Научная статья на тему 'Эволюция национального компонента в индустриальном дизайне'

Эволюция национального компонента в индустриальном дизайне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
575
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА / ФЕНОМЕНАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИКА В ДИЗАЙНЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / DESIGN HISTORY / HISTORICAL METHOD / POLYLINEARITY / SYNERGETIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Александрина Сергеевна, Хуснутдинова Лилия

В статье рассматривается одна из уникальных составляющих дизайна национальный компонент. Аргументируется актуальность исследуемого вопроса в связи с переходом нашего общества в постиндустриальную форму развития. Авторы применяют феноменально-географический и синергетический подходы для создания основных моделей эволюции национального компонента в индустриальном дизайне разных стран. Прилагаются графические визуализации моделей разных наций дизайна на примере Японии, США, Германии, Италии и Скандинавии. Всего было выделено 6 моделей реализации и взаимодействия национального и интернационального компонентов в предметном дизайне ХХ века: константа национального компонента (постоянное существование яркой национальной линии в формообразовании вне зависимости от типа производства), экспансия национального компонента в интернациональный (линия национального формообразования, основные приемы которого становятся основой индустриального дизайна), синхронизация национального и интернационального компонентов (интернациональное часто обращается к исходным корням национального ремесленничества), замещение национального компонента интернациональным (интернациональное становится основным национальным компонентом), конгломерат интернационального и национального компонентов (национальная модель, которая несет в себе конгломерат признаков двух или нескольких наций), автономность национального и интернационального компонентов (интернациональное и национальное направления в формообразовании развиваются практически автономно). Модели подкреплены примерами развития дизайна в ряде стран. Представленные модели взаимодействия национального и интернационального компонентов позволяют увидеть историю развития дизайна через призму синергетического подхода, который рассматривает историю дизайна не только с логико-исторической точки зрения, а так же позволяет увидеть национальный компонент не только как феномен отдельных наций, но и как сложную многокомпонентную модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF NATIONAL COMPONENT IN INDUSTRIAL DESIGN

In article one of unique components of design national component is considered. Relevance of the studied question in connection with transition of our society to a post-industrial form of development is reasoned. Authors apply phenomenal and geographical and synergetic approaches to creation of the main models of evolution of a national component in industrial design of the different countries. Graphic visualization of models of the different nations of design on the example of Japan, the USA, Germany, Italy and Scandinavia are applied. In total 6 models of national and international components in subject design of the XX century were allocated: constant of a national component (continuous existence of the bright national line in a shaping regardless of production type), expansion of a national component in international (the line of national shaping which main receptions become basis of industrial design), synchronization of national and international components (international often addresses to initial roots of national workmanship), replacement of a national component international (international becomes the main national component), a conglomerate of international and national components (national model which bears in itself a conglomerate of signs of two or several nations), autonomy of national and international components (the international and national directions in a shaping develop almost independently). The presented models of interaction of national and international components allow to see history of development of design through a prism of synergetic and also allow to see a national component not only as a phenomenon of the separate nations, but also as difficult multicomponent model.

Текст научной работы на тему «Эволюция национального компонента в индустриальном дизайне»

УДК 74.01/.09

Михайлова А.С., Хуснутдинова Л.Р.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: misuoka@gmail.com

ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ

В статье рассматривается одна из уникальных составляющих дизайна - национальный компонент. Аргументируется актуальность исследуемого вопроса в связи с переходом нашего общества в постиндустриальную форму развития. Авторы применяют феноменально-географический и синергетический подходы для создания основных моделей эволюции национального компонента в индустриальном дизайне разных стран. Прилагаются графические визуализации моделей разных наций дизайна на примере Японии, США, Германии, Италии и Скандинавии. Всего было выделено 6 моделей реализации и взаимодействия национального и интернационального компонентов в предметном дизайне ХХ века: константа национального компонента (постоянное существование яркой национальной линии в формообразовании вне зависимости от типа производства), экспансия национального компонента в интернациональный (линия национального формообразования, основные приемы которого становятся основой индустриального дизайна), синхронизация национального и интернационального компонентов (интернациональное часто обращается к исходным корням национального ремесленничества), замещение национального компонента интернациональным (интернациональное становится основным национальным компонентом), конгломерат интернационального и национального компонентов (национальная модель, которая несет в себе конгломерат признаков двух или нескольких наций), автономность национального и интернационального компонентов (интернациональное и национальное направления в формообразовании развиваются практически автономно). Модели подкреплены примерами развития дизайна в ряде стран. Представленные модели взаимодействия национального и интернационального компонентов позволяют увидеть историю развития дизайна через призму синергетического подхода, который рассматривает историю дизайна не только с логико-исторической точки зрения, а так же позволяет увидеть национальный компонент не только как феномен отдельных наций, но и как сложную многокомпонентную модель.

