Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1270
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПЫРЬ / ВАМПИРИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА / ОБОРОТНИ / ЛЕГЕНДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замыслова А.А., Егорова А.С.

В данной статье проведено наблюдение за изменением облика вампира в литературе. Для этого подобраны самые популярные произведения, с помощью которых можно понять, как и из-за чего стал меняться вампир в представлениях людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE VAMPIRE IMAGE IN WORKS OF FICTION

In this article, the observation of the change in the appearance of a vampire in the literature is carried out. For this purpose, the most popular works have been selected. You can understand how and why the vampire changed in people's perceptions.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 82.34

Замыслова А.А. обучающийся Научный руководитель: Егорова А.С. учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 38» Россия, г. Саратов

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в данной статье проведено наблюдение за изменением облика вампира в литературе. Для этого подобраны самые популярные произведения, с помощью которых можно понять, как и из-за чего стал меняться вампир в представлениях людей.

Ключевые слова: упырь, вампиризм, эволюция образа, оборотни, легенды.

Zamyslova A.A. student

Scientific supervisor: Egorova A.S. teacher of russian language and literature Municipal educational institution «Secondary school № 38»

Russia, Saratov

THE EVOLUTION OF THE VAMPIRE IMAGE IN WORKS OF

FICTION

Annotation: In this article, the observation of the change in the appearance of a vampire in the literature is carried out. For this purpose, the most popular works have been selected. You can understand how and why the vampire changed in people's perceptions.

Keywords: ghoul, vampirism, image evolution, werewolves, legends.

О них слагали легенды, устраивали охоту, создавали устрашающие и романтические произведения, писали музыку, снимали огромное количество самых разнообразных сериалов и фильмов. Сама идея существования вампиров будоражила человеческие умы не одно столетие. Эти существа долгое время остаются одними из самых узнаваемых и популярных. Нечто мистическое и неизведанное, в числе которого были и вампиры, издревле приковывало интерес человека. Образ мифического вампира послужил вдохновителем для создания более тысячи

произведений, множества экранизаций, музыкальных композиций, предметов искусства и др.

Тема вампиров не устаревает уже несколько веков, а раз в несколько лет выходят новые книги и фильмы на эту тематику, где вампиры предстают в самом разном ключе. Костюм вампира на маскараде является самым популярным, а с 2019 года выпускают сериалы «Дракула» и «Что мы делаем в тени» в стиле псевдодокументального кино о жизни вампиров и стокеровском Дракуле.

В данной статье мы проследим изменение облика вампира с начала возникновения легенд и до нынешнего времени на примере самых знаменитых произведений художественной литературы. Для этого мы изучили легенды и мифы о вампирах, постарались найти первые упоминания и примерный временной промежуток их возникновения, выявили исторический период, когда популярность данных существ возросла, подобрали самые популярные произведения разных времен о вампирах; изучили, выявили схожие и различные черты; объяснили, как и с помощью чего начал меняться облик вампира в литературе.

«Мы можем казаться как чудом, так и ужасом... Это зависит от

того, как нас воспринимать».

«Интервью с вампиром» Энн Райс.

Появление вампира. Тема вампиризма в литературе.

В мифологии народов Европы вампир - это мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы, погибшие от укусов вампиров.

Большинство румынских верований в вампиров и европейские истории о вампирах имеют, славянское происхождение, однако рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру.

Первые упоминания о вампирах встречались в ранних греческих мифах, где жуткие существа, сосущие кровь у людей, пользовались покровительством богини Гекаты. Благосклонность к ночной нечисти передалась ей от древних божеств подземного царства — зоны обитания самых таинственных сил природы и человеческой фантазии.

В Западной Африке вампир-увенгва наводит на жертву глубокий сон и, превратившись из зверя снова в человека, высасывает кровь у спящего. Образы этих вампироподобных ещё очень сильно отличались от привычного нам бледного существа с клыками. Румынские или китайские вампиры питались вовсе не кровью, а человеческой энергией. Накзехер из Европы и вовсе воздействует на жертву психически.

Отличались не только вампиры, но и методы борьбы с ними. Славяне подсыпали в гроб к трупу опилки, чтобы пробудившийся посреди ночи

вампир отвлёкся и стал считать каждую частичку этих опилок. Не менее пристрастен к арифметике и китайский вампир, которого способен отвлечь любой мешок с рисом, каждую крупинку которого тот обязан посчитать. Иногда было достаточно положить в рот камень или повернуть тело человека, подозреваемого в вампиризме, лицом вниз.

