Научная статья на тему 'Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале XXI века'

Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
819
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ / ОБОРОННАЯ ПОЛИТИКА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов О. Ю.

Дается анализ эволюции концепций оборонной политики Германии после объединения, основополагающих документов Министерства обороны ФРГ, ключевых проблем и перспективных угроз германской и европейской безопасности начала XXI века. Приводится оценка и основные результаты реформирования германских вооруженных сил в 1990-е гг., а также их приспособленности к выполнению заявленных концептуальных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале XXI века»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского универс итета им. Н.И. Лобачевского , 2008, № 1, с. 185-189

ЭВОЛЮЦИЯ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ И ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЕС В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

© 2008 г. О.Ю. Семенов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

horrin@mail.ru

Пибтупила в р8дакцию 28.01.2008

Дается анализ эволюции концепций оборонной политики Г ермании после объединения, основополагающих документов Министерства обороны ФРГ, ключевых проблем и перспективных угроз германской и европейской безопасности начала XXI века. Приводится оценка и основные результаты реформирования германских вооруженных сил в 1990-е гг., а также их приспособленности к выполнению заявленных концептуальных задач.

Ключ8вък блива: объединение Г ермании, оборонная политика, вооруженные силы.

В современной Германии министр обороны является гражданским лицом и главнокомандующим вооруженными силами ФРГ в мирное время. В состоянии войны главнокомандующим становится федеральный канцлер. В прямом и полном подчинении министра обороны находится генеральный инспектор бундесвера как высшее должностное лицо в военной форме, командующие видами вооруженных сил и их штабы, а также территориальные командования вооруженных сил Германии. У генерального инспектора бундесвера, несущего перед министром обороны ответственность за разработку и реализацию общей военной концепции военной обороны в рамках выполнения политических целей федерального правительства, имеется чисто военный штаб, ведающий прежде всего вопросами оперативного планирования. У министра имеется четыре гражданских заместителя, в том числе два парламентских статс-секретаря, которым значительную часть времени приходится проводить в бундестаге, отстаивая интересы вооруженных сил перед соответствующими комиссиями германского парламента [1].

В 1991 году генеральным штабом министерства обороны ФРГ под руководством генерального инспектора бундесвера Клауса Науманна была разработана концепция, изложенная в меморандуме «Военно-политические и военностратегические основы и концептуальное основное направление переустройства бундесвера» [2], при этом документ носил отнюдь не академический характер, а претендовал на статус руководства к действию. В феврале 1992 г. он был представлен кабинету министров, который принял «Основы» к сведению, потом их изучала комиссия бундестага по вопросам обороны. А в ноябре того же года министр обороны

ФРГ Фолькер Рюе издал «УеГшШ§ип§8ро1Шк ШсЫ:Ншеп» - «Директивы по оборонной политике» [3], в основу которых были положены философия и идеи «документа Науманна». Они должны были стать основным документом, определяющим стратегические направления развития военной политики страны на 15 лет. «Директивы» стали первой концепцией подобного рода после 1985 года [4], причем не засекреченной и не имеющей ограничений по распространению. Документ представляет крайний интерес для исследователей, поскольку до сих пор он мало известен за пределами ФРГ, не переведен официально на английский язык, хотя и содержит весьма ценную информацию по национальным интересам Германии в области обороны и европейской безопасности начала 1990-х гг. «Директивы» заложили фундамент для ряда основополагающих документов по военной тематике в ФРГ, в том числе таких как «Федеральная концепция развития вооруженных сил» [5] и «Белая книга 1994» по обороне [6].

