубина.

12. Deloitte GCC Powers of Construction 2015. Construction - the economic Barometer of the Region // URL: http://www.deloitte.com/dam/Deloitte/uk/Documents/real-estate/ deloitte-uk-gcc-powers-of-construction-2015.pdf

13. Erdogan says Turkish contacts with UAE have made progress. // Erdogan says Turkish contacts with UAE have made progress | Business and Economy News | Al Jazeera

14. Erdogan hosts MBZ as Turkey, UAE seek to repair bilateral ties. // Erdogan hosts MBZ as Turkey, UAE seek to repair bilateral ties | Daily Sabah

15. Erdogan visits UAE to bolster political, economic ties. // Erdogan visits UAE to bolster political, economic ties | Recep Tayyip Erdogan News | Al Jazeera

16. Full transcript of Al-Ula GCC Summit Declaration: Bolstering Gulf unity // URL: https:// English.alarabiya.net/News/gulf/2021/01/06/Full-transcript-of-AlUla-GCC-Summit-Decla-ration-Bolstering-Gulf-unity

17. Caffiero G. How Turkey fits into the Qatar puzzle. // How Turkey fits into the Qatar puzzle - Al Monitor: The Pulse of the Middle East (al-monitor.com)

18. Graham E. Fuller. Turkey and the Arab Spring. Leadership in the Middle East. N.Y.: Bozorg Press, 2014.

19. Gurcan M. Turkey flexing military muscle in Qatar..// Turkey flexing military muscle in Qatar - Al Monitor: The Pulse of the Middle East (al-monitor.com)

20. Habibi N. Turkey's economic relations with the Gulf states in the shadow of the 2017 Qatar crisis. // meb132.pdf (brandeis.edu)

21. Hearst D. UAE funnelled money to Turkish coup plotters. // EXCLUSIVE: UAE 'funnelled money to Turkish coup plotters' | Middle East Eye édition française

22. Hearst D. MBZ is performing an U-turn which can reshape the Middle East. // MBZ is performing a U-turn that could reshape the Middle East | Middle East Eye

23. Memorandum of Understanding between Turkey and the GCC // Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между Турецкой Республикой и государствами-членами Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива // Tûrkiye Cumhuriyeti ve Korfez Arap Ulkeleri Içbirligi Konseyi Uyesi Ulkeler Arasinda Ekonomik Içbirligine Iliçkin Çerçeve Anlaçma. Manama, 2005 // URL: https://www.resmigazete.gov.tr/ eskiler/2009/04/20090413M1-1.htm

24. Obeid H. European Muslim groups angered by inclusion in UAE's terror list // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2014/12/uae-terrorist-list-european-islamist-groups.html#ixzz3LPnOs4cO

ДО

_jiHV,

25. Press Release regarding the Joint Statement by the United States, Israel and United Arab Emirates. Turkiye Ministry of Foreign Affairs, №173, 14.08.2020 // URL: www.mfa.gov.tr/ no_-173_-abd-israil-ve-bae-terafindan-aciklanan-ortak-bildiri-hk.en.mfa

26. Richter H. Der Turkisch Vertritt zur EU: das ist moglich? / Der Spiegel, 02.03.2009.

27. Rosenbaum J. 13.08.2015. Turkey and GCC. A «win-win dynamic" economists say // URL: http;//www.aa.com.tr/economic/en/turkey-and-the-gcc-a- win-win-dynamic-econo-mists-say/16766

28. Saudi Arabia, UAE, Egypt, Bahrain cut ties to Qatar // URL: www.aljazeera.com/ news/2017/6/5/saudi-arabia-uae-egypt-bahrain-cut-ties-to-qatar

29. Solmaz M. Why Saudi Arabia and UAE are targeting Turkey // URL: http://www.mid-dleeasteye.net/columns/why-uae-hostile-turkey-1184696487

30. Turkey urges Gulf states to end Qatar crisis before end of Ramadan. // Turkey urges Gulf states to end Qatar crisis before end of Ramadan | News | DW | 10.06.2017

