Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 66. С. 149-160. Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 66. рр. 149-160.
Научная статья
УДК 331.5.024.5
doi: 10.17223/19988648/66/10
Эволюция нормативно-правовых аспектов в сфере борьбы с молодёжной безработицей в России
Мария Сергеевна Брусянина1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. Разные периоды социально-экономического развития страны требуют от государства гибкого подхода к уязвимым категориям на рынке труда. Именно рынок труда в первую очередь реагирует на кризисные процессы, что мгновенно сказывается на работниках без опыта, с минимальным опытом трудовой деятельности или с недостаточно сформированными профессиональными компетенциями. Категория молодежи является, с одной стороны, уязвимой, а с другой - группой населения, которая наиболее быстрыми темпами адаптируется к меняющимся условиям. Государство обеспечивает социализацию молодежи в трудовой сфере посредством законов, программ и иных нормативно-правовых актов в сфере занятости. Именно они являются «каркасом», на котором базируются ценности, мотивация и действия молодежи на рынке труда в периоды кризисов. В обратном случае мы наблюдаем стремительный рост молодежной безработицы, неформальной занятости, уход в теневой сектор, дисбаланс рынка труда и т.д. За период с 1990-х гг. по настоящее время проанализированы ключевые нормативно-правовые документы в сфере занятости, направленные на борьбу с безработицей и, в частности, с молодежной безработицей, выявлены характеристики, особенности отдельных этапов развития рынка труда в России, недостатки и требуемые изменения в правовой сфере обеспечения занятости молодежи. Ключевые слова: рынок труда, безработица, молодёжная безработица, молодёжная занятость, государственная политика
Для цитирования: Брусянина М.С. Эволюция нормативно-правовых аспектов в сфере борьбы с молодёжной безработицей в России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 66. С. 149-160. doi: 10.17223/19988648/66/10
Original article
The evolution of legal and regulatory aspects in the fight against youth unemployment in Russia
Мariya S. Brusyanina1
1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Some periods of the country's social-economic development require the state to use a flexible approach to vulnerable categories in the labor market. That is why the
© Брусянина М.С., 2024
labor market is the first to respond to the crisis processes which immediately affect the workers without experience, with a minimal work experience, and with insufficient professional competences. The youth category is, on the one hand, vulnerable, but, on the other hand, it is the group that most rapidly adapts to changing conditions. The state provides the young people's socialization in employment through legislation, programs and other normative-legal acts in the field of employment. They are a "frame" to the values, motivation and actions of the youth in case of crises; otherwise, an increase in youth unemployment, informal employment, care in the informal sector is observed, yet contributing to the growth of initiatives to develop leadership and professional qualities. For the period from the 1990s to the present, key regulatory documents in the field of employment aimed at combating unemployment were analyzed, and also the characteristics and features of individual stages of development of the labor market in Russia, shortcomings and required changes in the legal field of youth employment were identified. Taking into account economic, social, and political events taking place in the country, five evolutionary stages in the development of the regulatory framework in the field of regulation of youth employment were identified. The first stage is 1990-1999, which is characterized by the formation of youth policy and the implementation of attempts to strengthen the position of the youth in the labor market. The second stage, 2000-2008, is associated with building a regulatory framework in the field of employment in the country, including the youth. The third stage is 2009-2013, when the basic legal framework in the field of employment was created and specialized documentation for young people in the field of supporting entrepreneurship, project development, etc. was beginning to be formed. The fourth period is 2014-2021. Its beginning saw an economic crisis, and the period is characterized not so much by an increase in unemployment among young people in comparison with the consequences of the 2008 crisis, but by a decreasing in income and a general decline in the population's level and quality of life. The current fifth stage covers the period from 2021 and is currently ongoing; it is marked by a number of changes in the field of employment, active restructuring of the labor market, intensified measures to support young people, especially teenagers, strengthened career guidance activities, changes in the age limits for classifying the population as "youth" at the legislative level. The legal framework contains a significant number of innovations related to hybrid forms of employment, the introduction of labor market monitoring, forecasts and elimination of imbalances in certain sectors of the employment sector.
