Научная статья на тему 'Когнитивный подход в истории дизайна'

Когнитивный подход в истории дизайна Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE HISTORY / КОГНИТИВНАЯ ИСТОРИЯ / DESIGN HISTORY. COGNITIVE APPROACH / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белов М.И., Михайлова А.С.

Современная теория истории пополнилась новым инструментарием. Рассматривается понятие когнитивного подхода, его основные особенности. На основе опыта когнитивной истории О.М. Медушевской проводится параллель с эволюционными процессами в дизайне, а также предпринимается попытка применения когнитивного подхода для изучения истории дизайна, используя авторские феноменологический, феноменально-географический подходы. Это новый инструмент, рекомендуемый к применению в историко-теоретических дисциплинах для специалистов «архитектор-дизайнер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive approach in the history of design

The modern theory of history was replenished with new tools. The concept of cognitive approach, its main features is considered. On the basis of experience of cognitive history of O. M. Medushevskaya the parallel with evolutionary processes in design is drawn, and also an attempt of application of cognitive approach for studying of history of design is made, using author''s phenomenological, phenomenal and geographical approaches. It is the new tool recommended for application in historical and theoretical disciplines for students of speciality «architect-designer». Cognitive approach together with multilinear (synergetic) approach, from our point of view, can become the new tool in the description (scientific representation) of design history. On the one hand, it will allow to gain highly specialized knowledge of design history, and with another -more complete and objective picture of its development. Transition to nonlinear studying of history of design represents difficult process, however it becomes more and more obvious that it is an important task in formation of complex multidimensional knowledge of design history.

Текст научной работы на тему «Когнитивный подход в истории дизайна»

УДК 74.01/.09

Белов М.И. - кандидат искусствоведения, доцент

E-mail: belov_m@list.ru

Михайлова А.С. - кандидат искусствоведения, доцент

E-mail: misuoka@gmail.com

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Когнитивный подход в истории дизайна

Аннотация

Современная теория истории пополнилась новым инструментарием. Рассматривается понятие когнитивного подхода, его основные особенности. На основе опыта когнитивной истории О.М. Медушевской проводится параллель с эволюционными процессами в дизайне, а также предпринимается попытка применения когнитивного подхода для изучения истории дизайна, используя авторские феноменологический, феноменально-географический подходы. Это новый инструмент, рекомендуемый к применению в историко-теоретических дисциплинах для специалистов «архитектор-дизайнер».

Ключевые слова: история дизайна. когнитивный подход, когнитивная история, междисциплинарный подход.

ХХ1 век вместе с чаяниями и надеждами нового времени принес с собой новые потребности и запросы человечества, обозначившие новые векторы развития, новые инновационные технологии в различных направлениях человеческой деятельности. Меняется восприятие современного человека, его отношение к окружающей среде, взаимодействие с информационными потоками и принципиально новое их осмысление. Безусловно, это затрагивает и образовательную сферу в целом, и предмет нашего рассмотрения - историю дизайна, в частности.

Рассмотрение истории дизайна в рамках традиционного линейного подхода уже не является достаточным: постоянно растущая динамика событий современного информационного общества требует от исследователей объективно раскрыть всю сложность и глубину происходящих процессов в дизайне. История дизайна - это не просто летопись в предметах, как поэтично ее называют во многих публикациях. Современные взгляды на историю дизайна все чаще открывают нам более сложный и многокомпонентный подход, корень которого произрастает из взаимодействия разных направлений человеческой деятельности.

В современном гуманитарном познании все еще наблюдаются трудности, связанные с отсутствием целостной теории познания исторических процессов, до сих пор нет и четких понятий, которыми могли бы оперировать разные области знаний. Безусловно, новая социальная реальность требует новые методы познания, сопоставление и интеграцию их с традиционными методами познания. Среди наиболее часто упоминающихся проблем в новейшее время ключевое место занимают глобализационные и информационные процессы (глобализация и информатизация). Глобализация в свое время привела к разрушению устойчивых границ культурной и национальной идентичности, причем исторически сформировавшихся. Одним из следствий глобализации стало и ослабление европоцентрической идеи как наиболее значимого подхода гуманитарных наук. Рост объема информации и скорости ее распространения в результате появления новых технологий уже к середине ХХ в. привел к крушению линейной модели истории. Другой причиной этого явления также явилась возможность непосредственного обмена информацией представителями разных культур поскольку стал возможен непосредственный обмен информацией между представителями разных культур, не прибегая к учету их исторического генезиса).