Ключевыми положениями вышеприведенных документов следует признать определение национальных оборонных интересов и приоритетов ФРГ, в том числе связанных с европейской военно-политической интеграцией:

- защита Германии и ее населения от внешних опасностей и политического шантажа;

- предотвращение, сдерживание и устранение кризисов и конфликтов, которые могут повлиять на целостность и стабильность ФРГ;

- сохранение союзнических связей по НАТО с ядерными и морскими державами, поскольку Германия является неядерным и континентальным государством с гло-

бальными интересами и в одиночку действовать не в состоянии;

- углубление и расширение европейских интеграционных процессов, включая развитие оборонной идентичности;

- равноправное партнерство Европы и США, выраженное в признании Вашингтоном европейских интересов, с одной стороны, и американском военном присутствии в Старом Свете - с другой;

- консолидация и расширение эффективных глобальных и региональных структур безопасности посредством взаимодополняющих организаций;

- продвижение процессов демократизации, экономического и социального выравнивания в Европе и мире;

- доступ к рынкам и источникам сырья по всему миру в рамках справедливого мирового экономического порядка;

- продолжение ориентированной на стабильность политики контроля над вооружениями в Европе;

- влияние на международные институты и процессы в интересах Германии на основе ее национальной экономической мощи, военного потенциала и статуса стабильной демократической страны [3].

Хотя приведенные тезисы не являются чем-то уникальным, примечательны они тем, что впервые с момента образования ФРГ в 1949 г. данные интересы были определены как национальные. С другой стороны, отметим, что в документах четко прослеживается зависимость в оборонной сфере от НАТО и европейской интеграции - действительно, уже в то время германские военные аналитики четко осознали, что, только ассоциируясь с наднациональными институтами, германская военно-политическая мощь будет восприниматься относительно спокойно европейскими соседями и заокеанскими партнерами.

Следующей ключевой проблемой, затрагиваемой в документах, является вопрос перспективных угроз германской и европейской безопасности - определяются 4 зоны потенциального риска:

1) неопределенность будущего демократических процессов в России, которая все еще остается влиятельной ядерной, военной и морской державой;

2) локальные и региональные конфликты на европейском континенте с возможностью дальнейшей эскалации (например, югославского типа);

3) военный потенциал государств на периферии Европы, таких как североафриканские или ближневосточные страны;

4) нападения на германских и европейских граждан за рубежом [3].

Для адекватного противостояния данным вызовам, по мнению немецких военных аналитиков, требуется сочетание традиционных и нетрадиционных инструментов, таких как, например, более активное участие Европейского союза в продвижении политической стабильности и экономического роста на континенте. Для этого должны расширяться (новые государства-участники) и углубляться (более четкое согласование всех мероприятий) европейские интеграционные процессы при сохранении значимости трансатлантического сотрудничества, которое должно эволюционировать, однако, в сотрудничестворавных партнеров.

В целом, документы оборонного ведомства начала 1990-х гг. характеризуют обстановку для Германии с точки зрения безопасности как благоприятную: по словам известного военного обозревателя Лотара Рюля, «первый раз после восемнадцатого века Германия не подвергается непосредственной военной угрозе, которая могла бы перерасти в общеконтинентальную войну» [7].

В соответствии с обстановкой, в документах формулируются пять основных принципов, на которых должна строиться политика ФРГ в области национальной и европейской безопасности в постбиполярный период истории:

1) основой политики должна служить все-

объемлющая концепция безопасности, требующая тесного взаимодействия всех секторов механизма политического

управления;

2) разработка программы «общего пространства безопасности», подразумевающего региональную, трансрегиональную и глобальную взаимозависимость;

3) развитие разработки «ориентации на стабильность», т.е. признания важности невоенных аспектов безопасности;

4) взаимодействие с союзниками в рамках НАТО и ЗЕС будет оставаться фундаментальной практической базой для ответа на будущие вызовы безопасности;

5) необходима организация коллективных европейских оборонных структур с многонациональными воинскими подразделениями в целях избежания концентрации чрезмерного военного потенциала у какого-либо одного государства [3].

Далее, и министр обороны Рюэ, и генеральный инспектор бундесвера генерал Клаус Нау-манн отдавали себе отчет в том, что должны быть кардинально реформированы вооружен-

ные силы германского государства. На самом деле, структура их, сложившаяся во времена «холодной войны», перестала отвечать современным требованиям в области государственной и наднациональной безопасности и с политической, и с финансовой точки зрения. В 1954 году бундесвер воссоздавался как сугубо оборонительная сила, причем оперативный контроль над вооруженными силами отсутствовал как таковой, кроме того, не было ни командных, ни контрольных структур, способных принимать участие в совместных военных операциях. По соглашению с оккупационными державами, ФРГ обязалась не создавать Генеральный штаб, соответственно, структура бундесвера предполагала, что оперативный контроль в военное время будет принадлежать командным структурам НАТО.