Keywords: labor market, unemployment, youth unemployment, youth employment, public policy
For citation: Brusyanina, M.S. (2024) The evolution of legal and regulatory aspects in the fight against youth unemployment in Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 66. pp. 149160. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/66/10
Понятие «молодежная безработица» не так давно закрепилось в российской социально-экономической терминологической практике. Активное исследование данной проблематики в России началось в 2008-2010-х гг., до этого времени встречаются периодические упоминания о проблемах молодежи на рынке труда на фоне всего населения, отмечаются отдельные проблемы выпускников учебных заведений в процессе трудоустройства.
Активизация интереса к проблемам молодежи на рынке труда связана в первую очередь с констатацией роста молодежной безработицы, особенно в периоды экономических кризисов, проблемами включения молодежи в
сферу занятости, слабостью адаптивных мер и мероприятий на рынке труда в период неблагоприятных и сложных ситуаций в стране.
В российской практике меры по борьбе с молодежной безработицей реализуются как в рамках общих мер повышения занятости, так и отдельно в рамках мероприятий молодежной политики.
В России при переходе к рыночной экономике государство столкнулось с тем, что прежние мероприятия по работе с молодежью перестают быть эффективными, а новые не созданы. Кроме того, проблема безработицы в СССР с устранением Бюро занятости в 1930 г. не выделялась вообще, и только принятие в 1990 г. ФЗ «О занятости населения РСФСР» показало, что государство начинает бороться с этой проблемой.
Переходный период в стране особенно остро обнажил проблемы молодежи на рынке труда, требовалось нормативно-правовое обеспечение мероприятий в сфере занятости, выстраивание молодежной политики в целом. Данный период в России оказался довольно затянувшимся: с 1990 по 1999 г.
Ниже представлены эволюционные этапы развития нормативно-правовых аспектов в контексте борьбы с молодежной безработицей в период с 1990 г. по настоящее время.
Первый период - это становление молодежной политики, попытки укрепления позиций молодежи на рынке труда (1990-1999 гг.).
В 1991 г. появился Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 г., одной из его ключевых задач было улучшение положения молодежи в сфере занятости. В этом законе предусматривалось введение «социальной службы» для молодежи, однако реализована она была позднее [1].
Следующим основополагающим документом в сфере поддержки молодежи на государственном уровне в постреформенный период можно считать Постановление «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ», которое принято 3 июня 1993 г.
В 1994 г. в России появилось Положение об организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика» (принято 22.11.1994 г.), оно действовало до 1997 г. [2]. Данная программа предусматривала мероприятия по временному трудоустройству безработной молодежи в возрасте 16-26 лет, которая находится в официальном статусе безработного более трех месяцев. Срок подобной работы составлял не более полугода и позволял молодому человеку получить определенные навыки и знания. Работа, по сути, являлась стажировкой, впоследствии предприятие могло предложить постоянную работу.
В 1994 г. начала реализацию федеральная программа «Молодежь России» (принята 15.09.1994 г.), которая содержала основные направления повышения занятости молодежи, социальной защиты и поддержки, развития инициативы [3]. Однако данная программа не была реализована в полной мере в силу финансовых трудностей. Впоследствии она имела продолжение в 1998-2000 и 2001-2005 гг., но в дальнейшем, несмотря на подготовленные документы, не была принята и реализована.
В 1995 г. принят ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.1995 г.). Его основная роль состояла в выявлении и поддержке на зарождающемся уровне инициативы со стороны молодежи, что способствовало плавной социализации молодежи при вступлении в трудовую жизнь, формированию у нее новых знаний и умений.
Период становления характеризовался выстраиванием законодательной инфраструктуры, однако в основном реализуемые нормативно-правовые документы носили характер «провозглашения» или защиты молодежи, нежели мотивации и активизации, поэтому не имели эффективной отдачи в сфере занятости, так как пассивные меры на рынке труда не стимулируют к действиям. Кроме того, отсутствие четкого определения категории «молодежь», ее роли, возможностей не формировало полного понимания положения данной категории населения, не способствовало усилению активных действий государства в борьбе с безработицей среди молодежи.