Ключевые слова: история дизайна, феноменально-географический подход, синергетика в дизайне, национальный компонент

В ХХ1 веке появилось определение постиндустриального дизайна1, одной из черт которого является производство объектов дизайна малыми тиражами и, как следствие, новый виток обращения за вдохновением к национальным корням в формообразовании. Национальный компонент постоянно на протяжении всей многокомпонентной и многоаспектной истории дизайна являлся важным элементом эволюции. Становление дизайна в ряде стран было связано с ренессансом национальных ремесленных традиций и акцентированием национального колорита. Поиск новых форм формообразования (материалов, стилеобразующих, ансамблевости и пр.) очень часто даже в условиях индустриального дизайна велось на территории национального ремесла. На сегодняшний день потенциал национальных традиций как источник дизайнерского творчества себя еще не исчерпал. Более того, появилась потребность в осмыслении возрождения базовой семантики национальных культур. Это обстоятельство актуализирует про-

блему существования национально-культурных моделей современного дизайна.

Национальный компонент в дизайне представляет интерес с самых разнообразных сторон. Во-первых, как процесс взаимодействия традиционного ремесленного производства и индустриального дизайна, во-вторых, как феномен в развитии дизайна в некоторых странах, в-третьих, изучение дизайна в различных странах позволит многим странам выработать свою стратегии развития отечественного дизайна. История дизайна демонстрирует нам значение национального компонента в становлении предметного формообразования, ее развитие в индустриальную эпоху. Многие объекты, которые кажутся нам унифицированными и демократичными, вписывающиеся в любой стиль, тем не менее на проверку оказывается, содержат в себе национальный компонент. Другие, сугубо национальные объекты, спустя некоторое время становятся общеупотребимыми в различных странах, что наделяет их интернациональным качеством, без изменения национальной

1Доктор искусствоведения профессор Михайлов С.М. в своей диссертации раскрывает понятие «постиндустриальный дизайн» как качественно новую стадию в развитии дизайна в условиях общества информационных технологий.

сущности. Подобные примеры подталкивают нас к важности изучения дизайн-наций и их роли в развитии индустриального дизайна. Тем более, что в рамках постиндустриального дизайна интерес к локальным и этническим стилям все больше возрастает. После долгих глобализационных процессов мы, наконец-то, наблюдаем развитие тенденции дифференциации культур и обращение современного дизайна к этнокультурной, национальной проблематике [2].

Феноменально-географический принцип описания истории дизайна. В последние годы делается попытка комплексного исследования и представления истории индустриального дизайна на основе «феноменально-географического принципа»: с одной стороны, в основе исследования лежит достаточно детальный многофакторный анализ иконических объектов дизайна по странам и континентам, с другой стороны остается стремление сохранить целостность общей исторической картины [4]. Выделяется ряд государств мира, внесших наиболее существенный вклад в общую «копилку» иконических объектов дизайна общемирового уровня, получившие вследствие этого название «нации дизайна». Термин дизайн-нации мы встречаем в книгах доктора искусствоведения Михайлова С.М.[5], [6], а «национальные модели дизайна» - в труде по истории дизайна доктора искусствоведения Лаврентьева А.Н.[7], однако точного определения этих явлений пока нет. В нашем понимании, нация дизайна - страна с давними глубокими традициями формообразования, обширным наследием в области дизайна, внесшая серьезный вклад в виде ключевых шедевров дизайнерской деятельности или принявшая активное участие в эволюционном процессе стилеобразования, успешно заявившая о себе на мировом рынке, представляющая талантливых, всемирно известных дизайнеров, обогатившая историю всемирно известными брендами [4]. Большинство современных изданий по истории дизайна выделяет несколько ключевых стран, наиболее важных в развитии индустриального формообразования: Германия, Англия, США, Италия, Япония, Скандинавские страны. При этом стоит отметить, что нации дизайна не обязательно передают друг другу эстафету влияния на мировой сцене дизайна. Иногда их вклад ограничивается каким-то наиболее ярким и очень существенным периодом (Россия, Германия), иногда сохраняет-