Глобализация и информатизация, являясь относительно современными явлениями, не могли не повлиять и на методы описания исторических процессов. В ХХ веке, в основном, использовались такие исторические методы, как системный подход,

логическое моделирование, типологизация. Все они были ориентированы в своем роде на идею целостности, однако полностью преодолеть однолинейный подход им не удалось. Ученые-историки стали развивать идеи вариативности исторического процесса, признавая и существование возможных исторических альтернатив и различных направлений в истории, на которые накладывались разнообразные компоненты культурного и цивилизационного характера. Нелинейный подход, как реакция на линейное понимание истории, зародилось еще в эпоху Просвещения XVIII в., и уже в нем базисом стали цивилизационная и культурологическая концепции истории. Суть этого подхода заключается в отрицании существования одной единственной линии развития человечества. Однолинейности противостоит многолинейность (а также многокомпонентность, многофакторность), более соответствующая сложному комплексному процессу смены стадий развития человечества, чередованию культурно-исторических типов, культур, цивилизаций. Линейные концепции, представляемые чаще всего в стадиальном или периодическом виде, абстрагировали и упрощали непрерывность исторического развития. Нелинейные концепции абсолютизируют прерывность исторического развития. Полилинейные концепции позволяют проследить одномоментность и вариативность исторического процесса. Таким образом, в рамках данного подхода большое внимание уделяется уникальности и неповторимости исторического процесса, множественности моделей развития общества, сложному узору причинно-следственных связей, не способных быть продемонстрированными в линейной концепции. Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий [1].

Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Э. Тоффлер); во-вторых, понятие «цивилизация» очень часто приравнивается к понятию «культура» (А. Тойнби); в-третьих, под цивилизацией также понимается определенная стадия в развитии локальных культур, включая стадию их деградации и упадка (О. Шпенглер) [5]. Попробуем адаптировать это определение к дизайну. Мы полагаем, что дизайн - это продукт деятельности прежде всего Западной цивилизации, но, как ни странно, включает в себя все три названных смысла. Во-первых, индустриальный дизайн обозначил переход к принципиально другому типу производства; во-вторых, обозначил формирование нового типа культуры - культуры потребителей; и, наконец, в-третьих, история дизайна показывает нам спектр мировоззрений наций дизайна. В этом контексте предлагаемая концепция нелинейного (полтлинейного, многомерного) подхода к истории дизайна представляется нам чрезвычайно актуальной.

Одним из новых подходов к историческим процессам стал когнитивный подход. В связи с появлением новых направлений в науке и образовании, рождается и новый понятийный аппарат. Не смотря на то, что термин «когнитивный» (от латинского слова cognitio - знание, познание), означающий «познавательный», «имеющий отношение к познанию», появился уже достаточно давно - в шестидесятых годах прошлого века, говорить о повсеместном и активном его применении и формировании состоявшейся теории вряд ли приходится. Психологических исследованиях возникает новая парадигма когнитивной психологии, или когнитивистики, в ней традиционные познавательные процессы играют одну из ключевых ролей. Этот метод стал востребован в области дизайн-проектирования, на уровне работы с формой, цветом, фактурой - все эти процессы рассматриваются как составные части общего процесса обмена информацией между человеком и средой, придавая особое значение новой области применения дизайна -интерактивной. Это направление считается в настоящее время одним из перспективных, поэтому ощущается нарастающий к нему интерес. Стоит заметить, что когнитивный подход способствует обновлению, переосмыслению и расширению возможностей использования информационного потока, в том числе и в области истории дизайна.

Если мы рассматриваем историю дизайна как стандартную вузовскую дисциплину, то, безусловно, в создавшихся условиях необходимо заняться поисками и созданием новых технологий обучения студентов - когнитивных. Когнитивный подход к обучению

должен обеспечить важные для современного специалиста элементы развития: эффективное понимание окружающего мира в его реальном существовании, успешную адаптацию к жизни в условиях постиндустриального (информационного) общества и необходимое для этого интеллектуальное развитие. Например, с помощью специальной системы заданий, обеспечивающих логическую переработку информации.