Вампирология в Средние Века до середины 18 века.

Первый труд непосредственно посвященный вампирам - "De Graecorum hodie qшrandam openationabus", был закончен в 1645 г. Его автор Леоне Алацци - хранитель библиотеки папы Александра Шестого. В его труде анализируются в основном греческие виды вамиров и вампироподобные сущности. У него впервые появляется идея о вампире худом до тех пор, пока он не испил крови, и румяном и сытом, с глазами наполненными кровью. Французский автор Франсуа Ришар в работе "Рассказ о том, что произошло на Архипелаге, на острове Сан-Эрини" (1657) касается вампиризма, но связывает его и колдовство.

Новый виток интереса к вампиризму случился в конце 17-го - первой половине 18-го века и был вероятно связан с серией эпидемий, гулявших по Европе в тот момент, а также с тем, что в ходе войн с турками в Европейскую ойкумену влился новый кусок Балкан, с мифологией которых появился шанс познакомиться. Кроме того, 18 век - переломный в развитии европейской культуры: она открыла для себя всю прелесть народных суеверий. Устные предания стали активно записывать и издавать. Рассказы о вампирах появлялись не только в сборниках народных преданий, но и в газетных новостях и официальных донесениях. Собственно, большинство "задокументированных" данных об упырях относится именно к этому времени.

На основе этого в разнообразных странах случалось множество происшествий с обнаружением вампиров, открывалась охота на данных существ, писались научные работы и диссертации, а вампиризм предавался изучению с точки зрения науки. Все эти истории, не только подстегнули охоту на упырей, но вдохновили на появление новой литературы, включающей в себя разнообразные труды, попытки объяснить явление вампиризма как с точки зрения науки, так и религии. Примерно в это время появились и типичные методы борьбы с вампирами: осиновый кол в сердце, обезглавливание, утопление в проточной воде. Несколько позже стали считать, что окончательно убить вампира можно серебряной пулей или кинжалом.

Охота на упырей была остановлена только скептически настроенной императрицей Марии-Терезии, которая, когда в Силезии случился очередной всплеск вампиризма, направила туда для исследования этого вопроса своего личного врача. Он составил отчет, разоблачая это происшествие как сверхъестественную чушь, и осудил надругательства над телами. В ответ на это в 1755 и 1756 году Мария-Терезия издала

законы с целью остановить распространение вампирической истерии, включая прекращение дел, связанных со случаями вампиризма, которыми занималась церковь, и передачу их гражданским властям.

Ранний образ вампира в произведениях Генриха Августа Оссенфельдера и Джона Стэгга. Одним из первых произведений искусств на тему вампиризма было короткое ироничное стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748): мужчина, чья любовь была отвергнута уважаемой и благочестивой девушкой, грозил навестить её среди ночи, выпить её кровь, подарив ей соблазнительный поцелуй вампира и таким образом доказать ей, что его уроки лучше, чем христианство её матери. Данное стихотворение не дает полного представления об образе вампира, но выступают типичные черты данного существа - питьё крови ночью, пока жертв спит. Образ сверхъестественного существа предстает перед читателем злодейским и вместе с тем искусительским.

Стоит также упомянуть стихотворение талантливого слепого скрипача Джона Стэгга «Вампир». Здесь по сравнению с вышеупомянутым стихотворением перед читателем предстаёт всё больше черт упыря. В произведении повествуется о Гертруде, которая умоляет мужа рассказать, каким же он недугом поражен:

О Герман! Душу мне излей! Почто безмолвье темноты Тревожит твой печальный стон?

Мужчина без утайки рассказывает о том, что по ночам к нему приходит бывший мертвый друже, который будучи вампиром, истязает Германа, высасывает его кровь. А вместе с кровью - жизнь: Но к ночи вновь приходит он Цедить из вен кровавый сок, Я ж обречен стонать сквозь стон, Я от мучений изнемог!

Здесь прослеживаются черты вампира - выходящий к ночи из могилы мертвец, который, мучая жертву во сне, по окончанию вновь уходит в могилу. Герман предсказывает свою гибель и признается, что подобно Сигизмунду, обратится в вампира и предостерегает жену.

Был страшен облик мертвеца: Клыкастая разверста пасть, Багровый ток не стерт с лица: Знать, крови насосался всласть.