ся в течении длительного времени (Скандинавия, Япония).

Модели эволюции национального

компонента

Опираясь на факт становления дизайна в ряде стран, его взаимодействие с традиционным ремесленным формообразованием, можно проследить эволюцию развития национальной составляющей в истории индустриального формообразования ХХ века. В качестве отправной точки можно рассматривать наиболее характерные формы развития дизайна в разных странах и проследить следующие подходы.

Некоторые модели демонстрируют определенную преемственность, органичное вплетение национального компонента в современный дизайн. Но есть и модели построенные по принципу отрицания национального компонента, стремление к интернационализации, абстрагированию, обобщению. В определенных моделях мы можем проследить возврат к корням, переосмысление традиций через индустриальные технологии, и, как следствие, новый взгляд на национальное формообразование.

Таким образом, мы предлагаем более сложный комплексный подход к выявлению национального компонента в предметном дизайне, который включает в себя и историко-описательный, и феноменально-географический подход. Такой подход, который бы учитывал особенности национального характера и менталитета, уровень экономического и научно-технического развития страны или региона. Мы так же не исключаем влияние персоналий, отдельных выдающихся личностей на историю формирования моделей взаимодействия национального и интернационального компонентов в предметном дизайне ХХ в. Всего было выделено 6 моделей реализации и взаимодействия национального и интернационального компонентов в предметном дизайне ХХ века [2]. Безусловно, пока формулировка носит набросоч-ный характер и требует уточнения.

1-ая модель - «константа национального». Эта модель подразумевает постоянное существование яркой национальной линии в формообразовании вне зависимости от типа производства. Прежде всего это страны с ярким национальным колоритом и в силу некоторых обстоятельств, с преобладающим ремесленным

или со слабо развитым индустриальным производством. Например, развивающиеся страны с ярко выраженным национальным формообразованием. Такой модели во многом соответствуют, к примеру, Мексика, Бразилия или африканские страны, чье ремесленничество известно своими яркими этническими образами и вдохновляло немало художников и дизайнеров, но тем не менее, индустриальный дизайн в стране представлен пока слабо. Однако, стоит отдать должное подобным объектам национального ремесленничества, как яркие этнические экзотические элементы они прекрасно вписываются в современный интерьер, дополняя индустриальный дизайн других стран традиционным колоритом. Частично подобное проявление мы наблюдаем в колониальном стиле - некое синтетическое взаимодействие упомянутой национальной культуры и европейского формообразования. Графически модель «константа национального» может быть показана как линейная форма развития национального ремесленничества (рис.1.).

2-я модель - «трансформация (экспансия) национального в интернациональное». В этой модели прослеживается четкая линия национального формообразования, основные приемы которого становятся основой индустриального дизайна. В таких объектах особенно ощущается национальная составляющая в выпускаемой продукции, и при этом она завоевывает мировой рынок, становится интернациональной, не теряя своего первозданного «этнического».