Погружаясь же глубже в возможности когнитивного подхода, мы начинаем использовать общий процесс информационного обмена между человеком и средой на разных уровнях и исторических срезах, особенно важно для историко-культурологических дисциплин, в том числе (и особенно) для истории дизайна, демонстрирующей нам активную сторону этого взаимодействия - предметы, созданные из окружающей материи и наполняющие ее.

По мнению многих теоретиков, локомотивом когнитивного содружества, является теория искусственного интеллекта, поэтому в когнитологии доминирует технологический подход к изучению знаний, а критерием качества когнитивных теорий является практическая реализация [7]. Нелинейность, многокомпонентность познавательного подхода позволяет нам синтезировать общую концепцию взаимодействия теории и практики дизайнерского проектирования, показать ее в историческом развитии,

Одним из виднейших теоретиков когнитивной науки, в частности, когнитивной истории, была Ольга Михайловна Медушевская. По ее мнению, когнитивная история -наука, предметом которой является изучение человека как живого существа, обладающего разумом и проявляющего свою разумность созиданием целенаправленно создаваемого интеллектуального продукта [7]. Когнитивная история позволяет сориентироваться в закономерностях, базирующихся на когнитивных возможностях человека, к примеру, на простой способности фиксации информации. Можно получить информацию в биологической системе, вывести ее за пределы этой системы, в более устойчивую материальную, а затем провести процесс внедрения фиксированнюй информации в свою биологическую систему. Данная методика во многом напоминает часто используемое совремеменными проектировщиками направление бионики, а точнее биомиметики. Надо отметить, что по Медушевской, фиксация смысла осуществляется в понятиях, интеллектуальных продуктах (вещах) и различных системах кодирования. И если мы рассматриваем дизайн как комплексную деятельность, которая сегодня задействует не только материальную сторону создания объектов, но и интеллектуальную, то он (интеллектуальный продукт дизайна) и выступает в качестве связующего звена, соединяющего социум, обеспечивающего информационный ресурс. О.М. Медушевская называет его выступающим макрообъектом истории. Благодаря этой способности человечество фиксирует свое целенаправленное поведение в материальном образе. Это делает человечество способным к самопознанию, а когнитивную историю - эмпирической наукой [7].

Сказанное О.М. Медушевской прекрасно подходит к истории дизайна, наглядно демонстрирующей нам эволюцию интеллектуального труда дизайнера и материальное его воплощение в объектах дизайна, помимо всего прочего замечая в нем важный заложенный потенциал национального и интернационального синтеза. Объекты дизайна как свидетели исторических процессов, могут быть рассмотрены абсолютно по-разному в разных интерпретациях. Общие требования к эргономике предметов, схожие эстетические образы и позволяют получить некую общую картину мира у разных индивидов - пользователей объекта дизайна и выполнить условие перехода от интерпретации к пониманию. Таким образом, по Медушевской, мы получаем возможность содержательный диалог культур на уровне проектирования дизайн-объектов. Сегодня тема национального и интернационального компонента становится особенно актуальной и востребованной, а когнитивный подход к историческим процессом - тем самым важным инструментом их изучения.

За 100 лет своего существования, дизайн подарил людям колоссальное количество объектов, и, казалось бы, придумать что-то новое уже невозможно. Однако, из года в год, дизайнеры нам предлагают новые синтезы функций, новые оригинальные формы и принципиально инновационные объекты, поражающие воображение удивляющие своим решением (технологическим, конструктивным, эстетическим и пр.). Характер развития информационного обмена напоминает витки спирали: каждый новый виток постоянно

наращивает общий объем информационного ресурса, участвующего в процессе обмена. Такая же схема может нам встретиться в исследовании развития дизайна Японии с постоянным возвращением к истокам и наращиванием синтеза национальных и интернациональных компонентов объектов индустриального дизайна в этой стране. В спиралевидном движении можно увидеть преобразовательные ситуации (ключевые точки, факторы, влияющие на развитие), которые автор (исследователь, дизайнер, художник) совершает в глубине своего сознания. Это - идея обретения смысла, понимания, творчества, когда мысль выступает в виде идеального образа будущего интеллектуального продукта. [7]. Другим наглядным примером работы этого положения обретения смысла и синтезаможет быть развитие дизайна в Италии. Итальянский индустриальный дизайн постоянно подпитывается идеями традиционного ремесленного формообразования, и в этом синтезе рождаются удивительно красивые, наполненные смыслом, уникальным синтезом ремесленных традиций и технологических инноваций произведения.