31. Un alliance entre Emirats Arabes Unis et Israel contre Qatar // URL: http://www.obser-vatoire-qatar.com/politique/item/262-une-alliance-entre-les-emirats-arabes-unis-et-israel-contre-le-qatar

32. Ustun K. Turkey-UAE: Why MBZ's visit could mark the start of new era? // Turkey-UAE: Why MBZ's visit could mark the start of a new era | Middle East Eye

33. World Bank, 2015. Data: Annual Growth (%) // URL: http://data.worldbank.org/indica-tor/NY.GDP.MKTP.KD.ZG

34. Атван А. Дахуль Трамб ва Туркийя ва Иран иля халяба аль-азма джааля аль-джабир йартабику ва йухатыбу дауля Катар би аль-шакика. (на арабском языке). Вмешательство Трампа, Турции и Ирана в разворачивающийся кризис свидетельствуют о том, что они рассматривают государство Китар как родственное (близкое) // URL: http://www.raialy-oum.com/?p=688513

35. Гаргаш: аль-Алям аль-араби лян такудуху Анкара ау Техран. Н арабском языке. Арабский мир не подчинится Анкаре или Тегерану // URL: http://www.raialyoum.com/?p=802847

References

1. Bystrov A.A. On the development of the military and political situation in Libya. // URL: http://www.iimes.ru/?p=52380

2. Noskov A.Yu. Fraternal union of Ankara and Doha. // URL: https://nvo.ng.ru/ realty/2017_07_07/6-955-turkey.html

3. Trade turnover between Russia and the UAE rose to a record $7 billion // Trade turnover between Russia and the UAE rose to a record $9 billion - News - Economics // URL: kommersant.ru

4. Trade turnover between Russia and Turkey in 2022 approached $70 billion. // Trade turnover between Russia and Turkey approached $70 billion in 2022 (profile.ru)

5. Speech by the President of Turkey R.T. Erdogan 06/10/2017. // "We know very well who was pleased in the Gulf with the coup attempt" - YouTube

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Al-Atiki S., Qalijkan E., Long C. Turkey-GCC relations. trends and outlook. Istanbul: UIP-ICP, 2016.

7 Al Makhaleh Shehab. Taqa pulls out 12 b investments from Turkish energy project. Gulf News, 08/26/2013 // URL: http://gulfnews.com/business/sectors/general/taqa-pulls-out-12b-investment-from-turkey-power-projects-1.1224336

8. Altunijik M.B. Turkey's Eastern Mediterranean quagmire // URL: https://www.mei.edu/ publications/turkeys-eastern-mediterranean-quagmire

9. Cengiz S. Turkish-Saudi Relations. Cooperation and Competition in the Middle East. Berlin: Gerlach, 2021.

10. Cockburn P. Libya in crisis: Rival militias position themselves for civil war as country disintegrates // URL: http://www.independent.co.uk/news/world/africa/libya-in-crisis-rival-militias -position-themselves-for-civil-war-as-country-teeters-on-brink-9399311.html

11. A. Davutoglu. strategic depth.

12. Deloitte GCC Powers of Construction 2015. Construction - the economic Barometer

of the Region // URL: http://www.deloitte.com/dam/Deloitte/uk/Documents/real-estate/ deloitte-uk-gcc-powers -of-construction-2015.pdf

13. Erdogan says Turkish contacts with UAE have made progress. // Erdogan says Turkish contacts with UAE have made progress | Business and Economy News | Al Jazeera

14. Erdogan hosts MBZ as Turkey, UAE seek to repair bilateral ties. // Erdogan hosts MBZ as Turkey, UAE seek to repair bilateral ties | Daily Sabah

15. Erdogan visits UAE to bolster political, economic ties. // Erdogan visits UAE to bolster political, economic ties | Recep Tayyip Erdogan News | Al Jazeera

16. Full transcript of Al-Ula GCC Summit Declaration: Bolstering Gulf unity // URL: https:// English.alarabiya.net/News/gulf/2021/01/06/Full-transcript-of-AlUla-GCC-Summit -Decla-ration-Bolstering-Gulf-unity