Активные меры для борьбы с молодежной безработицей стали появляться после 2000-х гг., естественно, что период до этого времени способствовал уходу молодежи в теневой сектор, неформальную занятость, профессиональное развитие без соответствия полученной специальности, вызывал напряженность на рынке труда.
Второй период - это 2000-2008 гг., которые характеризовались выстраиванием нормативно-правового каркаса в сфере занятости.
В эти годы появляются нормативно-правовые документы, направленные на решение проблем безработицы и занятости среди молодежи:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый в 2001 г., обозначил ключевые направления, права и обязанности участников рынка труда. Это один из основополагающих документов, регулирующих взаимодействие работника и работодателя;
- Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», который появился в 2002 г., был направлен на решение проблем занятости мужской части населения в возрасте 18-27 лет;
- Федеральная целевая программа «Молодежь России» на период 20012005 гг. была принята во второй раз, но в большей степени провозглашала, нежели разрешала аспекты молодежной безработицы и занятости;
- «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы» определяла основные направления развития данного рынка, а также меры по преодолению сложившихся проблем сферы занятости;
- программы молодежного образовательного форума «Селигер», которые действовали с 2005 до 2013 г., были направлены на активизацию инициативы, развитие проектного мышления у молодежи, коммуникабельности, работы в команде, что является неотъемлемыми компетенциями для дальнейшего включения молодежи в профессиональную сферу;
- Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г., принятая в 2006 г., определяла основные направления для развития молодежи, решение ее проблем в плане социализации, занятости и др. [4];
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятая в 2008 г., определяла направления развития страны, ее приоритеты. Подобные документы являются основополагающими для более узкоспециализированных нормативно-правовых актов, для понимания общей канвы развития страны.
Период 2000-2008 гг., помимо принятия значительного количества нормативно-правовых документов, характеризовался активизацией общественного и научного интереса к проблемам молодежной безработицы.
Так, в 2006-2007 гг. стала формироваться модель сбора информации о молодежи, основополагающим элементом явились ежегодные государственные доклады о положении молодежи под руководством В.Т. Лисовского. 20 апреля 2001 г. на заседании Государственной Думы парламентских слушаний «О законодательном обеспечении занятости молодежи» участники обозначали одной из ключевых проблем «законодательное обеспечение проблем занятости молодежи» [5, с. 63].
Однако кризис 2008 г. внес коррективы, и потребовался новый комплекс решений, особенно обострилась проблематика молодежной безработицы выпускников, именно эта категория оказалась самой незащищенной на рынке труда. Кризис явился ключевым фактором для создания специализированных мероприятий для выпускников профессиональных учебных заведений. Данные мероприятия были направлены не столько на решение существующих проблем, сколько на причины их возникновения, а также способствовали внедрению молодежи в трудовую сферу на этапе обучения, развитию инициативы, созданию опыта участия в предпринимательских и инновационных проектах.
Активно формируется организационная инфраструктура, например, появляется Молодежный совет Федерального агентства по делам молодежи России в 2009 г., проводятся заседания Государственного совета на тему «О молодежной политике в РФ» и др. Появляются публикации и проходят обсуждения по тематике молодежной безработицы: А.И. Рофе [6, с. 56], Р.Г. Мумладзе [7, с. 128], Ю.М. Остапенко [8, с. 47] и др. Авторы выделяли в основном аспекты молодежной безработицы с акцентом на проблематику безработицы среди выпускников учебных заведений.
Соответственно третий этап - 2009-2013 гг. характеризуется тем, что базовые правовые основы в сфере занятости населения созданы, начинает формироваться специализированная именно для молодежи нормативно-правовая база в сфере поддержки предпринимательства, развития проектов и др.