Облик вампира ещё не приобрел аристократические утонченные черты - кровосос предстает жутким и внушающим страх: клыки, бледность кожи, мертвецкий вид и очи, налитые кровью.

Злосчастный Герман перед ней Простерся бледен, бездыхан!

Конец оказывается предсказуемым: с вампирами расправляются с помощью введения во грудь заострённого кола, что успокаивает вурдалаков.

Вампир в духе романтизма - Джон Полидори.

Спустя практически семьдесят лет из-под пера Джона Полидори выходит повесть «Вампир», которую принято считать первым в истории художественной литературы произведением, описывающим современный образ вампира в прозе. Полидори, ставший лечащим врачом Дж. Байрона, сопровождал поэта в путешествии по Европе, где в один из вечеров, в попытках скоротать время, товарищи придумывали разнообразные истории о сверхъестественных существах. Что интересно, один из рассказов послужил наброском для романа Мэри Годвин «Франкенштейн или Современный Прометей», а история самого Байрона вдохновила врача на создание «Вампира».

В произведении рассказывается о мечтательном юноше по имени Обрий, интерес которого приковывает со временем некий лорд Ротвен, известный обществувесьма привлекательной манерой поведения:

«.Причудливость характера открыла ему доступ во все дома; все желали видеть его... »;

«.Он славился искусством поддержать беседу, и было ли красноречие сильнее, нежели страх, производимый его странным характером, или видимая его неприязнь к пороку подкупала всех... »

Здесь облик вампира практически не выдаёт ужасных черт - Ротвен бледен, загадочен, ведет себя отстраненно, в его поступках и поведении проявляется противоречие.

«.Несмотря на мертвенную бледность его лица, черты которого были прекрасны, но которые никогда не разогревал ни румянец скромности, ни пламя сильных страстей... »

Вместе с тем на протяжении путешествия с мужчиной, Обрий замечает злодейские качества в вампире - он целиком погряз во всевозможных пороках, втягивая в пучину аморальности и остальных. Парень отказывается продолжать путешествие под наивным предлогом, вместе с тем незначительно порушив вампиру планы, отчего тот мстит юноше, убивая сначала его любимую, а затем и сестру. Из данного произведения мы видим как с течением романтизма облик вампира обрел новые черты: привлекательность как внешне так и внутренне, загадочность и аристократизм.

Классический вампир в творчестве Брэма Стокера. После названных, наиболее известных произведений следует культовый роман ирландского писателя Брэма Стокера, написанный в 1898 году- «Дракула». Интересно, что прототипом образа знаменитого Дракулы послужил реальный исторический персонаж - Влад Цепеш Третий Дракул, правивший небольшим княжеством Валахия на территории Румынии и

Болгарии в пятнадцатом веке. Даже его фамилия могла подсказывать уже о многом- «Дракулой» назывался дракон, тождественный с дьяволом. Влад прославился благодаря многочисленным жесточайшим убийствам и пыткам, благодаря чему достаточно долго нагонял страх на соседние княжества и вражеских турок, защищая свой народ. Именно отсюда зародились слухи о причастности князя к нечисти, вампиризму и др. Иронично, что наизнаменитейшим и любимым способом убийства князя было посажение на кол.

Вернемся к стокеровскому «Дракуле». Что он представлял из себя? Эпистолярный28 роман, повествование в котором складывается из писем, записей его героев, а так же газетных вырезок и т.п., а действие происходит в конце девятнадцатого века в Трансильвании. Сюжет крутится вокруг стряпчего - Джона Харкера, который в начале произведения отправляется в австро-венгерскую область и знакомится с неким графом Дракулой с целью продажи недвижимости. Вскоре Харкер понимает, что столкнулся с нечистым, встречает невест Дракулы, таких же вампирш, и оказывается в плену у грозного графа.