Применяя когнитивный подход к истории дизайна, мы в силу своих индивидуальных особенностей и предпочтений и мыслей будем различно постигать смысл тех или иных явлений. По Медушевской, постижение смысла - это последний этап размышления, - когнитивная ситуация, в ходе которой индивид по-разному группирует набор имеющихся данных. Безусловно, это одна из самых важных и ответственных задач исследователя - рассмотрение временной событийной последовательности или их связь в динамической последовательности или некой логически выстроенной взаимосвязи, выявление внутренних взаимосвязей в различных параметрических ситуациях, группировка этих параметров и событий, позволяющие нам исследовать систему отношения объекта и информационной среды. Поиски ведутся в реализованном объекте селовеческой деятельности, имеющем материальную форму - вещи, выступающей также и средством опосредованного информационного обмена в автономной человеческой информационной среде [7]. Такой подход становится основой междисциплинарных направлений, генеалогическим исследованием, чутко реагирующим на воздействие различных (социо-культурных, общественно-политических, экономических, философо-теоретических и др.) факторов. История из науки, описывающей явления прошлого, становится дисциплиной, осуществляющей конструирование и моделирование процессов, упреждающее прогнозирование [7].

Это нам демонстрирует дизайн и его история. До последнего времени история дизайна, как и история архитектуры и искусств, рассматривалась как линейный процесс. К сожалению, во многих современных изданиях мы встречаем аналогичные упомянутым в отношении истории искусств и архитектуры классификации, а также достаточно искусственно устанавливаются рамки представления стилей и персоналий. Это утверждение можно проиллюстрировать изданиями западных искусствоведов Шарлотты и Петера Филла, Берндта Польстера, Ганса Винглера и др. Пролистывая их, можно заметить линейное построение изложения материала, зачастую показывающее нам лишь хронологическое развитие дизайна, оставляя за кадром сложные взаимосвязи между объектами дизайна, стилями и мастерами. Определенный интерес, на наш взгляд, представляется не просто поэтапное рассмотрение истории дизайна, а с раскрытием общественно-политических, социо-культурных событий, оказавших наиболее существенное влияние на эволюцию предметного окружения человека. В этом, на наш взгляд, можно увидеть отголосок реализации когнитивного подхода. Проектирование и производство изделия как ответ на актуальные вопросы общества рождает иконический объект дизайна, который отражает экономическое, социальное и культурное развитие общества отдельно взятой страны или всего мирового сообщества в целом. Формирование «дизайн-икон» происходит под воздействием многих факторов, среди которых можно выделить следующие основные группы: социально-экономические, общественно-политические, социокультурные, художественно-стилистические, научно-технические, философско-теоретические и факторы уникального авторства. В группу помимо всего философо-теоретических факторов вошли определенные философские течения, сформировавшие мировоззрение мастеров дизайна и отразившиеся в их предметном творчестве, или отдельные творческие принципы авторов, ставшие позже философскими категориями.

В рамках когнитивного подхода можно считать достаточно объективными сформулированные принципы описания истории дизайна в КГАСУ1:

Феноменологический принцип описания истории индустриального дизайна, в качестве базиса использует хронологические ряды общемировых иконических объектов дизайна - своеобразных феноменальных явлений в истории дизайна. Данный принцип может быть успешно использован в тех случаях, когда необходимо представить целостную картину общей истории дизайна с учетом многоаспектных групп факторов влияния на формообразование в мировом дизайне. В их роли чаще всего выступают наиболее значимые политические, экономические и социокультурные события. Феноменологический принцип особенно успешно может быть применен в периодизации истории дизайна, для начальной стадии изучения истории дизайна, а также для ее краткого резюмирующего изложения. В публикациях О.М. Медушевской мы также встречаем упоминание феноменологии как как определяющего типа научной рефлексии. Феноменологический подход, общая и универсальная методология гуманитарных и естественных наук признается сегодня наиболее перспективной, поскольку оказывается, прежде всего, концептуально открытой и способной адаптироваться к специфической ситуации современных способов историзации знания [7].