Первые импульсы реструктуризации вооруженных сил были даны договором «2+4» от 12 сентября 1990 г., по которому объединенная Германия обязывалась установить потолок численности бундесвера в 370 000 человек (по сравнению с 600 000 до 1990 г.), а к 1993 г. состав армии сократился до 340 000 чел. В 1993 же году был согласован план реформы вооруженных сил, согласно которому бундесвер разделялся на два различных вида войск:

1) основные оборонительные силы - комплектуются на призывной основе, составляют костяк национальных вооруженных сил, структура и снаряжение остаются прежними;

2) операционные силы кризисного реагирования - приблизительно 50 000 солдат, составляют активный компонент национальной обороны и могут быть предоставлены для выполнения операций в рамках НАТО и ЗЕС, должны быть готовы к 2000 г., полностью экипированы к 2009-му. Должны быть крайне мобильны, хорошо снаряжены и готовы к действиям за пределами страны.

Однако данная реформа с самого начала ее осуществления стала ограничиваться в финансовом плане из-за сокращения бюджета вооруженных сил в целом. Так, например, расходы на оборону, составлявшие 57.5 млрд марок в 1990 г., к 1998 сократились до 47 млрд, т.е. с 18.7% федерального бюджета до 9.7%, или с 2.9% ВНП до 1.3% [8].

После смены власти в стране и прихода красно-зеленой коалиции в 1998 г., новый министр обороны Рудольф Шарпинг подверг резкой критике правительство Коля за недооценку важности реформы и недостаточное внимание к

проблеме бундесвера, пообещав быть более последовательным и настойчивым. В своем докладе «Основные линии германской политики безопасности» (1999 г.) [9] Шарпинг отмечал, что реформа бундесвера и оборонной политики государства в целом является одной из приоритетных задач правящей коалиции. Высшей целью германской политики безопасности, по Р. Шарпингу, является обеспечение мира. Отсюда вытекают пять центральных германских целей и интересов, которые одновременно являются и общеевропейскими. Во-первых, это сохранение свободы, безопасности и благосостояния граждан и нерушимости государственных границ. Во-вторых, укрепление и развитие покоящегося на общих ценностях Североатлантического союза с целью усиления безопасности евроатлантического региона. В стратегическом партнерстве с США Европа должна взять на себя больше ответственности. В-третьих, это углубление и расширение европейской интеграции. В-четвертых, создание посредством укрепления ОБСЕ системы европейской безопасности, охватывающей все страны Европы. И, наконец, это повсеместное соблюдение прав народов и прав человека, обеспечение мира посредством усиления роли ООН.

Современное понятие безопасности, по словам Шарпинга, более не ограничивается географическим измерением, потому требует обеспечения политической, социальной и экономической стабильности. В нынешних условиях ни одно государство не в состоянии самостоятельно гарантировать безопасность, мир и стабильность, поэтому лейтмотивом европейской политики безопасности должна стать ориентация на сотрудничество. Германии же по причине своего геостратегического положения в центре Европы, своего политического веса и экономической силы принадлежит ключевая роль в процессе формирования безопасного европейского пространства [9]. Одновременно эта ключевая роль означает ответственность и новые шансы. Национальным интересам Германии и ожиданиям международного сообщества будет соответствовать ситуация, когда ФРГ будет продолжать вносить свой вклад в рамках коллективной системы безопасности соответственно своему весу в мире [9]. Р. Шарпинг полагал, что будущее бундесвера лежит в рамках международного сотрудничества, в первую очередь с НАТО и ЕС. Помимо оборонительной функции, которая продолжает оставаться центральной, НАТО усиливает составляющую кризисного урегулирования, которая предполагает как можно более раннее предупреждение и ликви-

дацию кризисов. Министр обороны полагал, что в кризисном урегулировании НАТО должна принадлежать главная роль, однако это не означало, что Североатлантический союз превращается в мирового полицейского. В его зоне ответственности остается евроатлантический регион, ответственность за глобальную безопасность лежит на ООН. Расширение спектра задач означает не переориентацию вооруженных сил, а лишь их приспособление к новым изменившимся требованиям, расширение возможностей реагирования.