Образ вампира Стокера является наиболее классическим и клишированным из всех, но по сравнению с прошлыми мистическими чертами добавляются и новые: Дракула не просто обладает сверхчеловеческой силой и скоростью, но и обращается в животных (например, в волка или летучую мышь), частично управляет погодой, однако днём теряет свои способности. Спит в гробу и вынужден питаться человеческой кровью. В данном произведении человек способен обрести вампиризм, не просто погибнув при определенных обстоятельствах, а должен либо заниматься черной магией (как это вышло у Дракулы), либо быть укушенным и, чтобы обратиться, получить вампирскую кровь. Судя по опыту с прикладыванием освещенного хлеба Хелсингом, который оставил ожог на лбу девушки в стадии обращения, можно сделать вывод, что вампирам, как представителям нечистой, можно нанести урон с помощью религиозных предметов, символов и др. Ещё одна интересная черта вампира, которая идёт ещё с легенд - нечисть без разрешения в дом войти не может, так и Дракула в романе только благодаря разрешению сумел попасть в лечебницу, чтобы добраться до главного героя и его компании. Чтобы набраться сил, графу необходимо периодически спать в родной земле, потому в вынужденное путешествие он везет с собой ящики с трансильванской землёй.

«Дракула» сыскал огромную популярность среди нескольких поколений, был организован огромное количество раз и послужил вдохновителем для создания фильмов, музыки, игр и т.д.

Вампиры нового поколения в творчестве Энн Райс.

28 Эпистолярный стиль -стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке.

Проходит практически семьдесят лет, прежде чем человечество покоряет новый роман о вампирах, авторство которого на этот раз принадлежит женщине - Энн Райс29.

Повествование начинается с некого господина, который, оказавшись вампиром, решается дать интервью и поведать о своей жизни. Здесь же мы замечаем первое описание вампира Энн Райс: «Лицо у вампира было белое и гладкое, словно вырезанное из кости, и застывшее, как у статуи. Жили только его зелёные глаза; они пристально смотрели на молодого человека и сверкали, как изумруды, и казалось, что два огня горят на белом холодном лице».

Затем рассказ ведется уже от имени Луи - так звали вампира. Когда он был ещё человеком, проживал в Луизиане и был обладателем нескольких плантаций. Отсюда вы делаем вывод, что вампиром Луи стал уже будучи богатым и имея аристократические черты. У француза был младший брат, как оказалось, ставший сумасшедшим фанатиком. Он утверждал о ведениях, прося продать все плантации и отдать полученные средства на благотворительность, однако Луи отказался от столь абсурдной просьбы. Фанатик умирает, в чем винят Луи, который постепенно теряет любое стремление к жизни. Это событие очень сильно появляло на вампира. Отсюда следует, что вампир нового поколения может быть не просто кровожадным существом, но и чувствовать, переживать и страдать. Ему так же как и смертным доступны все людские эмоции и чувства. Даже спустя сотню лет после становления вампиром, Луи всё ещё тяжело вспоминать события молодости. Из-за потери брата Луи намеренно губит собственную жизнь - утопает во всевозможных пороках, приходит в духовный упадок и обесценивает собственную жизнь.

Вскоре на пути француза появляется незнакомец, вампир, который желает обратить юношу, но не насильственным способом (как в прежних произведениях), а уговорами. Конечно, не без выгоды для самого вампира. Ему были нужны деньги, плантации Луи.

«.Я разглядел его лицо при свете лампы, и понял, что это не просто человек. Его серые глаза горели слишком ярко, да и длинные белые руки явно не были руками человека <... > Я видел вокруг него неземное свечение. Такого существа мне еще не приходилось встречать. Я чувствовал свою полную ничтожность перед ним... »

Рассказ главного героя знакомит нас ещё одним вампиром -Лестатом. И снова, как бы это иронично не звучало, мы видим отличительную черту вампиров Энн Райс - они немногим отличаются от людей и способны быть человечными:

«У него были чисто человеческие заботы. Например, слепой отец, который не знал, что его сын - вампир. Ему стало трудно жить в Новом

29 Энн Райс - знаменитая американская писательница, знаменитость которой принес роман «Интервью с вампиром» и одноименный фильм по произведению, снятый в 1994 году.

Орлеане. Нужно было кормиться самому и заботиться об отце. Вот почему ему понадобились мои плантации».

Лестат не является и не считает себя чем-то выше людей. Его, как и человека, заботит надобность достать деньги для проживания, а также помощи слепому отцу, которого после обращения он не бросает.

Следом Луи описывает процесс обращения: смерть человека и рождение вампира. Прежде вампиры мало были способны на диалог с человеком, а здесь француз от первого лица рассказывает о процессе обращения и перемене восприятия окружающей действительности. Затем вампиры становятся компаньонами: Луи занимается финансами, а Лестат наслаждается богатой жизнью на правах содержанца. Со временем становится известно, что вампиры могут питаться не только человеческой кровью, но и животной, пускай и она не дает насыщения, чем и пользуется Луи, который не может спокойно умертвить человека подобно Лестату.