Таким образом, появившиеся после 2008 г. нормативно-правовые документы имеют активизирующее и мотивирующее направление на поддержку и развитие инициативы у молодежи:
- Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», принятый 29.02.2008 г., направлен на выделение премий на конкурсной основе для поддержки талантливой молодежи в возрасте 14-25 лет;
- Положение «О Федеральном агентстве по делам молодежи», принятое 29.05.2008 г., направлено на реализацию мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства среди молодежи страны;
- Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук», принятый 09.02.2009 г., учрежден для поддержки молодых российских ученых кандидатов наук (до 35 лет), докторов наук (до 40 лет) - в виде грантов, выделяемых на конкурсной основе;
- Распоряжение «О создании Молодежного совета Федерального агентства по делам молодежи», принятое 15.05.2009 г., сосредоточено на инициации молодежных проектов в рамках приоритетных направлений развития страны. При этом в состав Молодежного совета входят представители инициативной молодежи 18-30 лет, являющиеся авторами лучших проектов согласно рейтингу Года молодежи;
- Положение «О Всероссийском конкурсе молодежных инновационных проектов на вручение Национальной премии в области инноваций им. В. Зворыкина», принятое 12.03.2010 г., направлено на развитие молодежных инновационных проектов среди граждан 14-30 лет;
- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., принятая 08.12.2011 г., инициирует и оказывает финансовую поддержку инновационной сферы, способствует созданию малых инновационных предприятий и проектов;
- Положение о Всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России-2012», впервые принятое 11.03.2012 г., направлено на поддержку молодежи, реализующей бизнес-проекты, в возрасте 14-30 лет;
- Стратегия развития физической культуры и спорта государств-участников СНГ до 2020 г. принята 30.05.2012 г. и направлена на укрепление здоровья населения, развитие здорового образа жизни, поскольку статистические данные свидетельствовали об ухудшении здоровья молодежи, а молодежь - это базис для следующих поколений;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. принята 01.06.2012 г. Содержит в себе аспекты решения задач социального благополучия, поскольку благоприятная социальная, культурная среда формирует личность, закладывает ценности, создает предпосылки будущего поведения человека в различных областях деятельности, в том числе в профессиональной сфере;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов принята 03.04.2012 г. Направлена на максимально широкое проявление и развитие талантов учащейся молодежи;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ», принятый 29.12.2012 г., явился основополагающим документов в сфере реализации прав и свобод граждан в процессе получения и развития образовательных траекторий;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», принятая 15.05.2013 г., направлена на улучшение и оценку качества провозглашаемых и реализуемых мероприятий в сфере обучения, выявление наиболее эффективных образовательных практик;
- концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования разработана 03.08.2013 г. [9]. Данная концепция была представлена на обсуждение и имеет своей целью социализацию и самоопределение молодежи, развитие профессиональных компетенций в трудовой сфере, основываясь в том числе на советском опыте вовлечения молодежи в сферу труда, способствует формированию новых направлений в современных условиях развития сферы молодежной занятости и др.
Таким образом, послекризисный период характеризовался становлением и развитием мер по борьбе с безработицей, повышением занятости молодежи прежде всего через развитие предупредительных мер. На этапе обучения, становления, формирования профессиональных компетенций и навыков молодежь активно «включают» в проекты и государство способствует развитию лидерских, предпринимательских качеств молодежи, ее инициативы, получению опыта командной работы и др.
Кроме того, государство стимулирует и бизнес активнее включать молодежь в трудовую сферу, что подтверждается данными исследований в рамках мониторинга «Бизнес и образование-2009», в котором участвовало более 96 вузов России [10]. Подобная тенденция прослеживается и в законодательном плане: в 2013 г. в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения: в ст. 70 ТК РФ говорилось, что «для лиц, не достигших восемнадцати лет, лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности, отменяется испытательный срок» [11].
Четвертый период - период 2014-2021 гг. Его начало отмечено экономическим кризисом, однако следует заметить, что наблюдался не столько рост безработицы среди молодежи в сравнении с кризисом 2008 г., сколько падение доходов и общее падение уровня и качества жизни населения [12].