Одним из наиболее ярких примеров реализации такой модели является Япония. Связь с традицией - одна из специфических черт японского дизайна, она осуществляется на разных уровнях: на уровне полного следования традиционным технологиям и методам проектирования, на уровне творческой переработки культурного наследия и выявления ее принципов через самые современные достижения мировой проектно-художественной культуры и наконец на уровне самого подхода к процессу дизайнирования. Выявленные уровни указывают на наличие трёх основных течений в японском дизайне: национального, смешанного и интернационального -они существовали и существуют параллельно, последовательно развиваясь и совершенствуясь. Опыт Японии в этом смысле весьма показателен, основанный на философско-мировоззренческих принципах единства и гармонии человека с окружающим миром японский дизайн воплощает эти идеи в современных объектах, что позволяет им быть успешными по всему миру, не потеряв при этом своей культурой индентичности[9]. Графически экспансия национального в интернацональное представляет собой волнообразную структуру, но в случае с Японией - спиралевидный ее подтип, кореллирующийся также со спиралевидным развитием японской экономики (рис.1.).

Далее логически следует 3-ая модель - «синхронизация национального и интернационального». В этой модели синтезируется новый взгляд, новое прочтение, новый современный подход к

КОНСТАНТА НАЦИОНАЛЬНОГО

для африканской модели характерна константа национального, связано — _ . . _ __ это прежде всего с г|11\| 1 преобладанием только лишь n0 1 ремесленного производства и ручного труда

а

[ 1885 1960

| колонизация деколонизация

♦ ручной труд

♦ натуральные материалы

♦ традиционные формы

+ национальные орнаменты

♦ анималистика

ЭКСПАНСИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ

над

для японской модели характерно новое прочтение

национального. а так же национальный японский минимализм становится интернациональным стилем б дизайне

"открытие" японии

стиль

минимализм

* натуральные материалы

* традиционные формы

* цветовой аскетизм

* национальные орнаменты

* высокие техногогии

Рисунок 1. Модель «константа национального». Модель - «трансформация (экспансия) национального в

интернациональное».

национальному, которое адаптируется под современные запросы и транслируется в интернациональное. Интернациональное часто обращается к исходным корням национального ремесленничества в поисках новых идей, мотивации и вдохновения. Это страны с сильным влиянием традиционного ремесленного формообразования и развитой индустрией. В этом типе индустриальный дизайн постоянно подпитывается идеями традиционного ремесленного формообразования. Графическое отображение подобной модели может оказаться ветвистой или синусоидовидной с разными амплитудными колебаниями. По такому сценарию развивается дизайн в Скандинавии и Италии.

Скандинавская модель. Скандинавское формообразование уникально по своей природе, его особенностями является использование натуральных материалов, природных форм, легкость, нарочитая скромность, простота, почтение к мастерству и традициям. Эстетика скандинавского модернизма наибольшим образом повлияла на мировую проектную культуру середины и конца 20-го столетия. Она изменила не только вещи, но и она стала моделью нового европейского стиля жизни. (рис.2.)

4-ая модель - «замещение национального интернациональным». В этом варианте предполагается или искусственный выбор интернационального обобщенного компонента в качестве основного в формообразовании, или предполагаются случаи, когда исконно национальное было полностью уничтожено, а интернацио-

нальное становится основным национальным компонентом.

США. Американская многонациональная модель с ярко выраженным интернациональным звеном - яркий пример. Соединенные Штаты стали первой спроектированной нацией [15]. В истории американского дизайна мы видим активный приток экстравагантных идей и экспериментов - тиф-фани, стримлайн, ар деко и т. д. Однако, все ветви экспериментов сливаются в одну - органический дизайн, или его современная интерпретация, так называемый стиль «контемпорари». Изначальный знаменитый принцип «форма следует за функцией» таким образом постоянно дополнялся: функции вещей могут быть не только утилитарными, но и информационными, культурными, знаковыми, символическими, технологическими, даже познавательными. В американской модели развития дизайна мы наблюдаем постоянные притоки энергии формообразования из разных наций, постоянный синтез и выработку сложносоставного или унифицированного вектора развития индустриального дизайна. (рис.2.)