Проходит время, жизнь Луи меняется, но страдания его не утихают, он намеревается уйти, возненавидев Лестата. По собственной неосторожности обращает пятилетнюю девочку, которая становится связующим между вампирами. Что интересно, прототипом бессмертного ребенка - юной Клодии, является погибшая маленькая дочь самой писательницы.

По ходу повествования раскрывается главный герой: читателю становятся понятно его поведение и поступки, что заставляет сопереживать французу. Мы узнаем, что молодой вампир был даже влюблен в смертную девушку, но не сломал ей жизнь, обратив в вампира, а порою давал очень ценные советы в трудных ситуациях.

Луи оказывается не кровожадным вампиром, лишь только жаждущим крови, а меланхоличным эмоциональным существом, глубоко переживающим разнообразные события. Противопоставляется ему эгоистичный Лестат, который имеет в корне другие взгляды, будучи очень погруженным в материальную составляющую жизни, нежели духовную. Он любит посещать театры, музыку, роскошь, а также часто бывает на светских вечерах. Одевается по последней моде, не понимает и не хочет понять тяготы Луи. Каждое убийство даётся Лестату легко, а люди предстают перед ним во многом только жертвами.

Новый вампир Энн Райс не боится религиозных предметов и молитв, но всё ещё способен погибнуть от дневного света, а также огня. В книге упоминается ещё один способ гибели, когда вампир, погружаясь в себя и теряя связь с нынешним временем, буквально растворяется, обращается в пепел. Очень напоминает красивую скрытую метафору на человеческую депрессию.

Благодаря новообращенному вампиру Лестат не раскрывается, а слова о нём оказываются субъективными. Лишь в конце Луи начинает

понимать того, кто его обратил, прежде попытавшись даже сгубить Лестата. Дальнейшая судьба вампиров неизвестна.

Роман «Интервью с вампиром» послужил началом для написания целой серии книг Энн Райс, именуемых «Вампирскими Хрониками», где писательница повествует о разнообразных вампирах (в том числе и жизни Лестата) и другой нечисти. Хроники включают в себя порядком двенадцати книг, пополняясь и поныне новыми экземплярами, однако несколько месяцев назад Энн Райс скончалась, оставив после себя ставшие культовыми образы Луи и Лестата.

Первая книга обрела невероятную популярность, по которой позже был снят фильм с Томом Крузом, Бредом Питтом и Антонио Бандеросом в главных ролях.

Вампиры XXI века в творчестве Стефани Майер.

Двадцать первый век является не только веком технологий, но и крупных перемен во многих сферах человеческой деятельности. Вместе с ними в корне меняется и облик вампира. В 2005 году выходят всем известные «Сумерки», включающие в себя целых шесть книг о вампирах, четыре из которых повествуют о любви вампира и смертной женщины. По мотивам «Сумерек» снято пять фильмов, благодаря которым к Роберту Патинсону и Кристиан Стюарт пришла известность.

Простые слова, легкий слог и незамысловатый сюжет привлекли огромное количество читателей, после ставших фанатами саги. Серия книг не отличается продуманными образами и особенным раскрытием персонажей, весь сюжет останавливается на истории любви.

Повествование ведется от лица простой юной девушки, которая учится в старшей школе и встречает загадочного молодого человека, который поначалу ведет себя отстраненно. Со временем Бэлла (так звали смертную девушку) узнает о природе странного поведения парня - он вампир.

Вампиров Майер в самом деле можно назвать революционными, ведь именно они не сгорают на солнце, а кожа их приобретает нечеловеческое свечение. Они бледны, красивы и притягательны для смертного, держатся семьей, обособленно, однако на смену аристократизму и утонченности приходят современные нотки, а вампиры оказываются подростками и играют эту роль десятки лет. Они свободно могут не пить кровь людей, от чего глаза приобретают желтоватый оттенок, либо же придерживаться традиционного вида питания - в таком случае глаза становятся красными, глубокого винного оттенка. В голодном состоянии вампир становится неконтролируемым и глаза его чернеют. Эдвард еще не ведающей Белле в таком случае оправдывался глазным заболеванием.