Меры по борьбе с молодежной безработицей данного периода отражены в следующих нормативно-правовых документах: Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. 03.07.2017 г.), ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016 г.) [13], концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена 17.11.2008 г.), основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (утверждены 31.01.2013 г.), «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» (утверждены 29.11.2014 г.) [14], Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, предусматривающий введение категории «самозанятый», и ряд других.
Период характеризуется корректировкой, усилением поддержки и развития инициативы молодежи на рынке труда, например, понятие «самозанятый» позволило вывести значительную часть населения из теневого сектора занятости. Однако оставался нерешенным ряд методологических проблем,
которые вносили неопределенность, например, существовала разрозненность в отнесении тех или иных возрастных групп к категории «молодежь». На законодательном уровне до конца 2020 г. согласно «Основам государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» к категории «молодежь» относили граждан России от 14 до 30 лет и в некоторых исключительных случаях граждан до 35 и 40 лет. К молодежи до 35 лет относились только молодые ученые - кандидаты наук, а до 40 лет - молодые ученые доктора наук, в рамках молодежного предпринимательства выделялась категория населения только до 30 лет.
Проведенный анализ нормативно-правовых документов, созданных для улучшения положения молодежи на рынке труда в этот период, показал, что в основном мероприятия были направлены на молодежь в возрастных границах 14-30 лет. Обсуждение установления единого критерия отнесения к категории «молодежь» до возраста 35 лет шло уже длительное время.
В итоге данный период заканчивается закреплением статуса молодежи в возрастном периоде 14-35 лет, что отражено в Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» [15]. Согласно статистическим данным, численность населения в стране, относящаяся к категории «молодежь» с учетом изменения возрастных границ, выросла на 31% и составила 41 млн человек в 2021 г. Соответственно увеличились и финансовые вливания в программы по развитию молодежи, активизировалась поддержка молодежи 30-35 лет, что помогло вместе с принятой в этот период пенсионной реформой снизить воздействие на рынок труда таких явлений, как «старение населения», «демографическая яма».
Современный период - период с 2021 г. по настоящее время ознаменован рядом изменений в сфере занятости, начало которым заложила пандемия COVID-19. Особенно стремительно стали развиваться гибридные формы занятости, переток рабочей силы из одной сферы в другую, неизбежно вырос уровень безработицы в стране. Пандемия ускорила рост количества самозанятых, особенно среди молодежи, согласно данным Федеральной налоговой службы на 2022 г., «работающих на себя в возрасте 14-17 лет насчитывается 95 тыс., 18-24 лет - 1,48 млн, 25-29 - 1,09 млн, а 30-35 лет - 1,58 млн граждан России» [16].
В настоящее время факторы, такие как «демографическая яма», связанная с периодом 1990-х гг., пандемия COVID-19 и другие внешние причины, обусловленные экономическим, социальным и политическим контекстом, повлекли усиление нормативно-правовой базы в сфере поддержки занятости и в том числе для молодежи.
Программа содействия занятости молодежи до 2030 г., принятая 14.12.2021 г. [17], направлена на реализацию профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей. Основные ее направления позволяют создавать благоприятные условия для совмещения обучения и трудовой деятельности, предоставления субсидий работодателям, содействия в переезде молодых специалистов в регионы, где наблюдается де-
фицит конкретных специалистов, вовлечения в молодежное предпринимательство. В настоящее время данная программа усилена, поскольку наблюдается значительный уровень безработицы среди молодежи: по данным Рос-стата, в 1 квартале 2023 г. уровень молодежной безработицы в категории 15-29 лет составлял 7% в сравнении с общим уровнем безработицы в стране 3,1%. Программа предусматривает ежеквартальный мониторинг молодежной безработицы, а также переориентацию сферы образования на подготовку в соответствии с реальными потребностями рынка, поддержание молодежи и работодателей в ряде сфер, связанных с импортозамещением, и др. Особенно обострился дефицит работников рабочих специальностей, специалистов в машиностроении, химическом секторе, строительстве, на транспорте. Активизированы программы подготовки специалистов, профориентация в школах.