Историко-географический принцип описания истории дизайна предполагается использовать для детального многофакторного рассмотрения поэтапного развития индустриального дизайна геополитически обособленного субъекта. Он эффективен для углубленного изучения развития отдельной страны или ряда территориально- и культурно-близких друг другу стран. Стоит отметить, что и в этом случае в качестве объекта описания выступают иконические объекты дизайна, правда уже местного (локального) характера, именно на них строится описание истории дизайна по историко-географическому признаку. Как и в первом случае, история дизайна здесь тоже рассматривается в контексте экономических, социокультурных, политических и других особенностей субъекта. Например, по этому принципу рассматривается история как отдельной страны (Испания, Италия, Англия, Австрия и т.д.), так и групп стран (Скандинавия: Финляндия, Дания, Швеция; Южная Америка: Бразилия, Мексика, Аргентина и т.д.), а нередко и целого континента (Америка, Африка, Австралия и т.д.). Историко-географический принцип позволяет рассмотреть зависимость творческой деятельности от территориальной и природной основы, а также определить историческую взаимосвязь с прошлым.

Феноменально-географический принцип сохраняет многофакторность при описании истории индустриального дизайна, сохраняя стремление к целостности общей исторической картины. Феноменально-географический принцип можно рекомендовать для описания всеобщей истории индустриального дизайна.

Пример реализации этого принципа можно увидеть в изданиях, посвященных развитию дизайна с попыткой совмещения ярких событий на мировой дизайн-арене, выявлением вклада отдельной страны в мировую историю предметного формообразования. Таким образом, формируется ряд государств мира, внесших существенный вклад в общую копилку иконических объектов дизайна общемирового уровня, получившие вследствие этого название «нации дизайна». Такмии нациями дизайна в настоящее время принято считать Германию, Италию, США, Скандинавские страны, Японию и Великобританию.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Когнитивный подход - один из современных инструментов описания исторических подходов, который мы ни в коем случае не можем игнорировать, составляя эволюцию и такого вида человеческой деятельности, как дизайн.

2. История дизайна - это полилинейный, многоаспектный и многоуровневый конгломерат, и в рамках когнитивного подхода рассматривается как эволюция предметов в сложных системах локального и мирового уровня. Она позволяет нам рассматривать различные взаимосвязи и на основе этого когнитивного процесса выстраивать различные

1 Михайлова А. С. «Дизайн как особый вид проектно-художественной деятельности». Диссертация канд. иск., 2009 г.

сценарии развития дизайна. Эта система является открытой и динамику ее эволюции можно проследить по шедеврам дизайнерской деятельности - «дизайн-иконам».

2. Иконические объекты дизайна («дизайн-иконы») являются квинтэссенцией предметного формообразования, носителями непрерывно развивающейся культурной составляющей окружающей среды. Они несут в себе и запечатленные самые яркие образы прошлого, и возможное изменение представления о будущем (футурологические идеи, художественно-стилевое влияние на процесс предметного проектирования, временная фиксация художественного образа).

3. Когнитивный подход в истории дизайна позволяет расширить арсенал используемых инструментов описания сложного исторического процесса в дизайне. Синонимичен во многом синергетическому подходу, он помогает изучить ритм колебаний, изменений, обнаружить точки притяжения, бифуркации и ветвления сложной системы - истории дизайна. Его периодическую смену состояний смену состояний мы наблюдаем в смене дизайн-наций на сцене дизайна, а также в процессе развития дизайн-икон как на локальном, так и на мировом уровнях.

Когнитивный подход вкупе с полилинейным (синергетическим) подходом, как нам представляется, может стать новым инструментом в описании (научном представлении) истории дизайна. С одной стороны, это позволит получать узкоспециализированные знания по истории дизайна, а с другой - более целостной и объективной картины его развития. Переход к нелинейному изучению истории дизайна представляет сложный процесс, однако становится все более очевидно, что это - важная задача в формировании комплексного многомерного знания по истории дизайна.