Далее, задачами бундесвера являются: защита Германского государства и его граждан от внутренних катаклизмов и вмешательства извне; оборона союзников; обеспечение безопасности в евроатлантическом регионе; обеспечение международной безопасности на основе Устава ООН; урегулирование последствий катастроф, оперативное кризисное урегулирование. Активное вмешательство на Балканах показало, какие вооруженные силы нужны в будущем, но одновременно выявило имеющиеся дефициты и недостатки. Р. Шарпинг писал, что у бундесвера отсутствуют элементарные возможности для того, чтобы вносить необходимый вклад в дело кризисного урегулирования. Вмешательство в Косово отчетливо выявило зависимость германских вооруженных сил от средств наблюдения, коммуникационных и информационных систем других стран и одновременно показало, что европейцы в целом зависимы от США [9].

В начале 1999 г. была создана комиссия «Коллективная безопасность и будущее бундесвера», на которую была возложена выработка основных линий модернизации и рекомендаций по проведению реформы вооруженных сил, возглавил комиссию бывший федеральный президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер. В его докладе [10] определяются интересы безопасности Г ермании, среди которых, в частности:

- сохранение трансатлантического партнерства и тесных американо-германских отношений, так как безопасность Германии и Европы в целом продолжает оставаться тесно связанной с США;

- сохранение особых отношений с Францией, которые служат примером преодоления исторических разногласий и краеугольным камнем в основании ЕС;

- интенсификация контактов с Москвой и поддержка российских реформ;

- достижение стабилизации на Балканах;

- создание коллективной системы безопасности в Средиземноморском регионе;

- реализация единой внешней политики и политики безопасности в рамках ЕС;

- развитие и укрепление отношений с ООН; сохранение монополии ООН на легитимизацию военного вмешательства в кризисные ситуации; усиление деятельности ОБСЕ как единственной общеевропейской организации;

- сохранение существующих договоров о разоружении и контроле за вооружениями.

В концептуальной переориентации бундесвера Шарпинг и Вайцзеккер отвели центральное место модернизации командной, коммуникационной систем и системы слежения, было произведено сокращение численности бундесвера с 340 тыс. до 277 тыс. человек. Так называемые оперативные силы, привлекаемые к кризисному урегулированию, составили 150 тыс. Включая гражданских специалистов, общая численность германской армии составила в мирное время около 360 тыс. человек [11]. Помимо множественных структурных изменений была предусмотрена переориентация армии на «борьбу с кризисами вне пределов зоны ответственности» [10]. На встрече министров обороны Европейского союза в Париже в сентябре 2000 г. Р. Шарпинг высказал свое согласие предоставить 18 000 солдат для участия в будущих силах оперативного реагирования ЕС [10].

Если суммировать все вышесказанное, то речь идет о модернизации вооруженных сил в сторону создания мобильных, хорошо подготовленных и технически оснащенных соединений, обладающих развитой инфраструктурой и способных помимо выполнения традиционных оборонительных задач принимать самое полное участие в операциях по кризисному урегулированию, акцент на проведении которых содержат и новая стратегическая концепция НАТО, и предложения по созданию европейской оборонной идентичности. То есть в более широком контексте речь идет о большей эмансипации внешней и оборонной политики Г ермании, с одной стороны, и с другой — о сохранении ее кооперативной направленности.

Сменивший Шарпинга на посту министра обороны Петер Штрук представил в мае 2003 г. очередные «Директивы по оборонной политике» [12], в которых выразил свои взгляды на ключевые моменты германской оборонной политики и политики безопасности. Штрук отметил, что в условиях XXI века традиционное понимание обороны как защиты государственных границ от прямого военного нападения теряет свою актуальность, тогда как в центре внимания национальной и европейской политики безопасности

должны оказаться такие сюжеты, как международные и этнические конфликты, асимметричные угрозы, терроризм и оружие массового уничтожения. Соответствующим образом меняются и задачи национальных вооруженных сил -бундесверу следует концентрироваться на предотвращении конфликтов и операциях по их урегулированию совместно с союзниками по ЕС и НАТО, а также в рамках ООН и ОБСЕ [12].