Национальный проект «Молодежь России» планируется к реализации в 2024-2025 гг., он призван поддерживать социализацию и самореализацию молодежи, что поможет снижать ее миграцию в другие страны, удерживать в регионах, способствуя реализации в трудовой сфере страны, планируется, что данный национальный проект будет действовать и в период 20262030 гг. Реализация проекта будет базироваться на Стратегии молодежной политики в Российской Федерации до 2030 г.
Новая редакция Федерального закона «О занятости» от 12.12.2023 г. [18] предусматривает акцент на молодежь, в том числе обеспечение поддержки несовершеннолетних граждан 14-18 лет, развитие специальных мер по профобучению и дополнительному профобучению, также закреплены понятия самозанятости, платформенной занятости. Закон содержит норму о содействии занятости учащихся в свободное от обучения время, введены новые нормы, такие как временная подработка для зарегистрированных безработных по договору ГПХ без снятия статуса безработного, также к концу 2024 г. будет сформирован прогноз рынка труда для планомерного и гибкого устранения дисбаланса, развития предупредительных мер, снижения безработицы.
Таким образом, можно отметить, что события последних лет особенно ярко подсветили дисбаланс рынка труда, незащищенность уязвимых категорий населения, в том числе молодежи. Данные аспекты стали основанием для поиска наиболее эффективных мер по вовлечению молодежи на рынок труда, обеспечению баланса потребностей сферы занятости и возможностей молодежи. Одним из наиболее целесообразных путей являются мероприятия профориентационного характера, формирование у молодежи интереса и инициативы участия в проектах уже на этапе 14-17 лет, восстановление «института наставничества», соответственно, выращиванию кадров под практические цели и задачи предприятий. В настоящее время наблюдается возврат к ряду мер, которые существовали на рынке труда советского периода, а также внедрены новые направления, связанные с гибкими формами занятости, индивидуальными образовательными траекториями, развитием предпринимательства, изменены возрастные рамки категории «молодежь», что
способствует ее более эффективному вовлечению в социальную и экономическую сферу.
Список источников
1. Об обшдх началах государственной молодежной политики в СССР: Закон СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 // СПС «КонсультантПлюс». М., 1997-2017. URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5091#0
2. Положение об организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика»: офиц.текст принят Приказом ФСЗ РФ от 22 ноября 1994. № 150 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6323/
3. О федеральной программе «Молодежь России»: офиц.текст принят Указом Президента РФ от 15 сентября 1994. № 1922 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=219183&dst= 100012#0
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года: офиц. текст принят Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru
5. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план // Человек и труд. 2001. № 12. С. 63-65.
6. Рофе А.И. Экономика труда : учебник. М. : КНОРУС, 2009.
7. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда. М. : КНОРУС, 2008. 328 с.
8. Остапенко Ю.М. Экономика труда : учеб. пособие. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2007. 272 с.
9. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М. : Федеральный институт развития образования: Перо, 2014. 38 с.
10. Мониторинг Российского союза ректоров «Бизнес и образование-2009» Российский союз // Российский союз ректоров. [Б.М.], 2009. URL: http://www.rsr-online.ru
11. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: офиц. текст принят Гос. Думой Фед. Собр. РФ 21.12.2001 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс». М., 1997-2024. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
12. Обследование населения по проблемам занятости 2014 год // Федеральная служба государственной статистики РФ. М., 1999-2024. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b14_30/Main.htm
13. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1: принят Верховным Советом РСФСР (в ред. от 28.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс». М., 1997-2024. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
14. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: офиц. текст принят Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014. № 2403-р // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru
15. О молодежной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Официальное опубликование официальных актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003
16. Данные Федеральной налоговой службы // Федеральная налоговая служба РФ : сайт. М., 2005-2024. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs_fts/
17. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года: распоряжение от 14 декабря 2021 года № 3581-р // Гарант. М., 1990-2024. URL: https://base.garant.ru/403236100/
18. О занятости населения в Российской Федерации : Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1: принят Верховным Советом РСФСР (в ред. от 12.12.2023) // СПС «КонсультантПлюс». М., 1997-2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
References
1. USSR. (1991) On the general principles of state youth policy in the USSR: Law of the USSR of April 16, 1991, No. 2114-1. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/ cons/CGI/online. cgi?req=doc&base=ESU&n=5091#0 (In Russian).