На этих вампиров так же не действуют религиозные предметы, обращение проходит посредством укуса и поглощения вампирской крови,

но в гробах или темных помещениях они уже не спят. Вообще не спят. У новых вампиров может проявиться дар, который является лишь усиленной в несколько раз способностью, которая была при жизни. Эдвард обладал чтением мыслей, Джаспер мог управлять эмоциями окружающих, а Виктория из враждебного клана могла предчувствовать опасность и вовремя её избежать.

Помимо появления вампирской иерархии, во главе которой заседает клан Вольтури, вампиры утрачивают способность обращаться в животных, в том числе и всем известную летучую мышь, а в противовес им выступает другой вид нечистой- оборотни. Человекоподобные существа, которые по желанию могут обращаться в волков и проживают на определенных территориях. У Майер ими являются коренные индейцы Америки в резервациях. Здесь Бэлла знакомится с молодым оборотнем, Джейкобом, который заставляет ее усомниться в любви к Эдварду.

В одном из романов «Сумерек» впервые упоминается феномен рождения ребенка-полукровки, который имеет теплую кожу, может питаться любой пищей, немеренно быстро растет и обладает вампирским даром. И имя ей - Ренесме. Бэлла придумала имя дочери из соединения имен своей матери и матери возлюбленного (Рене и Эсме).

Заключение.

Вампир издревле является символом людских страхов и разнообразных пороков, собранных воедино. Отражение ужаса перед Смертью и неизвестности после неё.

В данной статье мы разобрали, как менялся образ вампира в литературе со времён мифологии и до наших дней. Мы увидели, что с течением времени под влиянием разнообразных факторов образ вампира претерпевал изменения: от существа, одним видом вселяющего ужас на людей и до романтического героя, любимого и способного любить. Причина популярности данного образа обусловлена тем, что вампиры до сих пор остаются загадочными существами, вселяющими страх, ужас, любопытство.

Также, проанализировав образы вампиров в литературе, мы пришли к выводу, что можно выделить некоторые этапы в эволюции данного образа.

В начале бОльшая часть мифологических существ является не столько сформировавшимися личностями, сколько порождениями суеверий. Они лишены логики, психологии и мотиваций поведения.

Затем монстра "очеловечивают". У вампиров появились психологические проблемы — они стали существами, имеющими более сложные мотивации, чем страсть или голод.

И, наконец, последний этап эволюции заключается в постепенной интеграции вампира в современное общество. Вампир влился в культуру современной цивилизации, и все позабыли, что когда-то он относился к

мифологической традиции. Поэтому вампиры перестают реагировать на элементы, связанные с отдельными фольклорными или религиозными взглядами: они не умирают от чеснока, не отражаются в зеркалах и не страдают аллергией на святые символы.

Итак, мы можем сделать вывод, что вампир менялся вместе с обществом, его страхами и потребностями. Оттого, покуда существует общество, тема вампиров в искусстве будет актуальной.

Использованные источники:

1. Асмолов К.В. Введение в структурную вампирологию. - URL: http://www.rusf.ru/star/doklad/2001/asmolov1.htm (дата обращения: 26.01.22)

2. Брэм Стокер «Дракула». Издательство: ЭКСМО, Москва 2021

3. Вампир [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. -URL : https://ra.wikipedia.org/wiki/Вампир_ (дата обращения: 8.02.22)

4. Вампиризм с мифологической точки зрения [Электронный ресурс]: интернет-издание «Паранормальные новости». — Москва,2007.— URL : http://paranormalnews.ru/news/vampirizm_s_mifologicheskoj_i_medicinskoj_to chki_zrenija/2015-04-24-10749 (дата обращения: 12.02.22)

5. Генрих Август Оссенфельдер «Вампир». Издательство: «Феникс», Москва 2020

6. Джон Полидори «Вампир». Издательство: ЭКСМО, Москва 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Джон Стэгг «Вампир». Издательство: Водолей, Москва 2021

8. Дракула [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. -URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Дракула (дата обращения: 4.02.22)

9. Словарь литературоведческих терминов В.В. Шилина. Издательство: Канон, 2019

10. Стефани Майер «Сумерки». Издательство: АСТ, Москва 2021

11. Энн Райс «Интервью с вампиром». Издательство: Азбука, Москва 2021

12. Fern flover group: официальный сайт. — Москва,2010. — URL: https://www.fern-flower.org/ru/media/vampir (дата обращения: 14.01.22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.