5-ая модель - «конгломерат интернационального и национального», эта модель своего рода «антипод» предыдущей модели. Вся история человеческих взаимоотношений - это непрерывная череда завоеваний одних народов другими. И в этом смысле интересно исследовать не только то, как взаимодействует культура колонизированного народа с колонизатором, но и обратный процесс. Про данный тип моде-

Рисунок 2. Модель «синхронизация национального и интернационального». Модель «замещение

национального интернациональным»

Рисунок 3. Модель «конгломерат интернационального и национального». Модель «автономность

национального и интернационального»

ли мы можем сказать, что она полностью или частично реализуется, когда одна национальная культура влияет на другую национальную культуру и , таким образом, возникает новая национальная модель, которая несет в себе конгломерат признаков двух или нескольких наций. Как пример - колониальная модель (Австралия, Индия, некоторые области Америки и Африки). Так возникает колониальный стиль в дизайне, который с Востока идет на Запад и завоевывает Европу, и на какое-то время становится очень популярным в европейских странах.

6-ая модель - автономность национального и интернационального

В таких странах изначально национальный компонент, безусловно, является важнейшим элементом формообразования, но в процессе развития индустриального производства, теряет свое влияние. Интернациональное и национальное направления в формообразовании развиваются практически автономно, приоритет остается за первым. Пример - большинство европейских стран (Германия, Англия, Франция).

Германия. Немецкая модель дизайна не смотря на свою многогранность (модерн, ар деко, тоталитаризм), все же представляется достаточно прямолинейной. При этом, безусловно, наблюдается появление некоторых особенностей, делающих немецкий функционализм еще более интернациональным и гармоничным (стримлайн, бионика). Этот тип демонстрирует нам четкий вектор развития дизай-

на, с точно выбранной траекторией, зачастую или ограниченной какими-то факторами или стилевой предрасположенностью страны. Традиции функционализма всегда были особенно сильны в этой стране, он пропагандируется как национальное достояние, культивируется особое отношение к дизайнерскому качеству, безопасности, производственной технологичности, экономичности производства, удобству пользования. Немецкий дизайн традиционно был связан с модернизмом, он и стал считаться «интернациональным стилем».

Представленные нами модели взаимодействия национального и интернационального компонентов позволяют увидеть историю развития дизайна через призму синергетического подхода, который рассматривает историю дизайна не только с логико-исторической точки зрения, а так же позволяет увидеть национальный компонент не только как феномен отдельных наций, но и как сложную многокомпонентную модель.

Построенные модели национального дизайна были успешно апробированы на занятиях по истории дизайна, они действительно позволяют получить наглядный, немного обобщенный и более понятный цельный взгляд на истории дизайна в разных странах. Особенно показательными они становятся в сравнении, позволяя студентам в графической форме почувствовать причинно-следственные связи в истории дизайна, схожесть многих моделей и влияние факторов на развитие формообразования.

26.02.2015

Список литературы:

1. Михайлова, А.С. Национальные модели дизайна / А.С. Михайлова // Дизайн-ревю. - 2013. - №3-4.

2. Хуснутдинова Л. Эволюция национального компонента в дизайне; дипломная теоретическая работа / Л. Хуснутдинова; рук. Михайлова А.С. - КГАСУ, 2014 г.

3. Михайлова, A.C. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века (1920-1980-е гг); Автореф. дис. ... канд. искусствовед. / А.С. Михайлова. - М., 2009.

4. Михайлова, A.C. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века (1920-1980-е гг); дис.....канд. искусствовед. / А.С. Михайлова. - М., 2009.

5. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов / С.М. Михайлов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - 270 с.: ил. (16,5 п.л.).

6. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов / С.М. Михайлов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2004. - 396 с.: ил. (24,75 п.л.)

7. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. - М.: Гарда-рики, 2007. - 303с.: ил.

8. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция); автореф. дис. ... докт. искусствовед. / С.М. Михайлов. - М., 2011.

9. Ибрагимова, Ф.А. Особенности становления японской школы формообразования в контексте мировой истории дизайна (1868-1945) / Ф.А. Ибрагимова // Дизайн-ревю. - 2011. - №1-2. - С. 19-26.

10. Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции. Вып.6. - М.: ВНИИ-ТЭ - 2006 г.

Сведения об авторах

Михайлова Александрина Сергеевна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета misuoka@gmail.com, тел. 89033444099 420043 Казань ул.Калинина, дом 6, кв. 20

Хуснутдинова Лилия, аспирант кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.