2. RF. (1994) Regulations on the organization of temporary employment of unemployed youth - "Youth practice": official text adopted by Order of the Federal Social Protection Service of the Russian Federation dated November 22, 1994. No. 150. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6323/ (In Russian).
3. RF. (1994) On the federal program "Youth of Russia": official text adopted by Decree of the President of the Russian Federation of September 15, 1994, No. 1922. [Online] Available from: http://wwwconsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc&base=EXP&n=219183&dst= 100012#0 (In Russian).
4. RF. (2016) Strategy of state youth policy in the Russian Federation until 2016: official text adopted by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006, No. 1760-r. [Online] Available from: www.consultant.ru (In Russian).
5. Chelovek i trud. (2001) Zanyatost' molodezhi: problema, vykhodyashchaya na pervyy plan [Youth employment: a problem coming to the fore]. 12. pp. 63-65.
6. Rofe, A.I. (2009) Ekonomika truda [Labor Economics]. Moscow: KNORUS.
7. Mumladze, R.G. (2008) Ekonomika i sotsiologiya truda [Economics and sociology of labor]. Moscow: KNORUS.
8. Ostapenko, Yu.M. (2007) Ekonomika truda [Labor Economics]. 2nd ed. Moscow: INFRA-M.
9. Blinov, VI. et al. (2014) Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of continuity of education]. Moscow: Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya; Pero.
10. Russian Union of Rectors. (2009) Monitoring Rossiyskogo soyuza rektorov "Biznes i obrazovanie-2009 " Rossiyskiy soyuz [Monitoring of the Russian Union of Rectors "Business and Education-2009" Russian Union]. [Online] Available from: http://www.rsr-online.ru
11. RF. (2016) Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001, No. 197-FZ: official text adopted by the RF State Duma on December 12, 2001 (as amended on July 03, 2016). [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (In Russian).
12. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. (2014) Obsledovanie naseleniya po problemam zanyatosti 2014 god [Population survey on employment issues in 2014]. [Online] Available from: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm
13. RF. (2016) On employment in the Russian Federation: Law of the Russian Federation of April 19, 1991, No. 1032-1: adopted by the Supreme Council of the RSFSR (as amended on December 28, 2016). [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60/ (In Russian).
14. RF. (2014) Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: official text adopted by the Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014, No. 2403-r. [Online] Available from: www.consultant.ru (In Russian).
15. RF. (2020) On youth policy in the Russian Federation: Federal Law of December 30, 2020, No. 489-FZ. [Online] Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012300003 (In Russian).
16. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. (2024) Dannye federal'noy nalogovoy sluzhby [Data from the federal tax service]. [Online] Available from: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs_fts/
17. RF. (2021) Long-term program to promote youth employment for the period until 2030: order of December 14, 2021 No. 3581-r. [Online] Available from: https://base.garant.ru/ 403236100/ (In Russian).
18. RF. (2023) On employment in the Russian Federation: Law of the Russian Federation of April 19, 1991, No. 1032-1: adopted by the Supreme Council of the RSFSR (as amended on December 12, 2023). [Online] Available from: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60/ (In Russian).
Информация об авторе:
Брусянина М.С. - кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: brusyani-namaria@gmail. com
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
М-S. Brusyanina, Cand. Sci. (Economics), associate professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 09.02.2024; одобрена после рецензирования 02.05.2024; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 09.02.2024; approved after reviewing 02.05.2024; accepted for publication 15.05.2024.