Список библиографических ссылок

1. Яскевич Я. С. «Основы философии». Минск: Высшая школа, 2009. - 268 с.

2. Надыршин Н.М., Рябов О.Р. Учебник нового поколения // Дизайн-ревю, 2014, № 1-2. - С. 46-61.

3. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. «Введение в психологию». Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - С. 460-467.

4. Симбирцева Н.А. Визуальное в современной культуре. URL: http: //j ournals.uspu. ru/ attachments/article/88/Ch_1_2012_5.pdf (дата обращения: 19.08.2015).

5. Михайлова А.С. Полилинейность как принцип современной трактовки дизайна // Вестник ОГУ, 2013, № 1. - С. 48-52.

6. Келле В. Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности. URL: http:// anthropology.ru/ru/texts/kelle/symp12_09.

7. Тоффлер Элвин // Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipediaorg/wiki/Тоффлер, Элвин.

8. Медушевская О.М. Пространство и время в науках о человеке: Избранные труды. -М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 463 с.

9. Новикова Е.Ю. Когнитивная психология в дизайне. URL: http://enidtp.ru/ru_RU/ download/127/ (дата обращения: 19.08.2015).

10. Михайлова А.С. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века (19201980-е гг.). Автореф. дисс. канд. искусствовед. - М., 2009.

Belov M.I. - candidate of art, associate professor E-mail: belov_m@list.ru

Mikhaylova A.S. - candidate of art, associate professor E-mail: misuoka@gmail.com

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Cognitive approach in the history of design

Resume

The modern theory of history was replenished with new tools. The concept of cognitive approach, its main features is considered. On the basis of experience of cognitive history of O. M. Medushevskaya the parallel with evolutionary processes in design is drawn, and also an attempt of application of cognitive approach for studying of history of design is made, using author's phenomenological, phenomenal and geographical approaches. It is the new tool recommended for application in historical and theoretical disciplines for students of speciality «architect-designer».

Cognitive approach together with multilinear (synergetic) approach, from our point of view, can become the new tool in the description (scientific representation) of design history. On the one hand, it will allow to gain highly specialized knowledge of design history, and with another -more complete and objective picture of its development. Transition to nonlinear studying of history of design represents difficult process, however it becomes more and more obvious that it is an important task in formation of complex multidimensional knowledge of design history.

Keywords: design history. cognitive approach, cognitive history, interdisciplinary approach.

Reference list

1. Yaskevich Ya.S. «Fundamentals of philosophy». - Minsk: Vyshaya shkola, 2009. - 268 p.

2. Nadyrshin N.M., Ryabov O.R. Textbook of new generation // Dizajn revju, 2014, № 1-2.

- P. 46-61.

3. Atkinson R.L., Atkinson R.S., Smith E.E., Bem D.Dzh., Nolen-Hoeksema S. «Introduction to psychology». Under the general edition of V.P. Zinchenko. 15th international edition. - SPb.: Prime-Evroznak, 2007. - P. 460-467.

4. Simbirtseva of N.A. Vizuality in modern culture. URL: http://journals.uspu.ru/ attachments/article/8 8/Ch_ 1_2012_5.pdf (reference date: 19.08.2015).

5. Mikhaylova A.S. Polilineynost as principle of modern interpretation of design // Bulletin of regional public institution, 2013, №. 1. - P. 48-52.

6. Kelle V.Zh. Idey of multidimensionality in knowledge of social reality. URL: http:// anthropology.ru/ru/texts/kelle/symp12_09.

7. Toffler Alvin. Wikipedia - the free encyclopedia. URL: http : //ru.wikipediaorg/wiki/ Toffler, Alvin.

8. Medushevsky O.M. Space and time in sciences about the person: Chosen works. - M.: Center of humanitarian initiatives, 2013. - 463 p.

9. Novikova E.Yu. Cognitive psychology in design. URL: http://enidtp.ru/ru_RU/download /127/ (reference date: 19.08.2015).

10. Mikhaylova A.S. Industrial design as type of project - art activity in the conditions of the developed industrial production of the XX century (the 1920-1980th). Avtoref. cand. art.

- M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.