17. Caffiero G. How Turkey fits into the Qatar puzzle. // How Turkey fits into the Qatar puzzle - Al Monitor: The Pulse of the Middle East (al-monitor.com)

18. Graham E. Fuller. Turkey and the Arab Spring. Leadership in the Middle East. N.Y.: Bozorg Press, 2014.

19. Gurcan M. Turkey flexing military muscle in Qatar..// Turkey flexing military muscle in Qatar - Al Monitor: The Pulse of the Middle East (al-monitor.com)

20. Habibi N. Turkey's economic relations with the Gulf states in the shadow of the 2017 Qatar crisis. // meb132.pdf (brandeis.edu)

21. Hearst D. UAE funneled money to Turkish coup plotters. // EXCLUSIVE: UAE 'funnelled money to Turkish coup plotters' | Middle East Eye edition francaise

22. Hearst D. MBZ is performing an U-turn which can reshape the Middle East. // MBZ is performing a U-turn that could reshape the Middle East | Middle East Eye

23. Memorandum of Understanding between Turkey and the GCC // Framework Agreement on Economic Cooperation between the Republic of Turkey and the Member States of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf Ili^kin Qer^eve Anlajma. Manama, 2005 // URL: https://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2009/04/20090413M1-1.htm

24. Obeid H. European Muslim groups angered by inclusion in UAE's terror list // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2014/12/uae-terrorist-list-european-islamist-groups .html#ixzz3LPnOs4cO

25. Press Release regarding the Joint Statement by the United States, Israel and United Arab Emirates. Turkiye Ministry of Foreign Affairs, №173, 14.08.2020 // URL: www.mfa.gov.tr/ no_-173_-abd-israil-ve-bae-terafindan-aciklanan-ortak-bildiri-hk.en.mfa

26. Richter H. Der Turkisch Vertritt zur EU: das ist moglich? / Der Spiegel, 02.03.2009.

27. Rosenbaum J. 13.08.2015. Turkey and GCC. A "win-win dynamic" economists say // URL: http;//www.aa.com.tr/economic/en/turkey-and-the-gcc-a-win-win-dynamic-economists-say/16766

28. Saudi Arabia, UAE, Egypt, Bahrain cut ties to Qatar // URL: www.aljazeera.com/ news/2017/6/5/saudi-arabia-uae-egypt-bahrain-cut-ties-to-qatar

29. Solmaz M. Why Saudi Arabia and UAE are targeting Turkey // URL: http://www.mid-dleeasteye.net/columns/why-uae-hostile-turkey-1184696487

30. Turkey urges Gulf states to end Qatar crisis before end of Ramadan. // Turkey urges Gulf states to end Qatar crisis before end of Ramadan | News | dw | 06/10/2017

31. Un alliance entre Emirates Arabes Unis et Israel contre Qatar // URL: http://www.observatoire-qatar.com/politique/item/262-une-alliance-entre-les-emirats-arabes-unis-et-israel-contre-le-qatar

32. Ustun K. Turkey-UAE: Why MBZ's visit could mark the start of new era? // Turkey-UAE: Why MBZ's visit could mark the start of a new era | Middle East Eye

33. World Bank, 2015. Data: Annual Growth (%) // URL: http://data.worldbank.org/indica-tor/NY.GDP.MKTP.KD.ZG

34. Atwan A. Dahul Tramb va Turkiya va Iran ilya halaba al-azma jaala al-jabir yartabik wa yuhatybu daulya Qatar bi al-shaqiqa. (in Arabic). The intervention of Trump, Turkey and Iran in the unfolding crisis indicates that they consider the state of Kitar as related (close) // URL: http://www.raialyoum.com/?p=688513

35. Gargash: al-Alam al-arabi liang takuduhu Ankara au Tehran. in Arabic. The Arab world will not submit to Ankara or Tehran // URL: http://www.raialyoum.com/?p=802847

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.