Среди наиболее актуальных угроз европейской и национальной безопасности в документе отмечаются религиозный экстремизм и фанатизм вкупе с повсеместным проникновением международного терроризма, дальнейшее распространение ОМУ и средств их доставки, а также опасность попадания ядерных технологий в руки террористов. Особое место отводится угрозе возникновения межнациональных и этнических конфликтов в Европе и подчеркивается, что большинство из них инициируется преступными группировками в корыстных целях, а особое внимание европейцев должно уделяться нестабильной ситуации на Балканах, где должны применяться среди прочих и военные инструменты для снятия политической и социальной напряженности [12].

Ядром европейской зоны стабильности должен являться Европейский союз, а для достижения политической дееспособности и эффективности он должен обладать развитым инструментарием во всех сферах, связанных с безопасностью. Знаковый шаг к обеспечению потенциала ЕС в сфере безопасности - европейская политика безопасности и обороны, а стратегической целью является создание такой структуры, как Европейский союз безопасности и обороны [12].

Таким образом, оборонное ведомство Германии внесло значительный вклад в проработку концептуальных аспектов германской политики безопасности с военной точки зрения, четко определив национальные интересы страны в области обороны и соотнеся их с процессом строи-

тельства европейских военно-политических

структур. Ориентация на многосторонние военные операции, в первую очередь в рамках НАТО, поддержка идей создания многонациональных европейских вооруженных формирований, реформирование бундесвера в целях приспособления национальной германской армии к активному участию в миротворческих акциях и урегулировании конфликтов стали основой действий министерства обороны ФРГ в контексте выработки и осуществления германской политики в области европейской безопасности.

Стбик лumеpamуpы

1. Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003. С. 275.

2. Naumann K. Bundeswehr und Verteidigung // Das Parlament. Oktober i992. № 4i,2. S.i5 ff.

3. Der Bundesminister der Verteidigung. Verteidi-gungspolitische Richtlinien. Bonn. November 26, 1992. http://www.uni-kassel.de/fb5/frieden/themen/ Bundes-wehr/vpr1992.html

4. Federal Minister of Defence. White Paper 1985: The situation and development of the Federal Armed Forces. Bonn: Federal Ministry of Defence, 1985.

5. Konzeptionelle Leitlinie zur Weiterentwicklung der Bundeswehr. Bonn: Informationsstab, Bundesminis-terium der Verteidigung, 1994.

6. White Paper 1994: оп the security of the Federal Republic of Germany and the situation and future of the Bundeswehr. Bonn: Federal Ministry of Defence, 1994.

7. Die Welt (Hamburg). Februar 6, 1993.

8. Unterseher L. German Defense Planning: In a Crucial Phase. Berlin, October 2001.

9. Scharping R. Grundlinien deutscher Sicherheits-politik / http://www.uni-kassel.de/fb5/frieden/themen/ Bundeswehr/buwe-scharping.html.

10. Bericht der Komission “Gemeinsame Sicherheit und Zukunft der Bundeswehr” // Internationale Politik. 2000. № 10. S.93.

11. Varwick J. Die Bundeswehr reformieren // Internationale Politik. 2000. № 7. S.62.

12. Struck P. Defence policy guidelines. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2003.

EVOLUTION OF GERMAN DEFENCE POLICY AND THE PROBLEM OF EU SECURITY IN THE LATE 20th AND EARLY 21st CENTURY

O.Yu. Semenov

An analysis is presented of the evolution of the German defence policy concepts after the country’s unification, of some fundamental documents of the German Defence Ministry, of key problems and potential threats for German and European security at the beginning of the 21st century. The author gives his appraisal of the main results of the reforms in the German armed forces in the 1990s in the context of their ability to perform the declared conceptual tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.